ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 1999 года
Дело N 3-Г99-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Василевской В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 31 августа 1999 г. по
кассационной жалобе рабочего профсоюза "Защита" на решение
Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 1999 г. дело по
заявлению администрации ОАО "Сыктывкарский лесопильно-
деревообрабатывающий комбинат" о признании забастовки членов
профсоюза "Защита" незаконной.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения представителя ОАО "Сыктывкарский ЛДК"
Крисько Т.Б. (доверенность от 25.08.99 N 1/1487), заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой
М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 марта 1998 г. часть работников ОАО "Сыктывкарский ЛДК",
являющихся членами рабочего профсоюза "Защита", под руководством
его профсоюзного комитета начала бессрочную забастовку.
Забастовщиками к администрации были предъявлены следующие
требования:
1) выплатить рабочим комбината разницу в заработной плате за
1996 - 1997 годы, образовавшуюся в результате занижения тарифного
коэффициента, установленного отраслевым тарифным соглашением, к
минимальной заработной плате, установленной федеральным
законодательством;
2) установить размер тарифной ставки первого разряда для
сдельщиков - 308913 руб., повременщиков - 292215 руб. и привести
диапазон тарифной сетки в соответствие с ЕКТС;
3) уволить начальника ЛСП-5 Попову А.В. на основании ст. 37
КЗоТ РФ;
4) предоставить информацию по начислению заработной платы всех
штатных и нештатных работников в период с 01.01.96 по 31.12.97.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 30 марта 1998 г.
заявление администрации ОАО "Сыктывкарский ЛДК" о признании этой
забастовки незаконной было оставлено без удовлетворения по тем
основаниям, что сама администрация не выполнила требования закона
о соблюдении примирительных процедур при разрешении коллективного
трудового спора (т. 1 л.д. 8 - 13).
После 16 марта 1998 г. забастовка членов рабочего профсоюза
"Защита" неоднократно приостанавливалась и возобновлялась.
4 августа 1998 г. профсоюзный комитет "Защита" вновь уведомил
администрацию о возобновлении забастовки с 8 августа 1998 г., но
фактически, по утверждению администрации ОАО "Сыктывкарский ЛДК",
с этого дня забастовка возобновлена не была.
18 ноября 1998 г. члены профсоюза "Защита", в основном
работники объединенного цеха погрузки N 6, без уведомления
администрации о возобновлении забастовки вновь прекратили работу
без объявления ее срока.
Ссылаясь на то, что 18 ноября 1998 г. забастовка была
возобновлена без соблюдения требований ч. 3 ст. 15 Федерального
закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" о
предупреждении администрации за 3 дня о возобновлении забастовки,
что при ее проведении допускаются бесчинства и нарушение
общественного порядка, что большинство работников предприятия эту
забастовку не поддерживают, поскольку она препятствует нормальной
работе комбината, администрация ОАО "Сыктывкарский ЛДК" обратилась
в суд с заявлением о признании возобновленной с 18 ноября 1998 г.
забастовки членов профсоюза "Защита" незаконной.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 1999 г.
заявление администрации ОАО "Сыктывкарский ЛДК" было
удовлетворено.
В кассационной жалобе рабочего профсоюза "Защита" поставлен
вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм
материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
Право на забастовку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального
закона от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров" возникает у работников в том случае,
если примирительные процедуры не привели к разрешению
коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в
ходе разрешения коллективного трудового спора.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Федерального закона орган,
возглавляющий забастовку, вправе приостановить забастовку. Для
возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения
спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом
арбитраже. Работодатель и Служба должны быть предупреждены о
возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.
В силу ч. 1 ст. 17 этого же Закона забастовка при наличии
коллективного трудового спора является незаконной, если она была
объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных
статьями 3 - 8, 12 - 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, и объявление, и возобновление приостановленной
забастовки правомерно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 13
Закона, и с соблюдением порядка, предусмотренного ч. 3 ст. 15
Закона.
При рассмотрении дела суд пришел к правильным выводам о том,
что оснований для возобновления 18 ноября 1998 г. ранее
приостановленной забастовки у профсоюза "Защита" не было,
поскольку работодатель от выполнения взятых на себя обязательств
не уклонялся, и что при возобновлении забастовки не были соблюдены
требования о соблюдении надлежащего порядка принятия решения о
возобновлении забастовки на собрании трудового коллектива и о
своевременном уведомлении работодателя о принятии такого решения.
Тот факт, что решение забастовщиков возобновить прерванную
забастовку с 8 августа 1998 г. исполнено ими не было, при
рассмотрении дела судом был установлен с достоверностью. Ни
полной, ни частичной приостановки производственного процесса с 8
августа 1998 г. на ОАО "Сыктывкарский ЛДК" не было, все работники
в полном объеме выполняли свои трудовые обязанности, им выдавались
наряды на выполнение работ, которые впоследствии были закрыты, и
выплачивалась заработная плата в соответствии с фактически
отработанным временем по имеющимся в табелях рабочего времени
записям. Эти обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле
копиями ведомостей на выплату заработной платы, нарядов и
распоряжений на отгрузку, табелями рабочего времени (т. 1 л.д. 39
- 240).
Обоснованно сослался суд и на то, что подтверждением факта
продолжения забастовщиками работы после 8 августа 1998 г. является
и то, что переговоры по поводу коллективного трудового спора между
работниками и работодателем в это время велись не на предприятии,
а в Администрации Республики Коми. На совещании при первом
заместителе Главы Республики Коми от 18 сентября 1998 г. было
принято решение о принятии мер по урегулированию возникшего на ОАО
"Сыктывкарский ЛДК" коллективного трудового спора, в том числе и
решение о введении моратория на проведение забастовок с 19
сентября 1998 г. по 1 января 1999 г. Под этим решением стоит и
подпись представителя профсоюза "Защита", профком которого
возглавлял забастовку на ОАО "Сыктывкарский ЛДК" (т. 2 л.д. 191 -
193).
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации
указанные в Конституции Российской Федерации основные права и
свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других
общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Реализация этих прав в ущерб законным правам и интересам других
лиц недопустима.
В деле имеется достаточно данных, подтверждающих тот факт, что
после незаконного возобновления забастовки с 18 ноября 1998 г.
забастовщиками нарушался общественный порядок и создавались
препятствия для продолжения работы лицам, не участвовавшим в
забастовке. В результате этих действий в отношении ряда лиц
решался вопрос о возбуждении уголовных дел, другие были привлечены
к административной ответственности (т. 3 л.д. 4 - 9).
Довод кассационной жалобы о том, что суд не проверил полномочий
представителя администрации, обратившегося в суд с заявлением о
признании забастовки незаконной, является необоснованным.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10 февраля
1999 г. было введено внешнее управление имуществом ОАО
"Сыктывкарский ЛДК". В связи с этим были отстранены от исполнения
своих обязанностей директор комбината и его временный управляющий.
Внешним управляющим был назначен Кокшаров А.А., который в пределах
своих полномочий и обратился в суд с заявлением о признании
забастовки незаконной (т. 2 л.д. 267 - 268).
При таких обстоятельствах дела оснований для отмены законного
решения суда первой инстанции не имеется.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 8 июня 1999 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу рабочего профсоюза
"Защита" - без удовлетворения.
|