Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНЗДРАВА РФ ОТ 07.05.1999 N 2510/5222-99-25 О НЕДОСТАТКАХ В НАЗНАЧЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


           МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО

                             7 мая 1999 г.

                           N 2510/5222-99-25

                О НЕДОСТАТКАХ В НАЗНАЧЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
            ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО - ПСИХИАТРИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

       Обсуждение на  Всероссийском  рабочем  совещании  по  судебной
   психиатрии в г.  Пензе 2-3 июня 1998 г.,  а также  на  оперативном
   межведомственном  совещании  в  Генеральной прокуратуре Российской
   Федерации 14   июля  1998  г.  вопросов  назначения  и  проведения
   судебно - психиатрических экспертиз (СПЭ) в связи с расследованием
   уголовных  дел  показало,  что  в  этой  работе  имеются серьезные
   недостатки.  Они  негативно  влияют  на   сроки,  как   выполнения
   экспертиз,  так  и  предварительного расследования уголовных дел и
   содержания обвиняемых под стражей.
       Нередко судебно - психиатрические экспертизы  назначаются  при
   отсутствии  данных  о  наличии  у обвиняемых признаков психических
   расстройств. В  постановлениях  о  назначении   СПЭ   недостаточно
   мотивируются  основания  их  проведения.  В  ходе расследования не
   всегда бывают собраны необходимые  сведения  о  состоянии  психики
   указанных лиц,    особенностях    их   поведения   до   совершения
   преступления и после него; в уголовных делах отсутствуют протоколы
   допросов родственников   и   других   свидетелей,  хорошо  знающих
   обвиняемых;  не  истребуются  подлинники  медицинских  документов,
   подтверждающих   факты   лечения   испытуемых   в  психиатрических
   больницах, нахождения  под   наблюдением   психиатра,   нарколога,
   освобождения от службы в армии в связи с психическим заболеванием,
   а также копии приговоров на ранее судимых и т.п.  Зачастую вопросы
   экспертам  -  психиатрам  формулируются  в  редакции  статей ранее
   действовавшего Уголовного  кодекса.  Перечисленные  недостатки  не
   позволяют  экспертам  -  психиатрам своевременно давать правильную
   оценку психическому состоянию испытуемых во время  совершения  ими
   преступлений  и вынуждает направлять дополнительные запросы лицам,
   назначившим СПЭ.  Последнее обстоятельство  значительно  замедляет
   сроки проведения экспертиз.
       Согласно статистике,  в  90%  случаев  вопросы  о  психическом
   состоянии   направленных  на  обследование  лиц  полностью  решает
   амбулаторная экспертиза.  Тем не менее нередко для выяснения  этих
   же вопросов   необоснованно   назначаются  стационарные  СПЭ.  Это
   происходит в результате недостаточного использования следователями
   возможностей  предварительных  консультаций  с  психиатрами  перед
   назначением экспертиз.
       В определенной    мере    перечисленные   недостатки   вызваны
   непрофессиональным подходом некоторых  следователей  к  назначению
   СПЭ,  незнанием  ими  норм  нового  Уголовного  кодекса Российской
   Федерации,  отсутствием надлежащего  процессуального  контроля  за
   назначением экспертиз в соответствии с новыми требованиями.
       В то  же  время   растет   число   случаев,   когда   в   ходе
   предварительного следствия и судебного разбирательства при наличии
   оснований СПЭ  не  назначаются.  В  результате  этого   в   местах
   исполнения уголовных наказаний увеличивается количество осужденных
   с тяжелыми формами психических расстройств. Среди них  есть  лица,
   ранее получавшие психиатрическую помощь.
       Некоторые руководители   органов   здравоохранения   субъектов
   Российской   Федерации   не   принимают  всех  необходимых  мер  к
   надлежащему обеспечению   работы   судебно    -    психиатрических
   экспертных комиссий (СПЭК) и контроля за их деятельностью. По этой
   причине  встречаются  факты  уклонения   председателей   указанных
   комиссий от  проведения  комплексных  психолого  - психиатрических
   экспертиз   якобы   из-за   отсутствия   нормативной   базы    для
   укомплектования   штатов   судебных  психологов  (при  действующем
   приказе  Минздрава  России  от  28.08.92  N  240  с   последующими
   дополнениями и   изменениями).  Порой  следователям  предъявляются
   требования об оплате судебно - психиатрических и других экспертиз,
   у  них  не  принимаются  уголовные  дела без подлинной медицинской
   документации,   которую   по   объективным   причинам   невозможно
   представить.
       Допускаются факты   волокиты   в    проведении    СПЭ    из-за
   несвоевременного    обследования    испытуемых   на   инфекционные
   заболевания.
       В целях устранения отмеченных недостатков
       ПРЕДЛАГАЕМ:
       1. Прокурорам  субъектов Российской Федерации,  военным и иным
   прокурорам специализированных  прокуратур,  министрам   внутренних
   дел, начальникам ГУВД (УВД) субъектов Российской Федерации, УВД на
   транспорте,  УВД (ОВД) Управления режимных  объектов  МВД  России,
   министрам    и    начальникам    управлений   юстиции,   министрам
   здравоохранения  и   начальникам   департаментов   здравоохранения
   субъектов  Российской  Федерации  принять  безотлагательные меры к
   повышению   уровня   назначения    и    проведения    судебно    -
   психиатрических,  комплексных судебных психолого - психиатрических
   экспертиз, усилить процессуальный и ведомственный контроль за этой
   деятельностью.    Контролировать    своевременность   этапирования
   обвиняемых из  следственных   изоляторов   к   местам   проведения
   судебно - психиатрических экспертиз.
       2. Прокурорам   и   руководителям   органов   предварительного
   следствия  постоянно  требовать  от  подчиненных  им  следователей
   тщательного исследования личности обвиняемых,  в поведении которых
   до   и   после   совершения   преступлений   проявлялись  признаки
   неадекватного поведения,  возможных расстройств психики, требующих
   назначения   судебно   -  психиатрической  экспертизы.  Решения  о
   назначении таких экспертиз и выборе форм  обследования  испытуемых
   обосновывать  материалами, подтверждающими сомнение  в способности
   обвиняемого  осознавать  фактический   характер   и   общественную
   опасность   своих   действий   (бездействия)  или  руководить  ими
   вследствие хронического или временного психического  расстройства,
   слабоумия либо иного болезненного состояния психики. При вынесении
   постановлений о   назначении   СПЭ   и   формулировании   вопросов
   экспертам - психиатрам   строго   руководствоваться   требованиями
   действующего материального и процессуального законодательства.  На
   стационарное обследование испытуемых направлять  в  исключительных
   случаях. При   возникновении    необходимости   продления   сроков
   предварительного следствия и содержания обвиняемых под  стражей  в
   связи   с   проведением  стационарных  судебно  -  психиатрических
   экспертиз контролировать   полноту   подготовки   материалов   для
   судебно -  психиатрических   экспертных   комиссий:  приобщение  к
   уголовным  делам   всех   необходимых  документов, характеризующих
   личность   обвиняемых;   надлежащее   оформление   уголовных  дел;
   правильность постановки  вопросов  экспертам  -  психиатрам.   При
   направлении  вышестоящим  прокурорам ходатайств о продлении сроков
   предварительного следствия и содержания обвиняемых под  стражей  в
   связи  с  назначением  стационарных  СПЭ отражать в них выполнение
   перечисленных требований.  Обеспечивать  своевременное  исполнение
   запросов  экспертов  -  психиатров  о  направлении  им недостающих
   материалов.
       3. Начальникам    территориальных    органов    уголовно     -
   исполнительной  системы  Министерства юстиции Российской Федерации
   потребовать от начальников  следственных  изоляторов  организовать
   проведение  испытуемым  необходимого  обследования на инфекционные
   заболевания в медицинских учреждениях Министерства здравоохранения
   Российской   Федерации. Руководителям    территориальных   органов
   здравоохранения   обеспечить   проведение    данных    медицинских
   обследований.
       4. Начальникам   территориальных   органов   внутренних    дел
   осуществлять   своевременное   этапирование   лиц,  нуждающихся  в
   проведении судебно - психиатрических  экспертиз,  из  следственных
   изоляторов  в  соответствующие медицинские учреждения Министерства
   здравоохранения Российской Федерации в сроки, указанные в запросах
   председателей судебно - психиатрических экспертных комиссий.
       5. Руководителям органов здравоохранения субъектов  Российской
   Федерации, главным  врачам медицинских учреждений,  осуществляющим
   стационарные  судебно  -  психиатрические  экспертизы,  обеспечить
   своевременное прохождение  испытуемыми  судебно  - психиатрических
   экспертиз.
       6. Председателям   судебно   -   психиатрических    экспертных
   комиссий:
       строго контролировать качество и соблюдение сроков  выполнения
   экспертиз, полноту  и  всесторонность обследования,  объективность
   оценки членами  экспертных  комиссий  материалов,  характеризующих
   психическое состояние испытуемых;
       совместно с сотрудниками правоохранительных органов  регулярно
   анализировать   состояние   работы   по  подготовке  следователями
   соответствующих материалов,  принимать скоординированные  меры  по
   повышению уровня  этой  работы  и устранению причин,  отрицательно
   влияющих на  качество   выполнения   судебно   -   психиатрических
   экспертиз;
       обеспечить укомплектование     судебно    -    психиатрических
   экспертных  комиссий  квалифицированными  кадрами   психиатров   и
   психологов в соответствии с утвержденными штатными нормативами.

                                   Заместитель Генерального прокурора
                                                 Российской Федерации
                                             государственный советник
                                                     юстиции 1 класса
                                                          М.Б.КАТЫШЕВ

                                          Первый заместитель Министра
                                                       внутренних дел
                                                 Российской Федерации
                                          генерал - полковник милиции
                                                          В.И.ФЕДОРОВ

                                         Заместитель Министра юстиции
                                                 Российской Федерации
                                             государственный советник
                                                     юстиции 1 класса
                                                          Ю.И.КАЛИНИН

                                                 Заместитель Министра
                                                      здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                           А.И.ВЯЛКОВ

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz