Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 1999 г. N 2018
------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 2 ноября 1999 г. N 641
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.07.99 N 838 "О внесении изменений и дополнений в
Положение о Государственном комитете Российской Федерации по
охране окружающей среды" приказываю:
1. Утвердить Типовое Положение о территориальном органе
Госкомэкологии России. Признать утратившими силу Приказы
Госкомэкологии России от 12.08.97 N 345 "Об утверждении Типового
Положения о территориальном органе Госкомэкологии России",
зарегистрированный Минюстом России 20.02.98, рег. N 1475 и от
14.05.98 N 298 "О внесении изменений в Приказ Госкомэкологии
России от 12.08.97 N 345", зарегистрированный Минюстом России
05.06.98, рег. N 1537.
2. Руководителям территориальных органов Госкомэкологии
России:
в 2-месячный срок привести положения о министерствах,
государственных комитетах, комитетах, департаментах в соответствие
с новой редакцией "Типового Положения о территориальном органе
Госкомэкологии России" с учетом особенностей природоохранной
деятельности на территории;
в случае необходимости уточнить структуру министерств,
государственных комитетов, комитетов, департаментов.
3. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов)
обеспечить контроль за соблюдением территориальными органами
Госкомэкологии России требований Госкомэкологии России, изложенных
в "Типовом Положении о территориальном органе Госкомэкологии
России", регистрацию и оформление утвержденных положений.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Председателя В.М. Астапченко.
Председатель
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Приложение
к Приказу Госкомэкологии России
от 2 ноября 1999 г. N 641
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ
1. Министерство, государственный комитет, комитет, департамент
по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации - далее
сокращенное наименование, является территориальным органом
Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды (Госкомэкологии России), осуществляющим на
коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное
регулирование в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных
(далее именуются - отходы), в части, касающейся соблюдения
требований природоохранительного законодательства.
Территориальный орган Госкомэкологии России также осуществляет
государственный экологический контроль, государственную
экологическую экспертизу и управление государственными природными
заповедниками и другими особо охраняемыми территориями,
находящимися в введении Госкомэкологии России, и несет
ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей
среды на территории субъекта Российской Федерации (наименование).
2. В целях реализации своих полномочий территориальный орган
Госкомэкологии России вправе создавать местные (городские,
районные, межрайонные) природоохранные органы по согласованию с
соответствующими органами местного самоуправления.
3. Территориальный орган Госкомэкологии России является
специально уполномоченным государственным органом Российской
Федерации в области охраны окружающей среды, государственной
экологической экспертизы, а также в пределах своей компетенции в
области обращения с отходами, осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель, в области охраны,
контроля и регулирования использования объектов животного мира и
среды их обитания. Создаваемые территориальным органом
Госкомэкологии России местные природоохранные органы являются
также специально уполномоченными государственными органами в
области охраны окружающей природной среды.
4. Территориальный орган Госкомэкологии России действует на
основании Положения о нем и осуществляет свою деятельность под
контролем Госкомэкологии России, а по вопросам, входящим в
компетенцию субъекта Российской Федерации, - также под контролем
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган Госкомэкологии России в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, приказами Госкомэкологии России, а
также настоящим Положением.
5. Решения территориального органа Госкомэкологии России по
вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридических и
физических лиц.
Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Территориальный орган Госкомэкологии России финансируется
за счет средств федерального бюджета и других источников в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7. Территориальный орган Госкомэкологии России осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями, организациями и
гражданами.
8. Основными задачами территориального органа Госкомэкологии
России в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия
и обращения с отходами являются:
(1) осуществление функций государственного управления и
контроля на территории субъекта Российской Федерации в сфере своей
компетенции;
(2) координация деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, а также предприятий,
учреждений и организаций, осуществляемая на коллегиальной основе;
(3) осуществление мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного
и растительного мира (кроме лесов) на территории субъекта
Российской Федерации;
(4) формирование региональной нормативной правовой и
инструктивно - методической базы и проведение единой научно -
технической политики;
(5) регулирование в пределах своей компетенции совместно с
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
природопользования в целях охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и сохранения биологического
разнообразия;
(6) проведение государственной экологической экспертизы;
(7) осуществление в соответствии с законодательством
Российской Федерации государственного экологического контроля, в
том числе на территории закрытых административно - территориальных
образований, государственного контроля за охраной атмосферного
воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного
контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных
видов природных ресурсов и объектов;
(8) обеспечение населения, органов государственной власти
субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления
экологической информацией;
(9) осуществление в пределах своей компетенции
государственного контроля в области организации и функционирования
особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в
ведении Госкомэкологии России объектами природно - заповедного
фонда Российской Федерации, расположенными на территории субъекта
Российской Федерации, участие в ведении Красной книги Российской
Федерации, ведение Красной книги субъекта Российской Федерации,
участие в формировании системы особо охраняемых природных
территорий;
(10) участие в реализации обязательств Российской Федерации,
вытекающих из членства России в международных организациях и
участия в международных договорах, осуществлении международного
сотрудничества;
(11) в пределах своей компетенции охрана в соответствии с
законодательством Российской Федерации континентального шельфа и
исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и
неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и
иных законных интересов Российской Федерации.
9. В соответствии с основными задачами в области охраны
окружающей среды, обеспечения экологической безопасности,
сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами
территориальный орган Госкомэкологии России:
(1) участвует в разработке предложений по основным
направлениям государственной экологической политики, совместно с
территориальными органами специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды организует разработку и реализацию
территориальных программ и экологических проектов, участвует в
разработке прогнозов и программ социально - экономического
развития субъекта Российской Федерации и инвестиционной политике;
(2) подготавливает предложения по совершенствованию правовых
актов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к
компетенции территориального органа Госкомэкологии России;
(3) осуществляет в установленном порядке выдачу
(аннулирование) лицензий и разрешений на:
(а) осуществление видов деятельности, связанных с работами
(услугами) природоохранного назначения;
(б) утилизацию, складирование, перемещение (в том числе
трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных
и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных);
(в) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
(кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным
законодательством), а также вредные физические воздействия на
окружающую среду;
(г) добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку,
содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну
биологических коллекций, биологических объектов, в том числе
относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих
под действие международных договоров, а также их продуктов, частей
и дериватов;
(д) проведение экологической паспортизации, сертификации и
экологического аудирования;
(е) регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и
других организаций по разведению редких и исчезающих видов
животных и растений;
(4) согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции
региональные нормы (нормативы) и правила использования отдельных
видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие;
(5) участвует в подготовке предложений по формированию и
использованию средств территориального экологического фонда, а
также контролирует их целевое использование;
(6) осуществляет в установленном порядке научно - методическое
и финансовое обеспечение деятельности подведомственных органов,
предприятий и организаций;
(7) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или
оказывающих на нее иное негативное воздействие;
(8) участвует совместно с территориальными органами других
специально уполномоченных государственных органов Российской
Федерации в ведении кадастров природных ресурсов субъекта
Российской Федерации, а также в ведении кадастров особо охраняемых
природных территорий регионального и местного значения,
осуществляет периодическое издание регионального кадастра особо
охраняемых природных территорий;
(9) составляет и ведет государственный кадастр отходов,
государственный реестр объектов их размещения и ведет учет отходов
на территории субъекта Российской Федерации;
(10) обеспечивает создание и функционирование экологических
информационных систем, организует сбор, хранение, обработку,
анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей
среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации банки данных об окружающей среде,
участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их
использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических,
технологических и организационно - экономических решениях;
(11) совместно с территориальными органами других федеральных
органов исполнительной власти подготавливает предложения по
разработке экологических требований для учета их в государственных
стандартах, ведомственных инструктивно - методических и нормативно
- технических документах;
(12) организует совместно с другими территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти работу по нормативному и
метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности
территориального органа Госкомэкологии России, а также (в пределах
своей компетенции) в области регулирования природопользования;
(13) проводит обязательную сертификацию на соответствие
экологическим требованиям;
(14) осуществляет в установленном порядке общее руководство
функционированием государственной системы экологического
мониторинга и Единой государственной автоматизированной системой
контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории субъекта
Российской Федерации;
(15) организует и проводит государственную экологическую
экспертизу, а также контролирует выполнение требований,
содержащихся в заключениях государственной экологической
экспертизы;
(16) организует и осуществляет на территории субъекта
Российской Федерации государственный экологический контроль,
обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением
требований природоохранительного законодательства, дает
обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в
установленном порядке ограничивает и приостанавливает
хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением
природоохранных требований;
(17) участвует в организации системы всеобщего непрерывного
экологического воспитания и образования, ведет работу по
пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и сохранения биологического
разнообразия;
(18) разрабатывает и утверждает инструктивно - методическую
документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы)
загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую
природную среду, размещение отходов и иные виды вредного
воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного
загрязнением окружающей природной среды;
(19) обеспечивает совместно с территориальными органами других
специально уполномоченных государственных органов охрану морской
среды, ее живых и неживых ресурсов, сохранение биологического
разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во
внутренних морских водах и территориальном море, на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
Российской Федерации;
(20) разрабатывает, согласовывает или утверждает по
согласованию с соответствующими государственными органами в
пределах своей компетенции нормативные правовые акты и
инструктивно - методические документы по проведению экологической
паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и
территорий;
(21) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции
перечень работ и услуг природоохранного назначения;
(22) в пределах своей компетенции координирует деятельность
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
в том числе по вопросам:
- организации системы и ведения государственных кадастров в
области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской
Федерации;
- лицензирования деятельности по проведению наблюдений за
источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и
зонами их воздействия;
(23) координирует природоохранную деятельность Государственной
инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации, а
также иных организаций и учреждений Госкомэкологии России,
расположенных на данной территории;
(24) организует подготовку ежегодного доклада о состоянии
окружающей природной среды в субъекте Российской Федерации,
участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о
состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации;
(25) осуществляет в пределах своей компетенции государственный
контроль в области организации и функционирования особо охраняемых
природных территорий, а также осуществляет управление особо
охраняемыми природными объектами и территориями регионального и
местного значения, находящимися на территории субъекта Российской
Федерации и переданными в ведение территориального органа
Госкомэкологии России; осуществляет меры по развитию особо
охраняемых природных территорий в субъекте Российской Федерации,
сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных
природных объектов и комплексов;
(26) ведет Красную книгу субъекта Российской Федерации;
обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги
Российской Федерации;
(27) участвует в реализации совместно с территориальными
органами других федеральных органов исполнительной власти
обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в
международных организациях и участия в международных договорах по
охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и
сохранению биологического разнообразия, участвует в международном
сотрудничестве в этой области, изучает, обобщает и распространяет
зарубежный опыт в данной области;
(28) участвует в организации переподготовки и повышении
квалификации кадров;
(29) в пределах предоставленных полномочий осуществляет
управление подведомственными органами и организациями,
осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым
использованием ими финансовых и материальных ресурсов;
(30) обеспечивает развитие материально - технической базы
подведомственных организаций и осуществляет контроль за ее
эффективным использованием;
(31) участвует в формировании экономического механизма
регулирования природоохранной деятельности в целях охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том
числе готовит предложения органам исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по корректировке размеров платежей
природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение
природоохранных мероприятий;
(32) осуществляет в соответствии со своей компетенцией
контроль за деятельностью в области обращения с отходами на
территории субъекта Российской Федерации, в том числе за
деятельностью по их сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию и размещению;
(33) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за
производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также
другие меры государственного регулирования ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих
веществ и содержащей их продукции на территории субъекта
Российской Федерации;
(34) устанавливает нормативные объемы выбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду и размещения отходов; совместно с
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации
осуществляет руководство работой по нормированию выбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов
размещения отходов и допустимых уровней воздействия (на
соответствующей территории);
(35) согласовывает нормативы предельно допустимых вредных
воздействий на водные объекты.
10. Территориальный орган Госкомэкологии России, его местные
органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют
право:
(1) утверждать инструктивно - методические и нормативно -
технические документы (правила) в области охраны окружающей среды,
обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического
разнообразия;
(2) запрашивать и получать в установленном законодательством
Российской Федерации порядке от органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, организаций, расположенных или
осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской
Федерации, информацию, необходимую для выполнения задач в области
охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности,
сохранения биологического разнообразия;
(3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении
требований природоохранительного законодательства, экологических
норм и правил, выполнении планов, программ и мероприятий по охране
окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по
вопросам природопользования;
(4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в
том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и
охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и
формы собственности, расположенные и осуществляющие свою
деятельность на территории субъекта Российской Федерации,
составлять по результатам их проверок акты, протоколы, давать
обязательные предписания по устранению нарушений
природоохранительного законодательства, а также по вопросам своей
компетенции в сфере природопользования;
(5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке
хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением
требований природоохранительного законодательства, экологических
норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы
и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,
связанной с выполнением работ (услуг) природоохранительного
назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания
о прекращении финансирования этой деятельности;
(6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации, дела об административных
правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в
пределах своей компетенции) в области природопользования;
(7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей
компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их
аннулировании;
(8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или
реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм,
правил и заключений государственной экологической экспертизы;
(9) во взаимодействии с территориальными органами специально
уполномоченных на то органов исполнительной власти останавливать и
осматривать российские и иностранные суда и другие плавучие
средства для проверки соблюдения требований природоохранительного
законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления
нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о
возмещении вреда, причиненного окружающей среде;
(10) проверять во взаимодействии с территориальными органами
соответствующих органов исполнительной власти транспортные
средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения
экологических норм и правил;
(11) запрещать ввоз на территорию субъекта Российской
Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку)
экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов),
осуществляемых с нарушением экологических норм и правил;
(12) взыскивать в установленном порядке задолженность по
платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные
воздействия на нее;
(13) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении
вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения
природоохранительного законодательства;
(14) утверждать в соответствии с действующим законодательством
уставы (положения) о подведомственных органах и организациях;
(15) назначать на должность и освобождать от должности
руководителей подведомственных органов и организаций, заключать,
изменять и расторгать контракты с этими руководителями в случаях и
порядке, установленных действующим законодательством;
(16) публиковать либо передавать для публикации информацию,
имеющую отношение к экологической безопасности населения.
11. По решению органов государственной власти субъекта
Российской Федерации и по согласованию с Государственным комитетом
Российской Федерации по охране окружающей среды территориальный
орган Госкомэкологии России может наделяться дополнительными
функциями, не противоречащими статусу специально уполномоченного
государственного органа Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды.
12. Должностные лица территориального органа Госкомэкологии
России обеспечиваются форменной одеждой и знаками различия в
порядке, установленном Госкомэкологией России.
Должностные лица территориального органа Госкомэкологии России
имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить
и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и
порядке, установленных действующим законодательством.
13. Территориальный орган (министерство, государственный
комитет, комитет, департамент) Госкомэкологии России возглавляет
руководитель (министр, председатель, начальник), назначаемый
Председателем Госкомэкологии России по согласованию с
администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации,
если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заместитель руководителя (министра, председателя, начальника)
территориального органа Госкомэкологии России назначается в том же
порядке, что и руководитель (министр, председатель, начальник)
территориального органа.
14. Руководитель территориального органа Госкомэкологии
России:
(1) осуществляет общее руководство деятельностью
территориального органа Госкомэкологии России на основе
единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на территориальный орган задач, утверждает в пределах
установленной численности работников аппарата и фонда оплаты труда
структуру, штатное расписание и положение о подразделениях
аппарата, положения о местных природоохранных органах, а также
организует бухгалтерский учет и утверждает составленную в
установленном порядке бухгалтерскую отчетность на основе данных
синтетического и аналитического учета;
(2) издает приказы, распоряжения (и иные акты), дает указания,
утверждает инструкции (в соответствии с его компетенцией),
обязательные для исполнения работниками территориального органа
Госкомэкологии России и подведомственных организаций и учреждений;
(3) назначает на должность и освобождает от занимаемой
должности (по согласованию с органами местного самоуправления)
руководителей местных (городских, районных, межрайонных)
природоохранных органов, а также (по согласованию с Главным
управлением Государственной инспекции по маломерным судам
Российской Федерации Госкомэкологии России и органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации) начальника
Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской
Федерации;
(4) вносит предложения о назначении на должность и
освобождении от занимаемой должности руководителей организаций и
учреждений, подведомственных Госкомэкологии России, находящихся на
территории субъекта Федерации.
15. В территориальном органе Госкомэкологии России образуется
коллегия в составе руководителя (председателя), его заместителей
по должности, руководителей управлений и отделов, представителей
территориальных органов других специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны
окружающей среды, ведущих ученых и специалистов.
Персональный состав коллегии утверждается приказом
Председателя Госкомэкологии России по согласованию с
администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации
(кроме лиц, входящих в нее по должности).
16. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности
территориального органа Госкомэкологии России, его
подведомственных организаций, результаты проверок исполнения
принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора,
расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает
должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции
территориального органа Госкомэкологии России.
17. В территориальном органе Госкомэкологии России создаются:
(1) Научно - технический совет из ученых,
высококвалифицированных специалистов, а также представителей
научных, инженерных обществ и других организаций;
(2) Совет государственной экологической экспертизы.
Персональный состав указанных советов и положения о них
утверждаются руководителем территориального органа Госкомэкологии
России.
18. Территориальный орган Госкомэкологии России является
юридическим лицом, имеет бюджетные и иные счета в учреждениях
банков, печать.
|