Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 05.04.1999 N 16-52-58ИН/16-13 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                 от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13

                    О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,
              ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
          И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       В соответствии  с Программой организационно - методических мер
   по введению в действие государственного образовательного стандарта
   среднего   профессионального  образования  на  1998  -  2000  гг.,
   утвержденной 25 марта 1998 г.  Минобразованием России,  Управление
   среднего  профессионального  образования  подготовило и направляет
   для   практического  применения   Рекомендации   по  планированию,
   организации и проведению лабораторных работ и практических занятий
   в    образовательных    учреждениях   среднего   профессионального
   образования.

                                          Первый заместитель Министра
                                                        В.ЖУРАКОВСКИЙ






                                                           Приложение

                              РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
               ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
                 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
                     ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                           1. Общие положения

       1.1. В  соответствии  с  Типовым положением об образовательном
   учреждении   среднего   профессионального   образования   (среднем
   специальном   учебном   заведении),   утвержденным  Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168, к
   основным   видам   учебных   занятий  наряду  с  другими  отнесены
   лабораторные  работы  и  практические  занятия.  Направленные   на
   экспериментальное    подтверждение   теоретических   положений   и
   формирование учебных и профессиональных  практических  умений  они
   составляют   важную   часть   теоретической   и   профессиональной
   практической подготовки.
       1.2. В  процессе лабораторной работы или практического занятия
   как видов учебных занятий студенты выполняют  одну  или  несколько
   лабораторных  работ  (заданий),  одну  или  несколько практических
   работ (заданий) под руководством преподавателя  в  соответствии  с
   изучаемым содержанием учебного материала.
       1.3. Выполнение студентами лабораторных работ  и  практических
   занятий направлено на:
       - обобщение,    систематизацию,    углубление,     закрепление
   полученных  теоретических  знаний  по  конкретным  темам дисциплин
   математического    и    общего     естественно     -     научного,
   общепрофессионального и специального циклов;
       - формирование умений применять полученные знания на практике,
   реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
       - развитие интеллектуальных  умений  у  будущих  специалистов:
   аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
       - выработку   при    решении    поставленных    задач    таких
   профессионально    значимых    качеств,   как   самостоятельность,
   ответственность, точность, творческая инициатива.
       1.4. Дисциплины,  по которым планируются лабораторные работы и
   практические занятия  и  их  объекты,  определяются  примерными  и
   рабочими учебными планами.
       1.5. При проведении лабораторных работ и практических  занятий
   учебная  группа  согласно  Государственным  требованиям к минимуму
   содержания   и   уровню   подготовки    выпускников    (далее    -
   Государственные    требования)   может   делиться   на   подгруппы
   численностью не менее 8 человек.

                   2. Планирование лабораторных работ
                         и практических занятий

       2.1. При планировании состава и содержания лабораторных  работ
   и практических занятий следует исходить из того,  что лабораторные
   работы и практические занятия имеют разные  ведущие  дидактические
   цели.
       2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
   экспериментальное    подтверждение    и    проверка   существенных
   теоретических  положений  (законов,  зависимостей),  поэтому   они
   занимают    преимущественное    место   при   изучении   дисциплин
   математического    и    общего     естественно     -     научного,
   общепрофессионального  циклов  и  менее  характерны  для дисциплин
   специального цикла.
       2.1.2. Ведущей   дидактической   целью   практических  занятий
   является  формирование  практических  умений  -   профессиональных
   (умений выполнять определенные действия,  операции,  необходимые в
   последующем в профессиональной деятельности) или  учебных  (умений
   решать задачи по математике,  физике,  химии,  информатике и др.),
   необходимых    в    последующей    учебной     деятельности     по
   общепрофессиональным   и   специальным  дисциплинам;  практические
   занятия   занимают    преимущественное    место    при    изучении
   общепрофессиональных и специальных дисциплин.
       Состав и   содержание   практических   занятий   должны   быть
   направлены на реализацию Государственных требований.
       2.2. По   таким   дисциплинам,   как   Физическая    культура,
   Иностранный  язык,  Инженерная графика,  дисциплинам с применением
   ПЭВМ,  все учебные занятия или большинство из них  проводятся  как
   практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном
   на формирование практических умений и их совершенствование.
       2.3. В  соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
   лабораторных работ могут быть экспериментальная  проверка  формул,
   методик  расчета,  установление  и  подтверждение закономерностей,
   ознакомление с методиками проведения  экспериментов,  установление
   свойств  веществ,  их качественных и количественных характеристик,
   наблюдение развития явлений, процессов и др.
       2.3.1. При  выборе  содержания  и  объема  лабораторных  работ
   следует исходить из сложности учебного материала для усвоения,  из
   внутрипредметных  и межпредметных связей,  из значимости изучаемых
   теоретических   положений   для    предстоящей    профессиональной
   деятельности,  из  того,  какое место занимает конкретная работа в
   совокупности лабораторных работ и их значимости  для  формирования
   целостного представления о содержании учебной дисциплины.
       2.3.2. При планировании лабораторных работ следует  учитывать,
   что   наряду   с  ведущей  дидактической  целью  -  подтверждением
   теоретических положений - в ходе выполнения  заданий  у  студентов
   формируются  практические  умения  и навыки обращения с различными
   приборами,  установками,  лабораторным оборудованием, аппаратурой,
   которые   могут  составлять  часть  профессиональной  практической
   подготовки,   а   также   исследовательские   умения   (наблюдать,
   сравнивать,   анализировать,   устанавливать  зависимости,  делать
   выводы и обобщения,  самостоятельно вести исследование,  оформлять
   результаты).
       2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью  содержанием
   практических  занятий  являются решение разного рода задач,  в том
   числе профессиональных (анализ производственных ситуаций,  решение
   ситуационных  производственных задач,  выполнение профессиональных
   функций в деловых играх и т.п.),  выполнение вычислений, расчетов,
   чертежей,   работа   с  измерительными  приборами,  оборудованием,
   аппаратурой,  работа с  нормативными  документами,  инструктивными
   материалами,  справочниками,  составление  проектной,  плановой  и
   другой технической и специальной документации и др.
       2.4.1. При  разработке содержания практических занятий следует
   учитывать,  чтобы  в  совокупности  по  учебной   дисциплине   они
   охватывали  весь  круг  профессиональных  умений,  на подготовку к
   которым ориентирована данная дисциплина,  а в совокупности по всем
   учебным  дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность,
   к которой готовится специалист.
       2.4.2. На    практических    занятиях    студенты   овладевают
   первоначальными профессиональными умениями и навыками,  которые  в
   дальнейшем  закрепляются  и  совершенствуются в процессе курсового
   проектирования и технологической и преддипломной  производственной
   (профессиональной) практики.
       Наряду с   формированием   умений   и   навыков   в   процессе
   практических занятий обобщаются,  систематизируются, углубляются и
   конкретизируются теоретические знания,  вырабатывается способность
   и   готовность  использовать  теоретические  знания  на  практике,
   развиваются интеллектуальные умения.
       2.5. Содержание  лабораторных  работ  и  практических  занятий
   фиксируется в примерных и рабочих учебных программах  дисциплин  в
   разделе "Содержание учебной дисциплины".
       2.6. Состав заданий для лабораторной работы или  практического
   занятия  должен  быть спланирован с расчетом,  чтобы за отведенное
   время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
   Количество часов,  отводимых на лабораторные работы и практические
   занятия,  фиксируется в тематических планах  примерных  и  рабочих
   учебных программ.
       2.7. Перечень лабораторных  работ  и  практических  занятий  в
   рабочих  программах  дисциплины,  а  также  количество часов на их
   проведение   могут   отличаться   от   рекомендованных   примерной
   программой,  но  при  этом  должны  формировать уровень подготовки
   выпускника,   определенный   Государственными   требованиями    по
   соответствующей    специальности,    а    также    дополнительными
   требованиями к уровню подготовки студента,  установленными  самими
   образовательными учреждениями.

             3. Организация и проведение лабораторных работ
                         и практических занятий

       3.1. Лабораторная  работа  как  вид  учебного  занятия  должна
   проводиться   в  специально  оборудованных  учебных  лабораториях.
   Продолжительность   -   не   менее   двух   академических   часов.
   Необходимыми  структурными элементами лабораторной работы,  помимо
   самостоятельной  деятельности  студентов,   являются   инструктаж,
   проводимый  преподавателем,  а также организация обсуждения итогов
   выполнения лабораторной работы.
       3.2. Практическое   занятие   должно   проводиться  в  учебных
   кабинетах  или  специально  оборудованных  помещениях  (площадках,
   полигонах   и  т.п.).  Продолжительность  занятия  не  менее  двух
   академических   часов.   Необходимыми   структурными    элементами
   практического   занятия,   помимо   самостоятельной   деятельности
   студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также
   анализ  и  оценка выполненных работ и степени овладения студентами
   запланированными умениями.
       3.3. Выполнению  лабораторных  работ  и  практических  занятий
   предшествует  проверка  знаний  студентов   -   их   теоретической
   готовности к выполнению задания.
       3.4. По каждой лабораторной  работе  и  практическому  занятию
   образовательным  учреждением  должны быть разработаны и утверждены
   методические указания по их проведению.
       3.5. Лабораторные  работы  и практические занятия могут носить
   репродуктивный, частично - поисковый и поисковый характер.
       Работы, носящие репродуктивный характер,  отличаются тем,  что
   при их проведении студенты пользуются подробными  инструкциями,  в
   которых   указаны:   цель   работы,  пояснения  (теория,  основные
   характеристики),  оборудование,   аппаратура,   материалы   и   их
   характеристики,  порядок выполнения работы,  таблицы,  выводы (без
   формулировки),  контрольные   вопросы,   учебная   и   специальная
   литература.
       Работы, носящие частично - поисковый характер, отличаются тем,
   что   при   их   проведении   студенты  не  пользуются  подробными
   инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и
   требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора
   способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе
   и др.
       Работы, носящие поисковый характер,  характеризуются тем,  что
   студенты  должны  решить  новую  для  них  проблему,  опираясь  на
   имеющиеся у них теоретические знания.
       При планировании  лабораторных  работ  и  практических занятий
   необходимо  находить   оптимальное   соотношение   репродуктивных,
   частично  - поисковых и поисковых работ,  чтобы обеспечить высокий
   уровень интеллектуальной деятельности.
       3.6. Формы  организации  студентов  на  лабораторных работах и
   практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
       При фронтальной   форме   организации   занятий  все  студенты
   выполняют одновременно одну и ту же работу.
       При групповой  форме  организации  занятий одна и та же работа
   выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
       При индивидуальной  форме  организации  занятий каждый студент
   выполняет индивидуальное задание.
       3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ
   и практических занятий рекомендуется:
       разработка сборников     задач,    заданий    и    упражнений,
   сопровождающихся   методическими   указаниями,   применительно   к
   конкретным специальностям;
       разработка заданий для автоматизированного тестового  контроля
   за   подготовленностью   студентов   к  лабораторным  работам  или
   практическим занятиям;
       подчинение методики    проведения    лабораторных    работ   и
   практических    занятий    ведущим    дидактическим    целям     с
   соответствующими установками для студентов;
       использование в практике преподавания  поисковых  лабораторных
   работ, построенных на проблемной основе;
       применение коллективных и групповых форм работы,  максимальное
   использование    индивидуальных    форм    с    целью    повышения
   ответственности каждого  студента  за  самостоятельное  выполнение
   полного объема работ;
       проведение лабораторных  работ  и  практических   занятий   на
   повышенном уровне трудности с включением в них заданий,  связанных
   с выбором студентами  условий  выполнения  работы,  конкретизацией
   целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
       подбор дополнительных   задач   и   заданий   для   студентов,
   работающих  в более быстром темпе,  для эффективного использования
   времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.

        4. Оформление лабораторных работ и практических занятий

       4.1. Структура оформления лабораторных  работ  и  практических
   занятий   по   дисциплине   определяется  предметными  (цикловыми)
   комиссиями.
       4.2. Оценки  за  выполнение  лабораторных работ и практических
   занятий могут выставляться по пятибалльной  системе  или  в  форме
   зачета   и   учитываться   как   показатели  текущей  успеваемости
   студентов.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz