Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.04.1999 N 8-Г99-1 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГУБЕРНАТОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЗДАНИИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ" ОТ 11.09.1996 N 526 И "О ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ" ОТ 19.12.1996 N 741 ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЯТЫ ГУБЕРНАТОРОМ СУБЪЕКТА РФ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ, В СООТВЕТСТВИИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 9 апреля 1999 года
   
                                                        Дело N 8-Г99-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                    Александрова Д.П.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 9 апреля 1999 года дело  по
   кассационной  жалобе  П.  и З. на решение  Ярославского  областного
   суда  от  29  января  1999  года по жалобе  П.  и  З.  о  признании
   незаконными  постановлений губернатора Ярославской  области  от  11
   сентября 1996 года N 526 "О создании совместного предприятия" и  от
   19 декабря 1996 года N 741 "О ликвидации предприятия".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В.,  объяснения З., его представителя Шумиловой  Т.П.,
   представителей  ООО  "Ярдор-Тармак"  Куряевой  Л.А.,  правительства
   Ярославской    области   Лисицына   О.Н.,   заключение    прокурора
   Генеральной   прокуратуры  Российской  Федерации  Корягиной   Л.Л.,
   полагавшей  решение суда оставить без изменения, Судебная  коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       постановлением губернатора Ярославской области от  11  сентября
   1996 года N 526 определено:
       -   изъять  имущество,  закрепленное  на  праве  хозяйственного
   ведения за Ярославским областным государственным предприятием "ДСУ-
   1"  (далее  -  ДСУ-1, в государственную казну Ярославской  области;
   правительству Ярославской области поручено:
       -  внести  в установленном порядке соответствующие изменения  в
   учредительные документы ГП "ДСУ-1";
       -  выступить соучредителем создаваемого общества с ограниченной
   ответственностью   "Ярдор-Тармак"  от  имени  субъекта   Российской
   Федерации - Ярославской области;
       -  внести указанное имущество в виде доли Ярославской области в
   уставный капитал ООО "Ярдор-Тармак";
       -    осуществить   необходимые   организационные   мероприятия,
   связанные с созданием ООО "Ярдор-Тармак".
       Постановлением губернатора Ярославской области от  30  сентября
   1996  года  внесены изменения в данное постановление в части  суммы
   изъятого  имущества  с отменой его пункта 2.3 о  внесении  изъятого
   имущества в уставный капитал ООО "Ярдор-Тармак".
       19  декабря 1996 года за N 741 губернатором Ярославской области
   принято   постановление   о   ликвидации  Ярославского   областного
   государственного  предприятия "ДСУ-1" (ГП  "ДСУ-1"),  правительству
   Ярославской области поручено провести работу по ликвидации  данного
   предприятия.
       Постановлением  губернатора Ярославской области  от  20  января
   1997 года определено вступление в силу названного постановления  от
   19 декабря 1996 года N 741 с 31 декабря 1996 года.
       8  января 1997 года Департаментом по управлению государственным
   имуществом  Ярославской  области в  соответствии  с  постановлением
   губернатора  от  19 декабря 1996 года N 741 принято распоряжение  о
   ликвидации ДСУ-1.
       Решением Ярославского областного арбитражного суда от 27  марта
   1998   года   ДСУ-1   признано   несостоятельным   (банкротом)    и
   ликвидировано.
       Государственной   регистрационной  палатой   при   Министерстве
   экономики  РФ  ООО  "Ярдор-Тармак"  зарегистрировано  и  внесено  в
   Государственный реестр 24 сентября 1996 года.
       Приказом  по  ДСУ-1 от 17 марта 1997 года З.  и  П.  уволены  с
   работы в ДСУ-1 с 17 марта 1997 года.
       27  октября  1998 года З. и П. обратились в суд  с  жалобой  об
   отмене  постановлений губернатора области от 11 сентября 1996  года
   N  526  и от 19 декабря 1996 года N 741 (с последующими изменениями
   и  дополнениями),  признании их незаконными, ссылаясь  на  то,  что
   издание   губернатором  постановлений  об  изъятии   имущества   из
   хозяйственного  ведения  государственного предприятия,  о  внесении
   изменений  в учредительные документы, о ликвидации государственного
   предприятия,  а также о создании ООО "Ярдор-Тармак" и  вхождении  в
   него    в    качестве    учредителя    противоречит    гражданскому
   законодательству Российской Федерации; ст. ст. 66 п.  4,  63,  114,
   214,  217, 235, 295, 299 ГК РФ и ст. 235.1 КЗоТ РСФСР, а также  ст.
   ст.  7  и  13  Закона Ярославской области "О порядке  осуществления
   права   собственности  в  отношении  государственной  собственности
   Ярославской области" от 23 мая 1995 года.
       Постановление  губернатора Ярославской области  от  19  декабря
   1996  года  основано  на постановлении от 11  сентября  1996  года,
   поэтому оно незаконно в связи с незаконностью последнего.
       Принятие    незаконных   постановлений   повлекло    ликвидацию
   предприятия и увольнение, чем нарушено их конституционное право  на
   труд.
       Решением Ярославского областного суда от 29 января 1999 года  в
   удовлетворении жалоб З. и П. отказано.
       В  кассационной  жалобе  З.  и П. поставлен  вопрос  об  отмене
   решения  суда по мотиву его незаконности и вынесении нового решения
   об удовлетворении заявленных требований.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации оснований к отмене решения суда не находит.
       В  соответствии  со ст. 125 ГК РФ от имени субъекта  Российской
   Федерации   могут  своими  действиями  приобретать  и  осуществлять
   имущественные  и личные неимущественные права и обязанности  органы
   государственной  власти  в  рамках  их  компетенции,  установленной
   актами, определяющими статус этих органов.
       Статьей  13 Закона Ярославской области "О порядке осуществления
   права   собственности  в  отношении  государственной  собственности
   Ярославской   области"   определено,  что  губернатор   Ярославской
   области   вправе   принимать  решения  о  режиме  использования   и
   отчуждения  имущества, находящегося в государственной собственности
   области,   о   создании,  ликвидации  государственных   предприятий
   Ярославской  области, об участии Ярославской области  в  учреждении
   хозяйственных товариществ и обществ.
       В силу ст. 83 Устава Ярославской области губернатор Ярославской
   области  вправе  давать  обязательные для  исполнения  поручения  в
   адрес правительства Ярославской области, которое в соответствии  со
   ст.   99   Устава   Ярославской  области  руководит   деятельностью
   департаментов,  осуществляет полномочия по созданию,  приобретению,
   использованию  и отчуждению объектов государственной  собственности
   Ярославской  области  на  основании актов  губернатора  Ярославской
   области.
       В  соответствии  с  п.  3  ст. 299 ГК РФ  право  хозяйственного
   ведения  имуществом  прекращается в  случаях  правомерного  изъятия
   имущества по решению собственника (управомоченного органа).
       Правомочия   унитарного  предприятия,  каким  является   ДСУ-1,
   основанного   на   праве   хозяйственного  ведения   по   владению,
   пользованию  и распоряжению государственным имуществом, находящимся
   у  него  в хозяйственном ведении, определены статьями 294,  295  ГК
   РФ.
       Согласно   п.  2  ст.  295  ГК  РФ  предприятие  самостоятельно
   распоряжается  всем находящимся у него имуществом,  за  исключением
   недвижимого  имущества, распоряжаться которым оно  может  только  с
   согласия собственника.
       То   есть   предприятие  вправе  давать  согласие  на   изъятие
   собственником  находящегося  у  него  имущества,  и  такое  изъятие
   имущества,   при  наличии  согласия  государственного  предприятия,
   будет являться правомерным.
       В  силу  п. 4 ст. 113 ГК РФ органом государственного унитарного
   предприятия является руководитель (директор).
       Согласно    ст.   3.5   устава   ДСУ-1   директор   предприятия
   распоряжается имуществом предприятия.
       С  учетом  названных  положений правовых  актов  суд  пришел  к
   обоснованному   выводу   о  том,  что  оспариваемые   постановления
   губернатором  области приняты в пределах компетенции исполнительной
   власти   субъекта   Российской   Федерации,   в   соответствии    с
   установленным  законодательством  порядком  и  прав  заявителей  не
   нарушают.
       Данные   обстоятельства  установлены   судом   и   нашли   свое
   подтверждение в судебном заседании.
       Так, суд правильно исходил из того, что изъятие имущества ДСУ-1
   было  осуществлено  собственником с согласия предприятия,  передача
   изъятого имущества в казну Ярославской области не противоречит  ст.
   7   Закона  Ярославской  области  "О  порядке  осуществления  права
   собственности в отношении государственной собственности",  ст.  214
   ГК  РФ,  поскольку  в  казне области может  находиться  любое  иное
   имущество,  не  закрепленное  за государственными  предприятиями  и
   учреждениями.  Согласно  ст.  124 ГК  РФ  Ярославская  область  как
   субъект  Российской  Федерации является самостоятельным  участником
   гражданских  правоотношений.  При этом  к  ней  применяются  нормы,
   определяющие  участие  юридических лиц в  отношениях,  регулируемых
   гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона  или
   особенностей  данных  субъектов.  В  силу  п.  4  ст.  66   ГК   РФ
   участниками  хозяйственных  обществ могут  быть  юридические  лица.
   Данной   статьей  не  установлено  запрета  для  участия   субъекта
   Российской  Федерации  в  создании  хозяйственного  общества,   что
   следует  из  п.  4  ст.  57  Федерального закона  "Об  обществах  с
   ограниченной    ответственностью".   Следовательно,   постановление
   губернатора  области  в  части создания  и  вступления  Ярославской
   области  в качестве соучредителя ООО "Ярдор-Тармак" не противоречит
   действующему федеральному законодательству.
       Вывод  суда  о  том,  что  согласно  ст.  ст.  61,  295  ГК  РФ
   собственник  (учредитель) имущества, находящегося  в  хозяйственном
   ведении   предприятия,   вправе  принять   решение   о   ликвидации
   предприятия,  при этом мотивы, по которым он принял такое  решение,
   правового значения не имеют, является правильным.
       Обоснованным  является и вывод о том, что п. 2.1  постановления
   губернатора  области от 11 сентября 1996 года не  противоречит  ст.
   235.1  КЗоТ  РСФСР.  Как  правильно указал  суд  в  своем  решении,
   оспариваемый   пункт  не  устанавливает  того,  что   изменения   в
   учредительные  документы ГП "ДСУ-1" должны  вноситься  без  участия
   трудового коллектива.
       Судебная   коллегия  согласна  и  с  тем  выводом   суда,   что
   постановление  губернатора области от  11  сентября  1996  года  по
   изъятию имущества у предприятия непосредственно прав заявителей  не
   нарушает,  поскольку  они  не имели права  хозяйственного  ведения,
   владения,  пользования и распоряжения изъятым имуществом.  Согласно
   п.  1  ст. 113 ГК РФ имущество унитарного предприятия не может быть
   распределено между работниками предприятия.
       Кроме  того,  суд  установил,  что  З.  и  П.  пропустили   без
   уважительных причин срок для обращения с жалобой в суд.
       Данный    вывод    обоснован   в    решении    и    подтвержден
   доказательствами.
       Пропуск  срока  для  обращения в суд  является  самостоятельным
   основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
       С  учетом  указанных  выше обстоятельств  ссылка  в  жалобе  на
   Основные    положения   государственной   программы    приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля  1994
   года,  утвержденные Указом Президента РФ от 22  июля  1994  года  N
   1535,  а  также  другие доводы кассационной жалобы  не  могут  быть
   приняты во внимание.
       Вывод     суда    мотивирован,    соответствует    действующему
   законодательству,  и  оснований  для  признания  его   неправильным
   Судебная коллегия не находит.
       Руководствуясь  ст.  305  ГПК  РСФСР,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Ярославского областного суда от 29  января  1999  года
   оставить  без  изменения, а кассационную  жалобу  З.  и  П.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz