ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661
О КОДЕКСЕ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (N 81-ФЗ),
который опубликован в "Российской газете" от 01.05.99 N 85 и
05.05.99 N 86.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее -
Кодекс) введен в действие с 1 мая 1999 года (ст. 428).
При этом предлагается обратить внимание на отдельные положения
Кодекса, изложенные в Приложении к настоящему письму.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
Приложение
к письму
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661
1. В пункте 2 статьи 1 предусмотрено, что имущественные
отношения возникающие из торгового мореплавания и основанные на
равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их
участников, регулируются названным Кодексом в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным
отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым данным
Кодексом, применяются правила гражданского законодательства
Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 33 (п. 3) регистрация судна в
Государственном судовом реестре или судовой книге, права
собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений
(обременений) прав на него является единственным доказательством
существования зарегистрированного права, которое может быть
оспорено только в судебном порядке.
3. Глава VIII Кодекса посвящена договору морской перевозки
груза.
Так, в статье 115 (п. 1) определено, что по договору морской
перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему
передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его
управомоченному на получение груза лицу, отправитель или
фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную
плату (фрахт).
В параграфе 8 указанной главы регулируются вопросы
ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя.
4. В Кодексе определяются договор морского агентирования
(ст. 232), договор морского посредничества (ст. 240) и договор
морского страхования (ст. 246).
5. В главе XVIII Кодекса регламентируются вопросы
ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью.
5.1. В статье 316, в частности, предусмотрено, что собственник
судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда
происшествий одного и того же происхождения, с момента первого
происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения,
причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев,
предусмотренных статьями 317 и 318 Кодекса.
5.2. Предусмотрена возможность ограничения ответственности
собственника судна по отношению к одному инциденту (ст. 320).
При этом установлено, что в целях ограничения своей
ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со
статьей 320 Кодекса собственник судна должен создать фонд
ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его
ответственности, в суде или арбитражном суде, в котором к нему
предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если
такой иск не предъявлен, в суде, в которых иск может быть
предъявлен. Такой фонд может быть создан посредством внесения
суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления
банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
признаваемых достаточными судом или арбитражным судом (п. 1
ст. 322).
5.3. В пункте 5 статьи 322 предусмотрено, что в случае, если
собственник судна после инцидента создал фонд ограничения
ответственности в соответствии со статьей 322 Кодекса и имеет
право на ограничение ответственности, то никакое лицо, требующее
возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного
инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за
счет какого-либо другого имущества собственника судна. Суд или
арбитражный суд в данном случае выносит постановление об
освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна
имущества, на которое наложен арест по требованию возмещения
ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и также
освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для
предотвращения такого ареста.
При этом правила, установленные в указанном пункте,
применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от
загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде,
которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой
фонд может быть действительно использован для удовлетворения
требования такого лица (часть 2 п. 5 ст. 322).
5.4. Согласно статье 325 Кодекса иск о возмещении ущерба от
загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в
соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.
Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен
непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное
финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб
от загрязнения (п. 4 ст. 325).
6. Вопросы ответственности за ущерб в связи с морской
перевозкой опасных и вредных веществ регламентируются в главе XIX
Кодекса.
6.1. Правила, установленные в данной главе, применяются к
требованиям возмещения ущерба, причиненного в связи с морской
перевозкой опасных и вредных веществ, за исключением требований,
вытекающих из договора морской перевозки груза и договора морской
перевозки пассажира (п. 1 ст. 326).
6.2. В статье 331 предусмотрена возможность ограничения
ответственности собственника судна.
В этих целях согласно статье 333 собственник судна должен
создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную
пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в
которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба, либо, если
такой иск не предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых
иск может быть предъявлен (п. 1).
На таких же условиях может быть создан фонд ограничения
ответственности страховщиком или иным предоставившим финансовое
обеспечение лицом (п. 3).
7. Вопросам спасания судов и другого имущества посвящена
глава XX Кодекса.
7.1. Согласно статье 341 право на вознаграждение дают
спасательные операции, имевшие полезный результат.
7.2. Критерии установления вознаграждения определены в
статье 342. При этом предусмотрено, что суд, арбитражный суд или
третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно
этой статье в размере максимальной спасенной стоимости судна и
другого имущества до определения специальной компенсации,
подлежащей уплате согласно статье 343 Кодекса.
7.3. В статье 351 Кодекса установлена обязанность предоставить
обеспечение требования спасателя.
Так, по просьбе спасателя лицо, ответственное за уплату
вознаграждения или специальной компенсации в соответствии с
правилами, установленными главой XX, предоставляет надлежащее
обеспечение требования спасателя, в том числе проценты и судебные
или арбитражные расходы (п. 1 ст. 351).
7.4. Согласно статье 352 Кодекса суд, арбитражный суд или
третейский суд может посредством вынесения промежуточного решения
постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая
представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том
числе при необходимости на условиях обеспечения требования),
которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств
конкретного дела (п. 1).
8. Вопросы ограничения ответственности по морским требованиям
регулируются в главе XXI Кодекса.
8.1. В статье 354 определен круг лиц, имеющих право на
ограничение ответственности, а в статье 355 установлены
требования, по которым ответственность может быть установлена.
Определены и пределы ответственности (ст. ст. 359, 360).
8.2. Вопросы создания фонда ограничения ответственности в суде
или арбитражном суде решаются в статье 363 Кодекса.
При этом в статье 364 установлено, что все вопросы
распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать
только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан.
8.3. Препятствия для других исков установлены в статье 365
Кодекса.
9. Вопросы, связанные с морским залогом на судно, ипотекой
судна или строящегося судна, решаются в главе XXII Кодекса.
10. Особое место в Кодексе занимает глава XXIII об аресте
судна.
10.1. Для целей данной главы арестом судна является любое
задержание или ограничение в передвижении судна во время
нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации,
осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда
или управомоченного законом налагать арест третейского суда по
морским делам для обеспечения морского требования, как оно
определено в статье 389 Кодекса, за исключением задержания судна,
осуществляемого для приведения в исполнение решения суда,
арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную
силу (п. 1 ст. 388).
При этом установлено, что судно может быть арестовано только
по морскому требованию (п. 2 ст. 388) и может быть арестовано даже
тогда, когда оно готово отплыть (п. 3 ст. 388).
10.2. Определение морского требования дано в статье 389
Кодекса.
10.3. Судно может быть освобождено от ареста только на
основании постановления суда, арбитражного суда или указанного в
пункте 1 статьи 388 Кодекса третейского суда при предоставлении
достаточного обеспечения в приемлемой форме (п. 1 ст. 391).
При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения
суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса
третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер
обеспечения, который не должен превышать стоимости судна (п. 2
ст. 391).
10.4. В статье 393 Кодекса определены меры защиты владельца
арестованного судна.
В частности, предусмотрено, что суд, арбитражный суд или
указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд может в
качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного
ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления
ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях,
которые могут быть определены судом, арбитражным судом или
указанным в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейским судом, в связи
с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате
ареста судна, в том числе в результате незаконного или
необоснованного ареста судна либо требования и получения
чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо
может нести ответственность (п. 1 ст. 393).
11. Глава XXV Кодекса посвящена претензиям и искам, а также
исковой давности.
11.1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для
ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и
пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей
формы. В иностранных портах указанные обстоятельства
удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном
порту (п. 1 ст. 402).
11.2. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой
груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику
претензии (п. 1 ст. 403).
11.3. Передача права на предъявление претензий и исков другим
организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев
передачи такого права отправителем получателю или наоборот, а
также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику
(п. 1 ст. 404).
11.4. Порядок предъявления претензии определяется в статье 405
Кодекса.
11.5. Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской
перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой
давности (ст. 406).
Со дня предъявления такой претензии течение срока исковой
давности приостанавливается до получения ответа на претензию или
истечения установленного для ответа срока (п. 2 ст. 407).
Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из
договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня
ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или
отклонении ее (п. 1 ст. 407).
11.6. Сроки исковой давности в отношении различных требований
и порядок их исчисления определяются в параграфе 2 данной главы.
12. В статье 414 Кодекса определяется право, подлежащее
применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с
участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо
осложненным иностранным элементом.
В главе XXVI Кодекса решаются и другие вопросы, касающиеся
применимого права.
13. Согласно статье 429 Кодекса правила, установленные этим
Кодексом, применяются к отношениям, возникшим из торгового
мореплавания после введения его в действие.
К отношениям, возникшим из торгового мореплавания до введения
в действие Кодекса, правила, установленные этим Кодексом,
применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после
введения его в действие.
|