ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 июня 1999 г. Дело N КА-А40/1681-99
(извлечение)
Арбитражный суд г. Москвы решением от 28.01.99, оставленным
без изменения апелляционным постановлением от 02.04.99, отказал
государственному предприятию "Станция Москва - Пассажирская
Ярославская Московско - Курского отделения Московской железной
дороги" (ГП "Станция Москва - Пассажирская Ярославская") в
удовлетворении иска к Земельной административной комиссии
Московского земельного комитета и к Московскому земельному
комитету о признании недействительным постановления Земельной
административной комиссии Московского земельного комитета
N 2641-01-15 от 12.11.98.
В кассационной жалобе, поданной на судебные акты со стороны ГП
"Станция Москва - Пассажирская Ярославская" указывается на
несогласие с выводами суда о доказанности факта допущения
нарушения земельного законодательства Российской Федерации,
выразившегося в противоправных действиях, повлекших за собою
самовольное занятие земельного участка фирмой ООО "СВЧ" по адресу:
Москва, Комсомольская площадь, вл. 5 (у здания МЖА) площадью
25 кв. м и утверждается, что судом допущено в нарушение п. 2
ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном
транспорте" от 25.08.95 ограничение предприятия железнодорожного
транспорта в реализации правомочий по использованию земель
транспорта, относящихся к землям федерального значения и не
подпадающих под юрисдикцию Московского земельного комитета и его
комиссий.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель
заявителя не явился. Данные о надлежащем извещении имеются.
Представитель Москомзема с доводами кассационной жалобы не
согласен, указывая на то, что отнесение земель транспорта к землям
федерального значения не исключает осуществление контроля за их
использованием со стороны компетентных органов субъекта Федерации,
т.е. г. Москвы и что предоставление земельных участков
предприятиям транспорта в аренду торгующим организациям выходит за
пределы уставных задач ГП "Станция Москва - Пассажирская
Ярославская".
Суд кассационной инстанции, проверив по материалам дела
правильность применения арбитражным судом норм материального и
процессуального права, оснований к удовлетворению кассационной
жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела, Государственной земельной
инспекцией Москомзема 18.10.98 был составлен протокол N 721 по
факту занятия фирмой ООО "СВЧ" земельного участка площадью
25 кв. м на Комсомольской площади, вл. 5 (у здания МЖА).
В качестве основания использования земельного участка фирмой
был назван договор от 12.01.98 N 3 с Администрацией станции
Москва - Пассажирская Ярославская.
Действия Администрации станции в лице ее начальника,
предоставившего фирме ООО "СВЧ" земельный участок площадью
25 кв. м. по договорной цене на срок с 01.01.98 по 31.12.98 на
право размещения и эксплуатации нестационарного объекта
общественного питания, торговли и услуг, Земельной
административной комиссией Москомзема оценены в постановлении от
12.11.98 N 2641-11-15 как противоправные, влекущие за собою
административную ответственность юридического лица в соответствии
с Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2162.
Арбитражным судом обоснованность выводов Земельной
административной комиссии была надлежаще проверена и признано
доказанным допущение правонарушения при передаче земельного
участка торговой фирме для целей, выходящих за пределы уставной
деятельности государственного предприятия "Станция
Москва - Пассажирская Ярославская".
Считать выводы суда первой и апелляционной инстанций
ошибочными оснований не имеется.
Земли г. Москвы, занятые предприятиями железнодорожного
транспорта, Федеральным законом "О федеральном железнодорожном
транспорте" признаны имеющими федеральное значение, и
предусмотрено право транспортного предприятия или учреждения
осуществлять безвозмездное и постоянное пользование землями
железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них
задач.
Статьей 5 названного закона, а также Законом г. Москвы от
28.02.95 N 25, от 12.07.96 "О порядке подготовки предложений и
разъяснений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов
мелкорозничной торговли и услуг", Уставом станции, на которые
содержатся ссылки в договоре, не предусмотрено право администрации
станции осуществлять самостоятельно передачу земли другим
хозяйствующим субъектам, не относящимся к предприятиям транспорта.
Создание условий для самовольного занятия земельного участка,
т.е. без соблюдения требований федерального законодательства и
законодательства г. Москвы в области землепользования относится к
числу административных наказуемых деяний.
Применение административных мер в виде наложения штрафа на
юридическое лицо за подобные нарушения на территории г. Москвы
отнесено к компетенции Земельных административных комиссий
Москомзема.
Судом апелляционной инстанции дана оценка доводам о правовом
значении Положения о землях транспорта от 08.01.81, которое, как
правильно отмечено в апелляционном постановлении, применяется в
части, не противоречащей Земельному кодексу РФ и ФЗ "О федеральном
железнодорожном транспорте". Дана оценка и доводам о несоблюдении
норм кодекса об административных правонарушениях РСФСР.
Поскольку обстоятельства исследованы полно и всесторонне,
правильно оценены, Федеральный суд Московского округа,
руководствуясь ст. ст. 174 - 177 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.99 и постановление от 02.04.99 Арбитражного
суда г. Москвы по делу N А40-43631/98-94-216 оставить без
изменения, а кассационную жалобу ГП "Станция Москва - Пассажирская
Ярославская" - без удовлетворения.
|