Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.12.1999 N 45-Г99-33 ЖАЛОБА НА РЕШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ УДОВЛЕТВОРЕНА, ПОСКОЛЬКУ ОТКРЫТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СЧЕТА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ФОНДА КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ДО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ СПИСКА КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 2 декабря 1999 года
   
                                                      Дело N 45-Г99-33
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Толчеева Н.К.,
                                                       Пирожкова В.Н.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  2  декабря  1999  года
   гражданское   дело   по  жалобам  С.  и  О.  на  решение   окружной
   избирательной  комиссии  по выборам депутата  Государственной  Думы
   Федерального   Собрания   Российской  Федерации   III   созыва   по
   Серовскому   одномандатному  избирательному   округу   N   167   по
   кассационной жалобе О. на решение Свердловского областного суда  от
   5 ноября 1999 года, которым в удовлетворении жалоб отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Толчеева  Н.К.,  объяснения представителя  О.  -  Капустиной  М.Б.,
   представителя  окружной  избирательной  комиссии  -  Рыкова   Е.П.,
   представителя   Б.   -   Зарицкого   О.В.,   заключение   прокурора
   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  Гермашевой   М.М.,
   полагавшей  жалобу обоснованной, Судебная коллегия  по  гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       С.  и  О.  обратились в Свердловский областной суд с  жалобами,
   объединенными судом в одно производство, о признании  незаконным  и
   не  действующим  со  дня  принятия решения  окружной  избирательной
   комиссии  по  выборам  депутата Государственной  Думы  Федерального
   Собрания    Российской   Федерации   III   созыва   по   Серовскому
   одномандатному избирательному округу N 167 от 21 октября 1999 г.  N
   14,  которым  постановлено  считать  действующим  специальный  счет
   избирательного фонда кандидата Б., открытый 18 октября  1999  года,
   и  признано утратившим силу решение этой же избирательной  комиссии
   от  20  октября  1999  г.  N  13  о  закрытии  указанного  счета  и
   представлении финансового отчета по нему.
       По  мнению заявителей, сохранение прежнего специального  счета,
   открытого  при  выдвижении Б. от группы избирателей, при  повторном
   его  выдвижении  от избирательного блока противоречит  федеральному
   закону  и  нарушает  их  конституционные  права  избирать  и   быть
   избранными в федеральный орган государственной власти.
       Решением Свердловского областного суда от 5 ноября 1999 года  в
   удовлетворении жалоб отказано.
       В кассационной жалобе О. просит решение суда отменить и вынести
   новое  решение,  ссылаясь на неправильное применение  и  толкование
   судом норм материального права.
       Окружная  избирательная комиссия и Б. в  своих  возражениях  на
   жалобу  считают решение суда законным и обоснованным,  поддерживают
   изложенные в нем выводы.
       Обсудив  доводы  кассационной  жалобы  и  возражения  на   нее,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации находит решение суда подлежащим отмене.
       В  соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона  от  24  июня
   1999   г.  N  121-ФЗ  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
   Федерального  Собрания Российской Федерации"  (далее  по  тексту  -
   Федеральный   закон   "О  выборах...")  кандидат,   выдвинутый   по
   одномандатному  избирательному  округу,  обязан  открыть   в   этом
   избирательном   округе   специальный  избирательный   счет   своего
   избирательного     фонда    после    уведомления    соответствующей
   избирательной   комиссии  о  выдвижении  данного   кандидата   либо
   представления  в соответствующую избирательную комиссию  заверенной
   Центральной  избирательной  комиссией  Российской  Федерации  копии
   списка   кандидатов,  выдвинутых  по  одномандатным   избирательным
   округам,  но  не  позднее  чем за пять дней  до  дня  представления
   документов  для  регистрации  данного кандидата  в  соответствующую
   окружную избирательную комиссию.
       Согласно  п.  4  этой статьи кандидат открывает такой  счет  на
   основании  документа, выдаваемого окружной избирательной комиссией,
   в  течение  трех  дней после получения указанного уведомления  либо
   копии списка кандидатов.
       Окружная   избирательная  комиссия  разрешила  Б.,  выдвинутому
   избирательным  блоком  "Мир. Труд. Май.", использовать  специальный
   избирательный  счет, открытый им до представления  в  избирательную
   комиссию заверенного списка кандидатов.
       Суд,  признавая  такие  действия  законными,  мотивировал  свое
   решение  тем,  что Б. был выдвинут группой избирателей  15  октября
   1999  г.,  с  этого времени приобрел статус кандидата по Серовскому
   одномандатному  избирательному округу N 167  и  не  утратил  данный
   статус после отзыва своего заявления о согласии баллотироваться  от
   группы  граждан, а реализовал только свое право по выбору  субъекта
   выдвижения,  поскольку  в силу п. 3 ст. 47 Федерального  закона  "О
   выборах..."  кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями,  не
   может  быть одновременно зарегистрирован и от избирательного блока,
   поэтому  оснований для закрытия специального избирательного  счета,
   по  которому финансовые операции не производились, и для возложения
   на  Б.  обязанности  сдать финансовый отчет не имелось,  обжалуемое
   решение  окружной избирательной комиссии не нарушает  избирательных
   прав заявителей.
       С  выводами  суда, основанными на неправильном толковании  норм
   материального права, согласиться нельзя.
       Кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном  законом
   порядке  в  качестве  претендента на замещаемую посредством  прямых
   выборов   должность  или  на  членство  в  органе  (палате  органа)
   государственной  власти или органе местного  самоуправления  (ч.  1
   ст.  2  Федерального  закона от 19 сентября 1997  г.  N  124-ФЗ  (в
   редакции  от 30 марта 1999 г.) "Об основных гарантиях избирательных
   прав  граждан  и права на участие в референдуме граждан  Российской
   Федерации").
       Федеральным законом "О выборах..." право выдвигать кандидата по
   одномандатному  избирательному округу предоставлено гражданину  или
   гражданам,  обладающим активным избирательным правом на  территории
   данного   избирательного   округа  (п.   1   ст.   37),   а   также
   избирательному объединению, избирательному блоку (ст. 38).  Порядок
   выдвижения  установлен  различный,  в  зависимости  от  того,   кем
   выдвигается кандидат.
       15  октября  1999  г.  Б. с его согласия был  выдвинут  группой
   избирателей в установленном статьей 37 данного Федерального  закона
   порядке  в качестве претендента на членство в Государственной  Думе
   по  Серовскому  одномандатному  избирательному  округу  N  167.   С
   момента надлежащего уведомления окружной избирательной комиссии  он
   приобрел статус кандидата и на основании выданного в связи  с  этим
   разрешения  18  октября  1999 г. открыл  специальный  избирательный
   счет  в Серовском отделении N 1705 Сберегательного банка Российской
   Федерации (л.д. 19 - 23).
       Право   лица,  приобретшего  статус  кандидата,  на   изменение
   субъекта  выдвижения с сохранением существующего статуса  правовыми
   нормами,    регулирующими   избирательные   права    граждан,    не
   предусмотрено.  Статья  51  Федерального  закона  "О   выборах...",
   регулирующая выбытие кандидатов, позволяет кандидату отозвать  свое
   заявление, сохраняя право на повторное выдвижение, в том  числе  по
   тому  же  избирательному округу, в порядке и сроки, предусмотренные
   настоящим Федеральным законом (п. п. 1, 4 ст. 51).
       Из    письменного   уведомления,   поступившего   в    окружную
   избирательную комиссию 19 октября 1999 г. за входящим N 99,  видно,
   что   Б.   отозвал   свое  заявление  о  согласии   баллотироваться
   кандидатом от группы избирателей именно на основании п.  1  ст.  51
   Федерального   закона  "О  выборах..."  (л.д.  27).  Отзыв   такого
   заявления  влечет  за  собой  выбытие кандидата,  прекращение  всех
   финансовых  операций  по  открытому  им  избирательному   счету   и
   возникновение  у  гражданина, являвшегося  кандидатом,  обязанности
   сдать финансовый отчет (п. 1 ст. 51, п. 7 ст. 63, п. 3 ст. 66).
       Таким образом, исходя из приведенных норм Закона, представление
   в  окружную избирательную комиссию в тот же день за входящими N 100
   -  102  документов о выдвижении Б. избирательным блоком "Мир. Труд.
   Май."   в   порядке,  установленном  ст.  ст.  38,  40   названного
   Федерального  закона,  кандидатом в депутаты  Государственной  Думы
   (л.д.  28  -  39)  означает  не  изменение  субъекта  выдвижения  с
   сохранением прежнего статуса, а повторное выдвижение одного и  того
   же  лица  на основании п. 4 ст. 51 Федерального закона и  повторное
   приобретение  им  прав  и обязанностей кандидата,  в  том  числе  и
   обязанности  открыть после этого специальный избирательный  счет  в
   порядке  и  сроки, предусмотренные п. п. 1, 4 ст.  63  Федерального
   закона.
       Принципиальное  положение  Закона  о  выбытии  кандидата  после
   отзыва  им своего заявления призвано в случае повторного выдвижения
   этого  же лица обеспечить равенство с другими кандидатами, так  как
   исключает возможность использования предыдущего выдвижения с  целью
   получения  преимуществ,  в  том числе путем  открытия  специального
   избирательного   счета,  чтобы  при  выдвижении  от  избирательного
   объединения  либо избирательного блока, требующем более  длительной
   процедуры,  не  был нарушен установленный для открытия  счета  срок
   (не  позднее  чем за пять дней до дня представления документов  для
   регистрации данного кандидата).
       Б. в заявлении о согласии баллотироваться от группы избирателей
   от   14.10.99   подтвердил,   что   не   давал   согласия   другому
   избирательному блоку на включение его в состав списков  кандидатов,
   хотя  такое согласие им уже было дано 12.10.99 (л.д. 21,  39).  Это
   свидетельствует о наличии при первом выдвижении именно такой цели.
       Решением окружной избирательной комиссии от 20 октября 1999  г.
   N  13, принятым во исполнение вышеприведенных положений Закона,  Б.
   было  предложено закрыть специальный счет и представить  финансовый
   отчет,  а  также  выдано разрешение на открытие специального  счета
   избирательного фонда взамен закрытого (л.д. 15 - 16).
       Оспариваемым  решением  от 21 октября 1999  г.  N  14  окружная
   избирательная  комиссия  со ссылкой  на  п.  п.  1,  3,  5  ст.  63
   Федерального   закона  "О  выборах..."  отменила  свое   предыдущее
   решение  от  20 октября 1999 г., разрешила использовать специальный
   избирательный счет, открытый Б. 18 октября 1999 г. при  первом  его
   выдвижении группой избирателей (л.д. 17 - 18).
       Последнее  решение  не может быть признано законным,  поскольку
   открытие  такого  счета  до представления в окружную  избирательную
   комиссию   Серовского  одномандатного  округа  N   167   заверенной
   Центральной  избирательной  комиссией  Российской  Федерации  копии
   списка  кандидатов,  выдвинутых избирательным  блоком  "Мир.  Труд.
   Май."  по одномандатным избирательным округам, противоречит  п.  п.
   1, 4 ст. 63 Федерального закона "О выборах...".
       Несостоятельна  и ссылка на п. 5 указанной статьи  Закона.  Как
   следует  из  содержания  этой нормы, она относится  к  специальному
   случаю,  предусмотренному п. 10 ст. 38 Федерального  закона,  когда
   допускается  изменение одномандатного округа с согласия  кандидата,
   сохраняющего    свой   статус.   Порядок   открытия    специального
   избирательного  счета  при изменении избирательного  округа,  когда
   лицо  в  соответствии  с п. 4 ст. 51 Федерального  закона  повторно
   выдвинуто  на  тех  же выборах, эта норма не регулирует,  поскольку
   при  повторном  выдвижении  независимо от  того,  изменен  или  нет
   избирательный  округ,  открытие такого счета производится  в  общем
   порядке,  закрепленном  в  п.  1  ст.  63  Федерального  закона  "О
   выборах...".
       Статья  19  Конституции Российской Федерации, а также положения
   Федерального  закона  "О  выборах  депутатов  Государственной  Думы
   Федерального  Собрания Российской Федерации" и Федерального  закона
   "Об  основных  гарантиях  избирательных прав  граждан  и  права  на
   участие  в  референдуме граждан Российской Федерации" провозглашают
   равенство  всех  перед  законом  и  судом,  в  том  числе   и   при
   осуществлении избирательных прав гражданами.
       Освободив Б. от обязанности сдать финансовый отчет после отзыва
   своего  согласия  баллотироваться, данного  при  первом  выдвижении
   группой   избирателей,   и  от  обязанности   открыть   специальный
   избирательный  счет  после  уведомления  о  повторном   выдвижении,
   окружная  избирательная комиссия поставила его в  привилегированное
   положение  по  сравнению  с  другими гражданами,  претендующими  на
   членство в палате федерального органа государственной власти.
       Тем  самым  нарушено  право заявителей  избирать  кандидатов  в
   депутаты,  зарегистрированных в установленном  законом  порядке,  и
   пассивное  избирательное право О., также претендующего на  членство
   в  Государственной Думе, участвовать в выборах на равных условиях с
   другими  кандидатами. В этой связи довод суда о том, что обжалуемое
   решение  окружной избирательной комиссии не нарушает  избирательных
   прав заявителей, является ошибочным.
       С   учетом  изложенного  следует  признать,  что  судом  первой
   инстанции  нормы  материального права  применены  неправильно.  Это
   является  основанием  к отмене решения суда в кассационном  порядке
   (п.  4  ст.  306  ГПК  РСФСР).  Поскольку  обстоятельства,  имеющие
   значение   для   дела,  установлены  на  основании   представленных
   материалов,  Судебная  коллегия полагает  возможным  вынести  новое
   решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
       Руководствуясь  п.  4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Свердловского областного суда от 5  ноября  1999  года
   отменить.   Вынести  новое  решение:  признать  незаконным   и   не
   действующим   со   дня  принятия  решение  окружной   избирательной
   комиссии  по  выборам  депутата Государственной  Думы  Федерального
   Собрания    Российской   Федерации   III   созыва   по   Серовскому
   одномандатному избирательному округу N 167 от 21 октября 1999  года
   N 14 "О специальном счете избирательного фонда кандидата Б.".
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz