МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Программой организационно - методических мер
по введению в действие государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования на 1998 - 2000 гг.,
утвержденной 25 марта 1998 г. Минобразованием России, Управление
среднего профессионального образования подготовило и направляет
для практического применения Рекомендации по планированию,
организации и проведению лабораторных работ и практических занятий
в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
Первый заместитель Министра
В.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Типовым положением об образовательном
учреждении среднего профессионального образования (среднем
специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168, к
основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены
лабораторные работы и практические занятия. Направленные на
экспериментальное подтверждение теоретических положений и
формирование учебных и профессиональных практических умений они
составляют важную часть теоретической и профессиональной
практической подготовки.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия
как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько
лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических
работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с
изучаемым содержанием учебного материала.
1.3. Выполнение студентами лабораторных работ и практических
занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление
полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин
математического и общего естественно - научного,
общепрофессионального и специального циклов;
- формирование умений применять полученные знания на практике,
реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:
аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких
профессионально значимых качеств, как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива.
1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и
практические занятия и их объекты, определяются примерными и
рабочими учебными планами.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий
учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников (далее -
Государственные требования) может делиться на подгруппы
численностью не менее 8 человек.
2. Планирование лабораторных работ
и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ
и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные
работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические
цели.
2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение и проверка существенных
теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они
занимают преимущественное место при изучении дисциплин
математического и общего естественно - научного,
общепрофессионального циклов и менее характерны для дисциплин
специального цикла.
2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий
является формирование практических умений - профессиональных
(умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в
последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений
решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.),
необходимых в последующей учебной деятельности по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практические
занятия занимают преимущественное место при изучении
общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Состав и содержание практических занятий должны быть
направлены на реализацию Государственных требований.
2.2. По таким дисциплинам, как Физическая культура,
Иностранный язык, Инженерная графика, дисциплинам с применением
ПЭВМ, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном
на формирование практических умений и их совершенствование.
2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул,
методик расчета, установление и подтверждение закономерностей,
ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление
свойств веществ, их качественных и количественных характеристик,
наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ
следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из
внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых
теоретических положений для предстоящей профессиональной
деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования
целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.3.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать,
что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением
теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов
формируются практические умения и навыки обращения с различными
приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой,
которые могут составлять часть профессиональной практической
подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать,
сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать
выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять
результаты).
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том
числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение
ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных
функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов,
чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием,
аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными
материалами, справочниками, составление проектной, плановой и
другой технической и специальной документации и др.
2.4.1. При разработке содержания практических занятий следует
учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они
охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к
которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем
учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность,
к которой готовится специалист.
2.4.2. На практических занятиях студенты овладевают
первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в
дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового
проектирования и технологической и преддипломной производственной
(профессиональной) практики.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе
практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и
конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность
и готовность использовать теоретические знания на практике,
развиваются интеллектуальные умения.
2.5. Содержание лабораторных работ и практических занятий
фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в
разделе "Содержание учебной дисциплины".
2.6. Состав заданий для лабораторной работы или практического
занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное
время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические
занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих
учебных программ.
2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в
рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их
проведение могут отличаться от рекомендованных примерной
программой, но при этом должны формировать уровень подготовки
выпускника, определенный Государственными требованиями по
соответствующей специальности, а также дополнительными
требованиями к уровню подготовки студента, установленными самими
образовательными учреждениями.
3. Организация и проведение лабораторных работ
и практических занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна
проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях.
Продолжительность - не менее двух академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо
самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж,
проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов
выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных
кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках,
полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух
академических часов. Необходимыми структурными элементами
практического занятия, помимо самостоятельной деятельности
студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также
анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами
запланированными умениями.
3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий
предшествует проверка знаний студентов - их теоретической
готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию
образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены
методические указания по их проведению.
3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично - поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что
при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в
которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные
характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их
характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без
формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная
литература.
Работы, носящие частично - поисковый характер, отличаются тем,
что при их проведении студенты не пользуются подробными
инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и
требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора
способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе
и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что
студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий
необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных,
частично - поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности.
3.6. Формы организации студентов на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты
выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа
выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент
выполняет индивидуальное задание.
3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ
и практических занятий рекомендуется:
разработка сборников задач, заданий и упражнений,
сопровождающихся методическими указаниями, применительно к
конкретным специальностям;
разработка заданий для автоматизированного тестового контроля
за подготовленностью студентов к лабораторным работам или
практическим занятиям;
подчинение методики проведения лабораторных работ и
практических занятий ведущим дидактическим целям с
соответствующими установками для студентов;
использование в практике преподавания поисковых лабораторных
работ, построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения
ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение
полного объема работ;
проведение лабораторных работ и практических занятий на
повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных
с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией
целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
подбор дополнительных задач и заданий для студентов,
работающих в более быстром темпе, для эффективного использования
времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических
занятий по дисциплине определяется предметными (цикловыми)
комиссиями.
4.2. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических
занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме
зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости
студентов.
|