ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 1999 г. N ГКПИ 99-668
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в
составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
народных заседателей Славиной Р.А.,
Петелина С.Е.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
и адвокатов Яковлевой О.А.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по жалобе
Мищенко В.Л., Горохова В.К., Хмелевой Е.Н., Злотниковой Т.В. и
других, а также института "Экоюрис", Всероссийского общества
охраны природы, Социально - экологического союза и других
организаций о признании недействительным распоряжения
Правительства РФ N 1131-р от 15 июля 1999 г. об утверждении
"Временного порядка производства буровых работ по разведке морских
нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений в пределах
территориального моря и исключительной экологической зоны
Российской Федерации в районах Дальнего Востока" (далее -
Временный порядок),
установила:
заявители обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
требованием, сославшись на то, что оспариваемое распоряжение
Правительства РФ принято с нарушением требований ст. 11
Федерального закона "Об экологической экспертизе".
В жалобах указывают на то, что в результате несоблюдения
установленного законом порядка принятия названного правового акта
(без предварительного проведения государственной экологической
экспертизы) были нарушены гарантии экологической безопасности
общества и окружающей среды в случае его реализации.
Полагают, что Временный порядок, разрешающий отведение в море
сточных вод, содержащих технологические продукты нормальной
эксплуатации буровых установок, в том числе отработанных буровых
растворов на водной основе, сброс в море выбуренного грунта в
смеси с морской водой, содержащего нефть, нарушает также и
требования ст. 144 Водного кодекса РФ.
Разрешение сброса сточных вод и буровых отходов по сути в
местах концентрации основных запасов морепродуктов РФ и в местах
обитания редких видов животных и растений создает реальную угрозу
нанесения непоправимого экологического и экономического ущерба
государству и его населению.
В судебном заседании заявители и их представители жалобы
поддержали.
Представитель Правительства РФ Казмин Ю.Б. с жалобами не
согласился и просил об оставлении их без удовлетворения,
сославшись на то, что оспариваемое распоряжение не требует
проведения экологической экспертизы, поскольку им утверждены
фактически ранее действовавшие нормы сброса в море выбуренного
грунта и других технологических продуктов бурения.
Проект распоряжения согласован со всеми заинтересованными
ведомствами и в результате его реализации какого-либо вредного
воздействия на окружающую природную среду оказано не будет.
Выслушав объяснения заявителей Мищенко В.Л., Златниковой Т.В.,
Хмелевой С.Н., а также их представителей Яковлевой О.А.,
Блокова И.П., Петренко В.Ф., поддержавших жалобы, возражения на
них со стороны представителя Правительства РФ Казмина Ю.Б.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобы
удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ находит их подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об экологической
экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе,
проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов
Российской Федерации нормативного и ненормативного характера,
реализация которых может привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду.
Как установлено судом, распоряжением Правительства РФ от 15
июля 1999 г. N 1131-р был утвержден Временный порядок производства
буровых работ по разведке морских нефтяных, газовых и
газоконденсатных месторождений в пределах территориального моря и
исключительной экономической зоны Российской Федерации в районах
Дальнего Востока, которым установлены правила отведения (удаления)
в море сточных вод и технологических продуктов бурения,
образующихся при бурении разведочных скважин, в том числе в смеси
с морской водой, в соответствии с временно согласованными нормами
сброса и содержания нефти в выбуренном грунте.
По утверждению заявителей и их представителей по проекту
данного распоряжения Правительства РФ об утверждении Временного
порядка государственная экологическая экспертиза не проводилась,
хотя проведение такой экспертизы является обязательным, поскольку
его реализация может привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду.
Данное утверждение заявителей материалами дела не
опровергнуто. Не представлено каких-либо доказательств в их
опровержение и представителем Правительства РФ. Более того, в
судебном заседании он не оспаривал того обстоятельства, что
экологическая экспертиза проекта распоряжения не проводилась.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое
распоряжение Правительства РФ об утверждении Временного порядка,
как принятое с нарушением требований закона, не может быть
признано правомерным.
Довод представителя Правительства РФ Казмина Ю.Б. о том, что
утвержденный распоряжением Правительства РФ Временный порядок
фактически исходит из норм и правил охраны морской среды в рамках
действующего законодательства, распространяет на внутренние
морские воды, территориальное море и исключительную экономическую
зону РФ правила нормирования, ранее применяемые к этим объектам,
вводит дополнительные запретительные и ограничительные нормы по
предотвращению загрязнения морской среды и имеет целью обеспечить
отсутствие негативного воздействия на окружающую природную среду
не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со ст.
11 названного выше Закона по всем перечисленным обстоятельствам и
должно быть соответствующее заключение государственной
экологической экспертизы, которое не может быть заменено
различного рода согласованиями с заинтересованными в этом вопросе
ведомствами.
То обстоятельство, что проект указанного распоряжения
Правительства РФ являлся объектом государственной экологической
экспертизы, по существу следует и из содержания представленного
письменного отзыва Министерства природных ресурсов РФ от 17
сентября 1999 г. на поступившие в суд жалобы.
Ссылка представителя Правительства РФ при этом на то, что
утвержденный Временный порядок не освобождает предприятия и
организации от проведения экологической экспертизы ТЭОР и
конкретных проектов буровых работ, а поэтому он не может
отрицательно сказаться на состоянии морской среды, не может быть
признана убедительной, поскольку указанные обстоятельства в силу
ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не
являлись основанием к освобождению проведения государственной
экологической экспертизы самого проекта распоряжения и именно эта
экспертиза, а не представитель Правительства РФ, должна ответить
на вопрос об отсутствии отрицательного воздействия на окружающую
среду в случае его последующей реализации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ
решила:
жалобы заявителей удовлетворить.
Распоряжение Правительства РФ N 1131-р от 15 июля 1999 г. об
утверждении "Временного порядка производства буровых работ по
разведке морских нефтяных, газовых и газоконденсатных
месторождений в пределах территориального моря и исключительной
экономической зоны Российской Федерации в районах Дальнего
Востока" признать незаконным (недействительным) и не подлежащим
применению со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|