Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 21.09.1999 N 4323-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 21 сентября 1999 г. N 4323-II ГД

            О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
               РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   государственном  регулировании   вывоза   российского   капитала",
   внесенный депутатом Государственной Думы А.Г. Пузановским.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
   Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы  по  экономической
   политике до 22 октября 1999 года.
       3. Комитету  Государственной  Думы  по  экономической политике
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                   Вносится депутатом
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                     А.Г. ПУЗАНОВСКИМ

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

           О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО
            КАПИТАЛА ("О РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЯХ ЗА РУБЕЖОМ")

       Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного
   регулирования вывоза за пределы Российской Федерации физическими и
   юридическими лицами - резидентами российского капитала.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

       Целями настоящего    Федерального   закона   является   защита
   экономических интересов  Российской  Федерации  при  осуществлении
   резидентами  вывоза  за  пределы  Российской Федерации российского
   капитала, а также укрепление производственного, технологического и
   научного  потенциала  Российской  Федерации,  улучшение  состояния
   платежного баланса Российской Федерации,  рост экспорта товаров  и
   услуг из Российской Федерации.

       Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

       В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
       российский капитал  (российские   инвестиции)   за   пределами
   Российской Федерации - вложения российскими инвесторами капитала в
   объекты  предпринимательской  и  других  видов   деятельности   за
   пределами Российской Федерации в виде валюты,  ценных бумаг,  иных
   валютных   ценностей   и   имущества,   имущественных    прав    и
   интеллектуальной собственности,  а также реинвестированных доходов
   от  ранее  осуществленных  российских  инвестиций   за   пределами
   Российской Федерации;
       вывоз российского  капитала  (инвестиционная  деятельность  за
   пределами  Российской  Федерации)  -  осуществление  и последующее
   функционирование (практические действия по реализации)  российских
   инвестиций за пределами Российской Федерации;
       российские инвесторы     -      резиденты,      осуществляющие
   инвестиционную деятельность за пределами Российской Федерации;
       репатриация российского  капитала  (российских  инвестиций)  -
   возврат  в  Российскую  Федерацию  ранее  вывезенного  российского
   капитала.

       Статья 3. Правовое регулирование вывоза российского капитала

       Вывоз российского капитала  осуществляется  в  соответствии  с
   настоящим   Федеральным   законом,  а  в  части  ведения  валютных
   операций,  внешнеторговой   деятельности   и   перевода   доходов,
   связанных  с  инвестиционной деятельностью за пределами Российской
   Федерации,  регулируется Законом Российской Федерации "О  валютном
   регулировании   и   валютном  контроле",  Федеральным  законом  "О
   государственном   регулировании   внешнеторговой    деятельности",
   Гражданским,   Налоговым   и   Таможенным   кодексами,   а   также
   международными соглашениями Российской Федерации о взаимной защите
   и    поощрении    капиталовложений   и   об   избежании   двойного
   налогообложения    доходов    и    имущества,    с     соблюдением
   законодательства принимающего российские инвестиции государства.

               Глава II. ЗАДАЧИ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
               РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА

       Статья 4.   Задачи   государственного   регулирования   вывоза
   российского капитала

       Основными задачами   государственного   регулирования   вывоза
   российского капитала являются:
       регулирование масштабов  вывоза  российского  капитала  прежде
   всего за счет усиления государственных мер по  предотвращению  его
   нелегального вывоза;
       поддержка наиболее  важных  с   точки   зрения   экономических
   интересов  Российской  Федерации форм и направлений инвестиционной
   деятельности за пределами Российской Федерации;
       обеспечение учета    российских    инвестиций   за   пределами
   Российской Федерации;
       обеспечение репатриации  части  ранее  вывезенного российского
   капитала и перевода доходов от него.

       Статья 5.   Органы   государственного   регулирования   вывоза
   российского капитала

       Государственное регулирование   вывоза   российского  капитала
   осуществляют:
       Президент Российской   Федерации  и  Правительство  Российской
   Федерации - в пределах их полномочий,  определенных в  Конституции
   Российской  Федерации,  в  настоящем  Федеральном  законе и других
   федеральных законах;
       федеральный орган    исполнительной   власти,   уполномоченный
   Правительством Российской Федерации  осуществлять  государственное
   регулирование   вывоза   российского   капитала  (далее  именуется
   уполномоченный федеральный  орган),  -  в  части  непосредственной
   реализации задач государственного регулирования вывоза российского
   капитала,   включая   координацию  указанной  деятельности  других
   федеральных органов исполнительной власти;
       другие федеральные органы исполнительной  власти  -  в  части,
   касающейся  их  участия  в  государственном  регулировании  вывоза
   российского капитала в порядке,  предусмотренном законодательством
   Российской Федерации.

                  Глава III. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВЫВОЗА
                          РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА

       Статья 6.  Основные  положения   порядка   оформления   вывоза
   российского капитала

       В Российской Федерации действует разрешительный порядок вывоза
   российского капитала. Российский инвестор должен получить лицензию
   на  вывоз  российского  капитала  от  уполномоченного федерального
   органа.
       Лицензия на  вывоз  российского  капитала  выдается на срок до
   6 (шести) месяцев,  с возможностью  последующего  продления  этого
   срока,  в  течение  которого  должна  быть осуществлена российская
   инвестиция за пределами Российской Федерации.  В  лицензии  должны
   быть   указаны   сведения  о  российском  инвесторе,  размере  его
   инвестиций,  целях,  формах и графике  их  осуществления,  объекте
   вложения и прибыли (доходе) от него.

       Статья 7.   Порядок   выдачи  лицензии  на  вывоз  российского
   капитала

       Для получения лицензии на вывоз капитала  российский  инвестор
   представляет   в   уполномоченный   орган   документы,  содержащие
   следующие сведения:  о  соответствии  вывоза  российского капитала
   целям настоящего Федерального закона;  об отсутствии задолженности
   российского  инвестора  по  платежам  в  бюджеты всех уровней и во
   внебюджетные фонды и об отсутствии  иных  неустраненных  нарушений
   налогового   законодательства;   об  отсутствии  задолженности  по
   поступлению валютной выручки и обязательной  продажи  ее  части  и
   иных    неустраненных    нарушений   валютного   законодательства;
   финансовых результатах российского инвестора -  юридического  лица
   за последние три года.
       Список документов,  содержащих  сведения  указанные  в  абзаце
   первом настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской
   Федерации.
       Уполномоченный федеральный орган принимает  решение  о  выдаче
   или  отказе  в  выдаче  лицензии в течение сорока пяти календарных
   дней со дня получения от  российского  инвестора  всех  надлежащим
   образом оформленных документов.

       Статья 8.   Причины   отказа   в   выдаче  лицензии  на  вывоз
   российского капитала

       Причинами отказа в выдаче лицензии являются:
       наличие ложных сведений в представленных российским инвестором
   документах;
       несоответствие вывоза  российского  капитала  целям настоящего
   Федерального закона;
       проведение российским   инвестором   в   Российской  Федерации
   операций по основному виду деятельности менее трех лет;
       несоблюдение российским  инвестором  требований о регистрации,
   учете    и    инвентаризации    вывоза    российского    капитала,
   осуществленного по ранее выданным лицензиям;
       задолженность российского  инвестора  перед  бюджетами  разных
   уровней  и  внебюджетными  фондами  и  наличие  иных неустраненных
   нарушений налогового законодательства;
       задолженность российского  инвестора  по  поступлению валютной
   выручки  и  обязательной  продаже  ее   части   и   наличие   иных
   неустраненных нарушений валютного законодательства;
       отсутствие у российского инвестора  доходов,  достаточных  для
   осуществления инвестиций за пределами Российской Федерации;
       несоблюдение российским  инвестором   в   представленных   для
   получения  лицензии  документах  положений международного договора
   Российской Федерации или законодательства иностранного государства
   в отношении осуществления инвестиции.
       Российский инвестор имеет  право  обжаловать  отказ  в  выдаче
   лицензии в установленном российским законодательством порядке.

       Статья 9. Порядок перевода финансовых средств, вывоза товаров,
   оказания  услуг  и  передачи   имущественных   прав   при   вывозе
   российского капитала

       При наличии лицензии, указанной в пункте 1 статьи 6 настоящего
   Федерального закона:
       перевод российским  инвестором валюты и валютных ценностей для
   осуществления  российских  инвестиций  за   пределами   Российской
   Федерации   осуществляется   в   порядке,  установленном  валютным
   законодательством Российской Федерации;
       вывоз остальных  видов  имущества  российским  инвестором  для
   осуществления  российских  инвестиций  за   пределами   Российской
   Федерации осуществляется в порядке, установленном внешнеторговым и
   таможенным законодательством Российской Федерации;
       оказание услуг  и  передача  исключительных прав на результаты
   интеллектуальной   собственности   и   иных   прав   как    способ
   осуществления   инвестиций   за   пределами  Российской  Федерации
   осуществляется  в  порядке,  установленном   законодательством   и
   международными договорами Российской Федерации.

          Глава IV. РЕГИСТРАЦИЯ, УЧЕТ, АНАЛИЗ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
                         РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ

       Статья 10. Регистрация вывоза российского капитала

       В течение тридцати календарных дней после осуществления вывоза
   российского  капитала  или  окончания  срока  действия лицензии на
   вывоз российского капитала российский инвестор обязан обратиться в
   уполномоченный   орган   для   регистрации  осуществленных  им  за
   пределами Российской Федерации инвестиций.
       Указанный федеральный    орган   включает   эти   сведения   в
   Государственный  реестр  инвестиций   российских   инвесторов   за
   пределами Российской Федерации.
       В случае,  если инвестиции не  были  осуществлены,  российский
   инвестор  обязан  сообщить об этом в указанный федеральный орган в
   течение тридцати календарных дней со дня окончания срока лицензии.

       Статья 11.  Учет и анализ российских инвестиций  за  пределами
   Российской Федерации

       В целях учета и анализа российских инвестиций,  осуществленных
   за пределами  Российской  Федерации,  российский  инвестор  обязан
   систематически  предоставлять  в  уполномоченный федеральный орган
   сведения  о  состоянии  его  инвестиций  за  пределами  Российской
   Федерации.  Перечень и периодичность предоставления таких сведений
   устанавливает    Правительство    Российской     Федерации     или
   уполномоченный им федеральный орган.
       На основании предоставленных российскими инвесторами  сведений
   уполномоченный   федеральный   орган   составляет   и  передает  в
   Правительство Российской Федерации ежегодный аналитический отчет о
   вывозе  российского  капитала.  Указанный  отчет  содержит  в себе
   выводы и предложения о государственной  политике  в  сфере  вывоза
   российского капитала.

       Статья 12.  Инвентаризация  российских инвестиций за пределами
   Российской Федерации

       Для усиления  учета  и  контроля  за   состоянием   российских
   инвестиций за пределами Российской Федерации систематически, но не
   реже чем раз в  три  года,  проводится  инвентаризация  российских
   инвестиций   за  пределами  Российской  Федерации.  Инвентаризация
   осуществляется в  порядке,  по  формам  и  в  сроки,  утверждаемые
   Правительством Российской Федерации.
       Первая инвентаризация  на  основании  настоящего  Федерального
   закона производится через шесть месяцев  после  вступления  его  в
   силу.

                 Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
           ПОРЯДКА ВЫДАЧИ, ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
                     НА ВЫВОЗ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА

       Статья 13.   Ответственность   за  нарушение  порядка  выдачи,
   получения и использования лицензии на вывоз российского капитала

       Должностные лица,  ответственные  за  выдачу лицензии на вывоз
   российского капитала,  в случае нарушения  ими  своих  должностных
   обязанностей  или  совершения  иных  противоправных действий могут
   быть  привлечены  к  ответственности  в   порядке,   установленном
   действующим законодательством Российской Федерации.
       Уполномоченный федеральный орган может предъявить  российскому
   инвестору   (руководителю   организации   или   физическому  лицу)
   требование  о  репатриации   инвестиций   указанного   российского
   инвестора,    если   данный   российский   инвестор   осуществляет
   инвестиционную деятельность за пределами Российской Федерации  без
   лицензии на вывоз российского капитала.
       В случаях,  если российский инвестор,  получивший лицензию  на
   вывоз российского капитала,  нарушил указанный в лицензии на вывоз
   российского капитала срок для осуществления российских инвестиций,
   или  превысил  указанный  в лицензии на вывоз российского капитала
   размер инвестиций,  или использовал инвестиции в иных, чем указано
   в  лицензии  на вывоз российского капитала,  целях,  либо совершил
   другие нарушения в связи с использованием полученной  им  лицензии
   на вывоз российского капитала, то уполномоченный федеральный орган
   также может предъявить такому российскому инвестору  требование  о
   репатриации  капитала  указанного российского инвестора и отозвать
   выданную ему лицензию.

       Статья 14. Ответственность за уклонение от регистрации и отказ
   от   предоставления   сведений   в  ходе  учета  и  инвентаризации
   российских инвестиций за пределами Российской Федерации

       В случае  непринятия  российским  инвестором мер к регистрации
   вывоза российского капитала  либо  совершения  им  иных  нарушений
   установленного  в статье 10 настоящего Федерального закона порядка
   регистрации  вывоза  российского  капитала,  а  также   в   случае
   непредоставления   им   сведений  в  соответствии  с  требованиями
   статей 11  и  12  настоящего  Федерального  закона  уполномоченный
   федеральный  орган  может  предъявить такому российскому инвестору
   (руководителю  организации  или  физическому  лицу)  требование  о
   репатриации его инвестиций.
       При наличии в действиях (бездействиях)  российского  инвестора
   правонарушения,  предусмотренного  Уголовным  кодексом  Российской
   Федерации,  виновные в совершении указанного  правонарушения  лица
   могут  быть  привлечены  к  уголовной  ответственности  в порядке,
   предусмотренном Уголовным и Уголовно  -  процессуальным  кодексами
   Российской Федерации.

       Статьи 15. Рассмотрение споров

       При несогласии     российского    инвестора    с    действиями
   (бездействиями) уполномоченного органа,  совершенными  в  связи  с
   осуществлением  российским  инвестором вывоза российского капитала
   за пределы Российской Федерации,  могут быть обжалованы российским
   инвестором в судебном порядке.

              Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НАИБОЛЕЕ
         ВАЖНЫХ ФОРМ И НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
              ЗАЩИТА РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
                   ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Статья 16.  Международные  соглашения  Российской  Федерации о
   поощрении и взаимной защите инвестиций  и  об  избежании  двойного
   налогообложения

       Правительство Российской  Федерации  в целях защиты российских
   инвестиций за пределами Российской Федерации,  а также поощрения и
   защиты  иностранных  инвестиций в Российской Федерации заключает с
   правительствами иностранных государств соглашения  о  поощрении  и
   взаимной   защите   инвестиций.  В  этих  же  целях  Правительство
   Российской  Федерации  заключает  с   иностранными   государствами
   соглашения   об   избежании  двойного  налогообложения  доходов  и
   имущества.

       Статья 17.  Страхование  российских  инвестиций  за  пределами
   Российской Федерации

       В целях поддержки наиболее важных с точки зрения экономических
   интересов Российской  Федерации  форм  и  направлений  инвестиций,
   осуществляемых   за   пределами  Российской  Федерации,  создается
   система  страхования  российских  инвестиций,  осуществляемых   за
   пределами  Российской  Федерации,  прежде всего прямых инвестиций,
   осуществляемых российскими инвесторами на территориях государств -
   членов   СНГ.   Указанная   система   страхования   действует  при
   государственной поддержке и в соответствии с  Федеральным  законом
   "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

       Статья 18.   Информационное   и   консультационное  содействие
   инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации

       Уполномоченный федеральный    орган,    а    также    торговые
   представительства  Российской  Федерации и торгово - экономические
   отделы   при   посольствах    Российской    Федерации    оказывают
   информационное и консультационное содействие российским инвесторам
   по   вопросам,   входящим   в   компетенцию   указанных   торговых
   представительств и торгово - экономических отделов при посольствах
   Российской Федерации.

                  Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 19. Международные договоры

       Если международным договором Российской Федерации  установлены
   иные правила,  чем те,  которые содержатся в настоящем Федеральном
   законе, то применяются правила международного договора.

       Статья 20. Вступление Федерального закона в силу

       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
       Рекомендовать Президенту Российской Федерации и  Правительству
   Российской  Федерации привести свои правовые акты в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.
       Рекомендовать Правительству   Российской  Федерации  внести  в
   установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания
   Российской   Федерации  проект  Федерального  закона  "О  внесении
   изменений и  дополнений  в  Федеральный  закон  "О  лицензировании
   отдельных  видов  деятельности"  в  связи  с  принятием настоящего
   Федерального закона.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
               РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА"
                ("О РОССИЙСКИХ ИНВЕСТИЦИЯХ ЗА РУБЕЖОМ")

       Концепция предлагаемого   законопроекта   "О   государственном
   регулировании  вывоза   российского   капитала"   ("О   российских
   инвестициях за рубежом") основывается на необходимости снижения до
   минимума  нелегального  вывоза  капитала,  сокращения   размещения
   российского  капитала  в  зарубежных странах в чисто спекулятивных
   или потребительских  целях  при  одновременном  увеличении  прямых
   российских  инвестиций  в  реальный  сектор экономики,  приносящих
   доходы  и  российским  инвесторам,  и   российскому   государству.
   Законопроект  органически  дополняет  рассматриваемый  в настоящее
   время в Федеральном Собрании Российской Федерации законопроект "Об
   иностранных   инвестициях  в  Российской  Федерации"  и  развивает
   положения Указа  Президента  Российской  Федерации  от  15  ноября
   1991 г.   "О  либерализации  внешнеэкономической  деятельности  на
   территории РСФСР".
       В Российской   Федерации   отсутствует   полноценная   система
   регистрации,  учета и контроля за российским капиталом за рубежом.
   По  различным оценкам,  величина российских инвестиций за рубежом,
   не  считая  находящейся  за  рубежом  федеральной   собственности,
   составляет от 200 до 300 млрд. долларов США. Это - преимущественно
   валютные средства,  находящиеся на счетах в  зарубежных  банках  и
   других финансовых учреждениях, и недвижимость (городские квартиры,
   загородные виллы).  Если исходить  из  данных  платежного  баланса
   Российской  Федерации,  то  ежегодный  вывоз  капитала  из  России
   составил в 1995 году около 39 млрд.  долларов США и в 1996 году 47
   млрд.  долларов США.  Сюда включены не только прямые и портфельные
   инвестиции,   государственные   и   банковские   кредиты,   но   и
   коммерческие кредиты и авансовые платежи, прирост валютных средств
   на счетах в зарубежных банках  и  других  финансовых  учреждениях,
   наличность   иностранной   валюты   в   самой  России,  трансферты
   эмигрантов,   непоступление   валютной   выручки   от    экспорта,
   непогашение авансовых платежей по импорту, неэквивалентный бартер,
   контрабандный экспорт и другие виды нелегального вывоза капитала.
       Характерными мотивами   для   вывоза   капитала  из  России  в
   настоящее время являются те мотивы,  которые действуют в отношении
   так  называемого  "бегства капитала",  т.е.  вывоза капитала из-за
   неблагоприятного  инвестиционного  климата  в   самой   Российской
   Федерации  и  стремления  "отмыть"  и сохранить за рубежом капитал
   незаконного  происхождения.  В  определенной   степени,   конечно,
   присутствуют и  "классические"  мотивы  инвестиций  за  рубежом  -
   осуществление  производственной  кооперации и научно - техническое
   сотрудничество,  освоение зарубежных  рынков  сбыта,  приобретение
   доступа к зарубежным источникам сырья, материалов и компонентов.
       Бегство капитала,  как  форма  вывоза  капитала,  противоречит
   экономическим интересам Российской  Федерации,  происходит  как  в
   нелегальной, так и в легальной форме. В современной России в связи
   с острой нехваткой инвестиционных ресурсов  к  легальному  бегству
   капитала   можно   отнести   портфельные   инвестиции,  накопление
   населением наличной  иностранной  валюты,  капитальные  трансферты
   эмигрантов. При таком подходе к бегству капитала можно отнести три
   четверти  всего  вывезенного  за  пределы   Российской   Федерации
   российского капитала в 1995 году и две трети в 1996 году.
       По отношению к валовому внутреннему продукту (рассчитанному на
   базе паритета покупательной способности рубля) экспорт капитала из
   России составил около 6%  в 1995 году и примерно 8%  в 1996  году.
   Это  в  полтора  -  два  раза  больше  всего  поступления в Россию
   иностранного капитала из-за рубежа,  составившего около  20  млрд.
   долларов США в 1995 году и около 33  млрд.  долларов  США  в  1996
   году.
       Экспорт капитала  оказывает  воздействие  на  платежный баланс
   страны,   ее    золотовалютные    резервы,    внешнюю    торговлю,
   конкурентоспособность    отечественных   компаний,   отечественные
   инвестиции в нашей стране.
       Вывоз капитала   из   России   находится   в  тесной  связи  с
   осуществлением инвестиций  отечественными  инвесторами  в  России,
   т.к. фактически  за  пределами  Российской  Федерации используется
   капитал,  отвлеченный  от  внутренних  капиталовложений.  Огромный
   вывоз капитала из России явился одной из основных причин того, что
   объем капиталовложений в нашей стране в 1991 - 1995 гг. снизился в
   полтора раза больше, чем объем валового сбережения.
       Состояние платежного   баланса   и   золотовалютных   резервов
   находится   в   такой   же   тесной   связи  с  вывозом  капитала.
   Положительное сальдо по текущим операциям,  заработанное  за  счет
   превышения   экспорта   товаров  над  их  импортом,  перекрывается
   отрицательным сальдо движения капитала.  Большой  приток  валютных
   средств  из-за  рубежа  на  российский  рынок  ГКО  - ОФЗ в первой
   половине 1997 г.  перекрывается резким  оттоком  этих  средств  за
   границу в конце 1997 г.  - начале 1998 г. В результате наша страна
   прибегает  к  новым  внешним  заимствованиям  для   финансирования
   дефицита платежного баланса (8,7 млрд.  долларов США в 1996 году).
   Золотовалютные резервы страны в середине 1997  г.  составили  24,5
   млрд.  долларов  США,  что едва находится на границе допустимого в
   мировой практике  критерия  достаточности  этих  средств,  равного
   трехмесячному импорту товаров и услуг.
       Критерием эффективности вывоза капитала являются приносимые им
   доходы.  Однако  соотношение  вывоза  капитала и поступлений из-за
   рубежа дивидендов,  прибыли и процентов остается низким (1,3 - 1,6
   млрд.  долларов США в середине 90-х гг. при упомянутом выше вывозе
   капитала в размере 39 - 47 млрд. долларов США).
       Основная часть    российских   частных   зарубежных   вложений
   приходится на портфельные инвестиции, вложения на банковские счета
   и  депозиты,  от  которых  практически нет легальных поступлений в
   Россию  и   которые   не   оказывают   за   немногим   исключением
   стимулирующего воздействия на экспорт российских товаров и услуг.
       Одной из  традиционных  форм  содействия  экспорту  и  импорту
   товаров являются коммерческие кредиты и авансовые платежи.  Однако
   непогашенные импортные авансы (4,3 млрд. долларов США в 1996 году)
   свидетельствуют о том,  что они используются как канал для бегства
   капитала.
       Другой традиционной   формой   содействия   внешней   торговле
   являются прямые инвестиции.  Российская внешнеторговая организация
   "Нафта - Москва" через фирмы, созданные ею за пределами Российской
   Федерации,  реализует  около  четверти  всех  поставок   нефти   и
   нефтепродуктов  в странах дальнего зарубежья.  Однако значительная
   часть российских  прямых  инвестиций  идет  на  создание оффшорных
   центров,  которые не столько содействуют внешней торговле, сколько
   уходу  от высоких российских налогов и отмыванию капитала.  Анализ
   показывает,  что те из  нескольких  десятков  тысяч  созданных  за
   рубежом фирм с российским капиталом, которые легально осуществляют
   прямые  инвестиции,   оказывают   положительное   воздействие   на
   российскую экономику, чего нельзя сказать о многочисленных фирмах,
   нелегально инвестирующих капитал.
       Таким образом, перед Россией стоит задача сократить зарубежные
   портфельные инвестиции, размещение средств на счетах и депозитах в
   зарубежных  странах,  приобретение  там  недвижимости,   уменьшить
   покупку ее населением наличной иностранной валюты и в то же  время
   содействовать   расширению  вывоза  капитала  в  форме  экспортных
   кредитов и  легальных  прямых  инвестиций,  благотворное  значение
   которых  заключается  прежде всего в увеличении экспорта товаров и
   услуг,  расширении рынков сбыта.  Эффективным инструментом в  этом
   отношении  должно  стать  государственное  регулирование в области
   вывоза капитала.  Элементы государственного регулирования в России
   уже имеются.  Прежде всего это относится к валютному и экспортно -
   импортному контролю.  Однако в целом государственное регулирование
   в  области  вывоза  капитала  как  единая и эффективная система не
   налажено   должным   образом.   Не   сложилась    целенаправленная
   государственная экономическая политика в этой сфере, не выработана
   даже концепция этой политики.  Ключевым  элементом  этой  политики
   должно  стать  сочетание  экономических и административных рычагов
   регулирования вывоза капитала.  При этом прежде  всего  необходимо
   обеспечить   эффективный   административный  контроль  за  вывозом
   капитала. Действующее   Постановление  Совета  Министров  СССР  от
   18 мая 1989  г.  N  412  "О  развитии  хозяйственной  деятельности
   советских  организаций  за  рубежом"  и Указ Президента Российской
   Федерации   от   15   ноября   1991    года    "О    либерализации
   внешнеэкономической   деятельности   на   территории  РСФСР"  лишь
   декларировали в общей форме разрешительный  порядок  осуществления
   инвестиций  за  пределами Российской Федерации,  который к тому же
   слабо  соблюдается:  значительная  часть  российских   экспортеров
   капитала  не  обращается  ни  в  Банк  России,  ни  в Министерство
   торговли Российской  Федерации,  которые  уполномочены  на  выдачу
   таких  разрешений.  Так,  по  состоянию  на 1 января 1997 г.  Банк
   России выдал  всего  1066  разрешений  на  операции,  связанные  с
   движением капитала из Российской Федерации за ее пределы, на сумму
   10,2 млрд.  долларов США,  в том числе 312 разрешений на прямые  и
   портфельные  инвестиции  на  сумму  4,3  млрд.  долларов США,  что
   составляет лишь несколько процентов  от  вывезенного  в  последние
   годы капитала.
       Не налажены учет и отчетность по зарубежным  инвестициям,  что
   не  позволяет  государственным  органам  осуществлять  контроль за
   ними,  не  говоря  уже  об  анализе  эффективности  осуществленных
   инвестиций.   Вместе   с   тем  не  налажена  и  консультативно  -
   информационная поддержка российских инвесторов ни в России,  ни  в
   ее   зарубежных   представительствах.   Нет  финансовой  поддержки
   российских прямых инвестиций со стороны  государства  (участие  во
   вложениях    капитала,   предоставление   кредитов),   отсутствует
   страхование прямых инвестиций.
       Концептуально законопроект направлен на  устранение  указанных
   негативных  явлений  в  вывозе капитала из России и создание основ
   государственного регулирования в области вывоза капитала.
       Структурно он состоит из семи глав и 20 статей.
       В первой главе  сказано  о  цели  Закона,  приведены  основные
   понятия, используемые в законопроекте.
       Вторая глава посвящена задачам государственного  регулирования
   в   области   инвестиций   за  пределами  Российской  Федерации  и
   организации  системы   административного   контроля   за   вывозом
   капитала.
       Третья глава говорит о процедурных  вопросах  функционирования
   системы    административного   контроля   за   вывозом   капитала,
   ответственности  за  нарушение  порядка  выдачи  и   использования
   лицензии на вывоз капитала.
       Четвертая глава  затрагивает   вопросы   регистрации,   учета,
   анализа и репатриации инвестиций.
       Пятая глава регулирует вопросы  ответственности  за  нарушение
   действующего  законодательства в связи с осуществлением российских
   инвестиций за рубежом.
       В главе   шестой  содержатся  меры  государственной  поддержки
   наиболее важных форм и направлений инвестиционной деятельности  за
   рубежом.
       В главе седьмой изложены  обычно  включаемые  в  законопроекты
   заключительные положения.
       В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении
   свои  отзывы,  предложения  и  замечания  на законопроект прислали
   Верховный  и   Высший   Арбитражный   Суды   России,   Генеральная
   прокуратура РФ и Центробанк России,  Комитеты Государственной Думы
   по промышленности,  транспорту,  строительству  и  энергетике;  по
   труду  и  социальной  политике;  по  делам ветеранов;  по аграрным
   вопросам;  по вопросам местного самоуправления; Липецкий областной
   Совет депутатов; Правовые управления Государственной Думы и Совета
   Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
       В присланных  отзывах  концепция  законопроекта  в  целом была
   поддержана,  вместе  с  тем  было  высказано  большое   количество
   предложений и замечаний.
       Для доработки законопроекта была  создана  рабочая  группа,  в
   состав  которой  вошли  депутаты  - члены Комитета Государственной
   Думы по экономической политике.
       В подготовке  и  доработке законопроекта приняли участие также
   представители  органов  исполнительной   власти,   в   том   числе
   Департамента    по    международному    сотрудничеству    Аппарата
   Правительства Российской Федерации  Шадровский А.В.;  кроме  того,
   заместитель      руководителя      Департамента     международного
   сотрудничества   Министерства   экономики   Российской   Федерации
   Четвертной Л.М.;  заместитель  руководителя   Валютно - кредитного
   департамента Министерства     торговли     Российской    Федерации
   Мохов В.Н.;  начальник отдела по контролю за вывозом  капитала  за
   рубеж  Министерства  торговли  Российской  Федерации  Дианов А.Ю.;
   заместитель    Директора    Департамента    финансовой    политики
   Межгосударственного   Комитета  СНГ  Комаров В.В.;   представители
   Юридического департамента и Департамента валютного регулирования и
   валютного контроля    Центрального   банка   РФ,   соответственно,
   Амирьянц Р.В. и Лободенко А.В.; представители научных организаций:
   д.э.н., профессор, заведующий кафедрой МГИМО Булатов А.С.; д.ю.н.,
   ведущий   научный   сотрудник   Института    законодательства    и
   сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
   Доронина Н.Г.; преподаватель Академии внешней торговли Исаев Н.И.;
   а  также специалисты и эксперты аппарата Комитета по экономической
   политике и Правового управления Государственной Думы.
       В результате  доработки  в соответствии с пунктом 6 п.п.  "а",
   статьи 112  Регламента  Государственной Думы текст законопроекта и
   его  название   были   частично   изменены.   Поскольку   правовое
   регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии
   с   национальным   законодательством   страны   приложения    этих
   инвестиций,    основной    акцент    был    сделан   на   усиление
   государственного регулирования при вывозе российского капитала  за
   пределы   Российской  Федерации  с  целью  инвестирования  его  за
   рубежом;  однако после вывоза  капиталов  за  рубеж  регулирование
   российских  инвестиций  не  прекращается,  но  происходит  в  иных
   формах.  В  ходе   доработки   более   четко   определен   предмет
   регулирования   данного   Закона,  его  основные  цели  и  задачи;
   определены его рамки и взаимоотношения с другими  законами,  также
   регулирующими данную сферу,  например: "О валютном регулировании и
   валютном контроле",  "О Центральном банке Российской Федерации"  и
   др.;  был доработан понятийный аппарат; более детально разработана
   глава  законопроекта,   регулирующая   государственную   поддержку
   наиболее  важных  форм и направлений инвестиционной деятельности и
   защиту российских инвестиций за рубежом.

       Реализация данного  законопроекта  не  потребует  материальных
   затрат,   поэтому   финансово    -    экономическое    обоснование
   законопроекта  не представляется.  В соответствии с законопроектом
   предлагается  использовать  нынешнюю  систему  выдачи   разрешений
   (лицензий)   на   вывоз  капитала,  основанную  на  взаимодействии
   Министерства торговли Российской Федерации и Банка России.
       В соответствии  с  частью  3 статьи 104 Конституции Российской
   Федерации  заключение  Правительства   Российской   Федерации   на
   указанный законопроект также не требуется.
       Однако в  соответствии  с решением Совета Государственной Думы
   N 112 от 14 июля 1998  года  данный  законопроект  направлялся  на
   заключение    в   Правительство   Российской   Федерации   (письмо
   Заместителя  Председателя Государственной  Думы  Бабурина С.Н.  от
   29 июля 1998 г.  N 2.12-17/1108), но заключение на законопроект до
   настоящего  времени  в  Государственную  Думу   из   Правительства
   Российской    Федерации    не    поступило.   Доработанный   текст
   законопроекта   также   направлен   в   Правительство   Российской
   Федерации.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                      А.Г.ПУЗАНОВСКИЙ






                                ПЕРЕЧЕНЬ
                  АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
        ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
         ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
                      ДАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

       Принятие Федерального закона "О государственном  регулировании
   вывоза   российского   капитала"  ("О  российских  инвестициях  за
   рубежом") потребует внесения изменений и дополнений в  Федеральный
   закон  от  25.08.98  N  158-ФЗ  "О  лицензировании отдельных видов
   деятельности".



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz