Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 23.07.1999 N 14-38-355ИН/16 О СОПРЯЖЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                  от 23 июля 1999 г. N 14-38-355ин/16

                  О СОПРЯЖЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
                  ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                              ОБРАЗОВАНИЯ

       В соответствии с Федеральным законом "Об образовании"  система
   образования   включает   в   себя  совокупность  взаимодействующих
   преемственных образовательных  программ  и  стандартов  различного
   уровня и направленности.
       В 1993 - 1994 годах  была  проведена  работа  по  согласованию
   Классификаторов  перечней  специальностей  <*>  высшего и среднего
   профессионального образования (далее  -  Классификаторы),  которая
   позволила  в  дальнейшем разработать согласованные Государственные
   требования   к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
   по многим  специальностям  высшего  и  среднего  профессионального
   образования  (далее  -  Требования).  Согласование  требований  по
   специальностям способствовало обеспечению преемственности основных
   образовательных  программ  высшего  и  среднего  профессионального
   образования.  В  результате  активизировался  процесс   интеграции
   высшего  и  среднего  профессионального  образования:  в настоящее
   время 140 средних специальных учебных заведений вошли в  структуру
   вузов,  более 100 вузов готовят специалистов в сокращенные сроки с
   учетом  предшествующего  среднего  профессионального   образования
   соответствующего  профиля.  За последние 6 лет объемы подготовки в
   вузах выпускников средних специальных учебных  заведений  возросли
   почти   в  три  раза.  В  1998  году  прием  выпускников  среднего
   профессионального образования составил 182 тыс.  человек (21,8% от
   общего объема приема).
       --------------------------------
       <*> В  настоящем  письме   не   рассматривается   согласование
   перечней    направлений   подготовки   высшего   профессионального
   образования с перечнем специальностей  среднего  профессионального
   образования.

       Основными предпосылками  сопряжения  специальностей  высшего и
   среднего профессионального образования являются:
       - общая   направленность   подготовки:   в   области  техники,
   технологии, экономики, образования и т.д.;
       - сходство   общепрофессиональной   подготовки,   свойственной
   группе специальностей (однопрофильные специальности);
       - общность   объекта  труда  и,  как  следствие,  однородность
   общепрофессиональной  и  специальной  подготовки  по  наименованию
   дисциплин  и учебным элементам в программах дисциплин (родственные
   специальности).
       С целью   развития   процесса   согласования   государственных
   образовательных стандартов высшего  и  среднего  профессионального
   образования,    углубления    интеграции    среднего   и   высшего
   профессионального образования,  расширения  возможностей  получать
   высшее  профессиональное  образование  соответствующего  профиля в
   сокращенные  сроки  выпускникам  колледжей,  техникумов  и  училищ
   министерство рекомендует следующее:
       1. Сохранить  сложившиеся  подходы   систематизации   перечней
   специальностей высшего и среднего профессионального образования по
   группам  с  использованием  одинакового  кода  как  групп,  так  и
   родственных  специальностей,  имея  в виду,  что в связи с разными
   задачами  высшего   и   среднего   профессионального   образования
   некоторые  из  специальностей  высшего  образования  (например,  в
   действующем Классификаторе направлений  и  специальностей  высшего
   профессионального      образования      -      естественнонаучные,
   междисциплинарные  естественно - технические специальности и т.п.)
   не могут иметь аналогов в среднем профессиональном образовании.
       2. Упорядочить   наименование   однопрофильных  и  родственных
   специальностей высшего и среднего профессионального образования  в
   связи  с  тем,  что  оба перечня отражают тенденции развития рынка
   труда <*>.
       --------------------------------
       <*> В  наименованиях  родственных  специальностей  высшего   и
   среднего профессионального образования могут наблюдаться отличия в
   связи с тем, что они отражают разные классы профессиональных задач
   специалистов  (например,  в  действующих  Классификаторах:  100300
   Гидроэлектроэнергетика - в высшем профессиональном  образовании  и
   1003  Гидроэнергетические  установки  - в среднем профессиональном
   образовании и т.п.).

       3. Учесть   разницу   в   классах  профессиональных  задач,  а
   следовательно,  разницу  в  подходах   к   формированию   перечней
   специальностей    (функционально    -    предметный    в   среднем
   профессиональном образовании  и  объектно  -  деятельностный  -  в
   высшем образовании), которые могут приводить к тому, что отдельные
   специальности среднего профессионального образования перерастают в
   целые  группы  в  Перечне  высшего  профессионального  образования
   (например,  в  действующих  Классификаторах:  специальность   1202
   Производство  летательных  аппаратов  - в среднем профессиональном
   образовании,  а в системе высшего профессионального образования  -
   группа  специальностей  130000 Авиационная и ракетно - космическая
   техника и т.п.).
       4. Проанализировать   имеющееся   существенное  расхождение  в
   систематизации и наименовании специальностей в  области  экологии,
   охраны   окружающей   среды  и  безопасности  жизнедеятельности  в
   Классификаторах     специальностей     высшего     и      среднего
   профессионального образования.
       5. Проанализировать   содержание   основных    образовательных
   программ  однопрофильных  и  родственных специальностей среднего и
   высшего   профессионального   образования   и   предусмотреть    в
   государственных       образовательных      стандартах      высшего
   профессионального   образования   нового   поколения   возможность
   освоения   программ   высшего   профессионального   образования  в
   сокращенные  сроки  лицами,  имеющими   среднее   профессиональное
   образование   соответствующего   профиля.   При   этом  необходимо
   руководствоваться   Методическими   указаниями    по    разработке
   сокращенных    программ    подготовки    специалистов   с   высшим
   профессиональным образованием на базе  среднего  профессионального
   образования  соответствующего  профиля и оформлению документов для
   лиц,  обучающихся по сокращенным программам (письмо Минобразования
   России от 30 марта 1999 г.  N 14-55-156ин/15),  и не снижать  долю
   фундаментальной  подготовки  специалиста с высшим профессиональным
   образованием.
       При обновлении   перечня   специальностей   и   стандартов  по
   специальностям  высшего  профессионального  образования  учебно  -
   методическим    объединениям    вузов   рекомендуется   привлекать
   специалистов    соответствующего    профиля    системы    среднего
   профессионального  образования  с  целью последующей корректировки
   государственного     образовательного      стандарта      среднего
   профессионального образования.

                                                 Заместитель Министра
                                                           В.ШАДРИКОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz