Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 15.09.1999 N 4284-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 15 сентября 1999 г. N 4284-II ГД
   
                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
             "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
                  ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   государственной    поддержке    судостроительной    промышленности
   Российской Федерации",  внесенный депутатом  Государственной  Думы
   С.С. Сулакшиным.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы по промышленности,
   строительству,  транспорту и энергетике в  месячный  срок  со  дня
   принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету   Государственной    Думы    по    промышленности,
   строительству,   транспорту   и  энергетике  доработать  указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                   Вносится депутатом
                                               Государственной Думы -
                                                      членом Комитета
                                                 Государственной Думы
                                                   по промышленности,
                                                       строительству,
                                              транспорту и энергетике
                                                      СУЛАКШИНЫМ С.С.
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
              О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
                  ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Настоящий Федеральный закон устанавливает  правовые  основы  и
   принципы государственной поддержки судостроительной промышленности
   в Российской Федерации  с  целью  создания  экономически  выгодных
   условий   для   размещения   заказов   на  суда  и  судоремонт  на
   предприятиях Российской Федерации,  а также регламентирует условия
   привлечения  российских  и иностранных инвестиций для эффективного
   использования производственного и научно - технического потенциала
   судостроительной промышленности в Российской Федерации.
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Основные понятия
   
       Для целей    настоящего   Федерального   закона   используются
   следующие основные понятия:
       государственная поддержка   судостроительной    промышленности
   Российской  Федерации  (далее - судостроительной промышленности) -
   обеспечение государством благоприятных  экономических  и  правовых
   условий     функционирования     и    развития    судостроительной
   промышленности в  области  научных  исследований,  проектирования,
   производства, ремонта, эксплуатации судов;
       судостроительная промышленность  -  совокупность организаций и
   предприятий,   осуществляющих   научное   обеспечение,   проектную
   разработку,   производство,   испытания,  ремонт  (модернизацию  и
   переоборудование)  и  утилизацию   кораблей,   судов   и   средств
   океанотехники различного назначения,  а также создание вооружения,
   технических  средств,  судового  комплектующего   оборудования   и
   приборов кораблей и судов;
       научно - технический потенциал судостроительной промышленности
   -  уровень  научно  -  технического  и  технологического  развития
   организаций  и  предприятий  судостроения  и   обеспеченности   их
   квалифицированными кадрами.
   
       Статья 2.   Цели  государственной  поддержки  судостроительной
   промышленности
   
       Целями государственной       поддержки        судостроительной
   промышленности являются:
       содействие экономическому развитию Российской Федерации;
       укрепление обороны   и   обеспечение  безопасности  Российской
   Федерации;
       развитие судоходства,   промыслового  рыболовства  и  освоение
   прибрежного шельфа за счет  строительства  для  этих  целей  судов
   различного назначения и средств океанотехники;
       сохранение и  развитие  научно   -   технического   потенциала
   судостроительной промышленности;
       расширение экспорта судостроительной продукции;
       повышение конкурентоспособности  судостроительной продукции на
   внутреннем и мировом рынке;
       создание системы лизинга судостроительной продукции;
       сохранение действующих и создание новых рабочих мест.
   
       Статья 3. Основные принципы государственной поддержки развития
   судостроительной промышленности
   
       Государственная поддержка    судостроительной   промышленности
   основывается на следующих принципах:
       обеспечение общепринятых    в   мировой   практике   передовых
   индустриальных  государств  экономических   и   правовых   условий
   развития судостроительной промышленности;
       государственное регулирование    развития    судостроения    в
   соответствии с законодательством Российской Федерации;
       предоставление в установленном законом порядке налоговых льгот
   и   иных   экономических   стимулов   российским   судовладельцам,
   заказывающим суда на верфях Российской  Федерации  под  российский
   флаг, в том числе на лизинговой основе;
       обеспечение конкурентоспособности   судов,    строящихся    на
   предприятиях Российской Федерации, на мировом рынке;
       защита предприятий    судостроительной    промышленности    от
   неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,  в том числе
   недобросовестной.
   
            Глава II. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
   
       Статья 4. Функции Правительства Российской Федерации в области
   государственной поддержки судостроительной промышленности
   
       Правительство Российской   Федерации   в   целях   обеспечения
   проведения единой  государственной  политики  в  области  развития
   судостроительной промышленности:
       разрабатывает Концепции   развития   военно   -   морского   и
   гражданского   флотов,   Программы   военного   кораблестроения  и
   Федеральные  целевые  программы  развития  отдельных   направлений
   судостроительной науки и техники;
       определяет федеральный    орган     исполнительной     власти,
   координирующий деятельность судостроительной промышленности;
       реализует меры  по  развитию   судостроения,   предусмотренные
   настоящим Законом;
       применяет специальные  защитные  меры  по  импорту   судов   в
   Российскую   Федерацию,   аналоги   которых   могут  строиться  на
   российских предприятиях;
       разрабатывает и представляет в Федеральное Собрание Российской
   Федерации проекты  федеральных  законов  о  внесении  изменений  и
   дополнений  в  федеральные  законы по установлению отдельных льгот
   для предприятий судостроительной промышленности и судовладельцев.
   
       Статья 5.  Функции  органов  исполнительной  власти  субъектов
   Российской   Федерации   в   области   государственной   поддержки
   судостроительной промышленности
   
       Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
       взаимодействуют с    Правительством    Российской   Федерации,
   федеральными органами исполнительной власти Российской  Федерации,
   организациями  и  предприятиями  судостроительной  промышленности,
   судовладельцами,  а  также  смежными  отраслями  промышленности  в
   реализации    мер   государственной   поддержки   судостроительной
   промышленности, установленных настоящим Законом;
       участвуют в   разработке   и  выполнении  федеральных  целевых
   программ по развитию организаций  и  предприятий  судостроительной
   промышленности,   расположенных   на  территории  соответствующего
   субъекта Российской Федерации;
       участвуют в    управлении    организациями   и   предприятиями
   судостроительной   промышленности   при   условии    передачи    в
   доверительное  управление  субъекту  Федерации  пакетов акций этих
   предприятий,   находящихся   в   федеральной   собственности,    в
   соответствии с действующим законодательством;
       предоставляют в  пределах  своих   полномочий   дополнительные
   льготы  и  гарантии  участникам  и  инвесторам  проектов  развития
   отечественного судостроения,  в том числе снижения  ставок  оплаты
   земельного   налога   и   земельной   аренды   судостроительным  и
   судоремонтным предприятиям.
   
               Глава III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
            И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ
                РАЗВИТИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
   
       Статья 6.  Государственная поддержка развития судостроительной
   промышленности
   
       Государственная поддержка    судостроительной   промышленности
   осуществляется путем:
       проведения бюджетной    политики,    обеспечивающей   развитие
   судостроительной промышленности;
       предоставления в  установленном  законом  порядке  налоговых и
   иных  льгот   предприятиям   судостроительной   промышленности   и
   российским инвесторам;
       предоставления в  установленном  законодательством  Российской
   Федерации    порядке    налоговых    и   иных   льгот   российским
   судовладельцам,  приобретающим  суда  на  предприятиях  Российской
   Федерации и эксплуатирующих их под российским флагом,  в том числе
   на лизинговой основе;
       защиты интересов судостроительной промышленности и судоходства
   в международных организациях;
       осуществления комплекса      мероприятий     по     реализации
   сбалансированной  экспортно  -  импортной  политики  в   интересах
   судостроительной  промышленности,  в  том числе введение импортных
   квот и специальных пошлин на импорт судов;
       информационного и правового обеспечения развития судостроения.
   
       Статья 7. Меры экономического стимулирования
   
       В целях  экономического  стимулирования  развития  предприятий
   судостроительной промышленности предоставляются следующие льготы:
       1. Правительство Российской Федерации имеет право выступать от
   имени государства  гарантом  выполнения  обязательств  предприятий
   судостроительной    промышленности    (государственных   унитарных
   предприятий, предприятий с контрольным пакетом акций у государства
   и  с  "Золотой  акцией")  и российских судовладельцев по кредитам,
   предоставляемым   иностранными   государствами,   зарубежными    и
   отечественными  инвесторами  под  строительство судов и реализацию
   инвестиционных  проектов,  на  модернизацию   и   реструктуризацию
   производства.  Объем гарантируемых государством кредитов не должен
   превышать  80  процентов  стоимости  судна   или   инвестиционного
   проекта, со сроком выплаты кредита не более 8 лет. Страховые суммы
   государственных гарантий в размере  10%  от  объема  гарантируемых
   правительством  кредитов  на  финансовый  год  предусматриваются в
   федеральном бюджете на текущий год.
       При выдаче государственных гарантий под зарубежные "связанные"
   кредиты   и   контракты   финансового   лизинга,    предполагающие
   обязательную   покупку   импортного   оборудования  и  материалов,
   предусматривается ограничение их объемов суммами, составляющими не
   более 50 процентов от стоимости оборудования и материалов,  идущих
   на строительство или модернизацию судна.
       В качестве  залога  при  выдаче государственных гарантий могут
   использоваться имущество,  имущественные права  или  пакеты  акций
   судостроительных или судоходных предприятий и организаций.
       Государственные гарантии даются предприятиям  судостроительной
   промышленности    в    зависимости   от   форм   собственности   и
   судовладельцам  в   соответствии   с   порядком,   устанавливаемым
   Правительством Российской Федерации.
       2. Предоставление предприятиям судостроительной промышленности
   (государственным    унитарным    предприятиям,    предприятиям   с
   контрольным пакетом акций у государства и  "Золотой  акцией")  или
   судоходным   организациям  субсидий  для  строительства  судов  на
   предприятиях Российской Федерации,  размер которых должен зависеть
   от  экономической  и  социальной значимости для страны или региона
   данного строящегося судна,  при условии его российской регистрации
   и эксплуатации под российским флагом не менее 10 лет.
       Объем субсидий на текущий год определяется в бюджетной  заявке
   федерального   органа   исполнительной   власти,   координирующего
   деятельность судостроительной промышленности.
       3. Освобождение   от  налога  на  прибыль  доходов  российских
   судовладельцев от эксплуатации новых  транспортных  и  промысловых
   судов  российской  постройки,  используемых на погашение кредитов,
   полученных целевым назначением на  строительство  этих  судов  при
   государственных гарантиях инвесторам.
       Освобождение от налога  на  прибыль  доходов  судостроительных
   предприятий,   используемых   на  погашение  кредитов,  полученных
   целевым  назначением   на   реализацию   инвестиционных   проектов
   реструктуризации  и  конверсии  производства  при  государственных
   гарантиях инвесторам.
       4. Выделение  предприятиям  судостроительной   промышленности,
   судовладельцам и российским лизинговым компаниям долгосрочных на 5
   - 10 лет льготных кредитов под конкретные программы  строительства
   судов  на  предприятиях  Российской  Федерации,  а  также  целевых
   инвестиционных  кредитов  на   модернизацию   и   реструктуризацию
   производства,  предоставляемых  на конкурсной основе,  при условии
   российской регистрации судов и обязательства их  эксплуатации  под
   российским флагом не менее 10 лет.
       5. Предоставление        предприятиям         судостроительной
   промышленности,  судовладельцам  и российским лизинговым компаниям
   отсрочки по расчетам за кредиты зарубежных организаций и банков на
   строительство  кораблей  и  судов  на  основе межправительственных
   кредитных соглашений на срок 2 - 4 года  после  ввода  кораблей  и
   судов в эксплуатацию.
       6. Освобождение предприятий судостроительной промышленности от
   налога  на  добавленную  стоимость объемов строительства и ремонта
   кораблей  и  судов  для  государственных  нужд,  финансируемых  из
   федерального бюджета.
       7. Отмена    уплаты    предприятиям     и     судостроительной
   промышленности   налога   на  добавленную  стоимость  с  авансовых
   платежей,  с переносом  его  на  момент  сдачи  кораблей  и  судов
   заказчикам.
       8. Отсрочка   по   уплате    предприятиями    судостроительной
   промышленности  налога  на  добавленную стоимость за импортируемое
   судовое комплектующее оборудование  на  период  погашения  целевых
   кредитов на постройку судна.
       9. Предоставление предприятиям судостроительной промышленности
   права  предъявления  к  зачету  налога  на  добавленную стоимость,
   уплаченного поставщикам  судового  комплектующего  оборудования  и
   материалов, в период строительства экспортных кораблей и судов.
       10. Освобождение от таможенных пошлин импортируемого  судового
   комплектующего   оборудования  и  материалов,  не  изготавливаемых
   отечественной промышленностью с ограничением их  объемов  суммами,
   составляющими  не  более  50 процентов от стоимости оборудования и
   материалов,  идущих на строительство  или  модернизацию  судна,  а
   также  технологического  оборудования,  необходимого для повышения
   качества и обеспечения конкурентоспособности строящихся кораблей и
   судов.
       11. Освобождение от таможенных пошлин иностранных  кораблей  и
   судов, приходящих в ремонт на российские предприятия.
       12. Уменьшение      стоимости      имущества       предприятий
   судостроительной    промышленности,    исчисленной    для    целей
   налогообложения на стоимость объемов  незавершенного  производства
   кораблей и судов в период их постройки (ремонта).
   
       Статья 8. Источники финансирования судостроения
   
       1. Источниками финансирования судостроения являются:
       собственные средства заказчиков;
       заемные средства;
       средства из  федерального   бюджета   и   бюджетов   субъектов
   Российской   Федерации,   выделяемые   в   порядке,  установленном
   законодательством.
       2. Условия   кредитования   строительства  кораблей,  судов  и
   средств океанотехники принимаются в соответствии с  согласованными
   на  международном  уровне  нормами  и  правилами  и обеспечиваются
   гарантиями Правительства  Российской  Федерации  или  страхованием
   уполномоченной  Правительством страховой компанией в согласованных
   размерах с отражением в ежегодном бюджете страны.
   
       Статья 9.  Условия освобождения от уплаты пеней  за  просрочку
   налоговых платежей и штрафов
   
       В случае,    когда    при   исполнении   федеральным   органом
   исполнительной  власти,  органом  исполнительной  власти  субъекта
   Российской     Федерации,    органом    местного    самоуправления
   соответствующего     бюджета     предприятие      судостроительной
   промышленности   не   получает  в  полном  объеме  предусмотренных
   бюджетом  денежных  средств  или   не   получает   их   в   сроки,
   установленные  контрактом,  предприятие  вправе  произвести  зачет
   своих  налоговых  обязательств  перед   соответствующим   бюджетом
   (включая  штрафы,  пени  за  просрочку  налоговых платежей) в счет
   финансовых    обязательств    соответствующего    бюджета    перед
   предприятием.
   
       Статья 10. Приватизация предприятий судостроительной отрасли
   
       1. Приватизации    не    подлежат   ведущие   научные   центры
   судостроения и основные промышленные  предприятия,  обеспечивающие
   оборонный   потенциал  страны,  перечень  которых  устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
       2. Федеральные   органы   исполнительной   власти   Российской
   Федерации в целях  защиты  государственных  интересов,  в  случаях
   состоявшегося  ранее  акционирования  предприятий судостроительной
   промышленности, имеют право проводить дополнительную эмиссию акций
   с  тем,  чтобы  контрольный  пакет  акций  предприятия  перешел  в
   собственность соответствующего федерального органа  исполнительной
   власти.
   
                   Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 11.  Внесение  изменений  и  дополнений  в  Федеральные
   законы
   
       В целях  реализации  настоящего  Федерального  закона   внести
   изменения и дополнения в Федеральные законы:
       "О налоге на добавленную стоимость"  (в  ред.  Законов  РФ  от
   22.05.92 N 2813-1,  от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от
   25.02.93 N 4554-1,  от 06.03.93 N 4618-1,  Федеральных законов  от
   11.11.94  N 37-ФЗ,  от 06.12.94 N 57-ФЗ,  от 25.04.95 N 63-ФЗ,  от
   23.06.95 N 94-ФЗ,  от 07.08.95 N 128-ФЗ,  от 22.08.95 N 151-ФЗ, от
   30.11.95 N 188-ФЗ,  от 27.12.95 N 211-ФЗ,  от 01.04.96 N 25-ФЗ, от
   22.05.96 N 45-ФЗ,  от 17.03.97 N 54-ФЗ,  от 28.04.97 N  73-ФЗ,  от
   31.07.98 N 147-ФЗ, от 06.01.99 N 10-ФЗ).
       Пункт 2 статьи 4 дополнить и изложить в следующей редакции:
       "2. Для    судостроительных    и   судоремонтных   предприятий
   облагаемым    оборотом    является     стоимость     реализованной
   судостроительной   и   судоремонтной   продукции  (работ,  услуг).
   Авансовые платежи в облагаемый налогом  на  добавленную  стоимость
   оборот  не  включаются до момента сдачи строящихся и ремонтируемых
   кораблей и судов заказчикам".
       Статью 5  "Перечень товаров (работ,  услуг),  освобождаемых от
   налога" дополнить пунктом
       2) объемы   строительства  и  ремонта  кораблей  и  судов  для
   государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета.
       Пункт 3  статьи  7 "Порядок исчисления налога" дополнить новым
   абзацем в следующей редакции:
       "Возмещение сумм   налога,   уплаченных   судостроительными  и
   судоремонтными  предприятиями  в  период  строительства  (ремонта)
   экспортных    кораблей    и   судов   поставщикам   комплектующего
   оборудования и материалов,  осуществляется ежеквартально  за  счет
   вычитания в полном объеме из сумм налога на добавленную стоимость,
   подлежащих взносу в бюджет,  или за счет  общих  платежей  налогов
   предприятия за соответствующий отчетный период".
       Пункт 5  статьи  8  дополнить  новым  абзацем  (после  второго
   абзаца):
       Предприятиям судостроительной промышленности  в  установленном
   порядке предоставляется отсрочка по уплате налога за импортируемое
   комплектующее оборудование на период погашения целевых кредитов на
   постройку судна.
       "О таможенных тарифах" (в ред. Федеральных законов от 07.08.95
   N 128-ФЗ,  от 25.11.95 N 185-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 05.02.97
   N 25-ФЗ):
       Статью 35  "Освобождение от пошлины" дополнить новыми пунктами
   в следующей редакции:
       От пошлины освобождаются:
       о) иностранные  корабли  и  суда,  приходящие  в   ремонт   на
   российские предприятия,
       п) импортируемые оборудование и материалы,  не изготавливаемые
   отечественной      промышленностью,     необходимые     российским
   судостроительным  (судоремонтным)   предприятиям   для   постройки
   конкурентоспособных кораблей и судов,  соответствующих требованиям
   международной  сертификации,  с   ограничением   объемов   закупки
   суммами,   составляющими   не  более  50  процентов  от  стоимости
   оборудования   и   материалов,   идущих   на   строительство   или
   модернизацию судна.
       "О налоге  на имущество предприятий" (в редакции Законов РФ от
   16.07.92 N 3317-1,  от 22.12.92 N 4178-1, от 06.03.93 N 4618-1, от
   03.06.93  N  5093-1;  Федеральных законов от 11.11.94 N 37-ФЗ,  от
   25.04.95 N 62-ФЗ,  от 23.06.95 N 94-ФЗ,  от 22.08.95 N 151-ФЗ,  от
   08.01.98 N 1-ФЗ):
       Статью 5  "Стоимость  имущества  предприятия,  исчисленная для
   целей налогообложения,  уменьшается  на  балансовую  (нормативную)
   стоимость" дополнить новым пунктом:
       к) объемов незавершенного  производства  кораблей  и  судов  в
   период  их постройки (ремонта) на судостроительных (судоремонтных)
   предприятиях.
       "О налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"  (в  ред.
   Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 27.08.93
   N 5672-1;  Федеральных законов от 27.10.94  N 29-ФЗ,  от  11.11.94
   N 37-ФЗ,  от 03.12.94 N 54-ФЗ,  от 25.04.95 N 64-ФЗ,  от  23.06.95
   N 94-ФЗ,  от 26.06.95 N 95-ФЗ, от 30.11.95 N 188-ФЗ,  от  27.12.95
   N 211-ФЗ,  от 31.12.95 N 227-ФЗ, от 14.12.96 N 151-ФЗ, от 10.01.97
   N 13-ФЗ,  от 28.06.97 N 92-ФЗ, от 31.07.98 N 141-ФЗ,  от  31.07.98
   N 143-ФЗ, от 31.07.98 N 147-ФЗ, от 06.01.99 N 10-ФЗ):
       Пункт 6   статьи  6  дополнить  новыми  абзацами  в  следующей
   редакции:
       Не облагаются  налогом  на  прибыль  доходы  судовладельцев от
   эксплуатации новых транспортных  и  промысловых  судов  российской
   постройки,  используемые на погашение кредитов, полученных целевым
   назначением  на  строительство  этих  судов  при   государственных
   гарантиях инвесторам.
       Не облагаются  налогом  на  прибыль  доходы   судостроительных
   предприятий,   используемые   на  погашение  кредитов,  полученных
   целевым  назначением   на   реализацию   инвестиционных   проектов
   реструктуризации  и  конверсии  производства  при  государственных
   гарантиях инвесторам.
   
       Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
       Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
   официального опубликования.
   
       Статья 13.  О  приведении   нормативных   правовых   актов   в
   соответствие с настоящим Федеральным законом
   
       Предложить Президенту   Российской   Федерации   и    поручить
   Правительству   Российской   Федерации   привести   принятые   ими
   нормативные правовые акты в соответствие с  настоящим  Федеральным
   законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
              К ЗАКОНОПРОЕКТУ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ
         СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
               1. Необходимость разработки законопроекта
   
       Судостроительная промышленность  Российской Федерации является
   крупнейшей машиностроительной отраслью,  имеющей высокий научный и
   технический  потенциал  и  оказывающей  прогрессивное  влияние  на
   многие смежные отрасли - металлургию, станкостроение, электронику,
   информатику и другие.
       Отечественное судостроение еще совсем недавно  было  одним  из
   самых  мощных  в  мире.  Оно  обеспечивало треть мирового военного
   кораблестроения,  страна входила в десятку наиболее развитых стран
   в     области    гражданского    судостроения.    Судостроительная
   промышленность СССР ежегодно выпускала кораблей и судов для Военно
   - Морского Флота общим водоизмещением более 300 тыс. тонн, морских
   транспортных судов суммарной грузоподъемностью до 550  тыс.  тонн,
   промысловых  судов  общей  мощностью  главных двигателей около 140
   тыс. л. с.
       На судостроительных  заводах  СССР  было  построено  свыше 50%
   тоннажа морского транспортного флота  страны,  занимавшего  шестое
   место   в  мире,  60%  флота  рыбопромысловых  судов,  являвшегося
   крупнейшим в мире,  а также 80%  речного флота. Строились научно -
   исследовательские  суда,  плавучие  и  стационарные  платформы для
   добычи нефти и газа на морском шельфе,  а также разнообразные суда
   для их обслуживания.
       По большинству направлений морской техники наша страна была на
   уровне  ведущих  морских  держав.  Мы  имели ряд признанных в мире
   приоритетных достижений. Это - атомные ледоколы, корабли и суда на
   подводных  крыльях  и  воздушной подушке,  корабли - экранопланы и
   другие.
       За последние десять лет в судостроении, гражданском и Военно -
   Морском Флоте  России  произошли  большие  изменения.  Доставшиеся
   России   после   распада   СССР   судостроительные   заводы   были
   специализированы  в  основном  на  военном  кораблестроении,   что
   вызывает   необходимость   проведения   глубокой   конверсии   для
   переориентации их на постройку гражданских судов.
       Объем государственного оборонного заказа России за этот период
   сократился в 20 раз, а объем гражданского судостроения - более чем
   в  5  раз.  Численность  работающих уменьшилась в 3 раза.  Уровень
   использования мощностей на судостроительных предприятиях  снизился
   до    17    процентов.   Загрузка   судостроительных   предприятий
   гособоронзаказом  составляет  около  5  процентов   от   имеющихся
   мощностей.  Две  трети предприятий судостроительной промышленности
   являются  потенциальными  банкротами.  В  целом  по   судостроению
   кредиторская  задолженность  превышает  дебиторскую  в  три  раза.
   Растет безработица и социальная напряженность.
       В России    не    осуществляется   государственная   поддержка
   отечественных  судовладельцев,  судостроительных  и  судоремонтных
   предприятий подобно принятой практики в зарубежных странах.
       Строительство судов  в  России  не  обеспечивает   восполнение
   естественного   старения   флота,   а   частичное  пополнение  его
   осуществляется в основном за счет импорта.
       Утвержденные Правительством  Российской Федерации долгосрочные
   программы по развитию  торгового  флота  и  рыбного  хозяйства  не
   выполняются.
       Так,  Программой  "Возрождение   торгового    флота    России"
   предусматривалась  поставка  морскому флоту в 1993 - 2000 гг.  589
   судов общим дедвейтом 8427  тыс.  тонн.  Ожидается  получение  141
   судна общим дедвейтом 2955 тыс.  тонн, т.е. около 25 процентов. Из
   этого количества только 35 судов общим  дедвейтом  209  тыс.  тонн
   будет построено на предприятиях Российской Федерации.
       По речному флоту за последние  восемь  лет  количество  речных
   грузовых  судов  сократилось на одну треть.  Средний возраст судов
   превысил 20 лет.
       Программой  развития рыбного хозяйства Российской Федерации до
   2000 года  намечалось  строительство  рыбопромысловых   судов   на
   предприятиях Российской Федерации в 1996 - 2000 годах в количестве
   301 единицы.
       Фактически поставлено только 14.
       В рыбопромысловом флоте России  резко  сократилось  количество
   судов, уменьшились годовые объемы вылова рыбы с 7 до 4,5 млн. тонн
   в  год.  Среднедушевое  потребление  рыбных  продуктов  в   России
   снизилось  с 20,3 кг в 1990 году до около 9 кг в 1998 году.  Свыше
   половины судов этого флота из-за  превышения  сроков  эксплуатации
   требует замены.
       Выпускаемое промышленностью   России   судовое   комплектующее
   оборудование   и   аппаратура  в  ряде  случаев  не  соответствуют
   современному техническому уровню и не конкурентоспособны.
       Высвободившиеся мощности  предприятий,  в  связи с сокращением
   заказов Военно - Морского  Флота,  недостаточно  используются  для
   наращивания строительства гражданских судов.
       Основные трудности   в   развитии   судостроения    Российской
   Федерации,  в отличие от других отраслей промышленности, связаны с
   созданием  весьма  сложных   и   относительно   дорогих   объектов
   (стоимость судов и кораблей колеблется в пределах от 10 млн. долл.
   до 3 млрд.  долл.),  сроки создания которых  составляют  12  -  60
   месяцев и более.
       Указанные отличительные     особенности      судостроительного
   производства  требуют  значительных  объемов  и  длительных сроков
   финансирования. Поэтому в мировой практике постройка судов ведется
   с помощью банковских кредитов, выдаваемых судовладельцам на весьма
   значительный срок (8 - 10 лет, а в ряде случаев и более) под залог
   имеющихся  в  распоряжении  судовладельца  судов  или под гарантии
   коммерческих или государственных организаций.  Эта система успешно
   используется во всем мире уже в течение более 30 лет.
       В бытность СССР постройка судов в нашей стране финансировалась
   государством.  Переход  на рыночные отношения в экономике привел к
   отказу от сложившейся практики, а приватизация морского транспорта
   вызвала  распад  крупных  и  мощных  государственных пароходств на
   большое число малых и слабых в экономическом отношении  судоходных
   компаний.  Сегодня  у  российских  судовладельцев  нет средств для
   заказа судов,  а высокие процентные ставки на кредиты  и  короткие
   сроки  их  возмещения  не  позволяют строить суда за счет кредитов
   российских банков.
       Несовершенство российского    законодательства    в    области
   залогового права и экономическая нестабильность в стране  не  дают
   возможности  получать кредиты зарубежных банков для финансирования
   строительства судов под залог существующих  судов  под  российским
   флагом.
       Отсутствие в России юридического обеспечения залога  вынуждает
   отечественных   судовладельцев   создавать  оффшорные  компании  в
   странах удобного флага,  юрисдикция  которых  гарантирует  возврат
   кредита,  переводить под флаг этой страны залоговые суда и под них
   брать кредит в зарубежных банках.  Регистрация судов  под  удобный
   флаг   позволяет   также  избежать  огромных  налогов  с  прибыли,
   достигающих по  оценкам  судовладельцев  у  судов  под  российским
   флагом 88%  от прибыли,  в то время как в странах удобного флага -
   всего 5 процентов.  Льготное налогообложение позволяет накапливать
   средства, необходимые для первоначального взноса в постройку судна
   в размере 20%  от его цены (остальные 80 процентов уплачиваются из
   получаемого в банке кредита).
       Кроме того, существующая в России налоговая политика не только
   не способствует привлечению заказов на российские предприятия,  но
   и  приводит  к  росту  стоимости  строящихся   для   отечественных
   судовладельцев  судов,  на 15 - 20 процентов превышающую стоимость
   аналогичных судов за рубежом.  Но и строительство судов на экспорт
   не приносит российским судостроителям прибыли. Налоги на авансовые
   платежи и  на  незавершенное  производство  лишают  судостроителей
   значительной доли оборотных средств, вынуждают брать краткосрочные
   кредиты в отечественных коммерческих банках под большие проценты и
   таким образом приводят к завышению стоимости постройки судов.
       Все сказанное приводит  к  тому,  что  российские  предприятия
   остаются без заказов, а судостроители без работы.
       Мировой опыт  показывает,  что  для   изменения   сложившегося
   положения  необходимо  принятие  государством определенной системы
   протекционистских мер.
       Практически во  всех  судостроительных  странах  для поддержки
   национального  судостроения,  кроме   принятия   протекционистских
   законов,  используются  меры  прямого субсидирования строительства
   судов  на  национальных  верфях,  модернизации   и   реконструкции
   национальных верфей, а также таможенные и налоговые льготы.
       В России три  четверти  границ  являются  морскими,  более  60
   процентов   экспортно  -  импортного  грузооборота  осуществляется
   морскими судами,  активно  развивается  добыча  нефти  и  газа  на
   морском шельфе.
       Необходима разработка   и    принятие    закона,    создающего
   экономически  выгодные  условия  для  строительства судов для нужд
   России на российских предприятиях,  для привлечения иностранных  и
   отечественных  инвестиций,  сохранения,  развития  и  эффективного
   использования высокого производственного,  научно - технического и
   экспортного  потенциала судостроительной промышленности России,  а
   также   обеспечения   интересов   государства    в    экономически
   целесообразном   наращивании   объемов   производства   российских
   предприятий и в сохранении оборонных возможностей страны.
       Указанные меры   государственной   поддержки  позволят  спасти
   судостроение  от  развала,  сохранить  научно  -   технический   и
   производственный потенциал.
   
                         2. Цели законопроекта
   
       Создание условий    для    функционирования   судостроительной
   промышленности  Российской  Федерации  в  рамках  общепринятых   в
   мировой   практике   экономических  и  правовых  принципов  работы
   судостроения,      обеспечение      государственной      поддержки
   судостроительным    и    судоремонтным    предприятиям,   создание
   экономически выгодных условий для размещения  заказов  на  суда  и
   судоремонт на российских предприятиях.
       Закон направлен  на  возможность  привлечения   российских   и
   иностранных     инвестиций     для     улучшения     использования
   производственного   и    научно    -    технического    потенциала
   судостроительной промышленности России.
   
                  3. Основные положения законопроекта
   
       Законопроект отражает функции органов государственной власти в
   области государственной поддержки судостроительной  промышленности
   России.
       Устанавливает следующие   формы   государственной    поддержки
   развития   судостроения   и   меры  экономического  стимулирования
   строительства  судов  и  судоремонта  на  предприятиях  Российской
   Федерации:
       - предоставление   Правительству  Российской  Федерации  права
   выступать при определенных условиях от имени государства  гарантом
   выполнения      обязательств      предприятий     судостроительной
   промышленности (государственных унитарных предприятий, предприятий
   с  контрольным пакетом акций у государства и с "Золотой акцией") и
   судовладельцев  по   кредитам,   которые   могут   предоставляться
   иностранными  и отечественными инвесторами под строительство судов
   и реализацию инвестиционных проектов;
       - предоставление         судостроительным         предприятиям
   (государственным    унитарным    предприятиям,    предприятиям   с
   контрольным пакетом акций у  государства  и  с  "Золотой  акцией")
   субсидий  для  строительства  судов  для  государственных нужд под
   российский флаг;
       - выделение  судостроительным  предприятиям,  судовладельцам и
   российским лизинговым компаниям долгосрочных льготных кредитов под
   конкретные    программы    строительства   флота   на   российских
   предприятиях;
       - предоставление      судостроительным     и     судоремонтным
   предприятиям,  судовладельцам и  российским  лизинговым  компаниям
   отсрочки по расчетам за кредиты зарубежных организаций и банков на
   основе межправительственных кредитных соглашений;
       - освобождение  от  налога  на прибыль доходов судовладельцев,
   получаемых  в  процессе  эксплуатации  судов  и  используемых   на
   погашение кредитов;
       - введение  ряда  льгот  судовладельцам,  судостроительным   и
   судоремонтным предприятиям по налогу на добавленную стоимость;
       - освобождение  таможенных  пошлин   импортируемого   судового
   комплектующего   оборудования  и  материалов,  не  изготавливаемых
   отечественной промышленностью;
       - освобождение   от   таможенных   пошлин  иностранных  судов,
   приходящих в ремонт на российские предприятия;
       - отмена  судостроительным и судоремонтным предприятиям уплаты
   налога с имущества - незавершенного производства кораблей и  судов
   в период их постройки.
   
                         4. Необходимые ресурсы
   
       Источниками финансирования  мер  экономического стимулирования
   строительства   судов   на   предприятиях   Российской   Федерации
   предполагаются собственные средства заказчиков,  заемные средства,
   средства федерального  бюджета  и  бюджетов  субъектов  Российской
   Федерации.
   
            5. Место в системе действующего законодательства
   
       В области  судостроения  действуют следующие законодательные и
   нормативно - правовые акты:
       Законы Российской Федерации:
       "О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации" от
   13 апреля 1998 г. N 60-ФЗ;
       "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации  с
   иностранными государствами" от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ;
       "О мерах  по   защите   экономических   интересов   Российской
   Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 1 апреля
   1998 г.
       Постановления Правительства Российской Федерации:
       "О Федеральной программе возрождения торгового  флота  России"
   от 8 октября 1993 г. N 996;
       "О Федеральной целевой  программе  "Российские  верфи"  от  26
   сентября 1995 г. N 963;
       "Об утверждении   Федеральной   программы   развития   рыбного
   хозяйства  Российской Федерации до 2000 года "Рыба" от 18 сентября
   1995 г. N 930;
       "О Федеральной  целевой программе реструктуризации и конверсии
   оборонной  промышленности на 1998 - 2000 годы"  от 24 июня 1998 г.
   N 625;
       "Об утверждении Порядка предоставления средств,  выделяемых из
   федерального    бюджета   на   социальную   поддержку   работников
   организаций оборонного комплекса в  связи  с  реструктуризацией  и
   конверсией  оборонной  промышленности  на  1998  - 2000 годы" от 2
   сентября 1998 г. N 1017.
       Перечисленные правовые  акты  не решают вопросы,  отраженные в
   настоящем законопроекте.
   
            6. Прогноз социально - экономических последствий
   
       Принятие Закона создаст благоприятные условия для  возрождения
   судостроения Российской Федерации, обеспечит экономически выгодные
   условия для размещения заказов на предприятиях,  приведет к  росту
   объемов   производства   и   налоговых   отчислений,  оздоровлению
   финансового положения предприятий,  повысит  конкурентоспособность
   судостроительной   продукции  и  объем  поставок  судов,  увеличит
   количество  рабочих  мест  в  судостроении  и   смежных   отраслях
   промышленности.
       В целом все это будет способствовать общему подъему  экономики
   России, развитию судоходства, промышленного рыболовства, ускорению
   разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе, экономии
   валютных ресурсов на фрахт (плата за наем судна) и импорт судов.
       Выполненные финансово  -  экономические  расчеты  подтверждают
   высокую  экономическую  и  социальную  эффективность предлагаемого
   законопроекта.
   
   
   
   
   
   
          ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА
             "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
                  ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
                          Исходные предпосылки
   
       В 1998 г.    объем    строительства    гражданских   судов   и
   плавсооружений на российских  верфях  составил  порядка  250  млн.
   долл.,  или  ок.  6,8 млрд.  руб.  в ценах 1999 г.  В общем объеме
   судостроения строительство транспортных судов  составило  ок.  115
   млн.  долл. (2,7 млрд. руб.), или в натуральном выражении 115 млн.
   т. дедвейта.
       Загрузка мощностей  предприятий колебалась в пределах 12 - 25%
   (в  среднем  17%),  число  занятых  в  судостроении  в  1998  году
   сократилось  до 350 тысяч,  многие из которых имели в течение года
   неполную  занятость.  Это  обстоятельство  привело  к   обострению
   социальной  напряженности  в  ряде  регионов  России,  традиционно
   ориентированных на  судостроение  и  судоремонт,  увеличило  объем
   затрат из бюджета на выплаты дотаций и пособий по безработице.
       Предусматриваемые проектом   Закона   меры   по    привлечению
   инвестиций  в судостроение России,  совершенствованию налогового и
   таможенного режимов должны создать для  отечественных  предприятий
   условия, соответствующие общепринятой мировой практике.
       Принятие Закона позволит за 5 лет планомерно  увеличить  объем
   выпуска  судов и плавсооружений не менее чем в 5 раз и достичь,  в
   частности по транспортным судам,  годового объема примерно  в  550
   тыс.  тонн дедвейта. Увеличение выпуска судостроительной продукции
   обеспечит в значительной степени возрождение российского торгового
   флота,   воссоздание  промыслового  флота,  создание  средств  для
   освоения российского шельфа, обеспечение обороноспособности России
   и  создаст условия для широкого выхода российского судостроения на
   мировой рынок.  Объемы реализации продукции отрасли  в  результате
   принятия  Закона к 2005 году вырастут до уровня,  равного примерно
   35 млрд. рублей (в ценах 1999 г.).
       Прирост объемов производства позволит:
       - обеспечить полную занятость  в  отрасли  примерно  500  тыс.
   человек,  т.е.  дополнительно к уровню 1998 года привлечь не менее
   150 тыс.  работающих, сократив соответственно ежегодные выплаты из
   федерального  бюджета  в  обеспечение  пособий  по  безработице  и
   материальной помощи для 150 тыс. человек;
       - увеличить   в   несколько   раз   налогооблагаемую   базу  и
   соответственно поступления в  бюджет  средств  в  виде  налогов  и
   обязательных платежей.
   
               Основные методико - нормативные положения
                 финансово - экономического обоснования
   
       Под действие    настоящего    законопроекта    попадают     44
   судостроительных   и   судоремонтных  предприятия,  находящихся  в
   ведении Департамента судостроительной промышленности  Министерства
   экономики   Российской   Федерации,  а  также  судостроительные  и
   судоремонтные заводы ведомств,  эксплуатирующих  суда  и  корабли.
   Поскольку  основная  доля  судостроительного производства (до 80%)
   приходится на заводы Департамента судпрома,  экономические расчеты
   выполнялись  применительно  к  этим  заводам.  В  основу  расчетов
   положены отчетные данные о деятельности указанных  предприятий  за
   1998 год,  оценки потребности отечественных судовладельцев в судах
   и возможностей экспорта продукции судостроения.
       Расчеты выполнялись   применительно   к   судам   гражданского
   назначения.  При этом принималось,  что в расчетном 2005 году  50%
   объема   судостроения   будет  идти  на  строительство  судов  для
   отечественного флота и 50% - на изготовление экспортной продукции.
   Из 50%  объема судостроения, приходящегося на суда для российского
   флота,  5%  пойдет на строительство  судов,  имеющих  определенную
   экономическую  или  социальную  значимость для государства.  На их
   строительство  государство  будет  выдавать  субсидии  и  льготные
   кредиты.  Оставшиеся 45%  объема пойдут на строительство судов для
   российского флота,  но на общих основаниях, т.е. за счет кредитов,
   гарантируемых   государством.  По  мере  усиления  государственной
   финансовой системы доля субсидируемого строительства  судов  после
   2005 года возможно будет возрастать против принятых в расчете 5%.
       В качестве расчетного года принят 2005  год,  когда  ожидается
   достижение  максимального  эффекта  от  принятия  рассматриваемого
   законопроекта.  Применительно  к  этому   году   ниже   приводится
   подробный расчет экономического эффекта от работы судостроительной
   промышленности в условиях действия Закона "О судостроении России".
       Исходные данные,  положенные  в  основу расчета экономического
   эффекта от  принятия  законопроекта   "О   судостроении   России",
   приведены ниже.
   
   --------------------------T--------T---------T---------T---------¬
   ¦                         ¦  1998  ¦2001 год ¦2003 год ¦  2005   ¦
   ¦                         ¦отчетный¦         ¦         ¦расчетный¦
   ¦                         ¦  год   ¦         ¦         ¦   год   ¦
   +-------------------------+--------+---------+---------+---------+
   ¦Суда для госнужд: доля, %¦   5    ¦    5    ¦    5    ¦    5    ¦
   ¦объем, млрд. руб.        ¦   0,35 ¦    0,50 ¦    1,0  ¦    1,75 ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Суда для отечественного  ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦флота:                   ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦доля, %                  ¦  15    ¦   21    ¦   33    ¦   45    ¦
   ¦объем, млрд. руб.        ¦   1,05 ¦    2,1  ¦    6,6  ¦   15,75 ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Экспорт: доля, %         ¦  80    ¦   74    ¦   62    ¦   50    ¦
   ¦объем, млрд. руб.        ¦   5,4  ¦    7,4  ¦   12,4  ¦   17,5  ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Суммарный объем          ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦реализации продукции,    ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦млрд. руб.               ¦   6,8  ¦   10    ¦   20    ¦   35    ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Доля импортного          ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦оборудования в общем     ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦объеме судового          ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦оборудования, %          ¦  40    ¦   36    ¦   28    ¦   20    ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Доля фонда оплаты труда  ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦в объеме реализуемой     ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦продукции, %             ¦   7    ¦    7,6  ¦    8,8  ¦   10    ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Число безработных,       ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦получающих работу в      ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦результате принятия      ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦законопроекта, тыс. чел. ¦   0    ¦   30    ¦   90    ¦  150    ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Доля транспортных судов  ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦в общем объеме           ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦производства, %          ¦  45    ¦   45    ¦   45    ¦   45    ¦
   L-------------------------+--------+---------+---------+----------
   
       Суда и   корабли,   строящиеся   по    госзаказу    за    счет
   государственного  бюджета,  в  расчет  не  принимались,  поскольку
   содержащиеся в законопроекте положения  не  оказывают  влияние  на
   условия финансирования их строительства.
       Расчеты выполнены в ценах 1999 года.
   
             Финансово - экономические результаты введения
               в действие рассматриваемого законопроекта
   
       1. Расходы
   
       Дополнительные расходы и выпадающие доходы бюджета,  связанные
   с введением в действие настоящего законопроекта, складываются из:
       1.1. Предоставления государственных субсидий для строительства
   значимых для государства судов (статья 7 пункт 2).
       В соответствии  с  принятой  мировой  практикой величина таких
   субсидий  в   среднем   составляет   7%   цены   судна.   Субсидии
   распространяются  лишь на 5%  объема судостроения.  Таким образом,
   государственные   субсидии   для   строительства   значимых    для
   государства судов в 2005 году составят:
   
       0,07 x 0,05 x 35 = 122,5 млн. руб.
   
       1.2. Освобождения от налога на прибыль доходов,  получаемых от
   эксплуатирующихся под  отечественным  флагом  транспортных  судов,
   построенных  в кредит под государственные гарантии (статья 7 пункт
   3).
       Такие суда составляют 45%  от 45%  объема судостроения; кредит
   на их постройку берется из расчета 80% цены судна сроком на 8 лет,
   налог на прибыль принят в размере 30%.
       Таким образом, эти расходы в 2005 году составят:
   
       0,45 x 0,45 x 0,8 x 1/8 x 0,30 x 35 млрд. руб. =
       = 212,6 млн. руб.
   
       1.3. Выделения  льготных  кредитов  под  строительство   судов
   (статья 7 пункт 4).
       Льготные государственные   кредиты   выделяются    лишь    для
   строительства значимых для государства судов. Таких судов не более
   5%  объема  судостроения.  Потери  бюджета  заключаются  в  оплате
   разницы  в  процентах  банковского  кредита  (30%)  и  выдаваемого
   государством (10%).  Кредиты выдаются не в один год, а за три года
   равными  частями:  1 год - кредит на осуществление проектирования,
   подготовку  производства,  закупку  металла;  2  год  -  постройка
   корпуса;  3  год  - завершение строительства.  Таким образом,  эти
   расходы в 2005 году составят:
   
       [0,05 x (0,30 - 0,10) x 35 млрд. руб.] / 3 = 117 млн. руб.
   
       1.4. Предоставления отсрочки по расчетам за кредиты зарубежных
   организаций (статья 7 пункт 5).
       Отсрочка по    кредитам    может    предоставляться     только
   государственным предприятиям,  обеспечивающим примерно 20%  от 45%
   объема судостроения,  выполняемого за счет кредитов, гарантируемых
   государством (80%  цены судна). Потери бюджета в этом случае равны
   величине банковского процента (10%)  от  объема  кредитов,  оплата
   которых  сдвигается  по  времени.  Объем  таких кредитов не должен
   превышать 10%  общего  объема  кредитования.  Таким  образом,  эти
   расходы в 2005 году составят:
   
       0,2 x 0,8 x 0,45 x 0,1 x 0,1 x 35 млрд. руб. = 25,2 млн. руб.
   
       1.5. Рассрочки    оплаты    НДС   за   импортируемое   судовое
   комплектующее оборудование (СКО), поставляемое на суда, строящиеся
   по кредитам для отечественных судовладельцев,  на период погашения
   кредита сроком 8 лет (статья 7 пункт 8).
       Стоимость СКО   в   цене   судна   составляет  ок.  50%.  Доля
   импортируемого  СКО  на  судах,  строящихся   для   отечественного
   транспортного флота (45%  от 45%  объема судостроения), составляет
   сегодня не более 40%.  К 2005 году их доля сократится до 20%.  НДС
   принимается  равным  10%  как  предполагается ввести с 01.01.2000.
   Таким образом, потери в 2005 году составят:
   
       0,45 x 0,5 x 0,45 x 0,2 x 0,1 x 7/8 x 35 млрд. руб. =
       = 30,8 млн. руб.
   
       1.6. Освобождения  от  таможенных  пошлин  импортируемого  СКО
   (статья 7 пункт 10).
       Таможенные пошлины  на  импортируемое СКО колеблются сегодня в
   пределах 1,4 - 20%.  Для расчета принята средняя величина пошлины,
   составляющая  9%.  Тогда,  при  тех же,  что и в предыдущем пункте
   условиях, потери бюджета в 2005 году составят:
   
       0,45 x 0,5 x 0,45 x 0,2 x 0,09 x 35 млрд. руб. = 4,2 млн. руб.
   
       1.7. Отмены  уплаты  налога  с  имущества  в  части  стоимости
   незавершенной продукции (статья 7 п. 12).
       Налог в размере 2%  берется при  сроках  строительства  судов,
   превышающих  1,5  года.  Такие  сроки строительства характерны для
   особо сложных и крупных  транспортных  и  некоторых  обслуживающих
   судов,  строительство  которых в основном ведется для зарубежных и
   крупных отечественных заказчиков.  Для расчета принято,  что объем
   строительства  таких судов в общем объеме строительства составляет
   порядка 20%. Объем незавершенного производства составляет половину
   стоимости   судна.   Тогда   расходы,   связанные   с  налогом  на
   незавершенное производство, в 2005 году составят:
   
       0,2 x 0,5 x 0,02 x 35 млрд. руб. = 70 млн. руб.
   
       Таким образом,  дополнительные  расходы  и  выпадающие  доходы
   федерального бюджета от  принятия  рассматриваемого  законопроекта
   составят в 2005 году 582,2 млн. руб., т.е.
   
       122,5 + 212,6 + 117 + 25,2 + 30,8 + 4,2 + 70 = 582,3 млн. руб.
   
       Содержащиеся в пунктах 6 и 9 статьи 7 положения направлены  на
   упорядочение  взимания налогов и не оказывают влияние на состояние
   бюджета.
       Выполнение пункта  1  статьи  7  потребует  внесение  в бюджет
   отдельной  строкой  страховых  сумм  в  размере  10%   от   объема
   гарантируемых  правительством кредитов,  которые не расходуются на
   строительство судов,  а являются  лишь  залогом  правительственных
   гарантий,   выдаваемых   инвесторам,  финансирующим  строительство
   судов.  В расчете принято, что правительственные гарантии выдаются
   российским  судоходным компаниям независимо от форм собственности,
   а   также   государственным   судостроительным   предприятиям    и
   акционированным  предприятиям  с  существенной  долей  акций  этих
   предприятий у государства.  Доля таких предприятий в общем  объеме
   производства   составляет   сегодня   более   70%.   Сумма  залога
   правительственных  гарантий  определяется  исходя  из  70%  объема
   транспортного   судостроения   в   денежном   выражении  (45%)  за
   исключением  также  5%  объема,  приходящегося  на   строительство
   значимых  для  государства судов с субсидированием государством их
   строительства и выделением льготных  кредитов.  Эта  сумма  должна
   составлять
   
       0,45 x 0,7 x 0,95 x 0,1 x 35 млрд. руб. = 1047 млн. руб.
   
       2. Доходы
   
       Увеличение объемов   производства,   обеспечиваемое  принятием
   рассматриваемого  законопроекта,  позволит  существенно  увеличить
   поступления средств в бюджет за счет:
       2.1. Налога на прибыль (30%) от строительства судов.
       При норме прибыли, равной 10%, налоги в 2005 году составят:
   
       0,30 x 0,1 x 35 млрд. руб. = 1050 млн. руб.
   
       2.2. Налога на добавленную стоимость (10%  с 01.01.2000 года).
   НДС  берется  только  с  судов,   строящихся   для   отечественных
   судовладельцев. Эти налоги в 2005 году составят:
   
       0,1 x 0,5 x 35 млрд. руб. = 1750 млн. руб.
   
       2.3. Налогов   с   фонда  оплаты  труда  (38,5%  отчисления  в
   Пенсионный  фонд,  Фонд  обязательного  социального   страхования,
   Медицинский фонд и др., 12% минимальная ставка подоходного налога,
   1%  отчисления в Пенсионный фонд  с  физических  лиц,  т.е.  всего
   51,5%).
       Сегодня фонд   оплаты   труда   составляет   в   отечественном
   судостроении примерно 7% объема производства в денежном выражении.
   В зарубежном судостроении он составляет 20 - 25%.  К 2005  году  в
   отечественном судостроении он должен вырасти минимум до 10%. Тогда
   эти налоги составят:
       2.4. Налоги   на   добавленную   стоимость   с  импортируемого
   комплектующего  оборудования  (по  аналогии  с  п.   1.5   раздела
   "Расходы").
       Эти налоги в 2005 году составят:
   
       0,45 x 0,45 x 0,5 x 0,2 x 0,1 x 1/8 x 35 млрд. руб. =
       = 8,8 млн. руб.
   
       К доходам  бюджета следует отнести также прекращение выплат из
   бюджета на пособия  по  безработице  (среднемесячная  зарплата  по
   стране  около  1400 руб.,  коэффициент выплат по пособиям 0,6) 150
   тысячам человек, привлекаемых в судостроение в связи с расширением
   производства, т.е.
   
       150000 x 1400 x 0,6 x 12 = 1512 млн. руб.
   
       Таким образом, поступления в бюджет в 2005 году составят:
   
       1050 + 1750 + 1802,5 + 8,8 + 1512 = 6123,3 млн. руб.
   
       Экономический эффект  внедрения  законопроекта составит в 2005
   году:
   
       6123,3 - 582,3 = 5541 млн. руб.
   
       Аналогичные расчеты,  выполненные  для  2001  и  2003   годов,
   показали,   что   дополнительные   расходы   бюджета  от  принятия
   рассматриваемого законопроекта составят в  2001  году  174,2  млн.
   руб.,  в 2003 году - 340,8 млн. руб. Экономический эффект в эти же
   годы составит соответственно 1081,8 млн. руб. и 2837,4 млн. руб.
   
                            Итоговое резюме
   
       По экспертным оценкам в результате принятия законопроекта  уже
   к 2005 году будет обеспечен прирост производства не менее, чем в 5
   раз,  на  150  тысяч  увеличится  число  рабочих  мест  только   в
   судостроении  и  примерно на столько же в обеспечивающих отраслях,
   повысится уровень  жизни  населения  и,  как  следствие,  снизятся
   нагрузки   на   федеральный   бюджет.   Выполненные   финансово  -
   экономические  расчеты  подтверждают   высокую   экономическую   и
   социальную  эффективность принятия рассматриваемого законопроекта,
   его скорейшего внедрения в практику  отечественного  судостроения.
   Экономический  эффект  от  введения  предлагаемого законопроекта к
   2005 году составит более 5,5 млрд. рублей в ценах 1999 года.
       Обеспечиваемое законопроектом широкое привлечение инвестиций в
   судостроение позволит возродить  в  первом  десятилетии  XXI  века
   отечественный  транспортный,  промысловый и технический флот,  что
   позволит России ежегодно получать не  менее  200  млрд.  руб.  (10
   млрд.   долл.)   за   счет  осуществления  транспортных  перевозок
   внешнеторговых грузов национальным  флотом  (до  3  млрд.  долл.),
   добычи  рыбы  и  морепродуктов  своими судами (до 1 млрд.  долл.),
   освоения добычи нефти и газа на шельфе страны (4 - 5 млрд. долл.),
   а также экспорта гражданской судостроительной продукции (0,5 - 1,0
   млн. долл.).
       Укрепление отечественного  гражданского  судостроения позволит
   усилить позиции России на мировом рынке военного  кораблестроения.
   Сегодня  квота  России  на  этом  рынке  составляет  около 20%  от
   мирового портфеля заказов в размере 10 млрд.  долларов с реальными
   перспективами   роста   до   30  -  35%  по  всей  без  исключения
   номенклатуре изделий и услуг (3 - 4 млрд. долл.).
       В то  же время в случае отклонения Закона неизбежно произойдет
   дальнейшее  падение  объема   производства   и,   как   следствие,
   сокращение  численности  работающих  в  отрасли  к  2005  году как
   минимум еще на 150  тысяч  человек,  что  потребует  дополнительно
   порядка 1,5 млрд. рублей на выплату пособий по безработице.
   
   
   
   
   
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                  АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
              ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ
           С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
               ПОДДЕРЖКЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       1. Перечень  законодательных  актов,  подлежащих изменению или
   дополнению
       Федеральные законы:
       "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
       "О налоге на добавленную стоимость";
       "О налоге на имущество предприятий";
       "О таможенных тарифах".
       2. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию
       Постановления Правительства Российской Федерации:
       Положение о      порядке      предоставления      предприятиям
   судостроительной  промышленности  и судовладельцам государственных
   гарантий по кредитам;
       Положение о  порядке  предоставления  государственных субсидий
   для строительства судов на отечественных заводах;
       Положение о    порядке   выделения   льготных   кредитов   под
   строительство судов и модернизацию производства;
       Порядок подготовки концепций развития отечественных флотов;
       Об отмене предприятиям судостроительной промышленности  уплаты
   налога  с  имущества  в части стоимости незавершенной продукции до
   момента сдачи кораблей и судов.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz