Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.05.1999 N 5-Г99-36 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 18.07.1995 N 623 И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 06.01.1998 N 2-РП ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕТСКОГО АСТМАТИЧЕСКОГО САНАТОРИЯ, НЕ ИМЕЕТ СТАТУСА ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ, НАХОДИТСЯ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 14 мая 1999 года
   
                                                       Дело N 5-г99-36
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                       Александрова Д.П.,
                                                        Горохова Б.А.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании 14 мая 1999 г.  кассационную
   жалобу  Л.,  М. и Щ. на решение Московского городского суда  от  12
   марта 1999 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
       Заслушав  доклад  судьи  В.И.  Нечаева,  объяснения  Л  и   С.,
   представителя  правительства г. Москвы  Л.Н.  Домченко,  заключение
   помощника  Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей
   оставить  решение  суда без изменения, исследовав  материалы  дела,
   коллегия
   
                              установила:
   
       постановлением    правительства   Москвы   "О    предоставлении
   Управлению  здравоохранения Юго-Западного административного  округа
   земельного  участка по ул. Академика Капицы (напротив вл.  22)  под
   строительство детского астматического санатория на 120 -  150  мест
   с  ФОКом"  от  18  июля  1995  г.  N  623  предоставлен  Управлению
   здравоохранения  Юго-Западного административного  округа  земельный
   участок,   свободный  от  зеленых  насаждений,  в  пользование   на
   условиях  аренды  сроком  на  49  лет,  площадью  2,0  га,  по  ул.
   Академика  Капицы, напротив вл. 22, под проектирование в  период  с
   1995  г.  по 1996 г. и строительство с 1997 г. по 1998 г.  детского
   астматического  санатория на 120 - 150 мест с  ФОКом  и  дальнейшую
   его  эксплуатацию.  Москомархитектуре  предписано  откорректировать
   границы Битцевского природного парка.
       Распоряжением  премьера правительства "О внесении  изменений  в
   распоряжение  премьера правительства Москвы от 12  мая  1992  г.  N
   1153-РП  "О создании природного парка "Битцевский лес" от 6  января
   1998  г.  N  2-РП  внесены  изменения в приложение  к  распоряжению
   премьера  правительства  Москвы от 12 мая  1992  г.  N  1153-РП  "О
   создании  природного  парка  "Битцевский  лес"  в  части  уточнения
   границ парка.
       Л.,  М.,  С.  и  Щ. обратились в суд с заявлением  о  признании
   незаконными   данного   постановления   правительства   Москвы    и
   распоряжения  премьера правительства Москвы.  Заявление  обосновано
   тем,  что  земельный  участок,  предоставленный  под  строительство
   детского   санатория,   находится   в   охранной   зоне   памятника
   архитектуры  федерального значения "Усадьба  "Узкое",  где  ведение
   строительства   не  допускается  законом.  Распоряжением   премьера
   правительства  в  нарушение  требований  Закона  РСФСР  "Об  охране
   окружающей  природной среды", Земельного кодекса РСФСР  из  состава
   природного  парка "Битцевский лес" изъята территория  площадью  2,0
   га,  которая  предоставлена под строительство  детского  санатория.
   Оспариваемые   правовые   акты   нарушают   права   заявителей   на
   благоприятную  окружающую  среду, поскольку  приняты  в  отсутствие
   положительного     заключения     государственной     экологической
   экспертизы;  нарушают  права  граждан  на  участие  в  рассмотрении
   вопросов,   связанных   с  изъятием  и  предоставлением   земельных
   участков.
       Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение.
       В кассационной жалобе Л., М. и Щ. просят отменить решение суда,
   ссылаясь  на  его незаконность, и, не передавая дело в  суд  первой
   инстанции, вынести новое решение об удовлетворении заявления.
       Обсудив   доводы  кассационной  жалобы,  коллегия  не   находит
   оснований для ее удовлетворения.
       В  судебном  заседании установлено, что в территорию природного
   парка  "Битцевский  лес" вошли три памятника  истории  и  культуры:
   усадьбы  "Знаменские  Садки", "Узкое", "Ясенево".  Усадьба  "Узкое"
   является  объектом  садово-паркового искусства  местного  значения,
   расположенным   на   территории  г.  Москвы.  В  территорию   этого
   памятника  садово-паркового  искусства вошел  памятник  архитектуры
   федерального  значения "Усадьба "Узкое". Границы памятника  садово-
   паркового   искусства  местного  значения  "Усадьба  "Узкое"   были
   утверждены в установленном порядке и указаны в учетных документах.
       Из  объяснений директора природного парка "Битцевский лес" Т.А.
   Филатовой,   представителя  Управления  государственного   контроля
   охраны  и  использования памятников истории и культуры  г.  Москвы,
   показаний  свидетеля Л.А. Траскунова, паспорта на памятник  садово-
   паркового  искусства  "Усадьба  "Узкое"  и  приложения  (карты)   к
   описанию  границ  "Усадьбы  "Узкое"  усматривается,  что  земельный
   участок,  предоставленный под строительство детского астматического
   санатория,   находится   за   пределами   границ   памятника.   Это
   обстоятельство заявителями не оспаривается.
       Что  касается  границы охранной зоны памятника садово-паркового
   искусства  "Усадьба "Узкое", то она должна утверждаться в  порядке,
   предусмотренном  ст.  34  Закона РСФСР "Об охране  и  использовании
   памятников   истории  и  культуры".  Между  тем  в  предусмотренном
   законом  порядке  зоны охраны памятника садово-паркового  искусства
   "Усадьба  "Узкое"  до  настоящего  времени  не  установлены  и   не
   утверждены.
       Поэтому  суд  сделал обоснованный вывод о том, что  утверждение
   заявителей   о   производстве  строительных  работ  на   территории
   охранной зоны памятника доказательствами не подтверждается.
       В  соответствии со ст. ст. 18, 19, 21 Федерального  закона  "Об
   особо  охраняемых природных территориях" природные  парки  являются
   природоохранными   рекреационными  учреждениями,   находящимися   в
   ведении  субъектов  Российской Федерации.  Решение  об  образовании
   природных  парков принимают органы государственной власти субъектов
   Российской Федерации по представлению специально уполномоченных  на
   то  государственных органов Российской Федерации в  области  охраны
   окружающей  природной  среды по согласованию  с  органами  местного
   самоуправления.  На  территориях природных  парков  устанавливаются
   различные  режимы  особой охраны и использования в  зависимости  от
   экологической  и рекреационной ценности природных участков.  Исходя
   из  этого  на  территориях  природных парков  могут  быть  выделены
   природоохранные,    рекреационные,   агрохозяйственные    и    иные
   функциональные   зоны,  включая  зоны  охраны   историко-культурных
   комплексов и объектов. Конкретные особенности, зонирование и  режим
   каждого  природного парка определяются положением об этом природном
   парке,     утверждаемым     органами     государственной     власти
   соответствующих  субъектов Российской Федерации по согласованию  со
   специально  уполномоченным на то государственным органом Российской
   Федерации   в   области  охраны  окружающей   природной   среды   и
   соответствующими органами местного самоуправления.
       В    Положении    о    природном   парке    "Битцевский    лес"
   предусматривается  различный  правовой  режим  земельных   участков
   парка.  В разделе 2 Положения содержится перечень земель природного
   парка   "Битцевский   лес".   Это  земли   природного   парка   как
   рекреационного   учреждения;   земли   сторонних   организаций    и
   учреждений;  земли  природно-заповедного  фонда;  земли  памятников
   истории, культуры и садово-паркового искусства.
       Как  видно из материалов дела, в том числе объяснений директора
   природного   парка  "Битцевский  лес"  Т.А.  Филатовой,   показаний
   свидетеля   Н.И.   Бринзы,   земельный   участок,   предоставленный
   Управлению  здравоохранения Юго-Западного административного  округа
   г.  Москвы  под  строительство детского  астматического  санатория,
   относится    к    периферийной   зоне   активного    рекреационного
   использования для массового повседневного отдыха населения. Он  был
   свободен   от  зеленых  насаждений,  а  также  зданий,  сооружений,
   принадлежащих  парку, объектов, имеющих значительную  экологическую
   ценность.   По  характеру  почвенно-растительного  покрова   данный
   земельный участок не может быть отнесен к категории лесных  земель,
   его   современное   состояние   не  соответствует   статусу   особо
   охраняемой  территории. Не относится земельный участок и  к  землям
   заповедного фонда.
       При  таких  обстоятельствах  судом  обоснованно  признано,  что
   установление  границ природного парка в соответствии с  действующим
   законодательством  находится в компетенции  г.  Москвы,  и  премьер
   правительства  г.  Москвы  вправе был произвести  уточнение  границ
   парка  с последующим их оформлением государственным актом на  землю
   (до  настоящего  времени вопрос о выдаче государственного  акта  на
   землю на всю территорию парка не решен).
       Из  содержания ксерокопии приказа председателя Государственного
   комитета  по охране окружающей среды г. Москвы от 29 сентября  1998
   г.  и ксерокопии заключения экспертной комиссии усматривается,  что
   разработанное   технико-экономическое   обоснование   строительства
   детского    астматического   санатория    прошло    государственную
   экологическую   экспертизу,   заключение   которой   утверждено   в
   установленном законом порядке (л.д. 86 - 90 т. 1).
       При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда  не
   имеется.
       Руководствуясь    ст.   ст.   304,   305,   311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       оставить  решение Московского городского суда от 12 марта  1999
   г.   без  изменения,  кассационную  жалобу  Л.,  М.  и  Щ.  -   без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz