МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 июня 1999 г. N 32
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
(с изм. и доп., согл. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения на
морском транспорте приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение об
организации аварийно-спасательного обеспечения на морском
транспорте.
Министр
С.О.ФРАНК
Утверждено
Приказом
Минтранса России
от 7 июня 1999 г. N 32
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
1. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательное обеспечение на морском транспорте
организуется в целях оказания помощи людям и судам, терпящим
бедствие на море, проведения неотложных судоподъемных, подводно-
технических и других водолазных работ, ликвидации аварийных
разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ
в море.
1.2. Госморспасслужба России, бассейновые аварийно-спасательные
управления, управления аварийно-спасательных, судоподъемных и
подводно-технических работ, экспедиционный отряд аварийно-
спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ АО
"Северного морского пароходства" (далее - БАСУ), а также морские
спасательно-координационные центры (МСКЦ) и подцентры (МСПЦ)
образуют систему сил и средств для осуществления организации и
координации действий спасательных служб министерств и ведомств
Российской Федерации и иностранных государств при поиске и
спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, организации и
проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти,
нефтепродуктов и других вредных химических веществ, включая
проведение работ, вытекающих из международных обязательств
Российской Федерации, а также аварийно-спасательных работ (далее -
АСР), судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных
работ.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
1.3. Организация и координация действий ведомственных
спасательных служб Российской Федерации, а также спасательных
служб иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих
бедствие на море, возлагается на МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за
ними поисково-спасательных районах в соответствии с Положением о
взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и
организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано
Минюстом России 28.07.95, регистрационный N 917).
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
Все указания МСКЦ (МСПЦ), касающиеся поиска и спасания людей,
терпящих бедствие на море, обязательны для выполнения
соответствующими службами, подразделениями, силами и средствами,
выделенными участниками взаимодействия для выполнения конкретной
поисково-спасательной операции.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
1.4. В целях выполнения задач по оказанию помощи людям и судам,
терпящим бедствие на море, и по ликвидации последствий морских
аварий Госморспасслужба России совместно с морскими
администрациями портов (далее - МАП) организует несение аварийно-
спасательной готовности (далее - АСГ) на морских бассейнах
Российской Федерации.
Несение АСГ в морских портах организуют МАП силами и средствами
предприятий, оперирующих в портах, а также силами и средствами
БАСУ и федерального государственного унитарного предприятия
"Росморпорт" (спасательными буксирами (катерами),
специализированными судами и оборудованием для ликвидации
аварийных разливов нефти (далее - ЛРН)).
(абзац в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
АСР и ЛРН операции на трассах Северного морского пути
организует Управление обеспечения судоходства Федерального
агентства морского и речного транспорта Минтранса России через
штабы морских операций.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
1.5. Основной задачей АСГ является поддержание установленной
готовности сил и средств для оказания помощи людям, терпящим
бедствие на море.
Спасание людей на море осуществляется безвозмездно, а спасание
судов и другого имущества, ликвидация аварийных разливов нефти -
на возмездной основе.
1.6. АСГ несут дежурные суда (катера), аварийные партии (далее
- АП), морспецподразделения (далее - МСП) и другие средства,
перечисленные в п. 2.1 настоящего Положения.
1.7. Количественный и качественный уровень АСГ определяется
Госморспасслужбой России по согласованию с БАСУ в зависимости от
конкретной обстановки, наличия сил и средств на морском бассейне и
утверждается Федеральным агентством морского и речного транспорта
Минтранса России.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
1.8. Ответственность за несение установленной согласно п. 4.1
настоящего Положения АСГ возлагается на начальников БАСУ и
начальников МАП (капитанов портов), за исключением экспедиционного
отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических
работ АО "Северное морское пароходство", где такая ответственность
возлагается на руководителя пароходства.
1.9. Возмещение расходов БАСУ по несению АСГ осуществляется за
счет средств федерального бюджета в пределах выделенных Минтрансу
России целевых объемов господдержки, а также за счет внебюджетных
средств.
1.10. Зоны ответственности БАСУ и МАП по ликвидации разливов
нефти определяются региональными и портовыми планами ЛРН
соответственно.
1.11. Государственный морской спасательно-координационный центр
(далее - ГМСКЦ) Госморспасслужбы России, МСКЦ и МСПЦ ведут учет
сил и средств, несущих АСГ. Информацию по составу сил и средств
АСГ диспетчеры БАСУ представляют в МСКЦ (МСПЦ) еженедельно.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
2. Дежурные силы и средства БАСУ
2.1. В состав дежурных сил и средств АСГ БАСУ в общем случае
включаются:
- многоцелевые спасательные суда типа "Светломор" и проекта В-
92 ;
- спасательные и спасательно-буксирные суда;
- катера всепогодные спасательные и бонопостановщики;
- водолазные боты;
- МСП;
- АП БАСУ и их подразделений;
- автотранспорт для доставки оборудования ЛРН, сбора и доставки
на базу персонала МСП и АП в ночное время и выходные дни;
- аварийно-спасательное имущество (далее - АСИ);
(абзац в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
- оборудование для ЛРН.
АСИ должно храниться на дежурном судне или на берегу в
готовности к немедленной погрузке.
Имущество и оборудование для ЛРН содержится на складе в
готовности к доставке в район аварии, а также может быть частично
или полностью заблаговременно погружено на дежурное судно.
2.2. Приказом начальника БАСУ на текущий год объявляется группа
несения АСГ, из состава которой привлекаются к дежурству суда,
плавтехсредства и подразделения.
В зависимости от объема финансирования состав группы несения
АСГ может быть изменен по согласованию с Госморспасслужбой России.
2.3. При отсутствии в БАСУ судов и катеров, перечисленных в п.
2.1 настоящего Положения, по согласованию с Госморспасслужбой
России к несению АСГ могут быть привлечены другие суда (катера), в
том числе ведомственных морских спасательных служб на договорной
основе, равноценные по своим возможностям, перечисленным в п. 2.1
настоящего Положения.
2.4. Отвлечение дежурных судов на работы, не связанные с
несением АСГ, допускается только при равноценной их замене и по
согласованию с Госморспасслужбой России.
2.5. Поименный состав судов и катеров, количество МСП, АП из
числа включенных в годовые договоры уточняются ежеквартально по
представлению начальников БАСУ и включаются в план-график
дежурства, утверждаемый Федеральным агентством морского и речного
транспорта Минтранса России.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
2.6. К несению АСГ допускаются суда, катера, имеющие документы
Российского морского регистра судоходства, подразделения,
отработавшие в полном объеме специальные задачи, а также суда и
катера привлекаемых ведомственных морских спасательных служб,
подготовленные к решению указанных задач.
2.7. Экипажи судов, катеров, персонал АП и МСП, привлекаемые к
АСГ, проводят регулярные тренировки, отрабатывая методы и приемы
выполнения спасательных работ, связанных с выполнением возложенных
задач, с проведением не реже одного раза в месяц частных и
ежегодных комплексных учений под руководством начальников БАСУ, в
том числе с привлечением сил и средств взаимодействующих
ведомственных морских спасательных служб.
3. Организация АСГ в морском порту
3.1. АСГ на акватории морского порта организует МАП, а где нет
МАП - капитан порта силами и средствами в соответствии с абзацем
вторым п. 1.4 настоящего Положения. Дежурный буксир порта,
привлекаемый МАП (капитаном порта) на договорной основе, должен
иметь запасы топлива и воды не ниже 60% от полных и провизии не
менее, чем на трое суток; на борту должен находиться экипаж в
составе не менее двух ходовых вахт (вахта и подвахта), способных
обеспечить безопасное выполнение АСР.
3.2. Для транспортировки и погрузки АСИ, принадлежащего БАСУ,
на суда и другие транспортные средства для доставки к месту
аварии, порт выделяет БАСУ на договорной основе дежурный
автотранспорт и погрузочные средства.
3.3. Дежурный буксир порта выполняет обычные плановые работы с
расчетом возможности выхода его на спасательную операцию в сроки,
указанные в п. 4.1 настоящего Положения.
3.4. Контроль за несением готовности и руководство
спасательными операциями на акватории морского порта
осуществляется МАП (капитаном порта) с привлечением, при
необходимости, специалистов БАСУ.
3.5. Готовность к ЛРН на акватории порта определяется приказом
начальника МАП (капитана порта) в соответствии с Планом ЛРН порта.
3.6. МАПы вправе передавать БАСУ на договорной основе
находящийся на их балансе природоохранный флот с возложением на
БАСУ соответствующих природоохранных функций.
4. Готовность спасательных сил и средств
4.1. Для дежурного судна (катера), стоящего в порту у причала
(на якоре), устанавливаются следующие степени готовности к выходу
в море (съемке с якоря);
- двухчасовая готовность, при которой вахтенная служба судна
должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые
технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в
действие может быть обеспечен в течение двух часов;
- 30 минутная готовность, при которой вахтенная служба судна
должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые
технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в
действие может быть обеспечен в течение 30 минут;
- постоянная готовность, при которой вахтенная служба судна
должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые
технические средства в таком состоянии, при котором ввод их в
действие может быть обеспечен в минимально возможное время, но не
более 10 минут.
Готовность судна (катера) к выходу на выполнение поставленной
задачи определяется временем от момента получения указания о
выходе (приема сигнала бедствия) до окончания отдачи швартовов
(съемки с якоря) и начала движения.
К моменту выхода судна на борт должен быть принят персонал АП
или МСП и погружено необходимое для выполнения работ АСИ и
оборудование для ЛРН.
Степени готовности АП и МСП к погрузке спецоборудования на
дежурное судно (катер) должны соответствовать степеням готовности
дежурного судна (катера).
4.2. Степень готовности дежурных сил и средств устанавливается
начальником БАСУ (МАП) в зависимости от обстановки на морском
бассейне (акватории порта). Ответственность за обеспечение
установленной степени готовности возлагается на капитана дежурного
судна (катера), начальника АП, МСП.
Дежурное судно БАСУ может находиться в АСГ в море, оформленное
установленным порядком для выхода в загранплавание.
4.3. На спасательном судне (катере), находящемся в АСГ у
причала порта, на борту должно находиться не менее 2/3 полной
численности экипажа, способной обеспечить безопасность стоянки и
выход судна в море до сбора всего экипажа. Наличие запасов
топлива, воды и продовольствия к моменту выхода судна в море
должно быть не ниже 80% от полных.
Пополнение судовых запасов дежурного судна (катера) до
требуемых норм обеспечивается за счет поступления средств из
госбюджета и внебюджетных источников.
4.4. О находящихся в АСГ судах, АП и МСП диспетчер БАСУ
еженедельно сообщает в адрес руководителя Госморспасслужбы России,
ГМСКЦ (МСКЦ, МСПЦ) Госморспасслужбы России, а об изменениях в
составе дежурных сил сообщает в указанные адреса немедленно.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
4.5. Поименный и количественный состав АП, МСП перечень
плавучих и технических средств, автотранспорта и имущества АП и
МСП, находящихся в АСГ, а также степень их готовности,
определяются приказом начальника БАСУ.
5. Указания по связи
5.1. Аварийное радионаблюдение и работа всех систем Глобальной
морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности
(ГМССБ) осуществляется круглосуточно.
5.2. Все сигналы бедствия и срочности, полученные по каналам
ГМССБ радиостанциями любых форм собственности и ведомственной
принадлежности, а также любая информация, связанная с авариями
судов, разливами нефти, должны немедленно передаваться на МСКЦ
(МСПЦ) средствами связи, обеспечивающими наиболее быстрое
прохождение этих сигналов и информации.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
5.3. Радионаблюдение за сигналами бедствия осуществляется на
соответствующих частотах морской подвижной службы. Организация
радиосвязи при проведении аварийно-спасательных операций и
радиообмен осуществляются в соответствии с процедурами,
определенными регламентом радиосвязи Международного союза
электросвязи.
(п. 5.3 в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
5.4. Аварийное наблюдение также обеспечивается Международной
аварийной спутниковой системой поиска и спасания терпящих бедствие
судов и самолетов (КОСПАС - САРСАТ). Аварийная информация,
поступающая от аварийных спутниковых радиобуев, установленных на
судах, обрабатывается Международным координационным вычислительным
центром (МКВЦ) системы КОСПАС - САРСАТ в г. Москве и направляется
в ГМСКЦ для принятия соответствующих мер.
5.5. Предоставление внеочередных междугородных телефонных
разговоров по паролю "Бедствие" работникам Минтранса России,
Госморспасслужбы России, ГМСКЦ, МСКЦ, МСПЦ, БАСУ, МАП и других
заинтересованных организаций осуществляется в соответствии с
указаниями Государственного комитета Российской Федерации по
телекоммуникациям.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.02.2005 N 9)
|