Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ NO. 23Д/5-99 ОТ 22.11.1999 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
                   от 22 ноября 1999 г. No. 23д/5-99
   
               ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
            СВЯЗАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО
                      ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
   
       Генеральной прокуратурой  Российской  Федерации  совместно   с
   транспортными   прокурорами  и  прокурорами  субъектов  Российской
   Федерации  проведена  проверка  исполнения   законодательства   об
   использовании  земель  федерального  железнодорожного  транспорта,
   которой выявлены многочисленные нарушения.
       В соответствии  со  ст.  5  Федерального закона "О федеральном
   железнодорожном транспорте" землями федерального  железнодорожного
   транспорта  являются земли федерального значения,  предоставляемые
   безвозмездно   в   постоянное   (бессрочное)    пользование    его
   предприятиям  и  учреждениям  для осуществления возложенных на них
   специальных  задач.  Для  целей,   носящих   временный   характер,
   предприятиям   и  учреждениям  железнодорожного  транспорта  могут
   предоставляться земли на условиях  аренды.  Порядок  использования
   земель   железнодорожного  транспорта  в  пределах  полосы  отвода
   определяется федеральным органом исполнительной власти  в  области
   железнодорожного   транспорта   с   учетом  требований  земельного
   законодательства Российской Федерации.
       Во  исполнение  этих  требований Министерством путей сообщения
   Российской  Федерации  Приказом  No.  26Ц  от  15.05.99 утверждено
   Положение    о   порядке    использования    земель   федерального
   железнодорожного  транспорта  в пределах  полосы  отвода  железных
   дорог.
       Как показала проверка, практически во всех регионах требования
   данного законодательства должным образом не исполняются.  Одной из
   основных  причин  нарушений  является  отсутствие  у   предприятий
   железных   дорог  правоустанавливающих  документов  на  постоянное
   пользование закрепленными за ними  земельными  участками,  включая
   полосу   отвода,   что   во   многом   обусловлено   незаконченной
   инвентаризацией земель.
       Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25.08.92
   No. 622 "О совершенствовании ведения  государственного  земельного
   кадастра  в  Российской  Федерации" утверждено Положение о порядке
   ведения    государственного    земельного    кадастра,     которым
   предусматривалось  проведение сплошной инвентаризации земель.  Эта
   работа была возложена на Комитет Российской Федерации по земельной
   реформе   и   земельным  ресурсам  (ныне  Государственный  комитет
   Российской Федерации по земельной политике) и его  территориальные
   подразделения (далее - земельные комитеты).
       Требования  об  инвентаризации  земель  содержатся  и в  Указе
   Президента   Российской   Федерации   от   23.04.93  No.   480  "О
   дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", а
   также   в  Постановлении  Правительства  Российской  Федерации  от
   12.07.93   No.   659   "О  проведении  инвентаризации  земель  для
   определения   возможности   их   предоставления   гражданам",    в
   соответствии   с которым  в течение  1993  - 1995  гг.   земельным
   комитетам   было  поручено  провести  инвентаризацию  земель  всех
   категорий, не используемых в сельскохозяйственном производстве.
       В нарушение этих нормативно - правовых актов инвентаризация во
   многих регионах еще не закончена,  а в ряде местностей  вообще  не
   проводилась.  В  результате  правовой  статус  большого количества
   земельных  участков,  занимаемых  предприятиями   железнодорожного
   транспорта,   до   настоящего  времени  не  урегулирован.  Местные
   земельные    комитеты    неправомерно    затягивают     проведение
   инвентаризации,  а иногда и прямо отказывают железным дорогам в ее
   осуществлении и выдаче правоустанавливающих документов.
       В настоящее  время  земельным комитетом г.  Санкт - Петербурга
   ГУП "Октябрьская железная дорога" выдано лишь  одно  свидетельство
   на  право  постоянного  пользования  землей  на  участке  Лигово -
   Гатчина.   На   остальные   земли   железнодорожного    транспорта
   оформляются  временные свидетельства о землепользовании,  служащие
   основанием для установления и  взимания  земельного  налога  и  не
   являющиеся   документами,   удостоверяющими   право  на  земельные
   участки.
       На Московской    железной   дороге   до   настоящего   времени
   отсутствуют правоустанавливающие документы на земли, расположенные
   в  полосе  отвода  Московско - Курского,  Московско - Смоленского,
   Курского,  Смоленского,  Тульского отделений  дороги.  Аналогичная
   ситуация  сложилась  во  Владимирской  и  Нижегородской  областях,
   Республиках  Коми  и  Татарстан  и  многих   других   транспортных
   регионах.
       В результате  указанных  нарушений  на   многих   предприятиях
   железнодорожного   транспорта   в   качестве  правоустанавливающих
   документов используются схемы полосы отвода, утвержденные местными
   органами  власти  еще  в  30 - 40 годах (Октябрьская,  Московская,
   Северо - Кавказская железные дороги  и  др.).  Это  обстоятельство
   нередко   используют   органы   исполнительной   власти  некоторых
   субъектов   Российской   Федерации,    местного    самоуправления,
   территориальные  земельные  комитеты,  принимая нормативные акты и
   осуществляя другие действия,  нарушающие права и законные интересы
   предприятий,  учреждений и организаций железнодорожного транспорта
   по  вопросам  владения,  пользования   и   распоряжения   землями,
   предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование.
       На  основании  решения  администрации Привокзального района г.
   Тулы  от  18.03.99  No.  225  муниципальное  предприятие "Тульский
   городской  центр градостроительства и землеустройства" самоуправно
   передало  по договору аренды ООО "Фирма "Курьер" земельный участок
   железной дороги.
       Распоряжением главы         территориального        управления
   Красносельского административного района г.  Санкт - Петербурга по
   согласованию  с земельным комитетом предпринимателю Орлову Ю.А.  в
   аренду сроком на три  года  был  предоставлен  земельный  участок,
   расположенный   в   полосе  отвода  Октябрьской  железной  дороги.
   Подобные факты  носят  массовый  характер  и  на  других  железных
   дорогах (Горьковская, Дальневосточная, Северная и т.д.).
       Указанные нарушения  обусловлены  ненадлежащим  контролем,   а
   порой и прямым попустительством со стороны земельных комитетов, не
   выполняющих функций, возложенных на них ст. 108 Земельного кодекса
   РСФСР,   Положением   о   порядке  осуществления  государственного
   контроля  за  использованием  и  охраной   земель   в   Российской
   Федерации,  утвержденным  Постановлением  Правительства Российской
   Федерации от 23.12.93 No. 1362, и другими нормативными актами.
       Вопреки требованиям    законодательства   земельные   комитеты
   нередко из местнических интересов идут на поводу у органов власти,
   местного  самоуправления,  не пресекают их незаконную деятельность
   по распоряжению землями федерального железнодорожного  транспорта.
   Отдельными земельными комитетами в целях оправдания противоправных
   решений местного руководства допускается  произвольное  толкование
   действующего законодательства,  связанного с использованием земель
   транспорта.
       Так,   комитет   по   земельным   ресурсам   и землеустройству
   Ярославской   области  в своем  письме  в ГУП  "Северная  железная
   дорога" от 26.08.99 No.  05-10/534 разъяснил, что до выхода нового
   Земельного  кодекса  Российской  Федерации,   введения  в действие
   Федерального  закона  "О  государственных и муниципальных землях",
   принятия   постановления   Правительства  Российской  Федерации  о
   порядке   управления   федеральными  землями  сохраняется  прежний
   порядок  предоставления  земельных участков,  в том числе в полосе
   отвода   железных   дорог.   Согласно   этому  порядку  решение  о
   предоставлении   земель   в  пользование   или   аренду  принимает
   администрация  муниципального  образования,  а  с железной дорогой
   производится лишь согласование данного вопроса.
       Особенно следует   отметить   позицию  Московского  земельного
   комитета,  утверждающего,  что в  соответствии  со  ст.  8  Закона
   Российской  Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" все
   земли,  находящиеся на территории города,  в  том  числе  и  земли
   железнодорожного транспорта, являются собственностью г. Москвы. На
   этом основании в 1995 - 1996 гг. в нарушение требований ст. 421 ГК
   РФ  большинству  столичных предприятий железнодорожного транспорта
   земельными  комитетами  столицы  были  разосланы   уведомления   о
   необходимости  заключения  договоров  аренды  земельных участков с
   Правительством Москвы под угрозой привлечения  к  административной
   ответственности.
       Более того,  земельными   комитетами   г.   Москвы   выносятся
   незаконные   предписания   в  адрес  предприятий  железнодорожного
   транспорта  о  расторжении  договоров  о   временном   пользовании
   сторонними организациями землями транспорта,  чем грубо нарушаются
   положения ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном
   транспорте".
       Аналогичные нарушения имели место в  г.  Санкт  -  Петербурге,
   Краснодарском   и   Хабаровском   краях,   Тюменской,  Смоленской,
   Новгородской,  Воронежской  областях,   Кабардино   -   Балкарской
   Республике и многих других регионах.
       При отсутствии    контроля    за     использованием     земель
   железнодорожного  транспорта  со  стороны  земельных  комитетов  и
   собственно предприятий  железнодорожного  транспорта,  координации
   между  ними  широко  распространена  практика самовольного захвата
   этих земель юридическими лицами и гражданами.
       На территории Пушкинского района г.  Санкт - Петербурга в ходе
   проверки  установлены  факты  длительного   самовольного   захвата
   огородническими   товариществами  "Лето",  "Надежда",  "Восток"  и
   "Болотное"  земельных  участков  Октябрьской  железной  дороги.  В
   Воронежской области прокурорами выявлено 40 объектов,  самоуправно
   выстроенных на землях Юго - Восточной  железной  дороги.  Подобные
   факты характерны и для других транспортных регионов.
       При пользовании  землями  (сдаче  в   аренду,   во   временное
   пользование  и т.д.) допускаются также нарушения законодательства,
   регулирующего безопасность движения, пожарную безопасность.
       Постановлением  главы администрации г.  Ростова - на - Дону от
   16.10.96  No.  1557  у Ростовского  отделения  Северо - Кавказской
   железной   дороги   изъят  земельный  участок  площадью  0,07  га,
   являющийся  полосой отвода железной дороги,  который был передан в
   аренду  ООО "Донинтас" для строительства АЗС с подземным хранением
   горюче  - смазочных  материалов  (ГСМ) в зоне повышенной опасности
   (на  расстоянии  15  м от железнодорожного полотна,  с интенсивным
   движением  пассажирских  и грузовых  поездов).  Такие же нарушения
   распространены на Западно - Сибирской,  Северной,  Юго - Восточной
   железных дорогах.
       Проверка показала,   что   при  пользовании  землями  допущены
   многочисленные нарушения  законодательства  об  охране  окружающей
   среды   как   сторонними   пользователями,   так  и  предприятиями
   железнодорожного  транспорта.  На  ряде  железных  дорог  отмечены
   загрязнения земельных участков нефтепродуктами,  производственными
   отходами,  мусором. Нарушения названного законодательства выявлены
   практически  на  всех  железных дорогах,  где проводилась проверка
   (Горьковской,   Дальневосточной,   Калининградской,    Московской,
   Северной, Юго - Восточной).
       О нарушениях  законодательства,  связанного  с  использованием
   земель  железнодорожного транспорта,  Министерство путей сообщения
   Российской Федерации,  железные дороги неоднократно  информировали
   Госкомзем  России  и  территориальные  земельные комитеты,  однако
   реальных мер к устранению нарушений не принято.
       В ходе   проверки   прокурорами  опротестован  ряд  незаконных
   решений местных органов власти об отчуждении  земель  федерального
   железнодорожного  транспорта,  заявлено большое количество исков в
   защиту  интересов  железных  дорог,   внесены   представления   об
   устранении   выявленных   нарушений.  Вместе  с  тем  положение  с
   использованием земель железнодорожного транспорта остается сложным
   и  требует  принятия  неотложных  мер  со стороны Государственного
   комитета Российской Федерации по земельной политике.
       На основании изложенного,  руководствуясь ст.  24 Федерального
   закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
       1. Рассмотреть настоящее представление и принять реальные меры
   к  устранению  нарушений,  в   частности   усилить   контроль   за
   использованием земель, закрепленных за железными дорогами.
       2. Активизировать работу по проведению  инвентаризации  земель
   федерального   железнодорожного   транспорта   и   выдаче  на  них
   правоустанавливающих документов.
       3. Принять     меры    по    изъятию    земель    федерального
   железнодорожного транспорта из незаконного пользования.
       О результатах    рассмотрения    представления    сообщить   в
   Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации  в   установленный
   законом месячный срок.
   
                                   Заместитель Генерального прокурора
                                                 Российской Федерации
                                                          В.И.ДАВЫДОВ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz