Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 21.09.1999 N 4322-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 21 сентября 1999 г. N 4322-II ГД

             О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАГИСТРАЛЬНОМ
                       ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   магистральном  трубопроводном  транспорте",  внесенный  депутатами
   Государственной Думы В.А. Язевым, В.Н. Алтуховым, П.М. Веселкиным,
   В.У. Корниенко,   В.Ф. Михайловым,  Ю.К. Севенардом, Ю.Д. Седовым,
   В.А. Шестаковым.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет  Государственной  Думы  по  промышленности,
   строительству,  транспорту  и  энергетике  в  месячный срок со дня
   принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету    Государственной    Думы    по   промышленности,
   строительству,  транспорту  и  энергетике   доработать   указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                         ЯЗЕВЫМ В.А., АЛТУХОВЫМ В.Н.,
                                     ВЕСЕЛКИНЫМ П.Н., КОРНИЕНКО В.У.,
                                    МИХАЙЛОВЫМ В.Ф., СЕВЕНАРДОМ Ю.К.,
                                        СЕДОВЫМ Ю.Д., ШЕСТАКОВЫМ В.А.

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

               О МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Цель Закона

       Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические
   и организационные  основы  отношений,  возникающих  при  создании,
   функционировании   и   развитии   магистрального   трубопроводного
   транспорта -  важнейшей  составляющей  федеральных  энергетических
   систем.
       Настоящий Федеральный   закон   основывается   на   положениях
   Конституции   Российской  Федерации,  в  соответствии  с  которыми
   вопросы,  касающиеся  федеральных  энергетических  систем,   основ
   ценовой политики,  относятся  к   предметам   ведения   Российской
   Федерации.

       Статья 2. Основные понятия

       Для целей  настоящего  Федерального  закона  приведенные  ниже
   понятия употребляются в следующем значении:
       магистральный трубопроводный  транспорт  -   вид   транспорта,
   предназначенный  для транспортировки подготовленной в соответствии
   с требованиями государственных стандартов  и  технических  условий
   продукции     по    специальным    трубопроводам.    Магистральный
   трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно
   и  экономически  независимых систем магистрального трубопроводного
   транспорта, магистральных трубопроводов;
       система магистрального  трубопроводного  транспорта  -  единый
   имущественный производственный комплекс,  состоящий из одного  или
   нескольких    технологически,    организационно   и   экономически
   взаимосвязанных  и   централизованно   управляемых   магистральных
   трубопроводов, а также относящихся к ним технологических объектов.
   Указанный комплекс может находиться в  собственности  организации,
   получившей  его  объекты  в собственность в процессе приватизации,
   создавшей или приобретшей их по другим основаниям, предусмотренным
   законодательством  Российской  Федерации  или  же  в установленном
   порядке   передан   в   хозяйственное   ведение    эксплуатирующей
   организации;
       магистральный трубопровод     -      единый      имущественный
   производственный  транспортный  комплекс,  состоящий из подземных,
   подводных, наземных и надземных трубопроводов иных технологических
   объектов   и  предназначенный  для  транспортировки  продукции  от
   пунктов ее приемки до пунктов сдачи, технологического хранения или
   перевалки (передачи) на другой вид транспорта.  Указанный комплекс
   может  находиться  в  собственности  организации,  получившей  его
   объекты  в  собственность  в процессе приватизации,  создавшей или
   приобретшей   их    по    другим    основаниям,    предусмотренным
   законодательством  Российской  Федерации  или  же  в установленном
   порядке   передан   в   хозяйственное   ведение    эксплуатирующей
   организации;
       эксплуатирующая организация  (оператор  системы магистрального
   трубопроводного транспорта,  оператор магистрального трубопровода)
   -  организация,  оказывающая услуги по транспортировке продукции и
   осуществляющая эксплуатацию системы магистрального трубопроводного
   транспорта   или   магистрального   трубопровода.  Эксплуатирующей
   организацией  может  быть  организация   -   собственник   системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта,   организация   -
   собственник   магистрального   трубопровода    или    организация,
   привлеченная собственником для ее (его) эксплуатации;
       организация -      собственник      системы     магистрального
   трубопроводного    транспорта,    организация    -     собственник
   магистрального   трубопровода   -   организация,   образованная  в
   организационно  -  правовой  форме  и   порядке,   предусмотренных
   гражданским  законодательством Российской Федерации,  и получившая
   систему    магистрального    трубопроводного    транспорта     или
   магистральный трубопровод в собственность в процессе приватизации,
   создавшая или приобретшая их по другим основаниям, предусмотренным
   законодательством Российской Федерации;
       охранная зона объектов системы магистрального  трубопроводного
   транспорта,  магистрального трубопровода - территория вдоль трассы
   трубопроводов и  вокруг  технологических  объектов  магистрального
   трубопроводного    транспорта,    необходимая    для   обеспечения
   безопасности эксплуатации указанных трубопроводов и  объектов.  На
   данной  территории устанавливаются особые условия землепользования
   в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

       Статья 3.  Правовая основа  регулирования  отношений  в  сфере
   магистрального трубопроводного транспорта

       Правовой основой регулирования отношений,  возникающих в сфере
   магистрального трубопроводного  транспорта,  являются  Конституция
   Российской  Федерации,  Гражданский  кодекс  Российской Федерации,
   Федеральный   закон   "О   естественных   монополиях",   настоящий
   Федеральный  закон,  другие  федеральные  законы  и  принимаемые в
   соответствии с  ними  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
   Российской  Федерации,  законы  и  иные  нормативные правовые акты
   субъектов Российской Федерации.

       Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

       Настоящий Федеральный  закон  действует  на  всей   территории
   Российской   Федерации  в  отношении  организаций,  осуществляющих
   деятельность,  направленную  на  обеспечение  функционирования   и
   развития    систем   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистральных трубопроводов),  независимо от их организационно  -
   правовой   формы  и  формы  собственности,  а  также  в  отношении
   юридических и физических лиц, пользующихся услугами магистрального
   трубопроводного транспорта.

            Глава II. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
          В ОБЛАСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 5. Основные принципы государственной политики в области
   магистрального трубопроводного транспорта

       Основными принципами   государственной   политики   в  области
   магистрального трубопроводного транспорта являются:
       участие государства    в    создании    и    развитии   систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта     (магистральных
   трубопроводов);
       определение основ  ценовой   политики   в   сфере   услуг   по
   транспортировке продукции с помощью магистрального трубопроводного
   транспорта;
       формирование и   осуществление   налоговой  политики  в  сфере
   магистрального трубопроводного транспорта;
       осуществление государственной   поддержки,   направленной   на
   достижение эффективного и безопасного функционирования и  развития
   систем  магистрального  трубопроводного  транспорта (магистральных
   трубопроводов) в целях развития экономики,  улучшения социально  -
   экономических условий жизни населения,  обеспечения энергетической
   безопасности Российской Федерации;
       установление правил  доступа  к  услугам систем магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистральных   трубопроводов)   для
   организаций,  осуществляющих деятельность на территории Российской
   Федерации по  добыче,  производству  и  поставкам  соответствующей
   продукции;
       государственное регулирование норм и правил,  направленных  на
   обеспечение     промышленной    и    экологической    безопасности
   функционирования объектов  систем  магистрального  трубопроводного
   транспорта      (магистральных     трубопроводов),     организация
   государственного контроля за их реализацией;
       установление порядка   по   возмещению   ущерба,  причиненного
   деятельностью  систем  магистрального  трубопроводного  транспорта
   (магистральных  трубопроводов)  юридическим  или физическим лицам,
   окружающей природной среде;

       Статья 6.  Полномочия  федеральных   органов   государственной
   власти    Российской    Федерации    в    области   магистрального
   трубопроводного транспорта

       К полномочиям федеральных  органов  государственной  власти  в
   области магистрального трубопроводного транспорта относятся:
       разработка и реализация  государственной  политики  в  области
   магистрального трубопроводного транспорта;
       разработка и принятие федеральных  законов,  иных  нормативных
   правовых   актов,   направленных   на  реализацию  государственной
   политики в области магистрального трубопроводного транспорта;
       осуществление государственного    надзора    и   контроля   за
   безопасностью объектов магистрального трубопроводного транспорта;
       стандартизация, метрологическое  обеспечение,  сертификация  и
   лицензирование    в    области    магистрального   трубопроводного
   транспорта.
       Правительство Российской Федерации  в  области  магистрального
   трубопроводного транспорта осуществляет полномочия,  вытекающие из
   его функций,  установленных Федеральным конституционным законом "О
   Правительстве Российской Федерации".
       Правительство Российской Федерации утверждает:
       федеральную программу  развития магистрального трубопроводного
   транспорта;
       правила охраны    объектов    магистрального   трубопроводного
   транспорта;
       порядок доступа   независимых  организаций  к  услугам  систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта     (магистральных
   трубопроводов) по транспортировке их продукции.
       Правительство Российской Федерации устанавливает:
       принципы формирования   тарифов   на   услуги   магистрального
   трубопроводного транспорта;
       порядок разработки  и  реализации мер по действиям организаций
   магистрального   трубопроводного   транспорта    в    чрезвычайных
   ситуациях.

       Статья 7.  Совместное ведение Российской Федерации и субъектов
   Российской  Федерации  в  области  магистрального  трубопроводного
   транспорта

       В совместном   ведении   федеральных  органов  государственной
   власти  и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации  в  области  магистрального  трубопроводного  транспорта
   находятся:
       реализация федеральных    программ    по    развитию    систем
   магистрального трубопроводного транспорта на территориях субъектов
   Российской Федерации;
       лицензирование деятельности     организаций     магистрального
   трубопроводного     транспорта     в     порядке,    установленном
   законодательством Российской Федерации;
       согласование размещения    объектов    систем   магистрального
   трубопроводного транспорта;
       надзор и  контроль  за  безопасностью  функционирования систем
   магистрального трубопроводного транспорта;
       организация деятельности систем магистрального трубопроводного
   транспорта (магистральных трубопроводов) в  условиях  чрезвычайных
   ситуаций;
       регулирование землепользования     при     строительстве     и
   эксплуатации   объектов   систем   магистрального  трубопроводного
   транспорта  (магистральных   трубопроводов)   в   соответствии   с
   земельным законодательством Российской Федерации.

       Статья 8.  Требования  по  вопросам  стандартизации  в области
   магистрального трубопроводного транспорта

       В целях предупреждения  вреда,  который  может  быть  причинен
   жизни  и здоровью людей,  окружающей природной среде деятельностью
   систем магистрального  трубопроводного  транспорта,  на  отдельные
   объекты   и   оборудование   указанных   систем   в  установленном
   законодательством  Российской  Федерации  порядке  разрабатываются
   государственные стандарты. Перечень объектов и оборудования систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта     (магистральных
   трубопроводов),   на   которые   разрабатываются   государственные
   стандарты,  утверждает федеральный  орган  исполнительной  власти,
   уполномоченный в области стандартизации.

       Статья 9.  Особенности  сертификации  в области магистрального
   трубопроводного транспорта

       Услуги по транспортировке продукции с  помощью  магистрального
   трубопроводного  транспорта  подлежат обязательной сертификации на
   соответствие технологических  процессов  и  технических  устройств
   систем  магистрального  трубопроводного  транспорта (магистральных
   трубопроводов) требованиям законодательных актов  (государственных
   стандартов),   касающихся  их  безопасности  для  здоровья  людей,
   окружающей природной среды,  имущества,  в порядке,  установленном
   Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
       Перечень технологических  процессов  и  технических  устройств
   систем  магистрального  трубопроводного  транспорта (магистральных
   трубопроводов),     подлежащих     обязательной      сертификации,
   устанавливает    федеральный    орган    исполнительной    власти,
   уполномоченный в области стандартизации.

       Статья 10.  Особенности отношений организаций -  собственников
   магистрального     трубопроводного     транспорта    с    органами
   исполнительной власти и органами местного самоуправления

       Отношения организаций    -    собственников     магистрального
   трубопроводного  транспорта  с  органами  исполнительной  власти и
   органами местного самоуправления строятся на  договорных  началах,
   предусматривающих взаимную  заинтересованность  в   строительстве,
   эффективном  и  безопасном  использовании  объектов магистрального
   трубопроводного транспорта и  решении  социально  -  экономических
   проблем территорий.
       Вмешательство в   вопросы,   связанные   с   функционированием
   объектов    магистрального    трубопроводного    транспорта     не
   уполномоченных  на  то  федеральных органов исполнительной власти,
   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   органов   местного   самоуправления,   общественных   организаций,
   юридических и физических лиц запрещается.
       Не допускается  установление  субъектами  Российской Федерации
   "платы за транзит" или  платежей  в  другой  форме  за  размещение
   объектов  организаций магистрального трубопроводного транспорта на
   их территориях.

         Глава III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
            СИСТЕМ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 11.   Правовые   особенности   функционирования  систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта     (магистральных
   трубопроводов)

       Функционирование систем     магистрального     трубопроводного
   транспорта   осуществляется   с    учетом    следующих    правовых
   особенностей:
       эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного транспорта или магистрального трубопровода обязана
   обеспечить  надежное   и   безопасное   функционирование   системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта,    магистрального
   трубопровода,  в том числе проведение периодической диагностики их
   технического состояния и последующее выполнение необходимых мер;
       подсоединение (подключение) любых трубопроводов, принадлежащих
   другой   организации   к  системе  магистрального  трубопроводного
   транспорта (магистральному трубопроводу) должно быть согласовано с
   эксплуатирующей      организацией      системы      магистрального
   трубопроводного транспорта (магистрального трубопровода). Расходы,
   связанные с подсоединением (подключением) указанных трубопроводов,
   несут собственники подсоединяемого (подключаемого) трубопровода;
       технологическое и  диспетчерское  управление производственно -
   технологическим объектом,  подсоединенным к системе магистрального
   трубопроводного    транспорта    (магистральному    трубопроводу),
   независимо   от   формы    его    собственности,    осуществляется
   централизованно,   единым   органом   управления   эксплуатирующей
   организации  системы  магистрального  трубопроводного   транспорта
   (магистрального трубопровода). Собственник подсоединенного объекта
   не  может  вывести  его  из  эксплуатации   без   согласования   с
   эксплуатирующей      организацией      системы      магистрального
   трубопроводного транспорта (магистральные трубопровода).
       В целях  надежного  и  бесперебойного  снабжения  потребителей
   продукцией,    поставляемой     по     системам     магистрального
   трубопроводного  транспорта,  обеспечения эффективной и безопасной
   эксплуатации   объектов   указанных   систем   разделение   систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта   на   независимые
   организации не допускается.
       Изменение трассы  действующего   магистрального   трубопровода
   и (или)  перенос  его  наземных объектов по инициативе федеральных
   органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной   власти
   субъектов  Российской  Федерации,  органов местного самоуправления
   может осуществляться в исключительных случаях и только по  решению
   Правительства  Российской Федерации.  В этих случаях организации -
   собственнику  системы  магистрального  трубопроводного  транспорта
   (магистрального   трубопровода)   предоставляется  иной  земельный
   участок,  пригодный для сооружения равноценного объекта (объектов)
   и  из  федерального  бюджета или бюджета соответствующего субъекта
   Российской  Федерации   безвозмездно   выделяются   средства   для
   возмещения  расходов,  связанных  с  проектированием и сооружением
   указанного объекта (объектов).

       Статья 12.  Правовые основы ликвидации объектов магистрального
   трубопроводного транспорта

       Организация -     собственник      системы      магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального  трубопровода)  может
   вывести из эксплуатации и ликвидировать объект  указанной  системы
   (трубопровода) или саму систему (магистральный трубопровод) только
   по   согласованию    с    уполномоченным    федеральным    органом
   исполнительной  власти.  Этот порядок не распространяется на вывод
   из эксплуатации объектов  для  капитального  ремонта,  аварийно  -
   восстановительных работ.

       Статья 13.      Отношения      эксплуатирующих     организаций
   магистрального   трубопроводного    транспорта    с    владельцами
   коммуникаций, размещаемых в одном техническом коридоре

       В случае,   когда   в   ограниченном  пространстве  территории
   расположены   или   пересекаются    трубопроводы,    принадлежащие
   организации      магистрального     трубопроводного     транспорта
   (магистрального трубопровода),  а  также  энергетические  или иные
   транспортные коммуникации других организаций (размещаются в  одном
   техническом коридоре), отношения указанных организаций строятся на
   основании   договоров,   определяющих   совместные   действия   по
   обеспечению   безопасной   и   надежной   эксплуатации   указанных
   магистральных трубопроводов и коммуникаций,  а также  действия  по
   предупреждению   возникновения  потенциально  возможных  аварий  и
   чрезвычайных ситуаций,  по ликвидации последствий таких  аварий  и
   чрезвычайных ситуаций.

       Статья 14.  Антимонопольные правила в  области  магистрального
   трубопроводного транспорта

       Организации -      собственнику     системы     магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального   трубопровода)   или
   эксплуатирующей   организации   запрещаются  действия,  нарушающие
   антимонопольное законодательство Российской Федерации, в том числе
   такие, как:
       навязывание потребителю условий  договора,  не  относящихся  к
   предмету договора;
       включение в договор дискриминационных условий,  которые ставят
   одного  потребителя  в  неравное  положение по сравнению с другими
   потребителями;
       необоснованный отказ   от  заключения  договора  с  отдельными
   потребителями  при   наличии   возможностей   по   транспортировке
   продукции;
       создание препятствий    доступу    на    рынок     независимым
   организациям; действия,   направленные   на   сокращение   объемов
   производства   (добычи)   и  поставок  подлежащей  транспортировке
   продукции  с  целью  поддержания  монопольно  высоких  тарифов  на
   услуги.

       Статья 15. Предоставление услуг по транспортировке продукции

       Порядок доступа   организаций    к    услугам    магистральных
   газопроводов  регулируется  Федеральным законом "О газоснабжении в
   Российской  Федерации",  изданными  в  его  развитии  подзаконными
   актами.
       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального трубопровода) обязана
   обеспечить недискриминационный  доступ  к  услугам  магистрального
   трубопроводного  транспорта  любым  юридическим  лицам  Российской
   Федерации,  исходя из принципа равнодоступности.  При ограниченной
   пропускной   способности  системы  магистрального  трубопроводного
   транспорта (магистрального трубопровода) услуги по транспортировке
   предоставляются  в  объемах,  пропорциональных  объемам добычи или
   производства транспортируемой продукции.
       Порядок доступа грузоотправителей транспортируемой продукции к
   услугам   систем   магистрального    трубопроводного    транспорта
   (магистральных  трубопроводов)  для  вывоза указанной продукции за
   пределы   территории    Российской    Федерации    устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального  трубопровода) вправе
   отказать  грузоотправителям  в  транспортировке  принадлежащей  им
   продукции по причинам:
       представления грузоотправителем    заявки     с     нарушением
   установленной  процедуры  и  срока,  установленных  соглашением  с
   эксплуатирующей      организацией      системы      магистрального
   трубопроводного транспорта (магистрального трубопровода);
       отсутствия сертификата   на   транспортируемую   продукцию   и
   документов, подтверждающих право собственности на нее;
       несовместимости предлагаемой к транспортированию продукции  по
   качеству  и  другим характеристикам,  определяемой в установленном
   порядке.

        Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 16.  Государственное  регулирование  тарифов  на услуги
   магистрального трубопроводного транспорта

       Тарифы на услуги  по  транспортировке  продукции  по  системам
   магистрального     трубопроводного    транспорта    (магистральным
   трубопроводам)  утверждаются  федеральным  органом  исполнительной
   власти   по   регулированию   естественных   монополий.  При  этом
   учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль,  а  также
   обеспечение   эксплуатирующих  организаций  систем  магистрального
   трубопроводного    транспорта    (магистральных     трубопроводов)
   финансовыми  ресурсами,  необходимыми  для обеспечения надежного и
   безопасного функционирования и развития сети их трубопроводов.
       Особенности государственного  регулирования  тарифов на услуги
   магистральных  газопроводов  установлены  Федеральным  законом  "О
   газоснабжении в Российской Федерации".
       Организация -     собственник      системы      магистрального
   трубопроводного  транспорта  в  целях осуществления расчетов между
   организациями,  входящими в данную  систему,  может  устанавливать
   внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке продукции
   по трубопроводам данной системы.
       Тарифы на  услуги  по  транспортировке  продукции  по системам
   магистрального    трубопроводного    транспорта     (магистральным
   трубопроводам)  не  должны  быть дискриминационными по отношению к
   любому грузоотправителю.

       Статья 17.  Особенности  инвестиционной  политики  в   области
   магистрального трубопроводного транспорта

       В целях   развития   систем   магистрального   трубопроводного
   транспорта,   обеспечения   их   промышленной   и    экологической
   безопасности   и   решения   социальных   проблем  на  территориях
   размещения  этих  систем,  Правительство  Российской  Федерации  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет
   меры,  направленные на стимулирование инвестиций  в  данную  сферу
   деятельности, в том числе:
       определяет условия   и   порядок   включения  в  себестоимость
   транспортировки продукции и в тарифы на услуги по  транспортировке
   указанной  продукции  по  системам  магистрального трубопроводного
   транспорта    (магистральным     трубопроводом)     инвестиционной
   составляющей  для  инвестирования  деятельности,  осуществляемой в
   форме капитальных вложений;
       предоставляет государственные    гарантии    юридическим     и
   физическим лицам,  принявшим решение об инвестировании собственных
   средств  в  важные  для  Российской   Федерации   и   экономически
   перспективные    проекты   по   развитию   систем   магистрального
   трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов);
       принимает решение   о   включении   наиболее  важных  проектов
   развития  систем  магистрального  трубопроводного   транспорта   в
   соответствующую федеральную целевую программу;
       принимает решение о распространении на инвестиции в  отдельные
   важнейшие  проекты  развития систем магистрального трубопроводного
   транспорта установленных  законодательством  Российской  Федерации
   налоговых льгот и льгот по платежам;
       определяет условия и порядок создания  целевых  инвестиционных
   фондов  для финансирования строительства новых объектов и развития
   систем магистрального  трубопроводного  транспорта  (магистральных
   трубопроводов) за счет соответствующей инвестиционной составляющей
   себестоимости транспортировки продукции и тарифа,  а также за счет
   собственных  средств  инвесторов,  других  источников  капитальных
   вложений.

       Статья 18.  Государственное регулирование  в  сфере  обращения
   акций в области магистрального трубопроводного транспорта

       Акции организаций   -   собственников   систем  магистрального
   трубопроводного    транспорта,    находящиеся    в     федеральной
   собственности  по  состоянию  на  1 января 1999 года,  не подлежат
   продаже,  передаче в залог, передаче в управление или отчуждению в
   любой форме, кроме как на основании федерального закона.
       Особенности обращения акций организации - собственника системы
   магистрального  газопроводного  транспорта установлены Федеральным
   законом "О газоснабжении в Российской Федерации".

                Глава V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
               ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 19.   Предоставление   участков   земли    организациям
   магистрального трубопроводного транспорта

       Участки земли, необходимые для строительства производственно -
   технологических  объектов  систем  магистрального  трубопроводного
   транспорта    (магистральных    трубопроводов),    предоставляются
   эксплуатирующей организации системы магистрального трубопроводного
   транспорта     (магистрального    трубопровода)    в    постоянное
   безвозмездное     пользование     в     порядке,     установленном
   законодательством   Российской  Федерации.  Порядок  использования
   предоставленных  для  указанных  целей  участков  земли  в  период
   эксплуатации    указанных    объектов   определяет   Правительство
   Российской Федерации.
       Для участка    земли,    принадлежащего    собственнику,    но
   необходимого для строительства производственно  -  технологических
   объектов   системы   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистрального трубопровода),  Правительство Российской Федерации
   устанавливает  условия,  при  выполнении  которых  эксплуатирующая
   организация  может   осуществлять   такое   строительство.   Право
   пользования   таким   участком   земли   наступает  при  получении
   эксплуатирующей организацией специальной  лицензии,  выдаваемой  в
   порядке,  установленном  Правительством  Российской  Федерации,  в
   которой определен порядок и условия использования данного участка,
   включая материальные требования его собственника.
       Участки земли,  необходимые   на   ограниченный   период   для
   обеспечения    строительства    или   ремонта   объектов   системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта    (магистрального
   трубопровода), предоставляются эксплуатирующей организации системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта    (магистрального
   трубопровода)  во  временное пользование в порядке,  установленном
   земельным законодательством Российской  Федерации.  Предоставление
   таких  участков  из  земель,  находящихся  в  государственной  или
   муниципальной  собственности  и  отнесенных  к  категории   земель
   транспорта,  осуществляется безвозмездно, на основе решения органа
   власти,  к полномочиям  которого  этот  вопрос  отнесен  земельным
   законодательством  Российской  Федерации.  Предоставление  участка
   земли,  принадлежащего  иному   собственнику,   осуществляется   с
   согласия   собственника   такого  участка,  землепользователя  или
   арендатора   на   основании   договора,   заключаемого   указанным
   собственником,     землепользователем     или     арендатором    и
   эксплуатирующей      организацией      системы      магистрального
   трубопроводного транспорта (магистрального трубопровода). При этом
   эксплуатирующая организация по завершении обусловленных  договором
   работ обязана:
       рекультивировать принятый  во  временное  пользование  участок
   земли  и сдать его собственнику,  землепользователю или арендатору
   по акту в установленном порядке;
       возместить в      согласованных     размерах     собственнику,
   землепользователю или арендатору понесенные им убытки.

       Статья 20.  Статус   участков   земли,   предоставленных   для
   строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта

       Участки земли,    предоставленные    для    строительства    и
   эксплуатации  объектов  системы   магистрального   трубопроводного
   транспорта  (магистральных  трубопроводов),  относятся к неделимым
   участкам    земли    разрешенного    использования.    Разрешенное
   использование    указанных   участков   земли   определяет   орган
   исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации  или  орган
   местного  самоуправления  с  учетом  ограничений,  направленных на
   исключение  нанесения  вреда  здоровью  людей  деградации  земель,
   ухудшения    окружающей    природной    среды.    Участки   земли,
   предоставленные для строительства объектов системы  магистрального
   трубопроводного   транспорта,   не  подлежат  передаче  в  частную
   собственность и не могут находиться в обороте.

       Статья 21.    Охранные    зоны     объектов     магистрального
   трубопроводного транспорта

       Охранные зоны    объектов    магистрального    трубопроводного
   транспорта устанавливаются в порядке,  определяемом Правительством
   Российской Федерации.
       Организация -     собственник      системы      магистрального
   трубопроводного   транспорта   (магистрального   трубопровода)  не
   обязана приобретать в собственность или брать  в  аренду  земли  в
   пределах охранных зон и не обязаны их оплачивать.
       Для участков земли в  пределах  охранных  зон  устанавливается
   особый  режим  землепользования,  при  котором собственники земли,
   пользователи  или  арендаторы   этих   земель   имеют   право   их
   хозяйственного использования со следующими ограничениями:
       запрещается ведение     промышленного      и      гражданского
   строительства;
       запрещается выполнение  любых   работ   без   согласования   с
   эксплуатирующей организацией        системы         магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального трубопровода),  кроме
   комплекса   агротехнических   работ   для   выращивания    полевых
   сельскохозяйственных культур.
       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного   транспорта   (магистрального   трубопровода)   в
   пределах  охранных зон имеет право производить работы по ремонту и
   обслуживанию объектов магистрального трубопроводного транспорта, а
   также  работы  по  ликвидации последствий аварий с предварительным
   уведомлением  собственников,  землепользователей  или  арендаторов
   этих участков земли и последующим возмещением нанесенного ущерба в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Статья 22.   Право   организации   -   собственника    системы
   магистрального    трубопроводного   транспорта   на   ограниченное
   использование смежных участков земли (сервитут)

       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистрального трубопровода) в целях
   осуществления беспрепятственного доступа к своим объектам  для  их
   срочного ремонта, ликвидации возникших аварий и выполнения других,
   не  терпящих  отлагательства   работ   заключает   временное   или
   постоянное  соглашение  с собственником прилегающего участка земли
   на право  ограниченного  использования  указанного  участка  земли
   (сервитут) в соответствии с земельным законодательством Российской
   Федерации.

                       Глава VI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
          ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЛАСТИ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 23.  Государственный надзор и контроль за безопасностью
   магистрального трубопроводного транспорта

       Деятельность эксплуатирующей        организации        системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта    (магистрального
   трубопровода)  в части обеспечения безопасной эксплуатации опасных
   производственных  объектов  подлежит   регулированию   федеральным
   органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области
   промышленной безопасности, в соответствии с Федеральным законом "О
   промышленной безопасности опасных производственных объектов".
       Государственный надзор и контроль  за  безопасностью  объектов
   магистрального трубопроводного транспорта включает:
       организацию разработки,  утверждение  и  введение  в  действие
   федеральных  норм  и  правил  по обеспечению безопасности объектов
   магистрального трубопроводного транспорта;
       выдачу лицензий на проектирование, строительство, эксплуатацию
   и ремонт указанных объектов;
       осуществление государственного   надзора   за   технической  и
   пожарной безопасностью   объектов  магистрального  трубопроводного
   транспорта;
       проведение экспертизы,  инспекций и контроля за разработкой  и
   реализацией    мероприятий   по   обеспечению   безопасности   при
   строительстве,  эксплуатации,  ремонте и  выводе  из  эксплуатации
   объектов магистрального трубопроводного транспорта.

       Статья 24.     Особенности    обеспечения    промышленной    и
   экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного
   транспорта

       В целях   обеспечения  безопасного  функционирования  объектов
   магистрального трубопроводного  транспорта  соблюдаются  следующие
   требования   к   обеспечению   их   промышленной  и  экологической
   безопасности:
       строительство и  эксплуатация  технологических объектов систем
   магистрального  трубопроводного  транспорта  могут  осуществляться
   только организациями, имеющими соответствующие лицензии;
       для объектов систем магистрального трубопроводного  транспорта
   (магистрального   трубопровода)   устанавливается   режим  охраны,
   определяемый действующим законодательством;
       органы исполнительной   власти   и   местного  самоуправления,
   должностные и иные лица,  прямо или косвенно виновные в нарушениях
   действующих   правил   безопасной   эксплуатации  объектов  систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта    (магистрального
   трубопровода),  приведших  к  остановке технологического процесса,
   несут   ответственность   в   соответствии   с   законодательством
   Российской Федерации;
       юридические и  физические  лица,  виновные   в   возникновении
   аварий,    катастроф    на    объектах    системы   магистрального
   трубопроводного транспорта  (магистрального  трубопровода),  несут
   ответственность,   предусмотренную   законодательством  Российской
   Федерации;
       материальный ущерб,   нанесенный  организации  -  собственнику
   системы магистрального трубопроводного транспорта  (магистрального
   трубопровода)  в  результате  проявленной халатности,  умышленного
   повреждения или иных незаконных действий,  возмещается в  порядке,
   установленном  законодательством  Российской  Федерации  виновными
   лицами или лицами, принявшими противоправные действия.
       Затраты эксплуатирующей   организации  системы  магистрального
   трубопроводного  транспорта   (магистрального   трубопровода)   на
   ликвидацию  экологических  последствий аварий засчитываются в счет
   возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
       Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных
   строительными  нормами  и  правилами  минимальных  расстояний   до
   объектов    систем   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистрального трубопровода),  подлежат сносу за счет юридических
   и физических лиц, допустивших нарушения.
       Плата за  провоз  по  федеральным  автомобильным  дорогам   по
   маршрутам, согласованным  с  федеральным  органом   исполнительной
   власти, осуществляющим специальные исполнительные, разрешительные,
   контрольные  и  другие  функции  в  области   дорожного   движения
   автомобильным  транспортом,  тяжеловесных грузов,  предназначенных
   для ликвидации аварий,  стихийных бедствий и  их  последствий,  не
   взимается.

       Статья 25.  Нормативы и правила  безопасного  функционирования
   объектов систем магистрального трубопроводного транспорта

       Перечень нормативов   и  правил  безопасного  функционирования
   объектов   систем   магистрального   трубопроводного    транспорта
   (магистральных трубопроводов), порядок их разработки и утверждения
   устанавливает    федеральный    орган    исполнительной    власти,
   уполномоченный по вопросам промышленной безопасности.
       Нормативы и правила функционирования  объектов  магистрального
   трубопроводного   транспорта,   касающиеся   вопросов   окружающей
   природной   среды,   утверждаются    в    установленном    порядке
   уполномоченным   федеральным   органом  исполнительной  власти  по
   вопросам охраны окружающей природной среды.

       Статья 26.   Готовность   объектов    систем    магистрального
   трубопроводного транспорта к действиям по локализации и ликвидации
   возможных аварий, катастроф системы

       В целях  обеспечения  надежной   и   безопасной   эксплуатации
   объектов   системы   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистрального    трубопровода)    эксплуатирующая    организация
   разрабатывает  план  ликвидации  последствий потенциальных аварий,
   создает   системы   технической    диагностики,    оповещения    о
   возникновении    аварийных   ситуаций,   осуществляет   подготовку
   персонала к действиям в аварийной ситуации.
       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного транспорта (магистрального  трубопровода)  обязана
   обеспечить  незамедлительные  и эффективные действия по устранению
   последствий аварий,  катастроф,  вызвавших  нарушения  ее   работы
   и (или)   загрязнение   окружающей   природной   среды.  Указанная
   организация  обязана   иметь   в   своей   структуре   специальное
   подразделение по ликвидации потенциальных аварий, их последствий.

       Статья 27. Декларирование безопасности объектов магистрального
   трубопроводного транспорта

       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного   транспорта   (магистрального   трубопровода)   в
   соответствии с Федеральным законом  "О  промышленной  безопасности
   опасных   производственных   объектов"   разрабатывает  Декларацию
   безопасности  системы  магистрального  трубопроводного  транспорта
   (магистрального трубопровода).
       Правила и  периодичность  разработки  Декларации  безопасности
   определяются    федеральным    органом    исполнительной   власти,
   уполномоченным в области промышленной безопасности.
       Декларация безопасности      утверждается      эксплуатирующей
   организацией  системы  магистрального  трубопроводного  транспорта
   (магистрального  трубопровода)  и  является официальным материалом
   для планирования и реализации мер по  обеспечению  промышленной  и
   экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного
   транспорта.

       Статья 28.  Гражданско -  правовая  ответственность  за  вред,
   причиненный в процессе эксплуатации его объектов, и страхование

       Эксплуатирующие организации        систем       магистрального
   трубопроводного  транспорта  (магистральных  трубопроводов)  несут
   ответственность  за  вред,  причиненный  в  процессе  эксплуатации
   объектов   систем   магистрального   трубопроводного    транспорта
   (магистральных   трубопроводов)  гражданам,  окружающей  природной
   среде  и  организациям,  в  порядке   и   объеме,   установленными
   гражданским законодательством Российской Федерации.
       Органы государственного надзора вправе остановить эксплуатацию
   объекта    системы   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистрального трубопровода) при нарушениях правил безопасной его
   эксплуатации,   способных   привести   к   возникновению   аварии,
   катастроф.

       Статья 29.   Обязательное   страхование   ответственности   за
   причинение вреда

       Эксплуатирующая организация       системы       магистрального
   трубопроводного    транспорта    (магистрального     трубопровода)
   осуществляет    обязательное    страхование   ответственности   за
   причинение вреда жизни или здоровью людей,  имуществу,  окружающей
   природной   среде,   обусловленного   функционированием  указанной
   системы (трубопровода).  Обязательному страхованию ответственности
   за  причинение вреда подлежит:  имущество технологических объектов
   системы магистрального трубопроводного транспорта  (магистрального
   трубопровода) при их строительстве, функционировании и закрытии;
       имущество объектов,  размещенных  в  охранной   зоне   системы
   магистрального    трубопроводного    транспорта    (магистрального
   трубопровода), принадлежащих другим юридическим лицам.
       Расходы на    страхование    ответственности   эксплуатирующей
   организации  системы  магистрального  трубопроводного   транспорта
   (магистрального    трубопровода)    включаются   в   себестоимость
   транспортировки продукции по магистральным трубопроводам и  тарифы
   на  услуги  магистрального  трубопроводного  транспорта в пределах
   норм,    установленных    уполномоченным    федеральным    органом
   исполнительной власти.

                 Глава VII. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
               И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ОБЪЕКТАХ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Статья 30.  Мобилизационная  готовность  систем магистрального
   трубопроводного транспорта

       В целях  обеспечения  безопасности  Российской  Федерации  при
   объявлении  чрезвычайного положения осуществляется мобилизационная
   готовность  систем   магистрального   трубопроводного   транспорта
   (магистральных   трубопроводов),   имеющих   важное  значение  для
   жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.
       Мобилизационная готовность        систем        магистрального
   трубопроводного  транспорта  осуществляется   в   соответствии   с
   законодательством   Российской   Федерации,   указами   Президента
   Российской Федерации и  постановлениями  Правительства  Российской
   Федерации  в  целях  обеспечения отдельных районов,  стратегически
   важных   объектов   и   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации
   энергическими ресурсами и другой необходимой продукцией.
       Мобилизационная готовность    осуществляется     по     плану,
   утвержденному Правительством Российской Федерации;  финансирование
   мероприятий  мобилизационной  готовности   систем   магистрального
   трубопроводного транспорта      (магистральных      трубопроводов)
   осуществляется  из  федерального бюджета в порядке,  установленном
   Правительством Российской Федерации.

       Статья 31.  Язык  служебного  делопроизводства  организации  -
   собственников систем магистрального трубопроводного транспорта

       В организациях   магистрального   трубопроводного   транспорта
   служебное  делопроизводство,  учетно  -  отчетная,  коммерческая и
   техническая документация, телефонная и электронная связь, правовая
   и   научно   -   техническая   информация,  служебное  общение  по
   диспетчерской  связи,  телефону,  телетайпу,  селектору  и  другим
   средствам   связи   на   объектах  магистрального  трубопроводного
   транспорта,    связанных    с    транспортированием     продукции,
   обслуживанием и ремонтом, ведется на русском языке.
       Все надписи,  обозначения  и  знаки,  информация,  реклама  на
   объектах магистрального трубопроводного транспорта производятся на
   русском  языке  и  языке  субъектов   Российской   Федерации,   на
   территории  которых  проходят  трубопроводы  и размещаются объекты
   систем магистрального  трубопроводного  транспорта  (магистральных
   трубопроводов).

                  Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

       Статья 33.  Приведение нормативных правовых  актов  Российской
   Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

       Предложить Президенту    Российской   Федерации   привести   в
   соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им  правовые
   акты.
       Поручить Правительству Российской Федерации:
       подготовить предложения  о  приведении  законодательных  актов
   Российской  Федерации  в  соответствие  с  настоящим   Федеральным
   законом;
       привести в  соответствие  с  настоящим   Федеральным   законом
   нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О МАГИСТРАЛЬНОМ
                       ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ"

       Краткая характеристика      магистрального     трубопроводного
   транспорта.  Трубопроводный  транспорт  -   вид   производственной
   деятельности,   направленной   на   доставку   продукции  к  месту
   назначения по трубопроводам.  На территории  Российской  Федерации
   создана  и  успешно функционирует разветвленная сеть магистральных
   газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые расположены
   на  территориях  практически  всех субъектов Российской Федерации.
   Грузооборот,    осуществляемый    магистральным     трубопроводным
   транспортом,   приобрел  большое  значение  в  общем  грузообороте
   страны.  Степень надежности указанного вида транспорта  во  многом
   определяет  стабильность  доставки  продукции потребителям,  в том
   числе  обеспечение   регионов   России   важнейшими   топливно   -
   энергетическими и иными ресурсами.  Например, доля транспортировки
   продукции  топливно   -   энергетического   комплекса   средствами
   магистрального  трубопроводного  транспорта  составляет  более 30%
   общего объема транспортируемой продукции этого комплекса.
       Протяженность магистральных    трубопроводов,    по    которым
   осуществляется транспортировка продукции нефтегазового  комплекса,
   составляет  215  тыс.  км,  в  том числе газопроводные магистрали,
   включая  газопродуктопроводы  -  151   тыс.   км,   нефтепроводные
   магистрали  -  48,5 тыс.  км,  нефтепродуктопроводные магистрали -
   15,5 тыс.  км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта
   перемещается 100%  добываемого газа,  около 99%  добываемой нефти,
   более 50%  производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме
   перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции
   доля газа составляет 55,4%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%.
       Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое
   количество  технологических  сооружений  и  агрегатов.  Только  на
   газовых   промыслах,   магистральных   газопроводах   и  подземных
   хранилищах  Единой  системы  газоснабжения   эксплуатируются   642
   компрессорных   цеха,   4053   газоперекачивающих  агрегата  общей
   установленной  мощностью  более   42   млн.   Квт.   Подачу   газа
   потребителям   обеспечивают   более   3300   газораспределительных
   станций.  В состав сооружений магистральных  нефтепроводов  входят
   395 нефтеперекачивающих станций, 868 резервуаров общей емкостью по
   строительному номиналу 12,7 млн.  м  куб.  Состояние  транспортных
   магистральных      трубопроводов      нефтегазового      комплекса
   характеризуется  такими  показателями:  85%  газопроводов  и   59%
   нефтепроводов  имеют  срок эксплуатации от 10 до 30 лет;  менее 10
   лет   эксплуатируется   около   1%   газопроводов   и   около   1%
   нефтепроводов;  40 тыс.  км газопроводов выработали свой расчетный
   ресурс;  40%  нефтепроводов к 2000 году превысят нормативный  срок
   эксплуатации.
       Системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа
   являются   важнейшими   составляющими  федеральных  энергетических
   систем,  ключевым звеном топливно -  энергетического  комплекса  и
   крупным  фактором  стабильности  и  экономического роста в России.
   Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные
   поступления,  позволяют осуществлять государственное регулирование
   внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья.
       Каждая система   магистрального   трубопроводного   транспорта
   представляет  собой  уникальный  хозяйственный  и  технологический
   комплекс,   решающий   крупную   народнохозяйственную   задачу   и
   обладающий потенциалом эффективного регулирования  и  контроля  за
   поставкой и потреблением продукции,  в первую очередь нефти, газа.
   Системы магистрального  трубопроводного транспорта имеют важнейшее
   значение для экономического состояния страны,  для ее  дальнейшего
   развития.  По  этой  причине  в  организационную  структуру систем
   магистрального  трубопроводного   транспорта   заложены   принципы
   единства   и   централизованного  управления.  Очевидно,  что  эти
   принципы должны быть сохранены и  в  дальнейшем  использованы  для
   достижения в государственных интересах максимального эффекта от их
   функционирования.
       Магистральный трубопроводный транспорт является весьма опасной
   сферой  производственной  деятельности,  что  обусловлено  высокой
   степенью  концентрации   перекачивающих   мощностей,   горюче-   и
   взрывоопасностью  транспортируемой  продукции,  ее  отравляющими и
   иными опасными свойствами, концентрацией на отдельных направлениях
   до  10 ниток магистральных трубопроводов;  сосредоточением в узких
   технических  коридорах  многониточных  магистралей   газопроводов,
   нефтепроводов,  продуктопроводов, которые многократно пересекаются
   друг  с  другом.  Применявшиеся  технологии  прокладки  и   защиты
   магистральных  трубопроводов  обусловили непродолжительный срок их
   эксплуатации и необходимость проведения ремонтных и защитных работ
   после  8  -  10  лет  их использования,  проведения дополнительных
   испытаний, внутритрубной диагностики.
       Необходимость разработки   Федерального   закона.   Газовая  и
   нефтяная отрасли являются базовыми для  экономики  страны;  они  в
   значительной мере определяют экономический суверенитет России,  ее
   энергетическую безопасность, решение социальных проблем населения.
   Однако  эффективное  функционирование  и  развитие  этих  отраслей
   народного  хозяйства  в  решающей  степени  зависит  от  состояния
   магистрального    трубопроводного   транспорта,   обусловливающего
   возможность своевременного сбыта добытых нефти и  газа,  продукции
   их переработки. Как отмечалось, сложившиеся системы магистрального
   трубопроводного транспорта изношены и требуют обновления,  замены.
   Однако  из-за  отсутствия инвестиций за годы реформ в эксплуатацию
   введено всего около 1%  протяженности магистральных газопроводов и
   нефтепроводов. Необходимы законодательные нормы, которые обеспечат
   защиту интересов  инвесторов,  вкладывающих  средства  в  развитие
   магистрального   трубопроводного   транспорта,   с  учетом  риска,
   обусловленного огромными пространствами России.
       Транспортировка газа,  нефти и нефтепродуктов по магистральным
   трубопроводам  относится  к   сферам,   в   которых   деятельность
   хозяйствующих  субъектов,  как  субъектов  естественных монополий,
   подлежит  государственному  регулированию.  Федеральный  закон  "О
   естественных  монополиях"  регулирует  деятельность этих субъектов
   естественных  монополий.  Однако  он   не   определяет   правовые,
   экономические и организационные основы отношений,  возникающих при
   создании,  функционировании  и  развитии   систем   магистрального
   трубопроводного  транспорта.  Поэтому многие аспекты отношений,  в
   которые  вступают   организации   магистрального   трубопроводного
   транспорта при выполнении своих функций,  до настоящего времени не
   имеют законодательного признания и не регулируются.  В  результате
   не   всегда   достигается   высокая  эффективность  от  проведения
   государственной   политики   в   сфере   деятельности    субъектов
   естественных  монополий,  занятых  транспортировкой газа,  нефти и
   нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
       Особенности функционирования       систем       магистрального
   трубопроводного транспорта требуют отражения в законе федерального
   уровня  отношений  их  собственников  с  органами  государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,   органами   местного
   самоуправления,   с   юридическими   и   физическими   лицами,   с
   федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. с федеральными
   органами по регулированию естественных монополий.
       Очевидно, что  одного  Закона  "О   естественных   монополиях"
   недостаточно  для  регулирования отношений,  возникающих в связи с
   функционированием    и     развитием     систем     магистрального
   трубопроводного  транспорта.  Необходимы законодательные нормы для
   привлечения и защиты инвестиций в  развитие  указанных  систем  на
   территории   России,   обеспечения   регулирования   специфических
   вопросов  землепользования  при   строительстве   и   эксплуатации
   объектов   систем,   в   том   числе   вопросов,  возникающих  при
   необходимости использования участков земли,  принадлежащих  другим
   собственникам.   Необходимо   определить  статус  участков  земли,
   переданных    для    строительства     объектов     магистрального
   трубопроводного  транспорта,  что  крайне  важно при регулировании
   отношений   с   органами    местного    самоуправления.    Требуют
   законодательного  решения  правовые основы функционирования систем
   магистрального   трубопроводного   транспорта,   в    том    числе
   антимонопольные   правила,   порядок   предоставления   услуг   по
   транспортировке продукции, основы экономических взаимоотношений, в
   особенности вопросы,  касающиеся инвестиционной политики: не может
   отрасль развиваться,  если не решен вопрос образования средств для
   реализации  проектов  по  строительству или реконструкции объектов
   систем.  Необходимо на законодательном уровне определить  принципы
   государственной  политики  в  создании  и  функционировании систем
   магистрального трубопроводного транспорта,  которые станут основой
   при  выработке  решений  любых вопросов этой сферы деятельности на
   всех  уровнях   государственной   власти,   в   органах   местного
   самоуправления.
       Принятие специального  Федерального  закона  "О  магистральном
   трубопроводном   транспорте"   необходимо  в  первую  очередь  для
   реализации  государственных  интересов,  которые   заключаются   в
   сохранности  и  обеспечении  рационального использования природных
   ресурсов, получении оптимальной доли доходов от использования этих
   ресурсов  в  федеральный  бюджет  и  бюджеты  субъектов Российской
   Федерации,  укреплении единства  страны,  создании  рабочих  мест,
   обеспечении   потребностей  внутреннего  рынка  в  соответствующей
   продукции.
       Государство, являясь собственником месторождений нефти и газа,
   беспокоясь о наиболее эффективном их использовании в интересах,  в
   первую   очередь,  своего  населения,  его  благополучия,  обязано
   сформулировать и реализовывать основные  принципы  государственной
   политики   в  вопросах  эксплуатации  и  развития  основного  вида
   транспорта  для  указанных  энергетических   ресурсов   -   систем
   магистрального  трубопроводного  транспорта.  Основными принципами
   такой политики могут являться:
       неделимость сложившихся  систем магистрального трубопроводного
   транспорта,   а   также   транспортных   систем,   которые   будут
   образовываться   в   перспективе.  Такой  принцип  обусловливается
   необходимостью    обеспечения    надежного    и     бесперебойного
   предоставления  услуг  по  транспортировке продукции,  безопасного
   функционирования указанных систем;
       государственная поддержка    создания,    функционирования   и
   развития систем магистрального трубопроводного транспорта;
       формирование ценовой  (тарифной)  политики  в  сфере  услуг по
   транспортировке продукции системами магистрального трубопроводного
   транспорта, осуществление налоговой политики;
       обязательное владение   Российской    Федерации    контрольным
   (блокирующим)   пакетом   акций   любой   системы   магистрального
   трубопроводного   транспорта,   расположенного    на    территории
   Российской Федерации;
       установление недискриминационного    доступа    к     системам
   магистрального    трубопроводного   транспорта   для   независимых
   организаций,  осуществляющих деятельность на территории Российской
   Федерации  по  добыче,  производству  и  поставкам соответствующей
   продукции;
       обеспечение промышленной    и    экологической    безопасности
   функционирования    объектов    магистрального     трубопроводного
   транспорта.
       Конституционная основа   Закона.   Основой    законодательного
   регулирования   деятельности   и  развития  систем  магистрального
   трубопроводного   транспорта   являются   положения    Конституции
   Российской  Федерации:  о федеральных энергетических системах,  об
   энергетической  безопасности,   об   основах   ценовой   политики,
   относящиеся  к  предметам  ведения  Российской Федерации,  а также
   такие вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов
   Российской  Федерации,  как  охрана  окружающей  природной  среды,
   обеспечение  экологической  безопасности,  осуществление  мер   по
   борьбе  с  катастрофами,  связанными  с  функционированием  систем
   магистрального трубопроводного транспорта.
       Основные положения  концепции  Закона.  Настоящий  Федеральный
   закон  призван  регулировать  отношения,  возникающие  в  процессе
   эксплуатации  и  развития  систем  магистрального  трубопроводного
   транспорта с целью удовлетворения потребностей страны в топливно -
   энергетических  ресурсах,  других  видах  продукции  и  выполнения
   международных обязательств по их поставкам в зарубежные страны.  В
   Законе будут определены:
       1. Принципы государственной политики в области  магистрального
   трубопроводного транспорта, основные из которых, как было показано
   выше,  направлены на обеспечение государственного регулирования  в
   сфере   деятельности   естественных   монополий   по   перемещению
   углеводородного сырья,  формированию правовых основ их развития  и
   функционирования,   включая   антимонопольные   правила,   вопросы
   инвестиционной политики  в  сфере  магистрального  трубопроводного
   транспорта,   регулирование   экономических   отношений,  вопросов
   землепользования,   обеспечения   промышленной   и   экологической
   безопасности,   имеющих   принципиальное   значение   для   данных
   транспортных систем.
       Государственное регулирование   в  сфере  деятельности  систем
   магистрального трубопроводного транспорта должно  быть  направлено
   на  предотвращение  дробления  субъектов  сложившихся естественных
   монополий, если это не обусловлено государственными интересами, на
   усиление   роли   государства   в   обеспечении  эффективного  его
   функционирования. Технологическое   и   диспетчерское   управление
   производственно  -  технологическими  объектами,   в   том   числе
   присоединенными    к    системе   магистрального   трубопроводного
   транспорта (магистральному трубопроводу),  независимо от формы его
   собственности,   осуществляется  централизованно,  единым  органом
   управления эксплуатирующей организации системы.
       2. Полномочия   федеральных   органов  исполнительной  власти,
   органов исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  в
   области магистрального трубопроводного транспорта, включая:
       участие указанных   органов,   а   также   органов    местного
   самоуправления  в  деятельности организаций - собственников систем
   магистрального трубопроводного транспорта;
       формирование системы   тарифов   на   услуги   организаций   -
   собственников систем  магистрального  трубопроводного  транспорта,
   относящихся к естественным монополиям;
       установление правил и осуществление мер  по  реализации  права
   доступа грузоотправителей к магистральным трубопроводам.
       3. Классификация магистральных трубопроводов,  формирование их
   государственного реестра.
       Классификация магистральных     трубопроводов,     закрепление
   соответствующего  статуса  для различного по значению и назначению
   трубопровода     (например,     международный,     общероссийский,
   межрегиональный,   региональный,   нефтепроводный,  газопроводный,
   продуктопроводный  и  т.д.),  категорирование   трубопроводов   по
   степени опасности  и другим параметрам позволят создать их реестр,
   сформулировать основные требования к указанным трубопроводам.
       4. Обязательность     лицензирования     определенных    видов
   деятельности    организаций     магистрального     трубопроводного
   транспорта, что в свою очередь позволит создать условия безопасной
   эксплуатации лицензируемых объектов.  Необходимость лицензирования
   обусловлена сложностями и особенностями технологий указанного вида
   транспорта, транспортируемых видов продукции.
       5. Особенности   стандартизации   в   системе  трубопроводного
   транспорта,  необходимость формирования государственных стандартов
   на   отдельные   объекты   систем  магистрального  трубопроводного
   транспорта.   Трубопроводный   транспорт   специфичен   в    части
   воздействия на окружающую природную среду из-за возможности потерь
   транспортируемого продукта по  всей  протяженности  магистрального
   трубопровода, образования энергетических, магнитных и других полей
   и  т.д.  Стандарт  должен  содержать,  например,   требование   об
   обеспечении  объектов  трубопроводного  транспорта соответствующей
   контрольно  -  измерительной  и  диагностической  аппаратурой   по
   потерям   продукта,   другим   показателям,  свидетельствующим  об
   утечках.  Необходимо установить обязательность сертификации  услуг
   магистральных    трубопроводного    транспорта,    отдельных   его
   технологических объектов.
       6. Отношения      собственников      систем     магистрального
   трубопроводного транспорта, продуктопроводов и иных энергетических
   коммуникаций, которые расположены в одном техническом коридоре или
   пересекаются между собой  с  тем,  чтобы  исключить  потенциальные
   опасности, обусловленные таким их расположением.
       7. Регламенты,  исключающие ведомственный подход к обеспечению
   функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта,
   необоснованное вмешательство не уполномоченных  на  то  лиц  в  их
   деятельность.  В  этой связи должно быть законодательно обеспечено
   регулирование вопросов промышленной и экологической  безопасности,
   включая  обязательность  государственного нормирования показателей
   безопасной  эксплуатации  систем  магистрального   трубопроводного
   транспорта,  государственной системы надзора и контроля,  правовых
   полномочий  юридических   и   физических   лиц,   устанавливающих,
   осуществляющих   и   надзирающих  реализацию  таких  норм.  Важным
   аспектом    безопасного    функционирования    объектов     систем
   магистрального    трубопроводного    транспорта    должны    стать
   законодательно  обусловленные  система  обязательного  страхования
   ответственности  организаций - собственников систем магистрального
   трубопроводного   транспорта,   принципы    компенсации    ущерба,
   причиняемого   деятельностью   указанных   организаций.  При  этом
   страхование  ответственности  следует  распространить  на   случаи
   возникновения    экологического    ущерба,    экономического   или
   материального ущерба,  опасности для жизни или здоровья населения,
   отдельной личности.
       8. Нормы  регулирования  отношений,  возникающих  в   процессе
   проектирования,  строительства и вывода из эксплуатации объектов и
   систем магистрального трубопроводного  транспорта;  обязательность
   контрольного   измерения   количества   и   качества  передаваемой
   независимыми организациями продукции  для  ее  транспортировки  по
   магистральным трубопроводам.
       9. Особенности  землепользования,   учет   которых   обеспечит
   нормальное   функционирование  и  развитие  систем  магистрального
   трубопроводного транспорта, включая:
       специфику отвода,  передачи,  пользования,  владения и изъятия
   земель,  предназначенных для строительства и эксплуатации объектов
   указанных систем;
       определение статуса земель, переданных или предоставляемых для
   использования организациями     -     собственникам    и    систем
   магистрального трубопроводного транспорта, в том числе ограничения
   на любое строительство в охранной зоне, ограничение хозяйственного
   использования земель указанной зоны;
       установление права    ограниченного    пользования    полевыми
   дорогами,  проходящими по земельным участкам других собственников,
   для  беспрепятственного  проезда специальной техники,  необходимой
   для обследования и ремонта объектов магистрального трубопроводного
   транспорта (сервитут).
       10. Специальные меры защиты от действий, нарушающих безопасную
   эксплуатацию  объектов  магистрального трубопроводного транспорта.
   Это связано с тем,  что в настоящее время на территории Российской
   Федерации  образовались  многочисленные  криминальные группировки,
   осуществляющие хищение продукта  из  магистральных  трубопроводов,
   нарушающие  его  целостность  и надежность.  Законопроектом должны
   быть предусмотрены специальные меры защиты от таких действий.
       Структура законопроекта.    Исходя   из   перечисленных   выше
   вопросов,  требующих правового регулирования отношений  в  области
   магистрального трубопроводного транспорта,  в Закон предполагается
   включить следующие главы:

                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Цель Закона,  основные понятия,  правовая основа регулирования
   отношений в сфере магистрального трубопроводного транспорта, сфера
   действия Закона.

        Глава 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Основные принципы    государственной    политики   в   области
   магистрального трубопроводного транспорта,  полномочия федеральных
   органов  государственной  власти Российской Федерации,  совместное
   ведение Российской Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации,
   вопросы  лицензирования,  стандартизации  и сертификации в области
   магистрального трубопроводного транспорта.

              Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Особенности функционирования       систем       магистрального
   трубопроводного транспорта,  правовые основы  ликвидации  объектов
   магистрального  трубопроводного транспорта,  отношения организаций
   магистрального   трубопроводного    транспорта    с    владельцами
   коммуникаций,    находящихся   в   одном   техническом   коридоре,
   антимонопольные правила в области  магистрального  трубопроводного
   транспорта, услуги по транспортировке продукции.

               Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Регулирование тарифов на услуги магистрального трубопроводного
   транспорта,  особенности  инвестиционной  политики,  регулирование
   обращения акций.

              Глава 5. ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
                 И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНОГО
                       ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Предоставление и   статус   участков   земли   для    объектов
   магистрального  трубопроводного транспорта,  охранные зоны,  право
   организации - собственника системы магистрального  трубопроводного
   транспорта  на  ограниченное  использование смежных участков земли
   (сервитут).

                 Глава 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
                      И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

       Государственный надзор      за      безопасностью     объектов
   магистрального     трубопроводного     транспорта,     обеспечение
   промышленной  и  экологической  безопасности объектов,  готовность
   указанных  объектов  к  действиям  по  локализации  и   ликвидации
   возможных   аварий,   катастроф,  страхование  ответственности  за
   причинение вреда.

            Глава 7. МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ
               МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

       Мобилизационная готовность        систем        магистрального
   трубопроводного транспорта, язык служебного делопроизводства.

                   Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Заключение. Предлагаемый   законопроект   будет    специальным
   Федеральным  законом,  действующим  на  всей территории Российской
   Федерации;  в соответствии со статьей  76  Конституции  Российской
   Федерации   на   его   основе  будет  приниматься  соответствующее
   законодательство  субъектов  Российской  Федерации,   регулирующее
   специфические особенности отношений, возникающих на их территориях
   в рассматриваемой сфере деятельности.
       Данный законопроект будет содержать нормы либо отсутствующие в
   законодательстве Российской Федерации,  либо развивающие  нормы  с
   учетом   специфики  отношений,  связанных  с  функционированием  и
   развитием магистрального трубопроводного транспорта.
       Принятие данного   Федерального   закона  позволит  установить
   стабильные   отношения   собственников    систем    магистрального
   трубопроводного  транспорта  с  клиентами,  что  является одним из
   важнейших условий привлечения инвестиций в соответствующие отрасли
   промышленности.  Важным  результатом  принятия этого Закона станет
   повышение   ответственности    за    экологическую    безопасность
   газонефтепроводного   транспорта,  улучшение  снабжения  народного
   хозяйства  и  населения  топливно  -  энергетическими   ресурсами,
   совершенствование  управления топливно - энергетическим комплексом
   страны,  создание предпосылок  для  более  глубокой  экономической
   интеграции регионов Российской Федерации.
       Принятие Федерального закона "О  магистральном  трубопроводном
   транспорте"  и введение его в действие не потребует дополнительных
   ассигнований  за  счет  средств  федерального  бюджета,   бюджетов
   субъектов Российской Федерации.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz