Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 04.06.99 N 4042-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ СБОЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СВЯЗИ С НАСТУПЛЕНИЕМ 2000 ГОДА ("ПРОБЛЕМА-2000")"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 4 июня 1999 г. N 4042-II ГД

            О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ
         СБОЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
          В СВЯЗИ С НАСТУПЛЕНИЕМ 2000 ГОДА ("ПРОБЛЕМА-2000")"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона "О
   предотвращении  сбоя  компьютерных   систем   и   его   негативных
   последствий  в  связи с наступлением 2000 года ("Проблема-2000")",
   внесенный  депутатами   Государственной   Думы    С.Н. Абельцевым,
   Н.П. Астафьевым,  Г.К. Волковым,  С.Н. Решульским, С.С. Семеновым,
   О.А. Финько, В.Е. Цоем.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет  Государственной  Думы  по информационной
   политике и связи до 18 июня 1999 года.
       3. Комитету  Государственной Думы по информационной политике и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок  и  внести  его  на  рассмотрение Государственной Думы во
   втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                  Вносится депутатами
                                                 Государственной Думы
                                          ФИНЬКО О.А., ВОЛКОВЫМ Г.К.,
                                    РЕШУЛЬСКИМ С.Н., АСТАФЬЕВЫМ Н.П.,
                                     АБЕЛЬЦЕВЫМ С.Н., СЕМЕНОВЫМ С.С.,
                                                            ЦОЕМ В.Е.

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

               О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ СБОЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ
          И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В СВЯЗИ С НАСТУПЛЕНИЕМ
                      2000 ГОДА ("ПРОБЛЕМА-2000")

       Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Федерального закона

       Целью настоящего Федерального  закона  является  регулирование
   отношений,  возникающих  в  связи  с организацией и осуществлением
   работ по предотвращению  негативных  для  органов  государственной
   власти,  органов местного самоуправления, юридических и физических
   лиц  последствий   сбоя   действующих   в   Российской   Федерации
   компьютерных систем в связи с наступлением 2000 года.

       Статья 2.  Термины,  используемые  в   настоящем   Федеральном
   законе, и их определения

       "Проблема-2000" -      возможность       сбоя       (нарушения
   функционирования) различных компьютерных систем в связи с реакцией
   на дату "2000";
       компьютерные системы   -   комплексы   ЭВМ  для  автоматизации
   управления    и    контроля    за    информационными     потоками,
   технологическими  процессами  и функционированием инфраструктурных
   объектов;
       программные средства  компьютерных систем - программы для ЭВМ,
   включающие  операционные  системы  и   средства   их   расширения,
   программы   управления   базами   данных,   средства   создания  и
   преобразования  программ,  программы   интерфейса   и   управления
   коммуникациями,  программы  организации  вычислительного процесса,
   сервисные  программы  и  программы   обслуживания   вычислительной
   техники,  включая  тесты,  а также прикладные программы управления
   техническими средствами и технологическими процессами;
       программно -  технические комплексы - совокупность технических
   и    программных    средств,    обеспечивающих    функционирование
   компьютерных систем;
       собственник компьютерной системы - субъект,  в  полном  объеме
   реализующий   полномочия   владения,   пользования,   распоряжения
   системой;
       владелец компьютерной   системы   -   субъект,  осуществляющий
   владение,  пользование,  распоряжение  компьютерной   системой   в
   пределах, устанавливаемых собственником компьютерной системы;
       пользователь компьютерной системы - физическое или юридическое
   лицо, использующее компьютерную систему в своей деятельности;
       проявление "Проблемы-2000"     -     конкретное      нарушение
   функционирования  компьютерной  системы в связи с реакцией на дату
   "2000",  повлекшее нарушение прав и  законных  интересов  граждан,
   общества, государства;
       предотвращение опасности проявления "Проблемы-2000" - меры  по
   устранению  изъянов  компьютерной системы или ее отдельных частей,
   узлов, программных средств, гарантирующие невозможность проявления
   "Проблемы-2000" в данной компьютерной системе;
       кризисный план действий - комплекс  мер,  предназначенных  для
   смягчения    негативных    последствий,    вызванных   проявлением
   "Проблемы-2000";
       чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
   сложившаяся в  результате  аварии,  опасного  природного  явления,
   катастрофы,  стихийного или иного бедствия,  которые могут повлечь
   или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб  здоровью  людей
   или окружающей природной среде, значительные материальные потери и
   нарушение условий жизнедеятельности людей;
       документированная информация  (документ)  - зафиксированная на
   материальном носителе информация с  реквизитами,  позволяющими  ее
   идентифицировать.

       Статья 3.  Действия органов исполнительной  власти  и  органов
   местного     самоуправления     по    предотвращению    проявлений
   "Проблемы-2000" и преодолению их последствий

       1. Федеральные    органы    исполнительной    власти,   органы
   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   органы
   местного    самоуправления    обязаны   своевременно   предпринять
   необходимые действия,  направленные на  предотвращение  проявлений
   "Проблемы-2000",  а  также  на  преодоление негативных последствий
   проявлений "Проблемы-2000".
       2. Порядок  осуществления  и  координации  действий,  а  также
   контроля за действиями федеральных органов исполнительной  власти,
   органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,
   органов  местного   самоуправления   определяется   Правительством
   Российской Федерации.

       Статья 4.  Действия собственников  и  владельцев  компьютерных
   систем  по предотвращению проявлений "Проблемы-2000" и преодолению
   их последствий

       1. Собственник, владелец компьютерной системы обязан:
       - предпринять  необходимые  меры для предотвращения проявлений
   "Проблемы-2000";
       - известить   о   возможности    проявлений    "Проблемы-2000"
   пользователей компьютерной системы,  чьи права и законные интересы
   могут быть нарушены;
       - известить    органы    государственной   власти   Российской
   Федерации,  органы  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации,  органы местного самоуправления,  а также разработать и
   реализовать  кризисный  план  действий  в  случае,  если  возможны
   проявления   "Проблемы-2000",   последствия  которых  повлияют  на
   безопасность личности, общества и государства;
       - в  случае прогнозирования опасности возникновения и развития
   чрезвычайных  ситуаций,  вызванных  проявлениями  "Проблемы-2000",
   поставить  в известность федеральные органы исполнительной власти,
   специально  уполномоченные  на  решение  задач  в  области  защиты
   населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
       2. Собственник,  владелец  компьютерной  системы   обязан   по
   требованию   пользователей   системы   предоставлять   необходимую
   документированную информацию о состоянии компьютерной  системы  по
   отношению  к  "Проблеме-2000",  включая  декларации о соответствии
   программных средств и программно - технических комплексов.
       3. Ограничения    предоставления    информации   о   состоянии
   компьютерной  системы  по  отношению   к   "Проблеме-2000"   могут
   допускаться  только  в случаях,  предусмотренных законодательством
   Российской Федерации.
       4. Порядок  действий  собственников,  владельцев  компьютерной
   системы,  включая  контроль  за  этими  действиями,   определяется
   Правительством Российской Федерации.

       Статья 5. Финансирование действий по предотвращению проявлений
   "Проблемы-2000" и преодолению их последствий

       1. Финансирование  необходимых  действий   по   предотвращению
   проявлений    "Проблемы-2000"   и   преодолению   их   последствий
   производится  за  счет  средств  собственников  и/или   владельцев
   компьютерных систем, чувствительных к "Проблеме-2000".
       2. Порядок финансирования указанных действий за  счет  средств
   федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,
   местных бюджетов определяется органами  государственной  власти  и
   органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

       Статья 6.   Подтверждение   соответствия  компьютерных  систем
   требованиям обработки дат

       1. Владельцы   компьютерных   систем    обязаны  обеспечить  в
   1999 году в установленном порядке сертификацию компьютерных систем
   или их проверку  с  принятием  деклараций  о  соответствии  систем
   требованиям обработки даты начиная с 2000 года.
       2. Не  допускается  эксплуатация  несертифицированных  или  не
   имеющих деклараций о соответствии компьютерных систем:
       - обслуживающих деятельность  органов  государственной  власти
   Российской  Федерации  и  органов государственной власти субъектов
   Российской Федерации,  других государственных  органов  и  органов
   местного самоуправления;
       - используемых   в   областях   деятельности,   влияющих    на
   безопасность  личности,  общества и государства,  перечень которых
   определяется Правительством Российской Федерации.
       3. Соответствие программных средств и программно - технических
   комплексов действующих компьютерных систем  требованиям  обработки
   даты   подтверждается   декларацией   о  соответствии,  выдаваемой
   владельцами этих систем.
       Декларации о соответствии учитываются в органе по сертификации
   согласно Закону Российской Федерации "О сертификации  продукции  и
   услуг".
       4. Требования  по  обработке  даты   начиная   с   2000   года
   компьютерными   системами  устанавливаются  федеральными  органами
   исполнительной  власти,  определяемыми  Правительством  Российской
   Федерации.

       Статья 7. Ответственность за нарушение настоящего Федерального
   закона

       "Проблема-2000" не   может   рассматриваться   при   различных
   конфликтах, в том числе при судебных разбирательствах, как явление
   непреодолимой силы.
       Ответственность за  последствия проявления "Проблемы-2000" при
   эксплуатации компьютерных систем, использующих несертифицированные
   программно   -   технические  комплексы  и  программные  средства,
   возлагается на собственников или владельцев компьютерных систем  в
   соответствии  с Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом
   РСФСР об административных правонарушениях.

       Статья 8.  Вступление  в  силу  и  сроки  действия  настоящего
   Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   опубликования.  Действие настоящего Федерального закона утрачивает
   силу с 1 января 2003 года.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ
         СБОЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ И ЕГО НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
          В СВЯЗИ С НАСТУПЛЕНИЕМ 2000 ГОДА ("ПРОБЛЕМА-2000")"

       Нарушение функционирования различных компьютерных систем,  как
   информационных,  так и управляющих,  в связи  с  переходом  рубежа
   тысячелетия,  в  течение  некоторого  времени после этого перехода
   может поставить под  угрозу  нормальную  работу  важнейших  частей
   инфраструктуры страны (энергетические системы,  системы управления
   наземным и воздушным транспортом, системы энергоснабжения, газовые
   и  нефтяные  системы,  спутниковые  и  наземные  системы  связи  и
   другие),  систем  обороноспособности  и  безопасности   Российской
   Федерации,  а также привести к нарушениям в работе самого широкого
   круга  правительственных  учреждений,  предприятий  и  организаций
   различных форм собственности и сфер деятельности.
       Проблема состоит в том,  что из-за представления  календарного
   года  во  многих  компьютерных программах двумя последними цифрами
   наступление 2000-го  года   будет   воспринято   как   наступление
   1900 года,  что  может  привести  к  сбоям  и  некорректной работе
   информационно - вычислительных систем.
       "Проблема-2000" является  специфическим  проявлением   свойств
   программных средств и цифровых процессоров,  созданных ранее,  и в
   этом смысле  является  явлением  техногенного  характера,  причины
   которого  могут  и  должны  быть  устранены,  в первую очередь,  с
   помощью   модификации   программного    обеспечения    и    замены
   соответствующих узлов   и   частей   в   аппаратно  -  программных
   средствах.  Однако  уязвимость  по  отношению  к  данной  проблеме
   жизненно важных хозяйственных и иных комплексов, включающих в себя
   компьютерные системы,  в сочетании  со  сложностью,  трудоемкостью
   решения "Проблемы-2000"    во    многих   компьютерных   системах,
   необходимостью    дополнительных    затрат,    зачастую     весьма
   значительных,  а  также неизбежность судебных исков по результатам
   конкретных проявлений "Проблемы-2000" требует комплексного подхода
   к  данной проблеме,  вмешательства государства и введения временно
   действующих правовых норм.
       Подавляющее большинство  правительств  промышленно  развитых и
   развивающихся  стран  мира  проявило  озабоченность  в   связи   с
   возможными   последствиями   проявления  "Проблемы-2000",  создало
   специальные  правительственные  комиссии  по   этой   проблеме   и
   принимает  меры  для  недопущения  сбоев  в  критических системах.
   Многие парламенты вносят  коррективы  в  свои  законодательства  с
   целью    обеспечить    информационную    прозрачность    состояния
   компьютеризованных  систем   по   отношению   к   "Проблеме-2000",
   равноправность   субъектов   рынка   с   точки  зрения  применения
   действующих   норм   законодательства,   недопущения   на    рынок
   компьютерных  систем,  чувствительных  к  "Проблеме-2000",  и  так
   далее.  Подобные законодательные акты приняты многими странами или
   находятся  на  стадии  рассмотрения парламентами (США,  Австралия,
   Великобритания,   Филиппины   и   др.).   Необходимость    решения
   "Проблемы-2000"    на    межгосударственном    уровне    заставила
   правительства  стран  "большой   восьмерки"   принимать   меры   к
   координации  своих  действий,  а  Европейскую  Комиссию  выпустить
   специальное коммюнике (СОМ(98)102),  посвященное этой проблеме.  В
   ближайшее  время на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных
   Наций будет рассмотрен  проект  Резолюции,  внесенный  Пакистаном,
   который посвящен решению "Проблемы-2000".
       Своим  распоряжением  от 30 мая 1998 г. N 671-р  Правительство
   Российской  Федерации  предприняло  начальные  действия  для сбора
   информации  о  состоянии  жизненно   важных   отраслей   народного
   хозяйства  страны  по  отношению  к  "Проблеме-2000"  и  возложило
   обязанности   по   сбору   и   обобщению   этой   информации    на
   Государственный   комитет   Российской   Федерации   по   связи  и
   информатизации.  Однако эти меры  явно  недостаточны  для  решения
   всего комплекса задач,  связанных с "Проблемой-2000".  Восполнению
   пробелов,  как в правовом,  так  и  в  организационно  -  правовом
   решении "Проблемы-2000", посвящен предлагаемый законопроект.
       Настоящий законопроект состоит из 8 статей.
       Под "Проблемой-2000" в данном законопроекте - возможность сбоя
   (нарушения функционирования) различных компьютерных систем в связи
   с реакцией на дату "2000".
       Целью настоящего Федерального  закона  является  регулирование
   отношений,  возникающих  в  связи  с организацией и осуществлением
   работ по предотвращению  негативных  для  органов  государственной
   власти,  органов местного самоуправления, юридических и физических
   лиц  последствий   сбоя   действующих   в   Российской   Федерации
   компьютерных систем в связи с наступлением 2000 года.
       Законопроект требует выполнения конкретных действий со стороны
   органов  исполнительной  власти  Российской  Федерации,  субъектов
   Российской    Федерации,    органов    местного    самоуправления,
   собственников  и владельцев компьютерных систем,  чувствительных к
   проявлению  "Проблемы-2000",  направленных   на   снижение   риска
   проявления "Проблемы-2000",  а также на снижение размеров ущерба и
   потерь в случае подобного проявления.
       "Проблема-2000" является     рукотворной     и     не    может
   рассматриваться при разрешении возможных различных  конфликтов,  в
   том числе при судебных разбирательствах, как явление непреодолимой
   силы.
       Законодательством Российской    Федерации   предусмотрен   ряд
   правовых аспектов,  которые могут быть  применимы  при  разрешении
   вопросов  о  возмещении  вреда  гражданам  или  юридическим лицам,
   пострадавшим  от   последствий   проявления   "Проблемы-2000".   В
   частности, Гражданским кодексом Российской Федерации урегулированы
   общие положения о возмещении вреда;  положения о возмещении вреда,
   причиненного жизни или здоровью гражданина; положения о возмещении
   вреда,  причиненного вследствие  недостатков  товаров,  работ  или
   услуг; урегулированы также вопросы о компенсации морального вреда.
   Если в действиях виновных лиц,  причинивших ущерб,  обнаруживается
   состав     уголовного     преступления    или    административного
   правонарушения,  то  наряду  с  привлечением   к   ответственности
   (административной или уголовной) за соответствующее правонарушение
   или  преступление  на  виновное   лицо   возлагается   обязанность
   возместить причиненный его действием (бездействием) ущерб.
       С принятием   предлагаемого   законопроекта   вносится   также
   определенность    в    применение    отдельных   норм   уголовного
   законодательства к требованиям  информационной  открытости  работ,
   связанных  с предотвращением опасности проявления "Проблемы-2000",
   и к последствиям проявления "Проблемы-2000" (статьи 140, 237, 238,
   293 Уголовного кодекса Российской Федерации).
       Финансирование необходимых действий по  преодолению  опасности
   проявления  "Проблемы-2000"  законопроект  относит за счет средств
   собственников и владельцев компьютерных систем,  чувствительных  к
   "Проблеме-2000",  и/или  за  счет  средств  федерального  бюджета,
   бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного
   самоуправления.     Данная     норма     позволяет    использовать
   соответствующие бюджетные средства, предусмотренные, прежде всего,
   для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, в случае, если
   собственники бюджетов  оценивают  состояние  компьютерных  систем,
   отказ  которых  может повлечь негативные последствия,  влияющие на
   безопасность личности, общества и государства, как угрожающее.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz