Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.1999 N 35-Г99-8 ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ Ч. 3 СТ. 46 ЗАКОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" ПРЕКРАЩЕНО, ПОСКОЛЬКУ СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ НЕ НАДЕЛЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОДОБНЫХ АКТОВ ИНОМУ, ИМЕЮЩЕМУ БОЛЬШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ АКТУ; В ОСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ ДЕЛО НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 15 апреля 1999 года
   
                                                       Дело N 35-Г99-8
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Еременко Т.И.,
                                                        Толчеева Н.К.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 15 апреля 1999 года дело по
   заявлению   заместителя  прокурора  Тверской  области  о  признании
   постановления  Тверской  областной  избирательной  комиссии  от  19
   декабря  1997  года  в  части регистрации  и  полномочий  депутатов
   Законодательного Собрания Тверской области второго созыва Д.  и  Х.
   недействительным,  по жалобе Х. о признании недействительной  ч.  3
   ст.    46    Закона   Тверской   области   "О   выборах   депутатов
   Законодательного Собрания Тверской области" и по жалобам Д. и Х.  о
   признании  недействительным  п.  2  постановления  Законодательного
   Собрания  Тверской области от 26 декабря 1997 года "О подтверждении
   полномочий  депутатов  Законодательного Собрания  Тверской  области
   второго   созыва"  по  кассационному  протесту  прокурора  Тверской
   области  и  кассационной жалобе Законодательного Собрания  Тверской
   области   на   решение  судебной  коллегии  по  гражданским   делам
   Тверского   областного  суда  от  3  февраля  1999  года,   которым
   постановлено:  в  удовлетворении  заявления  заместителя  прокурора
   Тверской   области   о  признании  недействительным   постановления
   Тверской  областной избирательной комиссии от 19 декабря 1997  года
   в   части   регистрации  и  полномочий  депутатов  Законодательного
   Собрания Тверской области второго созыва Д. и Х. и по жалобе  Х.  о
   признании  недействительной ч. 3 ст. 46 Закона Тверской области  "О
   выборах   депутатов  Законодательного  Собрания  Тверской  области"
   отказать.  Жалобу  Д.  и  Х.  о  признании  недействительным  п.  2
   постановления  Законодательного Собрания  Тверской  области  от  26
   декабря   1997   года   "О   подтверждении   полномочий   депутатов
   Законодательного   Собрания  Тверской   области   второго   созыва"
   удовлетворить,   признать   п.  2  постановления   Законодательного
   Собрания  Тверской области от 26 декабря 1997 года "О подтверждении
   полномочий  депутатов  Законодательного Собрания  Тверской  области
   второго созыва" недействительным.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.
   Еременко,   объяснения  представителей  Законодательного   Собрания
   Тверской  области  по  доверенностям Сахарова  А.Н.  и  Виноградова
   А.Ф.,   поддержавших   доводы   кассационной   жалобы,   объяснения
   представителей  Тверской  избирательной  комиссии  по  доверенности
   Дронову  В.Е.  и  Ипатову Т.В., возражавших  против  удовлетворения
   протеста   и   кассационной  жалобы,  заключение   прокурора   М.М.
   Гермашевой,  поддержавшей  доводы протеста,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       заместитель  прокурора  Тверской  области  обратился  в  суд  с
   заявлением  о  признании  недействительным  постановления  Тверской
   областной  избирательной комиссии от 19 декабря 1997 года  в  части
   регистрации   и  полномочий  депутатов  Законодательного   Собрания
   Тверской области второго созыва Д. и Х.
       В  обоснование  своего  требования  указал,  что  оба  депутата
   являются  главами администраций Оленинского района и города  Вышний
   Волочек соответственно, занимают выборные должности. В связи с  чем
   в  силу  ст.  3 Закона Тверской области "Об особенностях  правового
   статуса  и  социальных гарантиях лиц, находящихся на  муниципальных
   должностях     муниципальных    образований    Тверской     области
   (муниципальных  должностях категории "А")" на лицо, находящееся  на
   муниципальной      должности      муниципального       образования,
   распространяются права, обязанности и ограничения,  предусмотренные
   для  муниципальных  служащих законодательством  области  о  местном
   самоуправлении, муниципальной и государственной службе.
       Х. обратился в суд с жалобой о признании недействительной ч.  3
   ст.    46    Закона   Тверской   области   "О   выборах   депутатов
   Законодательного  Собрания  Тверской  области",  в  соответствии  с
   которой   областная   избирательная  комиссия  после   официального
   опубликования  общих итогов выборов проводит регистрацию  избранных
   депутатов  Законодательного Собрания и выдачу им  удостоверений  об
   избрании.
       Д. и Х. обратились в суд с жалобой о признании недействительным
   п.  2  постановления Законодательного Собрания Тверской области  от
   26   декабря  1997  года  "О  подтверждении  полномочий   депутатов
   Законодательного Собрания Тверской области второго созыва" в  связи
   с  тем,  что  ст. 29 Регламента Законодательного Собрания  Тверской
   области,    на    основании   которой   было   принято    указанное
   постановление,   признана   недействительной   решением    судебной
   коллегии  по  гражданским  делам Тверского  областного  суда  от  2
   декабря 1998 года.
       По делу постановлено указанное выше решение.
       В кассационном протесте прокурор просит отменить постановленное
   по   делу  решение,  ссылаясь  на  то,  что  лицо,  будучи   главой
   муниципального    образования,    не    вправе    быть    депутатом
   Законодательного  Собрания, поскольку ст.  11  Федерального  закона
   "Об    основах   государственной   службы   Российской   Федерации"
   установлены  ограничения,  в силу которых государственный  служащий
   не   вправе  быть  депутатом  законодательного  (представительного)
   органа  РФ,  законодательного (представительного) органа  субъектов
   РФ, органов местного самоуправления.
       В  кассационной  жалобе ставится вопрос  об  отмене  указанного
   решения,  ссылаясь  на  то,  что в соответствии  со  ст.  5  Закона
   Тверской   области   "О  системе  органов  государственной   власти
   Тверской  области" депутат Государственного Собрания, не работающий
   на  профессиональной основе, не может быть депутатом  иных  органов
   государственной  власти  и не может находиться  на  государственной
   службе,  занимать государственные должности РФ либо государственные
   должности     Тверской    области    в    органах    исполнительной
   государственной власти органов. А в силу ст. 3 Закона  области  "Об
   особенностях   правового  статуса  и  социальных   гарантиях   лиц,
   находящихся на муниципальных должностях.
       Судебная  коллегия  по  гражданским делам  Верховного  Суда  РФ
   находит  постановленное  по  делу  решение  подлежащим  отмене   по
   следующим основаниям.
       Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. ст.  72,  76
   Конституции  РФ  установление общих принципов  организации  системы
   органов  государственной  власти и органов местного  самоуправления
   отнесено  к  совместному ведению Российской Федерации  и  субъектов
   РФ.
       До  настоящего  времени федеральный закон,  определяющий  общие
   принципы  организации  системы органов государственной  власти,  не
   принят.  До принятия соответствующего федерального закона указанные
   вопросы  могут  быть урегулированы законодательством  субъекта  РФ,
   который вправе принять свой закон о предмете совместного ведения.
       В  соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 27  февраля
   1997  года  "О  муниципальной  службе  в  Тверской  области"  глава
   муниципального  образования  подпадает под  перечень  муниципальных
   должностей  категории  "А" и в силу ст.  11  указанного  Закона  не
   вправе быть депутатом Законодательного Собрания Тверской области  и
   тем    самым   установлен   запрет   на   совмещение   обязанностей
   муниципальной  службы с участием в выборных органах государственной
   власти.
       Суд, исходя из норм указанного Закона, делает вывод о том,  что
   их  нарушение  может  служить основанием  к  постановке  вопроса  о
   прекращении Д. и Х. своей деятельности в роли глав администрации.
       Однако  с  таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку  он
   сделан  без  учета ст. 37 Конституции РФ, согласно  которой  каждый
   имеет  право свободно распоряжаться своими способностями  к  труду,
   выбирать род деятельности, следовательно, право выбора остается  за
   указанными лицами.
       Из  материалов дела видно, что Д. и Х. в соответствии со ст. 46
   Закона  Тверской  области  "О  выборах  депутатов  Законодательного
   Собрания  Тверской  области" адресовали в  областную  избирательную
   комиссию  заявления  о  том, что они в случае  избрания  депутатами
   Законодательного  Собрания обязуются сложить  с  себя  обязанности,
   несовместимые со статусом депутата Законодательного Собрания.
       При  таком  положении  с выводом суда  о  том,  что  из  текста
   заявления  не  следует о принятии Х. и Д. на себя обязательства  по
   сложению  полномочий, согласиться нельзя, поскольку он противоречит
   законодательству области.
       Тем  более  что  в  силу ст. 3 Закона Тверской  области  от  27
   февраля  1997 года "Об особенностях правового статуса и  социальных
   гарантиях    лиц,    находящихся   на   муниципальных    должностях
   муниципальных    образований   Тверской   области    (муниципальных
   должностях  категории "А")" на лицо, находящееся  на  муниципальной
   должности   муниципального  образования,  распространяются   права,
   обязанности   и   ограничения,  предусмотренные  для  муниципальных
   служащих   законодательством  области  о  местном   самоуправлении,
   муниципальной   и   государственной  службе,   а   также   уставами
   муниципальных  образований  и  правовыми  актами  органов  местного
   самоуправления  в  части, не противоречащей его  статусу  выборного
   лица в соответствии с федеральными и областными законами.
       Кроме  того, в соответствии со ст. 50 Устава г. Вышний  Волочек
   (в  редакции  на день возникновения данного спора)  мэр  города  не
   вправе   занимать  иные  оплачиваемые  должности   и   осуществлять
   предпринимательскую   деятельность.   На   него    распространяются
   ограничения,  предусмотренные законодательством  для  муниципальных
   служащих.
       Этим  документам суд не дал оценки, хотя они имеют существенное
   значения для разрешения данного спора.
       В  связи  с тем что судом не были выяснены юридически  значимые
   обстоятельства,   нельзя  согласиться   и   с   выводом   суда   об
   удовлетворении  жалоб  Д. и Х. о признании  недействительным  п.  2
   постановления  Законодательного Собрания от 26 декабря  1997  года,
   которым  не  подтверждены полномочия депутатов от 25 избирательного
   округа Д. и от 19 избирательного округа Х.
       Вместе  с тем суд правильно отказал в удовлетворении требования
   Х. о признании недействительной по мотиву противоречия закону ч.  3
   ст.    46    Закона   Тверской   области   "О   выборах   депутатов
   Законодательного  Собрания Тверской области",  однако  производство
   по  делу  в  этой части подлежит прекращению, поскольку суды  общей
   юрисдикции   не  наделены  полномочиями  по  проверке  соответствия
   данных актов иному, имеющему большую юридическую силу акту.
       В  постановлении  от 16 июня 1998 года "По  делу  о  толковании
   отдельных  положений  статей 125, 126, 127  Конституции  Российской
   Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал  на  то,
   что  такие  полномочия  судов  могут быть  установлены  федеральным
   конституционным   законом.   Иначе  суды   не   вправе   признавать
   незаконными  и в связи с этим утрачивающими юридическую  силу  акты
   ниже  уровня  федерального  закона,  перечисленные  в  статье   125
   (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации.
       В   силу  ст.  106  Федерального  конституционного  закона   "О
   Конституционном  Суде Российской Федерации" толкование  Конституции
   Российской   Федерации,  данное  Конституционным  Судом  Российской
   Федерации,   является   официальным   и   обязательным   для   всех
   представительных,     исполнительных     и     судебных     органов
   государственной    власти,    органов   местного    самоуправления,
   предприятий,  учреждений, организаций, должностных лиц,  граждан  и
   их объединений.
       На  основании изложенного и руководствуясь ст. 305  ГПК  РСФСР,
   Судебная  коллеги по гражданским делам Верховного  Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение   судебной  коллегии  по  гражданским  делам  Тверского
   областного  суда  от 3 февраля 1999 года отменить.  Производство  в
   части  требований о признании недействительной ч. 3 ст.  46  Закона
   Тверской  области  "О  выборах депутатов Законодательного  Собрания
   Тверской области" прекратить, в остальной части направить на  новое
   рассмотрение в тот же суд.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz