Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 1999 г. N 1841
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 июля 1999 г. N 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ
И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
(с изм., согл. Приказа Минэнерго РФ от 07.07.2000 N 39,
согл. определения Верховного Суда РФ от 16.05.2000 N КАС 00-184)
В целях приведения нормативных актов Министерства в
соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом
надзоре в Российской Федерации" <*> приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33,
ст. 4037.
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обследований
организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и
продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций,
региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями
Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской
Федерации и выдачи заключений по результатам указанных
обследований (далее - Порядок).
Настоящий Порядок вступает в силу по истечении 10 дней с
момента официального опубликования.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Департамент государственного энергетического надзора и
энергосбережения (Варнавского Б.П.).
Министр
В.КАЛЮЖНЫЙ
Приложение
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ
И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ, РЕГИОНАЛЬНЫМИ
ГОСНЕФТЕИНСПЕКЦИЯМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ
ГОСЭНЕРГОНАДЗОРА МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УКАЗАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
(в ред. Приказа Минэнерго РФ от 07.07.2000 N 39)
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями
Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об
энергосбережении", Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N
158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с
изменениями от 26 ноября 1998 г.), Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 371 "О неотложных мерах
по энергосбережению в области добычи, производства,
транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов" и
актами Правительства, регулирующими вопросы лицензирования
деятельности в системе топливно - энергетического комплекса <*>,
Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 августа 1998 г. N 938; Положением о Министерстве
топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января
1996 г. N 60.
--------------------------------
<*> Положение о лицензировании деятельности по содержанию и
эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно - энергетический
комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том
числе и передвижных), утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. N 897; Положение о
лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее
переработки, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 апреля 1996 г. N 394.
2. В соответствии с действующим законодательством составными
частями системы государственного энергетического надзора
(Госэнергонадзор России), объединяющими действующие в топливно -
энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции,
являются и региональные госнефтеинспекции, в основную задачу
которых входит выдача предусмотренных законодательством заключений
от имени соответствующих управлений государственного
энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.
В настоящем Порядке органы, осуществляющие указанную функцию,
далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют
контроль за рациональным и безопасным использованием организациями
и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов,
сохранением их качества с целью предотвращения аварий, нарушения
экологии, угрозы человеческих жертв и повреждений, а также
эффективного использования энергетических ресурсов.
3. Настоящий Порядок распространяется на организации,
являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, а
также на индивидуальных предпринимателей, далее именуемых
"организациями".
4. Обследования для осуществления указанного контроля
производятся с целью:
- проверки соблюдения соискателем соответствующей лицензии
требований и условий, установленных для осуществления
деятельности, указанной в лицензии, и выдачи заключений для
получения лицензий в соответствии с порядком, установленным
действующим законодательством;
- проверки выявления нарушений лицензиатом лицензионных
требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение
ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью
граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
- осуществления энергетического надзора в области добычи,
переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и
потребления нефти и нефтепродуктов.
4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о
соответствии его лицензионным требованиям и условиям в
государственные надзорные и контрольные органы представляются
следующие документы:
- заявление о выдаче заключения установленной формы (приложение
1);
- копии учредительных документов и копии свидетельства о
государственной регистрации соискателя в качестве юридического
лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены
нотариусом) - для юридических лиц или копию свидетельства о
государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не
заверена у нотариуса) - для индивидуальных предпринимателей;
- сведения о наличии емкостей и другого технологического
оборудования (их основные характеристики), необходимого для
осуществления лицензионной деятельности, а также документы,
подтверждающие их соответствие действующим нормам и правилам
технической, пожарной и экологической безопасности;
- сведения о профессиональной подготовке работников,
осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.
Документы, представленные в государственные надзорные и
контрольные органы для получения заключения, регистрируются в
специальном журнале.
Рассмотрение заявления предусматривает оценку полноты и
достоверности представленных материалов, проверку соответствия их
законодательным актам, требованиям действующих стандартов и других
нормативных и технических документов.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного месяца с
момента его регистрации. При необходимости проведения
дополнительной экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.
Заключение (положительное или отрицательное) выдается заявителю
в течение одной недели со дня принятия соответствующего решения
государственных надзорных и контрольных органов (приложение 2).
Основаниями для отрицательного заключения являются:
- несоответствие представленных документов действующему
законодательству;
- наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым
для осуществления указанного вида деятельности, что подтверждено
актом обследования и заключением государственных надзорных и
контрольных органов инспекции.
4.2. При проведении обследований деятельности по хранению нефти
и продуктов ее переработки и выдаче соответствующих заключений
государственные надзорные и контрольные органы инспекции проверяют
соответствие следующим требованиям правил технической
эксплуатации:
- общие требования к нефтебазам (АЗС);
- требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям
и сооружениям;
- требования по сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме,
хранении и отпуске, техническое состояние бензо- и
маслораздаточных колонок;
- документация;
- требования к техническому состоянию резервуаров,
технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;
- метрологическое обеспечение нефтебаз;
- контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
- основные требования к технике безопасности, охране труда и
пожарной безопасности;
- учет нефтепродуктов;
- охрана окружающей среды;
- требования к профессиональному отбору, проверке знаний и
инструктаж по технике безопасности;
- оформление акта обследования, регистрация и выдача
заключения.
При проведении обследований деятельности по содержанию и
эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:
- общая организация работы при проведении обследования;
- общие требования к АЗС;
- требования к территории АЗС;
- укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;
- наличие документации и порядка ее ведения;
- техническое состояние резервуаров и технического
оборудования;
- техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
- техническое состояние трубопроводов и арматуры;
- техническое состояние электрооборудования;
- устройство и техническое состояние вентиляции;
- организация контроля качества и сбора отработанных
нефтепродуктов;
- организация подготовки обслуживающего персонала и инструктажа
по технике безопасности;
- оформление акта обследования, регистрация и выдача
заключения.
Основными направлениями проверок являются следующие работы и
операции:
а) использование моторного топлива, предназначенного для работы
автотракторной техники;
б) использование горюче - смазочных материалов и других
нефтепродуктов в нарушение государственных стандартов, технических
условий, а также нормативных документов по эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
в) сверхнормативные потери при хранении, транспортировке,
приеме и отпуске нефтересурсов;
г) перерасход горюче - смазочных материалов сверх установленных
норм в технологических процессах, при эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
д) сверхнормативное расходование моторного топлива
автомобилями, предназначенными для работы на сжиженном нефтяном и
сжатом природном газах;
е) потери нефтересурсов из-за неудовлетворительного
технического состояния и обслуживания трубопроводного транспорта,
автотракторной техники, резервуарных парков и других сооружений;
ж) потери в результате неполного слива нефтепродуктов из
железнодорожных цистерн, танкеров и других средств
транспортировки;
з) необоснованное использование жидкого резервного топлива
вместо основного при эксплуатации топливопотребляющих объектов,
техники и оборудования;
и) потери от неудовлетворительного состояния измерительных
средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного
сырья и нефтепродуктов;
к) потери топливных нефтяных ресурсов, затраченных на
производство бракованной продукции;
л) потери из-за нерационального использования отработанных
нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и
сдачи;
м) потери из-за снижения качества нефти и нефтепродуктов в
результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;
н) потери нефтепродуктов или ухудшение их качества из-за
невыполнения условий лицензирования деятельности, связанной с
нефтепродуктами.
4.3. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и
условий, а также осуществление энергетического надзора проводятся
не реже одного раза в год. При необходимости по решению
государственных надзорных и контрольных органов могут быть
проведены дополнительные проверки.
При проведении обследований и проверок государственные
надзорные и контрольные органы вправе получать необходимые
заключения соответствующих подразделений Минтопэнерго России и
других заинтересованных органов.
По прибытии на место проверяющий предъявляет руководителю
организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами,
уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
4.4. Проверка с целью осуществления энергонадзора проводится по
следующим основным вопросам:
- организация обеспечения нефтепродуктами и результаты их
использования с составлением баланса поступления и расхода по всем
направлениям;
- нормирование расхода нефтепродуктов при эксплуатации
автотранспортной техники, других машин и механизмов;
- учет работы топливопотребляющей техники;
- состояние бухгалтерского и первичного учета по вопросам
использования нефтепродуктов, наличие сверхнормативных и аварийных
потерь, правильность списания и расход горюче - смазочных
материалов;
- техническое состояние нефтескладского и заправочного
оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его
неисправности;
- организация контроля качества нефтепродуктов с проверкой
паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи
нефтепродуктов, проверкой работы лаборатории;
- организация слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с
выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества
потерянных при этом нефтепродуктов;
- работа автотранспортной техники, работающей на автобензине,
дизельном топливе, сжатом и сжиженном газах, с расчетом
непроизводительных потерь от неправильной ее эксплуатации,
неудовлетворительного технического состояния и содержания;
- использование котельно - печного топлива;
- сбор и использование отработанных нефтепродуктов;
- соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность
с нефтепродуктами.
4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте
должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в
содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений. К
акту прилагаются протоколы, справки, таблицы.
Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего в него
запрещается вносить изменения и дополнения.
Участники проверки, а также представители проверяемой
организации, не согласные с указанным решением, вправе изложить
свое собственное мнение, которое прилагается к акту.
Содержание акта доводится до сведения руководителя проверяемой
организации, который его подписывает. В случае отказа от подписи в
акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем
проверки.
Акт проверки передается проверяемой организации, копии акта -
государственным надзорным и контрольным органам, проводившим
проверку, а также при необходимости соответствующему органу
исполнительной власти, представителям организаций, участвовавшим в
проверке, и в Госэнергонадзор Минтопэнерго России.
В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий
его эксплуатации, связанных с нарушением действующих норм и правил
технической, пожарной и экологической безопасности,
государственные надзорные и контрольные органы могут выдать
предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений.
Предписание, заверенное печатью проверяющего органа,
направляется вместе с актом проверки.
Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют
контроль за выполнением организацией предписаний путем проведения
дополнительных проверок.
При невыполнении предписаний выданные ранее заключения
аннулируются государственными надзорными и контрольными органами,
которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения либо
другой срок, установленный действующим законодательством,
информируют об этом соответствующий лицензионный орган для
принятия соответствующих решений и лицензиата.
Переоформление заключения производится в порядке, установленном
для его получения.
До переоформления заключения заявитель может осуществлять свою
деятельность при условии обеспечения безопасности и безаварийности
работы.
При выявлении нарушений лицензионных требований и условий,
которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне
страны и безопасности государства, государственные надзорные и
контрольные органы обязаны сообщить лицензирующему органу,
выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В этом случае лицензирующие органы могут приостановить действие
лицензии.
5. При проведении обследований сотрудники государственных
надзорных и контрольных органов вправе:
- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения
посещать организации и объекты, где производятся прием, хранение,
отпуск, транспортировка и используется нефть, нефтяное сырье,
нефтепродукты, в том числе отработанные масла;
- требовать от руководителей проверяемых организаций
обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том
числе предоставления необходимых для работы документов, материалов
и лабораторной базы, привлечения специалистов для проведения
соответствующих анализов и измерений;
- давать предписания об устранении нарушений законодательных и
нормативных данных требований и условий по вопросам своей
компетенции и устанавливать сроки устранения этих нарушений.
При проведении обследований государственные надзорные и
контрольные органы руководствуются методиками, утвержденными в
установленном порядке.
6. Действительными для получения лицензии и подтверждения
соответствия лицензионным условиям являются только те заключения,
которые получены организациями в соответствии с настоящим
Порядком.
7. Обследование зданий, сооружений, оборудования и иных
технических средств, с помощью которых осуществляются
лицензируемые виды деятельности, и выдача заключений
государственными надзорными и контрольными органами на их
соответствие действующим нормам и правилам для получения
соответствующих лицензий или их продления проводятся по заявлениям
соискателей лицензий или лицензиатов. Стоимость этих работ
определяется договорами, заключаемыми в установленном порядке, в
зависимости от объема работ и оформления документов.
Ежегодные обследования организаций на подтверждение
соответствия объектов действующим нормам и правилам технической
эксплуатации осуществляются надзорными и контрольными органами по
согласованию с этими организациями в установленном порядке.
Осуществление энергетического надзора за деятельностью
хозяйствующих субъектов в части рационального и эффективного
использования нефти и нефтепродуктов, а также проверки выполнения
лицензиатами лицензионных требований и условий проводятся
государственными надзорными и контрольными органами за счет
средств, выделяемых на их содержание, в соответствии с
утвержденными в установленном порядке методиками.
(п. 7 в ред. Приказа Минэнерго РФ от 07.07.2000 N 39)
8. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим
Порядком, осуществляется отделом нефтяной и газовой инспекции
Госэнергонадзора Минтопэнерго России.
9. Государственные надзорные и контрольные органы при
организации и осуществлении лицензионной деятельности, в том числе
при выдаче заключений в установленном порядке, координируют свою
работу с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
10. Спорные вопросы по решениям руководителей государственных
надзорных и контрольных органов рассматриваются руководителем
Госэнергонадзора Минтопэнерго России, а по его решениям
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
В случае несогласия соискателя лицензии или лицензиата с
принятыми решениями они могут быть обжалованы в суде в
установленном порядке.
Приложение 1
к Порядку
Регистрационный N ______________________
Дата регистрации _______________________
В ______________________________________
(наименование органа Госнефтеинспекции
или территориального Управления
Госэнергонадзора Минтопэнерго России)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Заявитель ____________________________________________________
(для юридических лиц - наименование и
__________________________________________________________________
организационная форма, для индивидуальных предпринимателей -
__________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, паспортные данные)
просит выдать заключение на __________________________________
(вид деятельности)
Почтовый адрес заявителя и местоположение лицензируемого
объекта __________________________________________________________
__________________________________________________________________
телефон ________________, телефакс __________________
К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка:
1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________
4. ______________________________________________
Дата Личная подпись
заявителя
Приложение 2
к Порядку
Регистрационный номер ___________
Дата выдачи _____________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госнефтеинспекции (территориального управления
Госэнергонадзора) Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации
Рассмотрев на основании заявления ____________________________
(регистрационный номер,
дата регистрации)
документы заявителя и другие материалы по вопросам
лицензионной деятельности ________________________________________
(наименование вида деятельности,
__________________________________________________________________
работ, услуг)
Госнефтеинспекция (территориальное управление
Госэнергонадзора) считает, что ___________________________________
(наименование юридического лица или
__________________________________________________________________
индивидуального предпринимателя, его паспортные данные)
(не) имеет возможность(и) выполнять __________________________
(наименование вида
__________________________________________________________________
деятельности, работ, услуг)
(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________
Руководитель ___________________________ (подпись)
(Госнефтеинспекции или
территориального управления
Госэнергонадзора) Печать
|