Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.08.1999 N ГКПИ 99-567 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 39 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 15.05.1995 N 30

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 12 августа 1999 г. N ГКПИ 99-567

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                        Романенкова Н.С.,
       при секретаре                                    Шведове Ю.А.,
       с участием прокурора                           Корягиной Л.Л.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  Карчавы  Сергея  Гурамовича  о признании  недействительным
   абзаца  3  пункта 39  Инструкции  Государственной налоговой службы
   Российской   Федерации  от  15  мая  1995  года  N 30  "О  порядке
   исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды",

                              установил:

       Карчава С.Г.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
   жалобой о признании недействительным абзаца 3 пункта 39 Инструкции
   Государственной  налоговой  службы  Российской Федерации от 15 мая
   1995 года N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих
   в дорожные фонды".
       Как  указывает  заявитель,  абзацем  3  пункта  39  Инструкции
   Госналогслужбы  России  от  15  мая  1995 года N 30 предусмотрено:
   "если  транспортные  средства приобретены во втором полугодии,  то
   налог уплачивается владельцем в половинном размере,  независимо от
   того,   уплатил   ли  за  эти  транспортные  средства  их  прежний
   владелец".
       По  мнению  Карчавы  С.Г.,  установление  специального порядка
   исчисления налога с владельцев транспортных средств в оспариваемом
   нормативном  акте  не соответствует Закону Российской Федерации "О
   дорожных  фондах  в Российской Федерации",  осуществлено налоговой
   службой   с  превышением   полномочий,   что  влечет  недопустимые
   ограничения права собственности.
       Законом  Российской  Федерации "О дорожных фондах в Российской
   Федерации" предусмотрено, что уплата налога производится ежегодно.
   Поскольку  данным  Законом  не  предусмотрен  специальный  порядок
   определения налогового периода по налогу с владельцев транспортных
   средств  при  приобретении транспортного средства физическим лицом
   после  начала календарного года,  налоговый период в данном случае
   должен  быть  определен как период времени фактического нахождения
   транспортного      средства      в    собственности     (владении)
   налогоплательщика. Данное положение соответствует требованиям п. 5
   ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации.
       Так   как  установленный  в абзаце  3  п.  39  Инструкции  ГНС
   Российской  Федерации от 15 мая 1995 года N 30 специальный порядок
   исчисления  налога  на владельцев транспортных средств относится к
   федеральному  налогу,  право  на  их  установление,  дополнение  и
   изменение   принадлежит   только   законодателю   в  установленном
   Конституцией Российской Федерации порядке.
       В  результате  установленного  Госналогслужбой  России порядка
   исчисления налога создаются не предусмотренные законом ограничения
   в  осуществлении  физическим  лицом  прав собственника (владельца)
   транспортного средства.
       Это   препятствие   выражается  в том,   что  физическое  лицо
   вынуждено  уплачивать налог в размере, установленном в подзаконном
   акте, а не в законе.
       Налогоплательщик,  уплативший  налог с владельцев транспортных
   средств    пропорционально    времени    фактического   нахождения
   транспортного   средства   в собственности  (пользовании),   лишен
   возможности совершения регистрационных действий в отношении своего
   транспортного средства.
       В  соответствии  со  ст.  57  Конституции Российской Федерации
   каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу
   ст. 2  Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
   Российской Федерации" все виды платежей (налоги,  сборы, пошлины и
   др.  платежи)  взимаются  только  в установленном законом порядке.
   Госналогслужбе   России  предоставлено  право  по  согласованию  с
   Минфином  России  издавать  инструкции  и методические указания по
   применению законодательства о налогах,  но не вносить коррективы в
   законы о налогах путем издания соответствующих инструкций.
       Заявитель Карчава С.Г.  о дне слушания дела извещен,  в суд не
   явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
       Представители  Министерства  Российской Федерации по налогам и
   сборам   Кулагин   А.Б.   и   Пономарев   А.В.   возражали  против
   удовлетворения жалобы, т.к. Закон Российской Федерации "О дорожных
   фондах  в Российской  Федерации"  предусматривает ежегодную уплату
   налога    с   владельцев    транспортных    средств   юридическими
   и физическими  лицами,  связывая уплату указанного налога в каждом
   конкретном  году  с фактом  владения  юридическими или физическими
   лицами   в  течение   указанного   года   транспортным  средством.
   Исчисление   налога   и  его   уплата   в  соответствии  с Законом
   производится   по   установленным   ставкам   вне  зависимости  от
   продолжительности  владения транспортными средствами и даты уплаты
   налога.
       Обжалуемый  заявителем абзац 3  п. 39 Инструкции предоставляет
   физическому  лицу,  приобретшему  транспортное  средство во втором
   полугодии,   право   уплачивать  налог  с владельцев  транспортных
   средств в меньшем, чем установлено Законом, размере.
       Ссылка заявителя на п.  5 ст. 55 Налогового кодекса Российской
   Федерации не может быть принята  во внимание, т.к. указанная норма
   регулирует  порядок  определения налогового периода для исчисления
   налогов,   объектом   обложения   которыми   является   имущество,
   находящееся в собственности.
       Закон  Российской  Федерации  "О  дорожных фондах в Российской
   Федерации"  установил  налог  с владельцев  транспортных  средств,
   данный налог имеет иной объект налогообложения.
       Представители   Министерства   финансов  Российской  Федерации
   Троицкая О.Н.  и Сорокин А.В.  просили суд в удовлетворении жалобы
   отказать,   т.к.   оспариваемый   нормативный   акт  соответствует
   действующему законодательству.
       Представитель   Министерства   юстиции   Российской  Федерации
   Скаковская  Е.А.  пояснила  в суде,  что Инструкция Госналогслужбы
   России от 15 мая 1995 года N 30 зарегистрирована в Минюсте России,
   оспариваемое   заявителем   положение  Инструкции    предоставляет
   налогоплательщику,  приобретшему  транспортное  средство во втором
   полугодии,   право   уплачивать  налог  с владельцев  транспортных
   средств в меньшем размере, чем установлено Законом.  Оснований для
   признания оспариваемого положения недействительным не имеется.
       Выслушав  объяснения  представителей  Министерства  Российской
   Федерации  по  налогам  и сборам  Кулагина А.Б.,  Пономарева А.В.,
   Минфина  России  Троицкой  О.Н.,  Сорокина  А.В.,  Минюста  России
   Скаковской  Е.А.,  исследовав материалы дела и заслушав заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Корягиной,
   полагавшей,  что  жалоба  подлежит  удовлетворению,  Верховный Суд
   Российской  Федерации  не  находит  оснований  для  удовлетворения
   жалобы.
       Как  установлено  в судебном  заседании, на  основании  Закона
   Российской  Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных
   фондах  в Российской  Федерации"  Государственная налоговая служба
   Российской Федерации издала Инструкцию от 15 мая 1995 года N 30 "О
   порядке   исчисления  и уплаты  налогов,   поступающих  в дорожные
   фонды".
       Согласно   абзацу  3  пункта  39  Инструкции  в случае    если
   транспортные  средства  приобретены во втором полугодии,  то налог
   уплачивается владельцем в половинном размере,  независимо от того,
   уплатил ли за эти транспортные средства их прежний владелец.
       Доводы  заявителя  о том,  что  установленный  Госналогслужбой
   России порядок исчисления налога с владельцев транспортных средств
   в  случае приобретения транспортного средства во  втором полугодии
   не  соответствует Закону Российской Федерации "О дорожных фондах в
   Российской  Федерации",  Налоговому  кодексу Российской Федерации,
   принят   с превышением  полномочий  и нарушает  гражданские права,
   являются несостоятельными.
       Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О
   дорожных   фондах   в  Российской  Федерации"  установил  налог  с
   владельцев транспортных средств.
       В  соответствии  с пунктами  1 и  2 статьи 6 Закона Российской
   Федерации  "О  дорожных  фондах  в Российской Федерации" граждане,
   имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры,
   автобусы) и другие  самоходные  машины  и механизмы на пневмоходу,
   обязаны уплату налога производить ежегодно в сроки,  установленные
   законами субъектов Российской Федерации.
       Закон предусматривает уплату налога гражданами в фиксированном
   размере,  не  зависящем  от  продолжительности периода времени,  в
   течение  которого  лицо  владело  транспортным средством.  Абзац 3
   пункта 39  Инструкции предусматривает,  если транспортные средства
   приобретены во втором полугодии,  то налог уплачивается владельцем
   в  половинном  размере,  независимо  от  того,  уплатил  ли за эти
   транспортные   средства   их  прежний  владелец.   Таким  образом,
   гражданину,   приобретшему   транспортное   средство   во   втором
   полугодии,   предоставлено  право  уплачивать  налог  с владельцев
   транспортных средств в меньшем,  чем установлено Законом,  размере
   и,  следовательно, оспариваемый акт не нарушает права собственника
   (владельца) транспортного средства.
       Доводы  заявителя  на  то,  что  налоговый  период по налогу с
   владельцев  транспортных  средств  при  приобретении транспортного
   средства  физическим  лицом  после начала календарного года должен
   быть   определен   как   период  времени  фактического  нахождения
   транспортного      средства      в    собственности     (владении)
   налогоплательщика  и соответственно  этому  периоду времени должен
   уплачиваться налог, не могут быть приняты во внимание.
       Согласно  пункту 5  статьи  55  Налогового  кодекса Российской
   Федерации, если  имущество,  являющееся  объектом налогообложения,
   было  приобретено,  реализовано  (отчуждено  или уничтожено) после
   начала  календарного  года,  налоговый  период  по  налогу  на это
   имущество   в данном  календарном  году  определяется  как  период
   времени   фактического   нахождения   имущества   в  собственности
   налогоплательщика.
       Налоговый  кодекс  Российской  Федерации предусматривает,  что
   понятие     "налогоплательщик",      "объект     налогообложения",
   "налогооблагаемая база", "налоговый период" и другие специфические
   понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются
   в  значениях,  определяемых  в соответствующих  статьях настоящего
   Кодекса.     Каждый    налог    имеет    самостоятельный    объект
   налогообложения.
       В   соответствии с пунктом  1  статьи  38  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  объектами  налогообложения  могут  являться
   имущество,   прибыль,   доходы,  стоимость  реализованных  товаров
   (выполненных  работ,  оказанных  услуг)  либо  иное  экономическое
   основание,  имеющее  стоимостную,  количественную  или  физическую
   характеристики,    с    наличием   которого   у  налогоплательщика
   законодательство   о  налогах   и сборах  связывает  возникновение
   обязанности по уплате налога.
       Так,  Закон  Российской  Федерации  "О  налогах  на  имущество
   физических  лиц"  установил,  что  объектами обложения налогами на
   имущество  в соответствии  с данным Законом являются находящиеся в
   собственности физических лиц жилые дома,  квартиры, дачи, гаражи и
   иные  строения,  помещения  и сооружения,  а также моторные лодки,
   вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением
   автомобилей,  мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на
   пневмоходу.
       Согласно  пункту  1 статьи  6 Закона  Российской  Федерации "О
   дорожных фондах в Российской Федерации" объектом налогообложения с
   владельцев   транспортных   средств  является  мощность  двигателя
   транспортного средства, характеризующаяся определенным количеством
   лошадиных сил.
       Если по имуществу, являющемуся объектом налогообложения, налог
   исчисляется  от стоимости имущества - объекта налогообложения,  то
   налог  с владельцев  транспортных  средств исчисляется от мощности
   двигателя, а не со стоимости транспортного средства.
       Таким   образом,   объектом   обложения  налогом  с владельцев
   транспортных   средств   является  иное  экономическое  основание,
   предусмотренное  в качестве  объекта  налогообложения  в статье 38
   Налогового кодекса Российской Федерации,   а не имущество, поэтому
   применение   пункта  5 статьи  55  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   для   определения   налогового  периода  по  налогу  с
   владельцев транспортных средств является неправомерным.
       Как разъяснено  в п. 6  Постановления  Пленума Верховного Суда
   Российской   Федерации   и  Пленума   Высшего   Арбитражного  Суда
   Российской  Федерации  от  1 июля  1996  года  N 6/8  "О некоторых
   вопросах,   связанных   с применением  части  первой  Гражданского
   кодекса  Российской  Федерации",  основанием  для принятия решения
   суда   о  признании   нормативного  акта  государственного  органа
   недействительным  являются  одновременно  как  его  несоответствие
   закону  или иному правовому акту,  так и нарушение указанным актом
   гражданских  прав  и охраняемых  законом  интересов гражданина или
   юридического   лица,    обратившихся   в  суд   с  соответствующим
   требованием.
       Учитывая,  что  оспариваемое  заявителем  положение Инструкции
   Госналогслужбы  России  от  15  мая 1995 года N 30 не противоречит
   действующему   законодательству,   принято   федеральным   органом
   исполнительной  власти  в пределах  его  полномочий  и не нарушает
   права  и свободы  гражданина,  жалоба  Карчавы   С.Г.  не подлежит
   удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь  ст. ст.  191,  192,
   239  Гражданского  процессуального  кодекса  РСФСР,  Верховный Суд
   Российской Федерации

                                решил:

       жалобу  Карчавы Сергея Гурамовича о признании недействительным
   абзаца  3 пункта  39  Инструкции  Государственной налоговой службы
   Российской   Федерации  от  15  мая  1995  года  N 30  "О  порядке
   исчисления   и  уплаты  налогов,   поступающих  в дорожные  фонды"
   оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации в течение десяти
   дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz