Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФАРМАКОПЕЙНОГО ЭТИЛОВОГО СПИРТА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФАРМАКОПЕЙНОГО
                            ЭТИЛОВОГО СПИРТА

       Изменения в   налогообложении  производства  этилового  спирта
   фармакопейных концентраций и лекарственных средств на  его  основе
   вносятся  в  законодательство  практически  ежегодно.  Федеральным
   законом  N  29-ФЗ  от  14  февраля  1998 г. внесены  изменения   и
   дополнения  в  закон  "Об  акцизах".  Данные  изменения  действуют
   начиная с 18 февраля 1998 г. В соответствии с этими изменениями не
   облагаются      акцизами      спиртосодержащие      лекарственные,
   лекарственно-профилактические,      диагностические      средства,
   зарегистрированные      уполномоченным     федеральным     органом
   исполнительной  власти  и  внесенные  в   Государственный   реестр
   лекарственных  средств,  изделий медицинского назначения,  а также
   средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным
   рецептам, включая гомеопатические препараты.
       Однако при этом был сохранен прежний  порядок  налогообложения
   этилового   спирта,   в   том  числе  фармакопейных  концентраций,
   поскольку  законом  прямо  предусматривалось  обложение   акцизами
   этилового  спирта  из  всех  видов сырья,  особо выделяя отдельной
   строкой спирт этиловый,  отпускаемый  медицинским  и  ветеринарным
   учреждениям   аптечной   сети   и  предприятиям  для  производства
   медицинского   и   ветеринарного   назначения   по   представлению
   Министерства  здравоохранения  Российской Федерации и Министерства
   сельского  хозяйства  и  продовольствия  Российской  Федерации   в
   пределах   общих   квот   потребления  спирта  по  согласованию  с
   Министерством экономики Российской Федерации. Статьей 4 Закона "Об
   акцизах", изложенного в данной редакции, спирт этиловый выделяется
   отдельной  позицией,   отличной   от   позиции   "Спиртосодержащая
   продукция  в  соответствии  со  статьей  1 настоящего Федерального
   закона".  А  именно,   в   статье   1   и   указывалось,   что   к
   спиртосодержащей  подакцизной продукции не относятся вышеназванные
   спиртосодержащие   лекарственные,   лекарственно-профилактические,
   диагностические    средства,   зарегистрированные   уполномоченным
   федеральным  органом   исполнительной   власти   и   внесенные   в
   Государственный  реестр  лекарственных средств,  а также средства,
   изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам.
       На практике  в  работе  аптечных  учреждений  это  проводило в
   течение  почти  всего  1998  года  к   ситуации,   когда   аптеки,
   изготавливая  по  индивидуальному  рецепту лекарственные средства,
   содержащие в  своем  составе  среди  прочих  компонентов  этиловый
   спирт,  не  являлись  плательщиками  акцизов по этой продукции,  а
   изготавливая средства,  имеющие  в  своем  названии  слова  "спирт
   этиловый",  должны  были уплачивать по ним акциз,  несмотря на то,
   что  эти  препараты  были  включены   в   Государственный   реестр
   лекарственных   средств   или  изготавливались  по  индивидуальным
   рецептам врача.  Под изготовлением  этилового  спирта  в  аптечных
   учреждениях  понимается его расфасовка по флаконам или разбавление
   имеющегося этилового спирта до необходимой концентрации. При этом,
   аптечные  учреждения  не  могли  даже  отпускать изготовленный ими
   этиловый спирт, выставляя к покупателю акциз по ставке 8 рублей за
   1  литр спирта,  поскольку для этого было необходимо каждой аптеке
   иметь   на   все   партии   спирта   представление    Министерства
   здравоохранения,  согласованное с Министерством экономики, что при
   незначительных объемах производства в аптеках  технически  сделать
   просто  не  представлялось  возможным.  Реально отпускать этиловый
   спирт для медицинских целей с акцизом по 8 рублей за 1 литр спирта
   могли лишь крупные предприятия-производители этилового спирта.
       Положение изменилось с выходом Федерального закона N 192-ФЗ от
   29 декабря 1998 года "О первоочередных мерах в области бюджетной и
   налоговой политики".  Статьей 12 этого закона внесены изменения  и
   дополнения  в  Закон  "Об акцизах".  В частности,  изменены ставки
   акцизов,  а  также  внесены  изменения  в  формулировки  некоторых
   позиций,  описывающих виды подакцизных товаров.  Так,  в отношении
   этилового спирта,  используемого в  медицинских  целях,  произошли
   следующие изменения.
       Формулировка вида  подакцизного  товара   изложена   в   новой
   редакции и звучит так:  "Спирт этиловый,  отпускаемый организациям
   для производства лекарственных средств и  изделий  медицинского  и
   ветеринарного назначения и (или) для проведения лечебного процесса
   в  пределах  утвержденных  квот  потребления   спирта   для   этих
   организаций".   То   есть   убрано   упоминание   о  представлении
   Министерства здравоохранения или Министерства сельского  хозяйства
   и продовольствия и согласовании с Министерством экономики.  Ставка
   акциза  при  этом  установлена  в  размере  8  рублей  за  1  литр
   безводного (стопроцентного) этилового спирта.  Ранее ставки акциза
   по  этиловому  спирту  были   установлены   вне   зависимости   от
   концентрации этилового спирта и составляли 8 рублей за 1 литр (для
   спирта,  используемого в медицинских целях) и 12 рублей за 1  литр
   (для всех остальных категорий этилового спирта).
       Данный закон был опубликован в "Российской газете" 31  декабря
   1998 года и действует со дня его публикации.  Рассмотрим,  к каким
   ситуациям   в   налогообложении   аптечных   учреждений   приводят
   изложенные выше изменения закона "Об акцизах".
       В настоящее      время      аптекам,      чтобы      выставить
   организациям-покупателям расфасованного или разбавленного в аптеке
   этилового спирта акциз по ставке 8 рублей  за  1  литр  безводного
   стопроцентного  спирта уже не требуется представление Министерства
   здравоохранения.  Достаточно  будет  того,  чтобы  организации,  в
   которые  отгружается  этиловый  спирт,  имели  утвержденные  квоты
   потребления спирта для медицинских учреждений.
       На практике  эти  квоты все равно имеют происхождение от общей
   квоты,  выделяемой Министерству здравоохранения  и  распределяемой
   министерством  по  инстанциям  с доведением ее до больниц,  других
   лечебных учреждений и т.д. Однако главному бухгалтеру аптеки перед
   тем,  как  указать в счете-фактуре сумму акциза по ставке 8 рублей
   за 1 литр стопроцентного спирта,  необходимо убедиться в том,  что
   организация-покупатель   не   только   действительно  имеет  квоту
   потребления этилового спирта для медицинских целей,  но и  в  том,
   что    данная    партия    этилового    спирта    будет   получена
   организацией-покупателем в пределах этой квоты. Оптимальным в этом
   случае  является  наряд  (заказ,  письмо  или  другой документ) от
   организации,  утверждающей  квоту  потребления  спирта   лечебного
   учреждению,  в  котором был бы прямо указан поставщик квотируемого
   количества этилового спирта.
       Хотя формулировка  закона  "Об акцизах" теоретически позволяет
   отпускать спирт  в  пределах  утвержденных  квот  потребления  для
   организаций,   проводящих   лечебный   процесс   или  производящих
   лекарственные  средства,  изделия  медицинского  и   ветеринарного
   назначения   и   без  указания  организацией,  утвердившей  квоту,
   наименования конкретного поставщика спирта,  система  квотирования
   этилового   спирта  в  целом  построена  таким  образом,  что  при
   выделении квоты потребления спирта,  как правило,  определяются  и
   поставщики   спирта.  Поэтому  надо  быть  крайне  осторожным  при
   получении  предложений  от   возможных   покупателей   реализовать
   этиловый  спирт  с акцизом по ставке 8 рублей за 1 литр безводного
   спирта  в  пределах  утвержденной  квоты,  но  без  указания   при
   квотировании конкретного поставщика спирта.
       В данном  случае  надо  выяснить  обстоятельства,  по  которым
   лечебное  учреждение  не  смогло  приобрести этиловый спирт у того
   поставщика,  который  предполагался  при  утверждении  квоты.   Во
   избежание  в дальнейшем проблем с подтверждением того,  что отпуск
   спирта действительно осуществлялся в пределах  утвержденных  квот,
   необходимо   перед   отпуском   спирта   получить   документальное
   подтверждение    об    общем     размере     квоты     потребления
   организации-покупателя,  количестве  уже  закупленного ею спирта и
   причинах,  по которым  организация  решила  не  закупать  спирт  у
   поставщика,  указанного ей при квотировании.  Эти документы должны
   быть  заверены  организацией-покупателем  и  содержать  ссылки  на
   другие организации (утверждавших квоты, поставлявших спирт и т.д.)
   с указанием их реквизитов.  Главному бухгалтеру аптеки  необходимо
   помнить,   что  всегда  возможно  проведение  встречной  налоговой
   проверки этих организаций по  фактам  их  операций,  отраженных  в
   данных документах. В случае отпуска спирта сверх утвержденных квот
   сумма акциза будет  исчислена  по  ставке  12  рублей  за  1  литр
   безводного    стопроцентного   спирта   с   применением   санкций,
   установленных Налоговым кодексом РФ.
       Кроме того,   следует  учитывать,  что  отпуск  изготовленного
   аптекой  этилового  спирта   населению,   в   том   числе   и   по
   индивидуальным рецептам, должен производиться с начислением акциза
   по ставке 12 рублей за 1 литр  безводного  стопроцентного  спирта,
   так  как  применение  ставки  8 рублей за 1 литр безводного спирта
   возможно только при отпуске спирта организациям.
       Последствием того,  что  размер  акциза  на  спирт этиловый по
   новой редакции Закона "Об акцизах" определяется  в  расчете  на  1
   литр безводного стопроцентного спирта,  является то,  что у аптеки
   при разбавлении спирта до другой фармакопейной концентрации  сумма
   акциза,  начисленного по готовому подакцизному товару, будет равна
   сумме акциза,  причитающегося к  возмещению.  То  есть,  в  данном
   случае  аптека будет представлять в налоговую инспекцию расчет,  в
   котором сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, будет равна
   нулю.
       Разберем конкретный  пример.  Аптекой  получено   100   литров
   фармакопейного 95 %  этилового спирта, акциз за этот спирт уплачен
   аптекой поставщику по ставке 8 рублей  за  1  литр  стопроцентного
   спирта в сумме 760 рублей (100 литров х 95%  х 8 руб.).  Указанное
   количество спирта разбавлено аптекой до концентрации 70%, получено
   135,7 литров спирта (100 литров х 95% : 70%). При отгрузке аптекой
   будет начислен акциз в сумме 760 рублей (135,7 литров х  70%  х  8
   руб.).  Сумма акциза, причитающаяся к уплате в бюджет, будет равна
   нулю (760 руб.  - 760  руб.  =  0  руб.).  Следует  заметить,  что
   определение  объема  безводного  стопроцентного этилового спирта в
   спиртовом растворе производится путем умножения объема  спиртового
   раствора при температуре +20°С на его концентрацию.
       Собственно говоря,  подобное положение,  когда  сумма  акциза,
   причитающаяся  к  уплате  в  бюджет,  равна нулю,  будет возникать
   всякий раз при получении спирта по  ставке  8  рублей  за  1  литр
   безводного спирта и отгрузке спирта по этой же ставке.
       Однако тут главному бухгалтеру аптечного учреждения необходимо
   знать   о   некоторых   ситуациях,   когда  аптека  может  понести
   неоправданные финансовые потери при производстве этилового спирта.
   Прежде всего, нельзя забывать о том, что аптека не имеет льготы по
   уплате акцизов по этиловому спирту,  используемому на  медицинские
   цели,  и  лишь  арифметически  сумма начисленного акциза по спирту
   может  быть  равна  сумме  акциза,   уплаченного   поставщику   за
   подакцизное   сырье,   что  приводит  к  отсутствию  необходимости
   уплачивать разницу в бюджет.  Но в то же время налоговым периодом,
   за  который  составляется  декларация  по  акцизам,  является один
   месяц.  Нарастающим итогом с начала года налоговая  декларация  по
   акцизам не составляется. И если списание спирта в производство или
   его оплата поставщику  произошли  в  одном  налоговом  периоде,  а
   отгрузка спирта и,  соответственно,  начисление акциза по готовому
   подакцизному товару,  имели место в другом налоговом периоде, то в
   налоговой декларации по акцизам в одном периоде сумма акциза будет
   причитаться  к  возмещению  (то  есть  возникает  так   называемая
   отрицательная  разница между суммами начисленного акциза и суммами
   акциза, уплаченного поставщику), а в другой налоговой декларации -
   сумма начисленного акциза по отгруженной продукции будет полностью
   причитаться к уплате в бюджет.  Суммирование акцизов по нескольким
   налоговым  периодам  не  допускается,  поскольку согласно пункту 1
   статьи 5 Закона "Об акцизах" отрицательная разница  между  суммами
   акциза,  уплаченными  по  подакцизным  товарам,  использованным  в
   качестве сырья для  производства  других  подакцизных  товаров,  и
   суммами  акциза  по  реализованным  готовым  подакцизным товарам к
   зачету в счет предстоящих платежей  в  бюджет  или  возмещению  из
   бюджета   не  подлежит,  а  относится  на  финансовые  результаты.
   Согласно пункту 5 той  же  статьи  5  Закона  "Об  акцизах"  датой
   (моментом)  реализации  подакцизных товаров является день отгрузки
   (передачи) подакцизных товаров.
       Описанная выше   ситуация   с   отрицательной  разницей  может
   возникнуть,  когда у  аптечного  учреждения  на  конец  налогового
   период  накапливается  значительное количество этилового спирта на
   складе готовой продукции и отгрузка его производится уже в  другом
   налоговом  периоде.  Но  более  вероятна  другая  ситуация,  когда
   аптекой  отгружается  расфасованный  или  разбавленный  до  нужной
   фармакопейной  концентрации этиловый спирт,  приготовленный из еще
   неоплаченного поставщику сырья.  Дело в том, что согласно пункту 1
   статьи  5  Закона "Об акцизах" сумма акциза,  подлежащая уплате по
   готовому  подакцизному  товару,  уменьшается  на   сумму   акциза,
   уплаченную по сырью,  использованному для его производства.  Таким
   образом,  если сырье не оплачено и,  соответственно,  акциз  тоже,
   аптека  не  имеет  права  уменьшить  сумму акциза,  начисленную по
   изготовленному ей спирту на сумму акциза по спирту, полученному от
   поставщика.  Это возможно будет сделать только после оплаты спирта
   и сделать в том налоговом периоде,  когда произведена  фактическая
   оплата  спирта,  использованного  в качестве сырья.  Если отгрузка
   изготовленного аптекой спирта  произошла  в  одном  из  предыдущих
   налоговых периодов,  то в декларации, составленной в том месяце, в
   котором был оплачен поставщику спирт, являвшийся сырьем, возникает
   отрицательная разница, относимая на финансовый результат.
       Эти обстоятельства    требуют    от    аптечного    учреждения
   своевременно   производить  оплату  за  спирт  своим  поставщикам.
   Одновременно необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы во
   всех  бухгалтерских  документах,  получаемых  от поставщика спирта
   (как,  впрочем,  в составленных и самой аптекой),  сумма акциза по
   приобретенному  спирту  была  всегда  выделена  отдельной строкой.
   Таково требование пункта 7.1 Инструкции Государственной  налоговой
   службы  Российской  Федерации  N  47  от  10  августа 1998 года "О
   порядке исчисления и уплаты акцизов".  В случае невыделения  суммы
   акциза  в  расчетных  и  первичных  учетных  документах  отдельной
   строкой исчисление суммы акциза, в то числе акциза, уплаченного по
   использованному  сырью,  расчетным  путем  по  этим  документам не
   производится и на эту сумму не может быть уменьшена сумма  акциза,
   начисленная по готовому подакцизному товару.
       В заключение следует отметить и то,  что в  условиях  действия
   Закона  "Об  акцизах"  в  последней  редакции аптечным учреждениям
   желательно  воздержаться  от  приобретения  этилового  спирта,  по
   которому  в  расчетных  документах  поставщика  выставлен акциз по
   ставке 12 рублей за 1 литр безводного стопроцентного  спирта.  При
   отгрузке  изготовленного  аптекой  спирта  по ставке 8 рублей за 1
   литр неизбежно возникнет отрицательная  разница,  что  приведет  к
   ухудшению финансовых результатов предприятия.
       Внимательное изучение действующего налогового законодательства
   поможет    аптечным    учреждениям   рационально   планировать   и
   организовывать  производство  и   реализацию   этилового   спирта,
   добиваясь максимального финансового результата своей деятельности.

       04.99                                ГНИ по Московской области
                                                         М.Н.МИХАЙЛОВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz