Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 22.06.99 N 4173-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 22 июня 1999 г. N 4173-II ГД

               О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДНЫХ
                          ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   свободных    экономических     зонах",     внесенный     депутатом
   Государственной Думы А.Г. Пузановским.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы  по  экономической
   политике до 1 сентября 1999 года.
       3. Комитету  Государственной  Думы  по  экономической политике
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                   Вносится депутатом
                                                 Государственной Думы
                                                     А.Г. ПУЗАНОВСКИМ

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                    О СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Отношения,   регулируемые   настоящим   Федеральным
   законом

       Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,  связанные с
   созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических
   зон на территории Российской Федерации.

       Статья 2.    Правовое   регулирование   деятельности   органов
   государственной власти в связи с  созданием,  функционированием  и
   ликвидацией    свободных    экономических    зон,   осуществлением
   участниками   свободных    экономических    зон    инвестиций    и
   предпринимательской деятельности в указанных зонах

       Правовое регулирование  деятельности  органов  государственной
   власти  в  связи  с  созданием,  функционированием  и  ликвидацией
   свободных экономических зон,  осуществлением участниками свободных
   экономических зон инвестиций и предпринимательской деятельности  в
   свободных  экономических  зонах  осуществляется  в  соответствии с
   настоящим Федеральным законом,  другими  федеральными  законами  и
   иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами
   и  иными  нормативными  правовыми  актами   субъектов   Российской
   Федерации,  принятыми  по предметам совместного ведения Российской
   Федерации и субъектов Российской  Федерации  и  предметам  ведения
   субъектов Российской Федерации,  а также международными договорами
   Российской Федерации.

       Статья 3. Понятие свободной экономической зоны. Виды свободных
   экономических зон

       Свободная экономическая  зона  представляет собой ограниченный
   участок таможенной территории  Российской  Федерации,  в  пределах
   которого   в   соответствии   с   настоящим  Федеральным  законом,
   таможенным  и  налоговым  законодательством  Российской  Федерации
   устанавливается  особый  режим  предпринимательской  деятельности,
   предусмотренный в статье  7  настоящего  Федерального  закона  для
   участников свободной экономической зоны.
       К свободным  экономическим  зонам  на  территории   Российской
   Федерации  относятся  зоны  экспортного  производства  и свободные
   таможенные зоны производственного и торгового типов.

       Статья 4. Цели создания свободных экономических зон

       Свободные экономические  зоны  создаются  в   целях   развития
   экспортного  потенциала Российской Федерации,  увеличения объема и
   улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли,
   увеличения   поступлений   в   доходную  часть  бюджетной  системы
   Российской  Федерации  на   основе   привлечения   иностранных   и
   российских инвестиций,  новых техники и технологий,  использования
   международного опыта управления свободными экономическими зонами.

       Статья 5. Участники свободной экономической зоны

       Участниками свободной экономической зоны являются получившие в
   соответствии   со   статьей   6   настоящего  Федерального  закона
   разрешение  в  форме  лицензии  на  осуществление  в  данной  зоне
   производственных и иных коммерческих операций,  исключая розничную
   продажу,  коммерческие и некоммерческие организации,  созданные  в
   организационно  -  правовых  формах,  предусмотренных  гражданским
   законодательством   Российской   Федерации,    физические    лица,
   зарегистрированные   в   данной  зоне  в  качестве  индивидуальных
   предпринимателей,  а также филиалы  иностранных  юридических  лиц,
   головные   организации   которых   получили  указанное  разрешение
   (лицензию).

       Статья 6.  Разрешительный (лицензионный) порядок осуществления
   инвестиций   и  предпринимательской  деятельности  для  участников
   свободной экономической зоны

       1. В  целях  обеспечения  выполнения  управленческих   функций
   администрацией     свободной    экономической    зоны    указанная
   администрацией   по   согласованию    с    таможенными    органами
   осуществляется  выдает  участникам  свободной  экономической  зоны
   разрешения в форме лицензий на осуществление ими  производственных
   и  иных  коммерческих  операций с товарами,  исключая их розничную
   продажу,  на территории свободной экономической зоны,  при условии
   соблюдения Таможенного кодекса Российской Федерации.
       Администрация свободной  экономической  зоны  согласовывает  с
   таможенными  органами  и  выдает  указанную  лицензию  не  позднее
   30 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии на осуществление
   производственных  и  иных  коммерческих  операций  с  товарами  на
   территории данной свободной экономической зоны участнику свободной
   экономической  зоны.  Со  дня  получения  такой  лицензии участник
   свободной  экономической   зоны   наделяется   правами   и   несет
   обязанности  в  соответствии  с  настоящим Федеральным законом,  в
   частности,   пользуется   особым    режимом    предпринимательской
   деятельности,  предусмотренным  статьей  7 настоящего Федерального
   закона.
       2. Администрация  свободной экономической зоны обязана указать
   в лицензии,  указанной в пункте 1 настоящей статьи, что применение
   особого  режима  предпринимательской  деятельности  для участников
   свободной   экономической   зоны   ограничивается   осуществлением
   операций  с  товарами в пределах указанной свободной экономической
   зоны.
       3. В  случае  несоблюдения  участником свободной экономической
   зоны  предписания  в  разрешении  (лицензии),  предусмотренного  в
   пункте   2   настоящей   статьи,  а  участником  зоны  экспортного
   производства,    кроме     того,     неисполнения     обязанности,
   предусмотренной  в  пункте  2  статьи  9  настоящего  Федерального
   закона,  соответствующий  участник  свободной  экономической  зоны
   подлежит  лишению  администрацией  данной  свободной экономической
   зоны указанной лицензии и со дня  лишения  лицензии  он  перестает
   пользоваться   правами   и  нести  обязанности  в  соответствии  с
   настоящим Федеральным законом.
       Невыполнение участником  свободной экономической зоны принятых
   им в соответствии с лицензией,  указанной  в  пункте  1  настоящей
   статьи,  обязательств  или  ненадлежащее  их  выполнение им в силу
   действия  обстоятельств  непреодолимой  силы  (форс   -   мажора),
   признанными  таковыми администрацией свободной экономической зоны,
   влечет за собой приостановление действия лицензии на срок действия
   обстоятельств   непреодолимой   силы.  По  истечении  этого  срока
   действие лицензии возобновляется,  если иное не будет  установлено
   администрацией свободной экономической зоны.
       4. В  случае,  если   в   соответствии   с   законодательством
   Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности
   для осуществления соответствующей  деятельности  коммерческой  или
   некоммерческой   организации,   учрежденной   в  данной  свободной
   экономической зоне,  необходимо получение лицензии  на  такой  вид
   деятельности, то эта организация обязана получить такую лицензию в
   установленном указанным законодательством порядке.

       Статья 7.  Особый   режим   предпринимательской   деятельности
   участника свободной экономической зоны

       1. Для целей настоящего Федерального закона под особым режимом
   предпринимательской деятельности в  свободной  экономической  зоне
   понимаются такие условия ее осуществления, при которых в отношении
   любых товаров независимо от лиц,  их перемещающих через таможенную
   границу  Российской  Федерации,  устанавливаются  таможенный режим
   свободной     таможенной     зоны,     регулируемый     таможенным
   законодательством   Российской   Федерации,  и  налоговые  льготы,
   которые  предусмотрены  налоговым   законодательством   Российской
   Федерации  только  для  участников зоны экспортного производства и
   указаны в пункте 2 настоящей статьи.
       2. Участникам   зоны  экспортного  производства,  вывозящим  с
   территории указанной зоны за пределы Российской  Федерации  товары
   собственного производства и соблюдающим требования,  установленные
   статьей  9   настоящего   Федерального   закона,   предоставляются
   следующие налоговые льготы:
       освобождение от налога на прибыль на  срок  пять  лет  со  дня
   регистрации в качестве участника данной зоны;
       уменьшение налогооблагаемой   прибыли   на   сумму    прибыли,
   фактически   использованной   на   расширение   или   модернизацию
   собственного  производства  в  пределах  данной  зоны  экспортного
   производства, по истечении указанного срока освобождения от налога
   на прибыль;
       освобождение от  налога  на  добавленную  стоимость  услуг  по
   транспортировке товаров, в том числе услуг по погрузке, разгрузке,
   перегрузке  и  хранению  товаров,  с  остальной  части  территории
   Российской Федерации на территорию зоны экспортного производства.
       3. В  случае,  если по истечении двух лет со дня регистрации в
   качестве участника зоны экспортного производства или иного  срока,
   указанного    в    лицензии    на   осуществление   инвестиций   и
   предпринимательской деятельности в зоне экспортного  производства,
   участник  данной  зоны  экспортного  производства  не  приступит к
   выполнению своих обязательств в соответствии с указанной лицензией
   или  будет  ненадлежащим образом выполнять эти обязательства,  что
   приведет к аннулированию или  приостановлению  данной  лицензии  в
   соответствии  с пунктом 3 статьи 6 настоящего Федерального закона,
   то в  отношении  такого  участника  зоны  должен  быть  произведен
   пересчет   налоговых   обязательств  в  соответствии  с  порядком,
   установленным частью первой статьи 44 Налогового  кодекса  (первая
   часть)  Российской  Федерации.  При этом дополнительно начисленная
   сумма налогов подлежит уплате  в  том  же  порядке,  что  и  сумма
   налогов, доначисленная в результате проверки налоговых органов.
       Аналогичный порядок применяется в случае,  если  до  истечения
   пятилетнего   срока   с   даты  получения  разрешения  (лицензии),
   указанной в пункте 1  статьи  6  настоящего  Федерального  закона,
   участник свободной экономической зоны прекращает свою деятельность
   в данной зоне.
       При неуплате   указанной  суммы  в  добровольном  порядке  она
   взыскивается в судебном порядке.

       Статья 8.   Налоговые   льготы,   предоставляемые   участникам
   свободной  экономической  зоны  субъектами  Российской Федерации и
   муниципальными образованиями

       Субъекты Российской  Федерации  и  муниципальные   образования
   могут  устанавливать  в  пределах  их  компетенции  дополнительные
   налоговые льготы для участников свободной экономической зоны.

       Статья 9. Зона экспортного производства

       1. Зона   экспортного    производства    представляет    собой
   ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в
   пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской
   деятельности для участников данной зоны, вывозящих с ее территории
   за пределы Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров
   собственного производства,  относящихся к продукции обрабатывающих
   отраслей промышленности и  отвечающих  критериям  происхождения  с
   территории указанной зоны (произведены в указанной зоне).
       2. Участник зоны экспортного производства обязан по  истечении
   двух лет со дня получения разрешения (лицензии), предусмотренной в
   пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, или иного срока,
   установленного  администрацией  зоны  экспортного производства при
   указанной  регистрации,  производить  продукцию,   относящуюся   к
   продукции  обрабатывающих отраслей промышленности,  в определенном
   объеме  и  вывозить  с  территории  указанной  зоны   за   пределы
   таможенной   территории   СНГ   не   менее   пятидесяти  процентов
   произведенной    продукции,    отвечающей    критерию    продукции
   собственного   производства,  а  также  критерию  происхождения  с
   территории  зоны  экспортного  производства.  Порядок  определения
   происхождения  товаров  с территории зоны экспортного производства
   устанавливает Правительство Российской Федерации.
       Зоны экспортного производства создаются на участках территории
   Российской Федерации,  имеющих выгодное экономико - географическое
   положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры
   и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и  иных
   видов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

       Статья 10.   Свободные  таможенные  зоны  производственного  и
   торгового типов

       Свободная таможенная зона производственного или торгового типа
   представляет  собой  ограниченный  участок  таможенной  территории
   Российской  Федерации,   в   пределах   которого   устанавливается
   таможенный  режим  свободной таможенной зоны для участников данной
   зоны.
       Свободные таможенные  зоны производственного типа создаются на
   участках  территории  Российской   Федерации,   имеющих   развитые
   производственную    и   транспортную   инфраструктуры   и   другие
   благоприятные    условия    для    развития    предпринимательской
   деятельности.    В    указанных   зонах   разрешается   совершение
   производственных операций, в результате которых изменяется позиция
   товаров  в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности,
   в том числе и позиция товаров на уровне любого из  первых  четырех
   знаков цифрового кода.
       Свободные таможенные зоны торгового типа создаются  в  морских
   (речных)  портах,  в аэропортах,  на железнодорожных станциях,  на
   участках автомобильных магистралей,  в пограничных  пунктах  и  на
   иных  участках  территории  Российской  Федерации,  через  которые
   осуществляются   регулярные   международные   перевозки    грузов.
   Территории  указанных зон используются для проведения выставок,  а
   также  для   осуществления   подработки,   сортировки,   упаковки,
   маркировки  ввозимых в данные зоны товаров для последующего вывоза
   за пределы Российской Федерации или на остальную часть  территории
   Российской  Федерации.  Совершение  производственных  операций,  в
   результате  которых  изменяется   позиция   товаров   в   Товарной
   номенклатуре  внешнеэкономической деятельности на уровне любого из
   первых  четырех  знаков  цифрового  кода,  в  указанных  зонах  не
   допускается.

          II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
                      СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

       Статья 11.  Решение о создании свободной экономической зоны на
   территории Российской Федерации

       Решение о  создании  свободных экономических зон на территории
   Российской Федерации принимает Правительство Российской  Федерации
   в  соответствии  с  федеральной  программой  создания  и  развития
   свободных экономических зон на  территории  Российской  Федерации,
   указанной  в  статье 14 настоящего Федерального закона при условии
   наличия  источников  финансирования,   указанных.   На   основании
   указанной    федеральной    программы,    с    учетом   источников
   финансирования,  указанных в  статье  16  настоящего  Федерального
   закона,     и    представленных    документов    по    обоснованию
   целесообразности    создания    свободной    экономической    зоны
   Правительство  Российской  Федерации утверждает положение о каждой
   свободной экономической зоне.

       Статья 12. Положение о свободной экономической зоне

       В положении  о  свободной  экономической  зоне  и  технико   -
   экономическом  обосновании ее создания должны быть определены вид,
   наименование,   границы    свободной    экономической    зоны    и
   организационные   особенности  ее  функционирования  (обустройство
   свободной  экономической   зоны,   развитие   производственной   и
   транспортной  инфраструктур,  положение об администрации свободной
   экономической зоны,  состав администрации свободной  экономической
   зоны   и   другие),   закрепляемое   за  администрацией  свободной
   экономической  зоны  имущество,  срок  функционирования  свободной
   экономической зоны.

       Статья 13.    Режим    имущества    администрации    свободной
   экономической зоны

       Имущество, закрепляемое    за     администрацией     свободной
   экономической  зоны,  находится  в  общей совместной собственности
   Российской   Федерации,   субъекта    Российской    Федерации    и
   муниципального образования, на территории которых находится данная
   свободная  экономическая   зона.   Оперативное   управление   этим
   имуществом администрация свободной экономической зоны осуществляет
   в соответствии с заданиями,  согласованными  между  Правительством
   Российской    Федерации    от    имени    Российской    Федерации,
   соответствующим органом государственной власти субъекта Российской
   Федерации от имени субъекта Российской Федерации и соответствующим
   органом   местного   самоуправления   от   имени    муниципального
   образования,  на  территории  которых  находится  данная свободная
   экономическая зона.

       Статья 14. Федеральная программа создания и развития свободных
   экономических зон на территории Российской Федерации

       1. В  соответствии  с законодательством Российской Федерации о
   порядке  разработки  и  реализации  федеральных  целевых  программ
   Правительство   Российской   Федерации  разрабатывает  и  ежегодно
   уточняет  федеральную  программу  создания  и  развития  свободных
   экономических зон на территории Российской Федерации.
       2. Правительство      Российской      Федерации       поручает
   соответствующему   федеральному   органу   исполнительной   власти
   разработать проект федеральной программы,  указанной  в  пункте  1
   настоящей  статьи,  на  основе  предложений  о  создании свободных
   экономических зон,  вносимых в Правительство Российской  Федерации
   органами  государственной власти субъектов Российской Федерации по
   согласованию с органами  местного  самоуправления,  на  территории
   которых  предлагается  создание  указанных свободных экономических
   зон.  Такие предложения должны соответствовать целям,  указанным в
   статье  4  настоящего  Федерального закона,  и содержать технико -
   экономическое обоснование создания свободной экономической зоны, в
   том  числе  проект  программы  ее  развития,  проект  положения  о
   свободной  экономической   зоне   и   заключение   государственной
   экологической    экспертизы,    сделанное    в    соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.
       3. Федеральный  орган  исполнительной  власти,   указанный   в
   пункте 2 настоящей статьи,  готовит проект федеральной  программы,
   указанной   в   пункте  1  настоящей  статьи,  с  участием  других
   заинтересованных  федеральных   органов   исполнительной   власти,
   согласовывает их с органами государственной власти соответствующих
   субъектов Российской Федерации и органами местного  самоуправления
   соответствующих   муниципальных   образований  и  представляет  на
   утверждение Правительству Российской Федерации.
       4. При утверждении федеральной программы, указанной в пункте 1
   настоящей статьи,  Правительство Российской Федерации  включает  в
   нее   перечень   источников   финансирования  затрат  на  создание
   конкретных свободных  экономических  зон,  в  том  числе  объектов
   инфраструктуры,    зданий   и   сооружений   производственного   и
   административного назначения.
       Федеральная программа,  указанная в пункте 1 настоящей статьи,
   включает в себя следующие основные разделы:
       основные направления    экономической    политики   Российской
   Федерации в области создания и  развития  свободных  экономических
   зон;
       анализ функционирования   свободных   экономических   зон   на
   территории  Российской Федерации и меры по повышению эффективности
   их функционирования;
       перечень существующих    свободных    экономических   зон   на
   территории  Российской  Федерации,  а  также  планируемых  зон   с
   обоснованием необходимости их создания и развития;
       материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые
   для реализации федеральной программы создания и развития свободных
   экономических зон на территории Российской Федерации,  в том числе
   за  счет средств федерального бюджета,  с распределением указанных
   ресурсов по свободным экономическим зонам.
       5. При  ежегодном внесении Правительством Российской Федерации
   в Государственную Думу Федерального Собрания Российской  Федерации
   проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год
   в соответствующей части указываются предложения по  финансированию
   федеральной программы, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

       Статья 15.   Федеральный   орган   исполнительной   власти  по
   государственному  регулированию   создания,   функционирования   и
   ликвидации свободных экономических зон

       Правительство Российской    Федерации    может    делегировать
   соответствующему   федеральному   органу   исполнительной   власти
   некоторые    полномочия    на    осуществление    государственного
   регулирования создания,  функционирования и  ликвидации  свободных
   экономических  зон,  который с участием других федеральных органов
   исполнительной    власти,    органов    государственной     власти
   соответствующих   субъектов   Российской   Федерации  осуществляет
   разработку  проекта  федеральной  программы  создания  и  развития
   свободных  экономических  зон  на территории Российской Федерации,
   координацию  и  контроль   за   созданием,   функционированием   и
   ликвидацией   указанных  зон,  привлечением  в  них  российских  и
   иностранных инвестиций,  а также вносит  в  установленном  порядке
   предложения   о   заключении  международных  договоров  Российской
   Федерации о создании и развитии свободных экономических зон.

       Статья 16. Финансирование свободной экономической зоны

       Финансирование в   целях   обустройства   производственной   и
   транспортной    инфраструктур    свободной    экономической   зоны
   осуществляется в соответствии с федеральной программой создания  и
   развития  свободных  экономических  зон  на  территории Российской
   Федерации,  указанной в статье 14 настоящего Федерального  закона,
   за   счет   средств   федерального   бюджета,  бюджетов  субъектов
   Российской Федерации и местных бюджетов.
       Предоставление бюджетных   средств   администрации   свободной
   экономической зоны для целей,  указанных в части первой  настоящей
   статьи,   осуществляется  в  формах,  предусмотренных  действующим
   бюджетным законодательством Российской Федерации.
       В целях развития свободных экономических зон могут создаваться
   коммерческие банки,  другие кредитные организации,  фонды развития
   свободных  экономических  зон  и  страховые организации в порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.

       Статья 17.  Управление  зоной   экспортного   производства   и
   свободной таможенной зоной производственного типа

       1. Управление   зоной  экспортного  производства  и  свободной
   таможенной    зоной    производственного     типа     осуществляет
   соответственно   администрация  зоны  экспортного  производства  и
   администрация свободной таможенной  зоны  производственного  типа.
   Указанные   администрации   создаются   Правительством  Российской
   Федерации и имеют статус учреждений в соответствии со статьей  120
   Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Положение об администрации  зоны  экспортного  производства  и
   положение    об    администрации    свободной    таможенной   зоны
   производственного  типа  утверждается  Правительством   Российской
   Федерации.
       Администрации зоны  экспортного   производства   и   свободной
   таможенной  зоны  производственного  типа подотчетны Правительству
   Российской  Федерации,  органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской   Федерации   и  органам  местного  самоуправления,  на
   территории которых созданы указанные зоны, по вопросам, входящим в
   компетенцию данных органов.
       Основными функциями     администрации     зоны     экспортного
   производства    и    администрации   свободной   таможенной   зоны
   производственного типа являются:
       организация разработки  программы  развития  зоны  экспортного
   производства или свободной таможенной зоны производственного  типа
   и реализация данной программы;
       организация проектирования и  строительства  производственных,
   складских,  транспортных,  иных  служебных зданий и сооружений,  а
   также контроль за их эксплуатацией;
       выдача участникам  зоны экспортного производства или свободной
   таможенной  зоны  разрешений  (лицензий),  указанных  в  пункте  1
   статьи 6 настоящего Федерального закона;
       содействие заключению договоров с участниками зоны экспортного
   производства  или свободной таможенной зоны производственного типа
   об  аренде  (субаренде)  земельных   участков,   производственных,
   складских,  транспортных,  иных  служебных  зданий  и  сооружений,
   находящихся в государственной или муниципальной  собственности,  и
   договоров   с   участниками   зоны  экспортного  производства  или
   свободной таможенной зоны производственного типа о проектировании,
   строительстве  и  эксплуатации  производственных и иных объектов в
   указанных зонах, а также контроль за исполнением данных договоров;
       контроль за  осуществлением  инвестиций  и предпринимательской
   деятельности участниками свободных экономических зон;
       представление отчетности   о  функционировании  указанных  зон
   соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и органам
   местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию;
       представление интересов     участников     зоны    экспортного
   производства    и    участников    свободной    таможенной    зоны
   производственного типа в органах государственной власти и местного
   самоуправления;
       оказание содействия  в  создании  коммерческих банков,  других
   кредитных организаций,  фондов развития указанных зон и  страховых
   организаций   в   зоне   экспортного  производства  или  свободной
   таможенной зоны производственного типа.
       2. Координацию  деятельности  администрации  зоны  экспортного
   производства и свободной таможенной зоны  производственного  типа,
   контроль   за   их   деятельностью   осуществляют  соответствующие
   наблюдательные  советы,  в  состав  которых  входят  представители
   федеральных органов исполнительной власти,  органов исполнительной
   власти   субъектов   Российской   Федерации,   органов    местного
   самоуправления и главы администраций соответствующих зон.
       3. Оперативное руководство  деятельностью  администрации  зоны
   экспортного производства и деятельностью свободной таможенной зоны
   производственного   типа    осуществляют    главы    администраций
   соответствующих зон.  Глав администраций указанных зон назначает и
   отзывает Правительство  Российской  Федерации  по  согласованию  с
   соответствующими    органами   исполнительной   власти   субъектов
   Российской Федерации и органами местного самоуправления.

       Статья 18.  Управление свободными таможенными зонами торгового
   типа

       1. Управление   свободной   таможенной  зоной  торгового  типа
   осуществляет администрация данной зоны,  созданная  Правительством
   Российской Федерации и имеющая статус учреждения в соответствии со
   статьей 120 Гражданского кодекса Российской  Федерации.  Положение
   об   администрации   свободной   таможенной  зоны  торгового  типа
   утверждается в порядке,  установленном  Правительством  Российской
   Федерации.
       Администрация свободной     таможенной     зоны     подотчетна
   Правительству Российской Федерации,  органам исполнительной власти
   субъектов Российской Федерации и органам местного  самоуправления,
   на   территории  которых  создана  указанная  зона,  по  вопросам,
   входящим в компетенцию данных органов.
       Основные функции   администрации   свободной  таможенной  зоны
   торгового типа выполняются в соответствии со статьей 17 настоящего
   Федерального   закона.   Кроме   того,   администрация   свободной
   таможенной зоны торгового  типа  предоставляет  участникам  данной
   зоны  возможность оказания на договорной основе услуг по хранению,
   сортировке,  подработке,  экспонированию  товаров  и  иных   услуг
   торгового типа.
       2. Оперативное управление деятельностью  свободной  таможенной
   зоны  торгового типа осуществляет глава администрации данной зоны.
   Главу  администрации  свободной  таможенной  зоны  торгового  типа
   назначает   и   отзывает  Правительство  Российской  Федерации  по
   согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской
   Федерации   и  органами  местного  самоуправления,  на  территории
   которых создана указанная зона.

       Статья 19.  Создание единой администрации нескольких свободных
   экономических зон

       При необходимости  допускается  создание  единой администрации
   нескольких свободных экономических зон,  расположенных в  пределах
   территории    субъекта   Российской   Федерации   или   территории
   муниципального  образования.  Такая  администрация  имеет   статус
   учреждения,   указанного   в   статье   120  Гражданского  кодекса
   Российской Федерации.

       Статья 20.  Особенности  трудовых  отношений   с   работниками
   коммерческих  организаций  и филиалов иностранных юридических лиц,
   являющихся участниками свободной экономической зоны, и привлечения
   иностранной рабочей силы в свободные экономические зоны

       Трудовые отношения  работников  коммерческих  и некоммерческих
   организаций и филиалов  иностранных  юридических  лиц,  являющихся
   участниками  свободной  экономической зоны,  регулируются трудовым
   законодательством Российской Федерации.
       Привлечение иностранных  специалистов  и  рабочих  в свободную
   экономическую  зону  участникам   свободной   экономической   зоны
   осуществляется  по  согласованию  с  администрацией  данной зоны в
   соответствии  с  общим  порядком   квотирования   привлекаемой   в
   Российскую  Федерацию  иностранной  рабочей силы,  предусмотренным
   законодательством  Российской  Федерации.  При  этом   не   должны
   ухудшаться  социально  -  трудовые условия работников,  являющихся
   гражданами Российской Федерации,  и не должен снижаться уровень их
   занятости.

       Статья 21.  Порядок  въезда в Российскую Федерацию и выезда из
   Российской Федерации.  Запрет проживания в свободной экономической
   зоне

       Порядок въезда  в  Российскую Федерацию и выезда из Российской
   Федерации иностранных граждан и лиц  без  гражданства  в  связи  с
   осуществлением ими инвестиций и предпринимательской деятельности в
   зонах  экспортного  производства  и  свободных  таможенных   зонах
   производственного и торгового типов регулируется законодательством
   Российской Федерации.
       На территории  указанных  зон постоянное проживание физических
   лиц не допускается.

       Статья 22. Ликвидация свободной экономической зоны

       1. Ликвидация свободной экономической  зоны  осуществляется  в
   соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
       Свободная экономическая зона подлежит ликвидации по  следующим
   основаниям:
       истечение срока функционирования свободной экономической зоны,
   установленного положением о свободной экономической зоне;
       несоблюдение участником    свободной    экономической     зоны
   требований  таможенного  законодательства  Российской  Федерации в
   отношении  таможенного  режима  свободной   таможенной   зоны   (с
   применением   шестимесячного   срока   для   прекращения  действия
   указанного таможенного режима в отношении товаров,  помещенных под
   указанный таможенный режим);
       невозможность осуществления   всеми   участниками    свободной
   экономической  зоны целей,  предусмотренных положением о свободной
   экономической зоне.  Ликвидация свободной  экономической  зоны  по
   данному основанию осуществляется не ранее чем через пять лет после
   создания указанной зоны,  а по другим основаниям - в течение шести
   месяцев со дня принятия решения о ее ликвидации.
       В иных случаях досрочная принудительная  ликвидация  свободной
   экономической зоны не допускается.
       2. Ликвидация свободной экономической зоны влечет лишь лишение
   для  участника  свободной  экономической зоны прав и обязанностей,
   предусмотренных   настоящим   Федеральным   законом,   однако   ее
   ликвидация  не  влечет каких-либо правовых последствий в отношении
   дальнейшей деятельности или ликвидации юридических лиц и  филиалов
   юридических  лиц,  учрежденных  и действующих на территории бывшей
   свободной  экономической  зоны  в   соответствии   с   гражданским
   законодательством Российской Федерации.

       Статья 23.  Разрешение споров, возникших в связи с применением
   настоящего Федерального закона

       Споры, возникшие в связи с применением настоящего Федерального
   закона,  разрешаются  в  порядке,  установленном законодательством
   Российской  Федерации.  В  предусмотренных   федеральным   законом
   случаях такие споры могут разрешаться третейским судом.
       Споры о порядке выплаты компенсаций  в  случае  национализации
   или  реквизиции  собственности  участников свободной экономической
   зоны рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии со
   своей  компетенцией,  если  иной  порядок  рассмотрения  указанных
   споров  не   предусмотрен   международным   договором   Российской
   Федерации.

                  Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

       Статья 25.   Приведение   нормативных   правовых    актов    в
   соответствие с настоящим Федеральным законом

       Предложить Президенту  Российской  Федерации  и  Правительству
   Российской Федерации привести свои  нормативные  правовые  акты  в
   соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
               К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДНЫХ
                          ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ"

       15 октября   1998   г.   Комитет   Государственной   Думы   по
   экономической политике принял решение согласиться  с  предложением
   Правительства   Российской   Федерации  вернуться  к  рассмотрению
   Федерального   закона   "О   свободных    экономических    зонах",
   отклоненного  Президентом  Российской  Федерации,  доработав его с
   учетом замечаний Президента  Российской  Федерации,  изложенных  в
   письме  от  21.07.97  N  Пр-1197,  а также замечаний Правительства
   Российской Федерации,  изложенных в письмах от 10.06.98 N 2873п-П2
   и  от  13.10.98 N 4887п-П2.  Новый законопроект доработан с учетом
   указанных  замечаний,  а  также  заключения  Правового  управления
   Аппарата Государственной Думы.
       В своем  заключении  от  28.05.99  N  2477п-П2   Правительство
   Российской  Федерации  сообщило,  что  считает  возможным  в целом
   поддержать  его  концепцию.  Вместе  с  тем  оно   высказало   ряд
   постатейных  поправок,  которые  могут  быть учтены при подготовке
   законопроекта ко второму чтению.

       Структура данного проекта Федерального закона
       Проект Федерального закона,  состоящего из  22  статей,  имеет
   следующую структуру.
       Глава I формулирует понятие,  виды и цели  создания  свободных
   экономических  зон  (далее  -  СЭЗ),  понятие  участника свободной
   экономической   зоны,    особенности    правового    регулирования
   осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности в СЭЗ,
   в  том  числе  вопросы  о  разрешительном  порядке   осуществления
   производственных  и  иных коммерческих операций с товарами в СЭЗ и
   особого режима предпринимательской деятельности участника СЭЗ.
       Глава II устанавливает порядок  создания,  функционирования  и
   ликвидации СЭЗ, включает положения о государственном регулировании
   создания и деятельности СЭЗ, о положении о СЭЗ, о режиме имущества
   администрации  СЭЗ,  о  федеральной  программе создания и развития
   СЭЗ,  о финансировании СЭЗ,  об  особенностях  управления  разными
   видами СЭЗ, о порядке ликвидации СЭЗ, о разрешении споров.
       Глава III  определяет  порядок  вступления  в   силу   данного
   Федерального  закона  и  приведения  нормативных  правовых актов в
   соответствие с ним.
       Учтенные в  законопроекте  замечания   Президента   Российской
   Федерации и Правительства Российской Федерации.
       Понятие таможенного режима свободной таможенной зоны приведено
   в  соответствие  с  Таможенном  кодексом.  Устранено  положение  о
   понимании  его  как  исключительно  беспошлинного  порядка   ввоза
   товаров в СЭЗ.
       Исключено упоминание  об особых экономических зонах и офшорных
   зонах.
       Исключено положение  о  праве  участников  СЭЗ  объединяться в
   союзы и ассоциации в связи с  урегулированием  данного  вопроса  в
   Гражданском кодексе.
       Уточнен в  соответствии  с  Гражданским  кодексом   вопрос   о
   собственнике имущества, закрепляемого за администрацией СЭЗ.
       Исключена льгота, освобождающая участников СЭЗ от обязательной
   продажи части валютной выручки от экспорта.
       Включено положение   о   правообразующем   характере    выдачи
   разрешения в форме лицензии участнику СЭЗ администрацией СЭЗ.
       Исключено положение  о  компенсации  убытков   участника   СЭЗ
   государством  при  ликвидации  СЭЗ в связи с тем,  что компенсация
   таких убытков не регулируется гражданским законодательством.
       Исключено положение о свободных складах в связи с тем,  что их
   правовой режим урегулирован таможенным законодательством РФ.
       Исключены положения о "компаниях развития" в связи с тем,  что
   законопроект исходит из разрешительного,  а не договорного порядка
   осуществления   инвестиций   и   предпринимательской  деятельности
   участников СЭЗ.
       Положение о  федеральной  программе создания и развития СЭЗ на
   территории РФ приведено в соответствие с  законодательством  РФ  о
   порядке  разработки  и  реализации  федеральных целевых программ и
   бюджетным законодательством РФ.
       Наряду с   данным   законопроектом    вносятся    одновременно
   законопроекты  о  внесении  дополнений  и  изменений в законы РФ о
   налоге на прибыль и налоге на добавленную стоимость, чтобы реально
   обеспечить    особый    режим   предпринимательской   деятельности
   участников зоны экспортного производства.
       Исключено положение о налоговой льготе в форме снижения на 50%
   налога на добавленную стоимость товаров собственного  производства
   зоны  экспортного производства в случае реализации их на остальной
   территории России.
       Включено положение  об  экономических  санкциях  в   отношении
   участника  зоны  экспортного производства,  который не приступил к
   выполнению своих обязательств согласно выданной ему  лицензии  или
   выполняет их ненадлежащим образом.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                      А.Г.ПУЗАНОВСКИЙ






                 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
               К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДНЫХ
                          ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ"

       Финансово -  экономическое обоснование принятия данного Закона
   основываются   на   финансово    -    экономическом    обосновании
   Правительства  Российской Федерации при внесении в Государственную
   Думу законопроекта с аналогичным  названием  (письмо  от  10.04.95
   N 1052п-П2). Оно сводится к следующему.
       В развитии экспортного  потенциала,  внешнеторговых  связей  и
   экономики  России  в  целом свою положительную роль могут и должны
   сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ).  Во многих  зарубежных
   странах СЭЗ доказали свою эффективность.  В настоящее время в мире
   насчитывается примерно 400 свободных таможенных зон торгового типа
   и  примерно  300 свободных таможенных зон производственного типа и
   зон экспортного производства.
       Надежная правовая база является необходимым условием успешного
   развития  СЭЗ,  привлечения  в  них  отечественных  и  иностранных
   инвестиций.  Однако  до  настоящего  времени  таковая  в России не
   создана.  Формально возможность  создания  СЭЗ  с  особым  режимом
   предпринимательской  деятельности была предусмотрена Законом РСФСР
   "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Однако общие положения этого
   Закона    не    получили   конкретного   развития   в   российском
   законодательстве.  Таможенный  кодекс  1993   года   дал   понятие
   таможенного  режима  свободной  таможенной зоны,  в соответствии с
   которым при ввозе товаров  в  свободную  таможенную  зону  в  ряде
   случаев  таможенная  пошлина  не  взимается,  а  в других подлежит
   возврату либо  взимается.  В  то  же  время  целый  ряд  вопросов,
   связанных  с созданием,  функционированием и ликвидацией свободных
   таможенных зон,  управлением  ими,  условий  участия  коммерческих
   организаций   в  свободных  таможенных  зонах,  осуществления  ими
   инвестиций и предпринимательской  деятельности,  взаимодействия  с
   органами    государственной    власти    и    органами    местного
   самоуправления,  налогообложения  и  финансирования   остался   не
   урегулированным.  В  результате  при  отсутствии  четкой концепции
   создания и развития СЭЗ в 90-х гг.  был принят на  разных  уровнях
   ряд  правовых актов о создании СЭЗ без единого подхода к ним,  без
   учета апробированных мировой практикой  подходов.  Не  учитывались
   последствия   создания   СЭЗ.  Так,  учреждение  СЭЗ  в  масштабах
   территорий  субъектов  Российской  Федерации  сделало  невозможной
   реализацию  в  них  льготных  таможенных  и  налоговых режимов,  а
   попытка реализовать такие льготы при  невозможности  осуществления
   надежного   таможенного  контроля  на  границах  территорий  таких
   "суперзон" неизбежно превратила бы их  в  гигантские  "насосы"  по
   легальной   и   нелегальной   перекачке   товарных  потоков  между
   зарубежными странами и остальной территорией России.  Не случайно,
   что в этой связи в 1992 - 1994 гг.  законодательными актами России
   по вопросам таможенного,  налогового и валютного  законодательства
   ранее предоставленные отдельным зонам льготы были отменены.
       Неверно считать,  что  стоит  предоставить  на  любом  участке
   территории   России   таможенные  и  налоговые  льготы,  как  туда
   устремится поток инвестиций,  отечественных и иностранных, и будут
   разрешены  социально  -  экономические  проблемы в данном регионе.
   Необходимо  учитывать  такие  ключевые  факторы,  как   выгодность
   экономико  -  географического  положения  таких участков,  наличие
   необходимой  производственной  и  транспортной   инфраструктур   и
   квалифицированной  рабочей силы.  При этом размер участков для СЭЗ
   должен быть оптимальным для того,  чтобы реально начать  стартовые
   капиталовложения для обустройства таких СЭЗ.
       Изменить сложившуюся  ситуацию  и устранить имеющиеся правовые
   пробелы  призван  представляемый  проект  Федерального  закона  "О
   свободных   экономических  зонах".  Законопроект  основывается  на
   общепринятой   в   мировой   практике   отнесения   к    свободным
   экономическим   зонам   свободных  таможенных  зон  двух  типов  -
   производственного и торгового.
       Важным видом свободной таможенной зоны производственного  типа
   является   зона   экспортного   производства,  ориентированная  на
   изготовление и экспорт готовой продукции  обрабатывающих  отраслей
   промышленности.   Если   в  свободной  таможенной  зоне  действует
   таможенный режим,  предусмотренный Таможенным кодексом  Российской
   Федерации,   то   для  участников  зоны  экспортного  производства
   предусматриваются,  кроме  того,  и  налоговые  льготы   в   форме
   освобождения   от   налога   на  прибыль  сроком  на  пять  лет  и
   освобождения от налога на добавленную стоимость транспортных услуг
   при  перевозке товаров с остальной территории Российской Федерации
   на территорию зоны экспортного производства.
       Учтен предыдущий опыт:  дважды  аналогичный  законопроект  был
   отклонен  Президентом РФ,  в частности,  из-за отсутствия внесения
   соответствующих    изменений    и    дополнений    в     налоговое
   законодательство.  Поэтому  одновременно  вносятся законопроекты о
   внесении изменений и дополнений в законы РФ о налоге на прибыль  и
   налоге на добавленную стоимость.
       В обоснование   предоставления  особого  режима  осуществления
   инвестиций и предпринимательской деятельности в зонах  экспортного
   производства законопроект необходимо привести довод о том,  что во
   внешнеторговой  политике  России  сложилась  негативная  тенденция
   преимущественного экспорта необработанного сырья,  особенно нефти,
   и преимущественного импорта готовой продукции.  Опыт международной
   торговли    показывает,    что    страны,    ориентирующиеся    на
   преимущественный  экспорт  базовых  (т.е.  сырьевых)  товаров,   в
   наибольшей  степени  уязвимы  от  ценовой  конкуренции  на мировом
   рынке.  Об этом свидетельствует недавнее падение цен на  нефть  на
   мировом  рынке.  Цены  на  базовые  товары на мировом рынке весьма
   неустойчивы. В отличие от них для готовой продукции обрабатывающих
   отраслей  промышленности  основным  способом  борьбы за покупателя
   является    неценовая    конкуренция    за    счет    непрерывного
   совершенствования   потребительских  свойств  товара  (надежности,
   эффективности, экономичности, комфортности, дизайна, экологической
   безопасности).  Как  показывают  данные мировой торговли,  мировые
   цены на  готовые  изделия  непрерывно  и  стабильно  растут.  Курс
   внешнеторговой  политики оказывает прямое воздействие на состояние
   экономики.  Чем уже экспортная специализация страны,  тем уязвимее
   ее экономика от внешних потрясений.  Фактом является то, что когда
   была  либерализована  внешнеторговая  деятельность,  отечественные
   производители   большинства   потребительских   товаров  и  многих
   инвестиционных товаров (машин и оборудования) не только  не  вышли
   на   внешний   рынок,  но  и  уступили  свои  позиции  иностранным
   конкурентам из промышленно  развитых  стран  на  внутреннем  рынке
   России.  Однако  курс  на  то,  что  сначала  нужно  положиться на
   нынешние российские экспортоориентированные отрасли  (нефтедобыча,
   газодобыча и металлургия) для накопления капитала,  годится только
   для  стран,  не  имеющих  достаточной  степени   индустриализации,
   достаточной квалифицированной рабочей силы,  достаточного научно -
   технического потенциала.  Для России продолжение такого курса было
   бы  не  просто  пагубным,  но и преступным,  т.к.  окончательно бы
   разрушило ее  научно  -  технический  потенциал,  окончательно  бы
   закрепило  бы  ее  топливно  -  сырьевую  специализацию на мировом
   рынке.  Россия переживает  не  только  "бегство  капитала",  но  и
   "утечку  умов".  Ежегодно ее покидают тысячи первоклассных ученых,
   не имеющих возможности нормально жить и работать. Ущерб от "утечки
   умов",  по оценке специалистов, достигает 50 млрд. долларов в год,
   что превышает  величину  ежегодного  бегства  капитала.  Одним  из
   инструментов  преодоления  такого  негативного  внешнеторгового  и
   экономического курса могло бы  явиться  создание  зон  экспортного
   производства.  Естественно  процесс  их  создания  не  может  быть
   стихийным,  а  регулироваться  государством,  в  частности,  путем
   продуманной  федеральной  программы  создания и развития свободных
   экономических  зон  на  территории  Российской  Федерации.  Должны
   использоваться  как  косвенное  финансирование в форме налоговых и
   таможенных льгот,  так и прямое  финансирование  за  счет  средств
   бюджетов всех уровней.
       В первую очередь зоны  экспортного  производства  должны  быть
   использованы    на   предприятиях   высокотехнологичных   отраслей
   промышленности,  способных  выдерживать  конкуренцию  на   внешнем
   рынке:   выпуск   продукции  авиакосмической,  атомной,  оборонной
   промышленности,   биотехнологии,   энергетического   оборудования,
   тяжелого  станочного оборудования,  а затем на каком-то этапе и на
   предприятиях менее  конкурентоспособных  отраслей  промышленности,
   как    например,    в   автомобилестроении,   сельскохозяйственном
   машиностроении,  на предприятиях по  выпуску  продукции  легкой  и
   пищевой   промышленности.   Первоначальные   затраты  на  создание
   свободных  экономических  зон,  прежде  всего,   зон   экспортного
   производства      окупятся     производством     и     реализацией
   конкурентоспособной  продукции,  что  особенно  важно  в  условиях
   непрекращающегося падения цен на сырьевые товары,  в частности, на
   нефть на мировом рынке.

                                                              Депутат
                                                 Государственной Думы
                                                      А.Г.ПУЗАНОВСКИЙ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz