Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ N 01-1/1-05 О ТОЛКОВАНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 9 РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И РЕФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 2 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА В ЧАСТИ СОХРАНЕНИЯ ЗА БЫВШИМИ СОТРУДНИКАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА... (ПРИНЯТО В Г. МИНСКЕ 22.11.2005)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
         ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
                                   
                          РЕШЕНИЕ N 01-1/1-05
                                   
                     (Минск, 22 ноября 2005 года)
                                   
       Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
       председательствующего   -  председателя   Экономического   Суда
   Керимбаевой А.Ш.,
       судей  Экономического  Суда: Абдуллоева  Ф.,  Жолдыбаева  С.Ж.,
   Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
       при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
       с участием Генерального советника Экономического Суда Лепешкова
   Ю.А.,
       представителя Исполнительного комитета Содружества  Независимых
   Государств Вежновца В.Н.,
       рассмотрев  в  открытом  судебном  заседании  дело  по  запросу
   Исполнительного  комитета  Содружества  Независимых  Государств   о
   толковании,
       установил:
       Исполнительный комитет СНГ обратился в Экономический Суд СНГ  с
   запросом  о  толковании  применения пункта 9  Решения  Совета  глав
   государств  Содружества Независимых Государств о  совершенствовании
   и   реформировании   структуры  органов   Содружества   Независимых
   Государств  от  2  апреля 1999 года в части сохранения  за  бывшими
   сотрудниками  Исполнительного Секретариата СНГ, высвобожденными  от
   работы   в  соответствии  с  указанным  Решением,  медицинского   и
   санаторно-курортного  обслуживания,  которое  они  имели  на   день
   прекращения работы в Исполнительном Секретариате СНГ.
       Основанием  для  запроса послужило обращение  в  Исполнительный
   комитет  СНГ  ряда бывших сотрудников Исполнительного  Секретариата
   СНГ  -  граждан Республики Беларусь, которые в мае 2002  года  были
   сняты   с   медицинского  и  санаторно-курортного  обслуживания   в
   государственном  учреждении "Республиканская  больница"  Управления
   делами Президента Республики Беларусь.
       Объектом  толкования является акт международной  организации  -
   Решение   Совета   глав   государств  СНГ  о  совершенствовании   и
   реформировании    структуры   органов    Содружества    Независимых
   Государств  от  2 апреля 1999 года, в котором содержится  толкуемая
   норма.   При  толковании  данного  акта  надлежит  определить   его
   нормативно-правовую  природу, а также особенности  регулируемых  им
   общественных отношений.
       Предметом  толкования  является  положение  пункта  9  в  части
   сохранения  за  бывшими  сотрудниками Исполнительного  Секретариата
   СНГ,  высвобожденными от работы в соответствии с указанным Решением
   Совета  глав  государств  СНГ, медицинского и  санаторно-курортного
   обслуживания,  которое  они  имели на  день  прекращения  работы  в
   Исполнительном Секретариате СНГ.
       Заслушав    судью-докладчика   Симоняна   Г.В.,   представителя
   Исполнительного  комитета  СНГ Вежновца  В.Н.,  обсудив  заключение
   Генерального  советника  Лепешкова  Ю.А.,  специалиста  Шинкарецкой
   Г.Г.  и изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд пришел
   к следующим выводам.
       Решение  Совета  глав  государств  СНГ  о  совершенствовании  и
   реформировании    структуры   органов    Содружества    Независимых
   Государств   от   2  апреля  1999  года  подписано  Азербайджанской
   Республикой,  Республикой Армения, Республикой  Беларусь,  Грузией,
   Республикой    Казахстан,   Кыргызской   Республикой,   Республикой
   Молдова,    Российской    Федерацией,   Республикой    Таджикистан,
   Республикой  Узбекистан, Украиной и вступило в силу  для  указанных
   государств с момента его подписания.
       Пункт  9  Решения Совета глав государств СНГ от 2  апреля  1999
   года  устанавливает, что "высвобождение сотрудников Исполнительного
   Секретариата   СНГ,  Межгосударственного  экономического   комитета
   Экономического  союза  и  рабочих  аппаратов  межгосударственных  и
   межправительственных органов производится в порядке и на  условиях,
   установленных    при   высвобождении   соответствующих    категорий
   государственных   служащих  государств,  гражданами   которых   они
   являются,  с  предоставлением им предусмотренных  законодательством
   социальных  гарантий  и  компенсаций,  в  том  числе  связанных   с
   выплатой  выходного  пособия  и среднего  денежного  содержания,  а
   также     сохранением     медицинского    и    санаторно-курортного
   обслуживания,  которое  они  имели на  день  прекращения  работы  в
   органах СНГ".
       Анализ   нормативно-правовой  природы   Решения   Совета   глав
   государств  СНГ  от 2 апреля 1999 года позволяет  сделать  вывод  о
   том,   что   указанный  документ  представляет  собой  акт   органа
   международной  организации и содержит  два  вида  норм:  1)  нормы,
   касающиеся    вопросов    организации    внутренней    деятельности
   Содружества  Независимых Государств, являющиеся  обязательными  как
   для   самой   организации,  так  и  для   ее   членов   (внутренняя
   регламентация);  2)  нормы,  устанавливающие  права  и  обязанности
   государств-участников  вне  рамок самой международной  организации,
   имеющие  лишь  рекомендательное значение  (внешняя  регламентация).
   При   этом   положения   пункта  9  Решения  в   части   сохранения
   медицинского   и  санаторно-курортного  обслуживания   за   бывшими
   сотрудниками  Исполнительного Секретариата СНГ относятся  к  нормам
   второй группы.
       Данный  вывод,  по  мнению Экономического Суда,  согласуется  с
   положениями  Устава Содружества Независимых Государств,  в  котором
   отсутствуют   нормы   об   обязательной   силе   решений    органов
   Содружества,    касающихся   внешней   регламентации,    а    также
   устанавливающих   их   непосредственное  и   прямое   действие   на
   территориях  государств-участников. Часть 3 статьи 1  Устава  прямо
   предусматривает,  что "Содружество... не обладает  наднациональными
   полномочиями". Отсюда следует, что реализация толкуемого  положения
   пункта  9 Решения как рекомендательной нормы возможна лишь в случае
   принятия государством соответствующего нормативного акта.
       Как  видно  из  содержания  пункта  9,  государства,  принявшие
   Решение  о  совершенствовании  и реформировании  структуры  органов
   Содружества  Независимых Государств от 2 апреля 1999 года,  избрали
   отсылку  к  национальному законодательству как способ  согласования
   права  международной организации с внутригосударственными  нормами.
   Положения  пункта  9  являются общими  по  содержанию  и  обязывают
   руководствоваться  нормами,  содержащимися  в  актах  национального
   законодательства.
       Положение пункта 9 в части сохранения медицинского и санаторно-
   курортного  обслуживания носит рекомендательный характер,  является
   нормой-поручением      органам      тех      государств-участников,
   законодательство   которых   не  содержит   соответствующих   норм,
   сохранить  (до  принятия  международного  или  национального   акта
   регулирующего  указанные  вопросы) за высвобождаемыми  сотрудниками
   органов   СНГ   медицинское  и  санаторно-курортное   обслуживание,
   которое они имели на день прекращения работы в органах СНГ.
       Государства-участники   Содружества,  подписавшие   Решение   о
   совершенствовании и реформировании органов СНГ  от  2  апреля  1999
   года,  вправе  были самостоятельно определять, в  какой  форме  или
   посредством  каких  процедур  и  механизмов  реализовать  положения
   пункта  9. Об этом свидетельствует и практика применения указанного
   пункта.  По сообщениям государств-участников Содружества, вопрос  о
   форме    (способе)   реализации   пункта   9   Решения    относится
   исключительно к сфере внутригосударственного регулирования.
       Экономический  Суд  отмечает,  что  при  толковании  применения
   положения пункта 9 Решения Совета глав государств СНГ от  2  апреля
   1999  года необходимо учитывать и другие акты, регулирующие вопросы
   медицинского    обслуживания   сотрудников   органов    Содружества
   Независимых   Государств.   В   частности,   порядок   и    условия
   медицинского  обслуживания сотрудников органов Содружества  впервые
   в  полном  объеме  были определены Соглашением о  правовом  статусе
   должностных  лиц  и  сотрудников  органов  Содружества  Независимых
   Государств  от 25 апреля 2003 года и Положением об условиях  оплаты
   труда  в  органах Содружества Независимых Государств, финансируемых
   из  единого бюджета органов СНГ, утвержденным Решением Совета  глав
   правительств СНГ от 25 апреля 2003 года.
       Статья  15  Соглашения  о правовом статусе  должностных  лиц  и
   сотрудников  органов  Содружества  Независимых  Государств  от   25
   апреля  2003  года устанавливает, что "обеспечение  сотрудников  во
   время  их  работы  в  органе Содружества медицинским  обслуживанием
   производится  за  счет  средств органов  Содружества  на  основании
   заключенных  договоров с соответствующими учреждениями  государства
   пребывания".  Часть  2  статьи  18 Соглашения  определяет,  что  "в
   случае  возникновения  противоречий  между  положениями  настоящего
   Соглашения  и  документами, ранее принятыми в  рамках  Содружества,
   действует настоящее Соглашение".
       Кроме  того,  пункт  14 Положения об условиях  оплаты  труда  в
   органах   Содружества  Независимых  Государств,  финансируемых   из
   единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года установил,  что
   "для сотрудников Исполнительного комитета СНГ в период их работы  в
   указанном органе предусматривается медицинское обеспечение за  счет
   средств   единого   бюджета  органов  Содружества   по   договорам,
   заключаемым    с    учреждениями,    осуществляющими    медицинское
   обслуживание  сотрудников  соответствующих  органов  исполнительной
   власти  (министерств  и  ведомств)  государства  пребывания  органа
   СНГ".  За счет средств единого бюджета органов Содружества и в  том
   же  порядке  обеспечиваются  медицинским  обслуживанием  сотрудники
   аппарата    Межгосударственного    статистического    комитета    и
   Экономического Суда Содружества (пункт 15 Положения).
       Вопросы  санаторно-курортного обеспечения  сотрудников  органов
   СНГ,    а    также   сохранения   медицинского   обслуживания    за
   высвобождаемыми  от  занимаемых должностей сотрудниками  указанными
   выше  актами не регламентируются. Положения пункта 9 Решения Совета
   глав  государств  СНГ  от  2 апреля 1999 года  в  части  сохранения
   медицинского  и  санаторно-курортного обслуживания касаются  только
   сотрудников  органов  СНГ, высвобождаемых от  работы  на  основании
   этого  Решения,  и  рассчитаны  на  временное  применение  в   силу
   приоритета норм последующих актов Содружества, упомянутых выше.
       Экономический  Суд  отмечает,  что  медицинское  и   санаторно-
   курортное  обслуживание  сотрудников  Исполнительного  Секретариата
   СНГ   на   территории   Республики   Беларусь   осуществлялось    в
   соответствии   с  пунктом  3  Распоряжения  Президента   Республики
   Беларусь  от  28  сентября  1994 года N  18  рп  и  сохранялось  до
   принятия   Указа  Президента  Республики  Беларусь  "О  медицинском
   обслуживании    в   государственном   учреждении   "Республиканская
   больница"  Управления делами Президента Республики Беларусь"  от  2
   апреля  2002  года  N  174.  Указ  не  содержит  специальных  норм,
   предусматривающих  сохранение медицинского  и  санаторно-курортного
   обслуживания  за  бывшими  сотрудниками  органов  СНГ,  и  как  акт
   национального  законодательства, принятый  позднее,  имеет  большую
   юридическую силу.
       Изучение    практики   применения   в   государствах-участниках
   положения  пункта  9 Решения от 2 апреля 1999 года свидетельствует,
   что  действующее  законодательство Республики  Армения,  Республики
   Казахстан,  Кыргызской  Республики,  Республики  Молдова,   Украины
   также  не  содержит  специальных актов или норм,  предусматривающих
   сохранение  медицинского  и  санаторно-курортного  обслуживания  за
   бывшими сотрудниками органов Содружества.
       На  основании  изложенного и руководствуясь  пунктами  5  и  16
   Положения    об   Экономическом   Суде   Содружества    Независимых
   Государств,  а  также пунктами 143 и 148 Регламента  Экономического
   Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
       решил:
       По  запросу  Исполнительного комитета  Содружества  Независимых
   Государств  дать следующее толкование применения пункта  9  Решения
   Совета   глав   государств  Содружества   о   совершенствовании   и
   реформировании  органов  СНГ  от  2  апреля  1999  года   в   части
   сохранения  за  бывшими  сотрудниками Исполнительного  Секретариата
   СНГ,  высвобожденными от работы в соответствии с указанным Решением
   Совета  глав  государств  СНГ, медицинского и  санаторно-курортного
   обслуживания,  которые  они  имели на  день  прекращения  работы  в
   Исполнительном Секретариате СНГ:
       1.   Норма,  содержащаяся  в  пункте  9  Решения  Совета   глав
   государств  Содружества Независимых Государств о  совершенствовании
   и   реформировании   структуры  органов   Содружества   Независимых
   Государств  от  2 апреля 1999 года, в части сохранения  за  бывшими
   сотрудниками  Исполнительного Секретариата СНГ, высвобожденными  от
   работы   в  соответствии  с  указанным  Решением,  медицинского   и
   санаторно-курортного  обслуживания,  которое  они  имели  на   день
   прекращения  работы в Исполнительном Секретариате СНГ, не  обладает
   прямым  действием  на  территории государств-участников  СНГ,  если
   иное не предусмотрено национальным законодательством.
       2.  Норма  пункта 9 Решения Совета глав государств  Содружества
   Независимых   Государств  о  совершенствовании   и   реформировании
   структуры  органов Содружества Независимых Государств от  2  апреля
   1999  года  создает  реальные  права и обязанности  для  субъектов,
   которым  она адресована, при условии закрепления данного правила  в
   национальном законодательстве.
       3. Копию Решения направить Исполнительному комитету Содружества
   Независимых    Государств,   правительствам   государств-участников
   Содружества Независимых Государств.
       4.  Решение  подлежит  опубликованию в изданиях  Содружества  и
   средствах  массовой информации государств-участников  Соглашения  о
   статусе  Экономического Суда Содружества Независимых Государств  от
   6 июля 1992 года.
       5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                                          Председатель
                                                        А.Ш.КЕРИМБАЕВА
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz