УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Комитет по делам
общественных объединений
и религиозных организаций
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
Принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон "О свободе
совести и о религиозных объединениях" в основном отвечает
международно - правовым обязательствам России, взятым ею на себя в
качестве государства - участника Международного пакта о
гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите
основных прав и свобод человека. В преамбуле Закона (пункты 1 -
3), как и в статьях 28, 19 (ч. 2) и 29 (ч. 2) Конституции
Российской Федерации, подтверждается право каждого на свободу
совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед
законом независимо от отношения к религии и убеждений.
В то же время ряд положений Закона вступает в противоречие с
принципами, установленными упомянутыми международно - правовыми
документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами
при подаче жалоб в Европейский Суд по правам человека. По сути
дела эти нормы и не могут действовать на территории Российской
Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством
правил, установленных международными договорами, что предусмотрено
Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15).
1. По сравнению с общим международно - правовым принципом
равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской
Федерации (согласно ч. 1 ст. 14 "никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной", а
согласно ч. 2 этой же статьи "религиозные объединения... равны
перед законом"), в Законе о свободе совести по сути закрепляется
привилегированное положение отдельных религий.
В преамбуле Закона (п. 4 - 5) делается ссылка на "особую роль
православия в истории России, в становлении и развитии ее
духовности и культуры" и на уважение "христианства, ислама,
буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую
часть исторического наследия России".
Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под
определение "других" - католицизм, униатство, или же, скажем,
пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как
часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это
неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе, -
конфуцианству, индуизму и т.п. - не являющимся частью этого
наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого
юридического ответа на эти вопросы не существует.
2. В Законе о свободе совести (п. 3 ст. 3) говорится, что
установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации
в зависимости от отношения к религии не допускается. Однако,
помимо декларированного в преамбуле привилегированного положения
отдельных религий, ряд других положений закона устанавливает
нормы, по сути ведущие к дискриминации отдельных конфессий на
практике.
Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам
органов Совета Европы, являющимся важным источником "европейского"
права, проводимое в Законе (ст. ст. 6 и 7) разграничение между
религиозными объединениями и религиозными группами.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона религиозные группы, в
отличие от религиозных объединений, не подлежат государственной
регистрации и не пользуются правами юридического лица.
Закон, кроме того, проводит различие между "традиционными"
религиозными организациями и религиозными организациями, у которых
отсутствует "документ, подтверждающий их существование на
соответствующей территории не менее 15 лет" (п. 1 ст. 9 Закона).
"Нетрадиционные" религиозные организации лишены многих прав и
в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут:
- просить Президента РФ об отсрочке от призыва на военную
службу и освобождении от военных сборов своих священнослужителей,
а также не имеют права на замену военной службы альтернативной
службой для последователей данной религии;
- создавать образовательные учреждения;
- обучать детей религии вне рамок образовательной программы;
- иметь при себе представительство иностранной религиозной
организации;
- проводить религиозные обряды в лечебно - профилактических и
больничных учреждениях, детских домах, домах - интернатах для
престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовное
наказание в виде лишения свободы;
- производить, приобретать, экспортировать, импортировать и
распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и
видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
- учреждать организации, издающие богослужебную литературу и
производящие предметы культового назначения;
- создавать образовательные учреждения, а также учреждать
средства массовой информации;
- создавать учреждения профессионального религиозного
образования для подготовки служителей и религиозного персонала;
- приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной,
в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.
Дискриминационным является также противоречащий как
Европейской конвенции, так и Международному пакту о гражданских и
политических правах п. 2 ст. 13 Закона, который гласит, что
"представительство иностранной религиозной организации не может
заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не
распространяется статус религиозного объединения".
3. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о свободе совести "право
человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания
может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и
гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности
государства".
Последнее положение противоречит п. 2 ст. 9 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод, который
гласит: "свобода исповедовать свою религию... подлежит лишь таким
ограничениям, которые установлены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах общественного спокойствия,
охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для
защиты прав и свобод других лиц". Это исчерпывающий список
предусмотренных Конвенцией законных ограничений права на свободу
религии. В отличие от ряда других прав и свобод, гарантируемых, в
частности, Статьями 8, 10, 11, никакого лимитирования свободы
религии по соображениям "национальной безопасности" Конвенция не
устанавливает.
4. Ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о свободе совести предусматривают
возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских
частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей.
Однако практические гарантии реализации этих прав в Законе
отсутствуют. Не ясно, что имеется в виду под "учетом требований
воинских уставов" и "соблюдением требований уголовно -
процессуального законодательства", на которые ссылается данная
Статья.
С учетом изложенных замечаний Федеральный закон "О свободе
совести и о религиозных объединениях" может быть приведен в
соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
О.МИРОНОВ
|