Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.12.1999 N 83-Г98-4 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СТ. 24 ЗАКОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ" УДОВЛЕТВОРЕНА ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ УСТАНОВЛЕННОЕ ОСПАРИВАЕМОЙ НОРМОЙ ЗАКОНА ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ И МЕЖДУНАРОДНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 декабря 1999 года
   
                                                       Дело N 83-Г98-4
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                               Кебы Ю.Г.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в судебном заседании 15 декабря 1999  г.  дело  по
   заявлению   прокурора   Брянской  области  о   признании   частично
   недействительным   Закона   Брянской   области   "О    профилактике
   правонарушений в Брянской области" по кассационной жалобе  Брянской
   областной Думы.
       Заслушав  доклад судьи Василевской В.П. и заключение  помощника
   Генерального  прокурора  РФ Корягиной Л.Л.  об  оставлении  решения
   суда без изменения, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       согласно   ст.  24  Закона  Брянской  области  "О  профилактике
   правонарушений в Брянской области" не допускается нахождение  детей
   и  подростков  в возрасте до 14 лет на улицах, в дворах,  парках  и
   других общественных местах без сопровождения родителей или лиц,  их
   заменяющих, с 22 до 6 часов утра в период учебного года и с  23  до
   6  часов  утра  во время летних каникул; кроме того, предусмотрено,
   что  органы  внутренних  дел  вправе доставлять  в  дежурные  части
   несовершеннолетних  в возрасте до 14 лет, находящихся  в  указанное
   время  в  общественных местах без сопровождения родителей или  лиц,
   их  заменяющих, с немедленным уведомлением их об этом, а  в  случае
   неустановления  в течение 3 часов личности доставленных  детей  или
   места   жительства  их  родителей  подростки  помещаются  в   центр
   временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при  УВД
   или  детские  приюты  при центрах социальной  защиты  населения  по
   месту   жительства;   за   несоблюдение   установленных   временных
   ограничений  пребывания  детей на улицах и  в  общественных  местах
   установлена  ответственность родителей или лиц,  их  замещающих,  в
   размере одной трети минимального размера оплаты труда.
       Прокурор  Брянской  области обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании данной нормы Закона недействительной, указывая,  что  она
   противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
       Решением  Брянского  областного суда  от  26  октября  1998  г.
   заявление прокурора удовлетворено.
       В  кассационной жалобе Брянская областная Дума просит об отмене
   решения,  ссылаясь  на  его незаконность, неправильное  определение
   юридически   значимых   обстоятельств   и   неполное   исследование
   обстоятельств дела.
       Судебная коллегия Верховного Суда РФ, проверив материалы дела и
   обсудив  доводы  кассационной жалобы, оснований к отмене  судебного
   решения не находит.
       Обсуждая вопрос о законности ст. 24 Закона Брянской области  "О
   профилактике    правонарушений   в    Брянской    области",    суд,
   руководствуясь  ч.  1  ст.  27,  ст.  55  Конституции  РФ,  ст.   6
   Федерального  закона  от  24.07.98  "Об  основных  гарантиях   прав
   ребенка  в  Российской Федерации" и ст. ст. 1, 8 Закона  Российской
   Федерации  от  25.06.93  "О праве граждан на свободу  передвижения,
   выбор   места   пребывания  и  жительства  в  пределах   Российской
   Федерации",  обоснованно пришел к выводу о том,  что,  не  допуская
   пребывания  несовершеннолетних до 14 лет в  общественных  местах  в
   вечернее  и  ночное время без сопровождения родителей, оспариваемая
   норма  Закона  фактически ограничивает их  право  на  передвижение,
   тогда  как  ограничение прав граждан Российской  Федерации,  в  том
   числе  и  детей, допускается только на основании закона  Российской
   Федерации.
       Такое ограничение предусмотрено ст. 8 Закона РФ от 25.06.93  "О
   праве  граждан  на свободу передвижения, выбор места  пребывания  и
   жительства  в пределах Российской Федерации" в пограничной  полосе,
   в  закрытых  военных  городках, в зонах экологического  бедствия  и
   т.п.,  но  установленных  ст. 24 Закона  Брянской  области  случаев
   пребывания   несовершеннолетних  граждан  Российской  Федерации   в
   общественных местах не предусматривает.
       Установленное     областным    Законом     ограничение     прав
   несовершеннолетних противоречит и Федеральному закону "Об  основных
   гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации", согласно  которому
   ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством  права
   и  свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией  РФ,
   общепризнанными   принципами   и  нормами   международного   права,
   международными  договорами Российской Федерации, Семейным  кодексом
   РФ и др. нормативными правовыми актами Российской Федерации.
       Согласно  Конвенции  о  правах  ребенка,  принятой  Генеральной
   Ассамблеей  ООН  20.11.89, "во всех действиях  в  отношении  детей,
   независимо  от  того,  предпринимаются  они  государственными   или
   частными    учреждениями,   занимающимися   вопросами   социального
   обеспечения,   судами,   административными   или   законодательными
   органами,   первоочередное  внимание  должно  уделяться  наилучшему
   обеспечению  интересов  ребенка; задержание ребенка  осуществляется
   только согласно закону и используется лишь в качестве крайней  меры
   и  в  течение  как  можно более короткого соответствующего  периода
   времени" (ст. ст. 3, 37).
       Следовательно,  исходя  и  из этих  норм  международного  права
   установленный  областным  Законом порядок ограничения  прав  детей,
   задержания   их  и  помещения  в  центр  временной   изоляции   для
   несовершеннолетних правонарушителей при УВД или детские приюты  без
   указания   срока   пребывания  и  лишь  только   за   появление   в
   общественных  местах  нарушает права ребенка и  свидетельствует  об
   отсутствии  особой  заботы  о  детях, провозглашенной  Организацией
   Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека.
       Таким  образом, вывод суда о незаконности ст. 24  оспариваемого
   прокурором  областного  Закона  является  правильным,  а   судебное
   решение  об  удовлетворении заявленного им требования - законным  и
   обоснованным.
       Дело   рассмотрено   с   соблюдением   норм   материального   и
   процессуального права, и оснований для отмены судебного решения  не
   имеется.
       Изложенные   в   кассационной  жалобе   доводы   о   законности
   предусмотренных   ст.   24   Закона   положений   судом   тщательно
   проверялись и правильно признаны необоснованными, о чем  в  решении
   содержится мотивированный и аргументированный ответ.
       Принимая  данный  спор  к  своему производству,  областной  суд
   действовал в пределах своей компетенции, так как в соответствии  со
   ст.  1,  п.  1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Закона Российской Федерации  "О
   прокуратуре  Российской Федерации" (в редакции Федерального  закона
   от  18.10.95)  прокуратура  обладает  полномочиями  по  надзору  за
   соответствием  законам правовых актов, издаваемых  законодательными
   органами  субъектов Российской Федерации и правом их оспаривания  в
   суде.
       Суждений   суда   о   неконституционности  оспариваемой   нормы
   областного  Закона,  на  что  обращается  внимание  в  кассационной
   жалобе, в решении не содержится.
       Другие  доводы  кассационной жалобы, в том числе  и  ссылка  на
   состояние   правонарушений   среди   несовершеннолетних    правовых
   последствий по данному делу не создают и не могут быть  приняты  во
   внимание.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п.
   1  ст.  305  ГПК  РСФСР,  Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда РФ
   
                              определила:
   
       решение  Брянского  областного  суда  от  26  октября  1998  г.
   оставить  без  изменения,  кассационную жалобу  Брянской  областной
   Думы - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz