МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 1999 г. N 109/23-16
О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК
В настоящее время российский рынок заполнен играми и
игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых
характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением,
отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на
их развитие.
Появление в продаже таких игр и игрушек никем не
контролируется.
В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и
игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15.04.96 N 610-р и Федеральным законом от 24.07.98
N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" вводится обязательная психолого - педагогическая
экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы
возложена на государственное учреждение Центр "Игрушка"
Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных
министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов
Российской Федерации, методических служб, предприятий -
изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений,
родителей.
Учитывая, что разрабатываемая нормативно - техническая
документация по экспертизе предусматривает критерии оценки детских
игр и игрушек, перечень - классификатор, требования к региональным
комиссиям по экспертизе, экспертам, проводящим экспертизу, особая
роль в данном процессе принадлежит органам управления образованием
субъектов Российской Федерации.
Для реализации действующего законодательства и распоряжения
Правительства Российской Федерации руководители и специалисты
органов управления образованием в регионах должны подготовить базу
для проведения психолого - педагогической экспертизы. Это
предполагает решение следующих задач:
- создание региональных комиссий по экспертизе игрушек,
- оснащение материально - технической базы региональных
комиссий,
- подбор и подготовка кадров для проведения психолого -
педагогической экспертизы детских игр и игрушек,
- участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.
Разработка критериев оценки детских игр и игрушек
предусматривает создание такой системы оценки, которая позволит
работникам региональных комиссий по экспертизе игрушек:
- выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок
как из-за рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не
предназначенные для использования детьми. Это игрушки,
провоцирующие ребенка на агрессивные действия, проявление
жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты,
связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый
интерес к сексуальным проблемам;
- проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать
методические рекомендации педагогам и родителям по возрастной
адресованности, а также по способам и области их применения;
- оказывать методическую помощь и консультации предприятиям -
изготовителям и торгующим организациям.
В основу обозначенных критериев закладываются педагогически
ценные качества игрушек, поскольку психолого - педагогическая
экспертиза не поддается традиционной технической стандартизации.
К этим качествам относятся:
- полифункциональность, способствующая развитию творчества
детей;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности;
- дидактические свойства игрушки, необходимые для
интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов,
помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным
восприятием, развить творческие способности.
Учитывая вышеизложенное, Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации рекомендует
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
- довести до сведения работников управления и специалистов
дошкольных образовательных учреждений содержание данного письма,
включив его для обсуждения в тематику августовских совещаний;
- проанализировать ассортимент и возрастную направленность
рынка игрушек в регионе;
- организовать подбор и подготовку специалистов для проведения
психолого - педагогической экспертизы детских игр и игрушек в
регионе.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
|