Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 16.11.1999 N 4521-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 16 ноября 1999 г. N 4521-II ГД

          О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
        И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Гражданский  процессуальный
   кодекс РСФСР", внесенный Верховным Судом Российской Федерации.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный Суд Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются в  Комитет Государственной Думы по законодательству и
   судебно - правовой реформе до 1 декабря 1999 года.
       3. Комитету Государственной Думы по законодательству и судебно
   - правовой реформе  доработать  указанный  законопроект  с  учетом
   поступивших  поправок и внести его на рассмотрение Государственной
   Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ
                      ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР

       Статья 1.  Внести  в  Гражданский  процессуальный кодекс РСФСР
   (Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1964,  N 24,  ст.  407; 1980,
   N 32,  ст.  987;  Ведомости  Съезда  народных депутатов Российской
   Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N  30,
   ст.  1794;  Собрание законодательства Российской Федерации,  1996,
   N 49, ст. 5499) следующие изменения и дополнения:
       1. Статьи 1, 2, 7, 10 изложить в следующей редакции:
       "Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве

       Порядок гражданского  судопроизводства  в  федеральных   судах
   общей  юрисдикции  Российской  Федерации определяется Конституцией
   Российской Федерации,  Федеральным  конституционным   законом   "О
   судебной  системе  Российской  Федерации",  настоящим  Кодексом  и
   другими федеральными законами.  Нормы гражданского процессуального
   права,  содержащиеся  в  других  законах,  должны  соответствовать
   положениям настоящего Кодекса.
       Если международным  договором Российской Федерации установлены
   иные  правила,   чем   те,   которые   предусмотрены   гражданским
   процессуальным   законом   Российской  Федерации,  то  применяются
   правила международного договора.
       Гражданское судопроизводство  у  мирового  судьи  определяется
   настоящим Кодексом,  Федеральным  законом  "О  мировых  судьях   в
   Российской Федерации", другими федеральными законами.
       Гражданское судопроизводство    ведется     по     гражданским
   процессуальным   законам,  действующим  во  время  рассмотрения  и
   разрешения дела,  совершения отдельных процессуальных действий или
   исполнения    судебных    актов   (судебных   приказов,   решений,
   определений, постановлений),  а  также  актов  других  органов   в
   случаях,  предусмотренных  Федеральным  законом "Об исполнительном
   производстве".
       В случае отсутствия нормы процессуального права,  регулирующей
   отношения, возникшие в ходе производства по гражданскому делу, суд
   применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),
   а при  отсутствии  такой  нормы  -  действует  исходя из принципов
   осуществления  правосудия   в   Российской   Федерации   (аналогия
   права).".

       "Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства

       Задачами гражданского  судопроизводства  являются правильное и
   своевременное рассмотрение и разрешение гражданских  дел  в  целях
   защиты  нарушенных  или  оспариваемых  прав,  свобод  и охраняемых
   законом интересов граждан,  юридических лиц и иных объединений,  а
   также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее
   субъектов,  федеральных органов  государственной  власти,  органов
   государственной власти  субъектов  Российской Федерации и местного
   самоуправления,  других лиц,  являющихся  субъектами  гражданских,
   трудовых,  административно  -  правовых  или  иных правоотношений;
   охраны  государственных  и  общественных  интересов.   Гражданское
   судопроизводство  должно  способствовать  укреплению  законности и
   правопорядка,    предупреждению    правонарушений,    формированию
   уважительного отношения к праву и суду.".

       "Статья 7. Независимость судей

       При осуществлении  правосудия  судьи  независимы и подчиняются
   только Конституции Российской  Федерации  и  федеральному  закону.
   Гарантии    независимости   судей   устанавливаются   Конституцией
   Российской Федерации и федеральными законами.
       Судьи рассматривают  и  разрешают гражданские дела в условиях,
   исключающих  постороннее  воздействие.   Любое   вмешательство   в
   деятельность  судей  по  осуществлению  правосудия  запрещается  и
   влечет за собой установленную законом ответственность.".

       "Статья 10.  Нормативные правовые акты,  применяемые судом при
   разрешении гражданских дел

       Суд обязан  разрешать дела на основании Конституции Российской
   Федерации,  федеральных  законов,  нормативных  указов  Президента
   Российской   Федерации,  нормативных  постановлений  Правительства
   Российской  Федерации,  нормативных  правовых  актов   федеральных
   органов  государственной власти,  конституций (уставов),  законов,
   нормативных правовых актов органов субъектов Российской Федерации,
   органов    местного    самоуправления,   международных   договоров
   Российской Федерации.  Суд применяет  обычаи  делового  оборота  в
   случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
       Суд, установив   при   рассмотрении  и  разрешении  дела,  что
   какой-либо нормативный правовой акт не соответствует  нормативному
   правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы
   акта, имеющего большую юридическую силу.
       В случае   отсутствия   норм   права,   регулирующих   спорное
   отношение,   суд   применяет  нормы  права,  регулирующие  сходные
   отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает
   дело исходя из общих начал  и  смысла  законодательства  (аналогия
   права).
       Если международным  договором Российской Федерации установлены
   иные правила,  чем предусмотренные нормативными  правовыми  актами
   Российской  Федерации,  то  суд при рассмотрении и разрешении дела
   применяет правила международного договора.
       Суд в  соответствии  с  законом  или  международным  договором
   Российской Федерации при рассмотрении и разрешении  дел  применяет
   нормы права других государств.".
       2. Статьи 11 и 12 исключить.
       3. Статью 13 изложить в следующей редакции:
       "Статья 13. Обязательность судебных актов

       Мировые судьи и суды общей юрисдикции принимают судебные  акты
   в форме судебных приказов, определений, решений, постановлений.
       Вступившие в законную силу судебные акты обязательны для  всех
   без  исключения  органов государственной власти,  органов местного
   самоуправления,  должностных лиц,  граждан, организаций и подлежат
   неукоснительному   исполнению   на   всей   территории  Российской
   Федерации.  Неисполнение судебного акта,  а равно иное  проявление
   неуважения   к   суду   влекут   ответственность,  предусмотренную
   федеральным законом.
       Обязательность судебных  актов не лишает заинтересованных лиц,
   не участвовавших в деле,  возможности обратиться в суд за  защитой
   нарушенных  или  оспариваемых  прав,  свобод  и охраняемых законом
   интересов.
       Обязательность на  территории Российской Федерации актов судов
   иностранных   государств,   международных   судов   и   арбитражей
   определяется международными договорами Российской Федерации.".
       4. Статью 21 исключить.
       5. В  части первой статьи 22 слова "представитель общественной
   организации или трудового коллектива" и в части  пятой  статьи  23
   слова "представителя  общественной   организации   или   трудового
   коллектива" исключить.
       6. Статью 25 изложить в следующей редакции:
       "Статья 25. Подведомственность гражданских дел судам

       Суды в порядке гражданского судопроизводства рассматривают все
   дела  заинтересованных  лиц  о  защите нарушенных или оспариваемых
   прав, свобод и охраняемых законом интересов, если в соответствии с
   федеральным  законом  их  защита не осуществляется в ином судебном
   порядке.
       В порядке  гражданского  судопроизводства  суды,  в частности,
   рассматривают:
       1) дела  по  спорам,  возникающим  из  гражданских,  жилищных,
   земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов
   и  охране  окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон в споре
   является гражданин,  кроме   споров,   возникающих   в   связи   с
   осуществлением  гражданами - предпринимателями предпринимательской
   деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;
       2) дела,    возникающие    из   государственно   -   правовых,
   административно  -  правовых,  налоговых   и   других   отношений,
   основанных  на  властном подчинении одной стороны другой,  если ею
   является гражданин,   кроме   дел,   возникающих   в    связи    с
   осуществлением гражданами - предпринимателями  предпринимательской
   деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;
       3) дела   по   спорам,  возникающим  из  семейных  и  трудовых
   отношений;
       4) дела  об  оспаривании  гражданами  (объединениями  граждан)
   решений и действий (бездействия) государственных органов,  органов
   местного    самоуправления,   должностных   лиц,   государственных
   служащих,  нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы
   граждан, если их защита не осуществляется в ином судебном порядке;
       5) дела  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов,  кроме
   нормативных  правовых актов,  проверка конституционности которых в
   соответствии с Конституцией  Российской  Федерации  и  Федеральным
   конституционным законом   "О   Конституционном   Суде   Российской
   Федерации" отнесена только  к  компетенции  Конституционного  Суда
   Российской Федерации;
       6) дела об оспаривании отказов в  регистрации  общественных  и
   религиозных   организаций   (объединений)   и  о  прекращении  или
   приостановлении их деятельности;
       7) дела  об оспаривании отказов в регистрации средств массовой
   информации и в выдаче им лицензий,  а также об оспаривании решений
   об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой информации,
   о прекращении или приостановлении  деятельности  средств  массовой
   информации;
       8) другие  дела   по   спорам   между   юридическими   лицами,
   общественными   и   религиозными   организациями  (объединениями),
   средствами массовой информации о защите неимущественных прав;
       9) дела  особого  производства,  перечисленные  в  статье  245
   настоящего Кодекса.
       Суды рассматривают  дела  с участием иностранных граждан,  лиц
   без   гражданства,   иностранных   организаций,   организаций    с
   иностранными инвестициями, международных организаций.".
       7. В статье 33 часть вторую изложить в следующей редакции:
       "Лицо, в  интересах  которого  дело  начато  по заявлению лиц,
   имеющих по закону право на обращение в суд за защитой прав, свобод
   и  охраняемых  законом  интересов  других лиц,  извещается судом о
   возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.".
       8. Статью 42 изложить в следующей редакции:
       "Статья 42.  Участие  в  процессе   государственных   органов,
   органов местного самоуправления,  организаций и отдельных граждан,
   защищающих права других лиц

       В случаях,  предусмотренных  законом,  государственные органы,
   органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане
   вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых
   законом интересов других лиц по  их  просьбе  или  неопределенного
   круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного гражданина может
   быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного  лица  или
   его законного представителя.
       Лица, предъявившие  иск  в  защиту   интересов   других   лиц,
   пользуются   всеми   процессуальными   правами   и  выполняют  все
   процессуальные  обязанности  истца,  кроме  права  на   заключение
   мирового   соглашения.   В   случае   отказа   указанных  органов,
   организаций и граждан поддерживать требование,  заявленное  ими  в
   интересах    другого   лица,   рассмотрение   дела   по   существу
   продолжается,  если это лицо или  его  законный  представитель  не
   заявят об отказе от иска.  При отказе истца от иска, заявленного в
   защите его интересов,  суд прекращает производство по  делу,  если
   это действие не противоречит закону.
       В случаях,     предусмотренных      законом,      компетентные
   государственные   органы   и  органы  местного  самоуправления  до
   постановления решения судом первой  инстанции  вправе  вступить  в
   процесс  по своей инициативе или по инициативе лиц,  участвующих в
   деле,  для  дачи  заключения  по  делу   в   целях   осуществления
   возложенных  на  них  обязанностей  и  для  защиты прав,  свобод и
   охраняемых  законом  интересов  других  лиц,  государственных  или
   общественных интересов.
       В необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к
   участию  в деле соответствующий компетентный государственный орган
   или орган местного самоуправления для достижения тех же целей.".
       9. Статьи 113 и 114 изложить в следующей редакции:
       "Статья 113. Гражданские дела, подсудные мировым судьям

       Мировые судьи рассматривают дела:
       1) о выдаче судебного приказа;
       2) о расторжении брака,  если между супругами отсутствует спор
   о детях;
       3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
       4) из других семейно - правовых отношений,  за исключением дел
   об оспаривании отцовства  (материнства),  установлении  отцовства,
   лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
       5) по имущественным  спорам  при  цене  иска,  не  превышающей
   пятисот  минимальных размеров оплаты труда,  установленных законом
   на момент подачи заявления;
       6) возникающие  из  трудовых  отношений,  за исключением дел о
   восстановлении на работе;
       7) об  определении  порядка  пользования земельными участками,
   строениями и другим недвижимым имуществом.
       Федеральными законами  к  компетенции мировых судей могут быть
   отнесены и другие дела.
       При объединении  нескольких  связанных между собой требований,
   изменении предмета иска или предъявлении встречного иска с выходом
   за  пределы,  определенные  частью первой настоящей статьи,  когда
   новые требования становятся подсудными районному суду,  а другие -
   мировому  судье,  все  требования подлежат рассмотрению в районном
   суде.

       Статья 114. Гражданские дела, подсудные районным судам

       Гражданские дела,  подведомственные судам, за исключением дел,
   предусмотренных статьями  113,  114.1  -  116  настоящего Кодекса,
   рассматриваются районными судами.
       В местностях,  в которых отсутствуют мировые судьи,  подсудные
   им дела рассматривают районные судьи единолично.".
       10. Дополнить Кодекс статьей 114.1 следующего содержания:
       "Статья 114.1. Гражданские дела, подсудные военным судам

       В случаях,  предусмотренных федеральными законами, гражданские
   дела могут рассматриваться военными судами.".
       11. Статью 115 изложить в следующей редакции:
       "Статья 115.  Гражданские  дела,  подсудные  верховному   суду
   республики,  краевому,  областному суду,  суду города федерального
   значения, суду автономной области и суду автономного округа

       Верховный суд республики,  краевой,  областной суд, суд города
   федерального  значения,  суд  автономной области и суд автономного
   округа рассматривает по первой инстанции дела:
       1) связанные с государственной тайной;
       2) об   оспаривании   нормативных   правовых   актов   органов
   государственной  власти  и  должностных  лиц  субъектов Российской
   Федерации;
       3) о     прекращении    или    приостановлении    деятельности
   межрегиональных и региональных общественных организаций;
       4) об    оспаривании    решений   и   действий   (бездействия)
   избирательных   комиссий   субъектов   Российской   Федерации   по
   подготовке   и   проведению   референдумов,   выборов   Президента
   Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных)
   органов  власти,  высшего  должностного  лица  субъекта Российской
   Федерации, кроме решений,  принимаемых по  жалобам  на  решения  и
   действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий.
       Федеральными законами   к    подсудности    верховного    суда
   республики,  краевого,  областного суда,  суда города федерального
   значения, суда автономной области и суда автономного округа  могут
   быть отнесены и другие дела.".
       12. Статью 123 изложить в следующей редакции:
       "Статья 123.  Передача вышестоящим судом дела из одного суда в
   другой

       В случаях,  когда  рассмотрение  дела  в  суде,  которому  оно
   подсудно   в  соответствии  с  правилами,  изложенными  в  статьях
   113 - 115,  117 - 121 настоящего Кодекса,  становится  невозможным
   после  отвода  судей  либо  по другим причинам,  оно передается на
   рассмотрение  другого  суда.  Передача   дела   в   этих   случаях
   осуществляется вышестоящим судом.".
       13. Статью 124 исключить.
       14. В  части  второй  статьи  126 пункт 5 изложить в следующей
   редакции:
       "5) в  чем  заключается  нарушение  или угроза нарушения прав,
   свобод или охраняемых законом интересов истца и его требование".
       15. В статье 129:
       а) в части второй пункт 1 изложить в следующей редакции:
       "1) если  заявление  не  подлежит  рассмотрению и разрешению в
   порядке гражданского судопроизводства";
       б) в части третьей второе предложение исключить.
       16. Статью 147 исключить.
       17. В   части   первой   статьи   154   слова   "представителя
   общественной организации или трудового коллектива" исключить.
       18. В статье 166 часть первую изложить в следующей редакции:
       "После доклада  дела  суд  заслушивает  объяснения   истца   и
   участвующего   на   его   стороне   третьего   лица,  ответчика  и
   участвующего на его стороне третьего лица,  а  затем  других  лиц,
   участвующих   в   деле.  Прокурор,  представители  государственных
   органов,  органов местного самоуправления,  организаций, граждане,
   обратившиеся  в  суд за защитой прав и интересов других лиц,  дают
   объяснения первыми. Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг
   другу вопросы.  Судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в
   деле, в любой момент их выступлений.".
       19. Статью 183 исключить.
       20. В статье 185:
       а) часть третью изложить в следующей редакции:
       "Прокурор, представители  государственных  органов  и  органов
   местного  самоуправления,  организаций и граждане,  обратившиеся в
   суд за защитой прав и охраняемых  законом  интересов  других  лиц,
   выступают в судебных прениях первыми";
       б) часть пятую исключить.
       21. В статье 201 часть вторую изложить в следующей редакции:
       "Если указанные   действия   могут   быть   совершены   только
   ответчиком,  суд устанавливает в решении срок,  в течение которого
   решение должно быть исполнено.  Решение,  обязывающее  организацию
   или  коллегиальный  орган совершить определенные действия (принять
   решение),  не связанные с передачей имущества или  денежных  сумм,
   исполняется их руководителем в установленный судом срок.  В случае
   неисполнения  решения  без  уважительных  причин   суд,   вынесший
   решение, либо судебный пристав - исполнитель применяет в отношении
   руководителя   организации   или   коллегиального   органа   меры,
   предусмотренные  ст.  85  Федерального  закона  "Об исполнительном
   производстве.".
       22. Дополнить Кодекс статьей 207.1 следующего содержания:
       "Статья 207.1. Индексация присужденных денежных сумм

       По заявлению  взыскателя  суд,   рассмотревший   дело,   может
   произвести  соответствующую  индексацию  взысканных судом денежных
   сумм на момент исполнения решения суда.
       Указанное заявление   рассматривается  в  судебном  заседании.
   Лица,  участвующие в деле,  извещаются о времени и месте судебного
   заседания,   однако   их   неявка  не  является  препятствием  для
   разрешения вопроса об индексации присужденных денежных сумм.
       На определение  суда  об индексации присужденных денежных сумм
   может быть подана частная жалоба.".
       23. В статье 208:
       а) часть первую изложить в следующей редакции:
       "Решение мирового судьи,  суда, кроме решений, перечисленных в
   части  второй  настоящей  статьи,  вступает  в  законную  силу  по
   истечении  срока  на  апелляционное  или кассационное обжалование,
   если оно не было обжаловано.  В случае  подачи  апелляционной  или
   кассационной  жалобы  решение,  если  оно не отменено,  вступает в
   законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом.";
       б) дополнить статью частью второй следующего содержания:
       "В законную  силу  вступают  немедленно  после  провозглашения
   решения,  вынесенные  судами  по  делам  об оспаривании нарушающих
   избирательные права граждан решений и действий  (или  бездействие)
   органов  государственной власти,  органов местного самоуправления,
   общественных объединений,  избирательных  комиссий  и  должностных
   лиц, кроме решений по делам об оспаривании результатов выборов или
   результатов референдумов.";
       в) части  вторую,  третью  и  четвертую считать соответственно
   частями третьей, четвертой и пятой.
       24. В статье 219 пункт 1 изложить в следующей редакции:
       "1) если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в  порядке
   гражданского судопроизводства".
       25. В статье 231:
       а) в части первой пункт 1 изложить в следующей редакции:
       "1) о защите избирательных прав";
       б) пункт 2 части первой дополнить следующими словами:
       "дела об оспаривании нормативных правовых актов".
       26. Главу 23 изложить в следующей редакции:

               "Глава 23. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ
                           ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

       Статья 233. Подача заявления

       Участники избирательного процесса,  считающие,  что  решением,
   действием  (бездействием)  органа  государственной власти,  органа
   местного самоуправления, избирательной комиссии, должностного лица
   нарушается  право  избирать  или  быть  избранными,  участвовать в
   выборах,  референдуме,  вправе обратиться с заявлением  в  суд  по
   подсудности, установленной статьями 114 - 116 настоящего Кодекса и
   другими федеральными законами.
       Центральная избирательная   комиссия,  избирательная  комиссия
   субъекта  Российской  Федерации,   окружные,   территориальные   и
   участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в
   суд при     выявлении     фактов     нарушения      избирательного
   законодательства, законодательства    о    референдуме     органом
   государственной    власти,    органом   местного   самоуправления,
   избирательной комиссией, должностным лицом или кандидатом.

       Статья 234. Сроки обращения в суд и рассмотрение заявления

       Заявление в  суд  может  быть подано в течение трех месяцев со
   дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно
   о  нарушении  избирательного законодательства,  законодательства о
   референдуме или охраняемых законом избирательных прав и  интересов
   заявителя.
       Заявления по делам об отказе избирательной комиссии в принятии
   документов   или  об  отказе  в  регистрации  инициативной  группы
   избирателей или кандидатом могут быть поданы в течение десяти дней
   с момента принятия соответствующего решения.
       Заявление, поступившее в ходе выборов, должно быть рассмотрено
   в пятидневный срок со дня его подачи,  но не позднее даты выборов,
   а поступившее в день выборов - немедленно.
       Заявление рассматривается    судом   с   участием   заявителя,
   представителя  соответствующей  избирательной   комиссии,   органа
   государственной власти,  органа местного самоуправления.  Неявка в
   суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте
   судебного  заседания,  не является препятствием для рассмотрения и
   разрешения дела.

       Статья 235. Решение суда и его исполнение

       По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение.
       Установив обоснованность заявления,  суд признает оспариваемое
   решение,    действие    (бездействие)    незаконным,     обязывает
   удовлетворить требование гражданина, общественного объединения или
   иного  участника   избирательного   процесса   либо   иным   путем
   восстанавливает его нарушенные права в полном объеме.
       Решение суда,  вступившее  в   законную   силу,   направляется
   руководителю   соответствующего   органа  государственной  власти,
   органа  местного  самоуправления  или  председателю  избирательной
   комиссии и  подлежит  исполнению  по правилам,  изложенным в части
   второй статьи 201 настоящего Кодекса.
       Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что
   оспариваемое решение, действие (бездействие) является законным.".
       27. В статье 239.3:
       а) из пункта 1 слова "индивидуальные и" исключить;
       б) пункт 2 исключить;
       в) из пункта 3 слова "индивидуальные и нормативные" исключить;
       г) пункт 3 считать пунктом 2.
       28. В   части   третьей   статьи  239.6  слова  "представители
   общественных организаций и трудовых коллективов" исключить.
       29. В  части  третьей  статьи 239.8 слова "индивидуального или
   нормативного" исключить.
       30. Дополнить Кодекс главой 24.2 следующего содержания:

           "Глава 24.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ
                       НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

       Статья 239.9. Подача заявления

       Прокурор, а также гражданин, объединения граждан, организации,
   считающие, что принятым и опубликованным в предусмотренном законом
   порядке нормативным правовым актом органа государственной  власти,
   органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их
   права   и   свободы,   гарантированные   Конституцией   Российской
   Федерации,  федеральными законами и другими нормативными правовыми
   актами, имеющими большую юридическую силу, вправе обратиться в суд
   с   заявлением   о  признании  этого  акта  противоречащим  закону
   полностью или в части.
       С заявлением   о   признании   нормативного   правового   акта
   противоречащим  закону  полностью  или  в  части  в   суд   вправе
   обратиться    Президент    Российской   Федерации,   Правительство
   Российской  Федерации,  орган  законодательной  (представительной)
   власти  субъекта  Российской  Федерации,  высшее  должностное лицо
   субъекта  Российской  Федерации,  орган  местного  самоуправления,
   глава   муниципального  образования,  считающие,  что  принятым  и
   опубликованным в установленном порядке нормативным правовым  актом
   нарушена их компетенция.
       Не подлежат рассмотрению в судах  в  порядке,  предусмотренном
   настоящей  главой,  заявления  об оспаривании нормативных правовых
   актов,  проверка  конституционности  которых  в   соответствии   с
   Конституцией Российской  Федерации  и  Федеральным конституционным
   законом "О Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  отнесена
   только к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
       Заявление подается по подсудности, установленной статьями 114,
   115, 116  настоящего  Кодекса  и другими федеральными законами.  В
   районный  суд  подается  заявление  об  оспаривании   нормативного
   правового  акта,  не  указанного  в  статьях  115 и 116 настоящего
   Кодекса.  Заявление подается в районный суд  по  месту  нахождения
   органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.
       Заявление должно соответствовать требованиям,  предусмотренным
   статьей 126 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о
   наименовании   органа   государственной  власти,  органа  местного
   самоуправления  или  должностного  лица,  принявшего   нормативный
   правовой акт,  и  дате  его  принятия;  указание,  в  чем  состоит
   нарушение или угроза нарушения прав и свобод лица, обратившегося в
   суд,  или неопределенного круга лиц нормативным правовым актом или
   его отдельными положениями,  каким статьям федеральных законов или
   иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу,
   противоречит оспариваемый акт.
       К заявлению приобщается копия оспариваемого акта или его части
   с указанием, каким органом массовой информации и когда опубликован
   нормативный правовой акт.
       Подача заявления   в   суд   не   приостанавливает    действия
   нормативного правового акта.
       Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее
   в   законную  силу  решение  суда,  которым  проверена  законность
   нормативного правового акта органа государственной власти,  органа
   местного  самоуправления или должностного лица,  распространяющего
   действие на неопределенный круг лиц.

       Статья 239.10. Рассмотрение заявления

       Лица, обратившиеся в суд с заявлением,  орган или  должностное
   лицо,  принявшее нормативный правовой акт,  извещаются о времени и
   месте судебного заседания.
       Заявление рассматривается в месячный срок с момента его подачи
   с участием лица, обратившегося в суд с заявлением, и представителя
   органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.
   В  зависимости  от  обстоятельств  дела  суд   может   рассмотреть
   заявление   в   отсутствие   кого-либо  из  заинтересованных  лиц,
   надлежащим  образом  извещенных  о  времени  и   месте   судебного
   заседания.
       В судебном  заседании   суд   проверяет   компетенцию   органа
   государственной   власти,   органа   местного  самоуправления  или
   должностного   лица,   принявшего   нормативный   правовой    акт,
   соответствие  всего  нормативного правового акта или его отдельной
   части федеральным законам и  другим  нормативным  правовым  актам,
   имеющим  большую  юридическую  силу.  Суд  не связан основаниями и
   доводами,  изложенными в  заявлении  об  оспаривании  нормативного
   правового акта.
       Отказ лица,  обратившегося в  суд,  от  своего  требования  не
   влечет прекращения  производства  по  делу.  Признание  требования
   органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт,
   для суда не обязательно. Заключение мирового соглашения по делу об
   оспаривании нормативного правового акта не допускается.

       Статья 239.11. Решение суда

       Суд, признав,  что оспариваемый нормативный  правовой  акт  не
   противоречит федеральному    закону   или   другому   нормативному
   правовому акту, имеющему большую юридическую силу, выносит решение
   об отказе в удовлетворении заявления.
       Установив, что  оспариваемый  нормативный  правовой  акт   или
   отдельная  его  часть противоречит федеральному закону или другому
   нормативному правовому акту,  имеющему большую  юридическую  силу,
   суд  признает  нормативный правовой акт недействительным полностью
   или в его отдельной части.
       Решение суда  о  признании нормативного правового акта или его
   отдельной части недействительным влечет за собой утрату силы этого
   нормативного   правового  акта  или  его  части,  а  также  других
   нормативных правовых актов,  основанных  на  нормативном  правовом
   акте, признанным   недействительным,   либо   воспроизводящих  его
   содержание,  и невозможность их применения. Такое решение суда или
   сообщение о решении незамедлительно публикуется в печатном органе,
   в котором был официально  опубликован  нормативный  правовой  акт.
   Если данный печатный орган прекратил свою деятельность, публикация
   производится в  другом  печатном  органе,  в  котором  публикуются
   нормативные  правовые акты соответствующего органа государственной
   власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
       Решение суда   о   признании   нормативного   правового   акта
   недействительным не  может  быть  преодолено  повторным  принятием
   такого же акта.

       Статья 239.12. Прекращение производства по делу

       Суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в
   силу решение  суда,  которым  проверена  законность  оспариваемого
   нормативного правового  акта  либо оспариваемой части нормативного
   правового акта.".
       31. В статье 282 часть первую изложить в следующей редакции:
       "Решения всех   судов  Российской  Федерации,  кроме  решений,
   перечисленных в части второй  статьи  208  настоящего  Кодекса,  и
   решений мировых судей,  вынесенных по первой инстанции, могут быть
   обжалованы в кассационном  порядке  сторонами  и  другими  лицами,
   участвующими в деле.".
       32. Статью 294.1 исключить.
       33. В статье 315 часть первую  после  слов  "определения  суда
   первой  инстанции"  дополнить  словами  "кроме определений мировых
   судей".
       34. Дополнить Кодекс главой 35.1 следующего содержания:

         "Глава 35.1. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ
                  РЕШЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ

       Статья 318.1. Право апелляционного обжалования

       Решения мировых судей могут быть  обжалованы  в  апелляционном
   порядке  сторонами  и  другими  лицами,  участвующими  в  деле,  в
   соответствующий районный суд через мирового судью.

       Статья 318.2. Срок на подачу апелляционной жалобы

       Апелляционная жалоба может быть подана в течение  десяти  дней
   после  вынесения  решения  мировым  судьей.  Жалоба,  поданная  по
   истечении указанного  срока,  возвращается  мировым  судьей  лицу,
   подавшему  жалобу,  если  при  этом от него не поступило просьбы о
   восстановлении пропущенного  срока  либо  в  восстановлении  этого
   срока отказано мировым судьей.

       Статья 318.3. Содержание апелляционной жалобы

       Апелляционная жалоба должна содержать:
       1) наименование районного суда, которому адресуется жалоба;
       2) наименование лица,  подавшего жалобу,  его место жительства
   или место нахождения;
       3) указание на обжалуемое решение мирового судьи;
       4) доводы жалобы;
       5) просьбу заинтересованного лица;
       6) перечень прилагаемых к жалобе документов.
       Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или
   его   представителем.    К    апелляционной    жалобе,    поданной
   представителем,   должна  быть  приложена  доверенность  или  иной
   документ, удостоверяющий полномочия представителя,  если в деле не
   имеется такого полномочия.
       Апелляционная жалоба   и   приложенные   к    ней    документы
   представляются с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

       Статья 318.4. Оставление апелляционной жалобы без движения

       При подаче    апелляционной    жалобы,    не   соответствующей
   требованиям,  предусмотренным статьей 318.3 настоящего Кодекса, не
   подписанной   подающим   ее   лицом,   либо  без  приложения  всех
   необходимых копий,  а  также  при  подаче  жалобы,  не  оплаченной
   государственной   пошлиной,  мировой  судья  выносит  определение,
   которым оставляет жалобу без движения и назначает лицу,  подавшему
   жалобу, срок для исправления недостатков.
       Если лицо,  подавшее жалобу  в  установленный  срок,  выполнит
   указания   мирового  судьи,  содержащиеся  в  определении,  жалоба
   считается поданной в день первоначального представления в суд.

       Статья 318.5. Возвращение апелляционной жалобы

       Апелляционная жалоба возвращается лицу,  подавшему  жалобу,  в
   случаях:
       1) невыполнения в установленный срок указаний мирового судьи в
   определении об оставлении жалобы без движения;
       2) истечения срока обжалования,  если в жалобе  не  содержится
   просьбы о восстановлении срока или в его восстановлении отказано;
       3) изменения предмета или основания требования, рассмотренного
   мировым судьей.
       Апелляционная жалоба  возвращается  мировым  судьей  также  по
   просьбе лица, подавшего жалобу, если дело не направлено в районный
   суд.

       Статья 318.6.  Действия   мирового   судьи   после   получения
   апелляционной жалобы

       Мировой судья после получения апелляционной жалобы, поданной в
   срок и  соответствующей  требованиям   статьи   318.3   настоящего
   Кодекса,  обязан направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы
   и приложенных к ней документов.
       Лица, участвующие  в  деле,  вправе представить мировому судье
   письменные  объяснения  на  апелляционную  жалобу  с   приложением
   документов, подтверждающих эти объяснения, и копиями по числу лиц,
   участвующих в деле.
       По истечении  срока  на  обжалование  мировой судья направляет
   дело с апелляционной жалобой и поступившими возражениями на нее  в
   районный суд.

       Статья 318.7. Отказ от апелляционной жалобы

       Лицо, подавшее апелляционную жалобу,  вправе отказаться от нее
   до принятия решения  или  определения  районным  судьей.  Принимая
   отказ   от   жалобы,   судья  выносит  определение  о  прекращении
   апелляционного производства.

       Статья 318.8. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции

       Судья районного суда  извещает  лиц,  участвующих  в  деле,  о
   времени и месте судебного заседания.
       При рассмотрении дела в апелляционном порядке судья  районного
   суда  проверяет законность и обоснованность решения мирового судьи
   по правилам производства в суде первой инстанции.
       Судья районного   суда  вправе  устанавливать  новые  факты  и
   исследовать новые доказательства.

       Статья 318.9. Полномочия суда апелляционной инстанции

       Суд апелляционной инстанции вправе:
       1) оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу без
   удовлетворения;
       2) изменить  решение мирового судьи или отменить его и вынести
   новое решение;
       3) отменить  решение  мирового  судьи  полностью или в части и
   прекратить  производство  по  делу  либо  оставить  заявление  без
   рассмотрения;
       4) отменить решение мирового судьи и возвратить дело  мировому
   судье на новое рассмотрение по основаниям, предусмотренным статьей
   318.10 настоящего Кодекса.

       Статья 318.10.  Основания возвращения дела мировому  судье  на
   новое рассмотрение

       Дело возвращается  мировому судье на новое рассмотрение,  если
   об этом имеется просьба лица,  подавшего апелляционную  жалобу,  в
   случаях:
       1) если дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие кого-либо
   из  лиц,  участвующих  в  деле,  не  извещенных  о времени и месте
   судебного заседания;
       2) если  при  рассмотрении дела были нарушены правила о языке,
   на котором ведется судопроизводство;
       3) если  мировой судья разрешил вопрос о правах и обязанностях
   лиц, не привлеченных к участию в деле.

       Статья 318.11. Постановление суда апелляционной инстанции

       В случаях,  предусмотренных пунктом 2 статьи 318.9  настоящего
   Кодекса, постановление    районного   суда   выносится   в   форме
   апелляционного решения,  которое заменяет полностью  или  в  части
   решение мирового судьи, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3
   и 4 статьи 318.9 настоящего Кодекса, выносится определение.
       Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную
   силу после его вынесения и обжалованию в кассационном  порядке  не
   подлежит.

       Статья 318.12.   Основания  к  отмене  или  изменению  решения
   мирового судьи в апелляционном порядке

       Решение мирового судьи может  быть  отменено  или  изменено  в
   апелляционном порядке по основаниям,  предусмотренным статьями 306
   - 308 настоящего Кодекса.
       При оставлении  апелляционной  жалобы  без  удовлетворения суд
   обязан указать в своем решении мотивы,  по которым  доводы  жалобы
   признаны неправильными   и  не  являющимися  основанием  к  отмене
   решения мирового судьи.

       Статья 318.13. Право обжалования определения мирового судьи

       Определения мирового судьи могут быть  обжалованы  в  районный
   суд   отдельно   от  решения  суда  сторонами  и  другими  лицами,
   участвующими в деле, в случаях:
       1) предусмотренных настоящим Кодексом;
       2) когда определение мирового  судьи  преграждает  возможность
   дальнейшего движения дела.
       На остальные определения  мирового  судьи  частные  жалобы  не
   подаются, возражения против этих определений могут быть включены в
   апелляционную жалобу.

       Статья 318.14. Срок на подачу частной жалобы

       Частная жалоба может быть подана в течение десяти  дней  после
   вынесения определения мировым судьей.

       Статья 318.15. Порядок подачи и рассмотрения частных жалоб

       Подача и  рассмотрение  частных  жалоб  происходит  в порядке,
   предусмотренном для обжалования решения мирового судьи.

       Статья 318.16. Полномочия суда апелляционной инстанции

       Суд апелляционной  инстанции,   рассмотрев   частную   жалобу,
   вправе:
       1) оставить определение мирового судьи без изменения, а жалобу
   - без удовлетворения;
       2) отменить определение полностью  или  в  части  и  разрешить
   вопрос по существу.

       Статья 318.17.   Законная   сила   определения   апелляционной
   инстанции

       Определение суда  апелляционной   инстанции,   вынесенное   по
   частной  жалобе,  обжалованию в кассационном порядке не подлежит и
   вступает в законную силу с момента его вынесения.".
       35. В статье 320:
       а) пункты 1 - 4 исключить;
       б) пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 1 и 2;
       в) дополнить статью частью второй следующего содержания:
       "Лица, перечисленные  в  части первой настоящей статьи,  имеют
   право приносить протесты на вступившие в законную силу  решения  и
   определения мировых судей".
       36. Часть первую  статьи  321  дополнить  словами  "и  мировых
   судей".
       37. В пунктах 2 и 5 статьи 329 слово  "кассационной"  заменить
   на слово "второй".

       Статья 2.  Настоящий  Федеральный закон вступает в действие со
   дня его официального опубликования.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
          К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
        И ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"

       Необходимость скорейшего  внесения  изменений  и  дополнений в
   действующий с 1 октября 1964 г.  ГПК РСФСР вызывается рядом важных
   обстоятельств.
       1. Вступил  в  силу  Федеральный  закон  "О  мировых  судьях в
   Российской  Федерации".  Однако  гражданское  судопроизводство   у
   мирового  судьи и производство по рассмотрению апелляционных жалоб
   на решения  мировых  судей,  которое  предусматривается   ст.   36
   Федерального   конституционного   закона   "О   судебной   системе
   Российской Федерации", не регламентированы, что делает невозможным
   осуществление правосудия мировыми судьями.
       2. Приближается кампания по  выборам  в  Государственную  Думу
   Федерального  Собрания  РФ,  а  затем  и по выборам Президента РФ.
   Однако ГПК РСФСР производство по делам о защите избирательных прав
   не  регулирует.  В  нем  имеется только глава 23,  устанавливающая
   порядок   рассмотрения   жалоб   на   неправильности   в   списках
   избирателей, которые в суды практически не поступают.
       Это, как  показывает  практика  предыдущих  лет,   значительно
   осложняет   работу  судов  по  рассмотрению  данных  дел  и  может
   затруднить ход избирательной кампании.
       3. Многие  положения  ГПК  РСФСР противоречат Конституции РФ и
   принятым  в  соответствии  с  ней  федеральным  законам,  а  также
   содержат устаревшую терминологию,  что создает большие сложности в
   его применении и снижает эффективность правосудия  по  гражданским
   делам.
       В данном проекте предлагается решить указанные проблемы.
       1. Предлагается   дополнить   ГПК  положениями,  регулирующими
   производство у мирового суда,  а также апелляционное  производство
   по  пересмотру  решений  и  определений  мировых судей.  Для этого
   необходимо внести изменения и дополнения в общие положения ГПК,  в
   положения  о подсудности гражданских дел судам,  а также дополнить
   ГПК новой главой 35.1.
       2. Предлагается  главу  23  ГПК  изложить  в  новой  редакции,
   урегулировав в ней производство по делам  о  защите  избирательных
   прав.
       Учитывая, что  избирательная  кампания  проводится  в   строго
   определенное время, а это требует оперативного рассмотрения судами
   указанных дел и немедленного  исполнения  вынесенных  ими  решений
   (иногда суды рассматривают дела за несколько дней до выборов или в
   день выборов),  предлагается также внести изменения в  ст.  208  и
   установить,  что  решения  по  делам  о  защите избирательных прав
   вступают в законную силу немедленно. Общий порядок сохраняется для
   решений   по   делам   об   оспаривании  результатов  выборов  или
   референдумов,  когда необходимости в такой  оперативности  уже  не
   имеется.
       3. С учетом того,  что Пленумом Верховного Суда РФ 18  февраля
   1999 г.  внесен проект  Федерального  конституционного  закона  "О
   полномочиях  судов  общей  юрисдикции  в  Российской  Федерации по
   обеспечению соответствия нормативных  правовых  актов  федеральным
   законам",  предлагается  дополнить  ГПК соответствующей ему главой
   24.2.
       4. В целях приведения ГПК в соответствие  с  Конституцией  РФ,
   другими   федеральными   законами,   принятыми   в   ее  развитие,
   предлагается  внести  изменения  в  статьи,  регулирующие   задачи
   гражданского  судопроизводства,  независимость судей,  обязанность
   судебных актов,  подведомственность дел  судам,  передачу  дел  из
   одного   суда   в   другой,   рассмотрение   жалоб   на   действия
   государственных органов,  общественных организаций  и  должностных
   лиц, нарушающие права и свободы граждан, и некоторые другие.
       Данный законопроект дополнительного финансирования не требует.
       Законопроект подготовлен  на  базе  проекта  нового  ГПК   РФ,
   разработанного   с   активным   участием  ведущих  ученых  страны,
   специалистов в области гражданского процессуального права докторов
   юридических наук,  профессоров Треушникова М.К.,  Пучинского В.К.,
   Шакарян М.С., Шерстюка В.М. и некоторых других.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz