Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (УТВ. ФФОМС 24.08.1999)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                                             Директор
                                               Федерального фонда ОМС
                                                          А.М.ТАРАНОВ
                                                 24 августа 1999 года

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
                   О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

                                Введение

       Настоящие Методические  рекомендации  (далее  -  рекомендации)
   подготовлены  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации,
   Гражданским    кодексом     Российской     Федерации,     Основами
   законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан,
   Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан  в
   Российской   Федерации",   Федеральным   законом  "Об  информации,
   информатизации  и  защите  информации"  и  др.  с  целью  оказания
   методической  помощи участникам системы обязательного медицинского
   страхования по обеспечению информированности граждан  о  правах  в
   области охраны здоровья.
       Рекомендации определяют методологические подходы к организации
   работы   территориальных   фондов   ОМС  и  страховых  медицинских
   организаций по обеспечению информированности населения о правах  в
   области охраны здоровья.

             Термины, используемые в настоящих методических
                             рекомендациях

       Информация - сведения о лицах,  предметах,  фактах,  событиях,
   явлениях и процессах независимо от формы их представления;
       - информационные   процессы   -   процессы  сбора,  обработки,
   накопления, хранения, поиска и распространения информации;
       - информационные  ресурсы  -  отдельные  документы и отдельные
   массивы   документов,   документы   и   массивы    документов    в
   информационных  системах  (библиотеках,  архивах,  фондах,  банках
   данных, других информационных системах);
       - информация  о  гражданах  (персональные данные) - сведения о
   фактах,  событиях и обстоятельствах жизни гражданина,  позволяющие
   идентифицировать его личность;
       - конфиденциальная информация - документированная  информация,
   доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
   Российской Федерации;
       - пользователь    (потребитель)    информации    -    субъект,
   обращающийся к информационной системе или посреднику за получением
   необходимой ему информации и пользующийся ею.

                            Общие положения

       В соответствии со ст.  13 Федерального закона "Об  информации,
   информатизации  и защите информации" органы государственной власти
   и органы местного самоуправления  создают  доступные  для  каждого
   информационные  ресурсы  по  вопросам  деятельности этих органов и
   подведомственных  им  организаций,  а  также  в   пределах   своей
   компетенции   осуществляют   массовое  информационное  обеспечение
   пользователей по вопросам прав,  свобод и обязанностей граждан, их
   безопасности   и   другим  вопросам,  представляющим  общественный
   интерес.
       Государственные информационные  ресурсы  Российской  Федерации
   являются открытыми и общедоступными.
       Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
       - законодательные и другие нормативные  акты,  устанавливающие
   правовой  статус органов государственной власти,  органов местного
   самоуправления,  организаций,  общественных объединений,  а  также
   права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
       - документы,  содержащие информацию о чрезвычайных  ситуациях,
   экологическую,  метеорологическую,  демографическую,  санитарно  -
   эпидемиологическую   и   другую   информацию,   необходимую    для
   обеспечения   безопасного   функционирования  населенных  пунктов,
   производственных объектов,  безопасности  граждан  и  населения  в
   целом;
       - документы,  содержащие  информацию  о  деятельности  органов
   государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления,  об
   использовании бюджетных средств и других государственных и местных
   ресурсов,  о  состоянии  экономики  и  потребностях населения,  за
   исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
       - документы,  накапливаемые  в  открытых  фондах  библиотек  и
   архивов,  информационных системах органов государственной  власти,
   органов   местного   самоуправления,   общественных   объединений,
   организаций,  представляющие общественный интерес или  необходимые
   для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
       Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы
   местного самоуправления,  организации и общественные объединения -
   обладают   равными   правами   на   доступ    к    государственным
   информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем
   этих   ресурсов   необходимость   получения   запрашиваемой    ими
   информации.   Исключение   составляет  информация  с  ограниченным
   доступом.
       Доступ физических   и   юридических   лиц   к  государственным
   информационным    ресурсам    является    основой    осуществления
   общественного  контроля  за  деятельностью органов государственной
   власти,    органов    местного    самоуправления,    общественных,
   политических и иных организаций,  а также за состоянием экономики,
   экологии и других сфер общественной жизни.
       Согласно ст.  24  отказ  в  доступе  к открытой информации или
   предоставление  пользователям  заведомо  недостоверной  информации
   могут  быть  обжалованы в судебном порядке.  Во всех случаях лица,
   которым отказано  в  доступе  к  информации,  и  лица,  получившие
   недостоверную  информацию,  имеют  право на возмещение понесенного
   ими ущерба.  Руководители, другие служащие органов государственной
   власти,  организаций,  виновные в незаконном ограничении доступа к
   информации,  несут ответственность  в  соответствии  с  уголовным,
   гражданским     законодательством     и    законодательством    об
   административных правонарушениях.
       Согласно ст.  1  Федерального  закона  "Об  обжаловании  в суд
   действий и решений,  нарушающих права и  свободы  граждан"  каждый
   гражданин  вправе  обратиться с жалобой в суд,  если считает,  что
   неправомерными  действиями  (решениями)  государственных  органов,
   органов  местного  самоуправления,  учреждений,  предприятий  и их
   объединений,  общественных  объединений   или   должностных   лиц,
   государственных служащих нарушены его права и свободы.
       К действиям  (решениям)   государственных   органов,   органов
   местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,
   общественных  объединений  и  должностных   лиц,   государственных
   служащих,   которые   могут   быть  обжалованы  в  суд,  относятся
   коллегиальные  и  единоличные  действия  (решения),  в  том  числе
   представление   официальной  информации,  ставшей  основанием  для
   совершения действий (принятия решений), в результате которых:
       - нарушены права и свободы гражданина;
       - созданы препятствия осуществлению  гражданином  его  прав  и
   свобод;
       - незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
   он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
       Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов
   власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных
   служащих,   если   оно   повлекло   за   собой   вышеперечисленные
   последствия.
       Каждый гражданин имеет право  получить,  а  должностные  лица,
   государственные  служащие  обязаны  ему  предоставить  возможность
   ознакомления  с   документами   и   материалами,   непосредственно
   затрагивающими   его  права  и  свободы,  если  нет  установленных
   федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих
   документах и материалах.
       Надзор за   исполнением    законов    Российской    Федерации,
   соблюдением  прав  и свобод человека и гражданина в соответствии с
   Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"  возложен
   на прокуратуру Российской Федерации.

                     Основные подходы к обеспечению
             информированности населения о правах в области
                            охраны здоровья

       В соответствии  с  Законом Российской Федерации "О медицинском
   страховании   граждан   в   Российской    Федерации"    реализацию
   государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
   страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.
       Обеспечение и  защита  прав  застрахованных,  в т.ч.  контроль
   качества медицинской помощи,  являются  одной  из  основных  задач
   страховщика.
       Таким образом,    обязанность    предоставления    возможности
   ознакомления   с   документами   и   материалами,  непосредственно
   затрагивающими  права  и  свободы  гражданина  в  области   охраны
   здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена
   на:
       - органы государственной власти;
       - органы местного самоуправления;
       - Федеральный и территориальные фонды ОМС;
       - страховщиков;
       - медицинские учреждения.
       Информация о правах граждан в области охраны  здоровья  должна
   быть    доступна   для   изучения   каждому   гражданину.   Органы
   государственной власти и  органы  местного  самоуправления  должны
   предоставлять  гражданам для ознакомления законодательные и другие
   нормативные акты,  устанавливающие права,  свободы  и  обязанности
   граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о
   чрезвычайных    ситуациях,    экологическую,    метеорологическую,
   демографическую,   санитарно   -   эпидемиологическую   и   другую
   информацию,  необходимую для обеспечения  безопасности  граждан  и
   населения в целом.

              Права граждан Российской Федерации в области
                            охраны здоровья

       1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную
   медицинскую помощь в  соответствии  с  Программой  государственных
   гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью:
       п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;
       ст. ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации
   об охране здоровья граждан;
       ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
   граждан в Российской Федерации".
       2. Право граждан на обязательное медицинское страхование:
       ст. ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;
       ст. ст.  1,  6  Закона  Российской  Федерации  "О  медицинском
   страховании граждан в Российской Федерации".
       3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации:
       ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
   граждан в Российской Федерации".
       4. Право  граждан  на  выбор   лечебно   -   профилактического
   учреждения:
       ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
   граждан в Российской Федерации".
       5. Право граждан на выбор врача:
       ст. 6  Закона  Российской Федерации "О медицинском страховании
   граждан в Российской Федерации".
       6. Право  граждан  на  возмещение  ущерба  в случае причинения
   вреда его здоровью при оказании медицинской помощи:
       ст. ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации;
       ст. ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации
   об охране здоровья граждан;
       ст. 6 Закона Российской Федерации "О  медицинском  страховании
   граждан в Российской Федерации";
       ст. 45 Федерального закона "О лекарственных средствах".
       7. Право   граждан   на  государственную  систему  обеспечения
   доступности лекарственных средств:
       ст. 42 Федерального закона "О лекарственных средствах";
       п. 3  Постановления  Правительства  Российской  Федерации   "О
   государственной  поддержке  развития  медицинской промышленности и
   улучшения  обеспечения  населения  и  учреждений   здравоохранения
   лекарственными  средствами и изделиями медицинского назначения" от
   30.07.94 N 890.
       8. Право   женщин   на   планирование  семьи  и  регулирование
   репродуктивной функции:
       ст. ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации
   об охране здоровья граждан.
       9. Право граждан на проведение экспертизы:
       раздел IX  Основ  законодательства  Российской  Федерации   об
   охране здоровья граждан.
       10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия:
       ст. 48  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
   здоровья граждан.
       11. Право граждан на трансплантацию органов:
       Закон Российской Федерации "О трансплантации органов  и  (или)
   тканей человека";
       ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации  об  охране
   здоровья граждан.
       12. Право  граждан  на  охрану  здоровья  при  распространении
   рекламы:
       ст. 5 Федерального закона "О рекламе";
       ст. 44 Федерального закона "О лекарственных средствах";
       Указ Президента Российской Федерации  от  17.02.95  N  161  "О
   гарантиях  права  граждан  на  охрану здоровья при распространении
   рекламы".
       13. Право на охрану здоровья граждан,  страдающих психическими
   заболеваниями:
       Закон Российской   Федерации   "О   психиатрической  помощи  и
   гарантиях прав граждан при ее оказании".
       14. Право    на    охрану    здоровья    граждан,   страдающих
   ВИЧ-инфекцией:
       Федеральный закон    "О   предупреждении   распространения   в
   Российской    Федерации    заболевания,    вызываемого     вирусом
   иммунодефицита человека".
       15. Право  граждан  на  обжалование  действий  государственных
   органов  и  должностных лиц,  ущемляющих права и свободы граждан в
   области охраны здоровья:
       ст. 69  Основ  законодательства Российской Федерации об охране
   здоровья граждан;
       Федеральный закон  "Об  обжаловании  в суд действий и решений,
   нарушающих права и свободы граждан".
       16. Права пациента:
       ст. ст.  30,  31,  32,  33,  34,  61  Основ   законодательства
   Российской Федерации об охране здоровья граждан.
       В соответствии со ст.  30 при обращении за медицинской помощью
   и ее получении пациент имеет право на:
       1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и
   обслуживающего персонала;
       2) выбор врача,  в том числе семейного  и  лечащего  врача,  с
   учетом  его  согласия,  а  также выбор лечебно - профилактического
   учреждения   в   соответствии   с   договорами   обязательного   и
   добровольного медицинского страхования;
       3) обследование,   лечение   и    содержание    в    условиях,
   соответствующих санитарно - гигиеническим требованиям;
       4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций  других
   специалистов;
       5) облегчение  боли,  связанной   с   заболеванием   и   (или)
   медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
       6) сохранение  в  тайне  информации  о  факте   обращения   за
   медицинской   помощью,  о  состоянии  здоровья,  диагнозе  и  иных
   сведений,  полученных  при   его   обследовании   и   лечении,   в
   соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
       7) информированное  добровольное   согласие   на   медицинское
   вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
       8) отказ  от  медицинского  вмешательства  в  соответствии  со
   статьей 33 настоящих Основ;
       9) получение  информации  о  своих  правах  и  обязанностях  и
   состоянии  своего  здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих
   Основ,  а также на выбор лиц,  которым в интересах пациента  может
   быть передана информация о состоянии его здоровья;
       10) получение медицинских  и  иных  услуг  в  рамках  программ
   добровольного медицинского страхования;
       11) возмещение ущерба в соответствии со статьей  68  настоящих
   Основ   в  случае  причинения  вреда  его  здоровью  при  оказании
   медицинской помощи;
       12) допуск  к  нему адвоката или иного законного представителя
   для защиты его прав;
       13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении
   на предоставление условий для отправления религиозных  обрядов,  в
   том  числе  на  предоставление  отдельного помещения,  если это не
   нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
       В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой
   непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно
   -   профилактического   учреждения,   в  котором  ему  оказывается
   медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
   ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

                Деятельность территориальных фондов ОМС
           и страховых медицинских организаций по обеспечению
                   информированности граждан о правах
                       в области охраны здоровья

       В целях  обеспечения  информированности  граждан  о правах при
   оказании медицинской помощи возможны следующие направления  работы
   страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС:
       1. Работа с обращениями граждан.
       2. Работа со средствами массовой информации.
       3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.).
       4. Размещение  информации  о  правах  пациентов  в медицинских
   учреждениях,  страховых медицинских организациях,  территориальных
   фондах ОМС.
       1. Работа с обращениями граждан
       Работа с  обращениями  граждан  в территориальных фондах ОМС и
   страховых медицинских организациях  проводится  в  соответствии  с
   Приказом  Федерального фонда ОМС от 28 марта  1997  г.  N  35  "Об
   организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан".
       До сведения застрахованного  населения  должны  быть  доведены
   адреса  и  телефоны страховых медицинских организаций,  отделов по
   защите прав граждан территориальных фондов ОМС и  их  филиалов.  В
   территориальных  фондах  ОМС  и страховых медицинских организациях
   должны быть определены часы приема населения  руководителями  этих
   организаций.  Обращения  должны  фиксироваться  в  журналах  учета
   обращений граждан.
       В целях   изучения   мнения   населения   об  уровне  оказания
   медицинской   помощи   периодически   необходимо    организовывать
   мероприятия  по  типу  "горячей  линии",  "открытого  телефона"  с
   последующим анализом обращений в средствах массовой информации.
       2. Работа со средствами массовой информации
       Работа со средствами  массовой  информации  может  вестись  по
   следующим направлениям:
       - публикация информации о  правах  граждан  в  области  охраны
   здоровья;
       - комментарии  врачей,  экономистов,  юристов  по   конкретным
   обращениям граждан;
       - публикации отчетов территориальных фондов ОМС о  результатах
   работы  по  защите  прав  застрахованных,  в том числе по судебной
   практике;
       - публикации  номеров  телефонов  "горячей телефонной линии" и
   расписания приема граждан в ТФОМС и СМО.
       3. Выпуск наглядных материалов
       Для обеспечения информированности каждого гражданина о  правах
   в  области  охраны  здоровья возможно применение методов рекламной
   информации.  При этом информацию о правах целесообразно сочетать с
   часто  используемыми  сведениями  (расписание поездов,  автобусов,
   календари, схемы метро и др.).
       Кроме этого,  возможно  издание  брошюр  по различным аспектам
   прав граждан в области охраны здоровья.
       4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях
       Одним из важнейших условий информирования населения о правах в
   области  охраны  здоровья  является  наличие  данной  информации в
   медицинских  учреждениях.   Информация   о   правах   пациента   в
   соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации
   об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена  в
   регистратурах и холлах амбулаторно - поликлинических учреждений, в
   приемных отделениях и сестринских постах - в стационарах.
       Кроме этого,  поскольку  в  соответствии  с Законом Российской
   Федерации  "О  медицинском  страховании   граждан   в   Российской
   Федерации"  на  территориальные  фонды  ОМС  возложена  реализация
   государственной  политики  в  области  обязательного  медицинского
   страхования,  территориальные  фонды  ОМС  обязаны  контролировать
   исполнение страховыми медицинскими  организациями  и  медицинскими
   учреждениями функции информирования населения.
       Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией  работы
   по информированности населения. Медицинские работники, в том числе
   руководители   медицинских   учреждений,   должны   иметь   полную
   информацию  о  законодательстве  Российской  Федерации  по  охране
   здоровья граждан  и  ответственности  медицинских  работников  при
   оказании медицинской помощи.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz