Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.08.1999 N ГКПИ 98-630 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ ИНСТРУКЦИИ ЦБ РФ N 19 И ГТК РФ N 01-20/10283 ОТ 12.10.1993

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 3 августа 1999 г. N ГКПИ 98-630

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд РФ в составе:

       Председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Шведове Ю.А.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

       рассмотрев в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению открытого акционерного общества "Фосфорит"  о  признании
   незаконной Инструкции  "О порядке осуществления валютного контроля
   за  поступлением  в  Российскую  Федерацию  валютной  выручки   от
   экспорта   товаров",   утвержденной   Центральным   банком   РФ  и
   Государственным таможенным комитетом РФ  12  октября  1993  г.  (в
   редакции  письма  ЦБ  РФ N 286-У и ГТК РФ N 01-23/14616 от 13 июля
   1998 г.),

                               установил:

       заявитель   обратился   в  Верховный  Суд  РФ  с вышеуказанным
   требованием.
       В  ходе  судебного  разбирательства  предъявленное  требование
   уточнил  и просил  признать  недействительными только пункты 6.10,
   6.11  в части  слов  "суммы  обоснованно  не  поступившей валютной
   выручки  от  экспорта  товаров,  письменно  подтвержденные  Банком
   России, МВЭС России или ТПП России, после проверки полномочий лиц,
   подписавших подтверждения,  заносятся в соответствующую графу УК",
   6.14 и 6.15 этой Инструкции по мотивам противоречия их требованиям
   ст.  5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а
   также статьям 48, 50 и 56 Конвенции ООН "О договорах международной
   купли - продажи товаров".
       В судебном   заседании   представитель  заявителя  Гущев  И.В.
   предъявленное требование в  уточненном  виде  поддержал  и,  кроме
   того, просил признать незаконной Инструкцию в целом, поскольку она
   не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ  и
   не была   опубликована   в  установленном  порядке  для  всеобщего
   сведения.
       Представители Центрального  банка  РФ Тимирбаева С.М.,  Ларина
   Е.Л. и Голуб Е.В., Таможенного комитета РФ Баландина Г.В. и Козлов
   А.В. с  требованием  заявителя  не  согласились  и  пояснили,  что
   оспариваемые им пункты Инструкции действующему законодательству не
   противоречат.
       Выслушав объяснения    представителей    сторон,    исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры  РФ  Федотовой  А.В.,  полагавшей   в   удовлетворении
   заявления  отказать,  Верховный  Суд  находит  его  не  подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии  со  ст. ст. 11  и  12  Закона  РФ  "О валютном
   регулировании и валютном контроле" органами валютного  контроля  в
   Российской Федерации   являются   Центральный  банк  РФ,  а  также
   Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
       Органы валютного  контроля в пределах своей компетенции издают
   нормативные акты,  обязательные к исполнению всеми  резидентами  и
   нерезидентами в  Российской Федерации,  определяют порядок и формы
   учета, отчетности и документации по валютным операциям  резидентов
   и нерезидентов.
       Как установлено  судом,  Центральным  банком  РФ  совместно  с
   Государственным таможенным комитетом РФ во исполнение Закона РФ "О
   валютном регулировании и валютном контроле",  указов Президента РФ
   и постановления  Правительства  РФ  по  этому  вопросу  и  в целях
   обеспечения полного  и   своевременного   поступления   экспортной
   валютной выручки  в  Российскую Федерацию 12 октября 1993 г.  была
   принята указанная выше Инструкция.
       Анализ положений,   содержащихся   в  оспариваемых  заявителем
   пунктах Инструкции свидетельствует о том,  что  все  они  касаются
   вопросов банковского  контроля за поступлением валютной выручки от
   экспорта товаров и устанавливают порядок  ее  учета  и  отчетности
   соответствующими банками.
       Положения    этих    пунктов   Инструкции,    по   утверждению
   представителей    Центрального    банка   РФ   и  Государственного
   таможенного комитета РФ,  не противоречат требованиям Закона РФ "О
   валютном  регулировании  и валютном  контроле" и прав заявителя не
   нарушают.  Данная  Инструкция  на  время  ее  принятия Центральным
   банком  РФ  и ГТК  РФ не требовала государственной регистрации,  в
   связи  с чем  Министерство  юстиции  РФ  в ее  регистрации по этим
   основаниям было отказано.
       Эти утверждения указанных представителей материалами  дела  не
   опровергнуты.
       Не представлено  каких-либо  данных  в   их   опровержение   и
   представителем заявителя.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   положения   оспариваемых   пунктов   Инструкции   не  противоречат
   действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.
       Инструкция принята   с   соблюдением  требований  закона  и  в
   пределах компетенции  издавших  ее органов,  а поэтому  каких-либо
   предусмотренных законом     оснований     для     признания     ее
   недействительной (незаконной) не имеется.
       Довод представителя  заявителя о том,  что оспариваемые пункты
   6.10, 6.11,  6.14 и 6.15 Инструкции в указанной части противоречат
   ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",  а
   также ст.  48,  50 и 56 Конвенции ООН "О  договорах  международной
   купли -  продажи  товаров"  не  может  быть  принят  во  внимание,
   поскольку он основан лишь на субъективных выводах самого заявителя
   и никакими объективными данными не подтвержден.
       Ссылку  представителя  заявителя  при  этом на то,  что ст.  5
   названного  выше Закона не содержит в отличие от указанных пунктов
   Инструкции  требования  о необходимости  поступления всей валютной
   выручки на соответствующий счет экспортера в уполномоченном банке,
   нельзя  признать  обоснованной,  поскольку  из  смысла приведенной
   нормы  Закона  следует,  что  именно вся иностранная валюта,  а не
   какая-либо  ее  часть,  получаемая  предприятиями  - экспортерами,
   подлежит  обязательному  зачислению  на  их счета в уполномоченных
   банках.
       Не может   суд  согласиться  и  с  утверждением  представителя
   заявителя о   том,   что   оспариваемые   пункты   Инструкции   не
   соответствуют упомянутым выше нормам Конвенции ООН, так как данные
   нормы Конвенции регулируют правоотношения, вытекающие из договоров
   международной купли   -   продажи   товаров   между   продавцом  и
   покупателем и какого-либо отношения в данном случае  к  вопросу  о
   валютном контроле, о чем идет речь в Инструкции, не имеют.
       Что касается  довода  представителя  заявителя  о   том,   что
   оспариваемая Инструкция не может быть признана законной, поскольку
   не прошла государственную регистрацию и  не  была  опубликована  в
   установленном порядке, то его также нельзя признать обоснованным.
       В  соответствии  со  ст.  1  Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г.
   N 394-1  "О  Центральном  банке  РСФСР",  действовавшего  на время
   издания указанной выше Инструкции, Центральный Банк России являлся
   главным   банком   РСФСР,   находился   в ее  собственности  и был
   подотчетен  Верховному  Совету  РСФСР.   Из  этого  следует,   что
   Центральный  банк  РСФСР  имел  особый  статус  и не  относился  к
   министерствам  и ведомствам,  нормативные  акты  которых подлежали
   государственной регистрации.
       Данным Законом порядок издания нормативных  актов  Центральным
   банком РСФСР не был определен.
       Не предусматривалось      требование      об      обязательной
   государственной регистрации  нормативных  актов Центрального банка
   РСФСР и его Уставом.
       Из  имеющегося  в деле  письма  Министерства  юстиции  РФ от 2
   августа  1999  г.  также усматривается,  что согласно разъяснениям
   Министерства   юстиции  РФ  от  31  мая  1993  г.   акты  органов,
   подотчетных  только  Верховному  Совету  РСФСР  или  находящихся в
   непосредственном ведении Президента РФ (Госкомстат РФ, Центральный
   банк РФ, ФАПСИ и др.), не подлежали направлению на государственную
   регистрацию.
       Не подлежали государственной регистрации и  нормативные  акты,
   принятые Центральным банком РСФСР совместно с другими ведомствами.
       С учетом этих разъяснений  и  положений  закона  Министерством
   юстиции РФ  по  этим  основаниям  было  отказано в государственной
   регистрации оспариваемой Инструкции.
       При таких данных суд не находит оснований полагать, что данная
   Инструкция на  момент   ее   издания   подлежала   государственной
   регистрации.
       Не  подлежала такой регистрации названная Инструкция и в связи
   с  изменениями ее редакции от 13 июля 1998 г.,  поскольку согласно
   ст.  6 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"
   в  редакции  от  26  апреля  1995  г.  государственной регистрации
   подлежат  нормативные  акты  Банка России,  только непосредственно
   затрагивающие права, свободы или обязанности граждан.
       Положения же   оспариваемой   Инструкции    адресованы    лишь
   соответствующим банкам  и  таможенным  органам  и  непосредственно
   прав, свобод  или  обязанностей  граждан,  а  также  заявителя  не
   затрагивают.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       заявление   открытого   акционерного   общества  "Фосфорит"  о
   признании незаконной Инструкции "О порядке осуществления валютного
   контроля  за  поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки
   от  экспорта  товаров",   утвержденной  Центральным  банком  РФ  и
   Государственным  таможенным  комитетом  РФ  12 октября 1993 г.  (в
   редакции  письма ЦБ РФ и ГТК РФ от 13 июля 1998 г.),  оставить без
   удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.

                                         Председательствующий - судья
                                                      Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz