ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 1999 г. N 4080-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ
ТАБАКА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об
ограничении курения табака и потребления табачных изделий",
внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ф. Герасименко,
Г.Р. Аскерхановым, В.А. Ворогушиным, В.И. Колесниковым,
В.А. Лисичкиным, В.Е. Цоем.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по охране здоровья до
10 июля 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по охране здоровья доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., АСКЕРХАНОВЫМ Г.Р.,
ВОРОГУШИНЫМ В.А., КОЛЕСНИКОВЫМ В.И.,
ЛИСИЧКИНЫМ В.А., ЦОЕМ В.Е.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Настоящий Федеральный закон определяет основные направления
государственной политики по ограничению курения табака и
потребления табачных изделий в целях снижения заболеваемости
населения.
Статья 1. Основные понятия
Табак - многолетние растения семейства пасленовых,
используемые для производства табачных изделий.
Табачные изделия - продукт переработки растений табака. К
табачным изделиям относятся: махорка, табак трубочный, табак
курительный сигаретный, табак нюхательный, сигары, сигареты,
сигариллы, папиросы, некурительный табак.
Курение табака - распространенная вредная привычка по вдыханию
дыма горящих папирос, сигарет, сигарилл, сигар, махорки и табака
из курительной трубки.
Зависимость от курения табака - психическая и физическая
зависимость человека от никотина и других компонентов табака,
которые поступают в организм при потреблении табачных изделий в
виде табакокурения, жевания табака или вдыхания табачной пыли
через нос.
Пассивное курение табака - вдыхание с воздухом, в том числе
вынужденное, некурящими лицами табачного дыма.
Никотин - алкалоид, содержащийся в растениях табака
(3 пиридин, C10H14N2 включая любую соль или соединение никотина).
Смола - один из продуктов табака, образующиеся при его
сгорании в процессе курения, содержит вещества, вызывающие
возникновение злокачественных опухолей.
Статья 2. Правовые основы ограничения курения табака и
потребления табачных изделий
Основными законодательными актами, регламентирующими
ограничение курения табака и потребления табачных изделий,
являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, настоящий
Федеральный закон.
Статья 3. Ограничения производства табачных изделий и их
реализации
1. Производство и реализация табачных изделий осуществляются
организациями различных форм собственности и подлежат
обязательному лицензированию.
2. Запрещается производство, продажа и импорт папирос и
сигарет с содержанием в одной сигарете или папиросе более 1,1 мг
никотина и более 12 мг смол.
3. Каждая пачка сигарет, папирос или упаковка табака должна
содержать маркировку с указанием содержания никотина и смол, а
также надпись с предупреждением о вреде курения, которая меняется
не реже одного раза в год.
Текст надписи о вреде курения должен занимать на менее 25%
площади большей стороны упаковки и наноситься разборчивым шрифтом
на контрастном фоне.
4. Производитель не имеет права выпускать упаковки сигарет или
папирос с содержанием в них менее 20 единиц сигарет или папирос.
5. Запрещается продажа табачных изделий в организациях
здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также ближе
100 метров от этих организаций.
Статья 4. Запрещение продажи табачных изделий лицам моложе
18 лет
1. Запрещается розничная продажа табачных изделий лицам моложе
18 лет, продажа их через автоматы и розничная продажа сигарет и
папирос поштучно.
2. Продавец обязан удостовериться в возрасте покупателей
табачных изделий. Продажа таких изделий гражданам молодого
возраста осуществляется при предъявлении паспорта.
3. Нарушения пунктов 1 - 2 статьи 4 настоящего Закона влечет
наложение штрафа на продавца в размере от трех до двадцати пяти
минимальных размеров оплаты труда, а при повторных нарушениях -
аннулирование лицензии по решению суда на основании заявления
лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа
государственной власти в соответствии с его компетенцией.
Статья 5. Ограничение рекламы табачных изделий
1. Не допускается распространение в средствах массовой
информации, кино, театрах рекламы табачных изделий, как
противоречащей интересам охраны здоровья граждан и нарушающей
требование части второй статьи 19 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Запрещается размещение щитов, объявлений, афиш и иной
рекламы табачных изделий на всей территории Российской Федерации.
3. Запрещается спонсирование культурных мероприятий,
спортивных соревнований и других видов общественной активности
производителями табачных изделий и распространение гуманитарной
помощи в виде табачных изделий.
4. Рекламораспространители, рекламодатели несут
ответственность за нарушения статьи 5 настоящего Закона в
соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса Российской
Федерации, а все полученные ими средства или товары по сделке от
такой рекламы взыскиваются в доход Российской Федерации.
5. Ответственность на взыскание и оформление исковых
требований к нарушителям настоящего Закона возлагается на органы
прокуратуры. Исковые требования на взыскания предъявляются в
установленном порядке.
Статья 6. Запрещение курения на рабочих местах, транспорте,
спортивных сооружениях, учреждениях культуры, здравоохранения и
образования, помещениях государственных органов управления и
местах общего пользования
1. Запрещается курение на рабочих местах, транспорте,
спортивных сооружениях, организациях культуры, здравоохранения и
образования, помещениях государственных органов управления,
торговли.
2. Работодатель обязан оборудовать специальные места для
курения, оснащенные вытяжной вентиляцией.
3. Лица, нарушающие положения пункта 1 статьи 5 настоящего
Закона, подвергаются штрафу в размере 10 минимальных окладов
оплаты труда.
4. Работодатель может устанавливать более низкие размеры
доплат и премиальных работникам, потребляющим табачные изделия.
Статья 7. Пропаганда отказа от курения и потребления табачных
изделий
1. Все средства массовой информации, Министерство культуры
Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской
Федерации обязаны регулярно осуществлять пропаганду здорового
образа жизни, отказа от потребления табачных изделий как вредной
привычки.
2. Программы обучения для школ, средних и высших учебных
заведений должны содержать разделы по изучению вредного
воздействия на организм человека потребления табачных изделий и
профилактики курения.
3. Не допускается демонстрация курения известных общественных
деятелей в средствах массовой информации, кинофильмах и
спектаклях.
Статья 8. Финансирование мероприятий по ограничению
потребления табачных изделий
1. Расходы по антиникотиновой пропаганде и профилактическим
программам осуществляются Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти регионального уровня из
соответствующих бюджетов.
2. Правительство разрабатывает и ежегодно утверждает
государственную программу по ограничению табакокурения и
потребления табачных изделий и предусматривает соответствующие
средства бюджета на ее реализацию.
3. Розничная цена табачных изделий не может устанавливаться
ниже 200% себестоимости с учетом акцизных сборов. Ставка акциза
устанавливается не менее 80% к отпускной цене.
4. Запрещается установление налоговых льгот для производителей
табачных изделий и организаций, реализующих табачные изделия.
Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Президенту, Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
1999 г., за исключением пункта 1 статьи 3.
Статья 3 в части пункта 1 для отечественных производителей
табачных изделий вступает в действие с 1 января 2002 года. До
этого периода действуют установленные нормативы на содержание
вредных примесей.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОГРАНИЧЕНИИ
ТАБАКОКУРЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ"
Внесение проекта представленного Закона "Об ограничении
табакокурения и потребления табачных изделий" обусловлено тем, что
предлагаемая проблема затрагивает более половины всего населения
Российской Федерации в плане вредного воздействия на здоровье
граждан, потребляющих табачные изделия. Общеизвестно, что курение
снижает продолжительность жизни, способствует возникновению целого
ряда заболеваний, поражающих сердечно - сосудистую, нервную,
дыхательную и другие системы, приводит к развитию злокачественных
новообразований.
По оценкам ученых - медиков, табакокурение является причиной
преждевременной смерти каждого четвертого жителя Российской
Федерации.
Особенно обострилась ситуация в последние годы и это связано с
тем, что на российский рынок хлынул поток табачных изделий из
стран, которые начали проводить политику по снижению табакокурения
среди своих граждан, приняв соответствующие законы и
государственные программы. В настоящее время такие законы есть в
140 странах.
В нашей стране доступность табачных изделий и их широкая
реклама привели к тому, что увеличивается число курящих среди
женщин, подростков и детей. По данным исследований, средний
возраст приобщения к курению в настоящее время составляет 10 -
12 лет, в возрасте 16 лет сегодня в России курят около 50% юношей
и 16% девушек.
Кроме того, в настоящее время законодательно не
регламентируется качество табачных изделий и их реклама, запрет на
продажу табака детям и подросткам.
Не меньшую опасность вызывает принудительное "пассивное
курение" граждан в местах общего пользования и на транспорте, где
разрешено курение. Примером может служить ситуация на воздушном
транспорте, поездах пригородного сообщения и дальнего следования,
барах, кафе, ресторанах.
Вредное влияние пассивного курения по своему негативному
воздействию лишь немного меньше по сравнению с непосредственным
табакокурением и вызывает аналогичные заболевания, которые
проявляются так же, как и у курящих граждан.
Совершенно отсутствует пропаганда здорового образа жизни, не
ведется разъяснительная работа о вреде потребления табачных
изделий. Это стало возможным в результате отсутствия
законодательства в регулировании этих вопросов и отсутствия
широкомасштабной государственной программы по снижению
табакокурения среди граждан России.
Представленный проект Федерального закона "Об ограничении
табакокурения и потребления табачных изделий" устранит
законодательный вакуум по этой проблеме, защитит граждан России от
вредного воздействия недоброкачественных табачных изделий, поможет
уменьшить процент граждан, пристрастившихся к табакокурению, и
будет способствовать укреплению здоровья населения Российской
Федерации.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ
ТАБАКА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ"
Законопроект предусматривает совершенствование системы
информирования населения о вреде табака, организацию
финансирования мероприятий по борьбе с табакокурением и ряд
ограничительных мер для курящих. Источники финансирования -
бюджеты всех уровней, средства работодателей.
Реализация Закона в случае его принятия потребует расходов из
федерального бюджета. Так, статьи 7 и 8 законопроекта
предусматривают расходы федерального бюджета на проведение
пропаганды отказа от курения и потребления табачных изделий,
реализацию профилактических программ.
Проведение указанных мероприятий предполагается осуществлять в
рамках Государственной программы по ограничению табакокурения и
потребления табачных изделий.
В соответствии с действующим законодательством
рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству
социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема
производства ими рекламы. Оплата производства, размещения и
распространения социальной рекламы производится на основании
договора. Оборот рекламного рынка, по данным экспертов, не
остается неизменным - если в летние месяцы 1998 года он превышал
200 млн. долларов, то в сентябре (после кризиса) сократился до
40 млн. долларов. Если предположить, что 0,5 процентов годового
объема рекламы будет направлено на пропаганду отказа от курения и
потребления табачных изделий, то на это потребуется ежемесячно от
0,2 до 2 млн. долларов. К сожалению, современное финансовое
положение страны не позволяет выделять на пропаганду отказа от
потребления табачных изделий средства в действительно необходимых
для этого размерах. Накопленный в последние годы опыт реализации
федеральных целевых программ в сфере здравоохранения показывает,
что расходы федерального бюджета по пропаганде здорового образа
жизни и развитию системы информирования населения о доступных
мерах профилактики различных заболеваний (различных инфекций,
ВИЧ-инфекции, туберкулеза и др.) составляют от 10 до 15 млн.
рублей в год. Учитывая широкую распространенность курения среди
населения России, на наш взгляд, расходы на пропаганду отказа от
курения и потребления табачных изделий должны составлять не менее
15 млн. рублей в год. Законопроект предусматривает также
увеличение доходов федерального бюджета от реализации табачных
изделий (увеличение акцизов на табак). Часть указанных доходов
предполагается направить на финансирование Государственной
программы по ограничению табакокурения и потребления табачных
изделий.
|