Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.05.1999 N 4-В98-14 ДЕЛО ПО ЖАЛОБЕ НА ОТКАЗ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСТАНОВКЕ НА ОЧЕРЕДЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО СУДОМ ДОПУЩЕНЫ НАРУШЕНИЯ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 20 мая 1999 года
   
                                                       Дело N 4-В98-14
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                          Соловьева В.Н.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 20 мая 1999  г.  дело  по
   жалобе  Д.  на  отказ администрации Одинцовского района  Московской
   области  в  постановке на очередь на получение жилого помещения  по
   протесту   заместителя  Председателя  Верховного  Суда   Российской
   Федерации  на решение Одинцовского городского суда от 10 июля  1996
   г.,  определение судебной коллегии по гражданским делам Московского
   областного  суда  от 18 декабря 1996 г. и постановление  президиума
   Московского областного суда от 15 сентября 1996 г.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,  заключение помощника Генерального прокурора  Российской
   Федерации   М.М.   Гермашевой,  полагавшей  протест  удовлетворить,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       Д.   обратился   в   суд  с  жалобой  на  отказ   администрации
   Одинцовского района Московской области в постановке на  очередь  на
   получение  жилого  помещения в соответствии  с  Законом  Российской
   Федерации  "О  статусе  военнослужащих"  и  предоставлении   жилого
   помещения. В подтверждение требований указал, что служил в  органах
   безопасности  с 1 августа 1974 г., в августе 1995 г. был  уволен  в
   запас из органов ФСБ Российской Федерации в связи с организационно-
   штатными  мероприятиями. По окончании службы  в  Забайкалье,  в  г.
   Чите, выбрал своим местом жительства г. Одинцово и 11 февраля  1996
   г.  обратился с заявлением о постановке на очередь как нуждающегося
   в   улучшении   жилищных   условий   и   предоставлении   жилья   к
   администрации   г.  Одинцово.  К  заявлению  были   приложены   все
   необходимые  документы,  подтверждающие  продолжительность  военной
   службы,   основания  увольнения  и  другие  необходимые  документы.
   Однако  ему  (Д.)  было  необоснованно  отказано  в  постановке  на
   очередь  на получение жилья и в предоставлении жилья со ссылкой  на
   то,  что  УФСБ Российской Федерации по Москве и Московской  области
   обеспечивает жильем только сотрудников своего управления.
       Решением  Одинцовского городского суда  от  10  июля  1996  г.,
   оставленным   без  изменения  определением  судебной  коллегии   по
   гражданским  делам Московского областного суда от 18  декабря  1996
   г., в удовлетворении жалобы Д. было отказано.
       Постановлением  президиума Московского областного  суда  от  15
   сентября   1996   г.   был  оставлен  без  удовлетворения   протест
   заместителя и.о. прокурора Московской области на судебные решения.
       В  протесте, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам
   Верховного  Суда Российской Федерации, поставлен вопрос  об  отмене
   судебных решений, как вынесенных с нарушением норм материального  и
   процессуального права.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   протеста,   находит  его  подлежащим  удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       Согласно пункту 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О  статусе
   военнослужащих"  от  22  января 1993 г. N 4338-1,  действующего  на
   время   возникновения   спора,   никто   не   вправе   ограничивать
   военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,  и  членов  их
   семей  в  правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации
   и настоящим Законом.
       В   соответствии  с  пунктом  6  статьи  15  названного  Закона
   граждане,  уволенные  с  военной службы по  достижении  предельного
   возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или  в
   связи    с   организационно-штатными   мероприятиями,   при   общей
   продолжительности  военной службы 10 лет и более,  члены  их  семей
   обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми  помещениями
   по  установленным  нормам - не позднее чем в трехмесячный  срок  со
   дня   подачи  заявления  для  включения  в  списки  нуждающихся   в
   улучшении   жилищных   условий   в   избранном   постоянном   месте
   жительства.  Документы  о  сдаче жилых помещений  и  выписке  их  с
   прежнего места жительства указанными гражданами и членами их  семей
   представляются   при  получении  постоянной  жилой   площади.   При
   невозможности предоставить жилые помещения по установленным  нормам
   в   трехмесячный   срок  органы  местного  самоуправления   обязаны
   разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов  их  семей
   в  жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем
   жилых помещений.
       В  Законе Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27
   мая  1998  г.  N 76-ФЗ, вступившем в силу с 1 января  1998  г.,  за
   исключением  абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части  повышения  оклада
   денежного содержания, сохранены указанные положения (ст.  3  п.  5,
   ст. 6 п. 3, ст. 15 п. 14).
       Отказывая в удовлетворении жалобы Д., суд исходил из того,  что
   подзаконными  актами:  директивой Министерства  обороны  Российской
   Федерации  N  Д-74  от  1993  г.  и  решением  Главного  управления
   подготовки  и распределения кадров Министерства обороны  Российской
   Федерации  от  17  мая  1994 г. N 173/3/792 -  разработан  механизм
   постановки  органами местного самоуправления бывших  военнослужащих
   на  очередь  нуждающихся в улучшении жилищных условий,  который  не
   противоречит  действующему законодательству. Так, в соответствии  с
   пунктом 4 директивы Министерства обороны Российской Федерации N  Д-
   74  от  1993  г.  и  принятым  на  ее основании  решением  Главного
   управления  подготовки и распределения кадров Министерства  Обороны
   Российской  Федерации  от  17 мая 1994  г.  N  173/3/792  командиры
   войсковых   частей  обязаны  выслать  в  военные  комиссариаты,   в
   частности   в   Мособлвоенкомат,  пакет   необходимых   документов:
   заявление  на  имя  главы администрации о постановке  на  учет  для
   обеспечения  жилой  площадью, справку о составе семьи,  выписку  из
   домовой  книги,  о том, где был прописан постоянно  и  проживал  до
   призыва  на военную службу, и т.д. В связи с тем, что Д.  указанный
   порядок  представления  документов не  соблюден,  по  мнению  суда,
   нельзя   признать   действия  администрации   не   основанными   на
   действующем законодательстве.
       С выводами суда согласилась кассационная инстанция.
       Между  тем  они  сделаны без учета того, что администрацией  г.
   Одинцово  Д. отказано в постановке на очередь по улучшению жилищных
   условий   и  в  предоставлении  жилья  по  мотивам  того,   что   в
   соответствии с действующими нормативными актами УФСБ России  по  г.
   Москве  и  Московской  области  жилыми  помещениями  обеспечиваются
   только  сотрудники и пенсионеры Московского управления,  признанные
   нуждающимися  в  улучшении  жилищных  условий,  а  не  по   причине
   непредоставления  документов. Кроме того, из  ответа  администрации
   г.   Одинцово  (лист  дела  11)  видно,  что  Д.  были   возвращены
   приложенные к заявлению документы, необходимые для решения  вопроса
   о постановке Д. на очередь на получение жилой площади.
       Таким   образом,   суд  не  исследовал  и  не  высказал   своих
   соображений   по   поводу  мотива,  который  послужил   отказом   в
   удовлетворении заявления Д. о предоставлении жилья в г. Одинцово.
       Согласно  разъяснениям,  изложенным в  пункте  7  Постановления
   Пленума  Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах
   применения    судами   Конституции   Российской    Федерации    при
   осуществлении  правосудия" от 31 октября 1995  г.  N  8,  если  при
   рассмотрении   конкретного  дела  суд  установит,  что   подлежащий
   применению  акт государственного или иного органа не  соответствует
   закону,  он  в  силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской  Федерации
   обязан  принять  решение  в соответствии  с  законом,  регулирующим
   данные  правоотношения. Оценке с точки зрения  соответствия  закону
   подлежат   нормативные   акты   любого   государственного    органа
   (нормативные  указы Президента Российской Федерации,  постановления
   и  распоряжения  Правительства Российской Федерации,  акты  органов
   местного   самоуправления,  приказы  и  инструкции  министерств   и
   ведомств,  руководителей  предприятий,  учреждений,  организаций  и
   т.д.).
       С   учетом   этого  разъяснения  следовало  решать   вопрос   о
   правомерности  отказа Д. в постановке на учет  как  нуждающегося  в
   улучшении  жилищных условий и в получении жилья  и  при  разрешении
   жалобы  исходить  из  требований  Закона  Российской  Федерации  "О
   статусе военнослужащих".
       Президиум  Московского областного суда, оставляя без  изменения
   судебные  решения, сослался на то, что согласно п. 4 ст.  6  Закона
   "О   статусе  военнослужащих"  военнослужащие,  проходящие  военную
   службу  по  контракту, при увольнении в запас  или  отставку  имеют
   право  на  выбор  постоянного места жительства в  любом  населенном
   пункте  Российской Федерации. Таким образом, по мнению  президиума,
   правом  на выбор места жительства военнослужащие могут пользоваться
   именно   при   увольнении.   Кроме   того,   президиум   указал   в
   постановлении  на то, что Д., уволившись с военной  службы,  статус
   военнослужащего  утратил и, не воспользовавшись  порядком  избрания
   другого  места жительства, предусмотренным ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона,
   не   может   ставить  вопрос  об  изменении  места   жительства   в
   соответствии  с Законом через полгода после увольнения  со  службы,
   самостоятельно   обратившись  с  заявлением   в   органы   местного
   самоуправления. В подтверждение этого вывода суд сослался на ст.  2
   Закона  "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой статус
   военнослужащего  приобретают граждане с началом  военной  службы  и
   утрачивают с окончанием военной службы.
       С этими выводами президиума областного суда нельзя согласиться.
   Из   п.   4   ст.   6  Закона  Российской  Федерации   "О   статусе
   военнослужащих"  не  следует, что правом выбора  постоянного  места
   жительства   в   любом   населенном  пункте  Российской   Федерации
   военнослужащие  обладают  непосредственно  только  при  увольнении.
   Частью  1  п.  6  ст.  15  названного  Закона  предусмотрено,   что
   граждане,  уволенные  с  военной службы по  достижении  предельного
   возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или  в
   связи    с   организационно-штатными   мероприятиями,   при   общей
   продолжительности военной службы 10 лет и более и  члены  их  семей
   обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми  помещениями
   по  установленным  нормам - не позднее чем в трехмесячный  срок  со
   дня   подачи  заявления  для  включения  в  списки  нуждающихся   в
   улучшении   жилищных   условий   в   избранном   постоянном   месте
   жительства.  В  указанной  норме не указано,  что  такое  заявление
   должно  быть  подано в период наличия статуса военнослужащего  и  с
   соблюдением какого-либо срока подачи заявления.
       Президиум областного суда оставил без внимания, что согласно п.
   4  ст. 2 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих"  от
   11  февраля  1993  г.  на  членов  семей  военнослужащих,  граждан,
   уволенных  с  военной  службы, и членов их  семей  распространяются
   льготы,   предусмотренные  законодательством  Российской  Федерации
   (аналогичное  положение предусмотрено ст. 2 п. 9 Закона  Российской
   Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г.).
       Указание  в  постановлении президиума на  то,  что  Д.  нарушен
   порядок  постановки на очередь, предусмотренный ч. 3 п.  6  ст.  15
   указанного  Закона, согласно которому военнослужащие, в зависимости
   от  оснований  увольнения,  по  ходатайству  командиров  включаются
   органами  местного  самоуправления  избранного  постоянного   места
   жительства  в списки нуждающихся в улучшении жилищных  условий,  не
   могло  быть основанием к признанию правильными судебных решений  об
   отказе  Д.  в удовлетворении жалобы. В Законе Российской  Федерации
   "О  статусе военнослужащих" не указано, что невыполнение требований
   указанной  нормы  может быть основанием к отказу  в  удовлетворении
   заявления  о  включении в списки нуждающихся в  улучшении  жилищных
   условий  в  избранном постоянном месте жительства и  предоставлении
   жилого  помещения.  Кроме  того, решение вопроса  о  постановке  на
   очередь   на   улучшение  жилищных  условий   и   получение   жилья
   гражданами, уволенными с военной службы, регламентируется ч.  1  п.
   6 ст. 15 Закона Российской Федерации "О военнослужащих".
       Учитывая   изложенное,   судебные   решения   нельзя   признать
   законными,  и  они  подлежат отмене, дело -  направлению  на  новое
   рассмотрение.
       Руководствуясь   ст.  ст.  328,  329,  330,  332   Гражданского
   процессуального  кодекса  РСФСР, Судебная коллегия  по  гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Одинцовского городского суда Московской области  от  10
   июля  1996  г., определение судебной коллегии по гражданским  делам
   Московского  областного суда от 18 декабря 1996 г. и  постановление
   президиума  Московского  областного суда от  15  сентября  1997  г.
   отменить,  дело  направить  на  новое  рассмотрение  в  суд  первой
   инстанции.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz