КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
(Кельн, 3 - 4 июня 1999 года)
Европейский Совет,
опираясь на Договор о Европейском Союзе, в частности на ст. 13
указанного Договора, в порядке выполнения Соглашения о партнерстве
и сотрудничестве (СПС) между Европейскими сообществами, входящими
в их состав государствами - членами и Российской Федерацией,
вступившего в силу 1 декабря 1997 г.,
утвердил настоящую Коллективную стратегию.
Часть I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕС О ПАРТНЕРСТВЕ С РОССИЕЙ
Стабильная, демократическая, процветающая Россия как
неотъемлемая часть объединенной Европы, свободной от новых
разделительных линий, - залог прочного мира на континенте.
Проблемы всего континента могут быть разрешены только посредством
еще более тесного сотрудничества между Россией и Европейским
Союзом. Европейский Союз приветствует возвращение России на
принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе
дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на
основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие
европейской цивилизации.
Европейский Союз имеет ясные стратегические цели:
- стабильная, открытая, плюралистическая демократия в России,
управляемая принципами правового государства и служащая основой
процветающей рыночной экономики на благо как народов России, так и
Европейского Союза;
- обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в
мире и решение проблем, стоящих перед нашим континентом, путем
интенсификации сотрудничества с Россией.
Евросоюз сохраняет твердое намерение работать с Россией на
федеральном, региональном и местном уровнях по оказанию содействия
успешному развитию процесса политической и экономической
перестройки России. Европейский Союз и входящие в его состав
государства предлагают России свой многогранный опыт формирования
современных политических, экономических, социальных и
административных структур, полностью сознавая при этом, что
основную ответственность за будущее России несет сама Россия.
Исходя из этого, Европейский Совет принимает настоящую
Коллективную стратегию в целях укрепления стратегического
партнерства между Союзом и Россией на рубеже грядущего нового
тысячелетия. Европейский Совет признает, что будущее России
является важным элементом в будущем всего континента и
представляет стратегический интерес для Европейского Союза.
Предложение установить более тесные связи, основанные на общих
демократических ценностях, поможет России продемонстрировать свою
принадлежность к Европе, откроет новые перспективы перед всеми
народами континента. Расширение границ Союза будет способствовать
еще большему развитию этих преимуществ и перспектив.
Настоящая Коллективная стратегия содержит как цели, так и
средства, которые Союз предполагает использовать ради продвижения
вперед по пути такого партнерства. Основой отношений между
Евросоюзом и Россией остается при этом Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве (СПС), ставящее своей целью содействие интеграции
России в более широкую сферу сотрудничества в Европе, а также
обеспечение необходимых условий для создания в будущем зоны
свободной торговли между Европейским Сообществом и Россией. Со
своей стороны Европейский Союз и входящие в его состав государства
намерены усилить координирование, согласованность и
взаимодополняемость всех сторон их политики по отношению к России.
Европейский Союз, Сообщество и входящие в его состав государства
намерены также сотрудничать с региональными и другими
организациями и внутри них, а также с разделяющими их подход
партнерами в интересах достижения целей, сформулированных в
настоящей Коллективной стратегии. Позиции государств - членов ЕС
на любых важных форумах будут полностью соответствовать этой
Коллективной стратегии. Европейский Совет приглашает Россию к
сотрудничеству с Евросоюзом на основе настоящей Коллективной
стратегии на благо обеих Сторон.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Европейский Совет определил следующие основные цели:
1. Укрепление демократии, принципа правового государства
и государственных учреждений в России
Обеспечение эффективности и гласности работы государственных
учреждений является одной из предпосылок укрепления приверженности
и доверия демократическим принципам и осуществления принципа
правового государства. Оно служит необходимым фундаментом
экономического и социального развития. Сложившаяся в России
ситуация требует применения соответствующих механизмов и средств,
способных повысить эффективность работы этих учреждений и степень
их ответственности.
Европейский Союз стремится оказать России поддержку в деле
укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных,
законодательных, судебных органов и полиции, в соответствии с
демократическими принципами. Другая сторона рассматриваемой цели -
институты, необходимые для функционирования экономики. Европейский
Союз уделит особое внимание региональным и местным администрациям
в пределах их компетенции. Отношения между центральными,
региональными и местными органами власти будут играть важную роль
в будущем Российской Федерации.
Формирование гражданского общества во всех сферах -
непременная предпосылка укрепления демократии в России.
Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу,
особенно посредством развития прямых обменов между гражданскими
общественными деятелями России и Евросоюза.
2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
и социальное пространство
Евросоюз и Россия обоюдно заинтересованы в создании
предпосылок в России для ее интеграции в общеевропейское
экономическое и социальное пространство. Союз уже сейчас является
главным торговым партнером России, а Россия, в свою очередь,
обеспечивает значительную часть потребности Союза в
энергоносителях. Европейскими предприятиями осуществлены в России
немалые инвестиции.
Прежде всего необходимо создание функционирующей рыночной
экономики. Нынешний кризис в России демонстрирует необходимость
сосредоточения всех сил на достижении этой цели. Основные усилия
при этом, разумеется, должны быть предприняты Россией в рамках
широкой, заслуживающей поддержки экономической программы,
одобренной МВФ. Эта программа, в частности, должна быть нацелена
на решение проблем структурной перестройки предприятий, системы
государственных финансов, банковской системы и стратегии развития
предприятий в кризисных ситуациях ("Corporate Governance").
Европейский Союз готов оказать содействие в решении этих проблем.
По мнению Европейского Союза, осуществление принципа правового
государства является одной из предпосылок развития рыночной
экономики, сулящей новые возможности и преимущества для всех
граждан России. Прогресс и будущее процветание России зависят
прежде всего и главным образом от убедительной внутренней политики
и управления экономикой, важнейшим условием которой является
создание справедливых, "прозрачных" законодательных и правовых
норм, а также необходимых для этого институтов. Ключевую роль в
этом процессе сыграет привлечение внутренних и иностранных
инвестиций, существенным толчком к которому послужило бы
обеспечение доступа России к международным финансовым рынкам. В
связи с этим Евросоюз поддержит Россию в деле разработки и
принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления
доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и
иностранных инвестиций и удовлетворения требований международных
кредиторов.
Европейский Союз исполнен решимости добиться интеграции России
в европейскую и мировую экономики. Поэтому он будет оказывать
содействие усилиям России по удовлетворению критериям для приема в
члены ВТО. В дополнение к приему в члены ВТО Евросоюз также изучит
вопрос создания необходимых условий для создания в будущем между
ЕС и Россией зоны свободной торговли. Постепенное сближение в
соответствии с СПС законодательств и стандартов России и
Европейского Союза облегчит создание единого экономического
пространства.
Наконец, утверждение рыночной экономики потребует учета
социальных проблем переходного периода, нужд российских граждан,
особенно наиболее незащищенных категорий населения. Евросоюз готов
предоставить свои знания в распоряжение России и активизировать
обмены в этой области.
3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
и безопасности в Европе и за ее пределами
Россия и Евросоюз стратегически заинтересованы и несут особую
ответственность в деле поддержания стабильности и безопасности в
Европе и в других частях мира.
Евросоюз рассматривает Россию в качестве важного партнера для
достижения этой цели и полон решимости сотрудничать с ней. Он
предлагает развитие стратегического партнерства в рамках системы
постоянного политического диалога и диалога по проблемам
безопасности с целью сближения интересов и поиска совместных
ответов на проблемы безопасности на Европейском континенте. Такой
диалог будет способствовать укреплению единства взглядов в работе
всех важнейших форумов с участием России и государств - членов ЕС,
особенно ООН и ОБСЕ.
4. Общие проблемы Европейского континента
Географическая близость, углубление отношений и развитие
обменов между Евросоюзом и Россией приводят к росту их
взаимозависимости во многих областях. Только поиск общих ответов
позволит найти решения проблем, все чаще приобретающих общий
характер для обеих Сторон.
Евросоюз и Россия имеют общую заинтересованность в развитии
энергетической политики в направлении совершенствования
эксплуатации и управления ресурсами, повышения безопасности
энергоресурсов в России и Европе.
Важнейшая проблема - ядерная безопасность. Союз готов в
дальнейшем предоставить свои знания в распоряжение России и
содействовать в этой области.
Окружающая среда - общее достояние народов России и
Европейского Союза. Рациональное использование природных ресурсов,
решение проблем удаления ядерных отходов, борьба с загрязнением,
особенно трансграничным, атмосферы и водоемов - таковы приоритеты
в этой области.
Россия и Евросоюз обоюдно заинтересованы в наращивании
сотрудничества в борьбе с такими общими бедами, как организованная
преступность, отмывание денег, незаконная торговля людьми и
наркотиками. Предметом основной заботы остается и борьба с
нелегальной иммиграцией. Союз предлагает активизировать
сотрудничество в этих областях посредством создания необходимых
инструментов и форм взаимодействия между компетентными органами и
развития обменов специалистами. Он готов также предложить свои
знания, особенно в вопросах развития законодательства и создания
компетентных учреждений.
Региональное сотрудничество, особенно в рамках существующих
региональных организаций, служит полезной основой для налаживания
практической кооперации, позволяющей находить конкретные решения
этих проблем на местах.
ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА
1. Общие положения
Коллективная стратегия будет проводиться в жизнь в
соответствии с действующими процедурами существующих договоров.
Европейский Совет обращается в Совет министров и Комиссию ЕС в
соответствии с компетенциями, определенными в ст. 3 и 13 Договора
о Европейском Союзе, для обеспечения единства, последовательности
и эффективности действий Союза по реализации настоящей
Коллективной стратегии.
Европейский Союз будет работать над достижением целей
настоящей Коллективной стратегии посредством соответствующего
использования всех необходимых инструментов и средств, имеющихся в
распоряжении Евросоюза, Сообщества и государств - членов ЕС.
В функции Генерального секретаря Совета министров, Верховного
представителя ЕС по внешней политике и безопасности входит
оказание Совету министров содействия в осуществлении настоящей
Коллективной стратегии в рамках возложенных на них договорами
обязательств. В соответствии со ст. 18 и 27 Договора о Европейском
Союзе к этой работе полностью подключится и Комиссия ЕС.
2. Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС
Европейский Совет поручает Совету министров, Комиссии ЕС и
государствам - членам ЕС
- проверить, с учетом их компетенции и возможностей,
проводимые работы, существующие программы, инструменты и политики
с целью обеспечения их согласованности с Коллективной стратегией;
а при установлении несоответствий - внести необходимые поправки к
ближайшему сроку следующей проверки.
- полным и надлежащим образом использовать имеющиеся
инструменты и средства, в частности СПС, все соответствующие
инструменты ЕС и входящих в его состав государств и программы этих
государств, а также создать и актуализировать с этой целью
указательный перечень ресурсов Союза, Сообщества и государств -
членов ЕС для проведения в жизнь настоящей Коллективной стратегии.
3. Координация
Государства - члены ЕС предпримут дополнительные усилия по
координации своих действий по отношению к России, включая
проводимые в рамках региональных и международных организаций,
таких, как Совет Европы, ООН, ОБСЕ и международных финансовых
институтов, включая координацию деятельности с Сообществом в
рамках его компетенции.
Вместе с тем, координация между государствами - членами и
Комиссией ЕС должна носить тесный характер и включать регулярные
консультации с их соответствующими представителями в России.
Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС будут
стремиться в своей работе к повышению эффективности сотрудничества
с региональными и международными организациями, к привлечению
других аналогично настроенных стран к достижению целей
Коллективной стратегии.
Европейский Союз будет обращаться к странам - кандидатам с
предложениями об их присоединении к работам в рамках Коллективной
стратегии.
4. Реализация и проверка
Европейский Совет поручает Совету министров
- обеспечить, чтобы каждый новый Председательствующий
представил Совету, в рамках его общей программы, план работ по
реализации настоящей Коллективной стратегии, вытекающий из сфер
действий, перечисленных в части II , и с учетом конкретных
инициатив, указанных в части III ;
- анализировать и давать оценку действий Союза в рамках данной
Стратегии и представлять Европейскому Совету не реже одного раза в
год отчет о прогрессе в достижении ее целей;
- анализировать положение в России и активность России в деле
осуществления настоящей Стратегии, включая предоставление
периодических отчетов главами миссий, а также формулировать оценку
в их докладе Европейскому Совету;
- по мере необходимости представлять рекомендации Европейскому
Совету по внесению изменений в части II и III настоящей Стратегии.
Комиссия ЕС будет содействовать в рамках своих компетенций
осуществлению вышеперечисленных функций.
5. Сотрудничество с Россией
Европейский Союз и государства - члены ЕС будут тесно
взаимодействовать с Россией в деле претворения в жизнь настоящей
Коллективной Стратегии, прежде всего, на базе СПС и его
институтов.
6. Особые инициативы
Евросоюз проявит также ряд особых инициатив, определенных в
части III настоящей Коллективной стратегии и вытекающих из
основных сфер сотрудничества, перечисленных в части II . При
необходимости эти инициативы будут приводиться в соответствие, а
не препятствовать возможным новым инициативам в ходе осуществления
настоящей стратегии. Совет министров, Комиссия ЕС и государства -
члены ЕС будут, исходя из их компетенции и возможностей, оказывать
поддержку этим инициативам и активно стремиться к достижению их
целей.
Часть II. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Претворяя в жизнь настоящую Коллективную стратегию,
Европейский Союз сосредоточит усилия на следующих сферах
деятельности:
1. Укрепление демократии, принципов правового государства
и государственных учреждений в России
В целях развития демократии, установления государственных
учреждений и установления принципов правового государства в России
как предпосылок развития рыночной экономики Евросоюз предпримет
следующие усилия:
а) Укрепление принципов правового государства и
государственных учреждений
- посредством стимулирования и оказания поддержки проведению
необходимых институциональных реформ в направлении создания
современного, эффективного управления в системе исполнительной,
законодательной власти и судебной системе России на федеральном,
региональном и местном уровнях; в частности, посредством
наращивания потенциала независимых судебных, государственных
административных и подотчетных правоприменяющих структур с помощью
содействия контактам между судебными и правоприменяющими органами
государств - членов ЕС и России;
- посредством разработки программ подготовки молодых политиков
и государственных служащих;
- посредством изучения, в ответ на запрос со стороны России,
возможностей для оказания ЕС, в сотрудничестве с международными
организациями, например ОБСЕ, содействия в эффективном проведении
в 1999 и 2000 гг. свободных и честных президентских выборов и
выборов в Государственную Думу;
- посредством оказания поддержки усилиям России в деле
выполнения ее международных обязательств в области прав человека,
в т.ч. в рамках Совета Европы, ООН и ОБСЕ, и поощрения касающихся
России совместных действий ЕС и Совета Европы в области правового
государства и прав человека; оказания содействия в вопросах защиты
прав человека, включая права женщин, детей и меньшинств, и
продвижения программ, направленных на отмену смертной казни.
б) Укрепление гражданского общества
- посредством активизации контактов между политическими
деятелями России и ЕС на федеральном, региональном и местном
уровнях, включая коллективные органы всех уровней;
- посредством развития все более тесных обменов между Россией
и ЕС в области культуры и образования, углубления контактов между
обществами на основе продолжения давних традиций участия России в
формировании европейской цивилизации, в частности, на основе
пересмотра и, при необходимости, активизации программ
предоставления стипендий и студенческих обменов;
- посредством оказания поддержки независимым
неправительственным организациям;
- посредством сотрудничества с Россией в деле активизации
помощи беженцам и лицам, переселенным в пределах России в
принудительном порядке;
- посредством содействия осуществлению принципа свободы
средств массовой информации;
- посредством помощи в обеспечении равных шансов для мужчин и
женщин.
2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
и социальное пространство
ЕС намерен:
а) Укрепить процесс экономических реформ в России
- посредством усиления роли консультаций по вопросам
экономической политики, в т.ч. в форме политических диалогов на
высоком уровне по проблемам развития рыночной экономики с учетом
переходных проблем, вытекающих из необходимых структурных
преобразований;
- посредством предпринятия уполномоченными органами
дополнительных усилий по координации политики ЕС в рамках
международных финансовых институтов;
- посредством оказания поддержки в обеспечении и внедрении в
России гласных, стабильных общих законодательных и правовых норм,
направленных на стимулирование экономической активности,
увеличение отечественных и иностранных инвестиций;
- посредством содействия созданию необходимых законодательных
и институциональных основ с целью проведения солидной
финансово-бюджетной политики (налогов, бухгалтерии, контроля за
расходами);
- а также посредством содействия проведению убедительной
реформы банковской системы на справедливых условиях для
иностранных банков с эффективной координацией действий доноров при
полноценном участии ЕС;
- посредством поощрения продолжения курса на проведение
структурных, экономических и административных реформ, включая
дальнейшую приватизацию, структурную перестройку предприятий и
развитие российского малого и среднего бизнеса;
- посредством оказания промышленности, сельскому хозяйству и
энергетике России помощи в повышении конкурентоспособности;
- посредством оказания помощи в закладке основ эффективной
земельной реформы в России, допускающей введение частной
собственности, оказания технической помощи в рамках содействия
этому процессу (например, путем внедрения функционирующего
Земельного кадастра).
б) Содействие интеграции России в более крупномасштабное
экономическое сотрудничество в Европе
- посредством содействия все большему сближению в области
законодательства, прежде всего, таможенного, а также стандартов и
сертификации, конкурентной политики и охраны окружающей среды;
- посредством поощрения дальнейшей интеграции России в систему
многосторонней торговли и содействия усилиям России по
удовлетворению критериям для вступления в ВТО, включая
законодательную и институциональную реформы;
- посредством изучения, в дополнение к вступлению в ВТО,
возможностей обеспечения необходимых условий для создания в
будущем зоны свободной торговли между ЕС и Россией;
- посредством поощрения России в деле устранения препятствий
торговле и инвестициям, в частности в упрощении пограничных
формальностей и повышении пропускной способности пограничных
пунктов, а также изучения, в соответствии с правилами и
процедурами ЕС, российских интересов в отношении доступа к рынку
ЕС;
- посредством более конкретного изучения масштабов
сотрудничества в областях, в которых Россия пользуется
общепризнанным умением (например, в науке, авиации, космических
исследованиях, энергетике);
- посредством содействия налаживанию партнерства, нацеленного
на усиление развития сферы культуры в России, в т.ч. в области
менеджмента искусств;
- посредством улучшения координации и, если необходимо,
расширения существующих европейских программ подготовки российских
менеджеров и предпринимателей.
в) Закладка основ социальной рыночной экономики
- посредством поощрения социального диалога на базе содействия
в создании современных профсоюзов и организаций работодателей;
- посредством формирования более широкой приверженности
основным стандартам МОТ в сфере труда;
- посредством обеспечения социальной защиты всех граждан
России, особенно незащищенных групп, оказанием технического
содействия проведению административных реформ сферы социального
обеспечения России и системы здравоохранения.
3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
и безопасности в Европе и за ее пределами
ЕС стремится к углублению и расширению сотрудничества с
Россией, определяя общие подходы к решению проблем безопасности в
Европе и за ее пределами на основе:
а) активизации политического диалога
- посредством поиска путей усиления преемственности
существующего политического диалога, придания ему большей
оперативности, в т.ч. за счет важной роли, которую призван сыграть
в нем Генеральный секретарь Совета, Верховный представитель по
внешней политике и безопасности;
- посредством взаимодействия с Россией в разработке совместных
инициатив в области внешней политики, направленных на достижение
общих внешнеполитических целей.
б) занятия Россией прочного места в системе европейской
безопасности
- посредством дальнейшего развития сотрудничества с Россией в
системе новой архитектуры европейской безопасности в рамках ОБСЕ,
особенно в преддверии конференции на высшем уровне в Стамбуле;
- посредством продолжения сотрудничества с Россией в
разработке вопросов Хартии европейской безопасности;
- посредством рассмотрения вопроса о содействии участию России
в случаях, когда ЕС использует механизм ЗЕС, для выполнения
миссий, входящих в рамки мероприятий, сформулированных на
Петерсбергской конференции.
в) превентивной дипломатии
- в форме активизации участия России в сотрудничестве,
направленном на предотвращение кризисов, урегулирование кризисов и
разрешение конфликтов, в т.ч. в рамках ОБСЕ и ООН;
- посредством содействия контролю над вооружениями,
разоружению и реализации существующих соглашений, усилению
контроля за экспортом, сокращению распространения оружия массового
уничтожения, поддержки ядерного разоружения и уничтожения
химического оружия.
4. Общие задачи Европейского континента
Европейский Союз намерен, в частности, осуществлять
сотрудничество с Россией в области:
а) энергетики и безопасности ядерных реакторов
- посредством поддержки принятия Россией обязательств по
проведению реформ в области энергетики, включая проблемы
безопасности ядерных реакторов и охраны окружающей среды;
например, путем совместной работы по повышению эффективности
энергетики и оказания технической помощи в области
энергосбережения в России; посредством повышения безопасности
российских АЭС и сотрудничества по вопросам ядерных отходов и
отработанного ядерного топлива на северо-западе России;
- посредством побуждения России к принятию обязательств в
области безопасности ядерных реакторов в рамках Конвенции по
ядерной безопасности на базе Соглашения об обеспечении ядерной
безопасности и в рамках международных инициатив, а также через
оказание России содействия в укреплении федерального надзора
России по ядерной и радиоактивной безопасности (Госатомнадзора);
- посредством ускорения ратификации Россией Договора об
энергетической хартии и продолжения консультаций по созданию
Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать
сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к
российской системе трубопроводов.
б) экологии и здравоохранения
- посредством поощрения и оказания поддержки в деле
безопасного хранения ядерных и химических отходов и организации
безопасной утилизации отработанного ядерного топлива, особенно на
северо-западе России;
- посредством оказания содействия в придании экономическим
реформам большей экологической направленности и помощи в создании
эффективной системы надзора и обеспечения соответствия требованиям
многосторонних экологических соглашений, а также поддержки усилий
России по повышению действенности национального экологического
законодательства;
- посредством совместной работы с Россией, особенно в районах,
сопредельных с расширяющимся Евросоюзом, над решением проблем
сокращения загрязнений водоемов и атмосферы и по усилению мер по
защите окружающей среды, а также благодаря сотрудничеству в деле
стимулирования рационального использования природных ресурсов,
прежде всего, в рамках различных форумов по проблемам
регионального сотрудничества;
- посредством взаимодействия с Россией в целях улучшения
профилактики инфекционных заболеваний, включая оказание содействия
в осуществлении программ вакцинации;
- посредством сотрудничества и в области усиления
фитосанитарного контроля.
в) борьбы с организованной преступностью, отмыванием денег,
незаконной торговлей людьми и наркотиками; сотрудничества в
судебной области
- посредством усиления принципов правового государства и
оказания помощи в укреплении правопорядка, включая побуждение
России к подписанию, ратификации и применению важнейших
соглашений, особенно в области правового сотрудничества в
гражданских и уголовных делах;
- посредством продолжения, на основе существующих общих
позиций, соответствующего диалога с Россией на проходящих в Вене
переговорах по вопросу заключения Конвенции ООН по борьбе с
трансграничной организованной преступностью;
- посредством расширения сотрудничества и обмена специалистами
между государствами - членами ЕС и Россией по вопросам борьбы с
организованной преступностью, включая проблемы лечения и
реабилитации наркоманов, а также профилактику наркомании.
Осуществление этих целей планируется в сотрудничестве с
Европейским центром мониторинга проблем наркотиков и наркомании;
- посредством организации семинаров по способам и методам
отмывания денег;
- посредством расширения сотрудничества Европола с
компетентными российскими органами, аналогично уже существующему
на базе Соглашения по Европолу, с целью улучшения борьбы с
нелегальной торговлей людьми и наркотиками, а также с незаконной
переправкой через границу иммигрантов;
- посредством интенсификации сотрудничества между связными
государств - членов ЕС в Москве в рамках соответствующих
национальных законов;
- посредством разработки механизмов сотрудничества в борьбе с
транснациональным наркобизнесом и вовлечения России в процесс
согласования деятельности в рамках Дублинской группы;
- посредством организации информационных кампаний в
сотрудничестве с российскими организациями с целью предупреждения
торговли людьми;
- посредством улучшения сотрудничества в области обратного
приема своих граждан, лиц без гражданства и граждан третьих стран,
включая заключение соглашения по вопросам обратного приема;
посредством борьбы с нелегальной миграцией, в т.ч. посредством
продолжения организации базовых и расширенных учебных курсов для
сотрудников пограничных и миграционных органов;
- посредством интенсификации диалога с Россией по вопросам
приведения российской визовой политики в соответствие с политикой
Евросоюза благодаря введению визовых требований, соответствующих
стандартам ЕС, и заграндокументов, обеспеченных достаточно
эффективной защитой от подделки;
- посредством взаимодействия с Россией, направленного на
введение Россией санкций в отношении перевозчиков, обеспечивающих
трансграничную перевозку пассажиров, не имеющих надлежащим образом
оформленных документов, а также наказаний в борьбе с нелегальной
переправкой иммигрантов через границу.
г) налаживания регионального и трансграничного сотрудничества
и инфраструктуры
- посредством более эффективного взаимодействия с Россией на
различных форумах по проблемам регионального сотрудничества
(в Совете стран Балтийского моря, Совете по экономическому
сотрудничеству в районе Черного моря, Евро-арктическом совете по
проблемам Баренцева моря) и активизации трансграничного
сотрудничества с соседними российскими регионами (включая
Калининградскую обл.), особенно с учетом предстоящего расширения
ЕС и включения в рамки Северного Измерения;
- посредством активизации сотрудничества и технической помощи
в области пограничного и таможенного контроля;
- посредством изучения масштабов работ по подключению
российской транспортной сети (железных и автомобильных дорог) к
трансъевропейским магистралям и поиска взаимоприемлемых путей
решения транспортных проблем.
Часть III. КОНКРЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Изложенные ниже конкретные инициативы будут проводиться в
жизнь без ущерба для возможных новых инициатив:
Политический диалог и диалог по проблемам безопасности
Евросоюз изучит пути придания существующему политическому
диалогу большей стабильности, гибкости и предметности, как это
определено в СПС, повышения его оперативности и эффективности:
- Совет министров изучит возможность создания постоянно
действующего механизма для ведения политического диалога и диалога
по проблемам безопасности между ЕС и Россией с приданием в нем
важной роли Генеральному секретарю Совета министров, Верховному
представителю по внешней политике и безопасности. Одной из целей
явится взаимодействие с Россией в вопросах разработки совместных
внешнеполитических инициатив в отношении определенных третьих
стран и регионов, предупреждения конфликтов и урегулирования
кризисов, особенно в районах, соседствующих с Россией, на Балканах
и на Среднем Востоке;
- Совет министров рассмотрит вопрос создания механизма
консультаций с Россией, в дополнение к существующим переговорам
тройки на уровне экспертов, возможно, с привлечением третьих
стран, по проблемам нераспространения, а также интенсификации
усилий, в т.ч. путем улучшения координации / активизации
совместных действий с третьими странами по оказанию содействия
России в деле уничтожения запасов химического оружия;
- вместе с тем, Совет министров изучит возможности для
совместных действий и выработки общих позиций в отношении
безопасного обращения с биологическими и химическими материалами,
а также с находящимися под контролем МАГАТЭ расщепляющимися
материалами в России, не рассматривающимися более необходимыми для
оборонных целей, особенно на базе международных соглашений. Особое
внимание уделяется Международному научно-технологическому центру в
Москве.
К работе по этим проблемам предполагается приступить в конце
1999 г.
Диалог по экономическим вопросам
Макроэкономическая ситуация в России, опыт строительства
объединенной Европы, введение общеевропейской валюты евро и
процесс расширения Евросоюза усиливают важность проведения особых
консультаций между ЕС и Россией по экономическим вопросам.
Евросоюз намерен рассмотреть вопрос введения особого диалога
между ЕС и Россией на высоком уровне с целью оказания поддержки
Российскому Правительству в деле разработки мер по обеспечению
неуклонного экономического восстановления на базе всеобъемлющей
экономической программы, одобренной МВФ и направленной на
формирование функционирующей рыночной экономики. Евросоюз
рассмотрит также возможность оказания Российскому Правительству
высококвалифицированной консультативной помощи по вопросам
экономической политики посредством подключения к этой работе
видных специалистов ЕС.
Государства - члены ЕС усилят, по мере необходимости,
координацию их действий в рамках соответствующих международных
организаций и форумов.
Предполагается, что совместный доклад председателя Совета /
Комиссии ЕС по этим предложениям будет подготовлен уполномоченными
органами к концу 1999 г.
Торговля и инвестиции
С учетом начала нового раунда многосторонних переговоров в
рамках ВТО и внесенных Сообществом предложений о возможных путях
продолжения Россией переговоров о вступлении в эту организацию,
Сообщество вновь подтверждает свою готовность к оказанию и, если
понадобится, усилению оказываемой им поддержки усилиям России по
выполнению требований для скорейшего вступления в ВТО.
Вместе с тем, Комиссия ЕС изучит пути к углублению диалога с
Россией по проблемам инвестиций в рамках СПС с целью улучшения
условий для развития торговли и инвестиций в России, облегчения
двухсторонней торговли и инвестиций и к концу 1999 г. представит в
Совет соответствующий отчет.
Борьба с организованной преступностью
Европейский Союз и Россия существенно заинтересованы в
налаживании стабильного, эффективного сотрудничества в области
правосудия и внутренних дел, не в последнюю очередь, как средства
повышения уважения к правам человека и к принципам правового
государства. Поэтому борьбе с организованной преступностью
отдается явный приоритет.
Исходя из этого, Европейский Союз предлагает наметить план,
нацеленный на взаимодействие с Россией в борьбе с организованной
преступностью, включая действия по борьбе с коррупцией, отмыванием
денег, торговлей наркотиками, людьми и нелегальной иммиграцией. В
частности, Евросоюз предлагает включить в этот план следующие
комплексы вопросов:
- оказание помощи в подготовке работников судебных и
правоприменяющих органов, в частности в изучении техники ведения
следствий и мер пресечения;
- создание необходимых законодательных, институциональных и
судебных предпосылок для эффективного преследования организованной
преступности, особенно в сфере отмывания денег, подпольной
хозяйственной деятельности и торговли людьми;
- разработка эффективных механизмов сотрудничества по борьбе с
трансграничным наркобизнесом;
- развитие сотрудничества между Европолом и компетентными
российскими органами в соответствии с положениями Соглашения по
Европолу.
Обсуждение этих вопросов с Россией в рамках СПС и ведущегося
диалога между компетентными российскими органами и находящимися в
Москве связными государств - членов ЕС по связи с Россией позволит
более точно проанализировать требования России в этой области.
Важное значение в этом плане придается и намеченной на декабрь
1999 г. Конференции представителей ЕС и России по проблемам
организованной преступности. Отчет о ее работе будет направлен в
Совет в первой половине 2000 г.
Программы развития породнений
Осуществление двойственной цели укрепления российских
государственных учреждений и более тесного сближения наших
гражданских обществ требует наращивания динамики обменов между
Россией и государствами ЕС на всех уровнях.
В связи с этим Евросоюз намерен разрабатывать с Россией
программы породнений
- с целью укрепления учреждений: на уровне региональных и
местных администраций;
- с целью более тесного сближения гражданских обществ: между
профессиональными объединениями, профсоюзами, университетами,
неправительственными организациями, СМИ. Комиссия ЕС изучит
возможность использования в этом направлении программ Сообщества
(ТАСИС, ТЕМПУС и ДЕМОКРАТИЯ).
Предполагается также использование двухсторонних инструментов
государств - членов ЕС. Государства - члены ЕС и Комиссия ЕС
намерены координировать свои программы; в этой связи они могут
использовать программу Евросоюза для формирования российских
кадров.
На основе инвентаря существующих инструментов (подлежащего
проведению Комиссией ЕС во взаимодействии с Генеральным
Секретариатом Совета ЕС) и ознакомительной поездки в Россию
Комиссия ЕС представит в Совет к концу 1999 г. доклад о ее
результатах, а после этого представит на рассмотрение предложения
по осуществлению соответствующих мероприятий.
Программы обмена студентами и молодыми учеными
Евросоюз изучит возможность разработки программ ЕС в области
обменов студентами как неотъемлемого элемента их курса обучения, а
также молодыми учеными, работающими по контракту в Международном
научно-технологическом центре. Эта работа, в частности, включает:
- привлечь Комиссию ЕС к составлению перечня существующих
программ ЕС и государств - членов ЕС;
- привлечь Комиссию к подготовке в первой половине 2000 г.
доклада о путях усиления взаимодополняемости существующих в этой
области европейских программ и о возможностях и условиях
разработки Сообществом расширенной программы обменов.
Создание жизнеспособной системы здравоохранения и социального
обеспечения
Государства - члены ЕС и Комиссия ЕС пересмотрят свои
программы, направленные в целом на поощрение усилий России по
созданию жизнеспособной системы благосостояния и социальной
защиты, особенно на содействие реформе государственной системы
здравоохранения в России, намерены улучшить координацию, повысить
эффективность и взаимосвязанность таких программ и ожидают
представления соответствующего доклада Комиссии ЕС к июню 2000 г.
Трансграничное и региональное сотрудничество
Евросоюз будет содействовать активизации трансграничного и
регионального сотрудничества и подготовит каталог существующих в
ЕС и государствах - членах ЕС инструментов и мер, направленных на
усиленное осуществление программ ЕС в российских регионах,
представляющих особый интерес для ЕС. В этом контексте Совет
министров и Комиссия ЕС повысят интенсивность подготовки к
намеченной на ноябрь 1999 г. в Хельсинки Конференции по Северному
Измерению ЕС.
Часть IV. СРОК ДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИИ
Настоящая Коллективная стратегия вступает в силу с даты ее
опубликования и первоначально рассчитана на четыре года. Срок ее
действия может быть продлен, пересмотрен и, при необходимости,
адаптирован решением Европейского Совета по представлению Совета.
ПУБЛИКАЦИЯ
Текст Коллективной стратегии публикуется в Официальном
журнале.
Совершено в г. Кельн, 4 июня 1999 г.
За Совет министров ЕС
Президент
Gerhard SCHREDER
ЗАЯВЛЕНИЕ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА ПО ПОВОДУ
КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
Решения Совета по вопросам осуществления совместных действий,
выработки общих позиций и по любым другим вопросам в рамках
Коллективной стратегии, относящимся к сфере действия раздела V
Договора о Европейском Союзе (Совместная внешняя политика и
политика в области безопасности), принимаются квалифицированным
большинством.
Решения по действиям, не входящим в сферу действия раздела V
Договора о Европейском Союзе, продолжают считаться принятыми
согласно соответствующим процедурам принятия решений,
установленным в соответствующих положениях договоров ЕС, включая
Договор о создании Европейского Сообщества и раздел VI Договора о
Европейском Союзе.
|