Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 20.05.99 N 3988-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ПОЛНОМОЧИЯХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 20 мая 1999 г. N 3988-II ГД

             О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
           "О ПОЛНОМОЧИЯХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ
                  ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять     в    первом    чтении    проект    Федерального
   конституционного закона "О полномочиях судов  общей  юрисдикции  в
   Российской   Федерации  по  обеспечению  соответствия  нормативных
   правовых актов федеральным  законам",  внесенный  Верховным  Судом
   Российской Федерации.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации  и  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской Федерации.
       Поправки к указанному  законопроекту  направляются  в  Комитет
   Государственной  Думы  по  законодательству  и  судебно - правовой
   реформе в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету  Государственной  Думы   по   законодательству   и
   судебно - правовой реформе  доработать  указанный  законопроект  с
   учетом   поступивших   поправок   и  внести  его  на  рассмотрение
   Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                             Вносится
                                                      Верховным Судом
                                                 Российской Федерации

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

           О ПОЛНОМОЧИЯХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ
                   ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ

       Статья 1. Общие положения

       Настоящий  Федеральный  конституционный  закон  на   основании
   части 3  статьи 128 Конституции Российской Федерации устанавливает
   полномочия  судов  общей  юрисдикции  (далее  -  судов)  в   целях
   обеспечения соответствия нормативных правовых актов, принимаемых в
   Российской Федерации  органами  государственной  власти,  органами
   местного   самоуправления   и   должностными  лицами,  федеральным
   конституционным законам,  федеральным законам и другим нормативным
   правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

       Статья 2.  Обращение  в   суд   с   заявлением   о   признании
   нормативного правового акта противоречащим закону

       1. Прокурор,   а   также   граждане,   объединения    граждан,
   организации,   считающие,   что   принятым   и   опубликованным  в
   установленном   порядке   нормативным   правовым   актом    органа
   государственной   власти,   органа   местного  самоуправления  или
   должностного лица нарушаются их права и  свободы,  гарантированные
   Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими
   нормативными правовыми актами,  имеющими большую юридическую силу,
   вправе  обратиться  в  суд  с  заявлением  о  признании этого акта
   противоречащим закону полностью или в части.
       2. С   заявлением  о  признании  нормативного  правового  акта
   противоречащим  закону  полностью  или  в  части  в   суд   вправе
   обратиться    Президент    Российской   Федерации,   Правительство
   Российской  Федерации,  орган  законодательной  (представительной)
   власти  субъекта  Российской  Федерации,  высшее  должностное лицо
   субъекта  Российской  Федерации,  орган  местного  самоуправления,
   глава   муниципального  образования,  считающие,  что  принятым  и
   опубликованным в установленном порядке нормативным правовым  актом
   нарушена их компетенция.
       3. Не подлежат рассмотрению в судах в порядке, предусмотренном
   настоящим   Федеральным   конституционным  законом,  заявления  об
   оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности
   которых  в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации и
   Федеральным  конституционным  законом  "О   Конституционном   Суде
   Российской    Федерации"    отнесена    только    к    компетенции
   Конституционного Суда Российской Федерации.
       4. Спор   между  органами  государственной  власти  Российской
   Федерации и органами государственной власти  субъектов  Российской
   Федерации, а также между органами государственной власти субъектов
   Российской  Федерации  по  поводу  принятых  актов  может  быть  в
   соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации
   передан на разрешение суда Президентом Российской Федерации.
       5. Заявление  подается  в  суд  по подсудности,  установленной
   статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.

       Статья 3. Суды, рассматривающие дела по заявлениям о признании
   нормативных правовых актов противоречащими закону

       1. Верховный  Суд  Российской  Федерации рассматривает дела об
   оспаривании  нормативных  правовых  актов  Президента   Российской
   Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативных
   правовых актов иных федеральных органов  исполнительной  власти  и
   федеральных государственных органов.
       Верховный Суд  Российской  Федерации  рассматривает  дела   по
   спорам  между органами государственной власти Российской Федерации
   и органами государственной власти субъектов Российской  Федерации,
   а также между органами государственной власти субъектов Российской
   Федерации,  переданные  ему  Президентом  Российской  Федерации  в
   соответствии   с   частью   1  статьи  85  Конституции  Российской
   Федерации.
       Верховный Суд  Российской  Федерации  вправе  принять к своему
   производству дело  об  оспаривании  иного  нормативного  правового
   акта, имеющее важное государственное или международное значение.
       2. Верховный  суд  республики,  краевой,  областной  суд,  суд
   города   федерального   значения,   суд  автономной  области,  суд
   автономного округа рассматривает дела об  оспаривании  нормативных
   правовых  актов  органов  государственной власти и должностных лиц
   соответствующих субъектов Российской Федерации.
       3. Районный  суд рассматривает дела об оспаривании нормативных
   правовых актов,  не указанных в частях первой и  второй  настоящей
   статьи.  Дела рассматриваются районными судами по месту нахождения
   органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.
       4. Суд  рассматривает  дело о признании нормативного правового
   акта    противоречащим    закону    по    правилам    гражданского
   судопроизводства,  с учетом особенностей,  установленных настоящим
   Федеральным конституционным законом.

       Статья 4.  Содержание  заявления  о   признании   нормативного
   правового акта противоречащим закону

       1. В   заявлении   о  признании  нормативного  правового  акта
   противоречащим закону должно быть указано:
       1) наименование суда, в который подается заявление;
       2) наименование лица, обратившегося в суд, его местожительство
   или местонахождение;
       3) наименование  органа  или  должностного  лица,   принявшего
   нормативный правовой акт;
       4) наименование,  дата принятия, дата и источник опубликования
   нормативного правового акта;
       5) в чем состоит нарушение или угроза нарушения прав и  свобод
   лица,   обратившегося   в  суд,  либо  неопределенного  круга  лиц
   нормативным правовым актом или отдельными его  положениями,  каким
   статьям  федеральных  законов или иных нормативных правовых актов,
   имеющих  большую  юридическую  силу,   противоречит   оспариваемый
   нормативный правовой акт;
       6) требование лица, обратившегося в суд;
       7) доводы,  на  которых лицо,  обратившееся в суд,  основывает
   свое требование;
       8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
       2. К  заявлению  должна  быть  приложена  копия  оспариваемого
   нормативного правового акта.
       3. Заявление и приложенные к нему документы  представляются  в
   суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
       4. Заявление оплачивается государственной пошлиной в  размере,
   установленном Федеральным законом "О государственной пошлине".
       5. Подача заявления не приостанавливает действия  нормативного
   правового акта.
       6. Судья  отказывает  в  принятии  заявления,   если   имеется
   вступившее  в  силу  решение  суда,  которым  проверена законность
   оспариваемого нормативного правового акта либо оспариваемой  части
   нормативного правового акта.

       Статья 5. Рассмотрение дела

       1. Лицо,  обратившееся  в  суд,  орган  или  должностное лицо,
   принявшее нормативный правовой акт,  извещаются о времени и  месте
   судебного заседания.
       2. Дело  рассматривается  в  месячный  срок  со   дня   подачи
   заявления  с участием лица,  обратившегося в суд,  и представителя
   органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт.
   В  зависимости  от  обстоятельств  суд  может  рассмотреть  дело в
   отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц,  надлежащим  образом
   извещенных о времени и месте судебного заседания.
       3. В  судебном  заседании  суд  проверят  компетенцию   органа
   государственной   власти,   органа   местного  самоуправления  или
   должностного   лица,   принявшего   нормативный   правовой    акт,
   соответствие  всего  нормативного правового акта или его отдельной
   части федеральным законам и  другим  нормативным  правовым  актам,
   имеющим большую юридическую силу.
       4. Суд  не  связан  основаниями  и  доводами,  изложенными   в
   заявлении об оспаривании нормативного правового акта.
       5. Отказ лица,  обратившегося в суд,  от своего требования  не
   влечет  прекращения  производства  по  делу.  Признание требования
   органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт,
   для суда не обязательно. Заключение мирового соглашения по делу об
   оспаривании нормативного правового акта не допускается.

       Статья 6. Решение суда

       1. Суд,  признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не
   противоречит   федеральному   закону   или   другому  нормативному
   правовому акту, имеющему большую юридическую силу, выносит решение
   об отказе в удовлетворении заявления.
       2. Установив,  что оспариваемый нормативный правовой  акт  или
   отдельная  его  часть противоречит федеральному закону или другому
   нормативному правовому акту,  имеющему большую  юридическую  силу,
   суд  признает  нормативный правовой акт недействительным полностью
   или в его отдельной части.
       3. Решение  суда  о  признании нормативного правового акта или
   его отдельной части недействительным влечет за собой  утрату  силы
   этого  нормативного  правового акта или его части,  а также других
   нормативных правовых актов,  основанных  на  нормативном  правовом
   акте,   признанным   недействительным,  либо  воспроизводящих  его
   содержание,  и невозможность их применения. Такое решение суда или
   сообщение о решении незамедлительно публикуется в печатном органе,
   в котором был официально  опубликован  нормативный  правовой  акт.
   Если данный печатный орган прекратил свою деятельность, публикация
   производится в  другом  печатном  органе,  в  котором  публикуются
   нормативные  правовые акты соответствующего органа государственной
   власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
       4. Решение   суда  о  признании  нормативного  правового  акта
   недействительным не  может  быть  преодолено  повторным  принятием
   такого же акта.

       Статья 7. Прекращение производства по делу

       Суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в
   силу решение  суда,  которым  проверена  законность  оспариваемого
   нормативного  правового  акта либо оспариваемой части нормативного
   правового акта.

       Статья 8.  Введение   в   действие   настоящего   Федерального
   конституционного закона

       1. Ввести   настоящий   Федеральный  конституционный  закон  в
   действие со дня его официального опубликования.
       2. Другие   федеральные  конституционные  законы,  федеральные
   законы и иные нормативные правовые акты применяются  в  части,  не
   противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
             К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
           "О ПОЛНОМОЧИЯХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ
                  ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ"

       Проект настоящего    Федерального    конституционного   закона
   вносится для установления  полномочий  судов  общей  юрисдикции  в
   целях  обеспечения  соответствия  нормативных правовых актов (ниже
   уровня федерального закона),  принимаемых в  Российской  Федерации
   органами государственной власти,  органами местного самоуправления
   и  должностными  лицами,  федеральным   конституционным   законам,
   федеральным  законам и другим нормативным правовым актам,  имеющим
   большую юридическую силу.
       Судебный контроль   за  соответствием  федеральных  законов  и
   некоторых других нормативных правовых актов Конституции Российской
   Федерации  осуществляет  в  соответствии  со  ст.  125 Конституции
   Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации.
       Необходимость принятия         настоящего         Федерального
   конституционного закона вызывается следующим.
       Как свидетельствует  практика,  органы государственной власти,
   органы местного самоуправления и  должностные  лица  в  Российской
   Федерации    принимают    много    нормативных   правовых   актов,
   противоречащих федеральным законам и другим  нормативным  правовым
   актам,  имеющим большую юридическую силу.  В результате нарушаются
   права  граждан   и   организаций,   компетенция   других   органов
   государственной   власти,   органов   местного   самоуправления  и
   должностных  лиц,  создается  опасность  разрушения  законности  в
   Российской Федерации.
       За время действия новой Конституции Российской Федерации  суды
   обшей   юрисдикции   признали   противоречащими   закону   большое
   количество   нормативных   правовых   актов    органов    местного
   самоуправления,    органов    государственной   власти   субъектов
   Российской  Федерации,   федеральных   министерств   и   ведомств,
   должностных   лиц,   что  способствовало  предупреждению  массовых
   нарушений,  которые могли  иметь  место  в  результате  применения
   данных актов, и укреплению законности в Российской Федерации.
       Для выполнения   конституционной    обязанности    государства
   гарантировать   эффективную   защиту  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина от любых нарушений (в том числе и в результате принятия
   противоречащих  законам  нормативных  правовых актов),  обеспечить
   нормальную деятельность органов государственной  власти,  местного
   самоуправления  и  должностных лиц с тем,  чтобы они действовали в
   рамках закона и не  нарушали  компетенцию  друг  друга,  требуется
   система   органов   государственной   власти,   которая  могла  бы
   объективно,  квалифицированно и  достаточно  оперативно  разрешать
   коллизии между нормативными правовыми актами,  споры о компетенции
   между  различными  органами  государственной  власти  и   местного
   самоуправления,  осуществлять  по  заявлениям заинтересованных лиц
   контроль за соответствием  принимаемых  ими  нормативных  правовых
   актов  федеральным  законам  и  другим нормативным правовым актам,
   имеющим большую юридическую силу.
       Такая система  в  Российской Федерации существует в виде судов
   общей юрисдикции и  действует,  как  показывает  практика,  весьма
   эффективно.
       Право судов    общей    юрисдикции    осуществлять    проверку
   соответствия  нормативных  правовых актов ниже уровня федерального
   закона иному,  имеющему большую юридическую  силу  акту,  и  право
   признавать  эти акты незаконными (недействительными) по заявлениям
   прокуроров,  граждан, органов местного самоуправления, организаций
   предусмотрено   многими   Федеральными  законами:  "О  прокуратуре
   Российской  Федерации"  (статьи  1,  21,  22,  23),  принятом   на
   основании части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации; "Об
   обжаловании в суд действий и решений,  нарушающих права и  свободы
   граждан"; Гражданским процессуальным кодексом (статьи 116, 239.1 -
   239.8);  "Об общих принципах организации местного самоуправления в
   Российской Федерации" (статья 46, развивающая положения статьи 133
   Конституции Российской Федерации, которой местное самоуправление в
   Российской Федерации гарантировано правом на судебную защиту);  "О
   краевом,  областном Совете народных депутатов и краевой, областной
   администрации" (статьи 60, 61) и другими.
       Согласно Постановлению Конституционного  Суда  РФ  по  делу  о
   толковании отдельных положений статьей 125,  126 и 127 Конституции
   Российской Федерации от 16 июня 1998  г.  такие  полномочия  судов
   обшей  юрисдикции  следует  установить федеральным конституционным
   законом,  в  котором  должны  быть  закреплены  виды   нормативных
   правовых актов,  подлежащих проверке судами, правила о подсудности
   таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием
   о  проверке законности нормативных правовых актов,  обязательность
   решений судов по результатам проверки нормативного правового акта.
       В проекте   данного   Федерального   конституционного  закона,
   основанного на соответствующих положениях  Конституции  Российской
   Федерации (ст. ст. 18,  46, 128, 129, 133),  с учетом  сложившейся
   почти   десятилетней   практики   и    названного    Постановления
   Конституционного Суда Российской Федерации предлагается определить
   полномочия  судов  обшей  юрисдикции   по   рассмотрению   дел   о
   соответствии  нормативных  правовых актов ниже уровня федерального
   закона федеральным конституционным законам,  федеральным законам и
   другим  нормативным  правовым  актам,  имеющим большую юридическую
   силу,  и урегулировать указанные выше особенности  разбирательства
   этих дел судами (определить круг лиц, имеющих право на возбуждение
   дел в суде,  установить правила распределения дел  по  подсудности
   между судами общей юрисдикции и др.).
       Предлагается, в частности,  подсудность этих дел установить  в
   зависимости   от   уровня  нормативного  правового  акта:  дела  о
   признании не соответствующими закону  нормативных  правовых  актов
   Президента    Российской   Федерации,   Правительства   Российской
   Федерации  отнести  к  компетенции  Верховного   Суда   Российской
   Федерации;  нормативных  правовых  актов  органов  государственной
   власти субъектов Российской Федерации -  к  компетенции  верховных
   судов республик,  краевых,  областных,  судов городов федерального
   значения,  судов автономных округов  и  автономной  области;  иных
   нормативных правовых актов - к компетенции районных судов.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz