Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 17.06.99 N 4138-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 17 июня 1999 г. N 4138-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
               "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
              ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ
          В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ
              И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ
              УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ,
                     И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в первом  чтении  проект  Федерального  закона  "Об
   общественном    контроле   за   обеспечением   прав   задержанных,
   подозреваемых   и   обвиняемых    в    совершении    преступлений,
   арестованных,  осужденных  и  содействии  общественных объединений
   работе  учреждений  и  органов,  исполняющих  наказания,  и   мест
   содержания под стражей", внесенный депутатами Государственной Думы
   В.В. Борщевым,         В.И. Зоркальцевым,        С.А. Карапетяном,
   Ю.И. Полдниковым, М.В. Фильшиным.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в Комитет Государственной Думы по делам общественных
   объединений и религиозных организаций до 15 июля 1999 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы   по  делам  общественных
   объединений  и  религиозных   организаций   доработать   указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                    В.В. БОРЩЕВЫМ, В.И. ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ,
                                  С.А. КАРАПЕТЯНОМ, Ю.И. ПОЛДНИКОВЫМ,
                                                       М.В. ФИЛЬШИНЫМ

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
              ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ
          В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ
              И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ
              УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ,
                     И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

       Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,  связанные с
   реализацией  конституционного  права  граждан Российской Федерации
   участвовать  в  управлении  делами  государства   с   тем,   чтобы
   средствами общественного контроля были защищены неотъемлемые права
   каждого
       на жизнь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, уважение
   его достоинства,  свободу от пыток, насилия, другого жестокого или
   унижающего человеческое достоинство обращения или наказания;
       на равенство перед законом;
       на ограждение от злоупотреблений государственной властью.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные понятия

       Для целей    настоящего   Федерального   закона   используются
   следующие понятия:
       задержанный -  лицо,  являющееся  в  какой бы то ни было форме
   задержанным и содержащимся в учреждениях и органах внутренних дел,
   других учреждениях, где содержатся задержанные;
       подозреваемый - лицо,  содержащееся под стражей в соответствии
   с   федеральным   законодательством  по  подозрению  в  совершении
   преступления;
       обвиняемый -  лицо,  содержащееся под стражей в соответствии с
   федеральным  законодательством,  в  отношении  которого   вынесено
   постановление  о  привлечении  в качестве обвиняемого в совершении
   преступления,  а  также   лицо,   содержащееся   под   стражей   в
   соответствии  с  федеральным  законодательством,  уголовное дело в
   отношении которого принято к производству судом (подсудимый);
       арестованный -   лицо,   в   отношении   которого  в  качестве
   административного взыскания применен административный арест;
       осужденный - лицо,  в отношении которого вынесен обвинительный
   приговор и применено наказание в виде ограничения свободы, ареста,
   лишения свободы.

       Статья 2.   Предмет   общественного   контроля   и  содействия
   общественных объединений

       1. Общественный  контроль   осуществляется   за   обеспечением
   предусмотренных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
   принципами  и   нормами   международного   права,   международными
   договорами  Российской  Федерации  и  федеральными законами прав и
   законных  интересов  задержанных,  подозреваемых   и   обвиняемых,
   арестованных, осужденных.
       2. Общественный контроль  за  обеспечением  прав  задержанных,
   подозреваемых  и  обвиняемых,  арестованных,  осужденных  (далее -
   общественный контроль)  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным
   законом осуществляется:
       в органах  и  учреждениях  внутренних  дел,  используемых  для
   содержания  задержанных  и  арестованных,  и в других учреждениях,
   используемых для содержания задержанных;
       в изоляторах временного содержания,  следственных изоляторах и
   других учреждениях,  используемых в качестве мест  содержания  под
   стражей подозреваемых и обвиняемых;
       в исправительных  центрах,  арестных   домах,   исправительных
   колониях  и  иных  учреждениях  уголовно - исполнительной системы,
   предусмотренных федеральным законодательством.
       3. Содействие  общественных  объединений  работе  учреждений и
   органов,  исполняющих наказания,  и мест  содержания  под  стражей
   (далее  - содействие общественных объединений) оказывается в целях
   создания в учреждениях и органах,  где содержатся подозреваемые  и
   обвиняемые,  арестованные,  осужденные,  условий для соблюдения их
   конституционных прав и законных интересов.

       Статья 3.  Принципы  общественного   контроля   и   содействия
   общественных объединений

       1. Общественный контроль и содействие общественных объединений
   осуществляются  на  основе  принципов  приоритета  прав  человека,
   законности и гласности.
       2. Общественный контроль и содействие общественных объединений
   осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
   общепризнанными  принципами  и   нормами   международного   права,
   международными  договорами  Российской  Федерации  и  федеральными
   законами.
       3. Мероприятия   по   осуществлению   общественного   контроля
   осуществляются  во  взаимодействии  с  государственными  органами,
   учреждениями, организациями, общественными объединениями.
       4. При  осуществлении  общественного  контроля  и   содействия
   общественных   объединений   не   допускается   вмешательство    в
   оперативно - розыскную, уголовно - процессуальную деятельность и в
   производство по делам об административных правонарушениях.

       Статья 4.  Субъекты  осуществления  общественного  контроля  и
   содействия общественных объединений

       1. Общественный   контроль   в   соответствии   с    настоящим
   Федеральным   законом   имеют   право   осуществлять   федеральные
   общественные инспекторы (далее - общественные инспекторы).
       2. Общественный инспектор не может находиться на службе в суде
   или правоохранительных органах,  а также на действительной военной
   службе.
       3. Общественным инспектором может  быть  гражданин  Российской
   Федерации,  достигший  возраста  25  лет,  не  имеющий  судимости,
   рекомендованный  общественным  объединением   и   утвержденный   в
   качестве   общественного   инспектора   Уполномоченным  по  правам
   человека  в  Российской  Федерации   (далее   -   Уполномоченным).
   Общественным  инспектором  не  может  быть лицо,  признанное судом
   недееспособным или ограниченное судом в дееспособности.
       4. Кандидатура    общественного    инспектора    может    быть
   рекомендована общественным объединением,  имеющим  государственную
   регистрацию  в установленном порядке,  основной уставной целью или
   направлением деятельности которого является защита или  содействие
   защите прав и свобод человека и гражданина.
       5. Уполномоченным может быть утверждено  не  более  пятидесяти
   федеральных общественных инспекторов.
       6. По   рекомендации    одного    общественного    объединения
   Уполномоченным  может  быть  утверждено не более двух общественных
   инспекторов.
       7. Порядок  приобретения  полномочий  общественного инспектора
   определяется настоящим Федеральным законом.
       8. Субъектом   содействия   общественных   объединений   может
   являться   общественное    объединение,    зарегистрированное    в
   установленном   законом   порядке,  согласовавшее  мероприятия  по
   общественному содействию с администрацией учреждений или  органов,
   исполняющих   наказания,   мест  содержания  под  стражей  либо  с
   вышестоящими органами.

                    Глава II. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
            ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
                 И ОБВИНЯЕМЫХ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ

       Статья 5. Приобретение полномочий общественного инспектора

       1. Рекомендация    кандидатуры    общественного     инспектора
   оформляется  решением  общего собрания (конференции) общественного
   объединения,  указанного в пункте четвертом  статьи  4  настоящего
   Федерального  закона,  при  соблюдении  требований,  установленных
   частями второй и третьей статьи 4 настоящего Федерального закона.
       2. Общественное    объединение,    рекомендующее   кандидатуру
   общественного   инспектора,   представляет   Уполномоченному   для
   утверждения   личный   лист  общественного  инспектора  по  форме,
   утвержденной  Уполномоченным.  Общественный  инспектор   считается
   утвержденным после подписания Уполномоченным его личного листа.
       3. Общественному     инспектору     выдается     удостоверение
   установленного   Уполномоченным  образца,  в  котором  указывается
   полное наименование  общественного  объединения,  рекомендовавшего
   общественного инспектора.

       Статья 6.  Совет  по  организации  общественного  контроля при
   Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

       1. В целях координации деятельности  общественных  инспекторов
   при  Уполномоченном  может  быть  образован  Совет  по организации
   общественного  контроля,  осуществляющий  свою   деятельность   на
   общественных началах (далее - Совет).
       2. В случае образования Совета  общественный  инспектор  может
   осуществлять  мероприятия общественного контроля по согласованию с
   Советом и самостоятельно.
       3. Общественное   объединение,  рекомендовавшее  общественного
   инспектора,  вправе принимать участие в работе  Совета  до  утраты
   либо   прекращения   полномочий   рекомендованного   общественного
   инспектора.

       Статья 7. Условия деятельности общественного инспектора

       1. Общественный   инспектор    обязан    согласовывать    свою
   деятельность    по    осуществлению   общественного   контроля   с
   рекомендовавшим его общественным объединением.
       2. Уполномоченный     оказывает     поддержку     деятельности
   общественных   инспекторов.   Вмешательство   Уполномоченного    в
   деятельность общественных инспекторов не допускается.

       Статья 8. Полномочия общественного инспектора

       1. При   осуществлении   общественного  контроля  общественный
   инспектор вправе:
       а) посещать  в любое время органы и учреждения внутренних дел,
   используемые для  содержания  задержанных,  и  другие  учреждения,
   используемые для содержания задержанных;
       б) посещать в порядке, установленном законом, и при соблюдении
   их  внутреннего  распорядка  органы  и  учреждения внутренних дел,
   используемые для  содержания  арестованных,  изоляторы  временного
   содержания,    следственные   изоляторы   и   другие   учреждения,
   используемые в качестве мест содержания под стражей  подозреваемых
   и обвиняемых, исправительные центры, арестные дома, исправительные
   колонии и иные учреждения уголовно - исполнительной  системы;  при
   этом  общественный  инспектор  вправе  по  собственной  инициативе
   посетить  камеры,  карцеры,  стационарные  отделения,  прогулочные
   дворики, библиотеку, столовую и иные помещения мест содержания под
   стражей,  штрафные и дисциплинарные изоляторы,  одиночные  камеры,
   помещения для обеспечения безопасности осужденных и иные помещения
   учреждений  уголовно  -  исполнительной  системы,  кроме  охранных
   объектов  и  сооружений,  посетить  которые  он  вправе с согласия
   начальника учреждения  и  органа,  исполняющего  наказания,  места
   содержания под стражей;
       в) иметь свидания с задержанными, арестованными и осужденными,
   в   том   числе   наедине;  свидания  общественного  инспектора  с
   подозреваемыми и обвиняемыми допускаются в порядке,  установленном
   федеральным законодательством;
       г) принимать    жалобы    от    задержанных,     арестованных,
   представителей   и   родственников  задержанных,  подозреваемых  и
   обвиняемых, арестованных, осужденных;
       д) принимать  в  порядке,  установленном  законодательством  о
   содержании под стражей подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении
   преступлений и уголовно - исполнительным законодательством, жалобы
   и заявления от подозреваемых и обвиняемых, осужденных;
       е) быть принятым начальником учреждения и органа, исполняющего
   наказания,  места содержания под стражей либо его заместителем,  а
   также   должностными   лицами  органов  внутренних  дел,  юстиции,
   прокуратуры, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, в
   ведении  которых находятся вопросы,  связанные с обеспечением прав
   задержанных, подозреваемых и обвиняемых, арестованных, осужденных;
       ж) обращаться  к начальнику учреждения и органа,  исполняющего
   наказания,  места содержания под стражей с заявлениями о  принятии
   мер   по   оказанию   медицинской   помощи   больным  задержанным,
   подозреваемым  и  обвиняемым,  арестованным,   осужденным   и   их
   медицинскому  освидетельствованию в случае предъявления ими или их
   представителями и  родственниками  жалоб  на  пытки  и  незаконное
   применение  физической силы,  спецсредств и оружия,  жестокого или
   унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
       з) обращаться  с заявлениями к прокурору,  следователю,  лицу,
   производящему   дознание,   начальнику   учреждения   и    органа,
   исполняющего наказания,  места содержания под стражей по вопросам,
   связанным с обеспечением прав и  законных  интересов  задержанных,
   подозреваемых и обвиняемых, арестованных, осужденных;
       и) по согласованию  с  администрацией  учреждения  уголовно  -
   исполнительной  системы  принимать  участие  в  решении вопросов о
   представлении осужденных к условно - досрочному  освобождению  или
   освобождению  от наказания по болезни,  а также в решении вопросов
   об изменении режима их содержания.
       2. В  случае  введения  режима  особых условий в учреждениях и
   органах,  исполняющих наказания, и в местах содержания под стражей
   право   общественного   инспектора  посещать  указанные  органы  и
   учреждения, иметь свидания с осужденными может быть ограничено. Об
   ограничении  прав  общественного инспектора начальником учреждения
   или  органа,  либо  вышестоящим   должностным   лицом,   выносится
   постановление  с  указанием срока,  на который права общественного
   инспектора  ограничены.   Указанное   постановление   может   быть
   обжаловано      Уполномоченным,     общественным     объединением,
   рекомендовавшим  общественного   инспектора,   либо   общественным
   инспектором в вышестоящий орган либо в суд.

       Статья 9.  Порядок  принятия  мер  по  результатам мероприятий
   общественного контроля

       1. По   результатам   мероприятия    общественного    контроля
   общественным   инспектором   может  быть  направлен  общественному
   объединению,    рекомендовавшему     общественного     инспектора,
   администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, места
   содержания  под  стражей  либо  в  вышестоящий  орган,   а   также
   Уполномоченному итоговый документ (акт).
       2. Администрация   учреждения   или    органа,    исполняющего
   наказания,  мест  содержания под стражей,  либо вышестоящий орган,
   обязаны принимать меры по устранению  нарушений  законодательства,
   отмеченных в итоговом документе (акте) общественного инспектора, и
   в срок,  не превышающий 20 дней,  в письменном виде  информировать
   общественное     объединение,     рекомендовавшее    общественного
   инспектора, о результатах рассмотрения итогового документа (акта).

       Статья 10.  Обстоятельства,  исключающие участие общественного
   инспектора в мероприятии общественного контроля

       1. Общественный  инспектор  не может участвовать в мероприятии
   общественного контроля,  если он является потерпевшим, свидетелем,
   защитником или другим лицом, участвующим в производстве по делу, к
   которому  причастен  кто-либо  из  подозреваемых   и   обвиняемых,
   осужденных,    содержащихся   в   месте   проведения   мероприятия
   общественного контроля,  либо близким родственником  кого-либо  из
   указанных лиц.
       2. При наличии обстоятельств,  предусмотренных  частью  первой
   настоящей  статьи,  общественный  инспектор  должен самостоятельно
   устраниться от участия в мероприятии общественного  контроля  либо
   может  быть  отстранен  от  участия  в  мероприятии  общественного
   контроля постановлением  начальника  органа  или  учреждения,  где
   содержатся подозреваемые и обвиняемые.
       3. Постановление об отстранении  общественного  инспектора  от
   участия в мероприятии общественного контроля может быть обжаловано
   общественным    объединением,    рекомендовавшим     общественного
   инспектора, либо общественным инспектором в суд.

       Статья 11.     Финансирование    деятельности    общественного
   инспектора

       1. Лица,  осуществляющие  общественный  контроль,   не   могут
   получать  материального  вознаграждения  за  эту  деятельность  от
   государства и его органов,  от органов местного самоуправления, от
   предприятий и учреждений независимо от форм собственности.
       2. Общественное  объединение,  рекомендовавшее   общественного
   инспектора,  вправе оплачивать расходы, связанные с осуществлением
   общественного контроля.

       Статья 12.  Приостановление,  утрата и прекращение  полномочий
   общественного инспектора

       1. Полномочия общественного инспектора приостанавливаются:
       а) решением суда в случае,  если к общественному инспектору  в
   качестве  административного  взыскания  применен  административный
   арест, - до отбытия административного ареста;
       б) решением  прокурора  в случае,  если общественный инспектор
   задержан или заключен под стражу в  качестве  меры  пресечения  по
   подозрению  в  совершении  преступления,  - до освобождения из-под
   стражи,  либо,  если общественный инспектор привлечен  в  качестве
   обвиняемого в совершении преступления, - до прекращения уголовного
   дела либо вступления в  законную  силу  оправдательного  приговора
   суда в отношении данного лица;
       в) решением Уполномоченного в случае ненадлежащего  исполнения
   общественным инспектором своих обязанностей.
       2. Общественный инспектор утрачивает свои полномочия:
       а) в   случае,  если  он  сложил  их  с  себя,  обратившись  с
   письменным заявлением к Уполномоченному;
       б) в  случае,  если  сохранение лицом полномочий общественного
   инспектора невозможно в силу  вступившего  в  силу  приговора  или
   решения суда;
       в) решением   общественного   объединения,    рекомендовавшего
   общественного  инспектора  (по  согласованию с Уполномоченным),  в
   случае ненадлежащего  исполнения  общественным  инспектором  своих
   обязанностей либо невозможности их исполнения;
       в) решением Уполномоченного (по  согласованию  с  общественным
   объединением,  рекомендовавшим  общественного инспектора) в случае
   ненадлежащего   исполнения    общественным    инспектором    своих
   обязанностей либо невозможности их исполнения.
       3. Полномочия   общественного   инспектора   прекращаются   по
   истечении    срока    полномочий   Уполномоченного,   утвердившего
   общественного инспектора.

             Глава III. СОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
          РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ,
                     И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

       Статья 13.  Основные   направления   содействия   общественных
   объединений

       Основными направлениями  содействия  общественных  объединений
   являются:
       а) улучшение   условий  и  медико  -  санитарного  обеспечения
   задержанных, подозреваемых и обвиняемых, арестованных, осужденных;
       б) содействие   в   организации  трудовой  занятости,  досуга,
   образования, культурного развития осужденных;
       в) участие  в нравственном,  правовом,  социальном,  трудовом,
   физическом воспитании и развитии осужденных;
       г) содействие в обеспечении права задержанных, подозреваемых и
   обвиняемых,  арестованных,  осужденных  на   свободу   совести   и
   вероисповедания;
       д) правовое просвещение задержанных и осужденных;
       е) содействие  осужденным  в подготовке к освобождению из мест
   лишения свободы,  решении вопросов жилищно - бытового  устройства,
   трудоустройства,    медицинского    и   социального   обеспечения,
   ресоциализации и социально - психологической реабилитации;
       ж) укрепление  материально - технической базы и финансирования
   деятельности учреждений и органов,  исполняющих наказания,  и мест
   содержания под стражей.

       Статья 14. Организация содействия общественных объединений

       1. Содействие общественных объединений может осуществляться по
   согласованию с администрацией учреждений или органов,  исполняющих
   наказания, мест содержания под стражей в следующих организационных
   формах:
       а) посещение  учреждений и органов,  исполняющих наказания,  и
   мест содержания под стражей;
       б) передача учреждениям и органам,  исполняющим наказания, и в
   места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи;
       в) направление в учреждения и органы, исполняющие наказания, в
   места  содержания  под  стражей  специалистов  и  волонтеров   для
   оказания безвозмездных юридических,  медицинских, образовательных,
   просветительских услуг;
       г) содействие   в   посещении   задержанных,  подозреваемых  и
   обвиняемых,   арестованных,   осужденных   священнослужителями   и
   представителями  религиозных  организаций для проведения обрядов и
   церемоний;
       д) финансирование   программ,   направленных   на   реализацию
   основных  направлений  содействия  работе  учреждений  и  органов,
   исполняющих наказания, и мест содержания под стражей;
       ж) иные формы, не запрещенные законом.
       2. Общественные  объединения  оказывают  материальную  и  иную
   помощь  задержанным,  подозреваемым  и  обвиняемым,  арестованным,
   осужденным   в   порядке,  установленном  Федеральным  законом  "О
   благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

                    Глава IV. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
              ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ
                ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ,
                        АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ

       Статья 15.   Обязанности   лиц,   осуществляющих  общественный
   контроль

       Лица, осуществляющие общественный контроль,  обязаны соблюдать
   положения  правовых  актов,  обеспечивающие  работу  учреждений  и
   органов,  исполняющих наказания,  мест содержания под  стражей,  а
   также  подчиняться  законным  требованиям  администрации указанных
   учреждений и органов.

       Статья 16.   Гарантии   деятельности    лиц,    осуществляющих
   общественный контроль

       1. Деятельность общественных инспекторов охраняется законом.
       2. Общественные    инспекторы,    получившие    травму     при
   осуществлении своих полномочий, приравниваются к лицам, получившим
   травму на производстве.
       3. Воспрепятствование   осуществлению  общественного  контроля
   влечет ответственность в соответствии с законом.

       Статья 17.  Ответственность лиц,  осуществляющих  общественный
   контроль

       Общественные инспекторы,     в     случае     нарушения    ими
   законодательства  Российской  Федерации,  несут   ответственность,
   установленную законом.

       Статья 18. Обязанность содействия общественному контролю

       Администрация учреждений  и  органов,  исполняющих  наказания,
   мест  содержания  под   стражей   обязана   оказывать   содействие
   общественным инспекторам в осуществлении мероприятий общественного
   контроля, незамедлительно реагировать на их обращения.

       Статья 19.  Меры   государственной   поддержки   общественного
   контроля

       Расходы юридических и физических лиц на развитие общественного
   контроля приравниваются к благотворительным.

                   Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

       1. Настоящий Федеральный закон вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.
       2. Предложить Президенту Российской  Федерации,  Правительству
   Российской  Федерации  привести  свои  нормативные правовые акты в
   соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
             "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ
          ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ
          ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И СОДЕЙСТВИИ
               ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
                И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, И МЕСТ
                        СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ"

       Согласно ст. 2  Конституции Российской Федерации "человек, его
   права и свободы являются высшей ценностью".  За соблюдением  этого
   императивного  требования,  положенного  в основы конституционного
   строя России,  должен быть обеспечен как  государственный,  так  и
   действенный   общественный   контроль.   Функции  государственного
   контроля возложены на прокуратуру. Общественный же контроль должен
   базироваться  на  принципе непосредственного осуществления народом
   своей власти (часть 2 статьи 3 Конституции  РФ)  в  соотнесении  с
   положением ст.  30 Конституции Российской Федерации, гарантирующим
   свободу деятельности общественных объединений.
       Наиболее серьезные нарушения прав человека в России происходят
   сегодня, по общему мнению отечественных и международных экспертов,
   в  местах содержания под стражей,  в отношении лиц,  задержанных и
   лишенных  свободы.  Пытки,   насилие,   жестокое   или   унижающее
   человеческое   достоинство   обращение   или   наказание   (что  в
   соответствии со ст. 21, ч. 2 Конституции РФ является недопустимым)
   в  органах  и  учреждениях,  где  содержатся заключенные,  приняло
   массовый и систематический характер.
       Государственные структуры,   в   задачи   которых,   в   целях
   поддержания общественной безопасности,  входит ограничение прав  и
   свобод человека (в пределах, установленных законом), не могут быть
   освобождены от контроля со стороны общества, так как эти структуры
   призваны защищать не собственные,  а общественные интересы. В свою
   очередь,  общество,  будучи вправе  требовать  от  государственных
   учреждений  безусловного  исполнения  законов  и  соблюдения  прав
   человека,   не   должно   оставаться   безучастным   к   проблемам
   правоохранительных  органов,  пенитенциарной  системы,  нарушающих
   права заключенных в большинстве случаев не по злому умыслу,  а  по
   причине    отсутствия    необходимых   условий   для   нормального
   функционирования.
       Проект Федерального   закона   "Об  общественном  контроле  за
   обеспечением  прав  задержанных,  подозреваемых  и  обвиняемых   в
   совершении  преступлений,  арестованных,  осужденных  и содействии
   общественных объединений работе учреждений и органов,  исполняющих
   наказания, и мест содержания под стражей" направлен на преодоление
   существующей  на  протяжении  десятилетий  закрытости  мест,   где
   содержатся  заключенные,  исходит  из необходимости восстановить и
   развить в условиях  современного  права  и  с  учетом  современных
   потребностей  сложившиеся в России еще в начале XIX века различные
   формы общественного контроля и  попечения  над  тюрьмами,  которые
   имели  в  свое  время  государственную поддержку.  В 1819 году под
   покровительством Александра I было создано  Общество  попечения  о
   тюрьмах,  с  1822  года  по  всей России стали действовать местные
   комитеты   Общества.   "Общество   имело   ближайший   надзор   за
   заключенными,   за   размещением   их  по  роду  преступлений,  за
   наставлением их в правилах благочестия и доброй нравственности, за
   занятиями арестованных;  от него зависело наложение дисциплинарных
   взысканий" (Таганцев Н.С.  Русское уголовное право.  Лекции. Часть
   общая.  Т. 2.  С. 135.). В общество входили представители власти и
   видные общественные деятели.
       По относительному   количеству   заключенных  Россия  занимает
   сегодня первое место в мире.  Тысячи  человек  при  этом  ежегодно
   становятся   жертвами   злоупотреблений  властью,  сотни  тысяч  -
   претерпевают "по сути нечеловеческие условия содержания во  многих
   следственных  изоляторах"  (из  Заключения  N 193  ПАСЕ  по заявке
   России на вступление в Совет Европы,  п. 7.9). В данном Заключении
   ПАСЕ  закреплены  международные обязательства РФ,  в частности,  о
   безотлагательном  улучшении  условий  содержания   заключенных   в
   соответствии  с  едиными  европейскими  пенитенциарными  правилами
   (п. 7.9). Отмечено, что "особое внимание будет уделено поддержке и
   укреплению правозащитных неправительственных организаций,  а также
   созданию гражданского общества" (п. 9).
       Практика последнего десятилетия подтверждает большой потенциал
   общероссийских   и    региональных    общественных    объединений,
   осуществляющих  контроль  за  местами  лишения  свободы  (в части,
   допустимой при отсутствии соответствующего федерального закона)  и
   оказывающих содействие в работе учреждений пенитенциарной системы.
   Следственные  изоляторы,   другие   учреждения,   где   содержатся
   заключенные,  находятся в крайне сложной ситуации,  связанной с их
   перенаполнением,    кредиторской    задолженностью,    отсутствием
   надлежащего   финансирования,   испытывают   острый  недостаток  в
   продуктах  питания,  медикаментах  и   медицинском   оборудовании,
   постельных и столовых принадлежностях.  При таком положении крайне
   необходимы    помощь    общественных   объединений   в   улучшении
   материально  -  бытовых   и   медико  -  санитарных  условий  мест
   содержания  под  стражей,  их  опыт  психологической,  культурной,
   социальной поддержки заключенных.
       Актуальность предлагаемого    проекта    Федерального   закона
   подтверждается   Посланием   Президента    Российской    Федерации
   Федеральному Собранию (1998 года) "О положении в стране и основных
   направлениях  политики  Российской  Федерации",   в   котором,   в
   частности,   отмечается:   "Существует  немало  практических  форм
   взаимодействия органов власти с общественными структурами, а также
   способов  общественного контроля за деятельностью государственного
   аппарата.  Ряд таких  форм  необходимо  закрепить  законодательно,
   другие   можно   установить  правительственными  и  ведомственными
   актами.  Нынешний Год прав человека не должен быть отмечен  только
   дежурными  заверениями должностных лиц о приверженности соблюдению
   прав человека,  торжественными собраниями и конференциями.  ... Мы
   должны активно использовать потенциал общественных организаций для
   практической  защиты  прав  граждан.  Например,  следует  обсудить
   вопрос  о формах общественного контроля,  с тем чтобы не допускать
   случаев  унизительного,  а   порой   и   жестокого   обращения   с
   подследственными.".
       Содействие общественных  объединений  в  работе  учреждений  и
   органов,  исполняющих наказания,  предусмотрено частью  1  ст.  23
   Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации.  Согласно
   части второй указанной  статьи  УИК  РФ  общественные  объединения
   могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов,
   исполняющих наказания,  "на основании и в порядке, предусмотренных
   законодательством Российской Федерации". Предлагаемый законопроект
   направлен на  реализацию  указанных  положений  Кодекса  в  части,
   касающейся  защиты прав осужденных и содействия в работе органов и
   учреждений уголовно - исполнительной системы.
       Соответствующая норма   содержится   и   в  Законе  Российской
   Федерации  "Об  учреждениях  и  органах,   исполняющих   уголовные
   наказания в виде лишения свободы",  ст. 38 которого устанавливает,
   что   "общественные    организации    контролируют    деятельность
   учреждений,  исполняющих  наказания,  и  следственных изоляторов в
   пределах и  порядке,  установленных  законодательством  Российской
   Федерации".  Таким образом, данный Закон предлагает законодательно
   урегулировать общественный контроль  не  только  за  деятельностью
   уголовно   -   исполнительной   системы,  но  и  за  следственными
   изоляторами.
       Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 27 июня
   1996 г. N 760  "О мерах по  обеспечению  условий  содержания  лиц,
   находящихся   в  следственных  изоляторах  и  тюрьмах  уголовно  -
   исполнительной  системы  Министерства  внутренних  дел  Российской
   Федерации"  МВД  и Минюсту России с участием Генпрокуратуры России
   было   поручено   "разработать   проект    федерального    закона,
   регламентирующего   порядок  участия  общественных  организаций  в
   осуществлении контроля за деятельностью  следственных  изоляторов"
   (п. 10).  Соответствующий законопроект был подготовлен МВД России,
   его положения (прежде всего,  в части оказания содействия в работе
   учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под
   стражей) учтены при подготовке настоящего законопроекта.
       По мнению  авторов  данного   проекта   Федерального   закона,
   общественный    контроль   не   должен   быть   ограничен   только
   следственными изоляторами и учреждениями уголовно - исполнительной
   системы.  Безусловное  соблюдение  прав  человека  необходимо всем
   лицам,  подвергаемым  задержанию  или   заключению.   Законопроект
   предусматривает  осуществление  общественного контроля в органах и
   учреждениях  внутренних  дел,  изоляторах  временного  содержания,
   следственных  изоляторах  и  других  учреждениях,  используемых  в
   качестве мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых  в
   совершении преступлений, в исправительных колониях, исправительных
   центрах,  арестных   домах   и   иных   учреждениях   уголовно   -
   исполнительной      системы,      предусмотренных      федеральным
   законодательством.
       На слушаниях  "О  грубых  нарушениях  прав  человека в органах
   внутренних дел",  проведенных в апреле и июле 1998 года Постоянной
   палатой  по  правам человека Политического консультативного совета
   при  Президенте  Российской   Федерации,   представители   органов
   внутренних   дел   и   прокуратуры  согласились  с  необходимостью
   скорейшего законодательного обеспечения общественного  контроля  в
   связи  с  кризисными  явлениями  в  правоохранительных органах.  В
   письме N 2/5-377 от 18.05.98 начальника ГУВД г. Москвы в Палату по
   правам человека  отмечается,  что  "в  деятельности  подразделений
   органов  внутренних дел г.  Москвы еще имеют место факты нарушений
   законности в отношении граждан, задержанных за правонарушения либо
   по  подозрению  в совершении преступлений".  По мнению прокуратуры
   Москвы,  рассмотрение заявлений и  жалоб  со  стороны  задержанных
   "представляет   значительную   сложность,  связанную  с  тем,  что
   заподозренные в  совершении  этого  вида  преступления  сотрудники
   милиции,  используя профессиональную подготовку,  умело уничтожают
   следы  преступления,  согласовывают  свои  показания   с   другими
   участниками    событий,    оказывают   психическое   давление   на
   потерпевшего и его родственников.  Следует отметить, что в органах
   внутренних  дел не искоренена круговая порука.  Сотрудники милиции
   неохотно  проводят  оперативные  мероприятия  в  отношении   своих
   коллег"  (письмо  от 06.04.98 N 16/01-98).  В сложившихся условиях
   МВД России (в письме от 20.05.98 N 3/8178) рассматривает "принятие
   закона  об общественном контроле за соблюдением прав задержанных и
   заключенных" как одну из основных мер, "направленных на расширение
   соблюдения прав и свобод граждан".
       Как видно   из  приведенных  выше  писем  руководства  органов
   внутренних дел и прокуратуры,  общественный контроль необходим  не
   только    в   отношении   процессуальных   фигур   (подозреваемых,
   обвиняемых,  осужденных).  В защите нуждаются  и  права  тех,  кто
   становится  жертвами  злоупотреблений  властью,  не  имея при этом
   соответствующего процессуального статуса.
       Предлагаемый проект    Федерального    закона   направлен   на
   укрепление в России  гражданского  общества,  определяет  правовые
   основы контроля со стороны общества над одной из наиболее закрытых
   сфер государственной деятельности.

                                                         Председатель
                                                    Комитета по делам
                                             общественных объединений
                                            и религиозных организаций
                                                         В.ЗОРКАЛЬЦЕВ






                                СПРАВКА
                  О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
              ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
         ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ
          ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ
          ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И СОДЕЙСТВИИ
               ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
                   И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ,
                     И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ"

       Федеральный закон  "Об  общественных   объединениях"  (ст. 27)
   устанавливает  право  общественных  объединений   представлять   и
   защищать    права,    законные    интересы   граждан   в   органах
   государственной  власти,  а  также   предусматривает   возможность
   установления  законами об общественных объединениях дополнительных
   прав для конкретных видов общественных объединений.
       Общественный контроль за деятельностью учреждений  и  органов,
   исполняющих  наказания,  и  содействие  общественных объединений в
   работе учреждений и органов,  исполняющих наказания, предусмотрены
   ст. 23 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации.
       Законом Российской  Федерации  "Об  учреждениях   и   органах,
   исполняющих   уголовные   наказания   в   виде   лишения  свободы"
   предусмотрен контроль общественных  организаций  за  деятельностью
   учреждений,  исполняющих  наказания,  и  следственных   изоляторов
   (ст. 38).






                                СПРАВКА
                  О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ
               ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЯМ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ
             ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ
            ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
         И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АРЕСТОВАННЫХ,
            ОСУЖДЕННЫХ И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
                РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ
                      НАКАЗАНИЯ, И МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ
                              ПОД СТРАЖЕЙ"

       Принятие Федерального  закона  "Об  общественном  контроле  за
   обеспечением   прав  задержанных,  подозреваемых  и  обвиняемых  в
   совершении преступлений,  арестованных,  осужденных  и  содействии
   общественных объединений работе учреждений и органов,  исполняющих
   наказания, и мест содержания под стражей" предусматривает внесение
   дополнения в следующие законодательные акты:
       в Федеральный  конституционный  закон  "Об  Уполномоченном  по
   правам человека в Российской Федерации";
       в статью 27     Федерального    закона     "Об    общественных
   объединениях";
       в статью  38  Закона  Российской  Федерации  "Об учреждениях и
   органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".






                 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
             К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ
               КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЗАДЕРЖАННЫХ,
         ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
           АРЕСТОВАННЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И СОДЕЙСТВИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ
                ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ,
                     ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, И МЕСТ
                        СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ"

       Введение в   действие  Федерального  закона  "Об  общественном
   контроле  за  обеспечением  прав  задержанных,   подозреваемых   и
   обвиняемых в совершении преступлений,  арестованных,  осужденных и
   содействии общественных объединений работе учреждений  и  органов,
   исполняющих   наказания,   и   мест  содержания  под  стражей"  не
   предусматривает  расходов,  покрываемых   за   счет   федерального
   бюджета.





<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz