МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 26 апреля 1999 г. N ГБ-6-22/365@
Прошу в срок до 15 мая рассмотреть и представить свое мнение и
предложения в проект "Стратегии развития налоговых органов".
Комментарии должны содержать общую оценку стратегической линии,
перспективы и возможности выполнения поставленных задач в период
до 2003 года, а также должны включать предложения территориальных
инспекций по конкретным мероприятиям выполнения данного плана.
При подготовке комментариев необходимо привлечь к работе всех
руководящих сотрудников региональной и территориальных налоговых
инспекций.
Прошу также принять во внимание, что с момента его
окончательного утверждения в доработанном виде с учетом
комментариев "Стратегический план развития налоговых органов"
станет основным стратегическим документом Министерства по налогам
и сборам и будет обязательным для выполнения центральным аппаратом
и региональными налоговыми органами.
Все комментарии можно направлять по факсу 956-39-67 или
электронной почте. За дополнительной информацией или с вопросами
обращаться к Толгской Елене Романовне (209-70-02).
Министр
Г.В.БООС
Проект
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Апрель 1999
НАШЕ ВИДЕНИЕ, ИЛИ О ЧЕМ ЭТОТ ДОКУМЕНТ
Настоящий документ является стратегическим планом развития МНС
России на период до 2003 года и определяет основные шаги по
реализации налоговой политики в России Министерством Российской
Федерации по налогам и сборам на этот период.
- Целью его создания стала необходимость выработать общее
понимание содержания и целей той налоговой реформы, которую мы
проводим, а также сути тех действий, которые мы предпринимаем для
увеличения доходной части бюджета.
В подробной и доступной форме этот документ определяет:
- основные приоритеты развития министерства на период до
2003 года;
- стратегию действия;
- конкретные задачи текущего периода.
НАША ЦЕЛЬ, ИЛИ ДЛЯ ЧЕГО МЫ СУЩЕСТВУЕМ
----------------------------------------------------------¬
¦ МЫ ДОБЬЕМСЯ ТАКИХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧАТ ¦
¦ ----------------------------------------------------- ¦
¦ ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ГРАЖДАН РОССИИ ¦
¦ -------------------------------------- ¦
L----------------------------------------------------------
НАШИ ЗАДАЧИ, ИЛИ ЧЕГО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ
Для успешного выполнения поставленной цели МЫ ДОЛЖНЫ РЕШИТЬ
следующие задачи:
- добиваться разумного сокращения налогового бремени;
- повысить налоговую культуру населения и степень соблюдения
налогового законодательства;
- повысить эффективность налогового администрирования;
- повысить профессиональный уровень сотрудников налоговых
органов;
- добиваться соблюдения профессиональной этики и справедливого
беспристрастного отношения к налогоплательщику со стороны
сотрудников налоговых органов.
НАШИ СРЕДСТВА,
ИЛИ КАК МЫ МОЖЕМ РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Повысить налоговую культуру населения и степень соблюдения¦
¦налогового законодательства мы можем путем подготовки¦
¦сбалансированной программы мер, направленных на разъяснение¦
¦налоговой политики и налогового законодательства, упрощение¦
¦законов, оказание консультационных услуг налогоплательщикам,¦
¦повышение эффективности усилий по взиманию недоимки. ¦
L-----------------------------------------------------------------
МЫ РАЗВЕРНЕМ АКТИВНУЮ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:
- расширим образовательные кампании для населения;
- подготовим путеводители по налоговой системе России и
унифицируем налоговые формы;
- будем проводить специальные встречи и семинары в регионах по
вопросам налогового законодательства и новым законодательным
инициативам.
МЫ ПОВЕРНЕМСЯ ЛИЦОМ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ:
- упростим и стандартизируем процедуры уплаты налогов и
предоставления налоговой отчетности;
- расширим систему телефонного консультирования
налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства;
- расширим программу оказания консультационных услуг
налогоплательщиков по текущим вопросам.
МЫ ДОБЬЕМСЯ ПОЛНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ СВОИХ
НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ:
- внедрим усовершенствованную стратегию налогового аудита;
- доработаем и внедрим компьютерную систему проведения
камеральных проверок и механизм выборки налогоплательщиков для
документальных проверок;
- разработаем и внедрим компьютерную систему проверок доходов
населения, попадающих под налогообложение;
- разработаем и реализуем программу обмена информацией в
рамках договоров о двойном налогообложении;
- будем проводить методическую и организационную помощь
регионам по внедрению и совершенствованию нормативной базы и
механизмов сборов местных налогов;
- усовершенствуем и внедрим дополнительные процедуры
принудительного взыскания недоимки.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Добиваться разумного сокращения налогового бремени путем¦
¦расширения базы налогообложения, легализации теневого бизнеса,¦
¦эффективной и плодотворной законотворческой работы. ¦
L-----------------------------------------------------------------
МЫ БУДЕМ АКТИВНО ВЫСТУПАТЬ ЗА СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ:
- продолжим разработку и принятие законодательных актов,
направленных на снижение налоговых ставок;
- разработаем и внедрим меры по реструктуризации
задолженностей налогоплательщиков;
- облегчим налоговое бремя путем введения упрощенных
механизмов уплаты налогов;
- будем постоянно осуществлять работу с региональными и
местными законодательными органам.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Повысить профессиональный уровень сотрудников налоговых¦
¦органов мы можем за счет совершенствования системы подготовки и¦
¦переподготовки кадров, совершенствования методов управления¦
¦персоналом, а также путем создания достойных условий труда¦
¦сотрудникам налоговых органов. ¦
L-----------------------------------------------------------------
МЫ СОЗДАДИМ НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛАСС РАБОТНИКОВ -
НАЛОГОВИКОВ:
- разработаем и внедрим систему профессиональной подготовки и
переподготовки кадров;
- разработаем и внедрим систему повышения квалификации;
- развернем сеть высших учебных заведений, занимающихся
подготовкой специалистов налоговых органов;
- разработаем и внедрим систему налогового обучения в школах и
средних специальных учебных заведениях;
- разработаем и внедрим новые механизмы управления персоналом.
МЫ ОБЕСПЕЧИМ ДОСТОЙНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА СОТРУДНИКАМ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ:
- разработаем и добьемся внедрения предложений по
совершенствованию системы адекватной оплаты труда и нормальных
рабочих условий сотрудникам налоговых органов;
- разработаем и внедрим систему поощрений и санкций по
результатам деятельности налоговых органов.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Добиваться соблюдения профессиональной этики и справедливого¦
¦беспристрастного отношения к налогоплательщику со стороны¦
¦сотрудников налоговых органов мы можем путем повышения статуса¦
¦государственного служащего, повышения доверия к работникам¦
¦налоговых органов, повышения персональной ответственности. ¦
L-----------------------------------------------------------------
МЫ ИСКЛЮЧИМ КОРРУМПИРОВАННОСТЬ В НАШИХ РЯДАХ:
- разработаем "Кодекс чести" и присягу налогового инспектора и
внедрим их в систему образования сотрудников налоговых органов;
- разработаем меры по контролю за соблюдением профессиональной
этики сотрудников налоговых служб;
- разработаем и внедрим меры административного воздействия за
нарушение профессиональной этики.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Повысить эффективность налогового администрирования путем¦
¦усовершенствования механизмов администрирования при¦
¦одновременном пропорциональном снижении затрат на¦
¦администрирование. ¦
L-----------------------------------------------------------------
МЫ УЛУЧШИМ СИСТЕМУ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ:
- разработаем и внедрим (на поэтапной основе) план
компьютерной поддержки инициатив, затрагивающих все аспекты
налогового администрирования;
- проведем оценку бизнес - процессов, применяемых в налоговом
администрировании;
- разработаем и внедрим новую организационную схему работы
налоговых органов на федеральном и местном уровнях;
- проведем оценку затрат на осуществление мероприятий по
налоговому администрированию в сопоставлении с их
результативностью;
- разработаем и внедрим общероссийскую систему регистрационных
номеров налогоплательщиков;
- проведем анализ и необходимую работу по подготовке и
администрированию социальных налогов;
- проведем необходимую исследовательскую работу в регионах для
выявления макро- и микроэкономических тенденций и изменения
поведения налогоплательщиков.
УСЛОВИЯ УСПЕХА,
ИЛИ ЧТО НАМ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ
Для выполнения данного плана НЕОБХОДИМО:
- ИМЕТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ, которые следуют высоким
моральным принципам, честны и беспристрастны по отношению к
налогоплательщику;
- ОБЛАДАТЬ СОВРЕМЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И
СИСТЕМАМИ, так как это позволит ускорить и улучшить работу
налоговых органов и даст возможность налогоплательщикам соблюдать
налоговое законодательство;
- ИМЕТЬ В ДЕЙСТВИИ ПРОСТОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, так как простые и
понятные законы позволяют повысить собираемость налогов;
- ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, так как только
достойные условия труда сотрудников налоговых органов и
финансирование соответствующих программ по улучшению налогового
администрирования позволят повысить профессионализм сотрудников
налоговых органов и обеспечить необходимый уровень собираемости
налогов в федеральный бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ МЫ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕМ
Налоговая система предназначена для обеспечения необходимых
средств на оплату услуг, оказываемых государством всем членам
общества. Выполнение данного плана даст нам возможность:
- гарантировать выплаты пенсий в размере не менее реального
прожиточного минимума;
- гарантировать выплаты заработной платы работникам бюджетной
сферы в размере не менее реального прожиточного уровня;
- укрепить и расширить систему социальной защиты и бесплатных
услуг социально незащищенным слоям населения;
- обеспечить высокий уровень личной защищенности граждан
России путем повышения материальной оснащенности и адекватной
оплаты труда сотрудникам правоохранительных органов;
- повысить и расширить возможности государственной поддержки
систем образования и здравоохранения с обеспечением
конституционных прав граждан на их пользование.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - ЭЛЕМЕНТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ
Основные черты
Преобразование Госналогслужбы в
Министерство РФ по налогам и сборам с
----------¬ передачей ему функции по разработке
¦ Министр ¦ государственной налоговой политики и
L----T----- администрированию законодательства в
¦ области контроля валютных операций.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ¦ Внедрение новой структуры центрального
УРОВЕНЬ ------+-----¬ аппарата, в рамках которой
¦Центральный¦ функциональные подразделения логически
¦ аппарат ¦ сгруппированы и подотчетны заместителям
L-----T------ Министра, курирующим соответствующие
------¬ ¦ направления (см. прилагаемую таблицу).
¦ ЦОД ¦ +-----T--------¬ Создание Федерального центра обработки
L------ ¦ ¦ ¦ данных (ЦОДа) с целью обеспечения
/\ ¦ ¦ ¦ использования общероссийских прикладных
/ \ ¦ ¦ ¦ программных комплексов, информационного
/ \ ¦ ¦ ¦ взаимодействия и поддержки
/ \ ¦ ¦ ¦ функционирования межрегиональных ЦОДов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ / \ ¦ ---+--¬ ---+--¬ Создание двух межрегиональных ГНИ для
УРОВЕНЬ / \ +--+ ГНИ ¦ ¦ ГНИ ¦ организации работы (1) с крупными
----------¬ ----------¬¦ L--T--- L--T--- налогоплательщиками и (2) обеспечения
¦ Центр ¦ ¦ Цент𠦦 /¦\ /¦\ оперативного контроля проблемных
¦обработки¦ ¦обработк覦 налогоплательщиков.
¦ данных ¦ ¦ данных ¦¦ Создание двух межрегиональных ЦОДов с
L-T-------- L--T-------¦ целью исследования возможности
¦ ¦ ¦ централизации функций по обработке
¦ ¦ ¦ данных, выполняемых местными ГНИ. (На
¦ ¦ ¦ начальном этапе концепция будет
¦ ¦ ¦ апробироваться на "пилотной" основе на
¦ ¦ ¦ базе Волгоградской и Московской ГНИ в
¦ ¦ ¦ течение 18 месяцев.)
---------------------------------------------------------------------------------------------------
РЕГИОНАЛЬНЫЙ +----T----T--+-------+------------------¬ Расформирование городских ГНИ в ряде
УРОВЕНЬ ¦ ¦ ¦ ¦ крупных городов некоторых регионов с
--+-¬--+-¬--+-¬ ----¬----¬--+-¬целью устранения данного звена
¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦управления как нецелесообразного.
L-T--L-T--L-T-- L-T--L-T--L-T--
/¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\
---------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕЖРАЙОННЫЙ / ¦\ \ / \\ \ Постепенное сокращение числа местных ГНИ
УРОВЕНЬ / ¦ \ \ / \\ \ (в настоящее время их 2600) путем
/ ¦ \ \ / \\ \ создания межрайонных госналогинспекций.
----------¬ \ \ ----------¬ \\ \ Данная мера направлена на повышение
¦--¬--¬--¬¦--¬--¬--¬ ¦--¬--¬--¬¦--¬--¬--¬ эффективности деятельности налоговых
¦L--L--L--¦L--L--L-- ¦L--L--L--¦L--L--L-- органов за счет объединения небольших
L----T----- L----T----- экономически неэффективных местных ГНИ
¦ ¦ соседних районов.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ
-------------------------------------¬
------------¬ --+ Административно - контрольный ¦
¦ БООС Г.В. ¦ ¦ ¦ департамент ¦
¦ МИНИСТР ¦ ¦ L-------------------------------------
L----T------- ¦ -------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Управление по связям ¦
¦ +-+ с общественностью и СМИ ¦
¦ ¦ L-------------------------------------
+---------+ -------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ Департамент расчета налоговой базы ¦
¦ +-+и планирования налоговых поступлений¦
¦ ¦ L-------------------------------------
¦ ¦ -------------------------------------¬
¦ L-+Контрольно - ревизионное управление ¦
¦ L-------------------------------------
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ¦
(вопросы налоговой политики и законодательства) ¦ ОПЕРАТИВНЫЙ БЛОК БЛОК АДМИНИСТРАТИВНОГО
-------------------------T-----------+-------------T-----------¬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
------------+-----------¬ -----------+----------¬ -------------+----------¬¦ ----------------------¬
¦ Гусев В.В. ¦ ¦ Шульгин С.Н. ¦ ¦ Смирнов А.В. ¦¦ ¦ Мишустин М.В. ¦
¦ Первый заместитель ¦ ¦Заместитель Министра ¦ ¦ Первый заместитель ¦+-+ Заместитель Министра¦
¦ Министра ¦ +---------------------+ ¦ Министра ¦¦ +---------------------+
+-----------------------+ ¦Департамент налоговой¦ +-----------------------+¦ ¦Департамент информа- ¦
¦Департамент методологии¦ ¦политики и совершен- ¦ ¦Территориальное ¦¦ ¦ционных ресурсов ¦
¦косвенных налогов, ¦ ¦ствования налогового ¦ ¦управление ¦¦ ¦ ¦
¦налогов с оборота и ¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦¦ ¦Государственное ¦
¦налога с продаж ¦ ¦ ¦ ¦Управление организации ¦¦ ¦унитарное предприятие¦
¦ ¦ ¦Правовой департамент ¦ ¦учета налогоплатель- ¦¦ ¦Главный научно - ¦
¦Департамент методологии¦ ¦ ¦ ¦щиков ¦¦ ¦исследовательский ¦
¦налогообложения прибыли¦ ¦Управление междуна- ¦ ¦ ¦¦ ¦вычислительный ¦
¦и бухучета для целей ¦ ¦родного сотрудниче- ¦ ¦Департамент мониторингদ ¦аналитический центр ¦
¦налогообложения ¦ ¦ства ¦ ¦и анализа налоговых ¦¦ ¦МНС РФ ¦
L-----------T------------ L---------------------- ¦поступлений ¦¦ L----------T-----------
------------+-----------¬ ¦ ¦¦ -----------+----------¬
¦ Селиванов И.А. ¦ ¦Управление организации ¦+-+ Тихомиров В.В. ¦
¦Заместитель руководи- ¦ ¦контрольной работы ¦¦ ¦Заместитель Министра ¦
¦теля ГНС ¦ L------------T-----------¦ +---------------------+
+-----------------------+ -------------+----------¬¦ ¦Департамент кадровой ¦
¦Управление международ- ¦ ¦ Павлов В.А. ¦¦ ¦политики ¦
¦ных налоговых отношений¦ ¦ Заместитель Министра ¦¦ ¦ ¦
¦ ¦ +-----------------------+¦ ¦Всероссийская ¦
¦Управление ресурсных ¦ ¦Управление по работе с ¦¦ ¦государственная ¦
¦платежей ¦ ¦крупными налогоплатель-¦¦ ¦налоговая академия ¦
L-----------T------------ ¦щиками, реструктуриза- ¦¦ ¦ ¦
------------+-----------¬ ¦ции задолженности и ¦¦ ¦Центры подготовки ¦
¦ Заместитель Министра ¦ ¦принудительному взыска-¦¦ ¦персонала ¦
+-----------------------+ ¦нию недоимки ¦¦ L----------T-----------
¦Департамент методологии¦ L------------T-----------¦ -----------+----------¬
¦налогообложения фонда ¦ -------------+----------¬L-+ Ковалев В.Н. ¦
¦оплаты труда ¦ ¦ Берестовой В.И. ¦ ¦Заместитель Министра ¦
¦ ¦ ¦ Заместитель Министра ¦ +---------------------+
¦Отдел по научно - мето-¦ +-----------------------+ ¦Департамент социаль- ¦
¦дической и консультаци-¦ ¦Департамент налогообло-¦ ¦но - бытового и ¦
¦онной работе ¦ ¦жения алкогольной и ¦ ¦хозяйственного ¦
L------------------------ ¦табачной продукции ¦ ¦обеспечения ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Управление организации ¦ ¦Отдел по информацион-¦
¦работы по налогообложе-¦ ¦ной безопасности ¦
¦нию торговли, сферы ¦ ¦ ¦
¦услуг, малого и средне-¦ ¦Финансово - экономи- ¦
¦го бизнеса ¦ ¦ческий департамент ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Отдел методологии, ¦ ¦Межрегиональная ¦
¦лицензирования и конт- ¦ ¦госналогинспекция по ¦
¦роля за производством и¦ ¦оперативному контролю¦
¦оборотом этилового ¦ ¦проблемных налогопла-¦
¦спирта и алкогольной ¦ ¦тельщиков ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦
L------------T----------- ¦Службы соц. ¦
-------------+----------¬ ¦обеспечения ¦
¦ Заместитель ¦ L----------------------
+-----------------------+
¦Департамент контроля ¦
¦валютных экспортно - ¦
¦импортных операций ¦
¦ ¦
¦Управление организации ¦
¦работы по налогообложе-¦
¦нию финансово - кредит-¦
¦ных организаций ¦
L------------------------
|