Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.08.1999 N ГКПИ 99-540 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПИСЬМА ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ, МИНФИНА РФ, ГКФТ РФ ОТ 25.09.1996 "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 10 августа 1999 г. N ГКПИ 99-540

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в лице

       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ
       единолично                                       Маслова А.М.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   закрытого   акционерного общества "Финист - Трэвел"  к
   Министерству  РФ  по  налогам и сборам,  Министерству финансов РФ,
   Министерству по физической культуре и спорту РФ о признании письма
   ГНС  РФ,  Минфина  РФ,  ГК  РФ по физической культуре и туризму "О
   налоге   на  добавленную  стоимость"  от  25  сентября  1996  года
   недействительным,

                              установила:

       В  письме  от  25  сентября 1996 года "О налоге на добавленную
   стоимость" Государственная  налоговая служба Российской Федерации,
   Министерство   финансов   Российской  Федерации,   Государственный
   комитет  Российской  Федерации  по  физической  культуре и туризму
   указали,  что  в соответствии  с подпунктом  "у" пункта 1 статьи 5
   Закона  Российской  Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную
   стоимость"  (с учетом последующих изменений и дополнений) от этого
   налога  освобождается стоимость туристско - экскурсионных путевок.
   Под   действие   данной   льготы   подпадает   стоимость  путевок,
   утвержденных   Министерством  финансов  Российской  Федерации  как
   бланки   строгой   отчетности  и зарегистрированных  Министерством
   юстиции Российской Федерации в установленном порядке, и туристских
   ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
       Названное Письмо зарегистрировано в  Министерстве  юстиции  РФ
   30 января 1997 г. за N 1240.
       ЗАО   "Финист   -  Трэвел"   просит   признать  данное  письмо
   недействительным,  ссылаясь на то, что этим документом установлена
   правовая    норма,    которая    не    содержится   в  федеральном
   законодательстве, - условия применения льготы по НДС лишь в случае
   оформления  туристических  путевок  на  бланке строгой отчетности.
   Данное  положение,  по  утверждению  заявителя,  не  соответствует
   Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от
   6  декабря  1991  г.,  где  в подпункте  "у" пункта 1 статьи 5 без
   каких-либо  оговорок  предусмотрено  освобождение от НДС стоимости
   туристско   -  экскурсионных  путевок.   В  результате  применения
   оспариваемого   письма   Государственная  налоговая  инспекция  по
   Ленинскому  району  г.  Перми  привлекла  ЗАО  "Финист - Трэвел" к
   ответственности  за  занижение  налога  на добавленную стоимость в
   связи  с применением заявителем льгот по путевкам,  не оформленным
   на бланках строгой отчетности.
       В  судебное  заседание  представитель ЗАО "Финист - Трэвел" не
   явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
       Представитель  Министерства  Российской  Федерации  по налогам
   и сборам А.Б. Кулагин  заявленные  требования не признал,  считает
   оспариваемое письмо соответствующим федеральному законодательству,
   просит производство по делу прекратить на основании п.  2 ст.  138
   части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
       Представитель    Министерства  финансов  Российской  Федерации
   З.А.  Чехарина   возражала  против  удовлетворения  заявления  ЗАО
   "Финист - Трэвел",  полагая, что письмом дано разъяснение, которое
   основано на действующих правовых актах.
       Представитель  Министерства Российской Федерации по физической
   культуре,   спорту   и туризму  в судебное  заседание  не  явился,
   представлены  письменные  возражения,   в  которых  указано,   что
   заявление ЗАО "Финист - Трэвел" является необоснованным.
       Исследовав   доказательства   по  делу,   выслушав  объяснения
   представителей  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам и
   сборам А.Б.  Кулагина и Министерства финансов Российской Федерации
   З.А.   Чехариной,   заключение  помощника  Генерального  прокурора
   Российской  Федерации  А.В.   Федотовой,   полагавшей  рассмотреть
   заявление  по существу и в его удовлетворении отказать,  Верховный
   Суд  Российской  Федерации находит заявление ЗАО "Финист - Трэвел"
   не подлежащим удовлетворению.
       В   соответствии  с подпунктом  "у"  пункта  1 ст.   5  Закона
   Российской  Федерации  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"  от
   6 декабря 1991 г. к перечню товаров (работ, услуг),  освобождаемых
   от   налога   на   добавленную  стоимость, отнесены  туристские  и
   экскурсионные  путевки (в редакции Федерального закона от 28.04.97
   N 73-ФЗ).
       По  мнению  ЗАО  "Финист - Трэвел",   оспариваемое  письмо  от
   25 сентября 1996 г. "О  налоге  на  добавленную стоимость" ГНС РФ,
   Минфина  РФ,  Госкомитета  РФ  по физической культуре и туризму не
   может   быть   признано   действительным,   порождающим   права  и
   обязанности,  поскольку содержащееся в нем утверждение о том,  что
   от  налога  на  добавленную  стоимость  освобождается стоимость не
   любых  туристско  - экскурсионных  путевок,  а  лишь тех,  которые
   утверждены Министерством финансов РФ как бланки строгой отчетности
   и  зарегистрированы  Министерством  юстиции Российской Федерации в
   установленном  порядке.  Утверждается,  что  произошло ограничение
   применения  льгот  по  НДС,  что  допустимо лишь на уровне издания
   федерального  закона  и не  может  быть  установлено  федеральными
   органами исполнительной власти,  заместители руководителей которых
   подписали письмо.
       Суд не может согласиться с таким утверждением.
       Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года
   N  132-ФЗ   "Об   основах  туристской  деятельности  в  Российской
   Федерации", туристская  путевка  - документ,  подтверждающий  факт
   передачи туристского продукта.  При этом законодатель не определил
   форму  документа.  Не  установлена  она и в Законе РФ "О налоге на
   добавленную стоимость", в том числе по иным товарам и услугам.
       Данный  вопрос  разрешен  Постановлением  Совета  Министров  -
   Правительства  Российской Федерации,  которым во исполнение Закона
   Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
   осуществлении  денежных  расчетов с населением" и Указа Президента
   Российской Федерации от 16 февраля 1993 г.  N 224 "Об обязательном
   применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями
   и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов
   с   населением"   утверждено   согласованное  с Верховным  Советом
   Российской   Федерации   "Положение  по  применению  контрольно  -
   кассовых  машин при осуществлении денежных расчетов с населением";
   Министерству  финансов Российской Федерации поручено разработать и
   утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств,
   предприятий  и организаций  формы документов строгой отчетности (в
   том  числе  путевок),  которые могут использоваться при расчетах с
   населением  для  учета  наличных  денежных  средств.   Аналогичным
   образом  тем же Постановлением Правительства предложено Минфину РФ
   разработать  и утвердить  формы иных документов строгой отчетности
   (квитанции, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты).
       Формы  туристических  путевок  утверждены письмом Министерства
   финансов  РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-65, и они зарегистрированы
   Министерством юстиции РФ за N N 1236, 1237, 1238, 1239. Лишь после
   регистрации  форм  туристических  путевок  как  документов строгой
   отчетности   Минюст  РФ  зарегистрировал  оспариваемое  письмо  за
   следующим N 1240.
       Таким образом,  туристская путевка является документом строгой
   отчетности   и  лишь   в таком  качестве,   согласно  приведенному
   Постановлению   Правительства    Российской    Федерации,    может
   использоваться   при  расчетах  с населением  для  учета  наличных
   денежных средств.
       При  таких обстоятельствах нельзя согласиться с содержащимся в
   заявлении  утверждением  о том,  что  оспариваемым письмом создана
   новая     норма,     отличная     от    действующих    федеральных
   нормативно - правовых актов.
       Довод   представителя  Министерства  Российской  Федерации  по
   налогам и сборам о неподведомственности Верховному Суду Российской
   Федерации данного дела является ошибочным.
       Пункт  2 ст.  138  части  первой Налогового кодекса Российской
   Федерации  предусматривает,  что судебное обжалование актов (в том
   числе нормативных) налоговых органов,  действий или бездействия их
   должностных  лиц организациями и индивидуальными предпринимателями
   производится  путем  подачи искового заявления в арбитражный суд в
   соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
       Указанное  письмо  издано  от  имени  трех федеральных органов
   исполнительной власти Российской Федерации,  лишь одним из которых
   является  Государственная  налоговая  служба РФ.  Нормативные акты
   Министерства финансов РФ и Министерства РФ по физической культуре,
   спорту  и туризму  в силу ст.  116 ГПК РСФСР могут быть оспорены в
   Верховном  Суде  РФ.  Это  обстоятельство влечет за собой проверку
   законности письма судом общей юрисдикции в полном объеме.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191 - 197,
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       Закрытому     акционерному    обществу  "Финист - Трэвел"    в
   удовлетворении   требований  о признании  недействительным  письма
   Государственной    налоговой    службы    Российской    Федерации,
   Министерства   финансов  Российской  Федерации,   Государственного
   комитета  Российской Федерации по физической культуре и туризму "О
   налоге   на  добавленную  стоимость"  от  25  сентября  1996  года
   отказать.
       Настоящее  решение  может  быть  обжаловано  и опротестовано в
   Кассационную  коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня
   его вынесения в окончательной форме.

                                               Председательствующий -
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           А.М.МАСЛОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz