МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 1999 г. N 14-38-355ин/16
О СОПРЯЖЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" система
образования включает в себя совокупность взаимодействующих
преемственных образовательных программ и стандартов различного
уровня и направленности.
В 1993 - 1994 годах была проведена работа по согласованию
Классификаторов перечней специальностей <*> высшего и среднего
профессионального образования (далее - Классификаторы), которая
позволила в дальнейшем разработать согласованные Государственные
требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по многим специальностям высшего и среднего профессионального
образования (далее - Требования). Согласование требований по
специальностям способствовало обеспечению преемственности основных
образовательных программ высшего и среднего профессионального
образования. В результате активизировался процесс интеграции
высшего и среднего профессионального образования: в настоящее
время 140 средних специальных учебных заведений вошли в структуру
вузов, более 100 вузов готовят специалистов в сокращенные сроки с
учетом предшествующего среднего профессионального образования
соответствующего профиля. За последние 6 лет объемы подготовки в
вузах выпускников средних специальных учебных заведений возросли
почти в три раза. В 1998 году прием выпускников среднего
профессионального образования составил 182 тыс. человек (21,8% от
общего объема приема).
--------------------------------
<*> В настоящем письме не рассматривается согласование
перечней направлений подготовки высшего профессионального
образования с перечнем специальностей среднего профессионального
образования.
Основными предпосылками сопряжения специальностей высшего и
среднего профессионального образования являются:
- общая направленность подготовки: в области техники,
технологии, экономики, образования и т.д.;
- сходство общепрофессиональной подготовки, свойственной
группе специальностей (однопрофильные специальности);
- общность объекта труда и, как следствие, однородность
общепрофессиональной и специальной подготовки по наименованию
дисциплин и учебным элементам в программах дисциплин (родственные
специальности).
С целью развития процесса согласования государственных
образовательных стандартов высшего и среднего профессионального
образования, углубления интеграции среднего и высшего
профессионального образования, расширения возможностей получать
высшее профессиональное образование соответствующего профиля в
сокращенные сроки выпускникам колледжей, техникумов и училищ
министерство рекомендует следующее:
1. Сохранить сложившиеся подходы систематизации перечней
специальностей высшего и среднего профессионального образования по
группам с использованием одинакового кода как групп, так и
родственных специальностей, имея в виду, что в связи с разными
задачами высшего и среднего профессионального образования
некоторые из специальностей высшего образования (например, в
действующем Классификаторе направлений и специальностей высшего
профессионального образования - естественнонаучные,
междисциплинарные естественно - технические специальности и т.п.)
не могут иметь аналогов в среднем профессиональном образовании.
2. Упорядочить наименование однопрофильных и родственных
специальностей высшего и среднего профессионального образования в
связи с тем, что оба перечня отражают тенденции развития рынка
труда <*>.
--------------------------------
<*> В наименованиях родственных специальностей высшего и
среднего профессионального образования могут наблюдаться отличия в
связи с тем, что они отражают разные классы профессиональных задач
специалистов (например, в действующих Классификаторах: 100300
Гидроэлектроэнергетика - в высшем профессиональном образовании и
1003 Гидроэнергетические установки - в среднем профессиональном
образовании и т.п.).
3. Учесть разницу в классах профессиональных задач, а
следовательно, разницу в подходах к формированию перечней
специальностей (функционально - предметный в среднем
профессиональном образовании и объектно - деятельностный - в
высшем образовании), которые могут приводить к тому, что отдельные
специальности среднего профессионального образования перерастают в
целые группы в Перечне высшего профессионального образования
(например, в действующих Классификаторах: специальность 1202
Производство летательных аппаратов - в среднем профессиональном
образовании, а в системе высшего профессионального образования -
группа специальностей 130000 Авиационная и ракетно - космическая
техника и т.п.).
4. Проанализировать имеющееся существенное расхождение в
систематизации и наименовании специальностей в области экологии,
охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности в
Классификаторах специальностей высшего и среднего
профессионального образования.
5. Проанализировать содержание основных образовательных
программ однопрофильных и родственных специальностей среднего и
высшего профессионального образования и предусмотреть в
государственных образовательных стандартах высшего
профессионального образования нового поколения возможность
освоения программ высшего профессионального образования в
сокращенные сроки лицами, имеющими среднее профессиональное
образование соответствующего профиля. При этом необходимо
руководствоваться Методическими указаниями по разработке
сокращенных программ подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием на базе среднего профессионального
образования соответствующего профиля и оформлению документов для
лиц, обучающихся по сокращенным программам (письмо Минобразования
России от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15), и не снижать долю
фундаментальной подготовки специалиста с высшим профессиональным
образованием.
При обновлении перечня специальностей и стандартов по
специальностям высшего профессионального образования учебно -
методическим объединениям вузов рекомендуется привлекать
специалистов соответствующего профиля системы среднего
профессионального образования с целью последующей корректировки
государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования.
Заместитель Министра
В.ШАДРИКОВ
|