17 ноября 1999 года N 442-рп
------------------------------------------------------------------
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ ОБ АДАПТАЦИИ ДОГОВОРА
ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ
1. Принять предложение МИДа России, Минобороны России и СВР
России о подписании соглашения об адаптации Договора об обычных
вооруженных силах в Европе.
Одобрить прилагаемые основные положения проекта указанного
соглашения.
Разрешить МИДу России в ходе переговоров по выработке
окончательного текста соглашения вносить в случае необходимости
изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера по
отношению к прилагаемым основным положениям проекта соглашения.
2. Считать целесообразным осуществить подписание соглашения,
предусмотренного настоящим распоряжением, на высшем уровне в
рамках встречи глав государств и правительств государств -
участников ОБСЕ 18 - 19 ноября 1999 г.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его
подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
17 ноября 1999 года
N 442-рп
Одобрены
распоряжением Президента
Российской Федерации
от 17 ноября 1999 г. N 442-рп
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ ОБ АДАПТАЦИИ
ДОГОВОРА ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ
1. В формулировки преамбулы Договора об обычных вооруженных
силах в Европе (далее именуется Договор об ОВСЕ) вносится ряд
изменений, связанных с переменами, происшедшими в Европе с момента
его подписания. В частности, уточняется перечень государств -
участников, исключаются ссылки на то, что они являются участниками
Брюссельского, Вашингтонского и Варшавского договоров, указание на
необходимость преодоления военной конфронтации.
2. В связи с изменением договорной системы ограничений
уточняется перечень протоколов, являющихся неотъемлемой частью
Договора об ОВСЕ: перечень дополняется Протоколом о национальных
предельных уровнях и Протоколом о территориальных предельных
уровнях.
3. С учетом изменений в составе участников Договора об ОВСЕ и
в договорной системе ограничений, а также в связи с приданием ему
открытого характера вносятся уточнения в некоторые определения
используемых в Договоре терминов (в частности, исключается термин
"группы государств - участников") и в правила счета ограничиваемых
им обычных вооружений и техники.
4. Из Договора об ОВСЕ исключаются положения, устанавливающие
систему ограничений, характерную для эпохи противостояния
Варшавского Договора и НАТО (ограничения на количество обычных
вооружений у каждой из двух групп государств - участников в целом
и в отдельных географических зонах, а также механизм распределения
групповых обязательств между государствами - участниками каждой
группы, правило достаточности для одного государства - участника).
Вместо этих вводятся новые положения, устанавливающие
национальный предельный уровень (НПУ) для каждого государства -
участника с подуровнем для вооружений в регулярных частях,
территориальный предельный уровень (ТПУ) для каждого государства -
участника, имеющего территорию в районе применения Договора об
ОВСЕ, территориальные предельные подуровни для отдельных
государств - участников (России и Украины), а также правила
изменения всех этих предельных уровней и подуровней. Кроме того,
предусмотрены случаи, когда обычные вооружения не засчитываются в
ТПУ (миротворческие операции, транзит), и случаи, когда ТПУ могут
на временной основе превышаться (военные учения, временные
развертывания). При этом любое присутствие обычных вооруженных сил
на иностранной территории возможно лишь с согласия принимающего
государства - участника.
5. Новая редакция положений о сокращениях ограничиваемых
Договором вооружений и техники (ОДВТ) отражает общее понимание
того, что подавляющее большинство нынешних участников Договора уже
произвели необходимые сокращения и достигли установленных для них
уровней. Поэтому в адаптированном Договоре об ОВСЕ довольно
жесткие требования к процедурам сокращения будут предъявлены лишь
в тех случаях, когда у какого-либо государства - участника
количество боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерии,
боевых самолетов или ударных вертолетов превысит НПУ.
6. Уточняются положения Договора об ОВСЕ о списании обычных
вооружений и техники.
7. Значительно более гибкими становятся положения, касающиеся
количества обычных вооружений и техники, которое может быть
временно выведено из обозначенных мест постоянного складского
хранения. В то же время сохранены положения, относящиеся к
продолжительности такого вывода и к связанным с этим уведомлениям.
8. В действующем Договоре об ОВСЕ содержатся ограничения на
количество танковых мостоукладчиков в регулярных частях. В
результате внесения поправок таких ограничений не будет, но
сохранится действующий режим обмена информацией в отношении
танковых мостоукладчиков.
9. С учетом договоренностей, достигнутых в 1992 и 1996 годах,
корректируются положения, определяющие максимальное количество не
засчитываемых в предельные уровни боевых машин пехоты в силах
внутренней безопасности государства - участника.
10. В статьи Договора об ОВСЕ, касающиеся обмена информацией и
контроля, вносятся уточнения, связанные с пересмотром системы
договорных ограничений, отказом от групповой структуры Договора,
изменением прав и обязательств государств - участников в отношении
предоставления информации, появлением новых видов инспекций,
связанных с превышением ТПУ.
11. Предусматривается повышение статуса и расширение функций
Совместной консультативной группы, прежде всего в области
рассмотрения вопросов, связанных с возможными изменениями НПУ и
ТПУ, временными превышениями ТПУ, присоединением к Договору об
ОВСЕ новых государств, развитием сотрудничества в осуществлении
инспекционной деятельности.
12. В связи с приданием Договору об ОВСЕ открытого характера
он дополняется статьей о присоединении новых государств -
участников из числа европейских участников ОБСЕ. Такое
присоединение должно оформляться соглашением между всеми
государствами - участниками Договора об ОВСЕ и присоединяющимся
государством, в котором отражались бы условия, на которых
осуществляется присоединение.
13. Существенно уточняются положения, регулирующие проведение
конференцией государств - участников Договора об ОВСЕ. Вносится
элемент - положение о созыве конференции в случае крупного
временного развертывания обычных вооружений сверх ТПУ какого -
либо государства - участника.
14. В новом протоколе о национальных предельных уровнях
отражаются НПУ каждого из государств - участников (то есть
количество боевых танков, боевых бронированных машин,
артиллерийских систем, боевых самолетов и ударных вертолетов,
которое оно может иметь в пределах района применения Договора), а
также подуровни для обычных вооружений в регулярных частях, если
таковые отличаются от НПУ.
15. В новом протоколе о территориальных предельных уровнях
отражаются ТПУ каждого из государств - участников, имеющих
территорию в районе применения Договора об ОВСЕ (то есть
количество боевых танков, боевых бронированных машин и
артиллерийских систем, которое может одновременно находиться на
его территории), а также ряд ограничений, относящихся к
территориям отдельных государств - участников (территориальные
предельные подуровни для "фланговых" районов территорий России и
Украины, дополнительные ограничения на масштабы временного
развертывания и на изменения ТПУ для "фланговых" государств -
участников). Кроме того, в протоколе упоминаются политические
обязательства, приложенные к Заключительному акту переговоров по
адаптации Договора.
16. В Протокол о сокращениях вносятся уточнения, связанные с
отказом от групповой основы Договора об ОВСЕ.
17. В Протокол об обмене информацией вносятся изменения и
дополнения, обусловленные переводом Договора об ОВСЕ на систему
национальных и территориальных ограничений. Действующий режим
обмена информацией и предоставления уведомлений дополняется также
рядом новых положений, позволяющих более оперативно отслеживать
изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных
вооруженных сил государств - участников в районе применения
Договора.
Ежегодно предоставляемые данные об обычных вооруженных силах
будут дополняться ежеквартальными уведомлениями о реальном наличии
ОДВТ каждого из участников Договора в районе применения,
уведомлениями о случаях транзита обычных вооружений через район
применения или в его пределах, а также уведомлениями о конкретных
событиях, связанных с перемещением определенного количества
вооружений в районе применения, его вводом в район применения или
выводом из него, принятием ОДВТ на вооружение, его списанием,
переподчинением, снятием с вооружения.
В Протокол включается новый раздел, определяющий режим
информирования о случаях превышения ТПУ государств - участников
как в связи с проводимыми военными учениями, так и в результате
временного развертывания ОДВТ сверх установленных территориальных
пределов.
Новацией в практике осуществления Договора явится и правило
уведомления всех участников Договора о разрешении, выдаваемом
конкретному государству - участнику на размещение его вооружений
на территории принимающего государства - участника в пределах
территориального уровня последнего.
18. Ныне действующий Протокол об инспекциях уточняется и
дополняется рядом положений, выработанных на основе накопленного
опыта осуществления инспекционной деятельности, а также
учитывающих новую систему ограничений Договора об ОВСЕ и механизмы
их изменения. К числу таких основных изменений и дополнений
относятся следующие.
Увеличивается с 15 до 20 процентов от числа объектов контроля
квота пассивных (принимаемых) инспекций каждого государства -
участника.
Наряду с сохранением действующих типов инспекций вводится
новый - инспекция обозначенных районов, предназначенная для
контроля за временным превышением территориальных предельных
уровней ОДВТ. Согласованный режим такой инспекции позволит
проверять информацию, предоставляемую в соответствующих
уведомлениях, а также иметь достаточно полное представление о
масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется
развертывание дополнительного количества вооружений.
Уточняются основные правила проведения инспекций, что
позволяет повысить эффективность контроля, уменьшить число
возможных спорных ситуаций, возникших в ходе проведения инспекций.
В Протокол об инспекциях вносится и положение о десяти
ежегодных дополнительных инспекциях во фланговом регионе России,
на сохранение которых она согласилась в ответ на увеличение
предельных уровней российских ОДВТ в этом районе.
19. Протокол о временном применении Договора об ОВСЕ,
сыгравший свою роль в период до вступления Договора в силу (в 1990
- 1992 годах), исключается.
20. Соглашение об адаптации Договора об ОВСЕ подлежит
ратификации каждым государством - участником и вступает в силу
через десять дней после сдачи депозитарию последней
ратификационной грамоты.
|