ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 14 июля 1999 г. N 41/38
ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ,
ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ПРОКУРОРОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Изучение практики прокурорского надзора за соблюдением
законности при исполнении судебных постановлений о взыскании
денежных средств в пользу Минобороны России и других воинских
формирований Российской Федерации показало, что должный порядок в
решении проблемы реального исполнения судебных актов не наведен.
До создания службы судебных приставов Управления военных судов
деятельность органов военной прокуратуры на этом направлении
нуждается в корректировке с учетом нахождения исполнительных
производств по делам данной категории у территориальных судебных
приставов - исполнителей. По делам, по которым судебное разрешение
хозяйственных споров происходило без участия военных прокуроров,
не позволяет последним в полном объеме охватить вопросы реального
исполнения должниками судебных актов. В основном их работа
ограничивается предъявлением иска и его поддержанием (или
направлением поручения о поддержании иска соответствующему
прокурору). Необходимого взаимодействия с прокурорами регионов, на
территории которых исполняются судебные акты и которые надзирают
за исполнением требований законов судебными приставами -
исполнителями, не осуществляется. В силу этих причин многие грубые
нарушения закона при исполнении постановлений судов судебными
приставами - исполнителями своевременно не выявляются и не
пресекаются.
При совершении исполнительных действий судебные приставы -
исполнители, располагая информацией о месте работы должников либо
получении ими пособий по безработице, пенсии, не предпринимали мер
к установлению наличия у них имущества, на которое может быть
обращено взыскание, а направляли исполнительные листы по месту
получения ежемесячных платежей.
Так, из изученных прокуратурой Мурманской области 59
исполнительных производств окончено производством в связи с полным
взысканием только 6. При этом часть судебных актов не исполнена
из-за несоответствия указанных в исполнительных листах сведений о
месте жительства должников.
Все это снижает эффективность судебных актов, отрицательно
сказывается на защите интересов Минобороны России и других
воинских формирований Российской Федерации.
Нарушения требований Федерального закона "Об исполнительном
производстве" в ходе проверки выявлены прокурорами
Калининградской, Читинской областей, Приморского края и ряда
других субъектов Российской Федерации.
Многие военные прокуроры, ограничиваясь предъявлением исков в
суды в интересах Минобороны России и других воинских формирований
Российской Федерации, не контролировали реальное исполнение
судебных актов и не ориентировали взыскателей на необходимость
принятия предусмотренных законом мер к их реальному исполнению.
Военные прокуроры слабо использовали предоставленные законом
полномочия в стадии исполнения судебных актов арбитражных судов по
искам прокуроров. Ни один из них не инициировал перед арбитражным
судом вопроса о наложении штрафа на лицо, виновное в неисполнении
решения арбитражного суда по иску прокурора, в порядке,
предусмотренном ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Взыскатели - воинские формирования не всегда принимали все
предусмотренные законом меры к реальному исполнению судебных
актов. Отсутствие в судах дел по жалобам воинских формирований на
действия (бездействие) судебных приставов - исполнителей
свидетельствует об игнорировании ими своего права на обращение в
суд в порядке, предусмотренном ст. 90 Федерального закона "Об
исполнительном производстве".
С учетом изложенного предлагаю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и
районов, военным прокурорам, прокурорам войсковых частей принять
исчерпывающие меры, направленные на обеспечение действенного
надзора за соблюдением законности, полнотой и своевременностью
исполнения судебных постановлений о взыскании денежных средств в
пользу Минобороны России и других воинских формирований Российской
Федерации.
2. В целях улучшения взаимодействия в этой работе:
2.1. Прокурорам, обратившимся с исковыми заявлениями
(заявлениями) в суд или арбитражный суд не по месту нахождения
данной прокуратуры и направившим копии документов соответствующему
прокурору для поддержания его исковых требований, добиваться
получения информации о результатах рассмотрения иска и реальном
исполнении судебного акта.
2.2. Прокурорам по месту нахождения судебного органа
своевременно направлять информации о результатах рассмотрения
исковых требований прокурорам, инициировавшим дела.
2.3. Прокурорам, надзирающим за исполнением законов судебными
приставами - исполнителями, осуществлять жесткий контроль за
исполнением судебных актов по искам прокуроров и информировать
прокуроров, предъявивших иски, об исполнении постановлений судов
по ним.
3. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью
правовых актов, по обеспечению участия прокуроров в арбитражном
процессе, по надзору за законностью постановлений судов по
гражданским делам Генеральной прокуратуры, Главной военной
прокуратуре держать под неослабным вниманием организацию и
результативность прокурорского надзора за соблюдением законности в
стадии исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в
пользу Минобороны России и других воинских формирований Российской
Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации
Кехлерова С.Г., Давыдова В.И., заместителя Генерального
прокурора - Главного военного прокурора Демина Ю.Г.
Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных
специализированных прокуратур.
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.Я.ЧАЙКА
|