ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/1-05
(Минск, 22 ноября 2005 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда
Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж.,
Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Лепешкова
Ю.А.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о
толковании,
установил:
Исполнительный комитет СНГ обратился в Экономический Суд СНГ с
запросом о толковании применения пункта 9 Решения Совета глав
государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании
и реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года в части сохранения за бывшими
сотрудниками Исполнительного Секретариата СНГ, высвобожденными от
работы в соответствии с указанным Решением, медицинского и
санаторно-курортного обслуживания, которое они имели на день
прекращения работы в Исполнительном Секретариате СНГ.
Основанием для запроса послужило обращение в Исполнительный
комитет СНГ ряда бывших сотрудников Исполнительного Секретариата
СНГ - граждан Республики Беларусь, которые в мае 2002 года были
сняты с медицинского и санаторно-курортного обслуживания в
государственном учреждении "Республиканская больница" Управления
делами Президента Республики Беларусь.
Объектом толкования является акт международной организации -
Решение Совета глав государств СНГ о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года, в котором содержится толкуемая
норма. При толковании данного акта надлежит определить его
нормативно-правовую природу, а также особенности регулируемых им
общественных отношений.
Предметом толкования является положение пункта 9 в части
сохранения за бывшими сотрудниками Исполнительного Секретариата
СНГ, высвобожденными от работы в соответствии с указанным Решением
Совета глав государств СНГ, медицинского и санаторно-курортного
обслуживания, которое они имели на день прекращения работы в
Исполнительном Секретариате СНГ.
Заслушав судью-докладчика Симоняна Г.В., представителя
Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., обсудив заключение
Генерального советника Лепешкова Ю.А., специалиста Шинкарецкой
Г.Г. и изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд пришел
к следующим выводам.
Решение Совета глав государств СНГ о совершенствовании и
реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года подписано Азербайджанской
Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Грузией,
Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой
Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан,
Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу для указанных
государств с момента его подписания.
Пункт 9 Решения Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999
года устанавливает, что "высвобождение сотрудников Исполнительного
Секретариата СНГ, Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза и рабочих аппаратов межгосударственных и
межправительственных органов производится в порядке и на условиях,
установленных при высвобождении соответствующих категорий
государственных служащих государств, гражданами которых они
являются, с предоставлением им предусмотренных законодательством
социальных гарантий и компенсаций, в том числе связанных с
выплатой выходного пособия и среднего денежного содержания, а
также сохранением медицинского и санаторно-курортного
обслуживания, которое они имели на день прекращения работы в
органах СНГ".
Анализ нормативно-правовой природы Решения Совета глав
государств СНГ от 2 апреля 1999 года позволяет сделать вывод о
том, что указанный документ представляет собой акт органа
международной организации и содержит два вида норм: 1) нормы,
касающиеся вопросов организации внутренней деятельности
Содружества Независимых Государств, являющиеся обязательными как
для самой организации, так и для ее членов (внутренняя
регламентация); 2) нормы, устанавливающие права и обязанности
государств-участников вне рамок самой международной организации,
имеющие лишь рекомендательное значение (внешняя регламентация).
При этом положения пункта 9 Решения в части сохранения
медицинского и санаторно-курортного обслуживания за бывшими
сотрудниками Исполнительного Секретариата СНГ относятся к нормам
второй группы.
Данный вывод, по мнению Экономического Суда, согласуется с
положениями Устава Содружества Независимых Государств, в котором
отсутствуют нормы об обязательной силе решений органов
Содружества, касающихся внешней регламентации, а также
устанавливающих их непосредственное и прямое действие на
территориях государств-участников. Часть 3 статьи 1 Устава прямо
предусматривает, что "Содружество... не обладает наднациональными
полномочиями". Отсюда следует, что реализация толкуемого положения
пункта 9 Решения как рекомендательной нормы возможна лишь в случае
принятия государством соответствующего нормативного акта.
Как видно из содержания пункта 9, государства, принявшие
Решение о совершенствовании и реформировании структуры органов
Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года, избрали
отсылку к национальному законодательству как способ согласования
права международной организации с внутригосударственными нормами.
Положения пункта 9 являются общими по содержанию и обязывают
руководствоваться нормами, содержащимися в актах национального
законодательства.
Положение пункта 9 в части сохранения медицинского и санаторно-
курортного обслуживания носит рекомендательный характер, является
нормой-поручением органам тех государств-участников,
законодательство которых не содержит соответствующих норм,
сохранить (до принятия международного или национального акта
регулирующего указанные вопросы) за высвобождаемыми сотрудниками
органов СНГ медицинское и санаторно-курортное обслуживание,
которое они имели на день прекращения работы в органах СНГ.
Государства-участники Содружества, подписавшие Решение о
совершенствовании и реформировании органов СНГ от 2 апреля 1999
года, вправе были самостоятельно определять, в какой форме или
посредством каких процедур и механизмов реализовать положения
пункта 9. Об этом свидетельствует и практика применения указанного
пункта. По сообщениям государств-участников Содружества, вопрос о
форме (способе) реализации пункта 9 Решения относится
исключительно к сфере внутригосударственного регулирования.
Экономический Суд отмечает, что при толковании применения
положения пункта 9 Решения Совета глав государств СНГ от 2 апреля
1999 года необходимо учитывать и другие акты, регулирующие вопросы
медицинского обслуживания сотрудников органов Содружества
Независимых Государств. В частности, порядок и условия
медицинского обслуживания сотрудников органов Содружества впервые
в полном объеме были определены Соглашением о правовом статусе
должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых
Государств от 25 апреля 2003 года и Положением об условиях оплаты
труда в органах Содружества Независимых Государств, финансируемых
из единого бюджета органов СНГ, утвержденным Решением Совета глав
правительств СНГ от 25 апреля 2003 года.
Статья 15 Соглашения о правовом статусе должностных лиц и
сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25
апреля 2003 года устанавливает, что "обеспечение сотрудников во
время их работы в органе Содружества медицинским обслуживанием
производится за счет средств органов Содружества на основании
заключенных договоров с соответствующими учреждениями государства
пребывания". Часть 2 статьи 18 Соглашения определяет, что "в
случае возникновения противоречий между положениями настоящего
Соглашения и документами, ранее принятыми в рамках Содружества,
действует настоящее Соглашение".
Кроме того, пункт 14 Положения об условиях оплаты труда в
органах Содружества Независимых Государств, финансируемых из
единого бюджета органов СНГ, от 25 апреля 2003 года установил, что
"для сотрудников Исполнительного комитета СНГ в период их работы в
указанном органе предусматривается медицинское обеспечение за счет
средств единого бюджета органов Содружества по договорам,
заключаемым с учреждениями, осуществляющими медицинское
обслуживание сотрудников соответствующих органов исполнительной
власти (министерств и ведомств) государства пребывания органа
СНГ". За счет средств единого бюджета органов Содружества и в том
же порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием сотрудники
аппарата Межгосударственного статистического комитета и
Экономического Суда Содружества (пункт 15 Положения).
Вопросы санаторно-курортного обеспечения сотрудников органов
СНГ, а также сохранения медицинского обслуживания за
высвобождаемыми от занимаемых должностей сотрудниками указанными
выше актами не регламентируются. Положения пункта 9 Решения Совета
глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года в части сохранения
медицинского и санаторно-курортного обслуживания касаются только
сотрудников органов СНГ, высвобождаемых от работы на основании
этого Решения, и рассчитаны на временное применение в силу
приоритета норм последующих актов Содружества, упомянутых выше.
Экономический Суд отмечает, что медицинское и санаторно-
курортное обслуживание сотрудников Исполнительного Секретариата
СНГ на территории Республики Беларусь осуществлялось в
соответствии с пунктом 3 Распоряжения Президента Республики
Беларусь от 28 сентября 1994 года N 18 рп и сохранялось до
принятия Указа Президента Республики Беларусь "О медицинском
обслуживании в государственном учреждении "Республиканская
больница" Управления делами Президента Республики Беларусь" от 2
апреля 2002 года N 174. Указ не содержит специальных норм,
предусматривающих сохранение медицинского и санаторно-курортного
обслуживания за бывшими сотрудниками органов СНГ, и как акт
национального законодательства, принятый позднее, имеет большую
юридическую силу.
Изучение практики применения в государствах-участниках
положения пункта 9 Решения от 2 апреля 1999 года свидетельствует,
что действующее законодательство Республики Армения, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Украины
также не содержит специальных актов или норм, предусматривающих
сохранение медицинского и санаторно-курортного обслуживания за
бывшими сотрудниками органов Содружества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5 и 16
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых
Государств, а также пунктами 143 и 148 Регламента Экономического
Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд
решил:
По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств дать следующее толкование применения пункта 9 Решения
Совета глав государств Содружества о совершенствовании и
реформировании органов СНГ от 2 апреля 1999 года в части
сохранения за бывшими сотрудниками Исполнительного Секретариата
СНГ, высвобожденными от работы в соответствии с указанным Решением
Совета глав государств СНГ, медицинского и санаторно-курортного
обслуживания, которые они имели на день прекращения работы в
Исполнительном Секретариате СНГ:
1. Норма, содержащаяся в пункте 9 Решения Совета глав
государств Содружества Независимых Государств о совершенствовании
и реформировании структуры органов Содружества Независимых
Государств от 2 апреля 1999 года, в части сохранения за бывшими
сотрудниками Исполнительного Секретариата СНГ, высвобожденными от
работы в соответствии с указанным Решением, медицинского и
санаторно-курортного обслуживания, которое они имели на день
прекращения работы в Исполнительном Секретариате СНГ, не обладает
прямым действием на территории государств-участников СНГ, если
иное не предусмотрено национальным законодательством.
2. Норма пункта 9 Решения Совета глав государств Содружества
Независимых Государств о совершенствовании и реформировании
структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля
1999 года создает реальные права и обязанности для субъектов,
которым она адресована, при условии закрепления данного правила в
национальном законодательстве.
3. Копию Решения направить Исполнительному комитету Содружества
Независимых Государств, правительствам государств-участников
Содружества Независимых Государств.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств-участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от
6 июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
А.Ш.КЕРИМБАЕВА
|