Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.09.1999 N ГКПИ 99-668 О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ МИЩЕНКО В.Л., ГОРОХОВА В.К., ХМЕЛЕВОЙ Е.Н., ЗЛОТНИКОВОЙ Т.В. И ДРУГИХ, ИНСТИТУТА "ЭКОЮРИС", ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ, СОЦИАЛЬНО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЮЗА И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 28 сентября 1999 г. N ГКПИ 99-668

       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда  РФ  в
   составе:

   председательствующего -
   судьи Верховного Суда РФ                            Редченко Ю.Д.,
   народных заседателей                                Славиной Р.А.,
                                                       Петелина С.Е.,
   при секретаре                                    Емельяновой М.А.,
   с участием прокурора                               Масаловой Л.Ф.,
   и адвокатов                                        Яковлевой О.А.,

       рассмотрев в  открытом  заседании  гражданское  дело по жалобе
   Мищенко В.Л.,  Горохова В.К.,  Хмелевой Е.Н.,  Злотниковой Т.В.  и
   других,  а  также  института  "Экоюрис",  Всероссийского  общества
   охраны  природы,  Социально  -  экологического  союза   и   других
   организаций     о    признании    недействительным    распоряжения
   Правительства РФ N 1131-р  от  15  июля  1999  г.  об  утверждении
   "Временного порядка производства буровых работ по разведке морских
   нефтяных,  газовых и  газоконденсатных  месторождений  в  пределах
   территориального   моря   и   исключительной   экологической  зоны
   Российской  Федерации  в  районах  Дальнего  Востока"   (далее   -
   Временный порядок),

                              установила:

       заявители обратились   в  Верховный  Суд  РФ  с  вышеуказанным
   требованием,  сославшись  на  то,  что  оспариваемое  распоряжение
   Правительства   РФ   принято   с   нарушением  требований  ст.  11
   Федерального закона "Об экологической экспертизе".
       В жалобах  указывают  на  то,  что  в  результате несоблюдения
   установленного законом порядка принятия названного правового  акта
   (без  предварительного  проведения  государственной  экологической
   экспертизы)  были  нарушены  гарантии  экологической  безопасности
   общества и окружающей среды в случае его реализации.
       Полагают, что Временный порядок,  разрешающий отведение в море
   сточных   вод,   содержащих  технологические  продукты  нормальной
   эксплуатации буровых установок,  в том числе отработанных  буровых
   растворов  на  водной  основе,  сброс  в море выбуренного грунта в
   смеси  с  морской  водой,  содержащего  нефть,  нарушает  также  и
   требования ст. 144 Водного кодекса РФ.
       Разрешение сброса сточных вод и  буровых  отходов  по  сути  в
   местах  концентрации  основных запасов морепродуктов РФ и в местах
   обитания редких видов животных и растений создает реальную  угрозу
   нанесения  непоправимого  экологического  и  экономического ущерба
   государству и его населению.
       В судебном  заседании  заявители  и  их  представители  жалобы
   поддержали.
       Представитель Правительства  РФ  Казмин  Ю.Б.  с  жалобами  не
   согласился  и  просил  об  оставлении   их   без   удовлетворения,
   сославшись   на  то,  что  оспариваемое  распоряжение  не  требует
   проведения  экологической  экспертизы,  поскольку  им   утверждены
   фактически  ранее  действовавшие  нормы  сброса в море выбуренного
   грунта и других технологических продуктов бурения.
       Проект распоряжения   согласован  со  всеми  заинтересованными
   ведомствами и в результате  его  реализации  какого-либо  вредного
   воздействия на окружающую природную среду оказано не будет.
       Выслушав объяснения заявителей Мищенко В.Л., Златниковой Т.В.,
   Хмелевой   С.Н.,   а   также  их  представителей  Яковлевой  О.А.,
   Блокова И.П.,  Петренко В.Ф.,  поддержавших жалобы,  возражения на
   них  со  стороны  представителя  Правительства  РФ  Казмина  Ю.Б.,
   исследовав  материалы  дела  и   заслушав   заключение   прокурора
   Генеральной  прокуратуры  РФ  Масаловой  Л.Ф.,  полагавшей  жалобы
   удовлетворить,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда   РФ  находит  их  подлежащими  удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической
   экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе,
   проводимой на федеральном уровне,  подлежат проекты правовых актов
   Российской  Федерации  нормативного  и  ненормативного  характера,
   реализация  которых  может  привести  к негативным воздействиям на
   окружающую природную среду.
       Как установлено  судом,  распоряжением  Правительства РФ от 15
   июля 1999 г. N 1131-р был утвержден Временный порядок производства
   буровых   работ   по   разведке   морских   нефтяных,   газовых  и
   газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря  и
   исключительной  экономической  зоны Российской Федерации в районах
   Дальнего Востока, которым установлены правила отведения (удаления)
   в   море   сточных   вод   и  технологических  продуктов  бурения,
   образующихся при бурении разведочных скважин,  в том числе в смеси
   с морской водой,  в соответствии с временно согласованными нормами
   сброса и содержания нефти в выбуренном грунте.
       По утверждению  заявителей  и  их  представителей  по  проекту
   данного распоряжения Правительства РФ  об  утверждении  Временного
   порядка  государственная  экологическая экспертиза не проводилась,
   хотя проведение такой экспертизы является обязательным,  поскольку
   его   реализация  может  привести  к  негативным  воздействиям  на
   окружающую природную среду.
       Данное утверждение     заявителей    материалами    дела    не
   опровергнуто.  Не  представлено  каких-либо  доказательств  в   их
   опровержение  и  представителем  Правительства РФ.  Более того,  в
   судебном  заседании  он  не  оспаривал  того  обстоятельства,  что
   экологическая экспертиза проекта распоряжения не проводилась.
       При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое
   распоряжение  Правительства  РФ об утверждении Временного порядка,
   как  принятое  с  нарушением  требований  закона,  не  может  быть
   признано правомерным.
       Довод представителя Правительства РФ Казмина Ю.Б.  о том,  что
   утвержденный  распоряжением  Правительства  РФ  Временный  порядок
   фактически  исходит из норм и правил охраны морской среды в рамках
   действующего  законодательства,   распространяет   на   внутренние
   морские воды,  территориальное море и исключительную экономическую
   зону РФ правила нормирования,  ранее применяемые к этим  объектам,
   вводит  дополнительные  запретительные  и ограничительные нормы по
   предотвращению загрязнения морской среды и имеет целью  обеспечить
   отсутствие  негативного  воздействия на окружающую природную среду
   не может быть принят во внимание,  поскольку в соответствии со ст.
   11  названного выше Закона по всем перечисленным обстоятельствам и
   должно    быть    соответствующее    заключение    государственной
   экологической   экспертизы,   которое   не   может  быть  заменено
   различного рода согласованиями с заинтересованными в этом  вопросе
   ведомствами.
       То обстоятельство,    что   проект   указанного   распоряжения
   Правительства РФ являлся  объектом  государственной  экологической
   экспертизы,  по  существу  следует и из содержания представленного
   письменного  отзыва  Министерства  природных  ресурсов  РФ  от  17
   сентября 1999 г. на поступившие в суд жалобы.
       Ссылка представителя Правительства РФ  при  этом  на  то,  что
   утвержденный   Временный  порядок  не  освобождает  предприятия  и
   организации  от  проведения  экологической   экспертизы   ТЭОР   и
   конкретных   проектов   буровых  работ,  а  поэтому  он  не  может
   отрицательно сказаться на состоянии морской среды,  не может  быть
   признана  убедительной,  поскольку указанные обстоятельства в силу
   ст.  11  Федерального  закона  "Об  экологической  экспертизе"  не
   являлись  основанием  к  освобождению  проведения  государственной
   экологической экспертизы самого проекта распоряжения и именно  эта
   экспертиза,  а не представитель Правительства РФ,  должна ответить
   на вопрос об отсутствии отрицательного воздействия  на  окружающую
   среду в случае его последующей реализации.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда РФ

                                решила:

       жалобы заявителей удовлетворить.
       Распоряжение Правительства  РФ N 1131-р от 15 июля 1999 г.  об
   утверждении "Временного  порядка  производства  буровых  работ  по
   разведке    морских    нефтяных,    газовых   и   газоконденсатных
   месторождений в пределах территориального  моря  и  исключительной
   экономической   зоны   Российской  Федерации  в  районах  Дальнего
   Востока" признать незаконным (недействительным)  и  не  подлежащим
   применению со дня его принятия.
       Настоящее решение  может  быть   обжаловано   в   Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz