Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
              О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
           "О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
                МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                   В Комитет по делам
                                             общественных объединений
                                            и религиозных организаций
                                    Государственной Думы Федерального
                                        Собрания Российской Федерации

       Принятый  26  сентября  1997  г.  Федеральный закон "О свободе
   совести   и  о  религиозных   объединениях"   в основном  отвечает
   международно - правовым обязательствам России, взятым ею на себя в
   качестве   государства   -  участника   Международного   пакта   о
   гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите
   основных  прав  и свобод человека.  В преамбуле Закона (пункты 1 -
   3),  как  и в  статьях  28,  19  (ч.  2)  и 29 (ч.  2) Конституции
   Российской  Федерации,  подтверждается  право  каждого  на свободу
   совести  и свободу  вероисповедания,  а  также  на равенство перед
   законом независимо от отношения к религии и убеждений.
       В то же время ряд положений Закона вступает в  противоречие  с
   принципами,  установленными  упомянутыми  международно - правовыми
   документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами
   при  подаче  жалоб  в Европейский Суд по правам человека.  По сути
   дела эти нормы и не могут  действовать  на  территории  Российской
   Федерации,  исходя  из  примата  над  внутренним законодательством
   правил, установленных международными договорами, что предусмотрено
   Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15).
       1.  По  сравнению  с общим  международно  - правовым принципом
   равенства  всех религий,  зафиксированным в Конституции Российской
   Федерации  (согласно  ч.  1  ст.  14  "никакая  религия  не  может
   устанавливаться  в качестве  государственной или обязательной",  а
   согласно  ч.  2  этой же статьи "религиозные объединения...  равны
   перед  законом"),  в Законе о свободе совести по сути закрепляется
   привилегированное положение отдельных религий.
       В преамбуле Закона (п.  4 - 5) делается ссылка на "особую роль
   православия   в  истории  России,   в  становлении  и развитии  ее
   духовности  и  культуры"  и на  уважение  "христианства,   ислама,
   буддизма,  иудаизма  и других  религий,  составляющих неотъемлемую
   часть исторического наследия России".
       Возникает два вопроса.  Во-первых, какие религии подпадают под
   определение  "других"  - католицизм,  униатство,  или же,  скажем,
   пятидесятники и молокане,  которые также могут рассматриваться как
   часть  исторического наследия России.  Во-вторых,  означает ли это
   неуважение  к  другим  религиям,  не  поименованным  в  Законе,  -
   конфуцианству,  индуизму  и  т.п.  -  не  являющимся  частью этого
   наследия.   При   нынешних   формулировках   преамбулы    строгого
   юридического ответа на эти вопросы не существует.
       2.  В  Законе о свободе совести (п.  3 ст.  3) говорится,  что
   установление преимуществ,  ограничений или иных форм дискриминации
   в  зависимости  от  отношения  к религии  не допускается.  Однако,
   помимо  декларированного  в преамбуле привилегированного положения
   отдельных  религий,  ряд  других  положений  закона  устанавливает
   нормы,  по  сути  ведущие  к дискриминации  отдельных конфессий на
   практике.
       Противоречит  как  Европейской  конвенции,  так  и прецедентам
   органов Совета Европы, являющимся важным источником "европейского"
   права,  проводимое  в Законе  (ст. ст. 6  и 7) разграничение между
   религиозными объединениями и религиозными группами.
       В  соответствии  с п.  1  ст.  7 Закона религиозные группы,  в
   отличие  от  религиозных объединений,  не подлежат государственной
   регистрации и не пользуются правами юридического лица.
       Закон,  кроме  того,  проводит  различие между "традиционными"
   религиозными организациями и религиозными организациями, у которых
   отсутствует   "документ,   подтверждающий   их   существование  на
   соответствующей территории не менее 15 лет" (п. 1 ст. 9 Закона).
       "Нетрадиционные"  религиозные организации лишены многих прав и
   в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут:
       -  просить  Президента  РФ  об  отсрочке от призыва на военную
   службу и освобождении от военных сборов своих  священнослужителей,
   а  также  не  имеют  права на замену военной службы альтернативной
   службой для последователей данной религии;
       - создавать образовательные учреждения;
       - обучать детей религии вне рамок образовательной программы;
       -  иметь  при  себе  представительство иностранной религиозной
   организации;
       -  проводить религиозные обряды в лечебно - профилактических и
   больничных  учреждениях,  детских  домах,  домах  - интернатах для
   престарелых  и инвалидов,  в  учреждениях,  исполняющих  уголовное
   наказание в виде лишения свободы;
       - производить,  приобретать,  экспортировать,  импортировать и
   распространять   религиозную   литературу,   печатные,   аудио-  и
   видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
       -  учреждать организации,  издающие богослужебную литературу и
   производящие предметы культового назначения;
       -  создавать  образовательные  учреждения,  а  также учреждать
   средства массовой информации;
       -    создавать   учреждения   профессионального   религиозного
   образования для подготовки служителей и религиозного персонала;
       - приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной,
   в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.
       Дискриминационным    является    также    противоречащий   как
   Европейской конвенции,  так и Международному пакту о гражданских и
   политических  правах  п.  2  ст.  13 Закона,  который гласит,  что
   "представительство  иностранной  религиозной  организации не может
   заниматься   культовой   и  иной  деятельностью,   и  на  него  не
   распространяется статус религиозного объединения".
       3. Согласно  п.  2  ст.  3  Закона  о  свободе  совести "право
   человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания
   может  быть  ограничено  Федеральным законом только в той мере,  в
   какой это необходимо в целях защиты основ конституционного  строя,
   нравственности,  здоровья,  прав  и  законных интересов человека и
   гражданина,   обеспечения   обороны    страны    и    безопасности
   государства".
       Последнее  положение  противоречит  п.  2  ст.  9  Европейской
   конвенции  о защите  прав  человека  и основных  свобод,   который
   гласит: "свобода исповедовать свою религию...  подлежит лишь таким
   ограничениям,   которые   установлены   законом   и  необходимы  в
   демократическом  обществе  в интересах  общественного спокойствия,
   охраны  общественного  порядка,  здоровья и нравственности или для
   защиты  прав  и свобод  других  лиц".   Это  исчерпывающий  список
   предусмотренных  Конвенцией  законных ограничений права на свободу
   религии.  В отличие от ряда других прав и свобод, гарантируемых, в
   частности, Статьями  8, 10, 11,   никакого  лимитирования  свободы
   религии  по  соображениям "национальной безопасности" Конвенция не
   устанавливает.
       4. Ч.  3 и 4 ст.  16 Закона о свободе совести  предусматривают
   возможность  совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских
   частях,  в местах лишения свободы и местах содержания под стражей.
   Однако   практические  гарантии  реализации  этих  прав  в  Законе
   отсутствуют.  Не ясно,  что имеется в виду под "учетом  требований
   воинских   уставов"   и   "соблюдением   требований   уголовно   -
   процессуального законодательства",  на  которые  ссылается  данная
   Статья.
       С  учетом  изложенных  замечаний  Федеральный закон "О свободе
   совести  и о религиозных  объединениях"   может  быть  приведен  в
   соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного
   права и международными договорами Российской Федерации.

                                    Уполномоченный по правам человека
                                               в Российской Федерации
                                                            О.МИРОНОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz