Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 17.06.99 N 4132-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 17 июня 1999 г. N 4132-II ГД

         О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ
           ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   творческих работниках литературы и искусства и  об  их  творческих
   союзах",  внесенный депутатами Государственной Думы  Ю.П. Беловым,
   С.С.   Говорухиным,   В.В.    Гришуковым,    В.И.    Зоркальцевым,
   Г.В. Старовойтовой, В.М. Тарасовым.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в Комитет Государственной Думы по делам общественных
   объединений и религиозных  организаций  в  месячный  срок  со  дня
   принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету  Государственной  Думы   по   делам   общественных
   объединений   и   религиозных   организаций  доработать  указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                                   ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ В.И.,
                                      ГОВОРУХИНЫМ С.С., БЕЛОВЫМ Ю.П.,
                                                -------------------¬
                                                ¦СТАРОВОЙТОВОЙ Г.В.¦,
                                                L-------------------
                                     ТАРАСОВЫМ В.М., ГРИШУКОВЫМ В.В.,
                                                     ПОЛДНИКОВЫМ Ю.И.

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

             О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
                       И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

       Целями настоящего   Федерального   закона   являются  создание
   правовых  гарантий  для  обеспечения  социальных  прав  творческих
   работников  литературы  и  искусства  независимо  от их членства в
   общественных объединениях творческих работников,  а также правовое
   регулирование  отношений,  связанных  с  особенностями  создания и
   деятельности творческих союзов и ассоциаций творческих  союзов,  в
   интересах  сохранения и развития традиций отечественной литературы
   и искусства.
       Правовое регулирование  отношений,  связанных  с деятельностью
   творческих   работников,   деятельностью   творческих   союзов   и
   ассоциаций   творческих   союзов,   основывается   на   положениях
   Конституции Российской Федерации,  Гражданского кодекса Российской
   Федерации,  Закона  Российской  Федерации  "Об  авторском  праве и
   смежных   правах",   Федерального    закона    "Об    общественных
   объединениях"  и  осуществляется  настоящим  Федеральным  законом,
   иными  нормативными  правовыми  актами  Российской   Федерации   и
   нормативными  правовыми  актами  субъектов Российской Федерации по
   вопросам,   относящимся   к   компетенции   субъектов   Российской
   Федерации,   а  также  уставами  творческих  союзов  и  ассоциаций
   творческих союзов.

       Статья 2. Основные понятия

       1. Для  целей  настоящего  Федерального  закона   используются
   следующие понятия:
       1) творческая деятельность в области  литературы  и  искусства
   (далее  -  творческая  деятельность)  -  деятельность по созданию,
   исполнению  произведений  литературы  и  искусства  всех  видов  и
   жанров,   по  переводу  с  одного  языка  на  другой  произведений
   литературы,  каким бы способом и  в  какой  бы  объективной  форме
   указанные произведения ни были выражены;
       2) творческий  работник  литературы  и  искусства   (далее   -
   творческий   работник)  -  физическое  лицо  (субъект  авторского,
   смежного  и  (или)  трудового  права),  осуществляющее  творческую
   деятельность в рамках трудовых или гражданско - правовых договоров
   (контрактов) или обнародовавшее свое произведение  без  заключения
   трудовых или гражданско - правовых договоров;
       3) профессиональный творческий работник - творческий работник,
   творческая   деятельность  которого  является  для  него  основным
   источником средств к существованию;
       4) творческий   союз  -  общественное  объединение  творческих
   работников литературы и искусства одного или  нескольких  видов  и
   жанров в организационно - правовой форме общественной организации,
   создаваемое  на  основании  индивидуального  членства  для  защиты
   трудовых,   социальных   прав,  интеллектуальной  собственности  и
   профессиональных  интересов  своих  членов,  оказания   помощи   в
   создании и улучшении условий их творческой деятельности.

                     Глава II. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

       Статья 3. Творческие профессии творческих работников

       Творческие профессии творческих работников (далее - творческие
   профессии) включаются в перечень профессий творческих работников в
   области литературы и искусства, который утверждается и дополняется
   в порядке,  устанавливаемом Правительством Российской Федерации  с
   учетом предложений творческих союзов.

       Статья 4. Расчетная книжка творческого работника

       Расчетная книжка  творческого  работника  является документом,
   подтверждающим  периоды  его  творческой  деятельности  в   рамках
   гражданско - правовых договоров и (или) по фактам обнародования им
   своих произведений.
       Расчетная книжка   творческого   работника   должна  содержать
   наименование  его  творческой  профессии,  страховой   номер   его
   индивидуального   лицевого   счета   в   системе  государственного
   пенсионного  страхования,  сведения  о  периодах  его   творческой
   деятельности.
       В случае использования  произведения  в  рамках  гражданско  -
   правового  договора  расчетная книжка творческого работника должна
   содержать  также  сведения  о  сторонах  гражданско  -   правового
   договора  и  о размерах авторского вознаграждения,  вознаграждения
   исполнителя  или  о  цене,  по   которой   реализуется   результат
   творческой  деятельности  (если такая цена предусмотрена условиями
   данного договора).
       Записи в   расчетную  книжку  творческого  работника  вносятся
   другой стороной гражданско  -  правового  договора  (в  том  числе
   организацией   по   управлению  имущественными  правами  субъектов
   авторских и смежных прав  на  коллективной  основе),  а  в  случае
   обнародования произведения - самим творческим работником.
       Образец расчетной книжки  творческого  работника,  порядок  ее
   выдачи   и   ведения   устанавливаются  Правительством  Российской
   Федерации.

       Статья 5.  Творческая деятельность и  порядок  определения  ее
   периодов

       Творческий работник   имеет   право   осуществлять  творческую
   деятельность в рамках трудового договора (контракта), гражданско -
   правового   договора,   а  также  имеет  право  обнародовать  свои
   произведения без заключения договора.
       Творческая деятельность    не   является   предпринимательской
   деятельностью.
       Период от начала до окончания творческой деятельности в рамках
   авторского договора заказа или договора исполнителя определяется в
   соответствии   с   договором   и  отражается  в  расчетной  книжке
   творческого работника заказчиком.
       Период от  начала  до  окончания  творческой  деятельности,  в
   результате  которой  имущественные  права  творческого   работника
   передаются  им  по  авторскому  договору,  и  аналогичный  период,
   связанный  с  созданием  реализуемого  творческим  работником   по
   договору   купли   -  продажи  объекта  своего  авторского  права,
   определяются  самим  творческим  работником  и  отражаются  им   в
   расчетной книжке творческого работника.  Этот период не может быть
   обусловлен   размером   авторского   вознаграждения   или   ценой,
   предусмотренной договором купли - продажи.

       Статья 6. Вознаграждение творческого работника

       Выплата вознаграждения  творческому  работнику  по  всем видам
   авторского   договора,   договора   исполнителя   производится   в
   соответствии  с  условиями  соответствующего  договора,  при  этом
   размер   авторского   вознаграждения   и   размер   вознаграждения
   исполнителя  не  могут  быть  меньше  установленных Правительством
   Российской Федерации минимальной ставки авторского  вознаграждения
   и минимальной ставки вознаграждения исполнителя соответственно.
       Для целей налогообложения доходы,  полученные профессиональным
   творческим  работником  в  результате  творческой  деятельности  в
   рамках гражданско - правовых договоров, рассматриваются как доходы
   по основному месту работы.

       Статья 7.  Социальное  страхование  и  пенсионное  обеспечение
   творческих работников

       Творческие работники подлежат  обязательному  государственному
   социальному и медицинскому страхованию,  пенсионному обеспечению и
   страхованию.
       В случае   осуществления  творческими  работниками  творческой
   деятельности  по  всем  видам  авторского  договора   и   договора
   исполнителя  уплата страховых взносов производится другой стороной
   гражданско - правового договора (для целей настоящего Федерального
   закона далее - страхователь).
       Профессиональному творческому работнику, произведения которого
   используются в рамках гражданско - правовых договоров,  пособия по
   государственному     социальному     страхованию     выплачиваются
   исполнительными   органами   государственных  органов  социального
   страхования  по  месту   его   жительства   с   учетом   внесенных
   страхователем  за  данного профессионального творческого работника
   страховых  взносов.  При  отсутствии  документов,   подтверждающих
   внесение    страховых   взносов,   пособия   по   государственному
   социальному    страхованию     выплачиваются     профессиональному
   творческому  работнику в размере 90 процентов минимального размера
   оплаты труда, установленного федеральным законом.
       Неуплата страхователем профессионального творческого работника
   взносов  на  государственное  социальное  страхование  не   лишает
   профессионального   творческого   работника  права  на  социальное
   обеспечение   за   счет   средств   государственного   социального
   страхования.
       Социальное страхование,  пенсионное обеспечение и  страхование
   творческих  работников,  осуществляющих  творческую деятельность и
   реализующих созданные ими объекты их авторского права по договорам
   купли    -    продажи,    производятся   творческими   работниками
   самостоятельно   в   порядке,    определяемом    законодательством
   Российской  Федерации  о  социальном  страховании  и  о пенсионном
   обеспечении.

       Статья 8. Трудовой стаж творческих работников

       Трудовой стаж для назначения пенсии и среднемесячный заработок
   творческих  работников  определяются  в  порядке,  предусмотренном
   законодательством  Российской Федерации о социальном страховании и
   пенсионном обеспечении.
       Периоды творческой    деятельности    творческого    работника
   включаются   в   его   общий  трудовой  стаж.  Периоды  творческой
   деятельности,  осуществляемой  до  даты  регистрации   творческого
   работника,  проводимой  для индивидуального (персонифицированного)
   учета  в  системе  государственного  пенсионного   страхования   и
   получения   страховых  свидетельств  государственного  пенсионного
   страхования, подтверждаются документами, выдаваемыми общественными
   объединениями    творческих    работников    в    соответствии   с
   законодательством Российской Федерации.

       Статья 9.  Обеспечение  занятости  профессиональных творческих
   работников

       В соответствии  с   законодательством   Российской   Федерации
   решение  о  признании  безработным  профессионального  творческого
   работника,  зарегистрированного в органах службы занятости в целях
   поиска  подходящей  работы,  принимается государственными органами
   занятости, ведающими вопросами занятости творческих работников.
       Признание профессионального  творческого работника безработным
   и  выплата  профессиональному  творческому  работнику  пособия  по
   безработице  в  случае  осуществления им творческой деятельности в
   рамках гражданско - правовых договоров до  регистрации  в  органах
   службы  занятости  в целях поиска подходящей работы производятся в
   соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости.

       Статья 10.  Право профессиональных  творческих  работников  на
   отдых

       Право на   отдых   профессиональных   творческих   работников,
   осуществляющих творческую деятельность по  всем  видам  авторского
   договора   и   договора   исполнителя,   устанавливается   данными
   договорами с учетом продолжительности рабочего времени, выходных и
   праздничных дней,  ежегодного оплачиваемого отпуска, установленных
   законодательством Российской Федерации для работающих по трудовому
   договору (контракту).
       Творческому работнику,  работающему  по   трудовому   договору
   (контракту),  по  его  заявлению должен предоставляться отпуск без
   сохранения заработной платы  продолжительностью  до  одного  года.
   Порядок  и  условия предоставления указанного отпуска определяются
   сторонами данного трудового договора (контракта).
       В соответствии   с   правом   на   оплату  ежегодного  отпуска
   профессионального творческого работника ему гарантируется  доплата
   сверх  вознаграждения,  предусмотренного  авторским  договором или
   договором исполнителя, в размере не менее 8,6 процента общей суммы
   вознаграждения за выполненную работу,  рассчитанной по минимальным
   ставкам  авторского   вознаграждения   или   минимальным   ставкам
   вознаграждения     исполнителя    соответственно,    установленным
   Правительством Российской Федерации.

       Статья 11.    Интеллектуальная    собственность     творческих
   работников

       Интеллектуальную собственность      творческих      работников
   составляют  исключительные  права  на  результаты  их   творческой
   деятельности,  являющиеся  объектами  авторских и смежных прав,  а
   также  на  результаты  творческой  деятельности,   не   являющиеся
   объектами авторских и смежных прав (идеи и концепции произведений,
   выраженные в какой-либо объективной форме).
       Передача имущественных   прав   на   объекты  интеллектуальной
   собственности осуществляется только по договору.
       Результаты творческой   деятельности,   являющиеся   предметом
   гражданско  -  правовых  договоров,  могут  быть  застрахованы   в
   порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской Федерации
   для страхования риска ответственности за нарушение договора.

       Статья 12.  Участие  творческих  работников   в   приватизации
   государственных и муниципальных организаций культуры

       Творческие работники,  произведения  которых  использовались в
   соответствии   с   авторскими   договорами   государственными    и
   муниципальными  организациями культуры для получения доходов,  при
   приватизации  данных  организаций  пользуются  правами  членов  их
   трудовых коллективов.

       Статья 13.   Обеспечение   условий   творческой   деятельности
   творческих работников

       Творческим работникам  предоставляются  помещения  в  качестве
   творческих мастерских (ателье,  студий) в порядке, устанавливаемом
   органами   государственной   власти    или    органами    местного
   самоуправления  в  соответствии  с Гражданским кодексом Российской
   Федерации.
       Профессиональные творческие  работники,  не имеющие творческих
   мастерских (ателье, студий) и использующие для осуществления своей
   творческой  деятельности  часть  занимаемых  ими  жилых помещений,
   имеют право включать в договор социального найма  дополнительно  к
   социальной   норме   площади   жилья   до   20  квадратных  метров
   включительно.
       Профессиональным творческим       работникам,       являющимся
   собственниками  специально  оборудованных   строений,   помещений,
   включая жилые помещения, использующим их под творческие мастерские
   (ателье,  студии),  могут  предоставляться  налоговые  льготы   на
   имущество  в  порядке,  определяемом  законодательством Российской
   Федерации.

       Статья 14. Особенности налогообложения творческих работников

       Налогообложение творческих     работников,      осуществляющих
   творческую  деятельность в рамках гражданско - правовых договоров,
   производится  в  соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации   и  регулируется  с  учетом  особенностей  деятельности
   творческих работников.
       Сумма налогооблагаемого    дохода    творческих    работников,
   осуществляющих творческую  деятельность  по  авторским  договорам,
   распределяется   на   фактическое  время  работы,  затраченное  на
   создание произведения.
       При налогообложении из суммы авторского вознаграждения и суммы
   вознаграждения     исполнителя      исключаются      документально
   подтвержденные  затраты  на  создание  произведения (себестоимость
   произведения),  а также затраты,  платежи  и  другие  обязательные
   отчисления,  определяемые и производимые в порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.
       При отсутствии   документального   подтверждения   затрат   на
   создание   произведения   из   сумм   полученных    вознаграждений
   исключаются расходы в размере 40 процентов суммы дохода.

       Статья 15. Право творческих работников на доступ в организации
   культуры

       Творческие работники    вправе    безвозмездно    пользоваться
   открытыми   фондами  государственных  и  муниципальных  библиотек,
   музеев, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.
       Хранение в  государственных  и  муниципальных архивах и музеях
   личных архивов творческих работников производится на безвозмездной
   основе  с обеспечением беспрепятственного и безвозмездного доступа
   к ним владельцев архивов и их правопреемников.
       Находящиеся на  хранении  в  государственных  и  муниципальных
   архивах и музеях личные архивы творческих работников включаются  в
   фонды этих архивов и музеев.  Доступ к указанным фондам творческим
   работникам  и  представителям  иных  профессий  обеспечивается   в
   соответствии с установленным порядком.

       Статья 16. Право на объединение

       Творческие работники   для   защиты   своих  интересов  вправе
   создавать свои общественные объединения,  включая профессиональные
   союзы,  в  любых  установленных  законом организационно - правовых
   формах, а также союзы (ассоциации) таких объединений.

                Глава III. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ
                           ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ

       Статья 17. Учредители творческого союза

       Учредителями творческого    союза    могут   быть   творческие
   работники,  которые являются гражданами  Российской  Федерации,  а
   также     общественные    объединения    творческих    работников,
   зарегистрированные  в  качестве   юридических   лиц   в   порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации.
       Юридические лица,  являющиеся учредителями творческого  союза,
   не могут быть членами этого творческого союза.

       Статья 18. Членство в творческом союзе

       Членство в  творческом  союзе  оформляется  в  соответствии  с
   положениями устава творческого союза по индивидуальному  заявлению
   творческого работника.
       Требования, предъявляемые   уставом   творческого   союза    к
   гражданам,  вступающим  в  творческий союз,  не должны ущемлять их
   авторские,  смежные и иные имущественные и неимущественные  права,
   должны  содействовать  объединению  представителей соответствующих
   творческих  профессий,   стимулировать   их   профессиональный   и
   творческий рост.

       Статья 19. Особенности создания творческих союзов, структурных
   подразделений творческого союза

       В Российской Федерации создаются и  действуют  общероссийские,
   межрегиональные,  региональные,  местные,  а  также  международные
   творческие союзы.
       Под общероссийским  творческим  союзом  понимается  творческий
   союз,  имеющий свои структурные подразделения на территориях более
   половины субъектов Российской Федерации,  а также творческий союз,
   имеющий структурные подразделения на  территориях  менее  половины
   субъектов    Российской    Федерации    в    силу   ограниченности
   распространения творческих профессий  членов  данного  творческого
   союза.
       Под межрегиональным,   региональным,    местным,    а    также
   международным   творческим   союзом  понимается  творческий  союз,
   созданный  на  основании  индивидуального  членства   в   порядке,
   определяемом Федеральным законом "Об общественных объединениях".
       Структурными подразделениями   творческого   союза    являются
   организации,  отделения,  филиалы  и представительства творческого
   союза.
       Структурные подразделения   творческого   союза  создаются  по
   решению постоянно  действующего  руководящего  органа  творческого
   союза,  предусмотренного  уставом  данного  творческого  союза,  и
   действуют в соответствии с законодательством Российской  Федерации
   и с указанным уставом.

       Статья 20. Регистрация творческого союза

       Общероссийские, межрегиональные,    региональные   и   местные
   творческие союзы,  а  также  международные  творческие  союзы  или
   структурные подразделения творческих союзов в Российской Федерации
   регистрируются  в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации.
       Для регистрации  международного  творческого  союза  требуется
   подтверждение  дипломатическим  представительством или консульским
   учреждением Российской  Федерации  статуса  резидента  страны  для
   граждан,   проживающих   за   пределами   Российской  Федерации  и
   образующих  структурное   подразделение   творческого   союза   за
   пределами Российской Федерации.

       Статья 21.  Регистрация  изменений  и дополнений,  внесенных в
   устав творческого союза, устав ассоциации творческих союзов

       1. Для государственной  регистрации  изменений  и  дополнений,
   внесенных  в  устав  творческого  союза  или  в  устав  ассоциации
   творческих союзов и  изменяющих  сведения,  которые  содержатся  в
   свидетельстве  о  регистрации  данного  творческого  союза  или  в
   свидетельстве  о   регистрации   ассоциации   творческих   союзов,
   представляются  те  же  документы  и  в  те  же  сроки,  что и для
   государственной  регистрации  творческих   союзов   и   ассоциаций
   творческих  союзов,  в порядке,  предусмотренном законодательством
   Российской Федерации для государственной регистрации  общественных
   объединений.
       2. Государственная   регистрация   изменений   и   дополнений,
   внесенных  в  устав  творческого  союза  или  в  устав  ассоциации
   творческих союзов и не изменяющих сведения,  которые содержатся  в
   свидетельстве  о  регистрации  данного  творческого  союза  или  в
   свидетельстве  о   регистрации   ассоциации   творческих   союзов,
   производится   в   том   же  порядке  и  в  те  же  сроки,  что  и
   государственная  регистрация  творческих   союзов   и   ассоциаций
   творческих   союзов,   при  обязательном  представлении  следующих
   документов:
       1) заявление   о   государственной   регистрации  изменений  и
   дополнений,  внесенных в  устав  творческого  союза  или  в  устав
   ассоциации   творческих   союзов,  подписанное  членами  постоянно
   действующего руководящего органа творческого союза;
       2) выписка  из  протокола  заседания  постоянно   действующего
   руководящего  органа  творческого союза или постоянно действующего
   руководящего органа ассоциации  творческих  союзов  с  решением  о
   внесении в устав изменений и дополнений;
       3) подлинный   текст   устава  творческого  союза  или  устава
   ассоциации творческих союзов в двух экземплярах;
       4) перечень  и  содержание статей устава творческого союза или
   устава ассоциации творческих союзов, в которые внесены изменения и
   дополнения;
       5) документ,  подтверждающий  уплату  государственной  пошлины
   (регистрационного сбора).
       3. На подлинном тексте устава  творческого  союза  или  устава
   ассоциации  творческих  союзов,  в  который  внесены  изменения  и
   дополнения,  регистрирующий орган  делает  специальную  отметку  о
   вступлении изменений и дополнений в силу.
       4. В случае изменения места нахождения  и  (или)  наименования
   творческого  союза  или  ассоциации  творческих союзов творческому
   союзу   или   ассоциации   творческих   союзов   выдается    новое
   свидетельство о государственной регистрации с сохранением прежнего
   регистрационного номера.

       Статья 22. Права творческих союзов

       1. Для реализации своих уставных целей творческие союзы  имеют
   право:
       1) выступать    с    предложениями    о    принятии   органами
   государственной власти  нормативных  правовых  актов  по  вопросам
   литературы и искусства, защиты прав, свобод и интересов творческих
   работников  и  их  творческих  союзов,  а  также   участвовать   в
   обсуждении   и   подготовке  проектов  федеральных  законов,  иных
   нормативных  правовых   актов,   в   выработке   решений   органов
   государственной  власти  и решений органов местного самоуправления
   по этим вопросам;
       2) получать  в  соответствии  с  законодательством  Российской
   Федерации  от  органов   государственной   власти   информацию   о
   подготовке  и  принятии  нормативных  правовых  актов  по вопросам
   литературы и искусства, защиты прав, свобод и интересов творческих
   работников и их творческих союзов;
       3) представлять интересы творческих работников в отношениях  с
   органами государственной власти,  органами местного самоуправления
   и  работодателями;  обращаться  в  судебные  органы   в   порядке,
   установленном  законодательством  Российской  Федерации,  а  также
   использовать другие формы правовой защиты;
       4) по  запросам руководящих органов творческого союза или лиц,
   уполномоченных  на  то   уставом   творческого   союза,   получать
   информацию,  касающуюся  социальных  прав  и  интересов творческих
   работников,  от  государственных  фондов  социального  страхования
   занятости,  медицинского страхования и пенсионного фонда,  а также
   от их местных отделений;
       5) выдавать  документы,  подтверждающие  членство в творческом
   союзе;
       6) подтверждать  в  соответствии  с  частью  второй  статьи  8
   настоящего Федерального  закона  периоды  творческой  деятельности
   творческих работников (только в случае государственной регистрации
   творческого  союза)   в   порядке,   определяемом   Правительством
   Российской Федерации;
       7) выступать  учредителями  ассоциации  творческих  союзов,  а
   также     общероссийских,    межрегиональных,    региональных    и
   международных творческих союзов;
       8) создавать  общественные  объединения,  иные  некоммерческие
   организации,  а  также   коммерческие   организации   в   порядке,
   установленном законодательством Российской Федерации;
       9) вносить в установленном порядке предложения о представлении
   творческих   работников  к  государственным  наградам  и  почетным
   званиям.

       Статья 23. Ассоциации творческих союзов

       Творческие союзы могут создавать ассоциации творческих  союзов
   в   соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской  Федерации,
   Федеральным законом "Об  общественных  объединениях"  и  настоящим
   Федеральным законом.
       Ассоциации творческих  союзов   могут   состоять   только   из
   творческих союзов.
       На структурные    подразделения    международных    ассоциаций
   творческих   союзов,   зарегистрированные  и  осуществляющие  свою
   деятельность на территории Российской Федерации,  распространяется
   законодательство  Российской  Федерации  с  учетом  общепризнанных
   принципов и норм международного  права,  а  также  соответствующих
   норм международных договоров Российской Федерации.
       Территориальная сфера деятельности  ассоциации  двух  и  более
   творческих   союзов   определяется   исходя   из  числа  субъектов
   Российской   Федерации,   представленных   в   такой    ассоциации
   структурными подразделениями указанных творческих союзов.

           Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ

       Статья 24. Условия деятельности творческих союзов

       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   способствуют  деятельности  творческих  союзов,   их   структурных
   подразделений,   деятельность  которых  направлена  на  достижение
   уставных целей творческих союзов,  а также деятельности ассоциаций
   творческих    союзов.    При   этом   в   порядке,   установленном
   законодательством  Российской  Федерации,   указанным   творческим
   союзам  и  ассоциациям  творческих союзов могут быть предоставлены
   льготы по уплате  федеральных,  региональных  и  местных  налогов,
   таможенных   сборов   и  пошлин,  по  возмещению  эксплуатационных
   расходов путем регулирования тарифов на электрическую  и  тепловую
   энергию,  а  также  путем  регулирования  налогообложения  прибыли
   организаций,  находящихся  в  собственности  творческих  союзов  и
   ассоциаций   творческих  союзов,  в  случае  использования  данной
   прибыли на осуществление уставных целей данных творческих союзов и
   ассоциаций творческих союзов.

       Статья 25.   Государственные   и   муниципальные   заказы  для
   творческих союзов, ассоциаций творческих союзов

       В соответствии с законодательством Российской Федерации органы
   государственной    власти   и   органы   местного   самоуправления
   разрабатывают  целевые  программы,  способствующие  сохранению   и
   развитию литературы и искусства, с привлечением творческих союзов,
   ассоциаций творческих союзов,  а  также  творческих  работников  к
   формированию и реализации этих программ.
       Сформированные на   основе    указанных    целевых    программ
   государственные   и   муниципальные  заказы  распределяются  между
   творческими союзами,  ассоциациями творческих союзов и творческими
   работниками   путем   проведения   открытых   конкурсов,   порядок
   проведения   которых   определяется   соответствующими    органами
   государственной власти или органами местного самоуправления.
       Государственная поддержка   творческих   союзов,    ассоциаций
   творческих  союзов,  творческих работников выражается также в виде
   целевого финансирования отдельных  общественно  полезных  программ
   творческих   союзов,   ассоциаций  творческих  союзов,  творческих
   работников по их заявкам в виде заключения любых видов договоров с
   творческими союзами,  ассоциациями творческих союзов,  творческими
   работниками,  в том числе в виде предоставления творческим союзам,
   ассоциациям     творческих     союзов,    творческим    работникам
   государственных грантов,  а также  в  виде  социального  заказа  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном
   заказе.

       Статья 26.  Гарантии  имущественных  прав  творческих  союзов,
   ассоциаций творческих союзов

       В целях    обеспечения    уставной   деятельности   являющихся
   юридическими  лицами  творческих  союзов,  ассоциаций   творческих
   союзов и учреждаемых ими организаций органы государственной власти
   или органы местного  самоуправления  предоставляют  им  в  аренду,
   безвозмездное  пользование  или в собственность здания,  служебные
   помещения в порядке,  определяемом органами государственной власти
   и органами местного самоуправления.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   содействуют  творческим  союзам,  ассоциациям  творческих союзов в
   создании учреждений  отдыха  (домов  творчества)  и  предоставляют
   творческим союзам,  ассоциациям творческих союзов для данных целей
   земельные участки,  кредиты на строительство,  а также  определяют
   условия     налогообложения    в    соответствии    с    условиями
   налогообложения, установленными для учреждений отдыха.
       Арендная плата   для   творческих   союзов,   их   структурных
   подразделений,  ассоциаций творческих  союзов  и  учреждаемых  ими
   организаций    производится    в   размерах,   установленных   для
   государственных и муниципальных организаций культуры.
       Оплата творческими  союзами,  их структурными подразделениями,
   ассоциациями творческих союзов и  учреждаемыми  ими  организациями
   коммунальных   услуг   и  услуг  связи  производится  в  размерах,
   установленных  для  государственных  и  муниципальных  организаций
   культуры.

                   Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 27.    О    признании    утратившими   силу   отдельных
   законодательных актов Российской Федерации  в  связи  с  принятием
   настоящего Федерального закона

       Признать утратившей   силу   часть   пятую  статьи  55  Закона
   Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации
   о   культуре"  (Ведомости  Съезда  народных  депутатов  Российской
   Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,  1992,  N  46,
   ст. 2615).

       Статья 28.   О   приведении   нормативных   правовых  актов  в
   соответствие с настоящим Федеральным законом

       Президенту Российской  Федерации  и  Правительству  Российской
   Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
   настоящим Федеральным законом.
       Правительству Российской  Федерации в трехмесячный срок со дня
   вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить образец
   расчетной  книжки  творческого  работника  и  порядок  ее выдачи и
   ведения,  а  также  перечень  профессий  творческих  работников  в
   области литературы и искусства.

       Статья 29. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ
           ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ"

       Проект Федерального закона "О творческих работниках литературы
   и   искусства   и   об   их  творческих  союзах"  подготовлен  для
   рассмотрения  Государственной  Думой  совместной  рабочей  группой
   Комитета  Государственной Думы по делам общественных объединений и
   Комитета Государственной Думы по культуре.
       16 апреля  1996  года  были проведены парламентские слушания с
   участием   депутатов   Федерального    Собрания,    представителей
   Правительства,   министерств   и  ведомств  Российской  Федерации,
   творческих союзов,  в  ходе  которых  была  одобрена  концепция  и
   отмечена  "необходимость  и  своевременность  разработки"  данного
   Закона.
       Законопроект был  принят  24  июня  1998  года Государственной
   Думой,  9 июля одобрен  Советом  Федерации,  а  25  июля  отклонен
   Президентом Российской Федерации (N Пр-1049).  По решению Комитета
   по делам общественных объединений  и  религиозных  организаций  от
   17 сентября  1998  г.  в  связи  с  нарушением  части 3 статьи 107
   Конституции Российской Федерации указанный законопроект был снят с
   рассмотрения  Государственной Думы решением Совета Государственной
   Думы от 12 ноября 1998 года (протокол N 171).
       Изменившаяся общественно  -  политическая  ситуация  в  России
   вызвала и изменения  в  положении  крупнейших  творческих  союзов.
   Утрата  ими  значения  государственных идеологических институтов и
   положения привилегированных общественных  организаций  повлекла  и
   отмену бюджетного финансирования деятельности творческих союзов.
       Разработка проекта   Федерального   закона    "О    творческих
   работниках  литературы  и  искусства  и  об  их творческих союзах"
   вызвана необходимостью обеспечить  в  новых  условиях  трудовые  и
   социальные   права   творческих   работников,  работающих  или  не
   работающих по трудовому договору,  независимо  от  их  членства  в
   творческих союзах, и способствовать деятельности творческих союзов
   в интересах сохранения и развития традиций литературы и искусства.
       Предлагаемый законопроект развивает и конкретизирует Закон "Об
   общественных  объединениях"  и  по  отношению  к   нему   является
   специальным.   Специфика   его  заключается  в  качестве  предмета
   регулирования,  которым  является   отдельный   вид   общественных
   объединений - творческий союз в области литературы и искусства.
       В соответствии   с   концепцией    настоящего    законопроекта
   творческие  союзы выполняют целый ряд различных функций,  присущих
   как профессиональным союзам,  так и  государственным  организациям
   культуры   и   искусства.   Творческие  союзы  имеют  особенности,
   связанные,  во-первых,  с  территориальной  сферой   деятельности,
   которая     объективно    ограничена    естественными    условиями
   распространения того или иного вида литературы или искусства,  при
   том  что  характер  деятельности творческого союза и ее значимость
   остаются общероссийскими;  во-вторых,  с тем,  что творческий союз
   создается  только  на основе индивидуального членства;  в-третьих,
   творческий союз имеет ряд новых, конкретных прав.
       Специфичен и  еще  один субъект регулирования,  обозначенный в
   законопроекте как творческий работник,  не работающий по трудовому
   договору,   осуществляющий   творческую   деятельность   в  рамках
   гражданско - правовых договоров в области литературы и  искусства.
   Впервые   в   предлагаемом   законопроекте   осуществлена  попытка
   обеспечить  юридическими,  социальными  и  экономическими  правами
   творческого работника,  не работающего по трудовому договору, или,
   иными   словами,   работника   свободной   профессии,   труд   или
   деятельность  которого не подпадает под уже имеющиеся в российском
   законодательстве категории.
       При разработке  настоящего  законопроекта  учтен  практический
   опыт нормативно  -  правового  регулирования  и  уже  существующая
   правовая  база:  Федеральный  закон "Об общественных объединениях"
   (1995 год),  Закон "Основы законодательства Российской Федерации о
   культуре" (1992 год),  Закон "Об авторском праве и смежных правах"
   (1993 год),  другие российские законы,  которые  в  той  или  иной
   степени   регулируют   взаимоотношения   творческих  работников  с
   государством.  Кроме того,  настоящий Закон основывается на нормах
   международного   права,   действующих  в  Российской  Федерации  и
   закрепленных  в  Бернской  Конвенции  об  охране  литературных   и
   художественных   произведений   (в   ред.  1971  года),  Всемирной
   конвенции об авторском праве (ЮНЕСКО, в ред. 1971 года), а также в
   ряде  документов  -  рекомендациях  ЮНЕСКО  по  отдельным областям
   культуры.
       Предлагаемый законопроект   позволит   выполнить  Рекомендации
   Организации Объединенных Наций по вопросам  образования,  науки  и
   культуры о положении творческих работников (27 октября 1980 г.), в
   которой  говорится  о  "необходимости  улучшения  условий   труда,
   социального  обеспечения  и налогообложения творческих работников,
   независимо  от  того,  работают  ли  они  по  найму  или  являются
   независимыми, с учетом их вклада в развитие культуры".
       В Указах Президента  Российской  Федерации  "О  дополнительных
   мерах  государственной поддержки культуры и искусства в Российской
   Федерации"  (от  12.11.94  N  1904)  и  "О   мерах   по   усилению
   государственной   поддержки  культуры  и  искусства  в  Российской
   Федерации" (от 01.07.96 N 1010) содержатся поручения Правительству
   Российской   Федерации   "выделить   в   республиканском   бюджете
   Российской Федерации средства для творческих союзов и их отделений
   на местах,  полученные от уплаты налога на добавленную стоимость и
   внесенные   в   республиканский   бюджет   Российской    Федерации
   производственными  предприятиями  творческих союзов и их отделений
   на местах,  при условии расходования этих средств на социальные  и
   творческие нужды союзов"; оформить права "собственности творческих
   союзов Российской  Федерации  на  объекты  недвижимого  имущества,
   находящиеся  на  балансе  творческих  союзов  и  их  отделений  на
   местах",  а  также  передать   "в   бессрочное   и   безвозмездное
   пользование творческим союзам Российской Федерации и их отделениям
   на  местах  занимаемые  ими  здания,  находящиеся  в   федеральной
   собственности".
       В основном эти положения Указов оказались  не  реализованными,
   что   доказывает  необходимость  дополнительного  законодательного
   регулирования   вопросов,   связанных   с   правовым    положением
   творческого работника и одного из видов общественных объединений -
   творческого союза.
       Предлагаемый законопроект    призван    в    первую    очередь
   ликвидировать упомянутый пробел в законодательстве.
       Реализация проекта    Федерального    закона   "О   творческих
   работниках литературы и искусства и об их  творческих  союзах"  не
   требует  дополнительного  финансирования  из Федерального бюджета,
   так как расходы,  связанные с его обслуживанием,  уже заложены  во
   внебюджетных  фондах  (Пенсионном,  Медицинском,  Фонде занятости,
   Фонде социального страхования) и ежегодно утверждаются бюджетом на
   очередной год.
       Что касается налоговых льгот для  творческих  союзов,  то  они
   предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
       Указанный законопроект     представлен     на     рассмотрение
   Государственной   Думы   без  изменений  с  момента  принятия  его
   Государственной Думой (24.06.98) и Советом Федерации (09.07.98).

                                                         Председатель
                                        Комитета Государственной Думы
                                    по делам общественных объединений
                                            и религиозных организаций
                                                         В.ЗОРКАЛЬЦЕВ






                 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
               ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
          РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ
          СОЮЗАХ" В РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТВОРЧЕСКИХ
          РАБОТНИКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА И ОБ ИХ ТВОРЧЕСКИХ
            СОЮЗАХ", ПРИНЯТОГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ 24 ИЮНЯ
            1998 ГОДА, ОДОБРЕННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ 9 ИЮЛЯ
                 И ОТКЛОНЕННОГО ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ
                     ФЕДЕРАЦИИ 25 ИЮЛЯ (N ПР-1049)

       Реализация Закона   "О   творческих  работниках  литературы  и
   искусства и об их творческих союзах"  не  требует  дополнительного
   финансирования из федерального бюджета.
       В свою    очередь,    проектом    Закона     предусматривается
   упорядочивание  отношений  между субъектами авторского или смежных
   прав и заказчиком - работодателем  позволит  государству  получить
   дополнительные  отчисления  в  федеральный бюджет за счет налогов,
   скрываемых в настоящее время от государства.
       По расчетам разработчиков законопроекта к категории творческих
   работников литературы и искусства  в  соответствии  со  статьей  2
   законопроекта  относится  ограниченная группа граждан,  результаты
   интеллектуального труда которых, во-первых, имеют отношение только
   к  сфере  литературы  и  искусства,  а во-вторых,  используются по
   договору (трудовому или гражданско  -  правовому:  авторскому  или
   купли - продажи) или в целях обнародования - без договора.
       К этой  категории  можно отнести всех членов творческих союзов
   России,  а это на сегодня  максимально  150  тысяч  человек,  плюс
   творческие работники,  не состоящие в творческих организациях - до
   50 тысяч человек.  Всего Закон охватывает  максимально  200  тысяч
   человек, что составляет 0,14% от населения страны.
       Далее проанализируем  статьи   законопроекта,   предполагающие
   какие-либо расходы.
       В статье   4   законопроекта   предполагаются    расходы    из
   Федерального бюджета, связанные с обеспечением каждого творческого
   работника,  осуществляющего  творческую  деятельность   в   рамках
   гражданско  -  правового договора,  расчетной книжкой.  Расходы по
   выпуску 200 тысяч экземпляров типовых расчетных книжек.  Стоимость
   издания  расчетной книжки соответствует стоимости издания трудовой
   книжки  и  составляет  около  5  рублей   плюс   расходы   на   ее
   транспортировку  и выдачу,  итого выпуск и выдача расчетной книжки
   для  творческих  работников  литературы  и   искусства   потребует
   расходов в сумме примерно до 2 млн. рублей.
       Статья 7 законопроекта  предполагает  организацию  социального
   страхования  и  обеспечения  для  творческого  работника  (часть 1
   статьи 39 Конституции РФ).
       Социальное, пенсионное  и медицинское страхование производится
   за  счет  взносов  либо  самих  граждан,  либо   работодателей   в
   соответствующие внебюджетные государственные фонды. Таким образом,
   творческие  работники,  как  и  остальные   категории   российских
   граждан,   получают   пенсии   за  счет  средств,  отчисленных  из
   заработанных ими денежных средств (зарплат,  вознаграждений,  цены
   проданного произведения).
       Творческая деятельность по  авторскому  договору  предполагает
   уплату  страховых  взносов  работодателем (ФЗ "О тарифах страховых
   взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,  Фонд  социального
   страхования  Российской Федерации,  Государственный фонд занятости
   населения   Российской   Федерации   и   в   фонды   обязательного
   медицинского   страхования  на  1998  год"  N  9-ФЗ  от  8  января
   1998 года).
       Творческая деятельность,   результат   которой   продается  по
   договору купли  -  продажи,  предполагает  самостоятельную  уплату
   взносов    творческим    работником    в   порядке,   определенном
   законодательством РФ (ФЗ "Об индивидуальном  (персонифицированном)
   учете  в системе государственного пенсионного страхования" N 27-ФЗ
   от 1 апреля 1996 года).
       В статье   9   законопроекта   предусматривается   регистрация
   творческих  работников  в   качестве   безработных.   Пособия   по
   безработице  выдаются творческим работникам из фонда отчислений во
   внебюджетный  Фонд  занятости,   произведенных   работодателем   -
   заказчиком.
       В статье  13 предполагается возможность расходов,  связанных с
   обеспечением творческих работников творческими мастерскими (ст. 50
   Закона  РФ  "Основы  законодательства РФ о культуре"  N 3612-1  от
   9  октября   1992  года),   однако   эти   расходы   относятся   к
   муниципальным,  а  не  к  федеральным  расходам.  Что  же касается
   налоговых   льгот   для    творческих    работников,    являющихся
   собственниками  специально оборудованных под мастерские помещений,
   то,  во-первых,  данные  льготы  по   налогу   на   имущество   не
   обязательны,  а во-вторых,  такими помещениями владеют максимально
   до 10%  творческих работников.  Получаем,  что 20 тысяч творческих
   работников  имеют  мастерские   в   среднем   общей   площадью   в
   1 200  000  кв.  м  (в  том  случае,   если   среднестатистический
   творческий работник владеет общей площадью в 60 кв.  м). Льгота по
   налогу на имущество в 50%  в таком случае составляет  примерно  до
   150 млн. рублей.
       В статье 26 речь идет о льготах по оплате творческими  союзами
   аренды  помещений  и  коммунальных  услуг,  что  также относится к
   муниципальному бюджету.  Что  касается  льгот  по  услугам  связи,
   оказываемых   творческим   союзам,   то   стоимость   эта  требует
   дополнительных расчетов,  однако не может иметь большого  значения
   для федерального бюджета.
       Таким образом,  из законопроекта лишь в пяти статьях речь идет
   о каких-либо расходах, в том числе внебюджетных и муниципальных.
       Общая сумма  расходов  из  федерального  бюджета на реализацию
   Закона не будет превышать 160 млн. рублей.
       Вместе с тем введение расчетной книжки творческого  работника,
   а  также увязывание социальной и иной защиты творческого работника
   со стороны государства с использованием результатов его творческой
   деятельности   через  договорные  отношения  позволит  государству
   получить больше отчислений в государственные внебюджетные фонды  и
   увеличит размер подоходного налога.
       Существует и  косвенная  выгода  государству от принятия этого
   Закона.  Цена этой выгоды очень  высока.  Речь  идет  о  повышении
   авторитета   творческой   профессии  и  о  содействии  со  стороны
   государства развитию национальной культуры, а не ее разложению.
       Предлагаемый законопроект  позволит   выполнить   Рекомендации
   Организации  Объединенных  Наций по вопросам образования,  науки и
   культуры о положении творческих работников (27 октября 1980 г.), в
   которой   говорится  о  "необходимости  улучшения  условий  труда,
   социального обеспечения и налогообложения  творческих  работников,
   независимо  от  того,  работают  ли  они  по  найму  или  являются
   независимыми, с учетом их вклада в развитие культуры".



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz