Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.1999 N КГ-А40/2948-99 О НАЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА СРЕДСТВА ДЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
            кассационной инстанции по проверке законности и
          обоснованности решений (определений, постановлений)
             арбитражных судов, вступивших в законную силу
   
   от 14 сентября 1999 г.                       Дело N КГ-А40/2948-99
   
                             (извлечение)
   
       Московский городской    фонд    обязательного     медицинского
   страхования   и   Федеральный   фонд   обязательного  медицинского
   страхования обратились в Арбитражный суд г.  Москвы    с  иском  к
   Центральному  банку  Российской Федерации о взыскании уточненных в
   порядке ст.  37 АПК РФ 1006556 руб. 86 коп., составляющих недоимки
   по  страховым  взносам,  выявленные на основании проверки МГФОМСом
   правильности,  полноты и  своевременности  перечисления  страховых
   платежей    в   Фонды   обязательного   медицинского   страхования
   Операционным управлением (ОПЕРУ) при ЦБ РФ за период с 01.01.94 по
   31.03.97  (акт  документальной  проверки  от  27.05.97  N  143)  и
   поликлиникой ЦБ РФ за период с 01.01.94 по 28.02.97 (акты проверок
   от  28.02.97  N  19  и  от  23.05.97 N 83) и финансовые санкции за
   просрочку уплаты взносов.
       Исковые требования   мотивировались  тем,  что  в  проверяемые
   периоды структурные подразделения  ответчика  производили  выплаты
   своим  работникам  денежных  средств  в  виде  дотаций на питание,
   материальной помощи  к  отпуску   и  выплат  из  фонда  социальных
   гарантий,  при  этом  не начисляли на указанные выплаты подлежащие
   взысканию страховые взносы.
       По мнению  истца,  указанные  выплаты являются завуалированной
   формой оплаты труда.
       В обоснование   своих  требований  истцы  ссылались  на  Закон
   Российской  Федерации  "О  медицинском   страховании   граждан   в
   Российской  Федерации"  от  28.06.91 с учетом принятых изменений и
   дополнений от  02.04.93,  Положение  о  порядке  уплаты  страховых
   взносов   в  Федеральный  и  территориальные  фонды  обязательного
   медицинского страхования,  утвержденное Постановлением  Верховного
   Совета  Российской  Федерации  от 24.02.93 N 4543-1 и Инструкцию о
   порядке  взимания  и  учета  страховых   взносов   (платежей)   на
   обязательное медицинское страхование,  утвержденную Постановлением
   Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  11.10.93
   N 1018.
       Решением от   07.06.99   Арбитражного   суда   г.   Москвы   в
   удовлетворении   иска   отказано.  Суд  признал  несоответствующим
   законодательству и фактическим обстоятельствам дела вывод истцов о
   сокрытии ответчиком средств, предназначенных для оплаты труда.
       На принятое решение Московским городским фондом  обязательного
   медицинского  страхования  подана  кассационная жалоба,  в которой
   истец настаивает на удовлетворении исковых требований, указывая на
   то,   что   выводы   суда   в   отношении  характера  производимых
   структурными подразделениями ответчика выплат являются ошибочными,
   противоречащими   законодательству   об  обязательном  медицинском
   страховании.
       Установленные актами  проверок выплаты денежных средств в виде
   дотаций на питание,  материальной помощи к отпуску  и  дотаций  из
   фонда   социальных   гарантий,   по  мнению  заявителя,  не  носят
   компенсационный либо единовременный характер и относятся к  оплате
   труда,   на   которую   подлежат  начислению  страховые  взносы  в
   общеустановленном порядке.
       Суд кассационной   инстанции,   рассмотрев   материалы   дела,
   выслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы,
   находит решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.99 подлежащим
   отмене,  а  дело  N  А40-9991/99-99-131  -  направлению  на  новое
   рассмотрение по следующим основаниям.
       В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан
   в   Российской  Федерации"  обязательное  медицинское  страхование
   является составной частью государственного социального страхования
   (ст. 1).
       Страхователями для  работающего  населения  при   обязательном
   медицинском    страховании   являются   предприятия,   учреждения,
   организации (ст.  2). Страхователь обязан вносить страховые взносы
   в порядке, установленном законодательством (ст. 9).
       Согласно Положению  о  порядке  уплаты  страховых  взносов   в
   Федеральный  и  территориальные  фонды  обязательного медицинского
   страхования и Инструкции о  порядке  взимания  и  учета  страховых
   взносов   (платежей)   на  обязательное  медицинское  страхование,
   плательщиками  взносов  в  Федеральный  и  территориальные   фонды
   обязательного   медицинского   страхования  являются  предприятия,
   учреждения,  организации и иные хозяйствующие субъекты  независимо
   от форм собственности.
       В соответствии с п.  8 Инструкции о порядке взимания  и  учета
   страховых   взносов   (платежей)   на   обязательное   медицинское
   страхование   страховые   взносы   начисляются   плательщиками   в
   установленных   законодательством   РФ  размерах  по  отношению  к
   начисленной оплате труда по всем основаниям.
       Страховые взносы начисляются на средства,  предназначенные для
   оплаты труда независимо от источников финансирования.
       Московским городским   фондом   ОМС  были  проведены  проверки
   своевременности,  полноты и правильности уплаты страховых  взносов
   на   обязательное  медицинское  страхование  ОПЕРУ  при  ЦБ  РФ  и
   поликлиникой ЦБ РФ.
       В результате  проверки  было  выявлено,  что  ОПЕРУ  при ЦБ РФ
   производились выплаты в форме  дотаций  на  питание,  материальной
   помощи   к   отпуску  и  дотаций  из  фонда  социальный  гарантий,
   поликлиникой ЦБ РФ - материальной помощи к отпуску  и  дотаций  из
   фонда социальных гарантий.
       На указанные выплаты страховые взносы не начислялись.
       Поскольку, согласно п. 10 Положения о порядке уплаты страховых
   взносов  в  Федеральный  и  территориальные  фонды   обязательного
   медицинского  страхования, суммы сокрытых или заниженных страховых
   взносов в фонды ОМС,  недоимок,  а  также штрафов, предусмотренных
   п.  7 указанного Положения и п. п. 20, 27 Инструкции, взыскиваются
   с  работодателей  в бесспорном порядке,  Московский городской фонд
   ОМС выставил в банк инкассовые поручения,  которые были возвращены
   без исполнения.
       При указанной   ситуации   фонды   обязательного  медицинского
   страхования  осуществили  свое  право  на  обращение  с  иском   в
   арбитражный суд.
       Как следует из материалов  дела  и  установлено  судом  первой
   инстанции,  ОПЕРУ  при  ЦБ  РФ  производились  выплаты  дотаций на
   питание  со  счетов  016101  "Фонд  производственного  социального
   развития" в 1994 - 1995 гг. и 01971805 "Прочие социально - бытовые
   расходы" в 1996 - 1997 гг.
       Пунктом 9   Инструкции   предусмотрен   перечень   выплат,  не
   облагаемых страховыми взносами.
       Арбитражный суд  г.  Москвы,  оценивая производимые ответчиком
   выплаты дотаций на питание,  как выплаты,  подпадающие под подп. 6
   п.   9   Инструкции,   определяющим   выплаты  дотаций  на  обеды,
   выплачиваемые из фонда социального развития  (фонда  потребления),
   пришел к выводу о том, что страховые взносы начислены на указанные
   выплаты в противоречии с законодательством.
       Суд кассационной  инстанции  считает  данный вывод суда первой
   инстанции необоснованным,  поскольку для  правильного  определения
   содержания  выплат суду следовало исследовать в полной мере вопрос
   о том,  за счет  каких  источников  формируются  указанные  счета,
   относятся  ли  средства,  аккумулированные на счетах,  к средствам
   фонда потребления и  возможно  ли  в  связи  с  этим  применить  к
   указанным выплатам положения подп. 6 п. 9 Инструкции.
       Пункт 9  Инструкции  определяет,  что  страховые   взносы   не
   начисляются    на    выплаты,    носящие    единовременный    либо
   компенсационный характер.
       Как установлено   судом   первой  инстанции  и  не  отрицалось
   сторонами в судебном заседании, материальная   помощь  к отпуску и
   дотации  из  фонда социальных гарантий выплачивались работникам ЦБ
   РФ на основании Положения об условиях оплаты  труда  и  социальных
   гарантиях   работников  системы  Банка  России,  утвержденного  на
   заседании Совета  директоров  14.04.93  ЦБ  РФ  (с  изменениями  и
   дополнениями от 04.04.97).
       Выводы суда о единовременности и компенсационности  выплат  на
   материальную  помощь  к  отпуску  и дотаций из ФСГ нельзя признать
   правомерным,  поскольку в соответствии с  регламентированностью  в
   Положении  ЦБ РФ они производились по инициативе и за счет средств
   работодателя,  носили  постоянный  характер   (из   представленных
   ведомостей и платежных выписок видно, что выплаты производились по
   итогам месяца,  ежеквартально,  ежегодно),  имели твердое денежное
   выражение  в  зависимости  от  окладов,  обязательность  их выплат
   ставилась в зависимость от стажа работы (по истечении года)  и  не
   были  обусловлены  реальными  расходами  на компенсацию удорожания
   стоимости  питания,  путевок,  содержания   детей   в   дошкольных
   учреждениях,  проезда  к  месту  работы и другие аналогичные цели,
   поскольку не подтверждены  соответствующими  документами  (копиями
   счетов   об   оплате   путевок,   содержания  детей  в  дошкольных
   учреждениях, талонами на питание и т.д.).
       Таким образом, с учетом изложенного суд кассационной инстанции
   находит,  что  данные  выплаты  по  своему   назначению   являются
   элементами оплаты труда, поскольку носят стимулирующий, регулярный
   или периодический характер,  а  поэтому  с  этих  выплат  подлежат
   уплате страховые взносы.
       Довод ответчика о том, что произведенные выплаты не включаются
   в  фонд  оплаты  труда  и финансируются отдельно,  не принимается,
   т.к.,  исходя  из  требований  законодательства  об   обязательном
   медицинском   страховании,   для   начисления   страховых  взносов
   определяющим фактором является не источник выплат, а их характер.
       Согласно ст. 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в
   РСФСР"  за  сокрытие  или  занижение  сумм,   с   которых   должны
   начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их
   уплаты  к   налогоплательщикам   страховых   взносов   применяются
   финансовые санкции.
       Факт занижения сумм  оплаты  труда  при  начислении  страховых
   взносов  в Фонды обязательного медицинского страхования установлен
   материалами дела,  в связи с чем к ответчику  подлежат  применению
   финансовые санкции.
       Представленные в   материалах   дела   расчеты   задолженности
   ответчика  по  доначислению к уплате страховых взносов,  штрафа за
   сокрытие и занижение сумм, на которые должны начисляться страховые
   взносы  и  пени за несвоевременную уплату,  требуют дополнительной
   проверки.
       При новом  рассмотрении  дела  суду  первой  инстанции следует
   уточнить подлежащие взысканию суммы с разбивкой  задолженности  по
   структурным  подразделениям ЦБ РФ,  по видам и суммам,  облагаемых
   страховыми взносами выплат и  с  учетом  этого  определить  размер
   штрафа и пени.
       Руководствуясь ст.    ст.    171,     174 - 178   Арбитражного
   процессуального кодекса РФ, суд
   
                              ПОСТАНОВИЛ:
   
       решение Арбитражного  суда  г.  Москвы от  7 июня 1999 года по
   делу N А40-9991/99-99-131 отменить.
       Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же
   суда.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz