Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 2108/99 ОТ 17 АВГУСТА 1999 Г. ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРОТОКОЛА КОНКУРСА ПО ПРОДАЖЕ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И ДОГОВОРА КУПЛИ ПРОДАЖИ ЭТОГО ПОМЕЩЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 17 августа 1999 г. No. 2108/99

       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  заместителя Генерального прокурора Российской
   Федерации  на  решение  от  10.10.97 и постановление апелляционной
   инстанции   от   15.12.97  Арбитражного суда города Москвы по делу
   No. А40-17247/97-39-284.
       Заслушав  и обсудив  доклад  судьи  и выступление  заместителя
   Генерального   прокурора   Российской   Федерации,   поддержавшего
   протест, Президиум установил следующее.
       Комитет по управлению имуществом Увельского района Челябинской
   области  обратился  в Арбитражный  суд  города  Москвы  с иском  к
   Чековому   инвестиционному   фонду   социальной  защиты  населения
   Челябинской   области   о  признании  недействительными  протокола
   конкурса  от  05.07.94  No.  11  по  продаже  нежилого помещения в
   здании,    расположенном    по   адресу:    Челябинская   область,
   пос. Увельский,  ул.  Кирова,  д. 9, и договора от 25.07.94 No. 31
   купли - продажи данного объекта недвижимости.
       Исковые   требования   мотивированы   тем,   что   в  процессе
   приватизации   объекта   муниципальной  собственности  были  грубо
   нарушены  правила  проведения  конкурса.  В  установленном порядке
   решение  о продаже  объекта  по  конкурсу  Комитетом по управлению
   имуществом  Увельского  района  не  принималось.  Конкурс проведен
   05.07.94   комиссией,   созданной   в 1992  году.   Информационное
   сообщение о дате проведения конкурса опубликовано в местной печати
   за  5 дней  до  его  проведения,  и  в нем отсутствовали сведения,
   предусмотренные  законодательными актами.  Единственным участником
   конкурса  явился  Чековый  инвестиционный  фонд  социальной защиты
   населения Челябинской области.  Заявка от имени фонда на участие в
   конкурсе  была подана директором его Увельского филиала Родионовой
   Л.В.,  которая  входила  в состав  конкурсной  комиссии.  Срок для
   подачи  такой  заявки  не  был соблюден и необходимые документы не
   представлены.  Протокол конкурсной комиссии от 05.07.94 оформлен с
   нарушениями  установленных требований.  В договоре купли - продажи
   от  25.07.94  No.  31  продавцом  указана  комиссия  по управлению
   имуществом,  а  не  Комитет  по  управлению  имуществом Увельского
   района.
       В процессе рассмотрения дела суд произвел замену ответчика и в
   его   качестве  привлек  открытое  акционерное  общество  "Чековый
   инвестиционный  фонд социальной защиты населения" - правопреемника
   Чекового   инвестиционного   фонда   социальной  защиты  населения
   Челябинской области.
       Решением от 10.10.97 в иске отказано.  Суд сослался на наличие
   решения  Комитета  по  управлению  имуществом  Увельского района о
   приватизации  спорного  объекта  и на  отсутствие грубых нарушений
   правил проведения конкурса, которые могли привести к неправильному
   определению  его  победителя.  Представленные по делу документы не
   признаны судом доказательствами,  подтверждающими указанные истцом
   обстоятельства.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  15.12.97 решение
   оставлено  без  изменения  со ссылкой на отсутствие обстоятельств,
   свидетельствующих   о  нарушениях   как   прав  комитета,   так  и
   государственных интересов.
       В  кассационной инстанции законность принятых по делу судебных
   актов   не   проверялась   в связи  с пропуском  истцом  срока  на
   обжалование.
       В   протесте  заместителя  Генерального  прокурора  Российской
   Федерации   предлагается   решение   суда   первой   инстанции   и
   постановление апелляционной инстанции отменить, исковые требования
   удовлетворить.
       Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению в части
   отмены  судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в
   суд первой инстанции по следующим основаниям.
       Выводы  судов  первой  и апелляционной инстанций об отсутствии
   грубых   нарушений   порядка  приватизации  объекта  муниципальной
   собственности  не  основаны  на  полном исследовании обстоятельств
   возникшего спора.
       Пунктом    2.6    Государственной    программы    приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации,  утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
   24.12.93 No. 2284 (действовавшей  в период совершения оспариваемой
   сделки) и пунктом 4.1 Основных положений государственной программы
   приватизации   государственных   и  муниципальных   предприятий  в
   Российской Федерации после 1 июля 1994 года допускалась аукционная
   и   конкурсная   продажа  незанятых  или  неиспользуемых  объектов
   нежилого фонда.
       В  процессе  рассмотрения  дела суд не выяснил,  относилось ли
   спорное  нежилое  помещение  к незанятым и неиспользуемым объектам
   нежилого фонда, подлежащим приватизации.
       Согласно   пункту  4 статьи  15  и пунктам  5,   6  статьи  14
   действовавшего  в тот  же  период  Закона  Российской Федерации от
   03.07.91    "О   приватизации   государственных   и  муниципальных
   предприятий  в Российской  Федерации"  соответствующий  комитет по
   управлению   имуществом   принимает   решение   о  выборе  способа
   приватизации  объекта  и утверждает  план  приватизации,   который
   определяет  способ  и срок приватизации,  начальную цену объекта и
   форму расчетов.
       При   разрешении   спора  суд  не  исследовал  вопросы  о том,
   утвержден  ли Комитетом по управлению имуществом Увельского района
   план   приватизации   спорного   объекта,   определены  ли  способ
   приватизации и первоначальная цена приватизируемого объекта.
       План  приватизации  объекта и акт его оценки в материалах дела
   отсутствуют.
       Доводы  судебных  инстанций о принятии Комитетом по управлению
   имуществом  Увельского  района  в установленном  порядке решения о
   приватизации   спорного   объекта  по  конкурсу  не  соответствуют
   материалам дела и законодательству.
       При  рассмотрении  дела  суд  не установил,  по каким правилам
   должны  были  проводиться  торги  по продаже объекта недвижимости,
   имели ли место грубые нарушения этих правил.
       Суд    не   исследовал   и  не   оценил   приведенные   истцом
   обстоятельства  о допущенных  конкурсной  комиссией нарушениях и о
   сговоре между продавцом и покупателем, от имени которого заявка на
   участие в конкурсе была подана членом конкурсной комиссии.
       Не   дано   оценки  оформленным  по  результатам  проведенного
   конкурса протоколу конкурсной комиссии и договору купли - продажи,
   заключенному на основании этого протокола, по вопросу соответствия
   их законодательным актам.
       При   таких   условиях   ссылки  суда  первой  и апелляционной
   инстанций  на  то,  что  победитель  конкурса  по продаже спорного
   объекта определен правильно, а совершенной сделкой приватизации не
   нарушены права Комитета по управлению имуществом Увельского района
   и государственные интересы, не могут быть признаны обоснованными и
   законными.
       Указанные  обстоятельства  подлежат  исследованию и оценке при
   новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
       Поскольку  иск  заявлен  о признании  сделки  приватизации  не
   соответствующей законодательству,  суд вправе рассмотреть по своей
   инициативе  и вопрос  о применении  последствий недействительности
   ничтожной сделки в случае признания ее таковой.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                              постановил:

       решение от 10.10.97 и постановление апелляционной инстанции от
   15.12.97     Арбитражного     суда    города    Москвы   по   делу
   No. А40-17247/97-39-284 отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда города Москвы.

                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ


   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz