Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 31.05.99 N 120-О ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 420 УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 31 мая 1999 г. N 120-О

            ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 420
          УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР ПО ЖАЛОБЕ
               ГРАЖДАНИНА КОЗЛОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА

       Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
   председательствующего   М.В.  Баглая,    судей  Н.Т.  Ведерникова,
   Ю.М. Данилова,   Л.М.  Жарковой,   Г.А.  Жилина,    В.Д. Зорькина,
   В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,
       рассмотрев жалобу гражданина А.В. Козлова,

                              установил:

       1. Гражданин   А.В.  Козлов    оспаривает    конституционность
   статьи 420 Уголовно  -  процессуального  кодекса  РСФСР,  согласно
   которой рассмотрение дел с участием коллегии присяжных заседателей
   в судах,  а также на территориях,  определяемых Верховным  Советом
   Российской  Федерации,  осуществляется в соответствии с правилами,
   предусмотренными разделом десятым "Производство в суде  присяжных"
   Уголовно -   процессуального  кодекса  РСФСР  и  общими  правилами
   уголовного судопроизводства в  Российской  Федерации,  которые  не
   противоречат положениям данного раздела.
       Как следует  из  представленных   материалов,   А.В.   Козлов,
   обвиняемый   в   совершении   ряда   преступлений,   в  том  числе
   предусмотренного статьей 77 Уголовного кодекса РСФСР  (бандитизм),
   при  объявлении  ему  об  окончании предварительного следствия,  а
   также  в  подготовительной  части  судебного   заседания   заявлял
   ходатайства  о  рассмотрении  его  дела судом с участием присяжных
   заседателей.  При этом он ссылался на то,  что в  соответствии  со
   статьей 421   Уголовно   -   процессуального   кодекса   РСФСР  по
   ходатайству  обвиняемого  суд  присяжных  в  краевом,   областном,
   городском суде рассматривает дела о преступлениях, перечисленных в
   статье 36  Уголовно  -  процессуального  кодекса  РСФСР,  к  числу
   которых  относится  и  бандитизм  (статья  77  Уголовного  кодекса
   РСФСР).  Следственными органами и Нижегородским областным судом  в
   удовлетворении  ходатайств  было  отказано  на том основании,  что
   Верховным  Советом  Российской  Федерации  не  принято  решение  о
   введении суда присяжных на территории Нижегородской области.
       По   мнению   заявителя,   положение  статьи  420  Уголовно  -
   процессуального  кодекса  РСФСР  о том,  что  рассмотрение  дел  о
   преступлениях,  указанных  в статье  36 Уголовно - процессуального
   кодекса РСФСР,  осуществляется судом с участием коллегии присяжных
   заседателей  лишь  на территориях,  определяемых Верховным Советом
   Российской Федерации,  нарушает статьи 1 (часть 1),  2,  15 (часть
   1),  16,  18,  19 (части 1 и 2),  55 (часть 3),  а также статьи 47
   (часть 2) и 123 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
       2.  На  основании  положений  раздела десятого "Производство в
   суде   присяжных"   Уголовно   -  процессуального   кодекса  РСФСР
   Постановлением  Верховного  Совета Российской Федерации от 16 июля
   1993 года определено,  что рассмотрение судом с участием присяжных
   заседателей дел о преступлениях,  указанных в статье 36 Уголовно -
   процессуального  кодекса  РСФСР, вводится  первоначально  лишь  на
   территории  девяти  субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2).
   Принимая  такое  решение,  законодатель  в лице  Верховного Совета
   Российской Федерации, основываясь на положениях действовавшей в то
   время Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России
   и   учитывая  обстоятельства  организационного,   материального  и
   технического  характера,  исходил  из  поэтапности  введения  суда
   присяжных в ходе судебной реформы.
       Ныне действующей     Конституцией     Российской     Федерации
   установлено,  что обвиняемый в совершении преступления имеет право
   на  рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в
   случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47, часть 2);
   в случаях,  предусмотренных федеральным законом,  судопроизводство
   осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123, часть
   4);   впредь   до   введения   в   действие  федерального  закона,
   устанавливающего порядок рассмотрения  дел  с  участием  присяжных
   заседателей, сохраняется прежний  порядок  судебного  рассмотрения
   соответствующих  дел  (абзац  первый  пункта  6  раздела   второго
   "Заключительные и переходные положения").  Из этих конституционных
   положений в  их  взаимосвязи  следует  правомочие  законодателя  в
   течение переходного периода, конкретные временные границы которого
   в Конституции Российской Федерации не указаны,  внести изменения в
   действующее  законодательство,  с  тем чтобы право на рассмотрение
   дела  судом  с  участием  присяжных  заседателей,  предоставленное
   обвиняемым   в   совершении   преступлений,   отнесенных  согласно
   федеральному закону к подсудности такого суда,  было обеспечено на
   территории всей Российской Федерации;  в течение этого переходного
   периода  на  территориях,   где   суды   присяжных   не   созданы,
   производство   по  таким  делам  может  осуществляться  в  прежнем
   порядке, т.е. судьей и двумя народными заседателями.
       Данная   правовая   позиция   изложена  Конституционным  Судом
   Российской  Федерации  в Постановлении  от  2 февраля 1999 года по
   делу  о проверке  конституционности  положений  статьи  41 и части
   третьей   статьи   42  УПК  РСФСР,   пунктов  1 и  2 Постановления
   Верховного  Совета  Российской  Федерации  от 16 июля 1993 года "О
   порядке   введения   в действие  Закона  Российской  Федерации  "О
   внесении  изменений  и дополнений  в Закон РСФСР "О судоустройстве
   РСФСР",  Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР,  Уголовный кодекс
   РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с
   запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан.  При
   этом  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  признал,  что в
   соответствии  со статьями 47 (часть 2) и 123 (часть 4) Конституции
   Российской Федерации предоставление обвиняемому в преступлении, за
   совершение  которого  в качестве  меры наказания смертная казнь не
   предусмотрена,  права  на  рассмотрение  его дела судом с участием
   присяжных   заседателей   осуществляется  законодателем,   который
   определяет   и  сроки   введения   соответствующих  процессуальных
   механизмов.
       Изложенная правовая  позиция в полной мере распространяется на
   вопросы,  поставленные в жалобе А.В. Козлова: установление сроков,
   порядка   и   механизмов   введения  суда  присяжных  по  делам  о
   преступлениях,  за  которые   в   качестве   меры   наказания   не
   предусмотрена   смертная   казнь,   в   том  числе  за  совершение
   бандитизма,  инкриминируемого  заявителю,  составляет  компетенцию
   законодателя.
       Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части  первой
   статьи 43,  статьей 68,  частью первой статьи 71, частями первой и
   второй  статьи  79   Федерального   конституционного   закона   "О
   Конституционном  Суде  Российской Федерации",  Конституционный Суд
   Российской Федерации

                              определил:

       1. Прекратить производство по жалобе гражданина А.В.  Козлова,
   поскольку по предмету обращения Конституционным  Судом  Российской
   Федерации  ранее  было  вынесено  постановление,  сохраняющее свою
   силу.
       Установление сроков,   порядка   и  процессуальных  механизмов
   введения суда присяжных по делам о  преступлениях,  за  которые  в
   качестве   меры   наказания   не   предусмотрена  смертная  казнь,
   составляет компетенцию законодателя.
       2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
   данному вопросу является окончательным и обжалованию не подлежит.
       3. Согласно  статье 78 Федерального конституционного закона "О
   Конституционном Суде Российской Федерации"  настоящее  Определение
   подлежит  опубликованию  в  "Собрании  законодательства Российской
   Федерации",   "Российской   газете",   а   также    в    "Вестнике
   Конституционного Суда Российской Федерации".

                                               Председательствующий -
                                          судья Конституционного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           М.В.БАГЛАЙ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz