Утверждена
Министерством путей сообщения
Российской Федерации
12 апреля 1999 г. N ЦТ-647
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА ЛОКОМОТИВОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ
В ПАССАЖИРСКОМ ДВИЖЕНИИ
1. Настоящая Инструкция устанавливает основные технические
требования к локомотивам, использующимся в пассажирском движении
на федеральном железнодорожном транспорте, а также требования к
организации их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Объем работ при техническом обслуживании и плановом ремонте
определяется правилами технического обслуживания и ремонта
локомотивов соответствующих серий и типов, а при их отсутствии -
инструкциями (руководствами) заводов - изготовителей по
техническому обслуживанию и ремонту.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на
локомотивы, специально построенные или переоборудованные для
работы в составе пригородных дизельных или электропоездов и
эксплуатирующиеся исключительно как тяговые единицы в составе этих
поездов.
2. Вождение пассажирских и почтово - багажных поездов (далее -
пассажирские поезда) должно выполняться, как правило, локомотивами
пассажирских серий. Допускается использовать для вождения
пассажирских поездов специально подготовленные локомотивы грузовых
и маневровых серий (далее - грузовые локомотивы) с нагрузкой на
ось не более 24 тс. Не допускается использовать в пассажирском
движении электровозы серий ВЛ10У, ВЛ15, ВЛ85, ВЛ22, ВЛ23, а также
электровозы серии ВЛ8 с немодернизированной экипажной частью.
Грузовые локомотивы, использующиеся в пассажирском движении,
должны иметь на бортах надпись "Пассажирский", нанесенную белой
(при светлом кузове - контрастной по отношению к кузову) краской с
высотой букв 20 - 30 см.
3. Локомотивы, предназначенные для использования в
пассажирском движении, должны быть оборудованы в соответствии с
требованиями к пассажирским локомотивам, которые установлены
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской
Федерации. Электровозы, предназначенные для использования в
пассажирском движении, должны быть оборудованы устройством
электроснабжения поезда.
4. С целью экономии финансовых и материальных ресурсов
допускается использовать для вождения пассажирских поездов
отдельные секции многосекционных локомотивов. При этом необходимо
обеспечить работоспособность оборудования, перечисленного в п. 3
настоящей Инструкции.
При использовании однокабинных секций должна быть обеспечена
возможность развернуть их в пунктах оборота. Запрещается вождение
пассажирских поездов однокабинной секцией многосекционного
локомотива при движении кабиной назад.
5. Для поддержания надлежащего внешнего вида локомотивов,
использующихся в пассажирском движении, должна быть организована
регулярная обмывка их кузовов. Окрасочный слой кузова и ходовых
частей должен своевременно обновляться.
По указанию руководства железной дороги возможно введение
специальной окраски кузова локомотивов, предназначенных для
вождения фирменных поездов.
6. В локомотивных депо, использующих в пассажирском движении
грузовые локомотивы, дважды в год, перед комиссионным осмотром,
должен составляться список локомотивов грузовых и маневровых
серий, предназначенных для использования в пассажирском движении в
течение осенне - зимнего или весенне - летнего сезона. В этот
список должны включаться локомотивы, имеющие лучшее техническое
состояние и наименьшие пробеги от постройки или плановых ремонтов
большого объема (капитального ремонта, текущего ремонта ТР-3,
ТР-2). Не рекомендуется включать в список локомотивы с истекшим
сроком службы, а также не прошедшие обкатку после капитального
ремонта (до первого текущего ремонта ТР-1). Список локомотивов
грузовых и маневровых серий, предназначенных для использования в
пассажирском движении, должен быть утвержден начальником отделения
железной дороги, при его отсутствии - начальником службы
локомотивного хозяйства железной дороги.
До предъявления локомотивов к комиссионному осмотру они должны
быть приведены в техническое состояние, соответствующее
требованиям настоящей Инструкции и других нормативных актов,
устанавливающих правила содержания локомотивов, использующихся в
пассажирском движении.
7. Грузовые локомотивы, использующиеся в пассажирском
движении, допускается использовать в других видах движения, если
их использование исключительно в пассажирском движении приведет к
нерациональному использованию локомотивов и рабочего времени
локомотивных бригад.
Локомотивы пассажирских серий не допускается использовать для
вождения грузовых поездов, за исключением специальных скоростных
грузовых и рефрижераторных поездов. Порядок вождения таких поездов
определяется специальными нормативными актами железных дорог. В
маневровой работе локомотивы пассажирских серий допускается
использовать только на начальных и конечных станциях участков
обращения для переформирования пассажирских поездов.
8. При использовании в пассажирском движении локомотивов, у
которых не истек установленный срок службы, периодичность
технического обслуживания ТО-2 не должна быть более 48 ч, если
максимальная скорость движения на участке обращения не превышает
100 км/ч. Если скорость движения на участке обращения более
100 км/ч, но не превышает 120 км/ч, периодичность технического
обслуживания ТО-2 не должна быть более 24 ч. В случае, если
максимальная скорость движения на участке обращения превышает
120 км/ч, локомотив должен проходить техническое обслуживание ТО-2
каждый раз перед выдачей под поезд.
В случае, если локомотивы, использующиеся в пассажирском
движении, используются также в других видах движения, допускается
выдавать их под грузовой поезд или использовать при маневрах, если
время после последнего технического обслуживания ТО-2, ТО-3 или
текущего ремонта превышает периодичность ТО-2 для локомотивов
пассажирского движения, но не превышает периодичность ТО-2 для
локомотивов, использующихся в соответствующем виде движения или
работы.
9. При техническом обслуживании ТО-3, текущем ремонте ТР-1 и
ТР-2 локомотивов, использующихся в пассажирском движении, должна
проводиться виброакустическая диагностика буксовых и якорных
подшипников тяговых двигателей. Для диагностики должна
использоваться аппаратура, прошедшая в установленном порядке
сертификацию и рекомендованная к применению МПС России.
Допускается прослушивать подшипники с помощью фонендоскопа. Не
допускается использовать приборы, не сертифицированные и не
рекомендованные к применению МПС России, а также использовать для
прослушивания смотровые молотки, деревянные палки и другие
подручные предметы.
10. Локомотивы, использующиеся в пассажирском движении, а
также локомотивные бригады, их обслуживающие, должны, по
возможности, быть сведены в колонны пассажирского движения.
Технические занятия с локомотивными бригадами этих колонн должны
быть ориентированы на особенности вождения пассажирских поездов.
11. По истечении установленного срока службы локомотива,
использующегося в пассажирском движении, он должен быть осмотрен
комиссией под председательством начальника локомотивного депо. При
включении локомотива с истекшим сроком службы в список
локомотивов, предназначенных для использования в пассажирском
движении, начальник депо обязан лично участвовать в работе
комиссии при весеннем (осеннем) комиссионном осмотре.
При производстве осмотра комиссия должна руководствоваться
прилагаемыми к настоящей Инструкции Техническими требованиями к
локомотивам с истекшим установленным сроком службы, использующимся
в пассажирском движении, и на основе результатов осмотра принять
решение о возможности использования локомотива в пассажирском
движении. Результаты осмотра и сделанное на их основе заключение
комиссия оформляет актом, который хранится в паспорте локомотива.
Для локомотивов, прошедших капитальный ремонт с продлением
срока службы, дата истечения срока службы исчисляется исходя из
срока службы, вновь установленного при выполнении ремонта.
12. При использовании в пассажирском движении локомотивов с
истекшим сроком службы должны выполняться следующие дополнительные
требования:
а) не допускаются перепробеги между всеми видами планового
ремонта и техническим обслуживанием ТО-3;
б) техническое обслуживание ТО-2 должно производиться перед
каждой выдачей под пассажирский поезд;
в) руководители локомотивных депо обязаны лично контролировать
качество работ при текущем ремонте и техническом обслуживании ТО-3
и делать соответствующие отметки в книге ремонта локомотива формы
ТУ-28, причем руководитель, принявший локомотив из ремонта
(технического обслуживания), несет персональную ответственность за
его последующую безотказную работу.
13. Временные технические условия на грузовые электровозы и
тепловозы для обслуживания пассажирских поездов, утвержденные МПС
России 30.12.94, признаются утратившими силу.
Приложение
к Инструкции о порядке
эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта
локомотивов, использующихся
в пассажирском движении,
утвержденной МПС России
12 апреля 1999 г. N ЦТ-647
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЛОКОМОТИВАМ С ИСТЕКШИМ УСТАНОВЛЕННЫМ СРОКОМ
СЛУЖБЫ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМСЯ В ПАССАЖИРСКОМ ДВИЖЕНИИ
Локомотивы с истекшим установленным сроком службы разрешается
использовать в пассажирском движении в случае, если после
капитального ремонта КР-2 или капитального ремонта с продлением
срока службы (далее - КРП) прошло не более 12 лет. При этом для
электровозов ЧС всех серий пробег от капитального ремонта КР-2 или
КРП не должен превышать 1800 тыс. км, для электровозов типа ВЛ60
всех индексов - 1500 тыс. км, для тепловозов - 1200 тыс. км.
При капитальном ремонте КР-2 или КРП должны быть полностью
заменены электропроводка силовых и низковольтных цепей, якорные
подшипники тяговых двигателей и главных генераторов. Ремонт якорей
и остовов тяговых двигателей и главных генераторов должен быть
выполнен в объеме капитального ремонта.
Кроме того, при капитальном ремонте электровозов ЧС всех серий
должны быть заменены новыми следующие узлы и детали: опорные
подшипники и малые шестерни тяговых редукторов, поводки,
крестовины и корпуса игольчатых подшипников карданной передачи,
рессорные щеки, П-образные подвески кузовных рессор, коренные
листы кузовных и буксовых рессор, гидравлические гасители
колебаний рессорного подвешивания.
При капитальном ремонте электровозов типа ВЛ60 всех индексов
должна быть произведена модернизация в соответствии с проектом
Э 2197.00.00.Р "Усиление рамы тележки".
У тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ10В с унифицированными бесчелюстными
тележками первого исполнения, изготовленными по чертежу
2ТЭ116.30.45.001.1сб, должно быть выполнено профилактическое или
восстановительное усиление рам тележек в соответствии с
Инструктивными указаниями по ремонту и технологическому упрочнению
сварных рам тележек тепловозов 2ТЭ116 и 2ТЭ10В, утвержденными
Главным управлением локомотивного хозяйства МПС СССР 03.01.78.
В паспортах локомотивов и их узлов должна иметься отметка о
выполнении соответствующих работ за подписями руководителя
ремонтного завода и заводского инспектора - приемщика МПС России.
|