ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 апреля 1999 г. N ЛЧ-09-27/3748
О РЕШЕНИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для информации
и использования в работе решение Одинцовского городского суда
Московской области по иску пенсионерки Малаховой А.Я. к Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Одинцовскому району
Московской области о взыскании невыплаченной пенсии в связи с
неправильным применением Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 113-ФЗ при подсчете пенсии. Решением суда в удовлетворении
исковых требований было отказано.
Пенсионный фонд Российской Федерации, привлеченный в процесс в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований,
при аргументации своей позиции исходил из следующего.
Действующая редакция части второй статьи 4 Федерального закона
от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" допускает неоднозначное толкование. Один
из возможных вариантов толкования части второй статьи 4 допускает,
что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера
определяется в соответствии с частью четвертой статьи 1,
ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране и устанавливается в
едином размере 0,7 для всех пенсионеров.
Однако индивидуальный коэффициент пенсионера, во-первых,
определяется в соответствии с частью второй статьи 1, а не частью
четвертой данной статьи, во-вторых, не может ограничивать
отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной
заработной плате в стране, поскольку выводится через это
отношение, и, в-третьих, не может быть установлен в размере 0,7
для тех пенсионеров, у которых он фактически меньше этого
значения.
Кроме того, из всего текста Федерального закона от 21 июля
1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий" следует, что ограничение может касаться
лишь составных частей индивидуального коэффициента пенсионера, а
именно: размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от
продолжительности трудового стажа (не более 75 процентов, т.е.
ограничительный коэффициент 0,75), и отношения среднемесячного
заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране
(ограничительный коэффициент не свыше 1,2).
Таким образом, а также принимая во внимание, что часть вторая
статьи 4 содержит отсылку к части четвертой статьи 1,
устанавливающей ограничительный коэффициент на отношение
среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной
плате в стране, ограничение 0,7 должно относиться не к
индивидуальному коэффициенту пенсионера, а к одной из его
составных частей, а именно к отношению среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.
Кроме того, расходование денежных средств Пенсионного фонда
Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными
законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на
соответствующий год. Федеральным законом от 30 марта 1999 г.
N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999
год" предусмотрено расходование денежных средств Пенсионного фонда
Российской Федерации на выплату пенсий исходя из применения
ограничения 0,7 к отношению среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране, а не к индивидуальному
коэффициенту пенсионера.
На основании изложенного нет правовых оснований для применения
ограничения 0,7 к индивидуальному коэффициенту пенсионера.
Следует также отметить, что 15 апреля 1998 г. решением
Свердловского районного суда г. Белгорода Кондрашину Н.Д. по
аналогичному иску к Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации по г. Белгороду было отказано в удовлетворении исковых
требований. 9 июня 1998 г. определением судебной коллегии по
гражданским делам Белгородского областного суда решение суда
первой инстанции было оставлено без изменения.
Заместитель
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК
|