РЕЗОЛЮЦИЯ [(99)50]
О КОМИССАРЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Комитет министров,
учитывая, что Совет Европы имеет своей целью достижение более
тесного единства своих членов и что одним из способов достижения
этой цели являются обеспечение и дальнейшая реализация на практике
прав человека и основных свобод,
желая, по случаю 50-й годовщины Организации, и далее
совершенствовать методы деятельности, осуществляемой с момента ее
создания,
постановляет учредить должность Комиссара Совета Европы по
правам человека ("Комиссара") со следующим кругом ведения:
Статья 1
1. Комиссар занимает несудебный пост и призван содействовать
осуществлению информационно-просветительской деятельности в
области прав человека и уважению прав человека в том виде, в каком
они предусмотрены в документах Совета Европы по правам человека.
2. Комиссар уважает полномочия контрольных органов и выполняет
функции, отличные от функций, выполняемых контрольными органами,
учрежденными в соответствии с Европейской конвенцией о правах
человека или в соответствии с другими документами по правам
человека Совета Европы. Комиссар не принимает к рассмотрению
жалобы отдельных лиц.
Статья 2
Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве и
беспристрастно.
Статья 3
Комиссар:
а. Содействует осуществлению информационно-просветительской
деятельности в области прав человека в государствах-членах;
b. Содействует эффективному соблюдению и реализации на
практике прав человека в полном объеме в государствах-членах;
c. Консультирует и информирует по вопросам защиты прав
человека и предотвращения нарушений прав человека. В своей работе
с общественностью Комиссар там, где это возможно, прибегает к
помощи и сотрудничает со структурами по правам человека в
государствах-членах. Там, где такие структуры отсутствуют,
Комиссар будет поощрять их создание;
d. Оказывает содействие деятельности национальных омбудсменов
или аналогичных институтов в области прав человека;
e. Выявляет возможные недостатки в законодательстве и практике
государств-членов, касающихся соблюдения прав человека,
предусмотренных документами Совета Европы, содействует
эффективному соблюдению государствами-членами закрепленных в этих
документах стандартов и оказывает им, с их согласия, помощь в
усилиях по устранению таких недостатков;
f. Представляет в соответствующих, по его мнению, случаях
Комитету министров или Парламентской ассамблее и Комитету
министров доклад, касающийся конкретных вопросов; g. Реагирует
соответствующим, по его мнению, образом на просьбы Комитета
министров или Парламентской ассамблеи, с которыми они обращаются,
в связи со своей задачей обеспечивать соблюдение стандартов Совета
Европы в области прав человека;
h. Представляет Комитету министров и Парламентской ассамблее
ежегодный доклад;
i. Сотрудничает с другими международными учреждениями в деле
содействия соблюдению и защите прав человека, избегая при этом
ненужного дублирования в работе.
Статья 4
Комиссар принимает во внимание мнения, высказанные Комитетом
министров, Парламентской ассамблеей Совета Европы в отношении
деятельности Комиссара.
Статья 5
1. Комиссар может принимать меры в отношении любой информации,
касающейся функций Комиссара. Это, в частности, касается
информации, направляемой Комиссару правительствами, национальными
парламентами, национальными омбудсменами или аналогичными
институтами в области прав человека, а также отдельными лицами и
организациями.
2. Сбор информации, касающейся функций Комиссара, не влечет за
собой возложение на государства-члены обязанности вводить какую-
либо общую систему отчетности.
Статья 6
1. Государства-участники содействуют независимому и
эффективному осуществлению Комиссаром его или ее функций. В
частности, они содействуют Комиссару в установлении необходимых
контактов, включая его поездки, в связи с выполнением им своей
миссии и своевременно предоставляют запрошенную им информацию.
2. Комиссар в ходе выполнения своих функций пользуется
привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Статьей 40 Устава
Совета Европы, а также в соответствии с соглашениями, которые были
заключены впоследствии на его основе.
Статья 7
Комиссар имеет возможность обращаться непосредственно к
правительствам государств членов Совета Европы.
Статья 8
1. Комиссар может давать свои рекомендации, заключения и
представлять доклады.
2. Комитет министров может санкционировать публикацию любой
рекомендации, заключения или доклада, которые были направлены в
его адрес.
Статья 9
1. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей большинством
голосов из числа трех кандидатов, отобранных Комитетом министров.
2. Государства-члены могут представлять кандидатуры в письме
на имя Генерального секретаря. Кандидаты должны быть гражданами
государств - членов Совета Европы.
Статья 10
Кандидатами выдвигаются видные деятели с безупречной
репутацией, пользующиеся признанным авторитетом в области защиты
прав человека, доказавшие свою приверженность моральным ценностям
Совета Европы и пользующиеся личным авторитетом, необходимым для
эффективного выполнения функций Комиссара. Во время пребывания на
своем посту Комиссар не может заниматься какой-либо деятельностью,
не совместимой с его прямыми должностными обязанностями.
Статья 11
Комиссар избирается на невозобновляемый срок в шесть лет.
Статья 12
1. Канцелярия Комиссара по правам человека создается в рамках
Генерального секретариата Совета Европы.
2. Расходы, связанные с деятельностью Комиссара и Канцелярии
Комиссара, покрываются за счет Совета Европы.
|