ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ, ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ
СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
Комитет министров,
1) по случаю 50-й годовщины Совета Европы,
2) напоминая о миссии Совета Европы по созданию более
свободного, более терпимого и справедливого общества, основанного
на солидарности, общих ценностях и культурном наследии,
обогащаемом его разнообразием,
3) вновь подтверждая свою приверженность духовным и моральным
ценностям, являющимся подлинным источником индивидуальной свободы,
политического плюрализма и верховенства права, и тем принципам,
которые составляют основу любой подлинной демократии,
4) подчеркивая первостепенную роль Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и других основополагающих документов
Совета Европы и Организации Объединенных Наций, которые
гарантируют каждому осуществление его неотъемлемых прав,
5) учитывая Итоговую декларацию и План действий, принятые на
Второй встрече глав государств и правительств стран - членов
Совета Европы, которые дополняют признание этих прав
осуществлением вытекающих из них обязанностей,
6) подчеркивая неотложный характер более глубокого осознания и
понимания каждым своих прав и обязанностей с целью развития у
каждого способности осуществлять эти права и уважать права других,
7) подчеркивая основополагающую роль воспитания в целях более
активного участия всех и каждого в демократической жизни на всех
уровнях: местном, региональном и национальном,
8) признавая деятельность Совета Европы во всех областях,
имеющих отношение к развитию ответственной гражданственности в
демократическом обществе,
9) выражая озабоченность ростом насилия, ксенофобии, расизма,
агрессивного национализма и религиозной нетерпимости, которые
представляют главную угрозу для укрепления мира и демократии как
на национальном, так и на международном уровнях,
10) сознавая ответственность, вытекающую из права нынешнего и
будущих поколений на в целом благоприятную для здоровья природную
и антропогенную среду,
11) заявляет, что воспитание граждан в духе демократии,
основанное на осознании ими своих прав и обязанностей,
i) является делом всей жизни и представляет собой процесс,
который предполагает непосредственное участие в нем каждого и
развивающийся в различных условиях: в семье, в учебных заведениях,
на рабочем месте, в рамках профессиональных, политических и
неправительственных организаций, в местных общинах, при проведении
досуга и культурных мероприятий, через средства массовой
информации, а также в ходе деятельности по защите и улучшению
природной и антропогенной среды,
ii) позволяет мужчинам и женщинам играть активную роль в
общественной жизни и ответственно подходить к формированию своей
собственной судьбы и судьбы своего общества,
iii) направлено на привитие культуры прав человека,
обеспечивающей полное уважение этих прав и понимание вытекающих из
них обязанностей,
iv) подготавливает людей к тому, как надлежит жить в обществе,
основанном на культурном многообразии, и подходить к существующим
различиям осознанно, проявляя благоразумие и терпимость и соблюдая
моральные принципы,
v) укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание и
солидарность,
vi) должно охватывать все возрастные группы и слои общества,
12) подчеркивает важность нынешних мероприятий по воспитанию в
духе демократической гражданственности, проводимых в рамках
реализации Плана действий Встречи на высшем уровне в Страсбурге,
13) считает, что необходимо предпринять дополнительные
действия в целях создания системы воспитания в духе
демократической гражданственности (на устойчивой основе) на всех
уровнях и во всех областях,
14) призывает государства-члены:
- способствовать утверждению демократической
гражданственности, основанной на защите и дальнейшем развитии прав
человека и основных свобод,
- сделать воспитание граждан в духе демократии, основанное на
осознании ими своих прав и обязанностей, важнейшим компонентом
всех политических программ и практических действий, касающихся
сферы образования, профессиональной подготовки,
культуры и молодежи,
15) постановляет:
- уделять в программах деятельности Совета Европы приоритетное
внимание воспитанию граждан в духе демократии, основанному на
осознании ими своих прав и обязанностей,
- принять прилагаемую к настоящей Декларации Программу и
принять решение о ее согласованной реализации соответствующими
структурами Совета Европы,
- принять до конца 2000 года в свете предложений
соответствующих специализированных конференций министров
руководящие принципы и рекомендации для государств-членов,
- способствовать всеми имеющимися в распоряжении Комитета
министров Совета Европы средствами осуществлению этой новой
концепции во всех сферах гражданского общества и во всех областях
внутригосударственной и международной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ, ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ
СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
1. Введение
Главы государств и правительств стран - членов Совета Европы
на своей Второй встрече в Страсбурге выразили "стремление
совершенствовать воспитание граждан в духе демократии, основанное
на осознании ими своих прав и обязанностей, и расширять участие
молодежи в жизни гражданского общества" (Итоговая декларация).
2. Цели
Настоящая Программа направлена на реализацию положений
Итоговой декларации путем создания европейской основы в целях
более углубленного воспитания граждан в духе демократии на всех
уровнях. С учетом результатов своей деятельности в прошлом и в
настоящий период Совет Европы в ближайшие годы должен
активизировать усилия на следующих направлениях:
2.1 выявление и разработка новых и эффективных стратегий,
средств и методов в целях укрепления демократической ткани нашего
общества;
2.2 изучение основных вопросов, касающихся воспитания граждан
в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и
обязанностей;
2.3 обмен и распространение знаний, опыта и практики в
масштабах всей Европы;
2.4 оказание помощи в реформировании политики в области
образования и в других соответствующих областях;
2.5 выработка платформы для создания различных сетей и
отношений партнерства;
2.6 содействие осознанию каждым своих прав и пониманию каждым
своих обязанностей.
3. Ключевые вопросы
В рамках Программы внимание будет сосредоточено на следующих
конкретных вопросах:
3.1 разработка концепции демократической гражданственности в
ее политическом, правовом, культурном и социальном аспектах;
3.2 права человека, включая их социальный аспект и
обязательство каждого уважать права других;
3.3 взаимосвязь между правами и обязанностями, а также общие
обязанности в целях противодействия социальной изоляции,
маргинализации, гражданской апатии, нетерпимости и насилию;
3.4 основные виды компетенции в области воспитания граждан в
духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и
обязанностей;
3.5 развитие активной гражданской позиции на основе новых
методов динамичного обучения при непосредственном участии каждого
в этом процессе на протяжении всей жизни;
3.6 изучение демократии в школе и университете, включая
участие в процессе принятия решений и в ассоциациях школьников,
студентов и преподавателей;
3.7 партнерские связи между учебными заведениями, местными
общинами, неправительственными организациями и политическими
органами;
3.8 взаимосвязь между различными подходами к процессу
воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании
своих прав и обязанностей, в таких областях, как, например,
образование в области прав человека, гражданское воспитание,
образование с учетом культурного многообразия, преподавание
истории, подготовка в области демократического управления,
урегулирование конфликтов и укрепление доверия;
3.9 роль средств массовой информации и новых информационных
технологий в деле воспитания граждан в духе демократии,
основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
3.10 изменение структурных методов работы и их воздействие на
развитие общественных отношений;
3.11 формы добровольной работы и участия в гражданском
обществе, особенно на местном уровне;
3.12 образ жизни молодежи и различные формы ее участия в жизни
общества.
4. Мероприятия
4.1. Разработка политики
4.1.1 Разработка руководящих принципов и рекомендаций по
воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими
своих прав и обязанностей, для представления на предстоящей
Конференции министров образования европейских стран (Краков, 2000
г.), а также на других соответствующих специализированных
конференциях на уровне министров;
4.1.2 предоставление помощи государствам-членам в разработке
национальных планов по образованию в области прав человека в
рамках Десятилетия ООН по образованию в области прав человека;
4.1.3 содействие государствам-членам в разработке национальных
планов по воспитанию граждан в духе демократии, основанному на
осознании ими своих прав и обязанностей;
4.1.4 предоставление помощи государствам-членам в
реформировании национальных систем образования и профессиональной
подготовки (разработка учебных программ и учебных пособий,
подготовка преподавателей) для включения в программы на всех
уровнях проблематики воспитания граждан в духе демократии,
основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
4.1.5 изучение вопроса о создании механизмов, способствующих
признанию добровольного вовлечения в жизнь общества и периодов
неформального обучения в качестве средств, содействующих
воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими
своих прав и обязанностей.
4.2. Исследования и сбор данных
4.2.1 Изучение вышеупомянутых ключевых вопросов на семинарах,
коллоквиумах и в ходе практических исследований;
4.2.2 изучение в тесном сотрудничестве с неправительственными
организациями и гражданским обществом в целом опыта различных
стран в деле воспитания граждан в духе демократии;
4.2.3 предоставление экспертных услуг и информации об
имеющихся в Совете Европы и вне его ресурсах и проектах;
4.2.4 сбор и оценка удачных примеров практической
деятельности.
4.3. Профессиональная подготовка и повышение информированности
4.3.1 Разработка методов обучения и профессиональной
подготовки с использованием, в частности, аудиовизуальных средств
и новых технологий;
4.3.2 разработка форума практиков через Интернет;
4.3.3 увеличение числа практических мероприятий и семинаров по
вопросам информации и профессиональной подготовки на национальном,
региональном и местном уровнях;
4.3.4 увязывание существующих учебных программ Совета Европы с
вышеупомянутыми ключевыми вопросами;
4 3.5 подготовка практических, целенаправленных материалов по
повышению информированности;
4.3.6 разработка плана подготовки европейской кампании по
воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими
своих прав и обязанностей.
5. Методы работы
Мероприятия должны:
5.1 иметь как исследовательский, так и оперативный характер с
акцентом на новые подходы, профессиональную подготовку и повышение
информированности, а также на передачу знаний и "ноу-хау";
5.2 осуществляться путем междисциплинарной и многопредметной
координации в рамках Совета Европы и в государствах-членах;
5.3 быть ориентированы на тесное сотрудничество и совместные
проекты с другими международными организациями, играющими активную
роль в сфере воспитания в духе демократической гражданственности,
такими как Европейский Союз, Организация Объединенных Наций,
ЮНЕСКО и ОБСЕ, а также с неправительственными организациями и
частным сектором;
5.4 опираться на взаимодействие в рамках сети координационных
центров, которые будут созданы в государствах-членах;
5.5 развивать во всех случаях, когда это возможно, процесс
практических исследований в государствах-членах, с тем чтобы
обеспечить участие в нем заинтересованных лиц и специалистов-
практиков в целях использования результатов таких исследований.
|