Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 21.04.99 N 3901-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВКЛАДАХ, ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 21 апреля 1999 г. N 3901-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "О ВКЛАДАХ, ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ
                СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    В ПЕРИОД ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   вкладах,  внесенных в Акционерный коммерческий Сберегательный банк
   Российской Федерации в период до 1 января  1992  года",  внесенный
   Московской областной Думой.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в Комитет Государственной Думы по делам общественных
   объединений и религиозных организаций до 20 мая 1999 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы   по  делам  общественных
   объединений  и  религиозных   организаций   доработать   указанный
   законопроект  с  учетом  поступивших  поправок  и  внести  его  на
   рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            О ВКЛАДАХ, ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ
           СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД
                         ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА

       Статья 1.  Условия договоров по вкладам, находящимся на счетах
   граждан в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской
   Федерации, подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с
   нормами гражданского законодательства.
       В соответствии с Основами законодательства СССР и республик об
   индексации  доходов  населения  и  Законом  РСФСР  "Об  индексации
   денежных  доходов  и сбережений граждан в РСФСР" указанные вклады,
   внесенные до 1 января  1992  года,  и  проценты  по  ним  подлежат
   индексации,    обеспечивающей    поддержание    их   покупательной
   способности.
       Вклады и   проценты   по  ним  индексируются  путем  изменения
   процентных ставок в соответствии с индексами потребительских  цен,
   установленными  для  целей  Закона  РСФСР  "Об индексации денежных
   доходов и сбережений граждан в РСФСР".

       Статья 2. Вклады граждан, внесенные в Акционерный коммерческий
   Сберегательный банк  Российской  Федерации  в  период  с  21  июня
   1991 года по  31  декабря  1991  года,  индексируются  Акционерным
   коммерческим  Сберегательным  банком  Российской Федерации за счет
   собственных средств.

       Статья 3.  Индексируемыми суммами вкладов для целей настоящего
   Закона  являются  находящиеся  на  счетах по вкладам в Акционерном
   коммерческом Сберегательном  банке  Российской  Федерации  остатки
   денежных средств,  внесенных  в  период  с  21  июня  1991 года по
   31 декабря 1991 года, начисленных на них процентов и компенсаций.

       Статья 4.  При снятии денежных средств со  счета,  на  котором
   находится  индексируемая сумма вклада,  в первую очередь снимается
   не  являющийся  индексируемой  суммой  вкладов  остаток   денежных
   средств,  внесенных после 1 января 1992 года, и начисленных на них
   процентов.

       Статья 5. Датой окончания периода хранения индексируемой суммы
   вклада или ее  части  является  дата  снятия  индексируемой  суммы
   вклада   или   ее   части  со  счета  в  Акционерном  коммерческом
   Сберегательном банке Российской Федерации.
       В результате индексации индексируемая  сумма  вклада  на  дату
   снятия   ее   или   ее  части  со  счета  должна  быть  не  меньше
   индексируемой суммы вклада по состоянию на 1 января  1992  года  с
   начисленными  на  нее  за  период  с  1  января  1992 года по дату
   окончания   периода   хранения   процентами   в   соответствии   с
   действовавшими  на  1  января 1992 года условиями договора вклада,
   умноженной  на  индекс  потребительских  цен  за  период  хранения
   индексируемой суммы вклада или ее части в Акционерном коммерческом
   Сберегательном банке Российской Федерации.

       Статья 6.  Индекс  потребительских  цен  за  период   хранения
   индексируемой   суммы  вклада  или  ее  части  равен  произведению
   квартальных  индексов  потребительских  цен,   установленных   для
   каждого квартала,  входящего в период хранения индексируемой суммы
   вклада или ее части.
       Первым кварталом  периода  хранения индексируемой суммы вклада
   или ее части  является  четвертый  квартал  1991  года.  Последним
   кварталом периода хранения индексируемой суммы вклада или ее части
   является квартал,  предшествующий кварталу,  на который приходится
   дата  снятия  индексируемой  суммы  вклада или ее части со счета в
   Акционерном   коммерческом   Сберегательном    банке    Российской
   Федерации.
       Для целей настоящего Закона квартальный индекс потребительских
   цен  для  последнего квартала периода хранения индексируемой суммы
   вклада или ее части считается равным 1.

       Статья 7. Квартальные индексы потребительских цен определяются
   для  каждого  квартала  начиная  с  четвертого  квартала 1991 года
   Государственным комитетом Российской  Федерации  по  статистике  в
   порядке,  установленном  Законом  РСФСР  "Об  индексации доходов и
   сбережений   граждан   в   РСФСР",   и    подлежат    официальному
   опубликованию.   Официально   опубликованные  квартальные  индексы
   потребительских  цен  считаются  установленными  и  изменению   не
   подлежат.

       Статья 8.  На  требования  по  индексируемым  суммам вкладов в
   Акционерном   коммерческом   Сберегательном    банке    Российской
   Федерации, установленным в статье  3  настоящего  Закона,  исковая
   давность не распространяется.

       Статья 9.  В случае национализации Акционерного  коммерческого
   Сберегательного  банка  Российской  Федерации  на  вклады граждан,
   внесенные   в   Акционерный   коммерческий   Сберегательный   банк
   Российской  Федерации  в  период с 21 июня 1991 года по 31 декабря
   1991  года,  распространяется  действие  Федерального  закона   "О
   восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" в
   порядке, установленном федеральными законами.

       Статья 10.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
   его официального опубликования.

       Статья 11. Предложить Президенту Российской Федерации привести
   свои указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

       Статья 12. Правительству Российской Федерации:
       привести свои  нормативные  правовые  акты  в  соответствие  с
   настоящим Федеральным законом;
       в месячный   срок   со   дня   вступления  в  силу  настоящего
   Федерального закона обеспечить официальное  опубликование  сводной
   таблицы квартальных  индексов  потребительских  цен  за  период  с
   1 октября  1991  года  по  день  вступления  в   силу   настоящего
   Федерального  закона  и  ежеквартальное  официальное опубликование
   последующих квартальных индексов потребительских цен.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
            "О ВКЛАДАХ, ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ
                СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    В ПЕРИОД ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА"

       Целью настоящего  проекта  Федерального закона является защита
   прав граждан,  нарушаемых Акционерным коммерческим  Сберегательным
   банком  Российской  Федерации  (далее  по  тексту  -  АКСБ)  путем
   неисполнения  Закона  РСФСР  "Об  индексации  денежных  доходов  и
   сбережений граждан в РСФСР".
       Законопроект не налагает на АКСБ никаких новых обязательств  и
   не  изменяет прежних,  он лишь устраняет возможности для уклонения
   АКСБ   от   исполнения   Закона   об    индексации,    признанного
   Конституционным   Судом   РФ   соответствующим  Конституции  РФ  и
   обязательным к применению по отношению  ко  вкладам,  внесенным  в
   АКСБ до 01.01.92.
       Законопроект не требует финансово - экономического обоснования
   и  заключения  Правительства  Российской  Федерации,  поскольку не
   создает никаких  новых,  не  существовавших  до  него,  финансовых
   обязательств   ни  для  АКСБ,  ни,  тем  более,  для  государства.
   Наоборот,   статья   9   законопроекта    существенно    облегчает
   субсидиарную  ответственность государства по обязательствам АКСБ в
   случае  его  банкротства  и  национализации,   позволяя   заменить
   погашение  долга  АКСБ  перед  вкладчиками переводом этого долга в
   целевые долговые обязательства РФ и надлежащим обслуживанием этого
   долга  в  соответствии  с  Федеральным законом "О восстановлении и
   защите сбережений граждан  Российской  Федерации"  и  последующими
   законами.
       Вступление в силу Федерального закона "О вкладах,  внесенных в
   Акционерный  коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации
   в  период  до  1  января  1992  года"  не  требует  изменения  или
   дополнения действующего законодательства.
       АКСБ принимал  вклады  граждан  на  условиях   исполнения   им
   договорных  обязательств  по  вкладам  в  соответствии  с  нормами
   гражданского    законодательства,    в     частности,     Основами
   законодательства  СССР и республик об индексации доходов населения
   от 25 июня 1991 года  и  Законом  РСФСР  "Об  индексации  денежных
   доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года.
       Согласно ст. 6  последнего  Закона  сбережения  в Сбербанке РФ
   индексируются  путем  изменения  процентных  ставок,   для   чего,
   согласно  ст. 3,   используется  индекс  потребительских цен,  и в
   результате  достигается  установленная   ст. 1   цель   Закона   -
   поддержание покупательной способности сбережений.
       Однако в течение последних 7  лет  АКСБ  производил  изменение
   процентных   ставок   по   вкладам   без   использования   индекса
   потребительских цен и безотносительно к нему.  В результате вклады
   граждан   были   обесценены   и   цель   Закона   об   индексации,
   сформулированная  в его ст. 1,  оказалась не достигнута.  Согласно
   Постановлению   Конституционного   Суда  РФ  N 12-П   от  31.05.93
   "...Нерешенность вопросов об  индексации  вкладов,  находящихся  в
   Сберегательном   банке   (на   1  января  1992  года)...  нарушает
   конституционные права граждан РФ. ...несоблюдение порядка введения
   в   действие   и  неприменение  всех  требований,  предусмотренных
   статьями 1 и 2 Закона РСФСР "Об индексации ...", нарушает основные
   права граждан, закрепленные в статьях 13 и 52 Конституции РФ".
       Согласно Федеральному   закону   "О  восстановлении  и  защите
   сбережений граждан Российской Федерации" государство за счет своих
   средств   гарантирует  восстановление  и  обеспечение  сохранности
   ценности денежных сбережений,  созданных путем помещения  денежных
   средств на  вклады  в государственный Сбербанк в период до 20 июня
   1991 года.  После  20  июня  1991   г.   Сбербанк   был   уже   не
   государственным, а  акционерным  коммерческим  банком   и   должен
   исполнять свои обязательства, в том числе и по индексации вкладов,
   за счет своих средств.
       Уклоняясь от исполнения обязанностей  по  индексации  вкладов,
   АКСБ  дал  свое толкование Закона об индексации,  противоречащее и
   тексту названного Закона,  и Конституции РФ.  АКСБ,  по  существу,
   утверждает, что любое изменение им процентных ставок по вкладам, в
   том числе  проведенное  без  учета  индекса  потребительских  цен,
   означает исполнение им требований Закона об индексации.
       При рассмотрении требований граждан об индексации вкладов суды
   РФ  руководствуются  не  тем  толкованием  Закона  об  индексации,
   которое дал законодатель и Конституционный Суд РФ,  а  толкованием
   АКСБ,  ставя,  таким  образом,  интересы банковского капитала выше
   соображений конституционности.
       Такая порочная      правоприменительная     практика     самым
   отрицательным образом влияет на прочность самого  конституционного
   строя  в  России,  не  говоря  уже  о  нарушении  прав  и законных
   интересов десятков миллионов людей.
       Именно для пресечения указанной практики и необходимо принятие
   настоящего законопроекта, исключающего возможность применения АКСБ
   и  судами превратного толкования Закона об индексации по отношению
   к вкладам,  внесенным  в  АКСБ  до  01.01.92.  Часть  2  статьи  5
   законопроекта  устанавливает  критерий,  позволяющий  по  величине
   остатка денежных средств на счете легко установить,  исполняет или
   не исполняет АКСБ Закон  об  индексации  надлежащим  образом.  Это
   главное  содержание  законопроекта,  другие  статьи  законопроекта
   выполняют вспомогательные и подчиненные функции.
       В законопроекте применена юридическая  конструкция,  прошедшая
   правовую   экспертизу   в  Правовом  управлении  Госдумы  РФ.  Эта
   конструкция была разработана  в  Комитете  по  делам  общественных
   объединений Госдумы РФ и уже была применена в  Федеральном  законе
   "О  сертификатах  Сберегательного  банка СССР,  размещение которых
   производилось  Акционерным  коммерческим   Сберегательным   банком
   Российской Федерации".






                                                           Приложение
                                        к проекту Федерального закона
                                  "О вкладах, внесенных в Акционерный
                                     коммерческий Сберегательный банк
                                        Российской Федерации в период
                                               до 1 января 1992 года"

                 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
                ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВКЛАДАХ,
          ВНЕСЕННЫХ В АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ
                   БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД
                         ДО 1 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА"

       Законопроект исполняется   за   счет   средств    Акционерного
   коммерческого  Сберегательного банка РФ и не влечет дополнительных
   государственных расходов.
       С 21  июня  по  31 декабря 1991 года в АК Сбербанк РФ (далее -
   АКСБ) были внесены вклады на сумму 50 млрд.  руб.,  что  с  учетом
   индексации составило бы 150 млрд.  руб.  на середину 1998 г.  (при
   коэффициенте индексации   -   3000).  Однако  вследствие  движения
   вкладов после 1991 г. объем долга по сохранившимся вкладам (вклады
   несуществующие,  закрытые вкладчиками,  под действие законопроекта
   не подпадают) должен быть по крайней мере в 2 раза  меньше,  и  мы
   можем  исходить  из  суммы  в 75 млрд.  руб.  для середины 1998 г.
   Точная оценка коэффициента  "рассасывания"  вкладов  за  прошедшие
   7 лет  АКСБ  не  производилась,  существует лишь экспертная оценка
   Отделения   экономики   РАН,   содержащаяся    в    Рекомендациях,
   направленных  Отделением  экономики  РАН в высшие органы власти РФ
   (исх. 14300 - 2113 от 09.01.98).
       Исполнение законопроекта предполагает  выделение  из  пассивов
   АКСБ вкладов граждан указанного выше общего объема и сохранение их
   покупательной способности путем изменения АКСБ процентных ставок с
   учетом индексов потребительских цен и за счет средств АКСБ.
       Общий принцип организации сберегательного дела  заключается  в
   исполнении обязательств перед вкладчиками не путем единовременного
   погашения долга,  а путем его обслуживания,  то  есть  поддержания
   баланса между притоком и оттоком вкладов в этом долге  посредством
   изменения   процентных   ставок.   Для   обслуживания  выделенного
   законопроектом долга,  обеспечивающего неизменность  его  реальной
   величины  (покупательной  способности),  АКСБ  должен начислять на
   вклады процент инфляции и капитализировать его,  что не требует от
   АКСБ никаких расходов. Но для поддержания баланса между притоком и
   оттоком вкладов АКСБ должен сверх того и уже за счет своих доходов
   начислять на вклады процент,  соответствующий проценту по валютным
   вкладам (или несколько ниже, поскольку недостаток доходности может
   компенсироваться особой надежностью АКСБ).
       Таким образом,  для  исполнения  законопроекта  АКСБ должен за
   счет своих доходов выплачивать некапитализируемую часть процентов,
   составляющую около 7%  в год,  что для 1998 г.  составило бы около
   5 млрд.  руб.,  а  для  1997  и 1996 гг.  - суммы на 20%  и на 40%
   меньшие.
       Размер годовой  прибыли  АКСБ  в  1995  -  1997 гг.  регулярно
   превышал 4 млрд.  деноминированных руб., а в 1996 г. превысил даже
   14 млрд. руб.
       Доход АКСБ  за  1997 г.  превысил 40 млрд.  руб.,  при этом на
   выплату процентов АКСБ затратил менее половины этой суммы. То есть
   недопустимо много,  более половины доходов (около 20 млрд.  руб.),
   АКСБ тратил на строительство офисов, зарплаты, премии и т.д.
       Таким образом, доходы АКСБ более чем достаточны для исполнения
   им законопроекта за счет собственных средств.
       Если же  АКСБ   по   каким-то   причинам   обанкротится,   его
   обязательства   по   выделенному  законопроектом  долгу  будут  на
   основании ст. 9 реструктуризованы Правительством РФ в соответствии
   с  Федеральным  законом  "О  восстановлении  и  защите  сбережений
   граждан  Российской  Федерации"  наравне   с   госдолгом   РФ   по
   "дореформенным"  сбережениям  незначительно  его  увеличив.  Такая
   возможность, предусмотренная законопроектом, облегчает нагрузку на
   бюджет  в случае осуществления государством установленной ст.  840
   ГК РФ субсидиарной ответственности РФ по требованиям вкладчиков  к
   АКСБ о выдаче вкладов.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz