ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1999 г. No. 2107/99
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.98
по делу No. А40-1950/98-22-14.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Московское государственное предприятие тепловых станций и
сетей (МГП "Мостеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города
Москвы с иском о взыскании с учреждения УУ-163/2 задолженности за
теплоэнергию в сумме 30476366 рублей (здесь и далее -
неденоминированных) за период с января 1995 года по февраль 1996
года включительно, а также 17819374 рублей пеней в размере 0,5
процента за каждый день просрочки оплаты.
Решением от 18.02.98 исковые требования полностью
удовлетворены.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается решение в части взыскания с ответчика пеней
и государственной пошлины отменить, в иске в этой части отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению с
направлением дела в части взыскания пеней и государственной
пошлины на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен
договор от 01.01.94 No. 86 на отпуск и потребление тепловой
энергии в горячей воде.
В период с января 1995 по февраль 1996 года ответчик не
произвел оплату за потребленную теплоэнергию, в связи с чем МГП
"Мостеплоэнерго" предъявило иск о взыскании задолженности и пеней
в размере 0,5 процента за каждый день просрочки оплаты.
Договор на отпуск и потребление тепловой энергии не содержит
условия о начислении пеней за просрочку оплаты потребленной
энергии.
При удовлетворении исковых требований в части взыскания пеней
арбитражный суд сослался на пункт 8 постановления Президиума
Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации от 25.05.92 No. 2837-I "О неотложных мерах по улучшению
расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности
предприятий за их финансовое состояние".
Однако названным постановлением предусмотрена ответственность
плательщиков за просрочку платежа поставщикам в виде пеней в
размере 0,5 процента в день по договорам поставки (купли -
продажи), когда их размер не установлен по согласованию между
поставщиком и покупателем.
Заключенный между истцом и ответчиком договор является не
договором поставки, а договором на теплоснабжение, в связи с чем
при новом рассмотрении спора суду необходимо дать оценку
правомерности распространения вышеуказанного постановления на
взаимоотношения сторон.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 5
Закона Российской Федерации от 09.12.91 No. 2005-1 "О
государственной пошлине" (в редакции Федерального закона от
19.07.97 No. 105-ФЗ) государственные учреждения, финансируемые из
федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков,
освобождены от уплаты государственной пошлины. Данное
обстоятельство судом также не оценено.
Поскольку вопросы об освобождении ответчика от уплаты пеней и
государственной пошлины не были предметом судебного
разбирательства, решение в этой части подлежит отмене, дело в
названной части - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.98 по делу
No. А40-1950/98-22-14 в части взыскания пеней и государственной
пошлины отменить и дело в этой части направить на новое
рассмотрение в тот же арбитражный суд.
В остальной части названное решение оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ
|