Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ВАС РФ ОТ 11.06.99 N С5-7/УЗ-661 О КОДЕКСЕ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                    от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661

         О КОДЕКСЕ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации информирует,  что
   30 апреля 1999  года  Президентом  Российской  Федерации  подписан
   Кодекс  торгового  мореплавания  Российской  Федерации  (N 81-ФЗ),
   который опубликован в "Российской  газете"  от  01.05.99  N  85  и
   05.05.99 N 86.
       Кодекс торгового мореплавания Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс) введен в действие с 1 мая 1999 года (ст. 428).
       При этом предлагается обратить внимание на отдельные положения
   Кодекса, изложенные в Приложении к настоящему письму.

                                             Заместитель Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           О.В.БОЙКОВ






                                                           Приложение
                                                             к письму
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                     от 11 июня 1999 г. N С5-7/УЗ-661

       1. В  пункте  2  статьи  1  предусмотрено,  что  имущественные
   отношения возникающие из торгового мореплавания  и  основанные  на
   равенстве,  автономии  воли  и  имущественной самостоятельности их
   участников,  регулируются  названным  Кодексом  в  соответствии  с
   Гражданским   кодексом   Российской   Федерации.  К  имущественным
   отношениям,  не регулируемым или не полностью регулируемым  данным
   Кодексом,   применяются   правила   гражданского  законодательства
   Российской Федерации.
       2. В  соответствии  со  статьей 33 (п.  3) регистрация судна в
   Государственном  судовом  реестре   или   судовой   книге,   права
   собственности  и  иных  вещных прав на судно,  а также ограничений
   (обременений) прав на него является  единственным  доказательством
   существования   зарегистрированного   права,  которое  может  быть
   оспорено только в судебном порядке.
       3. Глава  VIII  Кодекса  посвящена  договору морской перевозки
   груза.
       Так, в статье 115 (п.  1) определено,  что по договору морской
   перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз,  который  ему
   передал  или передаст отправитель,  в порт назначения и выдать его
   управомоченному  на  получение   груза   лицу,   отправитель   или
   фрахтователь  обязуется  уплатить за перевозку груза установленную
   плату (фрахт).
       В параграфе    8    указанной   главы   регулируются   вопросы
   ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя.
       4. В   Кодексе  определяются  договор  морского  агентирования
   (ст. 232),  договор морского посредничества (ст.  240)  и  договор
   морского страхования (ст. 246).
       5. В   главе   XVIII    Кодекса    регламентируются    вопросы
   ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью.
       5.1. В статье 316, в частности, предусмотрено, что собственник
   судна  с  момента  инцидента  или,  если  инцидент состоит из ряда
   происшествий одного и того же  происхождения,  с  момента  первого
   происшествия  несет ответственность за любой ущерб от загрязнения,
   причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев,
   предусмотренных статьями 317 и 318 Кодекса.
       5.2. Предусмотрена  возможность  ограничения   ответственности
   собственника судна по отношению к одному инциденту (ст. 320).
       При этом  установлено,   что   в   целях   ограничения   своей
   ответственности  за  ущерб  от   загрязнения   в   соответствии со
   статьей 320  Кодекса  собственник  судна   должен   создать   фонд
   ограничения  ответственности  на  общую сумму,  равную пределу его
   ответственности,  в суде или арбитражном суде,  в котором  к  нему
   предъявлен  иск  о  возмещении ущерба от загрязнения,  либо,  если
   такой иск  не  предъявлен,  в  суде,  в  которых  иск  может  быть
   предъявлен.  Такой  фонд  может  быть  создан посредством внесения
   суммы в депозит суда или  арбитражного  суда  либо  предоставления
   банковской гарантии или иного финансового обеспечения,  приемлемых
   в  соответствии  с  законодательством   Российской   Федерации   и
   признаваемых   достаточными  судом  или  арбитражным  судом (п.  1
   ст. 322).
       5.3. В пункте 5 статьи 322 предусмотрено,  что в случае,  если
   собственник  судна  после  инцидента   создал   фонд   ограничения
   ответственности  в  соответствии  со  статьей  322 Кодекса и имеет
   право на ограничение ответственности,  то никакое лицо,  требующее
   возмещения ущерба от загрязнения,  причиненного вследствие данного
   инцидента,  не имеет права на удовлетворение такого требования  за
   счет  какого-либо  другого  имущества собственника судна.  Суд или
   арбитражный  суд  в  данном  случае   выносит   постановление   об
   освобождении  судна  или  иного  принадлежащего собственнику судна
   имущества,  на которое  наложен  арест  по  требованию  возмещения
   ущерба  от  загрязнения,  причиненного  таким инцидентом,  и также
   освобождает любой залог или иное обеспечение,  предоставленные для
   предотвращения такого ареста.
       При этом   правила,   установленные   в   указанном    пункте,
   применяются  в случае,  если лицо,  требующее возмещения ущерба от
   загрязнения,  имеет право на защиту в суде или  арбитражном  суде,
   которые распоряжаются фондом ограничения ответственности,  и такой
   фонд  может  быть  действительно  использован  для  удовлетворения
   требования такого лица (часть 2 п. 5 ст. 322).
       5.4. Согласно статье 325 Кодекса иск о  возмещении  ущерба  от
   загрязнения  может  быть  предъявлен к собственнику судна только в
   соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.
       Иск о  возмещении  ущерба от загрязнения может быть предъявлен
   непосредственно к страховщику или  к  лицу,  предоставившему  иное
   финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб
   от загрязнения (п. 4 ст. 325).
       6. Вопросы   ответственности   за  ущерб  в  связи  с  морской
   перевозкой опасных и вредных веществ регламентируются в главе  XIX
   Кодекса.
       6.1. Правила,  установленные в  данной  главе,  применяются  к
   требованиям  возмещения  ущерба,  причиненного  в  связи с морской
   перевозкой опасных и вредных веществ,  за исключением  требований,
   вытекающих  из договора морской перевозки груза и договора морской
   перевозки пассажира (п. 1 ст. 326).
       6.2. В   статье   331  предусмотрена  возможность  ограничения
   ответственности собственника судна.
       В этих  целях  согласно  статье  333  собственник судна должен
   создать фонд ограничения ответственности на  общую  сумму,  равную
   пределу  его  ответственности,  в  суде  или  арбитражном суде,  в
   которых к нему предъявлен иск  о  возмещении  ущерба,  либо,  если
   такой  иск не предъявлен,  в суде или арбитражном суде,  в которых
   иск может быть предъявлен (п. 1).
       На таких  же  условиях  может  быть  создан  фонд  ограничения
   ответственности страховщиком или  иным  предоставившим  финансовое
   обеспечение лицом (п. 3).
       7. Вопросам  спасания  судов  и  другого  имущества  посвящена
   глава XX Кодекса.
       7.1. Согласно  статье  341  право   на   вознаграждение   дают
   спасательные операции, имевшие полезный результат.
       7.2. Критерии   установления   вознаграждения   определены   в
   статье 342.  При этом предусмотрено,  что суд, арбитражный суд или
   третейский суд не  обязан  устанавливать  вознаграждение  согласно
   этой  статье  в  размере  максимальной спасенной стоимости судна и
   другого  имущества   до   определения   специальной   компенсации,
   подлежащей уплате согласно статье 343 Кодекса.
       7.3. В статье 351 Кодекса установлена обязанность предоставить
   обеспечение требования спасателя.
       Так, по  просьбе  спасателя  лицо,  ответственное  за   уплату
   вознаграждения   или  специальной  компенсации  в  соответствии  с
   правилами,  установленными  главой  XX,  предоставляет  надлежащее
   обеспечение требования спасателя,  в том числе проценты и судебные
   или арбитражные расходы (п. 1 ст. 351).
       7.4. Согласно  статье  352  Кодекса  суд,  арбитражный суд или
   третейский суд может посредством вынесения промежуточного  решения
   постановить  об  уплате  спасателю  авансом  такой суммы,  которая
   представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том
   числе  при  необходимости  на  условиях  обеспечения  требования),
   которые являются справедливыми и разумными исходя из обстоятельств
   конкретного дела (п. 1).
       8. Вопросы ограничения ответственности по морским  требованиям
   регулируются в главе XXI Кодекса.
       8.1. В  статье  354  определен  круг  лиц,  имеющих  право  на
   ограничение   ответственности,   а   в   статье   355  установлены
   требования, по которым ответственность может быть установлена.
       Определены и пределы ответственности (ст. ст. 359, 360).
       8.2. Вопросы создания фонда ограничения ответственности в суде
   или арбитражном суде решаются в статье 363 Кодекса.
       При этом  в  статье   364   установлено,   что   все   вопросы
   распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать
   только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан.
       8.3. Препятствия  для  других  исков  установлены в статье 365
   Кодекса.
       9. Вопросы,  связанные  с  морским залогом на судно,  ипотекой
   судна или строящегося судна, решаются в главе XXII Кодекса.
       10. Особое  место  в  Кодексе  занимает  глава XXIII об аресте
   судна.
       10.1. Для  целей  данной  главы  арестом  судна является любое
   задержание  или  ограничение  в  передвижении   судна   во   время
   нахождения   его   в  пределах  юрисдикции  Российской  Федерации,
   осуществляемые на основании постановления суда,  арбитражного суда
   или  управомоченного  законом  налагать  арест третейского суда по
   морским  делам  для  обеспечения  морского  требования,  как   оно
   определено в статье 389 Кодекса,  за исключением задержания судна,
   осуществляемого  для  приведения  в   исполнение   решения   суда,
   арбитражного  суда  или  третейского суда,  вступившего в законную
   силу (п. 1 ст. 388).
       При этом  установлено,  что судно может быть арестовано только
   по морскому требованию (п. 2 ст. 388) и может быть арестовано даже
   тогда, когда оно готово отплыть (п. 3 ст. 388).
       10.2. Определение  морского  требования  дано  в  статье   389
   Кодекса.
       10.3. Судно  может  быть  освобождено  от  ареста  только   на
   основании  постановления суда,  арбитражного суда или указанного в
   пункте 1 статьи 388 Кодекса третейского  суда  при  предоставлении
   достаточного обеспечения в приемлемой форме (п. 1 ст. 391).
       При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения
   суд,  арбитражный  суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса
   третейский  суд  определяет  форму  обеспечения,  а  также  размер
   обеспечения, который  не  должен  превышать стоимости судна (п.  2
   ст. 391).
       10.4. В  статье  393  Кодекса определены меры защиты владельца
   арестованного судна.
       В частности,  предусмотрено,  что  суд,  арбитражный  суд  или
   указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса  третейский  суд  может  в
   качестве  условия  ареста  судна  или  продления ранее наложенного
   ареста судна обязать лицо,  требующее ареста судна  или  продления
   ареста  судна,  предоставить  обеспечение в размере и на условиях,
   которые  могут  быть  определены  судом,  арбитражным  судом   или
   указанным в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейским судом,  в связи
   с любыми убытками,  которые  могут  быть  причинены  в  результате
   ареста   судна,   в   том   числе  в  результате  незаконного  или
   необоснованного  ареста  судна   либо   требования   и   получения
   чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо
   может нести ответственность (п. 1 ст. 393).
       11. Глава  XXV  Кодекса посвящена претензиям и искам,  а также
   исковой давности.
       11.1. Обстоятельства,  которые  могут  служить  основанием для
   ответственности   перевозчиков,   отправителей,   получателей    и
   пассажиров,  удостоверяются  коммерческими актами или актами общей
   формы.   В    иностранных    портах    указанные    обстоятельства
   удостоверяются в соответствии с правилами,  существующими в данном
   порту (п. 1 ст. 402).
       11.2. До  предъявления  перевозчику  иска в связи с перевозкой
   груза в каботаже обязательным  является  предъявление  перевозчику
   претензии (п. 1 ст. 403).
       11.3. Передача права на предъявление претензий и исков  другим
   организациям или гражданам не допускается,  за исключением случаев
   передачи такого права  отправителем  получателю  или  наоборот,  а
   также  отправителем  или  получателем экспедитору либо страховщику
   (п. 1 ст. 404).
       11.4. Порядок предъявления претензии определяется в статье 405
   Кодекса.
       11.5. Претензия к перевозчику,  вытекающая из договора морской
   перевозки груза,  может быть предъявлена в течение  срока  исковой
   давности (ст. 406).
       Со дня предъявления  такой  претензии  течение  срока  исковой
   давности  приостанавливается  до получения ответа на претензию или
   истечения установленного для ответа срока (п. 2 ст. 407).
       Перевозчик обязан   рассмотреть   претензию,   вытекающую   из
   договора морской перевозки груза,  в течение тридцати дней со  дня
   ее   получения   и   уведомить  заявителя  об  удовлетворении  или
   отклонении ее (п. 1 ст. 407).
       11.6. Сроки  исковой давности в отношении различных требований
   и порядок их исчисления определяются в параграфе 2 данной главы.
       12. В   статье  414  Кодекса  определяется  право,  подлежащее
   применению к отношениям,  возникающим из торгового мореплавания  с
   участием  иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо
   осложненным иностранным элементом.
       В главе  XXVI  Кодекса  решаются и другие вопросы,  касающиеся
   применимого права.
       13. Согласно  статье  429 Кодекса правила,  установленные этим
   Кодексом,  применяются  к  отношениям,  возникшим   из   торгового
   мореплавания после введения его в действие.
       К отношениям,  возникшим из торгового мореплавания до введения
   в   действие   Кодекса,   правила,  установленные  этим  Кодексом,
   применяются к тем правам и обязанностям,  которые возникнут  после
   введения его в действие.





<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz