ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 1999 года
Дело N КАС99-244
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Корягиной Л.Л.
рассмотрела в судебном заседании от 23 сентября 1999 года дело
по заявлению ЗАО "Финист - Трэвел" о признании недействительным
письма Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов
РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму
"О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года по
кассационной жалобе ЗАО "Финист - Трэвел" на решение Верховного
Суда РФ от 10 августа 1999 года, которым в удовлетворении
заявления ЗАО "Финист - Трэвел" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам
Кулагина А.Б. и Никулиной Л.М., Министерства финансов РФ -
Чехариной З.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав
заключение прокурора Корягиной Л.Л., полагавшей жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Письмом "О налоге на добавленную стоимость", утвержденным 25
сентября 1996 года Государственной налоговой службой РФ,
Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по
физической культуре и туризму, разъяснено, что в соответствии с
подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями)
от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость лишь
тех туристско - экскурсионных путевок, которые утверждены
Министерством финансов РФ как бланки строгой отчетности и
зарегистрированы Министерством юстиции РФ в установленном порядке,
и туристических ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
Закрытое акционерное общество "Финист - Трэвел" обратилось в
Верховный Суд РФ с жалобой на данный нормативный правовой акт,
сославшись на то, что содержащееся в акте положение о применении
налоговой льготы лишь в случае оформления туристических путевок на
бланках строгой отчетности противоречит требованиям Федерального
закона, не содержащего такого ограничения относительно формы
путевок.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене
судебного решения и удовлетворении заявленного требования,
сославшись на ошибочность выводов суда, сделанных при разрешении
спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия считает вынесенное судом решение законным и
обоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд
правомерно сослался на то, что утверждение оспоренным актом форм
туристических путевок как документов строгой отчетности
произведено заинтересованными органами (федеральными министерством
и ведомствами) на основании Постановления Совета Министров -
Правительства РФ от 30 июля 1993 года, которым во исполнение
Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента
РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении
контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с
населением" утверждено согласованное с Верховным Советом РФ
"Положение по применению контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением".
Данным правительственным Постановлением Министерству финансов
РФ поручено разработать и утвердить по представлению
заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций
формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые
могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных
денежных средств.
Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства
финансов РФ от 16 июня 1994 года и зарегистрированы в Министерстве
юстиции РФ. Лишь после регистрации форм туристических путевок как
документов строгой отчетности Министерство юстиции РФ
зарегистрировало и оспоренное заявителем письмо (нормативный
правовой акт).
При таких обстоятельствах Кассационная коллегия считает
правильным вывод суда о том, что туристическая путевка является
документом строгой отчетности и лишь в таком качестве согласно
приведенному Постановлению Совета Министров - Правительства РФ
может использоваться при расчетах с населением для учета наличных
денежных средств, а следовательно, от налога на добавленную
стоимость должна освобождаться стоимость не любых туристско -
экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Минфином РФ
как бланки строгой отчетности.
Довод в кассационной жалобе о том, что в подпункте "у" пункта
1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не оговорена
определенная форма туристических и экскурсионных путевок, которые
освобождаются от налога на добавленную стоимость, не
свидетельствует о несоответствии оспоренного акта этому Закону,
поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции в своем
решении, согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах туристической
деятельности в РФ" туристская путевка - документ, подтверждающий
факт передачи туристского продукта. Вопрос же о форме этого (и
других аналогичных документов) и разрешен приведенным выше
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993
года во исполнение Федерального закона "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и
Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года.
Само правительственное Постановление заявителем в суде не
оспаривалось.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что
оспоренный акт исключает возможность пользоваться предоставленной
законом льготой по налогообложению при реализации путевок
юридическим лицам и при безналичных расчетах за путевки,
производимых юридическими лицами.
Однако этот довод нельзя признать обоснованным, так как в
соответствии со ст. 1 Закона РФ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" туристическая путевка -
документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта,
являющегося правом на тур, предназначенный для реализации туристу.
Коме того, согласно пункту 3 ст. 6 Закона РФ "О бухгалтерском
учете" формы документов первичного учета (к таковым относится и
туристская путевка) могут быть утверждены приказом или
распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние
бухгалтерского учета в организации только в том случае, если для
них не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Следовательно, и по безналичным расчетам при продаже путевок
организациям должны использоваться лишь путевки утвержденных
Минфином РФ форм, с тем чтобы и на этой стадии реализации
действовала предусмотренная пп. "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге
на добавленную стоимость" налоговая льгота, поскольку и при такой
стадии реализации путевок предназначение ее туристу (физическому
лицу) сохраняется.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Финист - Трэвел" - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН
|