Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ (ПРИНЯТА В Г. КЕЛЬНЕ 03.06.1999 04.06.1999)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                         КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
                ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ

                     (Кельн, 3 - 4 июня 1999 года)

       Европейский Совет,
       опираясь на Договор о Европейском Союзе, в частности на ст. 13
   указанного Договора, в порядке выполнения Соглашения о партнерстве
   и сотрудничестве (СПС) между Европейскими сообществами,  входящими
   в их  состав  государствами  -  членами  и  Российской Федерацией,
   вступившего в силу 1 декабря 1997 г.,
       утвердил настоящую Коллективную стратегию.

           Часть I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕС О ПАРТНЕРСТВЕ С РОССИЕЙ

       Стабильная, демократическая,     процветающая    Россия    как
   неотъемлемая  часть  объединенной  Европы,  свободной   от   новых
   разделительных   линий,  -  залог  прочного  мира  на  континенте.
   Проблемы всего континента могут быть разрешены только  посредством
   еще  более  тесного  сотрудничества  между  Россией  и Европейским
   Союзом.  Европейский  Союз  приветствует  возвращение  России   на
   принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе
   дружбы,  сотрудничества,  честного  согласования  интересов  и  на
   основе  уважения  общих  ценностей,  составляющих  общее  наследие
   европейской цивилизации.
       Европейский Союз имеет ясные стратегические цели:
       - стабильная,  открытая, плюралистическая демократия в России,
   управляемая  принципами  правового  государства и служащая основой
   процветающей рыночной экономики на благо как народов России, так и
   Европейского Союза;
       - обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в
   мире и решение проблем,  стоящих перед  нашим  континентом,  путем
   интенсификации сотрудничества с Россией.
       Евросоюз сохраняет  твердое  намерение  работать  с Россией на
   федеральном, региональном и местном уровнях по оказанию содействия
   успешному   развитию   процесса   политической   и   экономической
   перестройки России.  Европейский Союз  и  входящие  в  его  состав
   государства  предлагают России свой многогранный опыт формирования
   современных    политических,    экономических,    социальных     и
   административных   структур,  полностью  сознавая  при  этом,  что
   основную ответственность за будущее России несет сама Россия.
       Исходя из   этого,   Европейский   Совет  принимает  настоящую
   Коллективную  стратегию   в   целях   укрепления   стратегического
   партнерства  между  Союзом  и  Россией  на рубеже грядущего нового
   тысячелетия.  Европейский  Совет  признает,  что  будущее   России
   является   важным   элементом   в   будущем   всего  континента  и
   представляет  стратегический  интерес  для   Европейского   Союза.
   Предложение  установить  более  тесные связи,  основанные на общих
   демократических ценностях,  поможет России продемонстрировать свою
   принадлежность  к  Европе,  откроет  новые перспективы перед всеми
   народами континента.  Расширение границ Союза будет способствовать
   еще большему развитию этих преимуществ и перспектив.
       Настоящая Коллективная стратегия  содержит  как  цели,  так  и
   средства,  которые Союз предполагает использовать ради продвижения
   вперед  по  пути  такого  партнерства.  Основой  отношений   между
   Евросоюзом  и Россией остается при этом Соглашение о партнерстве и
   сотрудничестве (СПС),  ставящее своей целью содействие  интеграции
   России  в  более  широкую  сферу сотрудничества в Европе,  а также
   обеспечение  необходимых  условий  для  создания  в  будущем  зоны
   свободной  торговли  между  Европейским Сообществом и Россией.  Со
   своей стороны Европейский Союз и входящие в его состав государства
   намерены     усилить     координирование,     согласованность    и
   взаимодополняемость всех сторон их политики по отношению к России.
   Европейский  Союз,  Сообщество и входящие в его состав государства
   намерены   также   сотрудничать   с   региональными   и    другими
   организациями  и  внутри  них,  а  также  с разделяющими их подход
   партнерами  в  интересах  достижения  целей,  сформулированных   в
   настоящей Коллективной  стратегии.  Позиции государств - членов ЕС
   на любых  важных  форумах  будут  полностью  соответствовать  этой
   Коллективной  стратегии.  Европейский  Совет  приглашает  Россию к
   сотрудничеству  с  Евросоюзом  на  основе  настоящей  Коллективной
   стратегии на благо обеих Сторон.

                             ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

       Европейский Совет определил следующие основные цели:

        1. Укрепление демократии, принципа правового государства
                 и государственных учреждений в России

       Обеспечение эффективности  и  гласности работы государственных
   учреждений является одной из предпосылок укрепления приверженности
   и  доверия  демократическим  принципам  и  осуществления  принципа
   правового  государства.   Оно   служит   необходимым   фундаментом
   экономического   и  социального  развития.  Сложившаяся  в  России
   ситуация требует применения соответствующих механизмов и  средств,
   способных  повысить эффективность работы этих учреждений и степень
   их ответственности.
       Европейский Союз  стремится  оказать  России  поддержку в деле
   укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных,
   законодательных,  судебных  органов  и  полиции,  в соответствии с
   демократическими принципами. Другая сторона рассматриваемой цели -
   институты, необходимые для функционирования экономики. Европейский
   Союз уделит особое внимание региональным и местным  администрациям
   в   пределах   их   компетенции.   Отношения  между  центральными,
   региональными и местными органами власти будут играть важную  роль
   в будущем Российской Федерации.
       Формирование гражданского   общества   во   всех   сферах    -
   непременная    предпосылка   укрепления   демократии   в   России.
   Европейский  Союз  желает  оказать  содействие   этому   процессу,
   особенно  посредством  развития  прямых обменов между гражданскими
   общественными деятелями России и Евросоюза.

          2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
                       и социальное пространство

       Евросоюз и   Россия   обоюдно   заинтересованы   в    создании
   предпосылок   в   России   для  ее  интеграции  в  общеевропейское
   экономическое и социальное пространство.  Союз уже сейчас является
   главным  торговым  партнером  России,  а  Россия,  в свою очередь,
   обеспечивает    значительную    часть    потребности    Союза    в
   энергоносителях.  Европейскими предприятиями осуществлены в России
   немалые инвестиции.
       Прежде всего   необходимо  создание  функционирующей  рыночной
   экономики.  Нынешний кризис в России  демонстрирует  необходимость
   сосредоточения  всех сил на достижении этой цели.  Основные усилия
   при этом,  разумеется,  должны быть предприняты Россией  в  рамках
   широкой,    заслуживающей   поддержки   экономической   программы,
   одобренной МВФ.  Эта программа,  в частности, должна быть нацелена
   на  решение  проблем структурной перестройки предприятий,  системы
   государственных финансов,  банковской системы и стратегии развития
   предприятий   в   кризисных  ситуациях  ("Corporate  Governance").
   Европейский Союз готов оказать содействие в решении этих проблем.
       По мнению Европейского Союза, осуществление принципа правового
   государства  является  одной  из  предпосылок  развития   рыночной
   экономики,  сулящей  новые  возможности  и  преимущества  для всех
   граждан России.  Прогресс и  будущее  процветание  России  зависят
   прежде всего и главным образом от убедительной внутренней политики
   и  управления  экономикой,  важнейшим  условием  которой  является
   создание  справедливых,  "прозрачных"  законодательных  и правовых
   норм,  а также необходимых для этого институтов.  Ключевую роль  в
   этом   процессе   сыграет  привлечение  внутренних  и  иностранных
   инвестиций,  существенным  толчком   к   которому   послужило   бы
   обеспечение  доступа  России к международным финансовым рынкам.  В
   связи с  этим  Евросоюз  поддержит  Россию  в  деле  разработки  и
   принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления
   доверия,  необходимого  для  расширения  масштабов  внутренних   и
   иностранных  инвестиций  и удовлетворения требований международных
   кредиторов.
       Европейский Союз исполнен решимости добиться интеграции России
   в европейскую и мировую  экономики.  Поэтому  он  будет  оказывать
   содействие усилиям России по удовлетворению критериям для приема в
   члены ВТО. В дополнение к приему в члены ВТО Евросоюз также изучит
   вопрос  создания  необходимых условий для создания в будущем между
   ЕС и Россией зоны  свободной  торговли.  Постепенное  сближение  в
   соответствии   с   СПС   законодательств  и  стандартов  России  и
   Европейского  Союза  облегчит  создание   единого   экономического
   пространства.
       Наконец, утверждение   рыночной   экономики   потребует  учета
   социальных проблем переходного периода,  нужд российских  граждан,
   особенно наиболее незащищенных категорий населения. Евросоюз готов
   предоставить свои знания в распоряжение  России  и  активизировать
   обмены в этой области.

         3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
               и безопасности в Европе и за ее пределами

       Россия и Евросоюз стратегически заинтересованы и несут  особую
   ответственность  в  деле поддержания стабильности и безопасности в
   Европе и в других частях мира.
       Евросоюз рассматривает  Россию в качестве важного партнера для
   достижения этой цели и полон  решимости  сотрудничать  с  ней.  Он
   предлагает  развитие  стратегического партнерства в рамках системы
   постоянного  политического  диалога   и   диалога   по   проблемам
   безопасности  с  целью  сближения  интересов  и  поиска совместных
   ответов на проблемы безопасности на Европейском континенте.  Такой
   диалог  будет способствовать укреплению единства взглядов в работе
   всех важнейших форумов с участием России и государств - членов ЕС,
   особенно ООН и ОБСЕ.

               4. Общие проблемы Европейского континента

       Географическая близость,  углубление  отношений   и   развитие
   обменов   между   Евросоюзом   и   Россией  приводят  к  росту  их
   взаимозависимости во многих областях.  Только поиск общих  ответов
   позволит  найти  решения  проблем,  все  чаще  приобретающих общий
   характер для обеих Сторон.
       Евросоюз и  Россия  имеют  общую заинтересованность в развитии
   энергетической   политики    в    направлении    совершенствования
   эксплуатации   и   управления  ресурсами,  повышения  безопасности
   энергоресурсов в России и Европе.
       Важнейшая проблема   -  ядерная  безопасность.  Союз  готов  в
   дальнейшем  предоставить  свои  знания  в  распоряжение  России  и
   содействовать в этой области.
       Окружающая среда  -   общее   достояние   народов   России   и
   Европейского Союза. Рациональное использование природных ресурсов,
   решение проблем удаления ядерных отходов,  борьба с  загрязнением,
   особенно трансграничным,  атмосферы и водоемов - таковы приоритеты
   в этой области.
       Россия и   Евросоюз   обоюдно   заинтересованы  в  наращивании
   сотрудничества в борьбе с такими общими бедами, как организованная
   преступность,   отмывание  денег,  незаконная  торговля  людьми  и
   наркотиками.  Предметом  основной  заботы  остается  и  борьба   с
   нелегальной    иммиграцией.    Союз    предлагает   активизировать
   сотрудничество в этих областях  посредством  создания  необходимых
   инструментов  и форм взаимодействия между компетентными органами и
   развития обменов специалистами.  Он готов  также  предложить  свои
   знания,  особенно  в вопросах развития законодательства и создания
   компетентных учреждений.
       Региональное сотрудничество,  особенно в  рамках  существующих
   региональных организаций,  служит полезной основой для налаживания
   практической кооперации,  позволяющей находить конкретные  решения
   этих проблем на местах.

                         ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА

                           1. Общие положения

       Коллективная стратегия    будет    проводиться   в   жизнь   в
   соответствии с действующими  процедурами  существующих  договоров.
   Европейский  Совет  обращается  в  Совет министров и Комиссию ЕС в
   соответствии с компетенциями,  определенными в ст. 3 и 13 Договора
   о Европейском Союзе,  для обеспечения единства, последовательности
   и   эффективности   действий   Союза   по   реализации   настоящей
   Коллективной стратегии.
       Европейский Союз  будет   работать   над   достижением   целей
   настоящей   Коллективной  стратегии  посредством  соответствующего
   использования всех необходимых инструментов и средств, имеющихся в
   распоряжении Евросоюза, Сообщества и государств - членов ЕС.
       В функции Генерального секретаря Совета министров,  Верховного
   представителя   ЕС  по  внешней  политике  и  безопасности  входит
   оказание Совету министров  содействия  в  осуществлении  настоящей
   Коллективной  стратегии  в  рамках  возложенных  на них договорами
   обязательств. В соответствии со ст. 18 и 27 Договора о Европейском
   Союзе к этой работе полностью подключится и Комиссия ЕС.

        2. Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС

       Европейский Совет  поручает  Совету  министров,  Комиссии ЕС и
   государствам - членам ЕС
       - проверить,  с  учетом   их   компетенции   и   возможностей,
   проводимые работы,  существующие программы, инструменты и политики
   с целью обеспечения их согласованности с Коллективной  стратегией;
   а  при установлении несоответствий - внести необходимые поправки к
   ближайшему сроку следующей проверки.
       - полным   и   надлежащим   образом   использовать   имеющиеся
   инструменты и  средства,  в  частности  СПС,  все  соответствующие
   инструменты ЕС и входящих в его состав государств и программы этих
   государств, а  также  создать  и  актуализировать  с  этой   целью
   указательный  перечень  ресурсов Союза,  Сообщества и государств -
   членов ЕС для проведения в жизнь настоящей Коллективной стратегии.

                             3. Координация

       Государства - члены ЕС  предпримут  дополнительные  усилия  по
   координации   своих   действий  по  отношению  к  России,  включая
   проводимые в  рамках  региональных  и  международных  организаций,
   таких,  как  Совет  Европы,  ООН,  ОБСЕ и международных финансовых
   институтов,  включая  координацию  деятельности  с  Сообществом  в
   рамках его компетенции.
       Вместе с тем,  координация между  государствами  -  членами  и
   Комиссией  ЕС  должна носить тесный характер и включать регулярные
   консультации с их соответствующими представителями в России.
       Совет министров,  Комиссия  ЕС  и государства - члены ЕС будут
   стремиться в своей работе к повышению эффективности сотрудничества
   с  региональными  и  международными  организациями,  к привлечению
   других   аналогично   настроенных   стран   к   достижению   целей
   Коллективной стратегии.
       Европейский Союз будет обращаться к  странам  -  кандидатам  с
   предложениями  об их присоединении к работам в рамках Коллективной
   стратегии.

                        4. Реализация и проверка

       Европейский Совет поручает Совету министров
       - обеспечить,    чтобы   каждый   новый   Председательствующий
   представил Совету,  в рамках его общей программы,  план  работ  по
   реализации  настоящей  Коллективной стратегии,  вытекающий из сфер
   действий,  перечисленных  в  части  II , и  с  учетом   конкретных
   инициатив, указанных в части III ;
       - анализировать и давать оценку действий Союза в рамках данной
   Стратегии и представлять Европейскому Совету не реже одного раза в
   год отчет о прогрессе в достижении ее целей;
       - анализировать  положение в России и активность России в деле
   осуществления   настоящей   Стратегии,   включая    предоставление
   периодических отчетов главами миссий, а также формулировать оценку
   в их докладе Европейскому Совету;
       - по мере необходимости представлять рекомендации Европейскому
   Совету по внесению изменений в части II и III настоящей Стратегии.
       Комиссия ЕС  будет  содействовать  в  рамках своих компетенций
   осуществлению вышеперечисленных функций.

                      5. Сотрудничество с Россией

       Европейский Союз  и  государства  -  члены  ЕС   будут   тесно
   взаимодействовать  с  Россией в деле претворения в жизнь настоящей
   Коллективной  Стратегии,  прежде  всего,  на  базе   СПС   и   его
   институтов.

                          6. Особые инициативы

       Евросоюз проявит  также  ряд особых инициатив,  определенных в
   части  III  настоящей  Коллективной  стратегии  и  вытекающих   из
   основных  сфер  сотрудничества,  перечисленных  в  части  II . При
   необходимости эти инициативы будут приводиться в  соответствие,  а
   не препятствовать возможным новым инициативам в ходе осуществления
   настоящей стратегии.  Совет министров, Комиссия ЕС и государства -
   члены ЕС будут, исходя из их компетенции и возможностей, оказывать
   поддержку этим инициативам и активно стремиться  к  достижению  их
   целей.

                      Часть II. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Претворяя в    жизнь    настоящую    Коллективную   стратегию,
   Европейский  Союз  сосредоточит   усилия   на   следующих   сферах
   деятельности:

       1. Укрепление демократии, принципов правового государства
                 и государственных учреждений в России

       В целях  развития  демократии,  установления   государственных
   учреждений и установления принципов правового государства в России
   как предпосылок развития рыночной  экономики  Евросоюз  предпримет
   следующие усилия:
       а) Укрепление    принципов     правового     государства     и
   государственных учреждений
       - посредством стимулирования и оказания  поддержки  проведению
   необходимых   институциональных   реформ  в  направлении  создания
   современного,  эффективного управления в  системе  исполнительной,
   законодательной  власти  и судебной системе России на федеральном,
   региональном  и  местном   уровнях;   в   частности,   посредством
   наращивания   потенциала   независимых  судебных,  государственных
   административных и подотчетных правоприменяющих структур с помощью
   содействия  контактам между судебными и правоприменяющими органами
   государств - членов ЕС и России;
       - посредством разработки программ подготовки молодых политиков
   и государственных служащих;
       - посредством  изучения,  в ответ на запрос со стороны России,
   возможностей для оказания ЕС,  в сотрудничестве  с  международными
   организациями,  например ОБСЕ, содействия в эффективном проведении
   в 1999 и 2000 гг.  свободных и  честных  президентских  выборов  и
   выборов в Государственную Думу;
       - посредством  оказания  поддержки  усилиям  России   в   деле
   выполнения  ее международных обязательств в области прав человека,
   в т.ч.  в рамках Совета Европы, ООН и ОБСЕ, и поощрения касающихся
   России  совместных действий ЕС и Совета Европы в области правового
   государства и прав человека; оказания содействия в вопросах защиты
   прав  человека,  включая  права  женщин,  детей  и  меньшинств,  и
   продвижения программ, направленных на отмену смертной казни.
       б) Укрепление гражданского общества
       - посредством  активизации   контактов   между   политическими
   деятелями  России  и  ЕС  на  федеральном,  региональном и местном
   уровнях, включая коллективные органы всех уровней;
       - посредством  развития все более тесных обменов между Россией
   и ЕС в области культуры и образования,  углубления контактов между
   обществами  на основе продолжения давних традиций участия России в
   формировании  европейской  цивилизации,  в  частности,  на  основе
   пересмотра    и,    при    необходимости,   активизации   программ
   предоставления стипендий и студенческих обменов;
       - посредством       оказания       поддержки       независимым
   неправительственным организациям;
       - посредством  сотрудничества  с  Россией  в  деле активизации
   помощи  беженцам  и  лицам,  переселенным  в  пределах  России   в
   принудительном порядке;
       - посредством  содействия   осуществлению   принципа   свободы
   средств массовой информации;
       - посредством помощи в обеспечении равных шансов для мужчин  и
   женщин.

          2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
                       и социальное пространство

       ЕС намерен:
       а) Укрепить процесс экономических реформ в России
       - посредством   усиления   роли   консультаций   по   вопросам
   экономической  политики,  в т.ч.  в форме политических диалогов на
   высоком уровне по проблемам развития рыночной экономики  с  учетом
   переходных   проблем,   вытекающих   из   необходимых  структурных
   преобразований;
       - посредством     предпринятия     уполномоченными    органами
   дополнительных  усилий  по  координации  политики  ЕС   в   рамках
   международных финансовых институтов;
       - посредством оказания поддержки в обеспечении и  внедрении  в
   России гласных,  стабильных общих законодательных и правовых норм,
   направленных   на   стимулирование    экономической    активности,
   увеличение отечественных и иностранных инвестиций;
       - посредством содействия созданию необходимых  законодательных
   и    институциональных   основ   с   целью   проведения   солидной
   финансово-бюджетной политики (налогов,  бухгалтерии,  контроля  за
   расходами);
       - а  также  посредством  содействия  проведению   убедительной
   реформы   банковской   системы   на   справедливых   условиях  для
   иностранных банков с эффективной координацией действий доноров при
   полноценном участии ЕС;
       - посредством  поощрения  продолжения  курса   на   проведение
   структурных,  экономических  и  административных  реформ,  включая
   дальнейшую приватизацию,  структурную  перестройку  предприятий  и
   развитие российского малого и среднего бизнеса;
       - посредством оказания промышленности,  сельскому хозяйству  и
   энергетике России помощи в повышении конкурентоспособности;
       - посредством оказания помощи  в  закладке  основ  эффективной
   земельной   реформы   в   России,   допускающей  введение  частной
   собственности,  оказания технической помощи  в  рамках  содействия
   этому   процессу   (например,   путем  внедрения  функционирующего
   Земельного кадастра).
       б) Содействие   интеграции  России  в  более  крупномасштабное
   экономическое сотрудничество в Европе
       - посредством  содействия  все  большему  сближению  в области
   законодательства,  прежде всего, таможенного, а также стандартов и
   сертификации, конкурентной политики и охраны окружающей среды;
       - посредством поощрения дальнейшей интеграции России в систему
   многосторонней   торговли   и   содействия   усилиям   России   по
   удовлетворению   критериям   для   вступления   в   ВТО,   включая
   законодательную и институциональную реформы;
       - посредством изучения,  в  дополнение  к  вступлению  в  ВТО,
   возможностей   обеспечения  необходимых  условий  для  создания  в
   будущем зоны свободной торговли между ЕС и Россией;
       - посредством  поощрения  России в деле устранения препятствий
   торговле  и  инвестициям,  в  частности  в  упрощении  пограничных
   формальностей   и  повышении  пропускной  способности  пограничных
   пунктов,  а  также  изучения,  в  соответствии   с   правилами   и
   процедурами  ЕС,  российских интересов в отношении доступа к рынку
   ЕС;
       - посредством    более    конкретного    изучения    масштабов
   сотрудничества   в   областях,   в   которых   Россия   пользуется
   общепризнанным умением (например,  в науке,  авиации,  космических
   исследованиях, энергетике);
       - посредством содействия налаживанию партнерства,  нацеленного
   на усиление развития сферы культуры в России,  в  т.ч.  в  области
   менеджмента искусств;
       - посредством  улучшения  координации  и,   если   необходимо,
   расширения существующих европейских программ подготовки российских
   менеджеров и предпринимателей.
       в) Закладка основ социальной рыночной экономики
       - посредством поощрения социального диалога на базе содействия
   в создании современных профсоюзов и организаций работодателей;
       - посредством  формирования   более   широкой   приверженности
   основным стандартам МОТ в сфере труда;
       - посредством  обеспечения  социальной  защиты  всех   граждан
   России,   особенно   незащищенных  групп,  оказанием  технического
   содействия проведению административных  реформ  сферы  социального
   обеспечения России и системы здравоохранения.

         3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
               и безопасности в Европе и за ее пределами

       ЕС стремится  к  углублению  и  расширению  сотрудничества   с
   Россией,  определяя общие подходы к решению проблем безопасности в
   Европе и за ее пределами на основе:
       а) активизации политического диалога
       - посредством   поиска    путей    усиления    преемственности
   существующего   политического   диалога,   придания   ему  большей
   оперативности, в т.ч. за счет важной роли, которую призван сыграть
   в  нем  Генеральный  секретарь Совета,  Верховный представитель по
   внешней политике и безопасности;
       - посредством взаимодействия с Россией в разработке совместных
   инициатив в области внешней политики,  направленных на  достижение
   общих внешнеполитических целей.
       б) занятия  Россией  прочного  места  в  системе   европейской
   безопасности
       - посредством дальнейшего развития сотрудничества с Россией  в
   системе  новой архитектуры европейской безопасности в рамках ОБСЕ,
   особенно в преддверии конференции на высшем уровне в Стамбуле;
       - посредством   продолжения   сотрудничества   с   Россией   в
   разработке вопросов Хартии европейской безопасности;
       - посредством рассмотрения вопроса о содействии участию России
   в случаях,  когда  ЕС  использует  механизм  ЗЕС,  для  выполнения
   миссий,   входящих   в   рамки  мероприятий,  сформулированных  на
   Петерсбергской конференции.
       в) превентивной дипломатии
       - в  форме  активизации  участия  России   в   сотрудничестве,
   направленном на предотвращение кризисов, урегулирование кризисов и
   разрешение конфликтов, в т.ч. в рамках ОБСЕ и ООН;
       - посредством    содействия    контролю    над   вооружениями,
   разоружению  и  реализации   существующих   соглашений,   усилению
   контроля за экспортом, сокращению распространения оружия массового
   уничтожения,  поддержки   ядерного   разоружения   и   уничтожения
   химического оружия.

                4. Общие задачи Европейского континента

       Европейский Союз    намерен,    в    частности,   осуществлять
   сотрудничество с Россией в области:
       а) энергетики и безопасности ядерных реакторов
       - посредством  поддержки  принятия  Россией  обязательств   по
   проведению   реформ   в   области   энергетики,  включая  проблемы
   безопасности  ядерных  реакторов  и   охраны   окружающей   среды;
   например,  путем  совместной  работы  по  повышению  эффективности
   энергетики   и   оказания    технической    помощи    в    области
   энергосбережения  в  России;  посредством  повышения  безопасности
   российских АЭС и сотрудничества  по  вопросам  ядерных  отходов  и
   отработанного ядерного топлива на северо-западе России;
       - посредством побуждения  России  к  принятию  обязательств  в
   области  безопасности  ядерных  реакторов  в  рамках  Конвенции по
   ядерной безопасности на базе  Соглашения  об  обеспечении  ядерной
   безопасности  и  в  рамках международных инициатив,  а также через
   оказание  России  содействия  в  укреплении  федерального  надзора
   России по ядерной и радиоактивной безопасности (Госатомнадзора);
       - посредством  ускорения  ратификации  Россией   Договора   об
   энергетической  хартии  и  продолжения  консультаций  по  созданию
   Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать
   сотрудничество  между  Россией и ее соседями по вопросам доступа к
   российской системе трубопроводов.
       б) экологии и здравоохранения
       - посредством  поощрения   и   оказания   поддержки   в   деле
   безопасного  хранения  ядерных  и химических отходов и организации
   безопасной утилизации отработанного ядерного топлива,  особенно на
   северо-западе России;
       - посредством оказания  содействия  в  придании  экономическим
   реформам  большей экологической направленности и помощи в создании
   эффективной системы надзора и обеспечения соответствия требованиям
   многосторонних экологических соглашений,  а также поддержки усилий
   России по  повышению  действенности  национального  экологического
   законодательства;
       - посредством совместной работы с Россией, особенно в районах,
   сопредельных  с  расширяющимся  Евросоюзом,  над  решением проблем
   сокращения загрязнений водоемов и атмосферы и по усилению  мер  по
   защите  окружающей среды,  а также благодаря сотрудничеству в деле
   стимулирования  рационального  использования  природных  ресурсов,
   прежде   всего,   в   рамках   различных   форумов   по  проблемам
   регионального сотрудничества;
       - посредством  взаимодействия  с  Россией  в  целях  улучшения
   профилактики инфекционных заболеваний, включая оказание содействия
   в осуществлении программ вакцинации;
       - посредством   сотрудничества   и    в    области    усиления
   фитосанитарного контроля.
       в) борьбы с организованной  преступностью,  отмыванием  денег,
   незаконной   торговлей  людьми  и  наркотиками;  сотрудничества  в
   судебной области
       - посредством   усиления  принципов  правового  государства  и
   оказания помощи  в  укреплении  правопорядка,  включая  побуждение
   России   к   подписанию,   ратификации   и   применению  важнейших
   соглашений,  особенно  в  области   правового   сотрудничества   в
   гражданских и уголовных делах;
       - посредством  продолжения,  на  основе   существующих   общих
   позиций,  соответствующего  диалога с Россией на проходящих в Вене
   переговорах по  вопросу  заключения  Конвенции  ООН  по  борьбе  с
   трансграничной организованной преступностью;
       - посредством расширения сотрудничества и обмена специалистами
   между государствами  -  членами  ЕС и Россией по вопросам борьбы с
   организованной   преступностью,   включая   проблемы   лечения   и
   реабилитации   наркоманов,   а   также   профилактику  наркомании.
   Осуществление  этих   целей   планируется   в   сотрудничестве   с
   Европейским центром мониторинга проблем наркотиков и наркомании;
       - посредством организации  семинаров  по  способам  и  методам
   отмывания денег;
       - посредством    расширения    сотрудничества    Европола    с
   компетентными  российскими органами,  аналогично уже существующему
   на базе  Соглашения  по  Европолу,  с  целью  улучшения  борьбы  с
   нелегальной  торговлей людьми и наркотиками,  а также с незаконной
   переправкой через границу иммигрантов;
       - посредством  интенсификации  сотрудничества  между  связными
   государств -  членов  ЕС  в  Москве   в   рамках   соответствующих
   национальных законов;
       - посредством разработки механизмов сотрудничества в борьбе  с
   транснациональным  наркобизнесом  и  вовлечения  России  в процесс
   согласования деятельности в рамках Дублинской группы;
       - посредством    организации    информационных    кампаний   в
   сотрудничестве с российскими организациями с целью  предупреждения
   торговли людьми;
       - посредством улучшения  сотрудничества  в  области  обратного
   приема своих граждан, лиц без гражданства и граждан третьих стран,
   включая  заключение  соглашения  по  вопросам  обратного   приема;
   посредством  борьбы  с нелегальной миграцией,  в т.ч.  посредством
   продолжения организации базовых и расширенных учебных  курсов  для
   сотрудников пограничных и миграционных органов;
       - посредством интенсификации диалога  с  Россией  по  вопросам
   приведения  российской визовой политики в соответствие с политикой
   Евросоюза благодаря введению визовых  требований,  соответствующих
   стандартам   ЕС,   и   заграндокументов,  обеспеченных  достаточно
   эффективной защитой от подделки;
       - посредством   взаимодействия  с  Россией,  направленного  на
   введение Россией санкций в отношении перевозчиков,  обеспечивающих
   трансграничную перевозку пассажиров, не имеющих надлежащим образом
   оформленных документов,  а также наказаний в борьбе с  нелегальной
   переправкой иммигрантов через границу.
       г) налаживания регионального и трансграничного  сотрудничества
   и инфраструктуры
       - посредством более эффективного взаимодействия с  Россией  на
   различных   форумах   по   проблемам  регионального сотрудничества
   (в Совете  стран  Балтийского  моря,  Совете   по   экономическому
   сотрудничеству  в  районе Черного моря, Евро-арктическом совете по
   проблемам   Баренцева   моря)   и   активизации    трансграничного
   сотрудничества   с   соседними   российскими   регионами  (включая
   Калининградскую обл.),  особенно с учетом предстоящего  расширения
   ЕС и включения в рамки Северного Измерения;
       - посредством активизации сотрудничества и технической  помощи
   в области пограничного и таможенного контроля;
       - посредством  изучения   масштабов   работ   по   подключению
   российской  транспортной  сети  (железных и автомобильных дорог) к
   трансъевропейским  магистралям  и  поиска  взаимоприемлемых  путей
   решения транспортных проблем.

                    Часть III. КОНКРЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

       Изложенные ниже  конкретные  инициативы  будут  проводиться  в
   жизнь без ущерба для возможных новых инициатив:

       Политический диалог и диалог по проблемам безопасности

       Евросоюз изучит  пути  придания  существующему   политическому
   диалогу  большей  стабильности,  гибкости и предметности,  как это
   определено в СПС, повышения его оперативности и эффективности:
       - Совет  министров  изучит  возможность   создания   постоянно
   действующего механизма для ведения политического диалога и диалога
   по проблемам безопасности между ЕС и Россией  с  приданием  в  нем
   важной  роли  Генеральному секретарю Совета министров,  Верховному
   представителю по внешней политике и безопасности.  Одной из  целей
   явится  взаимодействие  с Россией в вопросах разработки совместных
   внешнеполитических  инициатив  в  отношении  определенных  третьих
   стран  и  регионов,  предупреждения  конфликтов  и  урегулирования
   кризисов, особенно в районах, соседствующих с Россией, на Балканах
   и на Среднем Востоке;
       - Совет   министров   рассмотрит   вопрос  создания  механизма
   консультаций с Россией,  в дополнение к  существующим  переговорам
   тройки  на  уровне  экспертов,  возможно,  с  привлечением третьих
   стран,  по проблемам  нераспространения,  а  также  интенсификации
   усилий, в  т.ч.  путем   улучшения   координации   /   активизации
   совместных  действий  с  третьими  странами по оказанию содействия
   России в деле уничтожения запасов химического оружия;
       - вместе   с  тем,  Совет  министров  изучит  возможности  для
   совместных  действий  и  выработки  общих  позиций   в   отношении
   безопасного  обращения с биологическими и химическими материалами,
   а  также  с  находящимися  под  контролем  МАГАТЭ  расщепляющимися
   материалами в России, не рассматривающимися более необходимыми для
   оборонных целей, особенно на базе международных соглашений. Особое
   внимание уделяется Международному научно-технологическому центру в
   Москве.
       К работе по этим проблемам предполагается приступить  в  конце
   1999 г.

       Диалог по экономическим вопросам

       Макроэкономическая ситуация   в   России,  опыт  строительства
   объединенной  Европы,  введение  общеевропейской  валюты  евро   и
   процесс  расширения Евросоюза усиливают важность проведения особых
   консультаций между ЕС и Россией по экономическим вопросам.
       Евросоюз намерен  рассмотреть  вопрос введения особого диалога
   между ЕС и Россией на высоком уровне с  целью  оказания  поддержки
   Российскому  Правительству  в  деле  разработки мер по обеспечению
   неуклонного экономического восстановления  на  базе  всеобъемлющей
   экономической   программы,   одобренной   МВФ  и  направленной  на
   формирование   функционирующей   рыночной   экономики.    Евросоюз
   рассмотрит  также  возможность  оказания Российскому Правительству
   высококвалифицированной   консультативной   помощи   по   вопросам
   экономической  политики  посредством  подключения  к  этой  работе
   видных специалистов ЕС.
       Государства -   члены   ЕС   усилят,  по  мере  необходимости,
   координацию их действий  в  рамках  соответствующих  международных
   организаций и форумов.
       Предполагается, что совместный доклад  председателя  Совета  /
   Комиссии ЕС по этим предложениям будет подготовлен уполномоченными
   органами к концу 1999 г.

       Торговля и инвестиции

       С учетом начала нового  раунда  многосторонних  переговоров  в
   рамках  ВТО  и внесенных Сообществом предложений о возможных путях
   продолжения Россией переговоров о вступлении  в  эту  организацию,
   Сообщество  вновь подтверждает свою готовность к оказанию и,  если
   понадобится,  усилению оказываемой им поддержки усилиям России  по
   выполнению требований для скорейшего вступления в ВТО.
       Вместе с тем,  Комиссия ЕС изучит пути к углублению диалога  с
   Россией  по  проблемам  инвестиций  в рамках СПС с целью улучшения
   условий для развития торговли и инвестиций  в  России,  облегчения
   двухсторонней торговли и инвестиций и к концу 1999 г. представит в
   Совет соответствующий отчет.

       Борьба с организованной преступностью

       Европейский Союз  и  Россия   существенно   заинтересованы   в
   налаживании  стабильного,  эффективного  сотрудничества  в области
   правосудия и внутренних дел,  не в последнюю очередь, как средства
   повышения  уважения  к  правам  человека  и  к принципам правового
   государства.  Поэтому  борьбе   с   организованной   преступностью
   отдается явный приоритет.
       Исходя из этого,  Европейский Союз предлагает  наметить  план,
   нацеленный  на  взаимодействие с Россией в борьбе с организованной
   преступностью, включая действия по борьбе с коррупцией, отмыванием
   денег,  торговлей наркотиками, людьми и нелегальной иммиграцией. В
   частности,  Евросоюз предлагает включить  в  этот  план  следующие
   комплексы вопросов:
       - оказание  помощи  в   подготовке   работников   судебных   и
   правоприменяющих  органов,  в частности в изучении техники ведения
   следствий и мер пресечения;
       - создание  необходимых  законодательных,  институциональных и
   судебных предпосылок для эффективного преследования организованной
   преступности,   особенно   в  сфере  отмывания  денег,  подпольной
   хозяйственной деятельности и торговли людьми;
       - разработка эффективных механизмов сотрудничества по борьбе с
   трансграничным наркобизнесом;
       - развитие  сотрудничества  между  Европолом  и  компетентными
   российскими органами в соответствии с  положениями  Соглашения  по
   Европолу.
       Обсуждение этих вопросов с Россией в рамках СПС  и  ведущегося
   диалога  между компетентными российскими органами и находящимися в
   Москве связными государств - членов ЕС по связи с Россией позволит
   более  точно  проанализировать  требования  России в этой области.
   Важное значение в этом плане придается  и  намеченной  на  декабрь
   1999  г.  Конференции  представителей  ЕС  и  России  по проблемам
   организованной преступности.  Отчет о ее работе будет направлен  в
   Совет в первой половине 2000 г.

       Программы развития породнений

       Осуществление двойственной    цели    укрепления    российских
   государственных  учреждений  и  более  тесного   сближения   наших
   гражданских  обществ  требует  наращивания  динамики обменов между
   Россией и государствами ЕС на всех уровнях.
       В связи  с  этим  Евросоюз  намерен  разрабатывать  с  Россией
   программы породнений
       - с  целью  укрепления  учреждений:  на  уровне региональных и
   местных администраций;
       - с  целью более тесного сближения гражданских обществ:  между
   профессиональными  объединениями,   профсоюзами,   университетами,
   неправительственными   организациями,   СМИ.  Комиссия  ЕС  изучит
   возможность использования в этом направлении  программ  Сообщества
   (ТАСИС, ТЕМПУС и ДЕМОКРАТИЯ).
       Предполагается также использование двухсторонних  инструментов
   государств -  членов  ЕС.  Государства  -  члены  ЕС и Комиссия ЕС
   намерены координировать свои программы;  в этой  связи  они  могут
   использовать   программу  Евросоюза  для  формирования  российских
   кадров.
       На основе  инвентаря  существующих  инструментов  (подлежащего
   проведению   Комиссией   ЕС   во   взаимодействии   с  Генеральным
   Секретариатом  Совета  ЕС)  и  ознакомительной  поездки  в  Россию
   Комиссия  ЕС  представит  в  Совет  к  концу  1999 г.  доклад о ее
   результатах,  а после этого представит на рассмотрение предложения
   по осуществлению соответствующих мероприятий.

       Программы обмена студентами и молодыми учеными

       Евросоюз изучит  возможность  разработки программ ЕС в области
   обменов студентами как неотъемлемого элемента их курса обучения, а
   также  молодыми учеными,  работающими по контракту в Международном
   научно-технологическом центре. Эта работа, в частности, включает:
       - привлечь  Комиссию  ЕС  к  составлению  перечня существующих
   программ ЕС и государств - членов ЕС;
       - привлечь  Комиссию  к  подготовке  в первой половине 2000 г.
   доклада о путях усиления взаимодополняемости существующих  в  этой
   области   европейских   программ   и  о  возможностях  и  условиях
   разработки Сообществом расширенной программы обменов.

       Создание жизнеспособной системы здравоохранения и  социального
   обеспечения

       Государства -  члены  ЕС  и  Комиссия  ЕС   пересмотрят   свои
   программы,  направленные  в  целом  на  поощрение усилий России по
   созданию  жизнеспособной  системы  благосостояния   и   социальной
   защиты,  особенно  на  содействие  реформе государственной системы
   здравоохранения в России,  намерены улучшить координацию, повысить
   эффективность   и   взаимосвязанность  таких  программ  и  ожидают
   представления соответствующего доклада Комиссии ЕС к июню 2000 г.

       Трансграничное и региональное сотрудничество

       Евросоюз будет  содействовать  активизации  трансграничного  и
   регионального сотрудничества и подготовит каталог  существующих  в
   ЕС и государствах - членах ЕС инструментов и мер,  направленных на
   усиленное   осуществление   программ  ЕС  в  российских  регионах,
   представляющих особый интерес  для  ЕС.  В  этом  контексте  Совет
   министров   и  Комиссия  ЕС  повысят  интенсивность  подготовки  к
   намеченной на ноябрь 1999 г.  в Хельсинки Конференции по Северному
   Измерению ЕС.

                   Часть IV. СРОК ДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИИ

       Настоящая Коллективная  стратегия  вступает  в  силу с даты ее
   опубликования и первоначально рассчитана на четыре года.  Срок  ее
   действия  может  быть продлен,  пересмотрен и,  при необходимости,
   адаптирован решением Европейского Совета по представлению Совета.

                               ПУБЛИКАЦИЯ

       Текст Коллективной   стратегии   публикуется   в   Официальном
   журнале.

       Совершено в г. Кельн, 4 июня 1999 г.

                                                За Совет министров ЕС
                                                            Президент
                                                     Gerhard SCHREDER






                               ЗАЯВЛЕНИЕ
                     ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА ПО ПОВОДУ
              КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ

       Решения Совета по вопросам осуществления совместных  действий,
   выработки  общих  позиций  и  по  любым  другим  вопросам в рамках
   Коллективной стратегии,  относящимся к сфере  действия  раздела  V
   Договора  о  Европейском  Союзе  (Совместная  внешняя  политика  и
   политика в области  безопасности),  принимаются  квалифицированным
   большинством.
       Решения по действиям,  не входящим в сферу действия раздела  V
   Договора  о  Европейском  Союзе,  продолжают  считаться  принятыми
   согласно    соответствующим    процедурам    принятия     решений,
   установленным  в соответствующих положениях договоров ЕС,  включая
   Договор о создании Европейского Сообщества и раздел VI Договора  о
   Европейском Союзе.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz