Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 6932/98 ОТ 13 АПРЕЛЯ 1999 Г. ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ СДЕЛКИ ПРИВАТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПЛАНА ЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 13 апреля 1999 г. No. 6932/98

       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации  на  решения  от  25.09.96,  12.03.97,
   постановление  апелляционной  инстанции  от  20.11.96 Арбитражного
   суда  Ярославской  области  по  делу  No.  А/1-148 и постановление
   Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.01.97.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Прокурор   Ярославской   области   в  защиту   государственных
   интересов  обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском
   к    Департаменту   по   управлению   государственным   имуществом
   Ярославской   области,   администрации  Красноперекопского  района
   города Ярославля,  регистрационно-лицензионной палате мэрии города
   Ярославля и открытому акционерному обществу "Автовокзал" (третьему
   лицу  на  стороне  ответчика) о признании недействительными сделки
   приватизации     Ярославского     производственного    объединения
   автовокзалов и пассажирских автостанций,  плана приватизации этого
   объединения,  а  также  о признании  недействительной  регистрации
   акционерного общества "Автовокзал".
       Решением  от 25.09.96 исковые требования отклонены,  поскольку
   приватизация    производственного    объединения    и  регистрация
   акционерного общества,  по мнению суда, произведены в соответствии
   с законодательством.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  20.11.96 решение
   суда оставлено без изменения.
       Федеральный     арбитражный    суд    Волго-Вятского    округа
   постановлением  от 31.01.97 решение и постановление в части отказа
   в   иске  о признании  недействительной  регистрации  акционерного
   общества   отменил  и направил  дело  на  новое  рассмотрение  для
   выяснения  соответствия положений устава ОАО "Автовокзал" Типовому
   уставу акционерного общества открытого типа,  утвержденному Указом
   Президента Российской Федерации от 01.07.92 No.  721.  В остальном
   судебные акты оставлены без изменения.
       При новом рассмотрении дела решением суда от 12.03.97 в иске о
   признании  недействительной регистрации ОАО "Автовокзал" отказано.
   Суд  признал регистрацию правомерной.  Что касается несоответствия
   устава  акционерного  общества распоряжению Госкомимущества России
   от   16.09.92   No.   444-р   "Об  особенностях  преобразования  в
   акционерные   общества  и приватизации  предприятий  авиационного,
   морского,    речного,   автомобильного   транспорта   и  дорожного
   хозяйства",  то  эти нарушения,  по мнению суда,  носят устранимый
   характер.
       В  протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской  Федерации  предлагается  все принятые по делу судебные
   акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Акционерное  общество  "Автовокзал" учреждено в соответствии с
   Указом  Президента  Российской  Федерации  от  01.07.92  No.   721
   "Об   организационных   мерах  по  преобразованию  государственных
   предприятий,  добровольных объединений государственных предприятий
   в  акционерные  общества"  и зарегистрировано постановлением главы
   администрации   Красноперекопского   района  города  Ярославля  от
   02.07.93 No. 418.
       В    соответствии    с   планом    приватизации   Ярославского
   производственного    объединения    автовокзалов   и  пассажирских
   автостанций,  утвержденным Комитетом по управлению государственным
   имуществом     Ярославской    области    06.04.93,     объединение
   приватизировалось   в  соответствии  с Государственной  программой
   приватизации   государственных   и  муниципальных   предприятий  в
   Российской Федерации на 1992 год по второму варианту льгот.
       Пунктом   2.3.1   названной   программы   предусмотрено,   что
   предприятия   всех   отраслей   народного  хозяйства,   занимающие
   доминирующее  положение на федеральном или местных рынках товаров,
   работ  и услуг приватизируются по решению Госкомимущества России с
   учетом мнения отраслевых министерств.
       Довод  судов  о том,  что  при  преобразовании  предприятий  и
   объединений  в акционерные  общества  в порядке,   предусмотренном
   Указом  Президента  Российской  Федерации  от  01.07.92  No.  721,
   положения  раздела  2.3 указанной программы применяться не должны,
   противоречит законодательству о приватизации.
       Статьей   3  Закона   Российской   Федерации  "О  приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации"   предусмотрено,   что   приоритеты  и ограничения  при
   проведении приватизации устанавливаются государственной программой
   приватизации. На положения этой программы имеются ссылки и в Указе
   Президента Российской Федерации от 01.07.92 No. 721.
       Решение    о   приватизации   Ярославского   производственного
   объединения  автовокзалов  и пассажирских автостанций было принято
   Комитетом  по  управлению  государственным  имуществом Ярославской
   области,  являющимся  территориальным  агентством  Госкомимущества
   России,  без  согласования  с Министерством  транспорта Российской
   Федерации.
       Между  тем,   как  следует  из  материалов  дела,  объединение
   занимало  в Ярославской  области  доминирующее  положение на рынке
   услуг при перевозке пассажиров.
       Ярославское    территориальное   управление   Государственного
   комитета   Российской  Федерации  по  антимонопольной  политике  и
   поддержке   новых  экономических  структур  в письме  от  27.06.96
   No.  252/04,  направленном прокурору области, сообщило, что в силу
   Положения   о  Государственном   реестре   РСФСР   объединений   и
   предприятий-монополистов   в  1993   году   в  реестр   включались
   хозяйствующие  субъекты,   занимающие  доминирующее  положение  на
   соответствующем   товарном   рынке   и нарушающие  антимонопольное
   законодательство.
       После   поступления   в антимонопольное  управление  обращения
   Ярославского    областного   отделения   Российской   транспортной
   инспекции   о  нарушениях   акционерным   обществом   "Автовокзал"
   действующего законодательства управлением на основании проведенных
   проверок  было  принято  решение  о включении  данного  общества в
   региональный  раздел  реестра хозяйствующих субъектов,  имеющих на
   рынке  определенного  товара долю более 35 процентов,  поскольку в
   области  это  единственное  автотранспортное  предприятие на рынке
   оказания   услуг   при   перевозке   пассажиров   в пригородном  и
   междугородном сообщении.
       Ссылка судов апелляционной и кассационной инстанций на то, что
   предприятие   включено   в реестр  предприятий-монополистов  после
   приватизации и,  следовательно,  на момент приватизации таковым не
   являлось, ошибочна.
       На момент приватизации предприятие было единственным в области
   на  рынке услуг при перевозке пассажиров,  поэтому в силу статьи 4
   Закона   Российской   Федерации   "О   конкуренции   и ограничении
   монополистической   деятельности   на  товарных  рынках"  являлось
   предприятием,  занимающим  доминирующее  положение на рынке услуг.
   Указанная   статья  названного  Закона  о конкуренции  не  требует
   включения  хозяйствующего  субъекта  в реестр  в качестве  условия
   признания его положения доминирующим.
       Таким образом, при приватизации Ярославского производственного
   объединения    автовокзалов    и  пассажирских   автостанций   как
   предприятия,  занимающего  доминирующее положение на местном рынке
   работ  и услуг  (раздел 2.3 Государственной программы приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
   на  1992 год),  Комитетом по управлению государственным имуществом
   Ярославской  области не было соблюдено требование законодательства
   о принятии решения с учетом мнения отраслевого министерства.
       Распоряжением  Госкомимущества  России  от 16.09.92 No.  444-р
   предусмотрены  особенности преобразования в акционерные общества и
   приватизации   предприятий   авиационного,    морского,   речного,
   автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
       Пунктом  1 распоряжения  установлено,  что планы приватизации,
   акты оценки имущества и уставы акционерных обществ, учреждаемых на
   основе  предприятий автомобильного транспорта общего пользования и
   дорожного   хозяйства,   занимающих   доминирующее   положение  на
   федеральном   или   местных   рынках   товаров,   работ   и услуг,
   направляются  в Госкомимущество России и Минтранс России,  которое
   обязано   рассмотреть   и  направить   в  комитет   мотивированное
   заключение.
       Кроме   того,   при  преобразовании  указанных  предприятий  в
   акционерные   общества   открытого   типа  в уставы  этих  обществ
   включаются    дополнения,    отражающие   отраслевые   особенности
   транспорта  и дорожного  хозяйства,  согласованные с Министерством
   транспорта Российской Федерации.
       В  соответствии  с Типовыми дополнениями к уставам акционерных
   обществ   открытого   типа,   создаваемых  на  основе  предприятий
   транспорта   и дорожного  хозяйства,   отражающих  их   отраслевые
   особенности и порядок участия государственных органов в управлении
   акционерными    обществами   (утверждены   Минтрансом   России   и
   Госкомимуществом  России  30.09.92)  в Типовой  устав акционерного
   общества  открытого типа в обязательном порядке подлежит включению
   дополнительная  статья  14  об  обязанности общества выполнять ряд
   специальных   требований,    в   том   числе   сохранять   профиль
   деятельности,  а  также  предоставлять  до  60  процентов наличных
   провозных    возможностей    (производственных    мощностей)   для
   государственных   нужд   и  в  интересах  российских  потребителей
   (пассажиров,   грузоотправителей   и грузополучателей)  в порядке,
   установленном  действующим  законодательством,   в  том  числе  по
   заданиям Минтранса России и местных органов власти и управления.
       То обстоятельство,  что распоряжение Госкомимущества России от
   16.09.92  No.  444-р  зарегистрировано  в Минюсте  России 03.08.93
   (рег.  No.  318)  не давало ни объединению,  ни суду оснований для
   вывода  о том,   что  эти  особенности  в учредительные  документы
   включаться не должны.
       Распоряжение   Госкомимущества   России   и  согласованные   с
   Минтрансом  России  типовые  дополнения утверждены в сентябре 1992
   года,   тогда   как   ОАО   "Автовокзал"  было  создано  в порядке
   приватизации в июле 1993 года.
       Следует  отметить,  что  и после  регистрации  распоряжения  в
   Минюсте   России   03.06.93   акционерное   общество   не  привело
   учредительные   документы   в соответствие  с названными  типовыми
   дополнениями.
       Суд,  ссылаясь  на  то,  что  эти  нарушения  носят устранимый
   характер,  тем  не  менее  не  указал,  каким  образом акционерное
   общество должно их устранить.
       Между  тем губернатор области в обращении,  направленном суду,
   сообщил  о невыполнении  ОАО  "Автовокзал"  функций по обеспечению
   жителей области услугами при перевозке пассажиров.
       Из  28  автостанций и автовокзалов,  находящихся на территории
   Ярославской    области   и  ставших   в  результате   приватизации
   собственностью   ОАО   "Автовокзал",   функционирует   лишь   одна
   автостанция,   да   и  та   выставляется   обществом  на  продажу.
   Перепрофилирован  под торговый центр автовокзал в городе Рябинске,
   а ряд других автовокзалов арендуются администрациями муниципальных
   образований на невыгодных условиях.
       Следовательно,  акционерное  общество  не выполняет требований
   типовых   дополнений   к  типовому   уставу  о сохранении  профиля
   деятельности.
       К  такому  же  выводу  пришла  экспертная  комиссия  Минтранса
   России.
       Однако эти обстоятельства судом не исследовались.
       Таким  образом,  судебные  акты  по  названному делу приняты с
   нарушением  законодательства  о приватизации  и без  всестороннего
   исследования  обстоятельств,  имеющих  существенное  значение  для
   правильного разрешения спора.
       При  новом рассмотрении дела суду следует выяснить возможность
   устранений  указанных  нарушений  путем  внесения  соответствующих
   изменений  в учредительные  документы  акционерного  общества  и в
   зависимости от этого решить вопрос,  действительны или нет решения
   о   приватизации   производственного   объединения   и регистрации
   акционерного общества "Автовокзал".
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                          п о с т а н о в и л:

       решение  от  25.09.96,  12.03.97,  постановление апелляционной
   инстанции  от  20.11.96  Арбитражного  суда Ярославской области по
   делу  No.  А1-148  и постановление  Федерального арбитражного суда
   Волго-Вятского округа от 31.01.97 по тому же делу отменить.
       Дело   направить   на  новое  рассмотрение  в Арбитражный  суд
   Ярославской области.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz